№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

Владимир Деревянко

 

Человековедение. Из цикла «Параллельные миры».

Где твое счастье, человек?

Введение

Пытаясь ответить на вопрос, вынесенный в название статьи, следует заметить, что как люди различаются между собой, так и - их представления о счастье. Но как у людей есть общие интересы и намерения, позволяющие им понимать и поддерживать друг друга, так и в представлениях о счастье разных людей есть общие черты. Найти и испытать счастье непросто, ибо оно зависит не только от самого человека, но и от других людей-социума, - в силу их несовершенства жить счастливо и долго теперь весьма сложно. Если условно собрать всё, что мешает людям жить, в одну кучу, получится внушительная гора препятствий. Особенно трудно её преодолеть бедному и больному, но и богатому и практически здоровому человеку также будет нелегко потому, что это требует значительных и продолжительных усилий тела и духа, на которые немногие люди способны.

Это происходит потому, что жизненные ценности, определяющие смысловую направленность действий человека, не всегда соотносятся с его сущностью и разумом. Решение этой проблемы предполагает природосообразные развитие и действия человека, достижение которых является сложной социальной и семейно-педагогическая задачей. Экономика и политика, гуманитарные науки, в частности, человековедение и педагогика призваны изменить это положение, выровняв условия развития детей и сделав его природосообразным. Если рассматривать человека системно - в гармонии тела и духа, как часть большой системы семьи и общества, человечества и природы, как разумную открытую систему, состоящую их подсистем и элементов, можно понять и совершенствовать их цели и связи, алгоритмы и условия взаимодействия. В таком контексте следовало бы учить детей и организовать жизнь взрослых людей, в которой будет намного больше счастья!..

 

 

1. Счастье - определение, оценка уровня счастья людей и возможностей его повышения

Надо ли говорить, что счастья желают все, а выпадает оно немногим. Счастье многолико и быстротечно, позволяя немалому числу людей думать, что счастья нет, а другим, коих единицы, иногда считать себя счастливыми. Какие люди - добрые или жестокие, творческие или практичные, такое и их счастье... То есть мера и содержание счастья у людей могут быть разными, но есть высшее счастье человека, которое общезначимо и воплощает оптимум его индивидуальных, социальных и общечеловеческих интересов и действий. Содержательно такое счастье человека реализуется в успешном решении задач самосохранения и продолжения рода для улучшения вида, которое составляет высший смысл его жизни. В этом большие высота и естественность счастья человека, достижение которого в полной мере очень не просто, потому реально у людей в зависимости от возраста и уровня развития формируется свой, индивидуальный уровень мировосприятия и представлений о счастье.

Не смотря на то, что счастье человека, как и он сам, индивидуально и неповторимо, по мере углубления процесса познания обнаруживается всё больше общих черт и у людей и у их счастья. И дело не в том, что для счастья в понимании большинства людей достаточно обеспечения их материально-бытовых, духовных потребностей и возможностей эффективной самореализации, а в том, что людей очень многое объединяет и соединяет для решения больших общезначимых задач. Последнее имеет объективную сущностную основу, адекватная реализация которой является важнейшим условием счастья и долголетия человека. Что же такое: сущность человека и её адекватная реализация? Не вдаваясь в детали, с которыми можно познакомиться в другой нашей работе (см. наши «Основы человековедения», 9-я ред., гл. 1), прежде всего отметим её биосоциальность, следствием которой является двумерность сущности. Разумность и духовность, наделяющие человека способностью сознавать и улучшать себя и свой вид, определяют её третье измерение. Относительно доступное для понимания теоретически, последнее весьма сложно для реализации, ибо предполагает участие всего человечества...

Приведённые выше рассуждения показывают, что определение содержания и оценка счастья людей весьма непросты, будучи относительными от страны к стране, от народа к народу, от человека к человеку. Есть более благополучные страны и народы, где больше, если не счастливых, то здоровых и обеспеченных людей, и есть менее благополучные, но нет ни одной страны, где, если не все, то большинство людей были бы счастливы... Последнее является показателем невысокого уровня развития цивилизации Земли, позволяющее говорить о больших различиях между людьми в развитии и культуре, трудолюбии и работоспособности, материальном и социальном положении. Их естественным следствием являются несовершенство индивидуально-семейных отношений и действий и серьёзные социально-экологические и общечеловеческие проблемы.

Существенным фактором, предопределяющим характер современной жизни, меру её счастья и продолжительности являются господствующие жизненные ценности людей, а именно: стремление к обогащению и власти. По-видимому, это не случайно, отражая смысловую направленность самореализации человека и уровень видовой реализации его сущности. Человековедение выделяет и определяет важнейшие элементы процесса реализации сущности человека, которые в той или иной степени влияют на уровень и качество, продолжительность его жизни и счастья. Для этого следует взглянуть на человека с трёх сторон: индивидуально-семейной, социально-экономической и общечеловеческой, однако, в силу слабого звучания последней из-за недооценки её людьми мы пока ограничимся первыми двумя, чтобы опершись на их, подойти к третьей. Обратимся к началу жизни человека.

За/рождение и раннее развитие человека, постепенно улучшаясь, пока ещё оставляют желать лучшего: зарождение ребёнка нередко случайно и неподготовлено, - не подбираются пары и неоптимальны условия вынашивания, родов и раннего воспитания и развития. Институт семьи и брака, к сожалению, переживает не лучшие свои времена, не способствуя тому, чтобы дети, становились здоровее, умнее и нравственнее. Дошкольное воспитание малоэффективно. Современная школа, особенно начальная, не только не способствует росту, попросту губит интеллектуально-творческие /креативные/ способности учащихся и выпускает недозрелых, не вполне здоровых, ориентированных на удовольствия и развлечения эгоистов, нередко с негативными зависимостями и асоциальными наклонностями. Можно говорить о том, что индивидуальные действия людей и организация современной жизни даже относительно благополучных стран не способствуют достижению высокой меры счастья людей. И, тем не менее, опыт людей и их новые знания оставляют надежду на постепенное решение проблем и улучшение жизни.

Что же можно сделать для повышения меры счастья людей? Изложенное выше, кажется, не вселяет большого оптимизма, но, тем не менее, кое-что можно сделать уже сейчас, впрочем, это зависит от того, насколько люди захотят жить счастливо и долго и что будут для этого делать. И самое важное в этом: оптимальное соотношение разума и силы в их действиях, то есть нужны - не восстания и революции или сила и оружие, а самопознание, разумные, осознанные цели и совместные с другими людьми регулярные и неустанные действия для наилучшего совместного решения задач существования. Надо представлять, что счастливая жизнь не может быть завоевана, куплена или подарена, ибо счастье - не в этом... Нельзя купить любимую работу, настоящую любовь и, тем более, радость жизни, которую испытывает человек, счастливый тем, что может выразить себя наилучшим образом в труде или дружбе, возможности любить самому и быть любимым, испытывать радость материнства или гордость отцовства. Совершенствоваться самому и помогать в этом детям, участвовать в решении социальных и экологических проблем и освоении космоса!

Так вот, какими должны быть счастливые жизнь и люди - простые и сильные мира сего, все люди! А ведь сейчас таковых единицы и большинство живёт совсем по-другому... Как же это? Может быть, так и должно быть? Может быть, а может и не быть, кто это знает наверняка?.. Увы, на этот счёт существуют разные мнения, как и суждения о человеке и его сущности, зная которую лучше, можно было бы и вернее судить о человеке и смысле его жизни и счастье и пытаться жить лучше и дружнее, справедливее и счастливее!.. К сожалению, несмотря на расшифровку генома человека, люди не приблизились ни в познании смысла своего существования и не стали счастливее... Наверное, люди находятся на таком уровне своего видового развития, когда они ещё только пытаются понять себя, чтобы затем начать становиться лучше!..

 

 

2. Возможности и средства преодоления препятствий на пути к счастливой и долгой жизни

Герой одного известного фильма написал: "Счастье - это когда тебя понимают" и не согласиться с этим нельзя. Однако у этой мысли есть два дополнения: первое - надо, чтобы и ты понимал других, и второе - ты понимал и верно выражал себя! Следует заметить, что между тем, когда тебя понимают и когда ты понимаешь, есть нечто, сближающее людей, понижающее степень их разобщения и, тем более, отчуждения. И это нечто - близость, общность интересов. Но откуда ей взяться, когда большинство людей разобщены: деньгами и деловыми интересами, мировоззрениями и убеждениями, знаниями и верой, нравственностью и безнравственностью? По-видимому, что-то в людях должно измениться?.. Неужели это возможно и почему так не происходит? Наверное, потому, что люди стремятся к другому, вспомним, каковы теперь жизненные ценности...

Что же, сближение людей и взаимопонимание невозможны? Если всё будет продолжаться так же, то да! И нет никаких возможностей повлиять на это? Отчего же, есть и таковых немало: восстания и военно-политические перевороты, перестройки... Но ведь это уже бывало и не раз, и всё не меняется в главном - остаются неравные возможности, несправедливость... Пожалуй, но сказать, что всё остаётся по-прежнему, нельзя, - что-то, понемногу, постепенно, медленно, меняется в такой же степени, в какой меняются человек, люди, социум. И дело отнюдь не в научно-техническом прогрессе, колоссальных технических достижениях, происходящих на наших глазах и изменяющих всё вокруг, а в разуме человека, который через пробы и ошибки людей помогает им находить новые решения насущных проблем... Увы, на фоне НТП гуманитарный прогресс - нечто реально второстепенное и неоднозначное, практически отсутствующее, по мнению некоторых даже архаичное, не нужное, особенно, когда речь заходит о природе человеке, её познании и определении...

Странно, но не определив своей сущности, иначе говоря, не зная себя, как можно жить лучше, счастливее?.. Как говорится, вывод напрашивается сам собой: надо определить природу-сущность человека и, познавая, оптимально реализовать её основания и свойства для улучшения жизни и повышения меры его счастья!

Итак, чтобы лучше жить, недостаточно иметь много средств, к чему стремится большинство, лучшая жизнь - это жизнь лучших людей, открытых для общения и взаимодействия, а не богатых, многоимущих и разобщённых своими капиталами и высокомерием!.. Чтобы снижать уровень противоречий и разобщения или от противного - сближаться, людям надо быть не только толерантными и организованными, но и действующими с большей пользой для всех. Возможно ли это и как? Возможно, если действовать сообразно сущности и высшей пользе, которые следует познавать своим разумом. И снова мы приходим к необходимости самопознания и того, что только с помощью разума люди могут понять, что лучшая жизнь, о которой они мечтают, не покупается за деньги, а подразумевает более совершенное поведение в себе и во вне!

В себе - индивидуально и во вне - социально? То есть человек естественно раздваивается: он должен делать необходимое для своего самосохранения и развития и, поскольку он часть социума, то также должен действовать и для развития социума. Почему? Да, такова его биосоциальная сущность, и это человек осознаёт постепенно в процессе социализации. Будет лучше для всех, если этому человека будут учить и как следует - с самого детства! Зная, чем он располагает, а каждый появляющийся на свет человек должен быть обеспечен всем необходимым для оптимального физического и духовного развития, с помощью родителей и воспитателей он должен сформировать такие цели, выбрать необходимые средства и затратить столько энергии и ресурсов, чтобы его тело и дух выступали как единое целое, помогая и дополняя друг друга в осуществлении жизненной необходимости, определяемой его сущностью, для улучшения вида, составляющего его высшую пользу. Но даже приблизившись к пониманию самого себя и стремясь к гармонии духа и тела, человек должен сознавать необходимость связи, интеграции с людьми и природой и стремиться к гармонии внутреннего и внешнего, которая является важнейшим условием осуществления жизненной необходимости и без которой не может быть полноценного счастья.

Известно, что каждый нормальный человек, как живое существо, должен решать несколько задач: самосохранения, продолжения рода и улучшения вида. Если с решением первых двух задач у людей более или менее ясно, то последняя у многих просто не звучит... Если улучшение вида в животном мире идёт через естественный отбор и достигается прежде всего силой - кто кого, то как теперь с этим обстоит у людей? Вообще говоря, и у людей сила - важный фактор их успеха, но не только... А как же с разумом? Не с мозгом, интеллектом, мышлением, а способностью сознавать себя и познавать мир для здорового и счастливого существования в гармонии с людьми и природой! Да, вроде, его как бы и нет - не звучит или мало звучит разум в интересах и действиях людей. А почему? Да потому, что у людей фактически действуют те же законы, что и в джунглях: накопить состояние побольше и занять более высокое положение... Неужели люди недостаточно разумны? Увы, в массе своей - да. И что же, нет каких-то возможностей изменить такое положение? Пока лишь очень смутные, но весьма вероятные, - надо развивать и тренировать свой разум, как, впрочем, и мышцы, что также полезно, ибо такова суть человека!..

Думается, что процесс позитивных изменений пойдёт по нескольким направлениям: от экономики и преодоления её кризисов и других издержек капитализма /1/, от политики и оптимизации организации социума /2/, от науки, прежде всего, гуманитарной /3/, которая через педагогику и другие гуманитарные науки и формы общественного сознания будет помогать людям становиться лучше и находить более разумные способы совместного существования. Мы полагаем, что назрело и всё более актуализируется мировое ожидание начала научного изучения капитализма во всех его ипостасях: экономической, социальной и экологической, ну, и, разумеется, общечеловеческой с точки зрения смысла жизни или высшей пользы человека! Поскольку политика продолжает или выражает экономику другими средствами, если она разумна или действует во благо общества, а не отдельных богатых и сильных мира и их групп, она должна начать действовать в направлении оптимизации экономики и организации социума для снижения неравенства и несправедливости. Наконец, гуманитарные науки и СМИ должны зазвучать некоммерчески и перестать подпевать власти, а педагогике следует обратиться к своим корифеям - Я. А. Коменскому, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервегу, К. Д. Ушинскому и другим лучшим педагогам прошлого и современности, чтобы, действуя по разуму, учить всех детей развиваться и оптимально самореализоваться сообразно своей сущности!

 

 

3. Человековедение и природосообразная педагогика

Человековедение определяет разумное поведение как приведение потребностей и желаний человека в соответствие его сущности, которая задаёт мотивационную основу поведения человека, предопределяя необходимость и полезность его самопознания и оптимальной самореализации. Считаясь с животным происхождением человека, нельзя не отметить того, что в отличие от животных, благодаря разуму, он способен не только сознавать себя, свои необходимость и пользу, но и влиять на своё развитие. При этом оно объективно отражает меру /познания и реализации сущности/, что, собственно, и составляет жизненную необходимость, которая производна развитию и совершенству человека и его социума. Способность человека к самопознанию и самосознанию не означает того, что она возможна и проявляется сама по себе без внешней помощи и его целенаправленных усилий. К сожалению, современные воспитание и образование не способствуют осознанию и, тем более, осуществлению жизненной необходимости прежде всего потому, что это непросто, ну, и потому, что это пока не актуально для людей, если о природосообразной педагогике, развивающем обучении и нравственном воспитании уже более трёхсот лет говорят лучшие педагоги, вспомним И. Г. Песталоцци, а на практике мало что меняется...

Сами же люди в той или иной мере сознают жизненную необходимость через обмен веществ, иначе говоря питание, и ритмы жизни: (сон/бодрствование, работа/отдых), то есть всё то, что необходимо для самосохранения, составляющее её индивидуально-постоянную часть. Ещё она дополняется процессами-задачами развития и образования, самореализации и продолжения рода, решая которые, человек взаимодействует с другими людьми и природой, при этом его жизненная необходимость приобретает социальные и общечеловеческие составляющие. С помощью разума человек способен сознавать меру осуществления необходимости по степени полезности своих действий для развития своего и социума. Идеалом полезности и разумности /природосообразности/ поведения человека является следование высшей пользе, которая интегрируется в задаче улучшения вида. Действуя для всего вида, человек в наивысшей степени полезен для всего человечества, социума и себя, и испытывает радость жизни как высшую степень счастья! Впрочем, это в идеале, и пройдёт ещё немало времени, прежде чем осознание и достижение высшей пользы людьми обретет реальные очертания.

Оптимальное природосообразное развитие человека - важнейшая социальная и семейно-педагогическая задача, которая, увы, ещё ждёт своего решения. И дело не только в науке, воспитании и образовании, а прежде всего в социально-экономических условиях жизни людей, далеко не все из которых имеют регулярное питание и здоровую обстановку в семье, - надо ли говорить, что в лучших условиях жизни эффективнее развитие и быстрее процессы созревания детей. Однако даже в самых обеспеченных семьях не всегда реализуется полный комплекс факторов оптимальных развития и жизнедеятельности человека, как в силу недостаточной компетентности воспитателей, так и негативного воздействия среды. Человековедение и педагогический процесс на его основе призваны изменить это положение и выровнять условия развития детей, но для массовой оптимизации развития и жизнедеятельности людей ещё не сложились объективные предпосылки. Не везде учитываются негативные и формируются позитивные факторы развития и, что наиболее важно, воспитание и обучение нередко сопряжены с насилием, заучиванием больших объёмов знаний, не способствующих развитию творческих способностей и проявлению индивидуальности учащихся.

Нельзя сказать, что таков социальный заказ, - и теперь ценятся интеллект, неординарное мышление, креативность, причём, не только в творческих областях, скажем, в искусстве и науке, но и в экономике, например, менеджменте или маркетинге. Всё более сложными, автоматизированными и роботизированными становятся производство и транспорт. Разумеется, можно подготовить необходимых специалистов и в рамках новых форм высшего и специального образования, но если готовить их с раннего детства в интересах всего общества, продуктивность и самоотдача людей будут намного выше! Что немаловажно, при более раннем выявлении и закреплении наклонностей и способностей учащихся их можно и развить в большей степени и добиваться больших успехов, испытывая удовлетворение от труда и радость жизни.

Коль скоро мы говорим о мире людей, наделённых разумом, то в нем, как в открытой системе, жизнь может быть организована по-другому, по человечески, по разуму! Это опять в идеале и с этим, как мы уже говорили, пока непросто... Проходят десятилетия, а жизнь людей и их взаимоотношения, как некий консервант, остаются весьма похожими на жизнь животных... Когда же система жизни начнёт приоткрываться для внешних позитивных воздействий? Может быть, когда, Господь снизойдёт до нас, грешных или прилетят всемогущие инопланетяне и помогут людям устроить лучшую жизнь?.. Всё может быть или не быть... Впрочем, исторический опыт показывает, что картина постепенно меняется - медленно, но верно люди развиваются сами и улучшают свою жизнь, пока в большей степени в физико-техническом и вещном отношении. Но развиваются и гуманитарные науки, разумеется, не так активно, как естественные, - наверное, в этом есть какая-то своя логика? А в том, что человек, зная о себе так много, до сих пор не определил свою сущность, тоже есть логика?.. Однако, это - странная логика, здравому уму не постижимая?..

Если рассматривать человека системно - не в отрыве, а в гармонии тела и духа, кибернетически, как часть системы семьи и общества, человечества и природы, как разумную открытую систему, состоящую из подсистем и элементов, можно понять и совершенствовать их цели и связи, алгоритмы и условия взаимодействия. В таком контексте следовало бы учить детей и организовать жизнь взрослых людей! Человековедение создало теоретико-методологический базис, на котором определена и доведена до алгоритмов и технологий система природосообразного поведения и рационального развития человека. Его содержательную и конструктивную основу составляют сущность и разум человека в развитии, необходимость совершенствования для достижения высшей пользы, самая суть которых сводится к следующему: выбирая между желаниями и необходимостью. человек способен их оценивать по степени полезности для себя, для рода и для вида, постепенно сознавая и осуществляя свои жизненную необходимость и высшую пользу и становясь разумнее! Благодаря разуму, люди выделились из животного мира и способны оптимизировать своё развитие, поднимаясь над естественным отбором и делая возможной рациональную эволюцию человека!

Что делаешь и куда идёшь, человек? Хорошо ли жить сегодня и можно ли жить лучше завтра? Насколько мы хозяева своей судьбы и что надо делать, чтобы жить свободно и счастливо?

Известно, что в каждом ребёнке есть нечто гениальное, но только единицы его реализуют... Что же мешает его проявить многим?.. Ищи своё счастье и иди к нему, человек!

21.08.2013

 

 

 

Пересекутся ли параллельные миры людей?

Введение

Параллельные миры людей - понятие в определённой степени относительное, философско-нравственное, психологическое, позволившее нам создать большой цикл статей. Речь идёт о мировоззрениях, интересах и действиях людей, формирующих их своебразные миры, которые в большинстве существуют каждый сам по себе, иногда пересекаются и даже объединяются, но пока в недостаточной степени... Причин того немало, главная их них - материальное и социальное неравенство людей, идущее из прошлого, определяющее различие их стартовых возможностей и неравноправие. В этой связи можно говорить о несовершенстве господствующих жизненных ценностей, которые выражают доминирующую теперь черту людей, весьма схожую с тем, что движет животными.

Констатируя, что человечество находится на некотором уровне развития, которому имманентны такие качества и действия людей и их отношений, человековедение обосновывает возможность их позитивной динамики. В статье ставятся и анализируются вопросы неоптимальных отношений людей между собой, народа и власти, СМИ, искусства и науки/педагогики, следствием которых является несовершенство современной жизни и её замедленное развитие. Задача статьи - показать противоестественность такого положения и с позиций человековедения обосновать возможность преодоления не только разобщения, но и противостояния людей. Залогом будущего успеха являются разумность и природная биосоциальность человека, которые будут способствовать достижению взаимопонимания и взаимодействию людей для улучшения их жизни.

 

 

1. Что из себя представляет современное общество или о разобщении и единении людей как производных их развития

Современное общество разнородно-дисперсно в силу многих различий людей - в материальном и социальном положении, физическом и духовном развитии, трудолюбии и целеустремлённости, отношении к себе, другим людям и общественным обязанностям... В большинстве, исключая корпоративные или дружеские отношения, люди живут сами по себе, пытаясь самореализоваться и больше иметь, утвердиться и занять более высокое положение среди людей ибо таковы их жизненные ценности. И так продолжается из века в век, - некоторые живут очень хорошо и имеют высокий социальный статус, другие стремятся к этому, занимаясь политикой или бизнесом. Большинство же работает на производстве или транспорте, в образовании и науке, в сфере обращения и СМИ, искусстве и спорте, где только можно, - при этом живут и очень хорошо, и не очень, действуют по правилам и без правил, имеют свой дом или не имеют, сыты всегда или нет...

Немалая часть людей, в отдельных странах до 25% от общего числа работающих, - бывают безработны, немалая часть работающих - занимается любым, нередко не своим делом для хлеба насущного, а некоторая часть общества, и чем хуже оно развито и организовано, тем в большей степени, составляет преступную прослойку. Есть люди без определённого места жительства - выживающие и обречённые... Некоторые люди помогают другим, другие, и их большинство, принимают жизнь, как есть, и живут нередко в разобщении с самими собой и другими людьми. В современном обществе нет единства и это не только печально, но противоестественно, потому что человек разумен и биосоциален и не может жить без смысла, в одиночестве... Наверное, это не случайно и тому есть причины?

Причины разобщения людей и несовершенства жизни искать далеко не надо, собственно, они следуют из контекста, изложенного выше и их можно было бы расширить. Главное, это - материальное и социальное неравенство, переходящее между поколениями и определяющее различие стартовых возможностей людей и их неравноправие. В этой связи можно говорить о несовершенстве господствующих жизненных ценностей и госинститутов, которые выражают доминирующую черту людей, весьма схожую с тем, что движет животными, - своекорыстие. И это не удивительно потому, что является основой самосохранения человека и движущей силой экономики. Может быть, мы преувеличиваем? Отнюдь, даже преуменьшаем, потому что родовитыми, а впоследствии и неродовитыми хозяевами великолепных замков и произведений искусства двигало даже не своекорыстие, - страсть обладания и исключительное право владения огромной собственностью и роскошью, высокомерие "сильных мира сего", противопоставляющих себя рабам, плебеям, черни, - рабочей силе, творцам, руками, умением и потом которых это создавалось...

Считаясь с историческими реалиями, многим кажущимися раз и навсегда данными и неизменными, а другим - противоестественными, нельзя не видеть позитивных перемен, происходящих вместе развитием и социализацией экономики, урбанизацией и информатизацией жизни, повышением организации и демократизации социума, развитием международных связей и процессов глобализации. Тем не менее, остаются старые и возникают новые проблемы, препятствующие преодолению социальной несправедливости и неравенства возможностей людей. Здесь и действие исторической инерции, и очевидные различия людей и их разобщённость. Наконец, можно констатировать, что человек и всё человечество находятся на некотором сравнительно невысоком уровне развития, которому имманентны такие качества и действия людей и их отношений. Вместе с тем, хотя они и рознятся между собой, есть одно весьма важное обстоятельство - разумность людей и их способность к развитию! И чем активнее будет развитие, тем лучше будет для всех...

О необходимости развития человека и социума и сближения людей стоит говорить не только в силу их социальности и разумности, это имеет смысл и вследствие разделения труда и всё более возрастающей зависимости одних людей от других по тем или иным вопросам, товарам или услугам. Есть и ещё один уровень взаимодействия людей по необходимости создания совместных предприятий и преодоления общих трудностей, например, эпидемий или стихийных бедствий, решения экономических, экологических или других научно-технических или социально-политических проблем. Наконец, есть общечеловеческие задачи развития, освоения космического пространства и защиты от природных, в том числе, космических угроз, решение которых возможно только осознанными совместными усилиями многих людей!

Перечисленное представляет собой сложный процесс многоуровневых взаимодействий людей, которые теперь далеки от оптимума по ряду причин, - и потому, что недостаточно изучены, и в силу преобладания частной собственности, следствием которой является разобщение людей. Возможно ли и насколько это изменить к лучшему? А настолько, насколько люди осознают необходимость и пользу лучшего и объединятся для его реализации. Природные катаклизмы и вооружённые социально-политические конфликты, технологические и экологические проблемы являются не только хорошим напоминанием необходимости рационализации действий людей, но и, к сожалению, не всеми и вполне осознаваемыми угрозами существованию людей...

 

 

2. Народ и власть, люди и СМИ, жизнь и проблемы

О противостоянии народа и власти можно говорить, как о чём-то архаичном, противоестественном и неразумном, и вместе с тем, вполне реальном и обычном практически для каждой страны или племени Земли. Почему? Да, прежде всего, потому, что люди в массе своей разобщены и нужны некие средства и энергия - власть, для поддержания хотя бы относительного равновесия и порядка в обществе, обеспечения общезначимых функций и, что желательно, но не везде обеспечивается, поступательного развития. Последнее - камень преткновения для власти и, что ещё очень важно, своеобразный индикатор её эффективности... А с этим далеко не всё в порядке - где-то лучше, где-то - хуже, особенно там, где надолго засиживаются правители и, как бы хороши они ни были, время не делает их лучше и ближе к народу, ибо они становятся всё богаче, а жизнь, если и улучшается, то не в такой же степени, оставаясь несправедливой для многих...

Есть нечто пока не вполне определённое и нереализованное в части отношений между народом и властью, а именно: обязанностей и ответственности последней, - власть стоит над народом, имея преимущества и привилегии для себя, в отсутствие обратной связи или средств оперативной оценки результатов своих действий со стороны народа - тех, для кого она должна работать, как можно лучше, а не царствовать, отгораживаясь охраной, забывая о своих обязанностях и нередко используя общее достояние в своих частных целях. Можно говорить об атавистическом величии власти, которое тем безграничнее, чем дальше заглядываешь в прошлое, и которое должно уйти туда взамен оптимальным организации и менеджменту, как необходимым условиям преодоления несправедливости в отношениях между людьми и улучшения жизни большинства. Судя по тому, как трудно этого добиться, ещё немало сил и времени потребуется, прежде чем люди осознают необходимость и пользу этого и построят справедливую и равновозможную для всех систему организации жизни. И помогут им в этом необходимость решения серьёзных социально-политических проблем и постепенное осознание необходимости других социально-экономических отношений, вследствие развития людей и их разума и накопления информации.

А современного человека окружает и, чем дальше, тем в большей степени, огромное количество различной информации. Немалую её часть он получает через СМИ - печатные, электронные - радио, телевидение, Интернет, другую - черпает в произведениях искусства и литературы, наконец, существенную по объёму информацию он осваивает в процессе воспитания и образования. Непрерывный рост общего объёма информации и её многообразие формируют сложное и своеобразное информационное поле интересов и взаимодействий людей. Его высшие точки определяют государственные институты и сравнительно небольшая финансово-политическая группа людей со своими интересами и стремлением к господству над другими. Обслуживающая их сравнительно большая масса людей формирует мало или совсем не связанные между собой функциональные корпоративные ареалы. Под ними или где-то между ними складывается довольно большой массив информации, обеспечивающей средний и малый бизнес, различные коммерческие и общественные организации. Некогда владевшие умами людей литература и театр, теперь уже не имеют такого влияния, как, впрочем, и СМИ, которые из бумажных переходят в электронные, также теряя своё влияние хотя бы вследствие возрастания числа всевозможных каналов воздействия на людей.

Насколько различаются сейчас между собой люди - по культуре и мировоззрению, интересам и действиям, настолько различаются по своей направленности СМИ, культура и искусство. К сожалению, информационные интересы и взаимодействия людей состоит отнюдь не во взаимном притяжении. С одной стороны можно говорить о естественном многообразии интересов, свободе самовыражения людей и доступности информации, а с другой - нельзя не видеть серьёзного разобщения между людьми на основе того, что определяет их важнейшие жизненные ценности - деньги и власть. Последнее воздействует на СМИ, ангажируя их и используя для коммерческой рекламы, своеобразного насилия над зрителями и предопределяя содержание радио-телепрограмм, в значительной степени развлекательных и возбуждающих агрессию и безнравственность. Такое положение не может устраивать здравомыслящих людей и негативно воздействует на молодёжь и детей, но в условиях капитализма, увы, это - такое же неизбежное зло, как несправедливость и неравноправие...

Современная жизнь - это взаимодействие людей, их групп и целых народов, находящихся на определённом уровне эволюционного развития. Оно определяет основные устремления людей и их представления о нынешней и будущей-лучшей жизни. Теперь - это экономическое развитие с минимизацией издержек за счёт экспансии производства в страны с более дешёвой рабочей силой, биржевые игры и индустрия развлечений. В свою очередь в развитые страны мигрирует большое число жителей развивающихся стран. Происходит интеграция и формирование экономических сообществ стран и военно-политических блоков. Развивается широкое международное сотрудничество, позволяющее говорить о начале процессов глобализации. Однако, это происходит в условиях несправедливого перераспределения ВВП в пользу частных лиц, тормозя развитие общества и серьёзных мировоззренческих и религиозных противоречий, которые также не на пользу общества.

Сложившаяся практика нацеливает людей на достижение личного успеха в рамках капитализма, который имеет серьёзные недостатки, проявляющиеся рецессиями и перепроизводством, проблемами валютной системы, усилением безработицы и банкротством целых городов (вспомним Детройт) и может достичь масштаба государств и сообществ... Их преодолением давно следует серьёзно заниматься не только политикам и экономистам, но и представителям других научных, прежде всего, гуманитарных направлений - социологии и психологии, экологии и человековедению, ибо для этого необходима опора на объективное знание человека и его биосоциальной сущности в развитии. Однако и теперь ещё нет философско-антропологического обобщения имеющихся научных представлений о человеке, его природе и смысле существования, а, казалось бы, так естественно знать, для чего живут люди и как они себе представляют другую - лучшую жизнь, ведь на всех богатства и власти при капитализме не хватит никогда...

Что бы там ни было, - ничто не вечно под Луной, - как капитализм вырос из феодализма, так и из капитализма должно вырасти нечто другое, более разумное и справедливое?.. А вот, что, как и когда?..

 

 

3. Противоестественность разобщения людей, необходимость и возможности его преодоления. Человековедение о необходимости единения людей

Как отмечалось выше, в современном обществе нет единства и это не только печально, но противоестественно, потому что человек по сути своей социален и не может жить без других людей. Можно заметить, что социальность означает не только единство, но и взаимодействие людей между собой для достижения общих целей по некоторым правилам. Такие цели и правила существуют, но, судя по тому, сколь несовершенны и несправедливы они, предстоит ещё длительное их совершенствование. Общество людей, - это система взаимодействующих между собой подсистем и элементов, которая может и должна быть намного совершеннее, но, увы, и цели людей не совпадают, и средства их достижения различны и не всегда законны, и подсистемы, например, народ и власть, функционируют отнюдь не согласованно, наконец, общезначимые цели и ценности не выражают интересов большинства, ну, и в общественной системе нет, даже не общности, а движения к некой общей цели, подразумевающей развитие.

Человековедение вслед за кибернетикой считает, что существенным критерием оптимальности системы общества является равенство прав и возможностей всех его членов. Для снижения энтропии от частного накопления и разобщения общество должно стремиться к общности и развитию. История показывает позитивную тенденцию развития, но это происходит не просто и не быстро /веками/, особенно, если совершенствованием людей и общества, как это имеет место в действительности, не занимаются, вооружившись наукой. Тем не менее, жизненный опыт и размышления людей: писателей и философов, бизнесменов и политиков, учёных и деятелей искусства, накопленный за многие тысячелетия развития человечества, представляют собой огромный, не всем известный, колоссальный материал, для конструктивного осмысления и приложения которого не хватает лишь искры, чтобы возгорелось пламя улучшения жизни! Важнейшим условием достижения успеха на этом направлении является развитие человеческого разума!

От разобщения к общности и единению ведёт много путей, но, чтобы преодолеть разобщение, у людей не сразу, но постепенно должна происходить переориентация их интересов и целей от частной выгоды к общей и высшей пользе. Почему? А, как доказывает человековедение, такова природа человека и его разума! Сейчас - время обострения экономических проблем, смешения рас и пока ещё неуверенно-робкого поиска новых форм социально-экономических отношений. Ещё существуют и возникают новые финасово-политические группы, пытающиеся вершить судьбы мира, но их время проходит в силу объективного нарастания энтропии системы человечества. Накопилось множество проблем людей, глубокий анализ которых наводит на мысль о существовании их общих причин, связанных с желаниями и действиями человека, недостаточно использующего свой разум. Пока это будет продолжаться, жизнь не будет принадлежать ему самому, - людьми будут владеть миражи счастья и сильные мира сего!..

Итак, какие пути сближают параллельные миры и ведут к общности и единению людей? Ну, во-первых, это - объективный исторический процесс поступательного эволюционного развития человечества, чреватый общественными потрясениями и трудностями для людей. Вариантом первого может быть второй путь, менее тернистый, если общество станет думать о своих проблемах и заработают социально-экономические науки. Третий и не последний, ибо возможны комбинированные и неожиданные варианты - последовательная подготовка новых людей и постепенное формирование новых социально-экономических отношений на основе осмысления и определения сущности человека и приведения их в соответствие её основаниям и свойствам средствами природосообразной педагогики. Последний вариант эффективен, но пока идеален, предполагая научное и единообразное видение человека и его природы. Многообразие в определениях человека, доминирующее ныне, было и будет серьёзным препятствием на пути познания человека и улучшения его жизни.

И, тем не менее, мы вновь и вновь возвращаемся к социальности человека, которая у очень многих не вызывает сомнений, но для своей реализации не терпит насилия одних людей над другими, как это было после социалистической революции в России. То есть нельзя навязывать людям примат социального над индивидуальным - они сами должны его принять, когда придёт время и их разум вполне осознает жизненную необходимость единения с другими людьми. То же следует говорить и об экономике: существуют частное и общее и соотношение между ними - не абстрактная величина, а реальное выражение экономических отношений людей. В идеале человек должен владеть таким количеством собственности, которое отвечает его ЖН, остальное должно быть общим, но предназначенным для развития и совершенствования людей, стремящихся к улучшению вида! Надо ли говорить, что при этом каждый человек должен чётко знать, что ему необходимо и что он должен делать для себя и других, чтобы жизнь всех становилась лучше!

Если исходить из того, что человек рождается животным, которое не способно сознавать себя частью общности, то, чтобы эта способность проявилась, её надо сформировать. В большинстве случаев социализация человека в нормальных условиях происходит естественно, начинаясь на 3-4-м месяце жизни, в противном случае - человек остаётся в той или иной мере животным... Но простой социализации недостаточно, её необходимо развивать, преодолевая эгоизм, леность и иждевенчество, стремясь к социально значимой самореализации человека! Восприятие себя, как "мы", производно разумности человека, сознающего, что без других людей он не сможет вырасти здоровым и счастливым, много знающим, желающим и могущим эффективно трудиться, занимаясь любимым делом для блага всех. Разумеется, осознание необходимости и полезности общего, не говоря о высшей пользе человека, которая воплощает его видовые интересы, придёт не сразу и непросто вместе с развитием его разума!

Говоря о необходимости и пользе единения людей и отвечая на вопрос, вынесенный в название статьи, следует иметь в виду, что это непросто для современного человека и только его разум, способный ко многому, развиваясь, поможет ему знать, желать и делать то, что жизненно необходимо и полезно для всех и каждого, способствуя соединению параллельных миров - мыслей и действий людей для совместного активного движения вперед в познании и реализации своей сущности для самосовершенствования и улучшения жизни!

21.08.2013

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№55 дата публикации: 02.09.2013