№71 / Осень 2017
Грани Эпохи

 

 

В. Л. Мельников

(Государственный историко-архитектурный

и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»)

 

Ольденбургские в творческой судьбе Рерихов

Часть II. Сотрудничество принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской с Рерихами

Продолжение, начало см. Часть I.

 

Как известно, 28 октября 1901 года по старому стилю в петербургской церкви Св. Великомученицы Екатерины при Императорской Академии художеств состоялось бракосочетание Николая Константиновича Рериха (1874–1947) (ил. 3) и Елены Ивановны Шапошниковой, в замужестве Рерих (1879–1955)[1] (ил. 4). Брак известного художника продлился более 46 лет, был крепким и плодотворным, и только смерть Н. К. Рериха в гималайском имении «Урусвати» на севере Индии разлучила супругов.

О том, как провели своё первое супружеское лето Рерихи, известно из их переписки, изданной отдельным томом[2]. Сохранилось более 25 писем той поры, когда они жили в природном покое на даче в имении «Кунёво» под Окуловкой. В одном из них Н. К. Рерих пишет молодой жене, бывшей к тому времени на сносях: «Мисик, Лада моя хорошая, был я у принцессы [Е. М. Ольденбургской], – она, оказывается, ожидала меня в понедельник, а мне и не сказали. Была ужасно мила. Проговорили: 1 1/4 [часа], а до доклада и не добрались, так он до осени и остался. Показывала мне свои акварели. Сказала, которые места в Домовичах ей больше нравятся (значит, нужно будет их написать и ей поднести – не худо будет). Пришла в восхищение от моей серии картин, очень интересовалась их увидать» (29 мая 1902)[3]. В первой части нашего исследования мы уже затронули историю создания упомянутой здесь живописной серии «Окуловка», значительная часть которой вскоре после создания украсила семейное собрание Ольденбургских[4].

В каталоге первой самостоятельной в жизни Н. К. Рериха «Выставки картин, этюдов и рисунков», открывшейся 1 марта 1903 года в петербургском художественном предприятии «Современное искусство», под № 4 упомянуто произведение «Часовня» как «собственность Её Императорского Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской»[5]. В исследованиях художественного наследия художника о нём почти ничего не сообщается, судьба его остаётся до конца невыясненной. Как указал известный искусствовед А. П. Иванов (1915), «Часовня» была написана маслом, что даёт нам возможность соотнести её с одним недавно обнаруженным этюдом Н. К. Рериха (ил. 1), на обороте которого приклеена бирка Всемирной выставки в Сент-Луисе 1904 года (ил. 2). На бирке среди ряда записей указано и неавторское название произведения: «Старая часовня Валдайского уезда (Псков)». В каталоге русского художественного отдела Всемирной ярмарки в Сент-Луисе этот этюд отмечен под № 474: «ОldShrine»[6],то есть «Старый храм», и помещён в группу псковских этюдов, что является очевидной ошибкой. Подобных нелепостей американские организаторы выставки сделали немало, о чём современный рериховед Л. Ю. Келим справедливо пишет: «Очевидно, что каталог готовился в спешке, вряд ли согласовывался с авторами работ, содержит много ошибок и не может являться значимым источником при изучении атрибуции картин Н. К. Рериха»[7]. Именно поэтому есть все основания предполагать, что перед нами произведение «Часовня», полученное принцессой Е. М. Ольденбургской в дар от художника в 1902–1903 годах, отправленное в далёкое заокеанское путешествие на выставку в Сент-Луис с её милостивого позволения. Дополнительно укрепляет нас в этом мнении совсем не случайное указание на Валдайский уезд в надписи на заднике этюда. Именно в пределах бывшего Валдайского уезда и располагались любимые ею Домовичи.

 

Ил. 1. Н. К. Рерих. Старая часовня в Валдайском уезде. [1902–1903]. Дерево, масло. 30,5 × 40,6 см.

Произведение продано 18 февраля 2020 года на аукционе «Freeman's» (Филадельфия, США)

 

Ил. 2. Этикетка выставки на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе, содержащая название, дату и имена организаторов выставки и её русского художественного отдела, имя художника, название произведения и его учётные номера. Приклеена на обороте этюда Н. К. Рериха «Старая часовня в Валдайском уезде». 1904

 

Напомним, что именно по воле принцессы Е. М. Ольденбургской состоялась первая официальная командировка Н. К. и Е. И. Рерихов «по старине» летом 1903 года. По её итогам Николай Константинович докладывал 27 декабря 1903 года на заседании Комитета Императорского Общества поощрения художеств (далее – ИОПХ). Во время его выступления Евгенией Максимилиановной и другими присутствующими были осмотрены этюды, написанные Н. К. Рерихом во время этой командировки. Как указывал в «Отчёте о деятельности» ИОПХ в 1903 году сам художник (в то время он занимал в ИОПХ должность секретаря Комитета – «исполнительного директора» этого учреждения), Комитету он представил серию из 71 этюда, на которых были изображены памятники древности Ярославля, Нижнего Новгорода, Ростова Великого, Суздаля, Юрьева-Польского, Владимира, Смоленска, Гродно, Ковно, Вильны, Риги, Вендена, Изборска и Пскова. «В виду значения изображённых памятников Комитет постановил выставить этюды Н. К. Рериха на постоянной выставке Общества в течение января 1904 года для публичного обозрения»[8], что и было сделано – «для ознакомления публики с художественными памятниками старины»[9].

Уже 5 января 1904 года выставку Н. К. Рериха посетили президент Императорской Академии наук великий князь Константин Константинович (он же русский поэт К. Р.) (1858–1915) с Августейшей супругой великой княгиней Елизаветой Маврикиевной (1865–1927) и Августейшая председательница ИОПХ принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, бывшая внучкой Николая I по матери и внучкой Жозефины Богарне, супруги Наполеона, по отцу. Их Высочества «изволили выразить пожелание к дальнейшему продолжению начатой работы»[10].

Вдохновлённый таким откликом своих прямых покровителей Н. К. Рерих, во-первых, продолжил свои «паломничества по старине» в последующие годы и, во-вторых, решился отправить свою «Архитектурную серию» за границу – на выше упомянутую художественную выставку в рамках Всемирной ярмарки в Сент-Луисе. При этом качественный состав первоначально показанной в стенах ИОПХ серии этюдов был им изменён. Увеличилось и число отправленных произведений. С выставки в ИОПХ некоторые этюды были подарены (например, «Старая Рига» – И. М. Степанову) или проданы (например, «Кремль Ростова Великого» – С. А. Бахрушину), поэтому перед отправкой Н. К. Рерих дополнил уже сложившийся набор некоторыми несерийными картинами (например, «Сходятся старцы» и «Строят ладьи») и этюдами из созвучных серий. Видимо, тогда «Старая часовня в Валдайском уезде» и примкнула к группе картин и этюдов Н. К. Рериха, представленных на выставке в Сент-Луисе под заголовком «Древняя Русь»[11].

И для Н. К. Рериха, и для принцессы Е. М. Ольденбургской это в итоге обернулось потерей. Больше работ, созданных при прямой поддержке ИОПХ, они не увидели. Уникальная выставка картин в 1904 году благополучно достигла берегов Америки, но русский организатор, «советник по коммерции министерства финансов» Эдуард Михайлович Гринвальдт не уплатил своевременно таможенную пошлину, поэтому таможня США все произведения у авантюриста конфисковала. Пока же шла переписка с Российским посольством и другими учреждениями, даже канцелярией Императорского Двора, картины были проданы с аукциона и разошлись по всем Соединённым Штатам.

«Ну что же, – сказал Николай Константинович, узнав о случившемся, – пусть эти картины будут моими добрыми посланниками в Америке»[12].

Так «Старая часовня в Валдайском уезде» (по нашему предположению, «Часовня», подаренная Евгении Максимилиановне) более века «работала посланником», пока не оказалась в одной частной коллекции в Калифорнии, откуда была продана в 2020 году за 75 тысяч долларов США на аукционе[13].

 

Ил. 3. Н. К. Рерих в университетской форме. Санкт-Петербург. 1896–1897. Фотография Е. Л. Мрозовской.

Собрание Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов

 

Ил. 4. Елена Ивановна Шапошникова (в замужестве Рерих). Фотография Е. Л. Мрозовской. 1900.

Собрание Государственного музея Востока (Москва)

 

* * *

Сама по себе тема сотрудничества принцессы Е. М. Ольденбургской и Н. К. Рериха уже становилась предметом отдельного изучения[14]. Здесь нам хотелось бы расширить её до личности Е. И. Рерих, принимавшей самое живое участие в делах супруга.

Елена Ивановна – первая и главная помощница во всех творческих поисках, во всех экспедициях своего супруга. «Н. К. Рериху помогала его жена, работая фотографическим аппаратом»; «точка зрения выбрана чрезвычайно умело», – такова оценка художественного критика А. А. Боголюбова[15], видевшего серию её архитектурных снимков 1903 года, во многом синхронных «Архитектурной серии» Н. К. Рериха. Результат её работы – до 500 фотографий – ещё предстоит оценить по достоинству. Большая их часть предназначалась для изданий ИОПХ и Общины Святой Евгении, а значит, не могла пройти мимо внимания принцессы Е. М. Ольденбургской. Сейчас уже обнаружено около ста фотографий Е. И. Рерих в архивах и музеях Москвы и Санкт-Петербурга[16].

Не забудем также, что в 1903 году в художественной командировке мужа по заданию ИОПХ она участвовала, будучи сама действительным членом этого общества[17]. Ракурсы известных ныне по публикации в журнале «Зодчий» (1904) фотографий[18] и соответствующих им этюдов Николая Константиновича полностью совпадают, что свидетельствует о том, что точку наблюдения Рерихи выбирали вместе. В листе дневника «Сорок лет», посвящённом сорокалетнему юбилею их свадьбы, Н. К. Рерих записал: «И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское»[19]. «Архитектурная серия», поддержанная принцессой Е. М. Ольденбургской, явила нам первый пример такого сотворчества, и тем ценней он для понимания жизненного пути этих двух выдающихся личностей.

 

* * *

Её Императорское Высочество принцесса Евгения Максимилиановна была надёжным посредником между издательством Общины Святой Евгении и журналом «Искусство и художественная промышленность», издаваемым ИОПХ. По этой линии произошло ещё большее сближение её с Н. К. Рерихом, который организовывал предоставление помещения в здании ИОПХ для художественного магазина Общины Святой Евгении.

Отправляясь в 1903 году в своё «паломничество по старине», Рерихи изначально предполагали часть своих фоторабот пожертвовать для издания в пользу Общины Святой Евгении. Об этом свидетельствует, например, следующая рядовая записка, адресованная Комитету Попечения о сёстрах милосердия Красного Креста 2 мая 1905 года: «Согласно постановлению Комитета при сём представляю 24 негатива в собственность Комитета для издания по 3 рубля за негатив. Кроме этого, представляю при этом 9 негативов, воспроизведение которых приношу в дар. Художник Н. Рерих»[20].

Община Святой Евгении находилась под непосредственным попечительством принцессы Е. М. Ольденбургской с момента основания в 1893 году. Принцесса вела активную общественную деятельность, кроме Общины Святой Евгении она патронировала Максимилиановскую лечебницу, была председателем Комитета Свято-Троицкой Общины сестёр милосердия, Императорского Минералогического общества, Императорского Общества поощрения художеств, устраивала художественные выставки, конкурсы, помогала художественным школам, её поддержку получили художники В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа и многие другие. О том, что она высоко ценила Н. К. Рериха, сохранились многочисленные свидетельства.

 

* * *

В статье об ИОПХ Н. К. Рерих писал: «Среди деятелей Общества во все времена появлялись люди весьма значительные. Великая княгиня Мария Николаевна, а затем принцесса Евгения Максимилиановна долгие годы в качестве председателей Общества лично вносили своё благотворное влияние, принимая участие во всех благообразных делах Общества»[21].

Э. А. Анненкова и Ю. П. Голиков в своём исследовании верно подметили, что, ценя Н. К. Рериха как мастера, Евгения Максимилиановна уважала его как личность, причём это уважение проявлялось и в обращениях к художнику, определяющих Рисовальную школу как «школу Рериха»[22]. Об этом сам Н. К. Рерих написал так: «Учащиеся говорили: “Пойду к Рериху” или “учусь у Рериха”, и никто из Комитета нашего не претендовал на такой глас народный. Наша председательница Евгения Максимилиановна Ольденбургская постоянно говорила мне: “Приеду к Вам” или “говорят, у Вас там…”, в таких выражениях благожелательно идентифицируя понятие школы с моей личностью как представителя и главного ответственного лица»[23].

В ответ на все знаки уважения Н. К. Рерих ещё активнее погружался в дела художественного образования и работал как творец – автор прекрасных картин, горячих публицистических статей в защиту отечественной старины, символических сказок и рассказов. Среди тех, кому Н. К. Рерих преподносил свои печатные сочинения, без сомнения, принцесса Е. М. Ольденбургская была одной из первых. В 1914 году объёмный том своего «Собрания сочинений»[24] Николай Константинович передал государю Николаю II, великим князьям Георгию Михайловичу и Петру Николаевичу, великим княгиням Елизавете Фёдоровне и Марии Павловне, и, конечно, принцессе Е. М. Ольденбургской.

В дневниках и переписке Н. К. Рериха описан не один эпизод, связанный с принцессой Е. М. Ольденбургской и ИОПХ. Не раз по неотложным делам Евгения Максимилиановна вызывала к себе секретаря Комитета Общества. Постоянно возникали какие-то спешные обстоятельства, и даже из служебных командировок ему приходилось по телеграмме принцессы незамедлительно возвращаться. Даже после свадьбы, когда Николаю Константиновичу была разрешена недолгая поездка в Москву, через три дня пришла телеграмма, вызывающая на экстренное заседание Комитета. Ему тотчас пришлось вернуться.

«Сейчас еду к Принцессе. Доклад будет длиннейший», – писал Н. К. Рерих жене уже 29 мая 1902 года[25]. Об этом докладе художник сообщил и сенатору Е. Е. Рейтерну: «Узнав, что Её Императорское Высочество отбывает завтра из СПб. в Баден, я решился испросить доклад по делам Общества, который и был мне назначен на сегодня, в среду»[26].

Известен и другой случай, который Николай Константинович называл не иначе как «курьёзный эпизод». Вот как он описан в «Листах дневника» художника: «Мы были тогда около станции Окуловка, вдруг получается телеграмма от принцессы Ольденбургской с просьбою быть у неё на другой день в восьмом часу утра. (Мой доклад у неё был самым ранним). Вечером же я уехал в Питер, и едва успел переодеться – поспешил с докладом. Доклад продолжился около часа, и мне показалось, что я, если не буду заезжать домой, то ещё поспею на утренний Севастопольский поезд на Николаевский вокзал. Так и случилось, и после полудня я уже был в Окуловке. День был жаркий, а нужно было несколько вёрст пройти около полотна железной дороги. И вот, сняв пальто, я зашагал во фраке и цилиндре к вящему изумлению стрелочников и прочих встречных. Кончилось тем, что наша прислуга чуть не упала в обморок, приняв меня за привидение, ибо никто не мог ожидать такого быстрого возвращения. Впрочем, такие фрачные прогулки были не раз. Из Петергофа[27] мы с Зарубиным[28] решили пройтись до следующей станции и тоже шествовали во фраках – вероятно, кое-кто нас принимал за официантов. Всё это благодушные эпизоды. Но бывали и очень драматические»[29].

 

Ил. 5. Свидетельство ИОПХ о награждении А. Ф. Аграмакóвой на полугодичном экзамене в апреле 1907 года малой серебряной медалью. Санкт-Петербург. 27 сентября 1907. Из личного архива А. М. Троянова (Белгород).
Собрание Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов

Ил. 6. Свидетельство ИОПХ о награждении А. Ф. Аграмакóвой на полугодичном экзамене в мае 1910 года малой серебряной медалью. Санкт-Петербург. 15 ноября 1914.

Собрание Боровичского краеведческого музея

Ил. 7. Альбом «Roerich» (Nеw York: Corona Mundi inc.; International Art Center, 1924), в котором дан краткий список музеев и частных коллекций, хранящих художественное наследие Н. К. Рериха. Стрелками указаны: дворец великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Москве, дворцы принцев Ольденбургских в Петергофе и в Петрограде, дворцы великой княгини Ольги Александровны в Петрограде и в Воронежской губернии

 

Протокольная фраза «просят быть в сюртуках» заключала все составленные Н. К. Рерихом, отпечатанные в типографии многочисленные повестки заседаний, проходивших под председательством принцессы. Вот типичная повестка того времени, посланная одному из действительных членов ИОПХ в мае 1904 года: «Комитет Императорского Общества Поощрения Художеств имеет честь покорнейше просить Вас пожаловать, в Воскресенье 19 Мая в 3 часа пополудни, в Общее годичное Собрание, имеющее быть в помещении Общества (Б. Морская, д. № 38) под председательством Е. И. В. Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Предметы заседания: 1. Чтение отчёта за истекший год. 2. Раздача медалей ученицам и ученикам Рисовальной школы. 3. Доклад Ревизионной Комиссии. 4. Розыгрыш лотереи между Гг. Членами Общества. Секретарь Общества Н. Рерих»[30].

Автографы принцессы Е. М. Ольденбургской и Н. К. Рериха очень часто появлялись рядом в 1900-1910-х годах на документах ИОПХ. Здесь это наблюдение проиллюстрируем лишь двумя примерами – свидетельствами о награждении художницы Анастасии Фёдоровны Аграмакóвой (1882 – не ранее 1938). Первое свидетельство было дано на полугодичном экзамене в апреле 1907 года с получением малой серебряной медали «за сочинение рисунков» (ил. 5). Вторым наградили на таком же экзамене в мае 1910 года с получением малой серебряной медали «за графику» (ил. 6). На этих документах стоят автографы выдающихся деятелей культуры и искусства нашего Отечества: самой принцессы Е. М. Ольденбургской, около сорока лет возглавлявшей ИОПХ, и членов Комитета ИОПХ – благотворителя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834–1913), академика Императорской Академии художеств Михаила Петровича Боткина (1839–1914), члена Санкт-Петербургской судебной палаты, коллекционера Николая Фёдоровича Селиванова, русского петрографа, кристаллографа и минералога, член-корреспондента Императорской Академии наук Александра Евгеньевича Лагорио (1852–1922), русского писателя, драматурга и переводчика, историка искусства, театрального деятеля Петра Петровича Гнедича (1855–1925), директора Рисовальной школы ИОПХ, академика Императорской Академии художеств Н. К. Рериха, секретаря ИОПХ, академика Императорской Академии художеств В. И. Зарубина. Даты документов – 27 сентября 1907 года и 15 ноября 1914 года.

Уже в конце жизни Н. К. Рерих в своём дневнике сделал запись о принцессе Е. М. Ольденбургской: «Много чего наслышался выставочный зал Поощрения. Всегда находила доброе слово принцесса Евгения Максимилиановна»[31]. В этом речении звучат и его собственные добрые слова, обращённые к старшей покровительнице. Слава Богу, некоторые из них сохранились, к ним можно прикоснуться, их можно прочесть, чтобы проникнуться высочайшим духом служения Отечеству и Искусству.

Находясь в эмиграции, Н. К. Рерих с гордостью указывал принцев Ольденбургских и других членов Дома Романовых среди владельцев своих произведений (ил. 7).

Нами выявлены черновые записи Н. К. Рериха, посвящённые празднованию 25-летия со дня принятия звания председателя ИОПХ Её Императорским Высочеством принцессой Е. М. Ольденбургской (октябрь – декабрь 1903 года)[32]. Бережно хранил художник и письмо принцессы от 27 мая 1904 года, адресованное ему[33]. Публикации этих материалов мы посвятим следующую часть нашего исследования.

 

Примеяания:

[1] Богданова И. И., Нилогов А. C. Родословная семьи Н. К. Рериха: документальная реконструкция. – Бо-Бассен (Маврикий): LAP, 2018. – С. 79-80.

[2] Рерих Н. К. Лада: письма к Елене Ивановне Рерих, 1900–1913 / Н. К. Рерих; [Сост., вступ. ст., примеч. О. И. Ешаловой]. – М.: РАССАНТА; Государственный музей Востока, 2011. – 453, [2] с., [9] л. ил., портр.

[3] ОР ГТГ. Ф. 44. Оп. 1. Д. 264. Л. 1.

[4] Мельников В. Л. Ольденбургские в творческой судьбе Рерихов. Часть I // IV Ольденбургские чтения. Материалы краеведческих чтений / Под научной редакцией Н. А. Комолова. – Воронеж: Пресс-Бургер, 2019. – С. 53–68.

[5] Каталог выставки картин, этюдов и рисунков Н. К. Рёрих / [Художественное предприятие «Современное искусство» в СПб. на Большой Морской ул., д. 33]. – СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. – [Дозволено цензурой 1 марта 1903 года. Уникальный экз. в Российской национальной библиотеке]. – С. 3.

[6] Official catalogue of exhibitors: Universal exposition. – St. Louis, 1904. – P. 293.

[7] Келим Л. Ю. Архитектурные этюды Н. К. Рериха: история коллекции и проблемы атрибуции // Памятники старины. Этюды и фотографии Рерихов: Альбом выставки: Архитектурные этюды Н. К. Рериха из фондов Государственного музея искусства народов Востока (Москва); фотографии, издания, открытки, предметы декоративно-прикладного искусства из фондов Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов; копии фотографий из собрания Российского государственного архива литературы и искусства (Москва), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Института истории материальной культуры Российской академии наук, частных собраний / СПбГМИСР; Авт.-сост.: Л. Ю. Келим, В. Л. Мельников, М. Н. Чеснокова; Отв. ред. А. А. Бондаренко. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2019. – С. 35.

[8] Цит. по изд.: Мельников В. Л. Пантеон древнего Искусства. К 100-летию первых персональных выставок Н. К. Рериха // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. IV: Охрана культурных ценностей: петербургские традиции. – СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2009. – С. 90.

[9] Дубль-вэ. Этюды русской старины // Петербургский листок. – 1903. – 31 декабря / 1904. – 13 января. – № 359. – С. 2. Ср.: Художественные сокровища России. – СПб.: ИОПХ, 1904. – Май. – № 5. – С. 17.

[10] Петербургский листок. – СПб., 1904. – 6/19 января. – № 5. – С. 3. Ср.: Новое время. – СПб., 1904. – 6/19 января. – № 10000. – С. 5; Петербургская газета. – 1904. – 6 января. ‑ № 5. – С. 3; Санкт-Петербургские ведомости. – 1904. – 6/19 января. – № 5. – С. 3.

[11] Келим Л. Ю. Указ. соч. – С. 34.

[12] Цит. по изд.: Белов Ю. В. След Рерихов на Владимиро-Суздальской земле // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. IV: Охрана культурных ценностей: петербургские традиции. – СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2009. – С. 322.

[13] Официальное сообщение о лоте 39 на аукционе «European art & old master paintings» 18 февраля 2020 года в Филадельфии. Режим доступа (30.09.2020): https://auctions.freemansauction.com/auction-lot-detail/1656/39.

[14] Анненкова Э. А., Ю. П. Голиков. Принцесса Е. М. Ольденбургская и Н. К. Рерих в Императорском Обществе поощрения художеств // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. II: Новая Россия на пути к единству человечества. – СПб.: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета; Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2005. – С. 288–294.

[15] [Боголю]бов А. А. Н. К. Рерих и его последние этюды // Русь. – 1904. – 8 (21) января. – № 27. – С. 3.

[16] Келим Л. Ю., Мельников В. Л. Этюды и фотографии Рерихов 1903 года: новые открытия // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. XVIII: Девяностолетие окончания Центральноазиатской экспедиции Н. К. Рериха и основания Гималайского исследовательского института «Урусвати»; Н. К. Рерих и Север; Судьбы на переломах истории и наследие Рерихов. – СПб.: СПбГМИСР, 2019. – С. 333–358.

[17] ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1165. Л. 34 об. Из документов ИОПХ следует, что Е. И. Рерих состояла в ИОПХ с апреля 1902 года по 1910 год включительно.

[18] Рерих Н. К. Старина на Руси // Зодчий. – СПб., 1904. – 27 июня, 11 июля, 25 июля. – № 26, 28, 30. – С. 299–301, 319–322, 343–346. – Всего 15 снимков.

[19] Рерих Н. К. Сорок лет (10 ноября 1941) // Рерих Н. К. Листы дневника: В 3 т. – М., 1995. – Т. II. – С. 460.

[20] Автограф Н. К. Рериха. ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 1. Д. 1162. Л. 46.

[21] Рерих Н. К. Цветы художества (17 декабря 1934) // Рерих Н. К. Листы дневника: В 3 т. – М., 1995. – Т. I. – С. 53.

[22] Анненкова Э. А., Ю. П. Голиков. Указ. соч. – С. 291.

[23] Рерих Н. К. Наскоки (13 ноября 1931) // Рерих Н. К. Листы дневника: В 3 т. – М., 1995. – Т. I. – С. 33.

[24] Рерих Н. К. Собрание сочинений. – М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1914. – Кн. 1. – VII, (4), 335 с.

[25] ОР ГТГ. Ф. 44. Оп. 1. Д. 449. Л. 1.

[26] Рерих Н. К. Письмо Е. Е. Рейтерну. 29 мая 1902. Автограф. ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1154. Л. 53. – Цит. по изд.: Рерих Н. К. Лада: Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900–1913 / Сост., вступит. ст., примеч. О. И. Ешаловой. – М.: РАССАНТА, Государственный музей Востока, 2011. – С. 338.

[27] В усадьбе принцев Ольденбургских в Старом Петергофе Евгения Максимилиановна часто принимала доклады ближайших сотрудников.

[28] Виктор Иванович Зарубин (1866–1928) – русский и украинский художник, график, сценограф, академик Императорской Академии художеств. Сменил Н. К. Рериха в 1906 году на посту секретаря Комитета ИОПХ.

[29] Рерих Н. К. Эпизоды (1939) // Рерих Н. К. Листы дневника: В 3 т. – М., 1995. – Т. II. – С. 258.

[30] Цит. по изд.: Анненкова Э. А., Ю. П. Голиков. Указ. соч. – С. 292.

[31] Рерих Н. К. Возражения // Рерих Н. К. Листы дневника: В 3 т. – М., 1996. – Т. III. – С. 627.

[32] ОР ГТГ. Ф. 44. Оп. 1. Д. 33. Л. 15 об. – 20 об. Д. 22. Л. 8, 22, 26.

[33] Ольденбургская Е. М.. Письмо Н. К. Рериху. 27 мая 1904. Автограф. ОР ГТГ. Ф. 44. Оп. 1. Д. 1092. 1 л.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№87 дата публикации: 01.09.2021