№71 / Осень 2017
Грани Эпохи

 

 

В. Л. Мельников

(Государственный историко-архитектурный

и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»)

 

Ольденбургские в творческой судьбе Рерихов

Часть I. Ольденбургские – владельцы произведений Н. К. Рериха

Опубликовано: Мельников В. Л. Ольденбургские в творческой судьбе Рерихов. Часть I // IV Ольденбургские чтения. Материалы краеведческих чтений / Под научной редакцией Н. А. Комолова. – Воронеж: Пресс-Бургер, 2019. – С. 53–68.

 

Русские принцы Ольденбургские вошли в социальную, культурную и научную жизнь России многогранной государственной и общественной деятельностью[1], которая неизменно включала в себя поддержку отечественного искусства, коллекционирование произведений русских живописцев, руководство художественно-образовательными учреждениями и художественно-просветительскими обществами. Принц Пётр Георгиевич Ольденбургский (1812–1881), открывший и содержавший на свои средства Училище правоведения (1835), бывший попечителем многих больниц, приютов, женских гимназий и институтов, стал первым в семье, кто живо откликнулся на различные явления художественной и литературной жизни России. «Человек высокого образования, любитель литературы, музыки, изящного вообще, сам композитор, – он был таким же горячим покровителем искусств, как и наук»[2]. Училище правоведения окончили такие выдающиеся деятели искусства и культуры, как Александр Николаевич Серов (1820–1871), Владимир Васильевич Стасов (1824–1906), Дмитрий Александрович Ровинский (1824–1895), Георгий Павлович Сюзор (1876–1943) и целая плеяда других.

Деятельность принца Петра Георгиевича блестяще продолжила его невестка – принцесса Евгения Максимилиановна, супруга принца А. П. Ольденбургского, урождённая герцогиня Лейхтенбергская (1845–1925), руководившая Императорским Обществом поощрения художеств сорок лет. Именно с неё Ольденбургские вошли в творческую судьбу Рерихов, оказав самое благотворное влияние на жизнь и творчество известного русского художника Николая Константиновича Рериха (1874–1947).

Евгения Максимилиановна стала третьей из семьи Ольденбургских, кто были избраны в почётные члены Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Пётр Георгиевич был избран 19/31 декабря 1834 года, его сын Александр Петрович – 1/12 декабря 1890 года (до этого их избрали ещё в почётные члены Военно-медицинской академии), а 2/14 декабря 1895 года как минералог и благотворительница, покровительница русской художественной культуры была избрана принцесса Евгения Максимилиановна.

Её супруг и троюродный брат принц Александр Петрович Ольденбургский (1844–1932) был человеком неординарным, высоких моральных принципов, продолжавшим семейную традицию благотворительности. Оба супруга были правнуками императора Павла I. От этого брака родился единственный ребёнок: принц Пётр Александрович Ольденбургский (1868–1924) – первый супруг великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). Пётр Александрович и Ольга Александровна (оба – прямые потомки двух российских императоров Павла I и Николая I), также были лично знакомы с Н. К. Рерихом и являлись владельцами его произведений, как и принцесса Евгения Максимилиановна.

В 1906 году для супругов была обустроена усадьба Ольгино близ Рамони. В художественном убранстве усадьбы располагались парные панно «Княжая охота. Утро (Утро княжьей охоты)» и «Княжая охота. Вечер (Возвращение с охоты)» (1901) (ил. 1 и 2), приобретённые П. А. и О. А. Ольденбургскими в 1902 году с Весенней выставки Императорской Академии художеств. Известно, что Н. К. Рерих, узнав о расставании супругов в 1915 году, пожелал выкупить их обратно, но получил отказ. Панно оставались в собственности великой княгини Ольги Александровны.

 

Ил. 1. Н. К. Рерих. Княжая охота. Утро (Утро княжьей охоты). 1901.

Собрание Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского

 

Ил. 2. Н. К. Рерих. Княжая охота. Вечер (Возвращение с охоты). 1901.

Собрание Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского

 

Ныне эти произведения находятся в собрании Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского. Оба панно подписаны автором. Выполнены маслом на холсте. Имеют одинаковый размер 121 × 350 см. В списке произведений Н. К. Рериха, составленном в 1915 году искусствоведом А. П. Ивановым[3], панно «Княжая охота. Вечер (Возвращение с охоты)» отнесено к 1902 году, однако историки искусства В. Н. Левитский (1916)[4] и С. Р. Эрнст (1918)[5] датируют его 1901 годом. Относительно первого панно разногласий среди современных автору искусствоведов нет: все относят его к 1901 году. По сообщению специалистов музея (2009), оба произведения написаны в Париже, в период учёбы Н. К. Рериха в мастерской Фернана Кормона. Полотнам свойственна приглушённость цветовых эффектов. Однако, в плоскостности изображения и декоративной условности образов уже явственно ощутима индивидуальная манера живописца. Панно стали широко известны читающей публике – как в России, так и на Западе – по воспроизведениям в изданиях начала XX века, причём панно «Княжая охота. Утро (Утро княжьей охоты)», воспроизводилось гораздо чаще, иногда под простым названием «Охота»[6], а вот второе панно, «вечернее», публиковалось лишь дважды[7]. Оба панно поступили в Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского в 1933 году из Воронежского областного краеведческого музея, куда попали в 1919 году из имения «Ольгино»[8].

 

Ил. 3. Н. К. Рерих. Княжая охота. Утро (Утро княжьей охоты). Вариант. 1901.

Местонахождение неизвестно

 

В каталоге первой самостоятельной в жизни художника «Выставки картин, этюдов и рисунков», открывшейся 1 марта 1903 года в петербургском художественном предприятии «Современное искусство», упомянуты следующие произведения, связанные с семьёй Ольденбургских:

№ 4. «Часовня (собственность Её Императорского Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской)»;

№ 40. «Из эскизов панно “Княжая охота”, находящихся в имении Его Высочества Принца Петра Александровича Ольденбургского»;

№ 91–93. «Этюды в Домовичах (собственность Её Императорского Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской)»;

№ 99. «Сосны (собственность Его Высочества Принца Петра Александровича Ольденбургского)»;

№ 116. «Вечер (собственность Его Высочества Принца Петра Александровича Ольденбургского)»[9].

Всего семь произведений. По другим источникам известны годы их создания. Эскиз панно «Княжая охота. Утро» был издан в монографии «Рёрих» как «вариант» с датой 1901 года и указанием собственности великой княгини Ольги Александровны[10] (ил. 3). Этюды «Часовня», «Домовичи», «Сосны» и «Вечер» относятся к серии «Окуловка», созданной летом 1902 года.

В новгородской Окуловке, в усадьбе «Кунёво», Николай и Елена Рерихи провели первое лето своего замужества[11]. Николай Константинович время от времени отлучался на археологические раскопки и разведки по Валдайскому и Боровичскому уездам; писал этюды. Елена Ивановна ждала первенца. Юрий Рерих родился в Окуловке 16 августа 1902 года. Вскоре родители крестили его в бологовской Покровской церкви, где его восприемником стал князь П. А. Путятин.

Название серии «Окуловка» впервые упоминает историк искусства В. Н. Левитский (1916)[12]. Её составили летние этюды 1902 года. По данным А. П. Иванова (1915), всего было создано не менее 30 произведений: «Вечер» (собрание князя П. А. Путятина), «Вечер» (собрание принца П. А. Ольденбургского), «Вечер. Крыши», «Вырубка», «Гнездо», «Дворик», «Дорога», «Ель», «За[кат] в Домовичах» (собрание принцессы Е. М. Ольденбургской), «Заря», «Интерьер», «Камни», «Крыша», «Лес» (два этюда), «Летний этюд» (без названия), «Небо», «Облака», «Озеро», «Опушка», «Пейзаж», «Пень», «Речка» (два этюда), «Сосенки» (в собрании М. В. Рерих, ныне в собрании Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов)[13], «Сосны» (собрание принца П. А. Ольденбургского), «Стога», «Туча», «Часовня» (собрание принцессы Е. М. Ольденбургской) и «Чаща»[14]. Большинство этих этюдов выполнено маслом, но были среди них и пастели («Ель» и «Сосенки»). Очевидно, восемь этюдов из серии «Окуловка» художник представил в 1902 году на IV выставке журнала «Мир искусства» в Москве[15]. Большинство произведений было показано автором на отмеченной выше первой персональной «Выставке картин, этюдов и рисунков Н. К. Рёрих» в художественном предприятии «Современное искусство» (Санкт-Петербург, 1903). По-видимому, именно с этих двух выставок многие из этюдов были подарены или проданы новым владельцам, и дальнейшая судьба их неясна. В 1916 году В. Н. Левитскому было известно только 7 летних этюдов 1902 года, выполненных маслом. По его данным, Е. И. Рерих принадлежали «Озеро» и «Лес», М. В. Рерих – «Сосны»[16], принцу П. А. Ольденбургскому – ещё один «Лес», принцессе Е. М. Ольденбургской – «Часовня», без указания владельца – «Домовичи» и ещё одно «Озеро». С. Р. Эрнст (1918) в целом повторяет этот набор, но добавляет, что второй этюд «Озеро» принадлежал С. С. Голоушеву[17]. К этой же серии примыкают и два этюда старика, выполненные маслом, известные по тем же источникам[18].

 

Ил. 4. Н. К. Рерих. Сосенки. Серия «Окуловка». 1902.

Собрание Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов

 

Почему мы так подробно разбираем здесь эту серию? Дело в том, что многие произведения, входящие в неё, были созданы под сенью новгородского имения Ольденбургских «Домовичи» и рядом с домом в окуловской усадьбе «Кунёво», расположенной неподалёку. В этих местах прошло первое счастливое лето молодожёнов Рерихов. Чтобы писать этюды в усадьбе Ольденбургских, Николай Константинович должен был посещать её несколько раз. Судя по всему там ему были очень рады. В итоге этюды Домовичей оказались в собственности матери и сына Ольденбургских: принцессы Евгении Максимилиановны и принца Петра Александровича. Были ли они куплены у автора или получены от него в дар? Скорее второе, поскольку в каталоге выставки 1903 года, выпущенном к её открытию, они числятся уже в собственности Ольденбургских. Этим упоминанием художник стремился поднять статусность выставки, подчёркивал востребованность своих произведений в высших слоях Российской империи.

 

Окуловские этюды были и среди самых памятных реликвий дома Рерихов в Санкт-Петербурге. Их упоминает С. С. Митусов в письме к Н. К. Рериху 8 апреля 1922 года, описывая пропажи, что случились в служебной петербургской квартире художника после революции 1917 года: «…Все оставшиеся в Вашей спальней и детской шкафы взломаны и изуродованы. Я, без Вашего разрешения, моментально перевёз некоторые вещи к себе на квартиру… а именно… 32 эскиза Н. К. Рериха, висевшие в спальней (должно быть прозёванные). Кстати, об этих эскизах, не будет ли каких-либо распоряжений с Твоей стороны. Это почти всё собственность Ляли [т.е. Е. И. Рерих. – В.М.], и кроме их художественной ценности, они, наверно, дороги Вам, как домашние боги»[19].

 

Ил. 5. Н. К. Рерих. Озеро. Серия «Окуловка». 1902.

Частное собрание (Санкт-Петербург)

 

«Домашние боги» изображали валдайские виды, окрестности Окуловки и… имение Ольденбургских в Домовичах. Из них до нашего времени дошли единицы. На этюде «Сосенки», подаренном автором матери, с большой долей вероятности запечатлён вид из окна дачного дома в «Кунёво» (ил. 4), а на этюде «Озеро» – вид из усадьбы Ольденбургских в Домовичах на озеро Боровно с каменной церковью Михаила Архангела[20] на противоположном берегу (ил. 5).

 

Ил. 6. С. С. Кричинский. Проекты «Дачи Его Высочества Принца Петра Александровича Ольденбургского в имении Домовичи Новгородской губернии».

Воспроизведно: Зодчий. – СПб., 1902. – Т. XXXI. – Л. 30.

 

Ил. 7. Великая княгиня Ольга Александровна. Открытое письмо А. Б. Ганике.

Имение Домовичи Валдайского уезда Новгородской губернии. 31 марта 1909 года.

Частное собрание (Москва)

 

Принц Пётр Александрович Ольденбургский приобрёл усадьбу «Домовичи» на рубеже XIX–XX веков у братьев Михаила и Александра Барановых. Сюда он приезжал поохотиться. Специально для того, чтобы охота августейшего принца была удачной, в усадьбе разводили оленей. На псарне содержалось около 70 гончих собак, на корм которым у местного населения на очень выгодных условиях скупался скот. В Домовичах на службе состояли егеря, конюхи, управляющий, садовник и много слуг. Есть данные, что именно принц запустил в близлежащее озеро Боровно ряпушку из семейства лососёвых, которая впоследствии в изобилии водилась здесь. Этюды Н. К. Рериха были написаны ещё до того, как по проекту архитектора С. С. Кричинского подрядчиком Золотарёвым был построен для принца в усадьбе Домовичи двухэтажный охотничий дом с островерхими шпилями, флигелями и галереями. По рассказам старожилов, он напоминал дворец (ил. 6). На первом каменном этаже располагался большой зал с медведем при входе. Второй деревянный этаж изнутри был обит войлоком и облицован цветным глазурованным кафелем. Рядом с дворцом располагались двухэтажный деревянный дом для свиты, служебные постройки, форелевый пруд, а также молочная ферма и псарня[21]. Великая княгиня Ольга Александровна, ставшая спустя годы известной художницей, создательницей более 2000 произведений, находила здесь отдохновение и радость. Как и семейству Рерихов, ей нравилось посещать пределы холмистого Валдая.

Бывали ли здесь Рерихи после 1902 года? Вполне вероятно. Известно, что до революции в летние месяцы они подолгу жили на Валдайской возвышенности, были желанными гостями в бологовском имении близкого родственника Елены Ивановны князя Павла Арсеньевича Путятина (1837–1919)[22], снимали дачу в усадьбе Сменцово у архитектора Александра Сергеевича Хренова (1860–1926) близ железнодорожной станции Лыкошино[23] и много путешествовали по окрестным озёрам – Валдай, Пирос, Ключино, Кафтино, Тубос, Хвошня и другим – в поисках памятников каменного века. Полученные Рерихами в бывшем Валдайском уезде археологические находки ныне хранятся в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов и Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике (Великий Новгород)[24].

С архитектором главного усадебного дома в Домовичах Степаном Самойловичем Кричинским (1874–1923) Н. К. Рерих был особенно тесно связан в период строительства по его проекту, совместно с В. А. Покровским, Феодоровского Русского городка в Царском Селе (1913–1917)[25]. Известно, что в 1906 году, примерно в то же время, что и строительство в Домовичах, С. С. Кричинский осуществил ряд построек и в воронежской усадьбе Ольгино у Рамони – семейном гнезде принца Петра Александровича и великой княгини Ольги Александровны.

Фрейлина императрицы Марии Александровны и компаньонка принцессы Евгении Максимилиановны баронесса Варвара Михайловна Мейендорф (1859–1946) вспоминала: «Домовичи – другое зaгородное имение Ольденбургских в Новгородской губернии – было типично русским по стилю. Дом был построен из сосновых брёвен, и потому в нём всегдa чувствовaлся освежaющий и aромaтный зaпaх дерева. Всё было очень по-простому и зaбaвно контрaстировaло со слугами в их пaрaдных ливреях»[26].

В 1909 году в усадьбе Домовичи на 6 дворовых местах имелось 3 жилых строения, проживали 13 мужчин и 7 женщин[27]. Весной этого же года великая княгиня Ольга Александровна послала отсюда жизнерадостную пасхальную открытку (ил. 7), свидетельствующую о том, что Домовичи она по-настоящему оценила и полюбила[28]. Напоминали о нём и рериховские этюды, созданные здесь в 1902 году.

Таким образом, Ольденбургские владели десятком произведений великого русского художника Н. К. Рериха, созданными в 1901–1902 годах: двумя панно и одним эскизом «Охота» и не менее 7 этюдами из серии «Окуловка» с видами их новгородского имения «Домовичи». Данных о поступлении к ним работ художника в последующие годы нет. Означает ли это, что общение с Ольденбургскими у Рерихов прекратилось? Отнюдь. Как говорят в таких случаях: всё только начиналось.

Примечания:

[1] ВиноградовЮ.А., ГоликовЮ.П. Академик И. П. Павлов и принцы Ольденбургские в памяти Санкт-Петербурга // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. II: Новая Россия на пути к единству человечества. – СПб.: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета; Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2005. – С. 273.

[2] СюзорГ. П. Памяти друга человечества: К столетней годовщине со дня рождения Е. И. В. принца Петра Георгиевича Ольденбургского: 1812–1912 гг. / Сост. воспитанник 61-го выпуска Училища правоведения Георгий Сюзор. – СПб.: Гос. тип., 1912. – С. 83.

[3] Иванов А. П. Списки живописных и литературных работ Н. К. Рериха // Отдел рукописей ГРМ. Ф. 143. Д. 10. 32 л.

[4] Рёрих / Худ. ред. В. Н. Левитского; текст: Ю. К. Балтрушайтис, А. Н. Бенуа, А. И. Гидони, А. М. Ремизов, Н. К. Рерих, С. П. Яремич. – Пг.: Свободное искусство, 1916. – С. 38, 39, 206.

[5] Эрнст С. Н. К. Рерих. – Пг.: Община Св. Евгении, 1918. – С. 112.

[6] Живописное обозрение. – СПб., 1902. – 10 марта. – № 10. – С. 158; Новая иллюстрация. – СПб., 1902. – 18/31 марта. – № 10. – С. 76 (под названием «Охота»); Звезда. – СПб., 1902. – 23 марта. – № 12. – С. 9 (под названием «Охота»); Живописное обозрение. – СПб., 1904. – 14 ноября. – № 46. – С. 726; Art et Décoration. – Paris, 1907. – Décembre. – № 22. – P. 184.

[7] За 7 дней. – СПб., 1911. – 1 апреля. – № 4. – С. 15; Рёрих… – С. 38.

[8] Рериховский век: Каталог выставки. Живопись и графика / Отв. ред.: А. А. Бондаренко и В. Л. Мельников. – СПб.: Золотой век, 2009. – С. 84–85.

[9] Каталог выставки картин, этюдов и рисунков Н. К. Рёрих / [Художественное предприятие «Современное искусство» в СПб. на Большой Морской ул., д. 33]. – СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. – [Дозволено цензурой 1 марта 1903 года. Уникальный экз. в Российской национальной библиотеке]. – С. 3, 5, 6, 10–13.

[10] Рёрих… – С. 39. Однако С. Р. Эрнст отнёс эскиз к панно «Княжая охота. Утро» (1901) к неизвестному частному собранию (Эрнст С. Р. Указ. соч. – С. 112).

[11] Об этом месте и пребывании в нём Рерихов летом 1902 года см.: Петербургский Рериховский сборник. – Вып. II–III: Н. К. Рерих. Археология. Книга первая: Материалы Императорской Археологической комиссии. 1892–1918 / [Сост., примеч. и комм. В. Л. Мельникова]. – Самара: Агни, 1999. – С. 199–200; Васильев А. М. Ю. Н. Рерих: окуловская колыбель // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. II: Новая Россия на пути к единству человечества. – СПб.: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета; Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2005. – С. 47–67; Рерих Н. К. Лада: письма к Елене Ивановне Рерих, 1900–1913 / Н. К. Рерих; [Сост., вступ. ст., примеч. О. И. Ешаловой]. – М.: РАССАНТА; Государственный музей Востока, 2011. – С. 150, 151, 334.

[12] Рёрих... – С. 207.

[13] Рериховский век… – С. 190. – Кат. 394. Данный этюд был выполнен не маслом, как указывает А. П. Иванов (1915), а сухой пастелью. Очевидно, в перечне искусствоведа были и другие неточности.

[14] Иванов А. П. Указ. соч.

[15] Каталог выставки картин журнала «Мир искусства». – М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1902. – С. 14. – Кат. 191–198: «8 этюдов» (без указания серии).

[16] То же, что и «Сосенки» в «Каталоге выставки картин, этюдов и рисунков Н. К. Рёрих» (№ 47).

[17] Эрнст С. Указ. соч. – С. 113.

[18] Ср. с графическими этюдами стариков, выполненными Н. К. Рерихом: Гауш А. Ф., Роот Н. Ф. Рисунки русских художников: Пособие по рисованию. – СПб., 1904. – Рис. 25; L’Art et les Artistes. – Paris, 1910. – Juin. – Р. 120.

[19] Автограф в архиве Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Ксерокопия хранится в Рукописно-документальном фонде Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов. КП-232. № 41. Л. 7.

[20] Несмотря на свой полуразрушенный вид, церковь Михаила Архангела на Боровно, выстроенная в 1812 году владельцем рядом расположенного имения Домовичи в честь победы на Бородинском поле над Наполеоном, является композиционным центром окружающих деревень. В XIX веке Домовичи принадлежали дворянскому роду Барановых. Памятник ценен как образец культовой архитектуры зрелого классицизма первой половины XIX века. Кубический объём центральной части храма Михаила Архангела украшен двумя плоскими портиками по 8 пилястр и увенчан куполом на световом барабане. Алтарь с тремя приделами-апсидами примыкает к церкви с востока. С западной стороны располагались когда-то притвор (трапезная) и трёхъярусная колокольня над входом – её хорошо видно на этюде Н. К. Рериха 1902 года. Здание несколько раз горело, после чего подвергалось основательным перестройкам, о чём свидетельствуют изменённые подпружные арки, колонны, перекрытия, окна, а также присутствие кирпича различных размеров. Служба в храме Михаила Архангела продолжалась до 1937 года. Даже сегодня в эту разграбленную святыню не перестают приходить люди.

[21] См. в изд.: Страна Див: Энциклопедия Окуловского края / Авт.- сост.: Е. Н. Романова, Л. Э. Бриккер; ред.: М. С. Кукина, Е. Н. Туманова; под общей ред. А. И. Белинского. – СПб.: Дума, 2014. – 544 с.: ил.

[22] Мельников В. Л. Князь П. А. Путятин и семья Рерихов // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. VII: Н. К. Рерих. Творимая легенда; Коллекции и коллекционеры, музеи и усадьбы. Круг Рерихов, Путятиных, Боткиных. – СПб., 2011. – С. 375.

[23] БойковаИ.А. К чистому истоку // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. XV: Актуальность Пакта Рериха. Рерихи и русская культура. Чаша неотпитая. – СПб.: Издание СПбГМИСР, 2016. – С. 150; Матехина Т. С., Мельников В. Л. 100-летие очерка Н. К. Рериха «Неотпитая чаша» // Там же. – С. 168.

[24] См.: Из чудесных камней прошлого сложите ступени грядущего: К 125-летию начала археологической деятельности академика живописи, археолога, коллекционера и путешественника Н. К. Рериха: альбом / СПбГМИСР; гл. ред. А. А. Бондаренко; отв. ред. Ю. Ю. Будникова; авт. ст., сост. Т. С. Матехина, В. Л. Мельников; авт. ст.: Б. С. Короткевич, А. Н. Мазуркевич, Р. С. Минасян, Г. В. Синицына, В. А. Шуршина. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2018. – С. 11, 12, 22, 38, 40, 43, 53.

[25] Капралов М. П., Мельников В. Л. О выставке «Феодоровский городок в Царском Селе и Николай Рерих» // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. VIII: Н. К. Рерих и его современники. Архитекторы и архитектура; Восток глазами Запада. – СПб., 2011. – С. 201.

[26] Мемуары фрейлины императрицы: [Сборник / пер., лит. запись и ориг. текст И. В. Оболенского; книга содержит мемуары баронессы Мейендорф, фрейлины императрицы Марии Александровны и родственницы Столыпина, а также дневники её внучки и правнучки]. – М.: АСТ, 2015. – С. 33.

[27] См. в изд.: Страна Див: Энциклопедия Окуловского края / Авт.- сост.: Е. Н. Романова, Л. Э. Бриккер; ред.: М. С. Кукина, Е. Н. Туманова; под общей ред. А. И. Белинского. – СПб.: Дума, 2014. – 544 с.: ил.

[28] «Чудно провели Пасху тут», – сообщала она из Домовичей 31 марта 1909 года в открытом письме А. Б. Ганике (автограф в частном собрании, Москва). Александр Богданович Ганике (1836–1923) – русский учёный, педагог, генерал. Вся его сознательная жизнь тесно связана с принцами Ольденбургскими. Был у них домашним учителем, доверенным лицом, научным консультантом, организатором встреч и универсальным помощником в имениях. Благодаря этому общался с некоторыми членами Царской семьи, в частности с Ольгой Александровной, сестрой Николая II. Остался большим другом своего ученика принца Петра Александровича. Преподавал в учреждённых Ольденбургскими военно-учебных заведениях, принимал участие в деятельности Санкт-Петербургского института экспериментальной медицины. Его сын Евгений Александрович Ганике проработал в этом институте помощником академика И. П. Павлова 42 года.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№86 дата публикации: 24.06.2021