№71 / Осень 2017
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Сказ про то, как художники Возрождения
подали идею «передвинуть» сроки
Эры Водолея

Плодотворная осень Москвы 2016 года

В Москву привезли выставку картин великого художника Итальянского Возрождения Рафаэля Санти. Выставка экспонировалась в сентябре и октябре в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В столице возник небывалый ажиотаж, которому поддался и автор этих строк. Вспомнилось, что Рафаэль Санти прославился изображением трогательных женских образов, так называемых Мадонн.

Следует заметить, что Рафаэль изображал Мадонн особенно настойчиво и многократно. Была ли на то веская причина? Конечно же, была. Но только ли личного плана? О художнике в энциклопедии читаем: «Громадную известность художник приобрёл многочисленными (не менее 15) флорентийскими Мадоннами, привлекающими своим разнообразием и классическим совершенством художественного решения одной темы. Образы Богоматери работы Рафаэля, утратив былую хрупкость и созерцательность, наполнились земным материнским чувством, которое так близко и понятно каждому человеку. Их внешняя красота неотделима от духовного совершенства и благородства («Мадонна в зелени» и «Мадонна с безбородым Иосифом», обе в 1505 г.; «Мадонна со щеглёнком», ок. 1506 г.; «Прекрасная садовница», 1507 г.».

 

 

Рафаэль Санти «Автопортрет», 1506.

Хранится в галерее Уффици

 

Отметим и другое: изображать Мадонн принялся современник Рафаэля, гениальный Леонардо да Винчи, широко известный картиной «Мадонна Литта». И снова зададим вопрос: только ли благодаря взыгравшему чувству любви? Или же за «тягой» к Мадоннам у художников стояло нечто большее, отражающее непознанную реальность?

 

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

1490–1491 годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Ренессанс

 

На картине Леонардо да Винчи изображена кормящая младенца Мадонна, с нежностью и любовью склонившаяся над упитанным мальчиком. Что же в этом случае может являться символом? Безусловно, растущий «не по дням, а по часам» мальчик. Интуиция подсказывает: мальчик, которого хотелось бы объявить символом новорождённой Эры Водолея. Таким образом, Мадонна «вскармливает» Эру Водолея, являя собой образ «Матери Мира».

Это гипотеза. Но гипотеза, которая находит реальное подтверждение. Зададим вопрос: «По какой причине в середине XV века Леонардо да Винчи вздумалось изобретать летательные аппараты, призванные поднять людей в воздух, в то время, когда не были решены проблемы передвижения людей по земле»? Диковинные прообразы вертолёта и парашюта, искусственные крылья… «Аппараты» Леонардо воспринимались современниками как опасная блажь изобретателя. А ведь причина была. Правда, причина «невидимая», а потому неосознаваемая. Поскольку времена практического освоения воздушного пространства настанут спустя 300 – 400 лет. Остаётся только предположить, что гений Леонардо интуитивно почувствовал рождения Эры Воздуха, Эры Водолея с её насущными потребностями в будущем.

Гипотезу «предчувствия Эры Водолея» поддерживает и другая знаменитая картина и тоже изображающая Мадонну. Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле».

 

Рафаэль Санти (Raffaello Santi) из Урбино (1483–1520). "Мадонна Конестабиле" 1502–1504.

Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

На картине «Мадонна Конестабиле» изображена молодая женщина, в правой руке которой мы видим книгу. Левой рукой Мадонна держит младенца, явно заинтересованного книгой, поскольку правой рукой ухватился за книгу. Что же означает живой интерес новорождённого к «Слову»? Что символизирует?

 

 

Коллективное отражение новорождённой Эры Водолея

Вероятнее всего, пришедшее на порог Время Просвещения, познания Божественного, познание тайн Космоса. И действительно, помимо великих художников в предчувствии Эры Водолея отличились великие писатели, поэты, мыслители. Что касается персоналий Леонардо и Рафаэля, то есть предчувствие, что склонность к обнаружению новорождённого «водолейства» мы можем обнаружить в картинах – символах рождения гениальных художников. Но это тема отдельного разговора.

Обратимся к энциклопедии: «В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами… Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии. Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создаёт свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»). В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

Но вернёмся к картине «Мадонна Конестабиле». Показательно, что над Мадонной и Младенцем художник обозначил ореолы Святого Духа. Кстати, эпитет «Божественный» при жизни относился и к самому Рафаэлю Санти... Итак, картина «Мадонна Конестабиле», как и картина«Мадонна Литта», по версии автора являются символами новорождённой Эры Водолея.

 

 

Век ХХ, век современной Мадонны

Картина «Мадонна Орифламма», 1931, Нью-Йорк, Музей Н. К. Рериха.

Н. К. Рерих назвал одну из знаковых картин «Мадонна Орифламма». Но что означает слово «Орифламма»? Это слово латинское, состоит из двух слов: aurum – золото, flamma – пламя. Таким образом, «Орифламма» означает «Золотое пламя». Следовательно, картину можно назвать «Мадонна золотого пламени». Какое же пламя имел в виду Н. К. Рерих? Явно пламя необычное, не земное, которое трудно назвать золотым. Скорее всего, «золотое пламя», опять-таки является символом. В современном понимании это «поток света (пламени, огня), льющийся с созвездия Ориона – Духовного Центра Вселенной». Итак, у Н. К. Рериха «Орифламма» – это поток особой по качеству (золотой) космической энергии, пролитой из Космоса на планету Земля. Но у этого слова имеются и исторические корни. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 42, поясняет, что в средневековой Франции словом Орифламма назывался флаг короля, который выбрасывался на копье в критический момент боя. Таким образом, Орифлама – это символ спасения. Имея в виду реалии средневековой Франции, слово Орифламма, должно означать новую спасительную энергию Космоса, которая направлена на планету Земля в критический момент эволюционного развития. Мадонна Орифламма держит перед собой Знамя Мира, и, «по-рафаэлевски», с любовью и надеждой склоняется над полотнищем-символом, над Знаменем Мира, как символом развитой, зрелой, просвещённой, спасительной Эры Водолея. Три кольца на Знамени Мира, вероятно, символизируют космическую и историческую преемственность прошлого, настоящего и будущего. Возникает мысль: а не стоят ли Мадонны Рафаэля и Леонардо да Винчи в одном ряду с образом Мадонны Орифламма? Мадонной, которая общепризнанно считается символом наступившей Эры Водолея. Итак, сравнение творчества художников, отстоящего на 430440 лет, привело автора к идее пересмотреть сроки Эры Водолея (1), (2).

 

 

Первоначальная гипотеза сроков Эры Водолея

Напомню читателю основу исходной концепции автора сроков Эры Водолея. Череда знаковых событий начала ХХ века (прорывное рождение НТР, вспышка мировой эмансипации, войны и революции на малом промежутке времени) позволила выдвинуть гипотезу о том, что период 19001920 годов явился периодом решительной, «смертельной» схватки на планете Земля космических энергий-антагонистов. Энергии Эры Рыб и Эры Водолея. Периодом равновесного колебания непримиримых энергий Космоса, а потому наиболее ожесточённой борьбы за будущее существование человечества. Надо заметить, что энергия Водолея в ХХ веке явилась полной неистощимых сил, отчего решительно и в краткие сроки «сломала старое» и «породила новое». Новое – это СССР и мировую социалистическую систему, прогрессивные международные союзы. Энергия Водолея в эволюционной правоте по всему миру всколыхнула сознания миллионов людей и явила, по выражению писателя Артёма Веселого, «Россию, кровью умытую». Для понимания происходящего, обратимся к одному из писем Е. И. Рерих: «Карма мира давно сложена в Мирах Высших. Явно Армагеддон заканчивается в грозе и молнии, и чем ближе к предельному сроку, тем яростнее становится борьба Сил Света и Тьмы. После великого огненного крещения наступит время нового строительства на основе лучшего сотрудничества народов во имя общечеловеческой, а не расовой Культуры. Не изумляйтесь происходящему, не пугайтесь расширению действий, победа Света непреложна, и основной план остаётся незыблемым» (3). Однако возникает вопрос: в какой период мировой истории энергия Водолея сделала первые, новорожденные «шаги»?

 

 

Универсальный закон Космоса

Для ответа на вопрос автор применил хорошо известное в астрологии «Правило 3-х и 5-ти». Напомню его суть. Это важно для последующих математических расчётов. Итак, в астрологии имеется представление о том, что планета, двигаясь по знаку Зодиака и не доходя 5 градусов до границы следующего Знака, начинает испытывать влияние приближающегося Знака. Назовём это «Правило 5-ти». Планета, выйдя из знака Зодиака и двигаясь по следующему Знаку, на протяжении 3-х градусов движения, всё ещё продолжает испытывать влияние покинутого Знака. Назовём это «Правило 3-х». В авторской концепции оба правила представляются универсальным законом Космоса и переносятся с характера движения планет (материи), на характер движения космической энергии и, следовательно, на характер исторического развития человечества. По сути, об этом же говорится в одном из писем Е. И. Рерих, а именно о «существующей тесной аналогии между всеми космическими и человеческими проявлениями» (4). Переведём обозначенные градусы в земные сроки. Ось планеты Земля в прецессионном движении проходит один градус небесной сферы за 72 года. Отсюда 5 градусов ось проходит за 360 лет, а 3 градуса за 216 лет. В сумме это даёт 576 лет, то есть около 600 лет. Кстати, автору было замечено о существовании у Гумилёва «теории этногенеза», где отмечаются исторические периоды развития в 300 и 600 лет. Правда, отмеченным периодам Гумилёвым даётся своеобразное толкование… Однако, теоретически найденные 360, 216 и 576 лет, безусловно указывают на некие своеобразные периоды исторического развития. Развития чего? В авторской концепции «смутного времени» развития человечества, поскольку оно проходит под влиянием противоборства антагонистических энергий. Итак, начало противоречивой борьбы Эры Водолея по первой концепции следовало бы относить примерно к 1919 году (среднее значение). Отнимаем от этого значения 360 лет и получаем предполагаемый год «родовых мук» Эры Водолея. Это около 1559 года. Что касается выбранного 1919 года, как года решительной схватки энергий Эры Водолея и Эры Рыб, то автора в своё время обнадёжили свидетельства Е. И. Рерих и даже Владыки.

 

 

Выбранный срок, казалось бы, получает подтверждение

В главе «Сны и видения» книги Е. И. Рерих «У порога нового мира», находим дневниковую запись ноября 1919 года: «Повернув голову к Востоку, увидела в сумерках, близко от земли поднимающейся серп новолуния и на нём покоящегося прекрасного Младенца, причём одна ножка его была спущена. Поняла это явление, как восточный символ рождения Новой Эпохи и Новой Расы» (5). Второе указание дано 15 апреля 1924 года в «Огненном опыте», где речь идёт о беседе Е. И. Рерих с Наставником Света, Владыкой Мудрости и Красоты. Читаем откровение Владыки Священной Шамбалы: «Очень важное передам. Сегодня слышала возглас «Урусвати!» Пора сказать, что так зовём звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом матери Мира, и Эпоха Матери Мира должна начаться, когда её звезда приблизится к Земле небывало» (3, стр.107).

От 17 декабря 1929 года читаем важное сообщение Е. И. Рерих: «Давно указанное великое время наступило, разве не чуете его во всей напряжённости космических и человеческих взрывов? Вся кора земли колеблется, и великий сдвиг приближается» (письмо № 51, том 1, МРЦ). Обозначенное «давно» по расчётам автора составляет более 400 лет. Полученное значение 1919 год приблизительное. Кстати, на Руси 1559 год, как предполагаемый год рождения Эры Водолея, отметился решительными и прогрессивными действиями царя Ивана Грозного. Но когда же, в таком случае, должна заканчиваться Эра Рыб? Для ответа на вопрос следует к выбранному 1919 году прибавить 216 лет, получим 2135 год. Как видим, по первой версии, согласно расчётам, около 120 лет человечеству придётся помучиться в «лишениях и страданиях» уходящей и агонизирующей Эры Рыб. Так представлялось автору до недавнего времени.

 

 

Новое предположение относительно сроков Эры Водолея

Подведём итог. Если принять во внимание, что равновесная борьба антагонистических энергий Космоса пришлась на начало ХХ века, то начало Эры Водолея следовало бы теоретически отнести к 1559 году. Но ведь это время Позднего Возрождения. Следовательно, на лицо явная неувязка! Она-то и породила идею пересмотра сроков Эры Водолея. Иначе не объяснить существование, безусловно, «водолейских» Раннего и Высокого Возрождения. Замеченная «нестыковка» потребовала сместить начало Эры Водолея вглубь истории. Причина понятна: Итальянское Возрождение явилось мощной «вспышкой» ранее не известной жизненной энергии человечества. Речь идёт о 1429 годе, к которому относят начало Раннего Возрождения и о 1527 годе, к которому относят начало Высокого Возрождения. К 1550 году относят начало Позднее Возрождения. Заметим, что в период Позднего Возрождения проявился литературный гений Вильяма Шекспира (1564–1616 гг). И опять возникает вопрос: не явился ли В. Шекспир и его гениальное и поныне необъяснимое творчество, так же символом развивающейся на начальных стадиях Эры Водолея? Словом, автору показалось не лишённым смысла считать зачаточное состояние Эры Водолея совпадающим с началом Эры Возрождения, то есть с 1429 годом.

 

 

Знакомимся с Возрождением

Обратимся к энциклопедии: «Возрожде́ние или Ренесса́нс(фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri«снова» или «заново» + nasci«рождённый») – имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Приходится – в Италии – на начало XIV (повсеместно в Европе – с XV–XVI вв.) – последнюю четверть XVI векови в некоторых случаях – первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета».

…Таким образом, в период начала Возрождения на планету Земля, скорее всего, и явилась «первая ласточка» энергии Водолея, а это означает, что мы имеем новую концепцию первоначала Эры Водолея. Период, в который хорошо «вписываются» явно «водолейские» проявления мировой истории, зовущие к свободе, равенству и братству. Например, как следствие развивающейся Эры Водолея рождение немецкой классической философии конца XVIII – начала XIX вв. Историческое явление, котороеневозможно объяснить, если равновесие энергий Эры Рыб и Эры Водолея относить на начало ХХ века… Из энциклопедии: «Философия Просвещения сумела реализоваться практически – в лозунгах и идеалах Великой Французской революции 1789 – 1794 гг. Принципиально новым этапом её развития стало творчество немецких классиков конца XVIII – начала XIX вв. – Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха. С ними в философию пришли темы истории, развития, активности познающего субъекта. «Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре». Новизна же утверждённого ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности».

 

 

Новая схема соотношения энергии Эры Рыб и Эры Водолея

По новой концепции сроков Эры Водолея, равновесие космических энергий-антагонистов Эры Рыб и Эры Водолея следует отнести на: 1429 г + 360 лет, получаем 1789 год. И, таким образом, попадаем на… начало Великой Французской революции. Революции, которая, благодаря ожесточённой равновесной схватки космических энергий (одна из ключевых идей автора) развивалась объяснимо «долго», в течение 10 лет. В отличие от скоропалительных революций ХХ века, явившихся на буйстве «вызревшей» и превалирующей энергией Эры Водолея. Рассмотрим динамику изменения энергии Эры Рыб и энергии Эры Водолея на схеме, которую назовём «Узел перехода энергий».

 

 

На схеме показано: энергия Эры Рыб убывает, в то время как энергия Эры Водолея возрастает, в точке пересечения обе энергии ураваниваются.

Область А – область убывающей, но активной энергии Эры Рыб.

Область В – область нарастающей, но мало активной энергии Эры Водолея.

Область С – область смешения энергии Эры Рыб и энергии Эры Водолея, с максимумом равновесной энергии и точке С. На оси абсисс показаны 576 лет хаотически-непредсказуемого проявления противоборствующих энергии. Примером чему может являться история Руси, поскольку период «смутного времени» как раз располагается в начале обозначенного интервала.

Из энциклопедии: «Сму́тное вре́мяили Сму́тапериод в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом».

Обозначим на схеме некоторые ключевые «водолейские» события XV – XX веков.

  1. 1566 год – Буржуазная революция в Нидерландах.
  2. 1648 год – Гражданская война в Англии.
  3. 1712 год – Санкт-Петербург становится столицей Российской империи.
  4. 1755 – начало преподавательской деятельности Эммануила Канта.
  5. 1775–1789 – серия событий. Война североамериканских колонизаторов за независимость. Декларация Независимости США. Принятие Конституции США. Начало правления первого президента Джорджа Вашингтона.
  6. 17891799Великая Французская революция. Равновесное воздействие антагонистических космических энергий.
  7. 1799 – начало академической деятельности Георга Гегеля.
  8. 1833 – создание «Истории новой философии» Людвига Фейербаха.
  9. 1861 – Отмена рабства в США. Отмена крепостного права в России.
  10. 1864 – создание Карлом Марксом Первого Интернационала.

11. 1895 – начало Научно-технической революции. Практическое использования стихии «воздух» Водолея, время развития авиации и космонавтики.

  1. 1914 – начало Первой мировой войны.
  2. 1917 – череда революций в царской России.

14. 1922 – Декларация об образовании СССР.

15. 1945 – Образование ООН.

16. 1993 – Образование ЕС.

17. 2012 – создание Евразийского Союза.

Если автор в новой гипотезе прав, то когда же следует ожидать теоретический конец Эры Рыб? Эры двух тысячелетних «лишений и страданий» человечества? К дате равновесия энергий Эры Рыб и Эры Водолея, а именно к 1789–1799 годам (возьмём среднее значение 1795 год) прибавим 216 лет и получим 2011 год. Как видим, Эра Рыб в теории должна бы уже закончиться. Но… не закончилась? Страдания и лишения человечества продолжаются? В чём же причина? Она заключается в космической инерции, о которой писала Е. И. Рерих в «Огненном опыте»: «Так называемая инерция есть сила величайшая из оккультных сил» (5, стр.258). Но каким образом следует понимать видение Е. И. Рерих в ноябре 1919 года, заявление: «Поняла это явление, как восточный символ рождения Новой Эпохи и Новой Расы»? Скорее всего, заявление следует понимать как символ триумфального шествия зрелой Эры Водолея. И рождения Новой Расы! Увиденный «мальчик, свесивший ножку», это приход на Землю людей Шестой расы. Как видим, согласно новой концепции автора в XXI веке энергия Космоса начинает работать против «лишений и страданий» человечества, которые находятся «вне законов» Космоса. Дело за проявлением зрелости сознания всего человечества.

 

 

Гипотеза получает неожиданное подтверждение

Когда статья была написана и отправлена в редакцию, «на глаза» автору попалась статья «Разгадка Рафаэля» в авторитетной газете «АИФ» (6). Знакомясь со статьёй, ещё раз убедился в жизненности идеи о том, что творчество Рафаэля является «отголоском» зарождающейся Эры Водолея. Откуда взялась уверенность? Она явилась из подзаголовка статьи: «Русские издавна считали этого мастера Возрождения своим». Автор статьи Константин Кудряшов пишет: «Среди наших соотечественников, создавших классическую русскую культуру, поклонение Рафаэлю было естественным и почти повсеместным». Оказывается, естественным! Россия «Водолея», по закону родства, давно предчувствовала и негласно признавала «водолейский» характер творчества Рафаэля Санти. Кстати, как и «водолейский» характер творчества Вильяма Шекспира. Тоже символического носителя Эры Водолея. Киношная культовая фраза «А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» говорит сама за себя.

 

 

Литература:

1. Журнал «Дельфис», 66 (2, 2011). А. И. Херсонов. О сроках Эры Водолея.

2. Журнал «Грани эпохи», № 45, 2011. А. И. Херсонов. К вопросу о сроках «Эры Водолея», http://grani.agni-age.net/articles11/4515.htm

3. Письма Е. И. Рерих. Том 6, письмо № 48, МЦР.

4. Письма Е. И. Рерих. Том 6, письмо №51, МЦР.

5. Е. И. Рерих «У порога нового мира». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2007.

6. «АИФ», №38, 2016.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№69 дата публикации: 01.03.2017