№71 / Осень 2017
Грани Эпохи

 

 

Наталия Жукова

 

Благой Чарака

Н. К. Рерих. Чарака Аюрвед. 1932

Индийский дом искусств в Бенаресском индуистском университете. Варанаси, Индия

 

Полная даров, ждёт природа. Придите излечиться. (…)

С гор Риши Чарака слал стрелы благословения. (…)

Самоотверженна работа на Общее Благо! [1]

Н. К. Рерих

 

Тот, кто лечит из сострадания ко всем существам,

исполняет своё высшее предназначение на земле.

Тот получает высшее счастье [2].

Чарака Самхита

 

Николай Константинович Рерих – великий художник и духовный провидец, создал немало прекрасных живописных Образов святых, подвижников, мудрецов и героев разных времён и народов… Рерих указывал на их самоотверженные труды и востребованность их Заветов в современной жизни. В наше роковое время, когда множество новых болезней обрушилось на человечество, стоит вспомнить о знаменитых целителях древности, слава которых осталась в веках…

Несколько картин Рерих посвятил Чараке – древнеиндийскому врачу и мудрецу, одному из авторов Аюрведы – свода трактатов по медицине. Николай Константинович писал: «Гуру Чарака» – знаменитый аюрведический врач, о котором в древнейших писаниях Индии упомянуто так значительно» [3].

Показательно, что Рерих писал Образ Чараки не менее  семи раз [4], но известны изображения только двух картин – «Чарака Аюрвед» (1932, Варанаси, Индия) и «Чарака» (недатированный вариант, Новосибирск, Россия). Николай Константинович неоднократно упоминает целителя Чараку и в своих очерках.

Рерих предвидел, что скоро во всём мире возрастёт интерес к древней фармакопее, к старинным лекарствам и народным рецептам… Чтобы выжить и сохранить здоровье в новых условиях, наш «цивилизованный» мир вынужден будет обратиться к Древним Заветам.

В созданном Н. К. Рерихом в 1928 году в Индии, в высокогорной долине Кулу, Гималайском институте научных исследований «Урусвати» особое внимание уделялось медицинским исследованиям: изучению древнеиндийской Аюрведы и основанной на её традициях тибетской и китайской медицины, сбору и исследованию местных лекарственных растений, переводам древних манускриптов по тибетской медицине и фармацевтике. При участии лам-врачевателей впервые в мире был составлен Большой Атлас тибетских лекарственных растений, впоследствии явившийся одним из основных учебных пособий для всех исследователей медицины Центральной Азии.

«Так уже давно предвиделось то, что теперь произошло воочию. Так же… предчувствовалось и о целении полезными травами» [5], – писал Рерих в 1936 году во время Маньчжурской экспедиции по сбору семян засухоустойчивых растений.

 

* * *

Картина «Чарака Аюрвед» создана в 1932 году и осталась в Индии. Она находилась первоначально, как вспоминал художник, «в особом зале музея Бенареса» [6]. И это свидетельствует об особом почитании индусами великого врача.

Рерих описал её сюжет: «На склонах Гималаев Благословенный Риши Чарака собирал целебные травы» [7].

Картина поражает чистотой и «звонкостью» красок, радостью веет от синевы безбрежного простора горных далей… Всё наполнено солнцем. На фоне лазурного неба сверкают вечными снегами Гималайские вершины… Будто паря над первозданным высокогорным миром, по зелёному склону ярко цветущего альпийского луга шествует мудрый Чарака, опираясь на бамбуковый посох, неся за плечами связку целебных трав и цветов… Он в простом коричневом одеянии и оранжевом плаще, его бронзовое благородное лицо индуса оттеняет белоснежная борода, длинные волосы собраны узлом на темени, как принято у йогинов… Не случайно его величественную фигуру художник сопоставляет с одинокой вершиной, царящей над окружающими горными хребтами. «Апофеозом красоты в природе являются горы, среди людей – подвижники и герои, отдавшие свой труд на пользу мира» [8]. Чарака не только великий врач, но и учёный, духовный Учитель – Гуру, великий Мудрец – Махариши…

 

О его жизни почти не сохранилось сведений.

«Отец медицины» брахман Чарака (около 200 г. до н.э. – 200 н.э.) был уроженцем Кашмира и жил в Древней Индии, как считают одни учёные – в третьем-втором тысячелетии до нашей эры, другие полагают, что во втором столетии нашей эры он был придворным медиком при дворе царя Канишки (100–144 н.э.), а европейские исследователи относят время жизни Чараки к началу династии Гуптов (IV–V вв.).

 

Змей Шеша с отдыхающим на нём Вишну. Золотая скульптура.

Тируванантапурам, Индия

 

Считается, что Риши Чарака был Аватаром Шеши – Великого Змия, то есть воплощением Божественной Мудрости. По преданию, тысячеглавый Наг Шеша – хранитель Знаний, поддерживает Землю, и на нём отдыхает Бог Вишну в перерывах между манвантарами (циклами творения).

Чарака был автором Чарака Самхиты – самого раннего и самого главного из всех медицинских трактатов Аюрведы. Единственным источником сведений о жизни знаменитого врача является заключение каждой главы в самом тексте Самхиты.

«Написанная в форме диалога между Атреей и его учеником Агнивешей, Чарака Самхита начинается с рассказа о том, как мудрец Бхарадвадж отправился к Богу Индре за знанием Аюрведы. Открывшаяся Богу Брахме наука о естественной жизни, здоровье, долголетии и избавлении от болезней была некогда передана им Дакше Праджапати – прародителю человечества, тот передал её божественным целителям Ашвинам, те же передали её Индре. Когда людей, утративших знание о гармоничном существовании, поразили болезни, Великие Мудрецы стали молить Индру о спасении человечества. Переданное Индрой знание мудрец Бхарадвадж изложил Атрее Пунарвасу, а тот – шести ученикам, записавшим науку жизни в виде шести трактатов. Самый одарённый ученик, Агнивеша написал лучший из трактатов…» [9]

Чарака был учеником мудреца Агнивеши и странствующим целителем. Он ходил по городам и селениям Индии, лечил людей и рассказывал им о законах жизни, о том, как жить долго, праведно и без болезней. Приобретая опыт и знания, Чарака дополнял трактат Агнивеши. «Составлено Агнивешей и восстановлено Чаракой» – так заканчивается каждая глава Чарака Самхиты, а тема странствий пронизывает все её страницы.

В Древней Индии любое Знание считали Божественным, поэтому даже великий учёный полагал себя лишь скромным передатчиком Знания, а жизнеописания и биографии были признаком самости и тщеславия. Чарака, объединивший в своём тексте множество лучших древних трудов по медицине и свой личный врачебный опыт, считал себя всего лишь редактором трактата Агнивеши, а свой труд – его переложением. Но счастливая судьба Чарака Самхиты говорит о таланте автора, оставившего яркий след в мире науки и философии.

Уже в VII–VIII веках нашей эры труд Агнивеши был забыт, а трактат Чараки считался совершенным и по праву занимал первое место среди главных трудов Аюрведы. В средние века он был переведён на персидский, арабский и латинский языки.

Прошли века, но труд Чараки не устарел. Чарака Самхита осталась и по сей день эталоном и учебником Аюрведы. И сегодня врачи и философы, историки и литераторы обращаются к нему в поисках ответа – в чём причина человеческих страданий и как достичь духовного возрождения, счастья, физического здоровья и долголетия.

 

Махариши Чарака

 

* * *

В Чарака Самхите, состоящей из 120 глав и 8400 стихов, восемь разделов: Основные положения (Сутрастхана); О теле (Шарирастхана); О чувственном восприятии (Индриястхана); О причинах болезней (Ниданастхана); О передатчиках болезней (Виманастхана); О лечении тела (Чикитсастхана); О правилах приготовления лекарств (Калпастхана); О счастье (Сиддхастхана).

Сам текст довольно сложный – и по содержанию, и по языку. В трактате описаны методы обучения врачей, организация лечебниц, правила личной гигиены, этические требования к врачам (в том числе, говорится о врачебной тайне), даны сведения по анатомии, физиологии и эмбриологии; подробно описаны методы обследования, диагностики и лечения различных болезней; даны сведения о пище и диете; подробные предписания о том, как собирать лекарственные травы, правильно сочетать их, применять внутренние и наружные лекарства, даны рецептуры многочисленных лекарственных составов – более 500 наименований лекарств растительной, минеральной и животной природы.

Согласно Чарака Самхите, «…жизнь и знание о жизни существовали всегда, люди всегда знали о том, как исцелять свои болезни, и действовали в соответствии с законами Аюрведы» (Сутрастхана, 1.40) [10].

Чарака Самхита посвящена как самым глубоким вопросам существования Вселенной и человека, так и подробным предписаниям по лечению болезней. Это знание о том, что основой Вселенной, как и человека, являются пять первоэлементов – эфир, воздух, вода, огонь и земля, и что человек управляем теми же силами, которым подчиняется весь мир.

Тело человека, согласно Чараке, это сгущение разумной силы, а каждая клетка тела – это частица вселенского сознания, связанная со всеми другими частицами, и именно это позволяет человеку сознательно поддерживать здоровье. Это знание о свойствах материальной природы – гунах, и о трёх принципах функционирования тела человека – дошах, дисбаланс которых становится причиной болезни. Это знание о том, что в основе здоровья и долголетия человека лежит равновесие между физической материей и духом, о том, почему человек утрачивает это равновесие и в силу каких причин наступает болезнь. Пока человек не теряет своей связи с Богом, стремится к высоким целям (духовному восхождению, любви и помощи людям и т.д.), не преступает законов праведности, поддерживает силы тела правильной пищей и образом жизни, он остаётся здоровым, а когда отклоняется от правильного пути, получает болезни и несчастья. Это знание о том, что у тела есть собственный разум, и врач должен быть лишь помощником в процессе восстановления его. Это знание о том, как распознать болезнь на всех её стадиях, как гармонично и ненасильственно исцелить тело и душу пациента, и о том, что врач должен лечить сознание человека так же, как и его тело. Это знание о том, каким высоким нравственным идеалам должен следовать сам врач для того, чтобы выполнить свою духовную задачу и достичь успеха в своей профессии [11].

 

Какова же, согласно Чараке, природа человека?

«Человек состоит из шести сутей (дхату) – земли, воды, огня, воздуха, эфира и Бога. Земля – это облик человека, вода – его влага, огонь – его тепло, воздух – прана, эфир – его аура, а его внутренняя сущность – Любовь. Как проявляется Творец в этом мире, так проявляются в человеке ум, речь, ярость, щедрость, счастье, красота, увлечённость и все чувства. …Тамас – ослепление человека, Свет – его знание. И тот, кто видит в себе весь мир, а себя – во всём мире, владеет истинным разумом. Поистине, тот, кто видит в себе весь мир, знает, что он сам порождает своё счастье или несчастье» (Шарирастхана, 5.1–7).

Об этом говорит и Учение Живой Этики, мысли которого отражены в философских стихах Наталии Дмитриевны Спириной.

 

Ты не тот, который с телом слит,

Ест и спит, смеётся и скорбит

И в огнях страстей земных горит.

Пребываешь в нём, но ты – не он;

Вечен ты, он смерти обречён.

Ты не тот...

Но кто же ты тогда,

От земли далёкий,

как звезда?! [12]

 

От мыслей и действий человека зависит его благополучие, знание или неведение, здоровье или болезнь. Человек живёт множество раз, и смертен он также многократно. Он многократно рождается в неведении и болезнях, но в его силах освободиться и от неведения, и от ряда перевоплощений и от телесных недугов.

«Откуда происходят болезни? Что есть лекарство? В чём причина счастья и страданий? Как сделать, чтобы недуги ума и тела исчезли и не возвращались? Заблуждения ума, неправильное использование чувств и незнание должного времени – вот три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней – в подобающем использовании разума и чувств… Действие в добродетели приводит к счастью, а в невежестве и страсти – к страданиям. Отождествление себя с телом и умом становится источником боли, а когда такого отождествления нет, болезни исчезают и не возвращаются» (Шарирастхана, 2.39–47).

 

Болеет тело, но не дух,

Не знает дух крушений тела,

Огонь бессмертный плоть одела

В болезнь и смерть.

Они уйдут...

А ты, нетленный, нерождённый,

Из пепла встанешь окрылённый

В неувядаемом Саду [13].

 

«…Если человек правильно ведёт себя, не привязан к чувственным наслаждениям, щедр, видит единую духовную природу всех живых существ, правдив, способен прощать, предан духовным Учителям и Святым, он освободится от всех страданий. Наделённый добродетельным разумом, речью и благими поступками, смиренным умонастроением, чистым пониманием, духовным знанием, покаянием и духовной практикой человек никогда не падёт жертвой болезней» (Шарирастхана, 2.39–47).

 

Н. К. Рерих. Чарака (вариант). Н/д

Новосибирский государственный художественный музей. Новосибирск, Россия

 

Одна из картин Н. К. Рериха, посвящённая великому врачу Древней Индии, находится в Сибири. Этот вариант, написанный в эскизной манере, судя по обобщённой трактовке фигуры целителя и окружающего горного пейзажа, вероятно, создан в конце 1930-х – 1940-е годы и входит в собрание из 60-ти картин Н. К. Рериха в Новосибирском художественном музее.

…Сверкают вдали снежные высоты, по золотистому цветущему склону спускается вниз, к людям, старец Чарака, неся полную котомку целебных горных трав, корней и цветов.

 

* * *

В своём трактате Чарака уделяет много внимания нравственным качеством врача. В описании истинного целителя проглядывают его собственные черты, и перед нами предстаёт прекрасный Облик Великого Мудреца – Махариши, полный доброты, бескорыстия, сострадания и любви…

Чарака Самхита гласит:

«Никакое благо, нравственное или материальное, не сравнится с врачом, который разрывает петлю смерти при опасных болезнях и возвращает к жизни того, кто уже уходил в обитель смерти, ибо нет большего дара, чем дар жизни.

Если врач не способен войти в сердце пациента со светом мудрости и любви, то даже глубокие познания не помогут ему исцелить больного.

Те же, кто ради прибыли превращают медицину в торговлю, получает горсть пыли, теряя груду золота.

Больной иногда доверяет врачу больше, чем своим родителям или детям, поэтому о каждом пациенте он должен заботиться так, словно тот является членом его семьи.

Следуя этим принципам, врач принесёт благо живущим существам, достигнет славы в этом мире и уготовит для себя достойное место на небесах после смерти» [14].

 

Каким должен быть хороший врач?

Чарака говорит, что прежде всего, он должен думать о благе пациента. Основная его цель – не собственное благосостояние, а забота о больном.

«Дарующими жизнь и уничтожающими болезни» называются врачи, родившиеся в благородных семьях, начитанные, обладающие практическим опытом, имеющие необходимые инструменты, искусные в своём деле, способные определить болезнь по её внешним проявлениям, чьи рецепты и операции безукоризненны, честные и бескорыстные, всегда владеющие собой, обладающие отличным здоровьем и присутствием духа.

Они прекрасно знают анатомию и физиологию человеческого тела, законы, по которым оно рождается и развивается, а также законы происхождения и эволюции Вселенной.

У хорошего врача, помимо обширных теоретических и практических знаний, должны быть сердечность и симпатия по отношению ко всем живым существам. Обладающие этими качествами врачи способны спасти больному жизнь и вылечить от любой болезни.

Но бывают, говорит Чарака, лжеврачи и самозванцы – те, кто использует свои «способности врачевать» только для обеспечения себя средствами к существованию.

Хороший врач должен лечить безвозмездно, используя собственные лекарства, всех браминов, духовных наставников, нищих, друзей, отшельников, соседей, сирот и людей, что пришли издалека так, словно они – его друзья.

Если он желает достичь успеха в лечении и награды небес в дальнейшем, он должен всегда стремиться стать лучшим из всех живущих существ. Он должен с чистым сердцем стремиться оберегать тех, кто болен.

Речь его должна быть чистой, мягкой, незапятнанной, полной справедливости, не способной причинить другим боль, правдивой, несущей благо, должным образом взвешенной и предусмотрительной. Даже обладая достаточными знаниями, он не должен ими хвалиться.

Избегая гнева, жадности, тщеславия, гордости, зависти, грубости, обмана, лжи, безделья, он должен сторониться любого предосудительного поведения.

Даже мысленно врач не должен покуситься на чьё-то имущество, он должен быть внимательным и сохранять ясный ум.

Всё, что он говорит, должно быть направлено только во благо пациента и к его выздоровлению и не касаться ничего иного. Нельзя разглашать ничего из увиденного в доме пациента.

Даже если врачу ясно, что жизнь пациента подходит к концу, он не должен говорить об этом, если видит, что это может потрясти больного или его близких [15].

 

О важнейшей роли врача в нашей жизни говорит и Учение Живой Этики (Агни Йоги). Истинный врач лечит больного не только лекарствами, но своей психической энергией – огненной силой Жизни, проявленной как в человеке, так и во Вселенной.

«Врачи могут быть истинными помощниками человечества в восхождении духа. Разум врача должен усиливаться сердцем. Невозможно, чтобы врач был невежественным отрицателем. Не может врач не быть психологом и не может он пренебрегать чудесной психической энергией...» [16]

«Можно просить всех врачей мира начать миссию одухотворения сердца. Каждый врач имеет доступ в разные дома. Он видит разные поколения, слова его принимаются со вниманием. Он так легко может среди физических советов прибавить самые ценные наставления. Он имеет право узнать все подробности нравственных условий дома. Он может дать совет, который заставит подумать поверх действий желудка, приказать может, ибо за ним стоит страх смерти. Врач – самое священное лицо в доме, где больной. Человечество озаботилось достаточным количеством болезней – значит, врач может дать много ценных предупреждений...» [17]

О психической энергии Живая Этика говорит: «...Около этого понятия происходит немало недоразумений. Одни вообще отрицают существование этой энергии, другие думают, что она является целительной во всех отношениях; третьи полагают, что психическая энергия существует лишь для немногих. Конечно, психическая энергия имеется во всём сущем, но как энергия она обладает всеми качествами таковой. Как энергия, она есть возбудитель и напрягает центры. Если в организме имеется заболевание, то оно может быть напряжено той же энергией. Можно до некоторой степени урегулировать устремление психической энергии. Мысль возвышенная или сосредоточенная может увлечь энергию по другому каналу и может вызвать целительное качество энергии. Но каждое кощунство или разрушительная мысль лишь усилит напряжение энергии в направлении поражённого органа.

Будет мудр тот врач, который скажет больному – «не кощунствуйте, не проклинайте». Много раз мы указывали на целительные свойства доброй мысли, она будет привратником всеначальной энергии... Безошибочно можно сказать, что течение каждой болезни зависит от состояния психической энергии. Но люди не хотят понять, что их свободная воля будет сильным импульсом в пользовании психической энергией. Чем яснее человек представит себе этот процесс, тем больше он поможет себе...» [18].

 

Махариши Чарака – автор Чарака Самхиты.

Современная скульптура. Харидвар, Индия

 

Как духовный учитель – Гуру – Чарака стремился поддержать не только физическое, но духовное и нравственное здоровье людей. В своём трактате он даёт множество морально-нравственных, этических наставлений и объясняет связь между греховным поведением людей и болезнями.

Спустя тысячелетия, об этом же говорит Учение Агни Йоги.

«На Земле заботимся и о теле, потому надо проникать в происхождение болезней. Врач мог бы сказать больному: припадок корыстолюбия у вас или анемия самомнительности, или камни предательства, или чесотка сплетен, или удар ненависти. (…) Друзья, повторяю – держите мысли чистыми, это лучшая дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство» [19].

 

* * *

О Медицине Будущего есть много сведений в Живой Этике и «Гранях Агни Йоги». Отметим лишь некоторые моменты.

«Правильно похвалить Аюр-Ведическую медицину. Нужно понять, как многие тысячи лет оставили наслоения опыта и мудрости. Но не будем по примеру невежд мертвенно разделять гомеопатию от аллопатии. Не будем забывать накопления Китая и Тибета. Каждый народ имел особые угрожающие опасности и особенно озаботился противостать им. Так будет врачом-победителем тот, кто соберёт лучшие цветы» [20].

«Лечение травами идёт из глубочайшей древности, но многое утрачено. Каждая травка и цветок, каждое растение, ягоды и плоды имеют свои скрытые, оккультные свойства, равно как и каждый металл или элемент химической шкалы. Они выражаются в запахе, цвете, вкусе, звуке, форме и вибрационном ключе данного растения, элемента или вещества. Букет цветов или сплав металлов порой обладает огромной силой, если составлен гармонично, и может оказать мощное воздействие на человеческий организм. Обширна эта область утраченного человечеством знания. Многое собрано и хранится у Нас. К этому надо добавить цветные лучи и вибрации мысли, прану и магнетизм воды различного состава. Мощная лаборатория человеческого организма требует соответствующих элементов для своего функционирования, основанного на Законе соответствий. Медицина будущего будет многое знать. Помогут снимки излучений организма для определения нужных ему веществ. Область будущих знаний безгранична. Каждая травка хранит для человека свой дар. Гороскоп указывает на основные свойства организма, на его связь с цветами, и металлами, и пространственными лучами. (…) Накопления восточной медицины ценны. Медицина должна стать одной, общечеловеческой, объединяющей всё накопленное человечеством» [21].

«Мир построен на принципе соответствия и созвучий. Цветок из почвы, воздуха и от солнца вбирает в себя то, что может ассимилировать по соответствию, и развивается благодаря этому. Процесс происходит на основе притяжения сродных элементов. Всё живое живёт этим путём. Явление трансмутации поступающих в орбиту притяжения материи и энергий основано на соответствии. Трансмутирует и ассимилирует, конечно, Огонь. Всё живое поэтому имеет ту или иную степень свечения – от Огня, заключённого в его центре. (…) Очень поучительно наблюдать это свечение в различных растениях, и особенно целебных. Целебные свойства обязаны накопленному такими растениями Огню или его кристаллизации. Различные свойства этих кристаллов способствуют излечению от определённых болезней. В этом отношении особенно интересен женьшень, затем следуют валериан, строфант, мята, эвкалипт и различные смолы. Лаборатория природы очень богата. Но её надо знать. Прежние знахари и бабки, собиравшие целебные травы в лесу и лугах, знали особенности многих трав. Лечение травами содержит в себе глубокое основание, но, к сожалению, многое забыто и утрачено. Кроме специфических свойств трав и растений, важно установить, в чём именно, по принципу соответствия, нуждается заболевший организм. Многое могло бы стать яснее и облегчиться при достаточной утончённости чувствознания, которое помогает определить, какое именно растение в каждом конкретном случае будет целебным, то есть даст организму то, в чём он нуждается» [22].

 

Н. К. Рерих. Чарака Аюрвед (фрагмент). 1932

 

Николай Константинович Рерих предвидел, что придёт время, и люди вспомнят древнюю Аюрведу… Он писал: «По цветущим нагорьям Гималаев всё ещё бродит великий аюрведист Гуру Чарака» [23]. «Разные травы внимательно собирал благой Чарака… «Каждая малейшая травка – на пользу». «Всяк злак – на пользу человеков» [24]. «…Над полезными добрыми цветами и травами нагибается врач Аюр-Веды» [25]. «Светлая мудрость знает, какое бесчисленное множество ценных лекарств дано человечеству» [26].

Из глубины веков мудрый Чарака зовёт нас к единому целебному Источнику – к Природе – вечной, прекрасной и благой…

Лечат не только травы, лечит Красота Природы, её краски, гармоничные сочетания тонов и оттенков. Это знали в древности, и открывают заново в наши дни. Но «…для лечения цветом нужно открыть глаза. Часто достаточно одного касания, чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета, но всё же касание просвещённое нужно. Если даже... глаза уже открыты, то всё-таки нужно, чтобы прозвучало призывное: смотри!» [27]

Придите, исцелитесь!

 

Наталия Спирина

ОТКРЫТЬ

 

Мир Огненный I, 638

Открыть глаза людей на радости Земли:

На солнечную песнь закатов и восходов,

На блики облаков, которые легли

Небесным цветником по голубому своду;

 

На танцы снежных искр, на гимны ранних птиц,

На голоса в лесу, когда летает ветер,

На синюю эмаль, куда клинком зарниц

Ночь мечет письмена при звёздном грозном свете;

 

На аромат весны в сырых, седых полях,

От зимних снов снегов и томных, и туманных,

На вербы серебро, которое Земля

Приносит солнцу в дар за мощь лучей желанных;

 

На лунную игру по струнам звонких вод,

Несущих говор с гор о гордых белых кряжах;

На майского дождя танцующий приход,

Соткавший на полях ковров зелёных пряжу.

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  . .

Не перечесть всего, не спеть, не рассказать,

Не сосчитать миров, не обойти всех далей...

Но тихо подойти,

любя открыть глаза,

И исцелить людей

от скуки и печалей! [28]

 

22 апреля 2016 г. Новосибирск

 

 

Примечания:

1. Рерих Н. К. Риши / Рерих Н. К. Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара, 1996.

2. Цит. по: Сорокина Ю. В. Качества врача в Аюрведической традиции: http://www.ayurveda.kz/biblioteka/my_articles/bhishak.htm

3. Рерих Н. К. Из Монголии. 1936 г. / Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995.

4. Чарака Аюрвед (1932, х., т. 47 х 78, № 4970, Бхарат Кала Бхаван (Индийский дом искусств), Бенаресский индуистский университет, Варанаси, Индия); Чарака (1935–1936, США); Чарака (1935–1936, вар[иант]); Гуру Чарака (1940, ЧС, Индор, Индия); Гуру Чарака (1940); Гуру Чарака (1945); Чарака (вариант, н/д, к., т. 31 х 46,2, НовГХМ, № Ж-68, инв. № 041410). Возможно, Чараке посвящена и картина  «Целитель» (1938).

См. Каталог живописи и графики Н. К. Рериха / Сост. В. Н. Бендюрин: http://roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html#032

5. Рерих Н. К. Из Монголии. 1 октября 1936 г. / Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995.

6. Там же.

7. Рерих Н. К. Риши / Рерих Н. К. Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара, 1996.

8. Жукова Н. В. Дар Красоты / Николай Константинович Рерих. Из собрания Новосибирской картинной галереи. Под ред. Н. Д. Спириной. Новосибирск, 1997. С. 13.

9. Сорокина Ю. В. Чарака Самхита: http://www.ayurvedaplus.ru/articles/29487/797/

10. Здесь и далее цит. по: Сорокина Ю. В. Чарака Самхита: http://www.ayurvedaplus.ru/articles/29487/797/

11. Сорокина Ю. В. Чарака Самхита: http://www.ayurvedaplus.ru/articles/29487/797/

12. Спирина Н. Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2010. С. 80.

13. Там же. С. 145.

14. Чарака Самхита: http://www.charaka.narod.ru/vaidya4.html

15. См.: Сорокина Ю. В. Качества врача в Аюрведической традиции: http://www.ayurveda.kz/biblioteka/my_articles/bhishak.htm

16. Аум, 3.

17. Мир Огненный II, 217.

18. Надземное, 275.

9. Община, 23.

20. Братство, 538.

21. Грани Агни Йоги X, 674.

22. Там же, 653.

23. Рерих Н. К. Старинные лекарства / Рерих Н. К. Химават. Самара, 1995.

24. Рерих Н. К. Флора. 17 января 1935 г. / Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995.

25. Рерих Н. К. «O Quanta allegria!» 1935 г. / Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995.

26. Рерих Н. К. Старинные лекарства / Рерих Н. К. Химават. Самара, 1995.

27. Братство, 293.

28. Спирина Н. Д. Перед Восходом: Сборник стихов. Новосибирск, 2013. С. 36–37.

29. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов: http://gallery.facets.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№67 дата публикации: 01.09.2016