№71 / Осень 2017
Грани Эпохи

 

 

Владимир Деревянко

 

Хотели, как лучше,
а получилось, как всегда

Вашему вниманию предлагается подборка материалов, состоящая из трёх этюдов, имеющих отношение к происходящему в России, и статьи о власти, её неэффективных действиях на протяжении последнего времени и необходимости повышения их прозрачности, как и обеспечении их постоянного и объективного контроля со стороны народа. В материалах немало критических мыслей, которым противопоставляются конструктивные предложения.

 

 

Этюды из цикла: «Человековедение и жизнь»

32. О выгоде и пользе

Введение

 

Обратившись к словарю русского языка С. Ожегова для уточнения значения слов "выгода" и "польза", мы не сразу увидели между ними разницу, поскольку они означают практически одно и то же: выгода – польза, преимущество, а польза – положительные последствия, благо; выгода. Однако при более внимательном взгляде и с позиций человековедения между этими словами и понятиями, которые они выражают, есть существенное различие, состоящее в том, что выгода – понятие более частное и арифметическое, применимое к чьей-то сделке или делу, а польза – понятие более общее и логическое, приложимое к более широким и важным аспектам деятельности, в том числе, и всей жизни человека, сознаваемое разумом и соотносимое с его сущностью и жизненной необходимостью.

 

 

1. Что такое выгода и польза?

 

Что такое выгода, лучше всего понять, обратившись к коммерции, которая на ней и держится, – купил дешевле, а продал дороже. Можно сказать, что выгода – это некоторая прибавка к цене, наценка товара или услуги. Обычно с пониманием и извлечением выгоды у людей не связываются большие усилия интеллекта, разве, что надо немного подумать о том, с каким товаром или услугой и где можно получить большую выгоду. Разумеется, приведённое рассуждение упрощено для лучшего понимания, но оно применимо и к большой коммерции и крупной выгоде, из которой вырастают миллионные состояния, – процесс её достижения не становится сложнее настолько, чтобы ломать голову в такой же степени, как это делают учёные, исследователи или инженеры, решая свои проблемы. Впрочем, для получения большой выгоды надо обладать и некоторыми значимыми для квалифицированных специалистов качествами, такими, как логическое мышление и предвидение, однако для коммерсанта важнее не количество интеллекта, а изворотливость и прагматизм, не усидчивость и терпение, а способность быть там, где выгоднее... Резюмируя, можно сказать, что выгода – понятие более корыстное и коммерческое, чем какое-либо другое.

А что такое польза? Почти всё, сказанное о выгоде, можно распространить и на пользу, что нередко и происходит на практике, но понятие пользы – шире и глубже. Например, не скажешь о выгоде для здоровья или развития, но говорят о выгодном, не очень дорогом лечении или обучении, или уместны выгодные приобретения или дела, но не говорят о выгодных желаниях или чувствах... Кстати, и в коммерции понятие пользы имеет другое применение – говорят о пользе сделки, когда имеют в виду некие благоприятные последствия для всего дела либо для чего-то более масштабного – предприятия, их группы или отрасли. Вот это самое – положительные последствия, благо и отличают пользу от выгоды! Потому человеку разумному, как существу биосоциальному, и его жизни более подходит слово польза, что становится предельно ясным, если максимизировать оба понятия, – максимальная выгода имеет индивидуализированное, частное звучание, а максимальная или высшая польза – более социальное и общее, вплоть до общечеловеческого. По-видимому, не случайно в человековедении появилось понятие высшей пользы человека, состоящей в улучшении всего его вида.

 

 

2. Почему люди руководствуются тем или другим?

 

Можно ли сказать, для кого важнее выгода, а для кого – польза? Наверное, из контекста приведённых выше рассуждений уже ясно, что выгода важнее для тех, кто живёт своей или частной выгодой или, выражаясь шире и обобщая, участников рыночных отношений, а о пользе говорят все, включая и коммерсантов, когда речь идёт о каких-то более общих вопросах – состоянии дела и его развитии. То есть можно отметить одну особенность пользы и полезности: она имеет расширительное значение, должна сознаваться разумом и ориентировать человека на более широкий взгляд на жизнь и порядок вещей... Однако, посмотрев на современную жизнь, нетрудно заметить, что она строится в основном на выгоде, – для людей более ценны деньги и более высокое положение, удовольствия и потребление. К сожалению, то, что полезно, – эффективные развитие и совершенствование человека, рационализация экономических и общественных отношений – где-то за горизонтом, наверное, потому, что требует усилий разума, а главное – не даёт выгоды, желательно большей и быстрой... То есть на практике идёт процесс достижения всё большей частной выгоды и накопление частных средств и остаётся в тени задача достижения пользы всех людей, – как следствие, вновь и вновь воспроизводятся старые и возникают новые, серьёзные проблемы их существования, например, демографические, миграционные.

Что важнее по большому счёту: выгода или польза человека? А это как посмотреть, точнее, как глубоко и далеко смотреть, например, выгодно продавать невозобновимые природные ресурсы по высокой цене, но это во вред – не на пользу народу сейчас, потому что ещё выгоднее продавать продукты их переработки, и в будущем, когда ресурсы истощатся... Или выгодно продавать товар, например, оружие, но выгода оборачивается для кого-то ухудшением либо даже потерей жизни, в том числе и для тех, кто продаёт, если вспомнить о заказных убийствах и терактах... Выгодно использовать более производительное оборудование, но растёт число безработных... Или выгодно закупать более дешёвые импортные товары и продукты, но не развивается своё производство... Таких выгод-парадоксов можно привести ещё очень много по очень простой причине: парадоксален капитализм с его общественным производством и частной собственностью. А перестройка в России, где, кажется, пытались на выгоде отношений собственности поднять экономику и уровень жизни людей, а получили несколько сотен очень богатых нуворишей, разваленное производство и вырождающееся население... А общемировая тенденция к продвижению экономики в третий мир с дешёвой рабочей силой и использование гастарбайтеров у себя в стране, приводящая к серьёзным национально-демографическим проблемам?.. Наконец, нередко говорят, но мало кто задумывается об угрозе апокалипсиса, к которому ведёт людей эгоистичное стремление к максимальной выгоде, а не к общей, если не высшей пользе...

 

 

3. О высшей пользе человека

 

К чему стремится человек и всё ли, что он делает, полезно или хотя бы не вредно для него? Наверное, нет, если в жизни так много проблем и несчастных людей. Не вполне сознавая свою пользу, люди обманываются сами и обманывают других, принимая за неё богатство и власть над миром. А есть ли другие представления о пользе и можно ли определить высшую пользу человека, с осуществлением которой возможна другая, лучшая жизнь?.. И можно ли так выстроить поведение человека, чтобы оно реализовало оптимум его потребностей и возможностей, не противопоставляя, а сближая с окружающим миром людей и природы? Возможно ли, чтобы жизненные ресурсы были одинаково доступны для всех и никто не стремился присвоить себе больше других? Наконец, может ли быть так, чтобы человек видел свою пользу не в обогащении, а в развитии и совершенствовании вместе со всеми людьми и в гармонии с природой? Увы, добрые и дружественные по природе люди, видя свою пользу в удовлетворении желаний и достижении наибольшей выгоды, становятся антагонистическими потребителями... На овладении внешними ресурсами /деньги, власть/ стоит капитализм с его идеалами потребления и стихией рынка. Энергия обогащения, сила своекорыстия и сладость потребления торжествуют над жизненной необходимостью и пользой людей и они разобщаются. Ища свою выгоду во вне, они не сознают свою пользу – организация их жизни и использование ресурсов и энергии нерациональны, недостаточны их собственные развитие и совершенствование...

А в чём состоит польза человека, и кто её должен блюсти? Как оптимально выстроить структуру потребностей человека и изменить его отношение к жизненным ресурсам, чтобы реализовать высшую пользу всех и каждого? На эти вопросы отвечает человековедение, которое по какой-то странной причине /может быть из-за стремления людей к выгоде?/ трактуется по-разному, как и сущность человека, и не имеет пока официального статуса в отличие от природоведения, давно и успешно развивающегося. В рассуждениях о выгоде и пользе неизбежно прикасаешься к самому важному и сокровенному для любого человека, без чего высокие идеалы повисают в воображении, не находя реальной опоры, поведение обманчиво и парадоксально, поступки примитивизированы, лишая веры в возможность постижения его сути и построения другой, более справедливой и совершенной жизни. Под углом зрения пользы и, тем более, высшей пользы теряют смысл многие желания и действия людей, а то, о чём думают и как действуют и слабые и сильные мира сего, предстает, как игра с какими-то странными неразумными правилами. Стоит ли удивляться тому, как несовершенна современная жизнь и как сильно расходятся декларации политиков и насущные потребности людей, как далеки от решения острые социальные и экологические проблемы!.. Не потому ли это происходит, что выгода, а не польза движет людьми?

30.03.2011

 

 

33. Как оценивать действия людей?

Введение

 

Наверное, в названии этюда можно увидеть некий подвох: вроде бы везде есть начальники и подчинённые, а между ними положения и инструкции, коими они руководствуются при взаимодействии, есть работа и обязанности, которые надо выполнять, и бывает какой–то результат их исполнения, по которому можно оценивать работу и работника. Впрочем, это касается отношений на производстве или в хозяйстве, но всё становится не столь однозначным, когда речь заходит об оценке творческой или научной деятельности и работников сферы управления, так сказать, "слуг народа" – чиновников разных уровней и особенно высших должностных лиц, над коими лишь Господь Бог, который всё видит, но почему-то молчит, как и народ, для которого они трудятся "не покладая рук", а в жизни мало что меняется к лучшему, как и за официальными речами и указами бывает трудно увидеть реальные положительные результаты высокого управления...

 

 

1. О действиях людей – негативных и позитивных

 

Как люди действуют, работают? Да по-разному: одни больше и лучше, другие – меньше и хуже. Можно сделать много и плохо, а можно – мало и хорошо... Ещё лучше – делать много и хорошо, но на это способны не все, а лишь люди, которые занимаются своим делом в оптимальных условиях, то есть, когда они хотят /обеспечена положительная мотивация/ и могут – работоспособны, подготовлены и работают в благоприятных условиях. В большой степени результат работы зависит от близости и требовательности начальника/хозяина, который плохого или нерадивого работника, хорошо видного в сфере торговли-услуг, быстро заменяет. Есть люди прилежные, которые работают качественно всегда, а есть недотёпы, у которых руки растут не оттуда или голова – не на своём месте... В общем случае лучше работают люди на интересе, который подтягивает их во всех отношениях, и хуже те, у которых нет такового, даже в случае материальной заинтересованности. Надо заметить, что в цивилизованных странах с более высокой культурой людей при прочих равных условиях производительность и качество труда выше, чем в менее цивилизованных. Соответственно выше и оценка труда, как и определённее её критерии. Надо заметить, что наёмный труд, особенно творческий, менее производителен и качествен, чем заинтересованный и свободный труд на себя. Особая статья – чиновники и должностные лица, которые сидят в кабинетах с флагами и портретами первых лиц, которых возят в дорогих авто и которые, кажется, знают всё и вся, часто мелькают в прессе и на официальных встречах, говорят о своих успехах и достижениях, а люди почему-то их не видят и, если кто-то захочет сказать об этом, то его мнение вряд ли будет услышано и не потому, что между ним и начальством находятся непреодолимые препятствия – кабинеты, машины и охрана, а потому, что начальству виднее и мнение людей его мало интересует.

Как надо работать? Ответ на этот вопрос в основном должен был сложиться из контекста предыдущих рассуждений: надо заниматься своим делом и быть подготовленным /1/, делать это в оптимальных условиях /2/, начальнику/хозяину следует правильно подбирать подчинённых/работников /3/ и регулярно контролировать их /4/, надо повышать общую и производственную культуру /5/ и оптимально выстраивать мотивацию работников /6/. Наконец, важны рациональные критерии оценки результатов труда /7/. Это теоретически и вкратце, а если немного развернуть тему, то окажется, что выполнить все семь условий весьма непросто и на практике это получается далеко не всегда. С другой стороны – в жизни существует немало других препятствий для производительного и, тем более, творческого труда. Они могут возникать по объективным причинам – экономические кризисы и социальная несправедливость и субъективным – неумение работать, недостаточные квалификация и ответственность людей. Весьма существенны частный характер экономики и неоптимальность государственных и социальных институтов, которые не обеспечивают качественного решения проблемы труда и занятости, и мотивация максимальной выгоды, а не интересы дела у большинства работников, которая определяется господствующими жизненными ценностями. К управленческому труду также применимы семь условий эффективной работы, только надо ещё добавить необходимость его высокой организации, открытости для контроля и оценки прежде всего снизу – теми, для кого он предназначен, и недопустимость прямого управления, столь характерное для высших чиновников России, – показатель низкого уровня организации и качества управления.

 

 

2. Оценка деятельности людей и её критерии

 

Оценки деятельности людей могут быть рациональные и эмоциональные, субъективные и объективные, – в любом случае важны объём и качество работ, для сервиса – оперативность и предупредительность, дополнительные услуги и бонусы. Проще выстроить систему оценки труда на производстве и труднее в исследовательской, опытно-конструкторской и, особенно, сфере управления государством. При этом естественно учитывать различия в интеллекте и эрудиции, ответственности и исполнительности, эффективности и доходности действий в коммерческой сфере. В общем случае легче оценивать результаты труда исполнителей и руководителей в некотором технологическом процессе или специализированной сфере, и сложнее в действия должностных лиц-чиновников, особенно высокопоставленных, в сфере управления. Тем не менее, и для неё применимы принципы и условия организации и оценки труда, упомянутые в предыдущем разделе. Вообще говоря, если в сфере управления, как и в любой другой, работа хорошо организована и ничто не препятствует выполнению семи условий эффективной деятельности, то и проблем вроде не должно быть. А если они есть, от противного можно найти и их причины. Другое дело, что эту сферу, и в России особенно, трудно контролировать в силу политического монополизма и высокомерия власти, её закрытости и недоступности для контроля снизу... Кстати, без неё и положительных оценок результатов работы, даже самые высокие оценки вышестоящих органов теряют смысл. Не растекаясь мыслью по древу, заметим, главное здесь – цели, оптимальная организация работы и объективность оценок, регулярность и открытость контроля её результатов сверху и снизу во взаимодействии.

Критерии эффективной деятельности людей определяются прежде всего её содержательной спецификой: для производства – это выполнение плана по объёму и качеству, для транспорта – выполнение графика и объёма перевозок, коммунальных служб – бесперебойность, объём и качество и т.д. То есть для любой сферы можно обосновать целевые функции и критерии и использовать их в оценке результатов её деятельности. Для сферы же управления важны, прежде всего её соответствие семи общим принципам организации труда, названным выше, и плановые задания, регулярно контролируемые по объективным и детальным показателям этой деятельности по всем её этапам и затратам, в том числе, приводя в зависимость от результата труда расходы на зарплату и текущие расходы, скажем, на евремонт и нехилые льготы чиновников... Регулярные аттестации и строгий внутренний контроль работы чиновников, отчёты перед вышестоящей организацией и теми, для кого они работают по аналогии директоров акционерных обществ, и общая результирующая оценка работы по совокупности оценок снизу /решающие/ и сверху. Весьма существен в организации работ сферы управления помимо указанных выше – системный подход с необходимыми целевыми функциями и критериями оптимума, коллективная и индивидуальная ответственность чиновников и адекватная гибкая оценка труда по необходимости и пользе каждого мероприятия и каждого исполнителя и его действия, как в оркестре!.. Особая статья – оценка деятельности высших чиновников, теперь она сводится к мнениям политиков и экспертов, их рейтингам по итогам опросов общественного мнения и в конечном счёте – итогам очередных выборов, а вот объективные промежуточные и текущие оценки тех, для кого они работают, практически не существуют...

 

 

3. Человековедение и рационализация действий людей

 

Предыдущий раздел в определённой степени идеализирован, хотя его существенные моменты не придуманы, а взяты из практики. Современная жизнь, особенно в России, ещё так несовершенна, что выполнить необходимые условия оптимальной организации труда людей весьма непросто. Это не означает, что невозможно, и наше человековедение обосновывает возможности рационализации развития и самореализации людей, без которых то, что обсуждается в этюде, трудноосуществимо. Рационализация действий людей – не одномоментна, это регулярный продолжительный процесс, который должен начинаться в раннем возрасте, продолжаться в сфере образования и переноситься на практику. Из вышеизложенного должно быть ясно, что оценка труда людей прежде всего определяется его количеством и качеством, зависимых от подготовки и формирования человеческой и профессиональной основы и организации труда! Мы привыкли, работая с компьютером, к тому, что его оборудование и программы чётко и однозначно действуют в процессе работы, подчиняясь, с одной стороны указаниям пользователя и необходимости решения тех или иных задач, выполнение которых заранее продумано, обеспечено и оптимизировано, а с другой – отвечает системным требованиям по организации и реализации вычислительного процесса на уровне протоколов обмена, соглашений о связях и тому подобное, без чего невозможны эффективные работа оборудования и программ и надёжное исполнение задач пользователей. То есть любая осмысленная эффективная деятельность должна быть продумана и обеспечена ресурсами, организована и оптимизирована, если не как совершенная кибернетическая система, то на её принципах. Тогда компьютеры будут надёжно и эффективно работать для людей, а люди смогут лучше работать и получать адекватную их усилиям оценку, развиваясь и совершенствуясь, чтобы становиться лучше самим и лучше работать, без чего их жизнь никогда не станет лучше! То есть, чтобы ни делал человек, он должен стремиться к совершенствованию! Рассуждая об оценке действий людей, мы не упомянули об одном, даже не очень, а самом важном – разуме человека. Если он есть, а его можно и нужно развивать и совершенствовать, то необходимо сознавать необходимость и пользу каждого своего действия – индивидуального, в социуме и природе! Для этого возникло и развивается человековедение. Действуя так, а не иначе, можно решить не только проблему организации и оценки трудовой деятельности, но рационализировать её настолько, чтобы люди думали не об оценке своего труда, а о труде, как способе своего наилучшего самовыражения для достижения высшей пользы всего человечества!

30.03.2011

 

 

Тематический цикл: «Параллельные миры»

Хотели, как лучше, а получилось, как всегда

Введение

 

Прошло четыре года со времени избрания президента России в 2012 году, когда В. Путин сделал целый ряд обещаний в своих статьях и указах, а ожидаемых изменений, прежде всего в темпах роста экономики (6% в год), не произошло. Можно списывать это на кризис и санкции, но, думается, дело в другом... Россия велика своими просторами и природными богатствами, а жизнь её народа намного хуже, чем в странах с небогатыми ресурсами. Страна является одним из лидеров освоения космоса, но не имеет своих хороших автомобилей и дорог. Россия претендует на важное место в мировой политике, имея крайне слабую, неразвитую экономику. В России было проведено столько социальных экспериментов, принесено столько жертв, а не найдена формула лучшей жизни...

Как-то сама собой приходит мысль о несообразности действий властей нормальной человеческой логике, мягко выражаемой в ставшем уже сакраментальным выражении В. Черномырдина: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Статья не ставит себе целью "раскачивание лодки" или внесение раздрая в действия государства, – её главная задача: анализ и объективное обсуждение текущей ситуации для лучшего понимания и выбора оптимальных действий.

Так сложилось, что к власти в России, иногда задерживаясь надолго, как Л. Брежнев, а теперь В. Путин, приходят люди, отличающиеся разными способностями к управлению государством и пользой, которую они приносят стране. Иногда их правление наносит стране и немалый вред, о котором можно говорить, например, в связи с правлением Горбачёва-Ельцина. Попадая во власть, люди как бы поднимаются над народом и живут по своим нормам и законам, которые лишь косвенно выражают интересы большинства и остаются вне поля конструктивной критики.

Отдавая должное долготерпению российского народа и порицая власть за неоптимальные действия и упущенные возможности прежде всего в экономике, в условиях становления гражданского общества России, такое положение становится всё менее терпимым и подводит к необходимости изменения модели социально-экономического развития и объективного, постоянного контроля происходящих процессов. Особенно важен анализ и контроль планов, программ и действий избранных депутатов и чиновников всех уровней и оценка степени их полезности для страны путём создания более прозрачных механизмов избрания и исполнения обещаний и наказов избранниками, как и более строгой их ответственности перед народом. Рассмотрению этих важных вопросов и возможностей их решения, как и создания механизмов контроля и объективного отображения происходящего посвящена эта работа.

 

 

1. О действиях власти России и оценке её деятельности

 

Представляется, что власти России со всеми её институтами, экспертами и помощниками хорошо знают, что делают, и это следует из более, чем 16-летних выступлений В. Путина. Однако, жизненные реалии современной России и море её проблем свидетельствуют о том, что это не так!.. Власть и её представители, как показывает практика, не только не ориентированы на развитие экономики, снижение сырьевой ориентации экспорта и зависимости от импорта товаров и продуктов, снижающих безопасность страны, но и не обеспечивают контроля исполнения плановых или оперативных заданий, из-за чего исполнительская и финансовая дисциплина снижаются, говоря о низком уровне организации управления, чему свидетельством, например, неисполнение Гособоронзаказа 2011 года или нарушение сроков завершения строительства космодрома "Восточный" в 2015-м...

Что ещё важно, руководители выбираются, а затем подбираются и их подчинённые, не по необходимым человеческим и деловым качествам, а по иным критериям, в числе которых могут быть опыт работы на ответственных должностях в других отраслях и родственно-земляческие связи... Кстати, в одной из предвыборных статей В. Путина "Демократия и качество государства", содержащей немало красивых мыслей о "настройке механизмов политической системы, которая бы улавливала и отражала интересы большинства, конкурентоспособном государстве и уверенности в грядущей победе над коррупцией", вопросам управления отводится немало места, но уж очень их содержание декларативно. Если бы Путин был действительным мастером управления, так сказать, – топ-менеджером, то за столь большой срок нахождения во власти (с августа 1999-го) мог бы сделать и говорить о значительно больших достижениях...

Как известно эффективность любой системы и власти, в том числе, определяется её организацией, целями и задачами управления, с одной стороны, и критериями оценки исполнителей по их достижению и решению, – с другой. Реально эффективность принимаемых решений или степень полезности действий властей России в большой степени определяется бюрократической конкуренцией, следствием которой является высокая степень заурегулированности управления и прямое управление первыми лицами, вспомним Пикалёво, проблемы которого лично разруливал В. Путин, закупки томографов по завышенным ценам, которые критиковал Д. Медведев, ну, и из последнего – налаживание отменённого пригородного сообщения А. Дворковичем по прямому указанию Путина...

По данным Минэкономразвития, в 2003–2012 годах только на федеральном уровне было принято свыше 180 тысяч нормативно-правовых актов. Их избыточность и нередко противоречивость привели к замедлению темпов экономического роста в России до 1,3% в 2013 году – ещё до событий на Украине, падения цен на нефть и введения западных санкций и к усилению коррупции на нижних этажах власти!.. С помощью административного контроля низовая коррупция в принципе может быть подавлена, но расширение контроля подавляет любую инициативу и ведёт к стагнации экономики, а ещё и стагфляции, которая точнее описывает происходящее в России теперь. Ещё одной особенностью современной власти России является неадекватность её внешней политики, притязающей на серьёзные решения и влияния в мировом масштабе, внутренней, порождающей недоразвитую и откровенно слабую экономику...

Полезно сравнение России и Китая, двух крупнейших переходных экономик, поначалу имевших немало общего, но затем пошедших каждая своим путём, кстати, в 2013 году экономический рост Китая составил 7,7%. Как показывают исследования, одним из важнейших условий высоких темпов развития его экономики является зависимость оценки работы региональных чиновников от того, насколько им удаётся поддерживать экономический рост в своём регионе. В случае экономических успехов чиновника может ждать повышение, при их отсутствии – понижение или снятие с должности.

Другой элемент китайской модели – введённая Ден Сяопином практика регулярной смены "поколений руководителей" каждые 10 лет в высшем звене, а на нижнем и более часто. Важную роль в поддержании баланса между интересами дела и личной выгодой руководителей играет так называемая система "двух ключей", – советское изобретение, нацеленное на выполнение государственного плана. Каждой территорией управляют два функционера – секретарь территориального комитета КПК и губернатор или мэр, которые встроены в свою "вертикаль власти". Партийный секретарь обладает контрольными полномочиями по отношению к чиновнику, но наравне с ним несёт ответственность за развитие территории.

Так и хочется воскликнуть: "Где Китай, который теперь называют – "Мастерской мира", и где Россия?.." Сила критики современной экономической ситуации России говорит о необходимости повышения эффективности действий власти и первых лиц, в том числе, на фоне многолетней сырьевой ориентации экономики и коррупции, проблем промышленности и сельского хозяйства, науки и образования, медицины и жилищно-коммунальной сферы, малого и среднего бизнеса. Однако эта критика разбивается о закрытую бронёй самодостаточности и непогрешимости пирамиду власти, и не оказывает на неё никаких воздействий. С допустивших ошибки во власти, серьёзно не спрашивают, вспомним бывшего министра обороны Сердюкова или министра сельского хозяйства Скрынник, в немалой степени дискредитировавших себя, как и многих других, а первые лица, немало обронзовевшие, кажется, навечно заняли свои места, иногда меняясь ими...

При таком отношении к делу снижается качество работы, возникает отрыв от действительности и сопровождающие его обман людей и воровство в огромных масштабах – от губернаторов до местных властей... В этом смысле весьма показательна федеральная программа переселения людей из ветхого и аварийного жилья, показавшая в ходе выездных проверок, что регионы не "справляются" с возложенной на них задачей: 5 субъектов вовсе не переселяют людей, 14 – не представляют отчёты, 54 – отстают по срокам расселения. К сожалению, те из народа, кто понимает смысл происходящего, не имеют возможности даже не эффективно, а хоть как-то влиять на чиновников из-за отсутствия способов или средств воздействия.

Последнее предполагает принципиальное изменение модели развития страны и повышение качества управления государством, обеспечение прозрачности и объективно-оперативного контроля деятельности власти путём реализации обратной связи с народом через его компетентных представителей. Спрашивать за работу во власти, называющей себя демократической, надо со всех и всегда от избрания и до окончания их деятельности, ибо прошли времена царских династий и деления людей на касты и роды, патрициев и плебеев, – теперь важнее: ответственная, результативная и качественная работа любого – снизу доверху!

 

 

2. Проблемы взаимодействия народа и власти России и возможности  их решения

 

Механизмы взаимодействия народа и власти России теперь очевидно неэффективны, сводясь к пресс-конференциям и выступлениям первых и ответственных лиц с весьма малой обратной связью. Вопросы улучшения жизни народа в стране, столь богатой ресурсами и возможностями, если и звучат, то абстрактно, как и развитие экономики, которая давно ждёт новых стимулов и средств, чтобы в случае успеха напитать госбюджет для решения назревших проблем и реформ полноценно и эффективно, а не так, как это делается уже не первый год в здравоохранении, образовании и демографической политике...

Скажем, реформа здравоохранения, начатая ещё в бытность Медведева вице-премьером, оставляет желать много лучшего, её цели не достигнуты – медпомощь стала ни эффективнее, ни доступнее, – такой вывод сделала Счётная палата. Реформа образования, проходящая параллельно и очень похоже на реформу здравоохранения, имеет не лучшие результаты. Слияние государственных школ вызвано, как и в медицине, подушевым финансированием обучения/лечения и новой системой оплаты труда, прежде всего, за счёт экономии расходов. И экономить собирались за счёт административных служб – секретариата, бухгалтерии, АХО, но слишком увлеклись... Сначала под сокращение попали далеко не лишние в школах медсёстры, затем психологи и няни детских садов...

Школы и детские сады, как и поликлиники, объединились в огромные конгломераты, при этом только в 2014 году реорганизовано 359 медучреждений, 26 из которых были ликвидированы, и сокращено 90 тысяч медиков. В 2015 году под оптимизацию попали ещё 472 из 952 учреждений, 41 из которых были ликвидированы. Всего за 4 года оптимизации число больниц должно сократиться на 11%, поликлиник – на 7%. Что-то не верится, чтобы в России был такой их избыток, скорее, приходит на ум мысль, высказанная «Справедливой Россией», о том, что власти следуют принципу, – чтобы "корова меньше ела и давала больше молока, её надо меньше кормить и больше доить", сохраняя кошельки горстки, так называемых, ВИП-персон и придумывая всё новые способы изъятия последних крох у населения...

Напомним, что реформа медицины проходит в рамках выполнения майских указов президента, обещавших доведение зарплаты врача до 200% от средней в регионе. Пока же, указывает Счётная палата, главным образом, зарплата врачей растёт за счёт увеличения нагрузки на одного работника до 12 часов и более или перехода в платную медицину, объём которой вырос только в 2014 году на 25%!..

Демографическая яма 90-х и происходящее в медицине не может не сказаться на демографической ситуации – население вновь идёт на убыль – это явствует из прогноза на 2012–2030 гг. по важнейшим демографическим индикаторам Росстата. Начиная с 2012 года ожидаемая продолжительность жизни – впервые после 2003 года начала и продолжает снижаться. Рожать наши женщины тоже будут меньше. Если в 2013 году суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину фертильного возраста составлял 1,697, то к 2020 году по низкому прогнозу Росстата, он может упасть до 1,363. Для нормального воспроизводства населения этот коэффициент должен быть не менее 2,1.

За последние 20 лет российские власти не раз разрабатывали программы, призванные помочь либо выйти из очередного кризиса, либо сменить вектор (!) развития экономики. Некоторые давали краткосрочный результат, но не привели к заметному улучшению ситуации. В них бросается в глаза ряд общих черт-задач: поддержка реального сектора экономики, борьба с инфляцией, обеспечение стабильности рубля, развитие банковской системы, активизация инвестиционной активности, которые остаются на бумаге... При этом, как отмечают эксперты, налицо прямое вмешательство государства в экономику, что означает его неверие в "конкуренцию". Нужны развитые инструменты рефинансирования внутри России, в числе мер поддержки экономики также были бы полезны налоговые каникулы для вновь открываемого бизнеса и замораживание тарифов естественных монополий, введение регрессивного налога на прибыль и неповышение социальных налогов в течение первых 5–7 лет!

Из изложенного выше со всей очевидностью следует необходимость серьёзных перемен в стране: и власть должна работать лучше, по-другому, и народ вправе работать и ожидать лучшего, а в лице его представителей иметь возможность более строго контролировать власть, впрочем, нынешний депутатский корпус хорошо прикормлен, имея доходы на уровне министров, бесплатные лекарства, помощников и машины, плюс ещё и возможность лоббировать чьи-то интересы... Формирование Общественной палаты РФ в 2005 году и её работа, к сожалению, не дали желаемого результата. В 2011 году возник Общероссийский народный фронт, на котором президент регулярно выступает, но и от этого немногое меняется. При этом, вследствие кризиса и дальнейшего ослабления экономики, обесценения рубля и роста курса доллара, цены на бытовые технику и товары, сплошь импортные, подскочили более, чем вдвое, став для многих недоступными, неудержимо растут цены на продукты, раскрутив немыслимую инфляцию, которую явно не смогут компенсировать федеральные надбавки пенсионерам в 2016 году...

Отмечая высокую степень отчуждения народа и власти России, не стоит рассчитывать на быстрое изменение этого положения по ряду причин. Первая и главная причина: правящая партия – «Единая Россия», собрав адептов власти, практически господствует в стране и действует вне конкуренции, некритично поддерживая первых лиц и руководство компаний с госучастием: РЖД, Сбербанк, ВТБ, Газпром, Аэрофлот, РАО "ЕС", Ростелеком, Роснано и др... На её совести многолетняя сырьевая ориентация экономики, необеспечение порядка во многих его проявлениях (в обществе, бизнесе, на производстве и в торговле) и отставание в разработке и внедрении инновационных технологий, упадок коммунального хозяйства и снижение уровня жизни людей, коррупция и воровство... Такое положение отнюдь не способствует реальному единению народа России. Ну, и как тут можно говорить о том, что патриотизм – единственная национальная идея? Разве, что для единороссов?..

Вторая причина вытекает из первой: нынешняя власть не справляется с задачами эффективного развития страны, обеспечения защиты интересов людей. Так, Медведев, лидер «Единой России», на Гайдаровском форуме 2014 года официально признал внутренние проблемы главной причиной ухудшения экономической ситуации. В этой связи естествен вопрос: "Почему он ещё у власти?" А президент Сбербанка Г. Греф на том же форуме 2016 года сказал: "Мы проиграли конкуренцию и оказались в числе стран-дауншифтеров, стран, которые проигрывают. Наступил конец нефтяного века и единственный шанс страны – триада "наука-образование-бизнес" при коренной смене всех государственных институтов". Его слова громыхнули, аукнулись и всё идёт по-старому...

И, наконец, – власть далека от народа или находится над ним, при том, что она призвана работать для народа... Всё это говорит прежде всего о недостаточной степени демократизации России, как и о том, что необходимы серьёзные политические преобразования в стране в сторону развития гражданского общества и реформирования системы власти, которая должна стать ближе и более подотчётной в своих действиях народу. Необходима значительно более эффективная работа народных избранников всех уровней. Действия исполнительной и законодательной властей должны быть подчинены достижению целей эффективного развития страны и улучшения людей и их жизни!.. Важны ли для России модернизация и инновации, много лет являющиеся лейтмотивом выступлений теперешней власти? Разумеется, но ещё важнее развитие собственного производства и повышение уровня жизни, благосостояния людей, вспомним для примера доктрину Л. Эрхарда в Германии, которая должна быть известна Путину, но по-видимому, никак не влияет на его действия? Впрочем, в ряде стран президент – единица номинальная, не дублирующая премьер-министра и сохраняемая для представительских задач... Впрочем, такой контекст вряд ли возможен при Путине, а с другой стороны – в своё время Ельцин убрал должность Вице-президента и никто особенно не переживает... Но это должны решать не отдельные, тем более, такие неоднозначные фигуры, как Ельцин, а народ и его представительные общественные организации.

 

 

3. О жизненной необходимости коренных политико-экономических преобразований России

 

Многие отмечают недемократичность и непрозрачность выборов России и по всей стране тратят миллиарды на установку видеокамер, призванных это изменить. Однако, совершенно очевидно, что эти, как и многие другие миллиарды, потрачены неэффективно, если не сказать зря, потому что честные и прозрачные выборы в России пока невозможны по ряду причин, во-первых, – нет реальных выбора и единства народа и власти и отсутствуют механизмы объективного контроля – сначала выборов, а затем и работы избранников.

Можно наставить массу камер и наблюдателей, а нужные бюллетени вбросят в урны заранее, либо, что ещё труднее проверить, – компьютер, в который не заглянешь, подведёт итоги выборов, как нужно... И, наконец, самое существенное, перекрывающее всё остальное, – административный ресурс нынешней власти, как важнейший фактор недемократичности выборов, который с большим размахом, по-советски, использует правящая «Единая Россия», вынуждая голосовать за себя госслужащих и солдат, учителей и врачей, даже увольняя губернаторов, не обеспечивших необходимого процента на выборах для Единой России...

На вопрос, – как это изменить к лучшему, следует заметить, что в нынешних условиях это невозможно по тем же причинам, которые мешают и формированию новой модели развития экономики. Ну, а если конкретнее, то для решения этой серьёзнейшей проблемы надо обеспечить выполнение нескольких условий – первое, кандидаты во власть должны быть хорошо известны всем и иметь объективно (!) высокие рейтинги – человеческий и профессиональный, второе – процесс выбора должен быть прозрачен, что означает честен, от начала и до конца без каких-либо оговорок! Люди должны отвечать за порученное дело и стремиться к его совершенствованию, как тут не вспомнить Китай и критерии оценки работы чиновников, наконец, были бы полезны реальная партийная конкурентность или более строгий народный контроль власти!

Отсутствие или неясность с оценкой работы руководителей и власти является продолжением нечестных и обманных выборов, – во власть попадают люди недостойные, – став начальниками и отгородившись от людей охраной и кабинетами, кортежами и спецсигналами, они быстро "забывают" о том, кто их избрал и для кого служат, включаются в круговорот власти и денег... Если мы хотим, чтобы Россия стала сильной, процветающей страной для народа, а не для власти, во главу угла должны быть поставлены интересы людей и их благосостояния, и начальники должны реально это обеспечивать, а не быть, как говорили до перестройки, двурушниками.

Безусловно, управление страной, переходящей на другие социально-экономические отношения и развивающейся, невероятно сложно и это должно настраивать всех участников этого процесса на особо серьёзный и конструктивный лад. Это предполагает высокие культуру и профессионализм представителей власти и этому должны способствовать реальное единение народа и власти на основе взаимного доверия и тесного взаимодействия на демократических и конструктивных началах!

Можно ли и как повлиять на происходящее к лучшему? Любопытно, что об этом в последнее время немало говорят, в том числе, нынешние президент и премьер, и как бы по делу, но последние 4 года отнюдь не радуют... Ну, скажем, если Путин написал 7 программных статей и издал ряд указов с 595-го по 606-й в 2012 году, это не означает того, что произошло или произойдёт нечто из ряда вон выходящее. Прошедшие 4 года показали, что статьи и указы оказались "в значительной степени идеализированными и непросчитанными" (проф. Зубаревич, МГУ). С. Говорухин в ноябре 2014 года говорил о том, что указы Путина выполнены лишь формально, а в декабре 2015-го руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента Н. Николаев сообщил, что более трети поручений в рамках "майских указов" так и не были выполнены.

Важно понять, чтобы улучшить жизнь, должны измениться к лучшему люди, а власть должна быть в авангарде этого процесса! Те, кто идёт во власть, должны быть не тёмными лошадками без необходимых способностей, знаний и практических достижений, а ярко проявившими себя и способными быть примером в конкретной работе, достойными и честными специалистами-руководителями, которые должны это доказать на практике, а избиратели – иметь возможность проверить, до и после выборов – при наличии необходимых для этого средств!

По каким критериям оценивать работу власти? Сразу отметим, что теперь этот процесс неоднозначен и практически нереализуем. Ну, а если говорить по-крупному, то прежде всего важны деловые качества и позитивные результаты! Имеют значение порядочность, жизненные цели и устремления ответственных работников. В нынешнее непростое время важны и объективные данные об их доходах и имуществе, – вместе с другими эти данные интегрируются в рейтинге, который не должен снижаться. В таком контексте деловые качества Медведева или 80% рейтинг Путина в начале 2016 года на фоне реально незавидного положения в стране вызывают не только большие сомнения, но и недоумение...

Также важны сроки и затраты госсредств – денежных и материальных и эффективность их использования. При нарушениях резко снижается рейтинг, включается механизм отзыва и – до свидания власть – не только без каких-либо привилегий, но с ответственностью за содеянное и без возможности заниматься этим когда–либо впредь... Отчёты-выступления руководителей должны быть позитивными и конструктивными, при этом выражения вроде – "мочить в сортире" или "кошмарить" бизнес являются не просто неприемлемыми и даже не популистскими, а неприличными, ибо, если первое лицо говорит о том, что кто-то в стране "кошмарит" бизнес, а это имеет место и теперь, оно расписывается в своей недееспособности...

Развитие экономики или рациональное хозяйствование в России – важнейшая задача исполнительной власти и элемент стратегии национальной безопасности – должна решаться квалифицированными топ-менеджерами, а не бывшими сотрудниками государственной безопасности или юристами, которые под себя подбирают и подчинённых. Не случайно к числу главных стратегических угроз для РФ отнесены: низкая конкурентоспособность экономики, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, несбалансированность национальной бюджетной системы, недостаточность ресурсов для кредитования, незащищённость национальной финансовой системы. Эти угрозы не новы и их уже много лет пытается или делает вид, но не может нейтрализовать нынешняя власть РФ...

Ну, и напоследок. Можно ещё много рассуждать о необходимости инновационного развития экономики и конструктивного взаимодействия народа и власти, как важнейшего условия развития России, – пока людьми движут интересы обогащения при самом высоком неравенстве в мире (1% населения РФ принадлежит 71% личных активов), а не интересы дела, им будет трудно находить общий язык. Впрочем, примеры развитых стран показывают, что и в условиях частной собственности работающему большинству при соответствующих организации и управлении можно жить весьма неплохо!.. Когда же и в России будет не хуже?..

13.02.2012 – 23.02.2016

 

 

36. Как изменить сущее – насилием или разумом, политикой или педагогикой?

Введение

 

Мысль об изменении-улучшении сущего приходит на ум всякому, кто задумывается о нём, как и о его очевидном несовершенстве, однако, как и люди, их мысли и представления об этом могут существенно различаться. Любопытное и неприятное в происходящем состоит в том, что оно как бы инвариантно, сохраняя некоторые постоянные негативные величины, на которые трудно повлиять, а с другой стороны – далеко не все адекватно его воспринимают, чтобы позитивно на него воздействовать. Как бы то ни было, в современной жизни велика доля несовершенства и несправедливости и, чтобы её снизить, нужны какие-то способы и средства: насильственные или разумно-организационные, политические или может быть педагогические?.. Особенно сложна и неоднозначна ситуация в России, в которой какие только социальные события ни случались и действия ни предпринимались – восстания и бунты, революции и перестройка, а жизнь всё никак не наладится...

 

 

1. Стихия и несправедливость жизни людей

 

Хороша ли жизнь людей? Прежде всего, жизнь такова, что в ней всё время нужно думать, двигаться, одним словом вертеться, чтобы иметь то, что необходимо и что хочется, реализуя себя и стремясь быть не хуже других... Это закон природы, считаясь с которым и следуя которому, люди могут достигать вершин жизни. Однако вершины не доступны всем и большая часть людей располагается "на склонах жизни" – от подножия до их вершин, причём с высотой – людей всё меньше и меньше... То есть можно говорить, что для кого-то жизнь хороша и их сравнительно немного, а для многих – не очень. Следуя этой логике, а она идёт ещё из животного мира, лучше тем, кто сильнее и сумел, если ни забраться на одну из вершин жизни, то оказаться вблизи её... А как же остальное большинство? Если принимать эту жизнь и её логику, как данность, или нечто инвариантное, то так и должно быть, а если внимательно анализировать исторический процесс, то в нем можно увидеть события, позитивно повлиявшие на его ход, – социально-буржуазные и экономические революции, и неадекватные развитию людей, насильственные социально-экономические преобразования, такие, как социалистическая революция в России, которые стояли людям много жертв и не привели к реальному улучшению их жизни, обернувшись необходимостью возврата назад... Можно заключить, что жизнь развивается по своим законам, которые ещё не познаны, она несовершенна, ибо несовершенны люди и их социальная организация даже в развитых странах, не говоря о слаборазвитых, между людьми велики разобщение и конфронтация, которые естественно связать с их преобладающими жизненными интересами и ценностями и думать о том, почему они стремятся не к развитию и совершенствованию, а к обогащению и власти, которые недоступны всем. Последнее даёт основание говорить о недостаточной разумности людей, вследствие которой их жизнь не столь хороша, сколь проблематична – в экономическом и политическом, экологическом и демографическом отношениях, причём настолько, что пока нельзя отказаться от грозящей миру перспективы апокалипсиса... Из рассуждений, приведённых выше, следует, что рыночная стихия и несправедливость жизни людей не случайны и являются следствием господствующих жизненных ценностей, которые производны развитию людей. Обогащение и власть ещё не осознаются людьми как атавизм неразумной животности, и стихии рынка не противопоставляются более рационально организованные экономико-социальные отношения. По-видимому, мера разумности людей ещё не такова, чтобы их определить и реализовать в такой же степени, как развитие техники и потребление. К сожалению, удовольствие от обладания вещами и потребления всё большего числа продуктов затмевает в сознании людей необходимость их собственного совершенствования, при этом совершенство техники значительно превосходит достигнутый уровень развития большинства людей, которые этого не сознают... При таком положении дел задача улучшения жизни людей является весьма сложной и неоднозначной, а способы её решения неопределёнными. Одно можно сказать более определённо: эта задача не может иметь силового решения, оно может быть только разумным, ибо проблемы жизни людей – от их неразумности...

 

 

2. История и попытки изменения/улучшения жизни

 

История человечества: от первобытности до современного капитализма в значительной степени представляет собой борьбу за власть и ресурсы, что весьма напоминает и продолжает животную жизнь потому, что в ней мало разума и людьми двигали и по-прежнему движут животные мотивы – алчность и стремление к власти. Кажется, за века накоплено значительное интеллектуальное наследие, которое должно было бы помочь решать проблемы людей, но оно столь многообразно и не объясняет объективных закономерностей существования человека, что цена его, к сожалению, не слишком велика... Самое печальное в истории было и остаётся то, что не жизнь человека и её улучшение были критерием и целью борьбы, а интересы отдельных личностей или небольших групп. Разумеется, нельзя забыть времена правления просвещённых императоров вроде Марка Аврелия и периоды расцвета – Ренессанса культуры, современную научно-техническую революцию, но они не привели к существенному улучшению человека и его жизни... И ещё: пока не определена сущность человека, то есть не ясно, что есть человек и в чём смысл его существования, не может быть найден и оптимальный способ улучшения его жизни. А попыток и способов улучшения жизни людей история знает немало, – восстания рабов и антифеодальные выступления, тронные заговоры и появление во власти прогрессивных лидеров, буржуазно-демократические и социалистические революции, либеральные и социал-демократические акции. Они в разной степени, иногда существенно и позитивно изменяли характер социально-экономических отношений и государственного устройства, но, увы, пока не найдена рациональная формула отношений собственности и социальной организации, которая способствовала бы оптимальному развитию и совершенствованию человека, без которого невозможно улучшение его жизни в принципе. Можно доказать и это делает человековедение, что исторические попытки улучшения жизни людей имеют одну общую черту – они были следствием несоответствия их корыстно-хозяйственных интересов и возможностей, при том, что жизнь можно улучшить только одним способом – через развитие человека и его разума. Хочется надеяться, что подобное когда-нибудь произойдёт естественным образом, однако, без изменения интересов и мотивации деятельности людей в сторону их совершенствования и целенаправленных действий в этом направлении его придётся ждать очень долго...

 

 

3. От стихии и несправедливости к оптимальной организации и природосообразной жизни

 

Жизнь на Земле от места к месту порой настолько различается, что очень сложно вывести её некие средние уровень и образ. Ещё сохранились племена с первобытными отношениями и есть страны с высоким уровнем развития экономики и социальных отношений. Тем не менее, жизнь постепенно, впрочем, очень медленно, изменяется к лучшему, но ещё нередко возникают военные конфликты и для решения политико-экономических проблем применяется оружие, остры национальные и религиозные, демографические и экологические проблемы. При таком многообразии проблем очень сложно находить их верное и, тем более, быстрое решение. Необходима серьёзная продолжительная и терпеливая работа по развитию и совершенствованию людей, без которой невозможно их сближение и совместные усилия по улучшению жизни. Последнее предполагает глубокие исследования человека и его сущности для последующего изменения жизненных реалий сообразно жизненной необходимости и пользе, сознаваемых разумом. Чтобы изменить существующее положение, надо опереться на огромный опыт развития человечества и его идеалы и интегрировать их в науке о познании и реализации сущности человека, которая должна указать ему важнейшие цели существования и принципы рационального поведения. Естественно полагать, что улучшение жизни должно быть результатом развития и совершенствования человека, не ограничиваемого внешними жизненными обстоятельствами, которые сейчас у одних людей лучше, а у других – хуже. Многое должно измениться: и человек, и общество, и их взаимодействие между собой и окружающим миром, – процесс неоднозначный и сложный, имеющий объективную основу – сущность человека и жизненную необходимость её познания и рациональной реализации. Чтобы всё, что ни делает человек, было необходимо и приносило ему и окружающим наибольшую пользу, он должен руководствоваться тем, что общезначимо, у людей должны быть общая цель и единство в её достижении, а не своекорыстие и разобщение. И это сообразуется с сущностью человека и его высшей пользой в улучшении вида! Только на этом пути и возможно улучшение людей и их жизни.

29.04.2011

 

С другими работами автора можно познакомиться на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№65 дата публикации: 01.03.2016