№71 / Осень 2017
Грани Эпохи

 

 

Наталия Жукова

 

Весть Благословенного Ойрота

Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию.

Н. К. Рерих [1]

 

Мы идём к истокам Мудрости, это значитк Востоку, это значитк Алтаю.

З. Г. Фосдик [2]

 

И вновь мы обращаемся к величественной и прекрасной серии «Знамёна Востока», созданной Николаем Константиновичем Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции.

Одна из картин посвящена Алтаю: «Ойрот – вестник Белого Бурхана», поверье Алтая». О ней писал художник в путевом дневнике «Алтай-Гималаи» в 1925 году [3].

 

Н.К.Рерих. Ойрот, вестник Белого Бурхана. 1925-1926

Н. К. Рерих. Ойрот – вестник Белого Бурхана. Серия «Знамёна Востока». 1925

 

На Алтай устремился Рерих из Индии. По пути он записывает легенды и предания о пребывании Будды в этих местах. «...Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности» [4].

«Во время экспедиции, проходя по странам Азии, Рерих узнал, что весь Буддийский мир ожидает скорого Прихода Майтрейи – Будды Грядущего, с именем которого связаны все лучшие чаяния и ожидания людей…

Майтрейю разные народы называют по-своему: Калки Аватар – у индусов, Ригден-Джапо – в Монголии, Мунтазар – у мусульман, Белый Бурхан – на Алтае...

Легенда о Великом Пришествии бережно хранится в сердце народа» [5].

 

На картине Николая Рериха в сине-фиолетовом зыбком лунном свете сверкают острые ледники и снежные отроги Белухи – высочайшей и почитаемой Священной горы Алтая… На скальном уступе преклонила колени юная девушка, закрыв лицо руками, ослеплённая видением. Выше, в облаках, пред ней – белый сияющий всадник – величественный старец с восточным ликом, в алтайском одеянии на белом коне. Это сам Хан Ойрот – друг Белого Бурхана, «легендарный правитель Алтая, таинственно скрывшийся от врагов и обещавший вернуться и дать народу счастливую жизнь» [6]. Трепетно вслушивается девушка в слова Ойрота. Звучит пророчество о великом светлом Будущем – о скором Приходе Белого Бурхана – Благословенного Майтрейи, о Новой Эпохе Добра, Справедливости и Братства всех людей.

«Чуткая девушка сердцем поняла приближение Новой Эры, и эту радостную весть она понесёт в долины – своему народу» [7].

 

Мы ждём его извне, а он внутри;

Он наступает в сердце человека –

Тот Новый Мир, завещанный от века,

В котором свет немеркнущей зари.

И мы сумеем встретить и принять

От дальних звёзд живую благодать,

Когда она в душе у нас горит [8].

 

 

* * *

Но когда Николай Константинович писал эту картину, он на Алтае ещё не был. Он будет там только в 1926 году.

Когда и где впервые услышал Рерих алтайское предание о Белом Бурхане? В России, в начале века, когда в столичных газетах обсуждалась алтайская «новая вера» и гонения на бурханистов? Или уже во время экспедиции?

Но картина была им задумана или уже написана, когда в 1925 году в Ладаке, «в тысячах километров от Алтая вдруг посчастливилось записать культовую песнь, обращённую к Белухе и светилам, причудливо сплетённую с призывами к Белому Бурхану, Будде, с мольбой о приходе Его на Алтай, о плодородии тамошних земель, о наступлении века общего блага» [9].

Рерих писал: «Алтайцы помнят о Белом Бурхане. Даже пострадали за ожидание его лет двадцать тому назад» [10]. «Перед Зайсаном* наш калмыцкий лама указывает на юго-восток, где серебрится снегами хребет: «Вот там священная наша гора Саур (Белуха – Н.Ж.). С вершины её в ясные дни видны горы Священной Страны. Под горою засыпан песком город Аюши-Хана.** Можно видеть ещё и стены, и храмы, и субурганы».

«Глуше и диче становятся горы от Чугучака к Алтаю. Странно впервые увидеть ойротских наездников, – финно-тюркский род, затерянный в алтайских горах. Только недавно эта область, полная прекрасных лесов, гремящих потоков и белоснежных хребтов, получила собственное имя Ойротия. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединённого племени. И ещё чудо случилось в этой стране, где до последнего времени грубые формы шаманизма и колдовства процветали.

В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот и сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придёт сам Бурхан скоро.

Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигает на Земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила им эти указания Благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только милостливому Белому Бурхану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря. Там собирался народ, сожигали вереск и пели вновь сложенные священные песни, трогательные и воздымающие. Одна звучит так: (…)

 

Ты, Владыко Алтая –

Белый Бурхан!

Ты, населяющий вокруг себя

Народы, в золоте и серебре,

Белый Алтай!

Ты, сияющий днём!

Ты – солнца Бурхан!

Ты, сияющий ночью!

Ты, Месяц, Бурхан!

Пусть зов мой запишется

В священную книгу Садур!***

 

Местная администрация смутилась, узнав об этой новой вере, как они называли её. Мирные почитатели Белого Бурхана подверглись жестокому преследованию. Но наставления Благословенного Ойрота не погибли. До сих пор всадник на Белом коне появляется на горах Алтая и растёт вера в Белого Бурхана. В разбросанных юртах шепчется легенда, что на реке Катуни произойдёт последняя битва людей и что из-за далёкой Белой горы сияет уже свет Белого Бурхана. И при этих словах головы собеседников оборачиваются на юг от Алтая туда, где далеко вздымаются высочайшие горы, сверкающие в снежном уборе. Такое случилось среди ойротов в Алтайских горах» [11].

 

* * *

Ойрот-Тура – так назывался до 1948 года город Горно-Алтайск, столица Республики Алтай. А весь прилегающий к нему край – Ойротией.

По преданию, в древности потомок Чингиз-хана – Благословенный Хан Ойрот правил счастливым алтайским народом, и это было время благоденствия.

Вот что рассказывает о нём алтайская легенда: «В давно минувшие годы, когда Алтай был ещё не таким суровым, но зеленел растительностью круглый год, жил Хан Ойрот. При его царствовании на Алтае народы не знали, что такое нужда, голод и горе. У Ойрота была единственная дочь, «девочка с кудрявой головой» – радость отца и всего алтайского народа. Вот однажды Хан Ойрот сделался угрюмым и задумчивым и, наконец, поведал своему народу, что высшими духами определено алтайскому народу перенести целый ряд испытаний, а ему, Ойроту, с дочерью приказано удалиться. Посадив дочь позади себя на коня, Хан Ойрот уехал за Кара-Иртыш по направлению к Гималаям, и последние слова его к народу были: «Вернусь тогда, когда вам будет жить совсем невыносимо». И эта легенда об Ойроте заканчивается следующими словами: «Когда опять вернётся Хан Ойрот – все люди будут братья, и Алтай будет благоденствовать» [12].

 

Ожидание избавителя и спасителя Ойрота в народе достигло пика к началу XX века. И по всему Алтаю пронёсся слух о том, что Хан Ойрот вернулся… В долине реки Кырлык, недалеко от Усть-Кана в 1904 году 12-летняя дочь чабана Чета Челпанова имела видение Благословенного Ойрота. И Чет Челпанов явился первым вестником и проповедником Ойрота и не только всколыхнул дремавшую мечту людей, но и создал новую религию алтайцев «Белую Веру», почитавшую милостивого и справедливого Белого Бурхана, Пророком и Вестником которого и был Хан Ойрот.

Сам Чет Челпанов тоже видел белого всадника и рассказывал об этом так: «Как-то раз по дороге домой я верхом на лошади оказался около реки Тулайты (река в районе Кырлыка), и невдалеке на вершине горы я увидел всадника. Он мне сказал: «Вы должны сжечь дьяволов и забыть о камах (шаманах – Н.Ж.). Нужно оставить старую веру в силу шаманов; ты должен сказать всем людям Алтая, чтобы они исполняли то, что я говорю. Вы должны молиться Солнцу и Луне, а также Ак- Бурхану, Кун-Бурхану, От-Бурхану, Бурхану Уч-Курбустану». После этого я начал молиться по-новому. В горах есть кусты арчина (вид можжевельника – Н.Ж.), которые я нарвал, положил в костёр и стал молиться, так делали алтайцы в старые времена. Я жил в деревне Теренг, и после видения белого всадника, начал молиться по-новому, и вскоре люди начали ко мне приходить. Мы разводили костёр из берёзовых веток, клали в него арчин, брызгали кобылье молоко на ветки берёзы и на огонь. Эта древняя алтайская традиция, когда люди молились доброму Богу. (…) Слова молитвы нужно произносить негромко, шёпотом, или вообще не произносить вслух. При этом люди должны молиться о хорошем для всего Алтая. (…). Слово «Бурхан» значит «Бог», и он живёт на небе. Я не знаю, как он выглядит. Люди называют Его « Ак», что значит «белый». Он – добрый» [13].

Тысячи безоружных алтайцев, украшенных цветными лентами, начали собираться в логу Теренг и молиться Белому Бурхану, они ожидали знамения на Солнце, как знака прихода Хана Ойрота. Легенда указывала и время возвращения Ойрота: когда изменятся очертания всех трёх снежных вершин горы Катын-баш – Белухи – святой горы алтайских племён [14].

В 1900 году одна из вершин Белухи изменила свой контур, а в 1904 году изменилась вторая вершина… Ещё больше возросло в народе ожидание близкого Прихода, предсказанного легендой.

 

* * *

Рерих записал поверье Алтая в 1925 году, в Ладаке. А в 1926 году Центрально-Азиатская экспедиция уже была на Алтае, в Уймонской долине, в селе Верхний Уймон.

Путь туда проходил через алтайские сёла и художник отмечал: «...Про доброго Ойрота все знают. А любимое имя алтайское – Николай. За Ялуем начались алтайские аилы. Темнеют конические юрты, крытые корою лиственницы. Видно место камланий. Здесь не говорят «шаман», но «кам». К Аную и Улале ещё есть камы, заклинатели снега и змей. Но к югу шаманизм заменился учением Белого Бурхана и его друга Ойрота. Жертвоприношения отменены и заменились сожжением душистого вереска и стройными напевами. Ждут скорое наступление новой эры» [15].

После Алтая экспедиция Рериха отправилась дальше – через Монголию, Тибет и Гималаи в Индию… Но побывав в этих местах, до конца своих дней Николай Константинович восхищался красотой Алтая! Он возвеличил и прославил на весь мир этот благодатный край.

Рерих писал: «И странно и чудно – везде… хвалят русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны. А на реке Катуни должна быть последняя в мире война, а после – труд мирный» [16].

Через двадцать с лишним лет, в далёкой Индии, среди снежных Гималаев завершился путь жизни Николая Константиновича. До последнего дня мечтал он вернуться в Россию и поселиться на Алтае – в прекрасных чистых местах, предназначенных для Будущего, чтобы продолжать неустанно творить и трудиться во благо всего человечества. Не успел…

Но всё-таки Рерих вернулся на Родину, благодаря своим картинам и книгам. Вернулся он и на Алтай…

В 1996 году, через семьдесят лет после посещения Алтая Центрально-Азиатской экспедицией Н. К. Рериха, Сибирское Рериховское Общество, возглавляемое Наталией Дмитриевной Спириной (1911-2004) – выдающимся рериховедом, поэтом и прозаиком – впервые совместно с Министерством Культуры Республики Алтай провело выставку репродукций картин великого художника в столице Республики – Горно-Алтайске и во всех районных центрах Горного Алтая. Такого здесь никогда ещё не было!

 

Н.К.Рерих. Победа [Змей Горыныч]. 1942

Н. К. Рерих. Победа. 1942. Дом Учёных СО РАН Академгородок. Новосибирск.

 

Листаем журналы «Перед Восходом» за 1996 год…

Горно-Алтайск, Чемал, Шебалино, Усть-Кан, Усть-Кокса, Катанда, Верхний Уймон, Чендек, Тихонькое, Амур, Онгудай, Кош-Агач, Улаган…

Книги отзывов полны откликами. Писали и дети, и взрослые…

«Спасибо, что принесли к нам этот Свет!»

«Очень благодарим за прекрасную выставку, вы делаете нужное и полезное дело, помогаете людям в это тяжёлое время поближе познакомиться с Учением великого философа Н. К. Рериха и его семьи».

«…Мир спасёт Красота, чем больше мы духовно обогащаемся, тем сильнее духом в этом мире. Вы нужны, нужны, почаще приезжайте!»

«Спасибо вам огромное за выставку от нас и наших детей, в наши трудные дни это помощь нашему духу».

«Мы очень благодарны вам за встречу с истинным искусством, красотой. Это прекрасно, что мои дети, земляки могут всё это созерцать. Дай Бог, чтобы такие встречи стали бы традицией!»

«Мне очень понравилась выставка… Обстановка, музыка, чувство прекрасного, светлого, Божественного и Любовь к людям! Я премного благодарна вам за картины и приезд в наше село. Да, пора всем проснуться!!!» [17]

 

Побывала выставка Рериха и в Каракольской долине, священной для алтайцев, где в тот год проходил национальный алтайский праздник Эл-Ойын (Народные игры).

И снова откроем журнал «Перед Восходом».

«Ровное зелёное поле, пестрящее цветами расстилалось среди гор, поросших соснами и кедрами и образующих естественный амфитеатр. (…) Порывы ветра доносили смолистый аромат, вдали раздавалась песня, кое-где проносились всадники…

Сюда, на Эл-Ойын, собираются люди со всего Алтая – от золотого Телецкого озера и синих гор Усть-Коксы до бескрайних степей Кош-Агача и скалистых кряжей Улагана… Ведь этот праздник в последние годы приобрёл глубокий смысл. Он символизирует возврат к нравственным ценностям предков. (…)

Но в тот первый вечер в долине было ещё тихо… Выставка репродукций картин Н. К. Рериха, побывавшая к этому времени во многих уголках Алтая, впервые была развёрнута прямо под открытым небом, среди гор. Лучи заходящего солнца осветили её: вспыхнули и заалели вершины «Канченджанги», сверкнула серебром комета на картине «Звезда Героя», затрепетало синими всполохами священное пламя «Чинтамани». Картины Рериха ожили и засияли…

Над павильоном взметнулось Знамя Мира – символ охраны лучших достижений Культуры всего человечества. (…)

 

Знамя Мира над Эл-Ойыном_Каракольская долина_Алтай_1996

Знамя Мира над Эл-Ойыном. Каракольская долина. Алтай. 1996 г.

 

На следующий день Каракольская долина преобразилась: тысячи людей в ярких одеждах, музыка, песни, танцы… Картины Рериха увидели все, к ним подносили детей, здесь же можно было выбрать любые книги из наследия великой семьи, репродукции, журналы «Перед Восходом», записи классической музыки.

Старик-алтаец, по виду издалека, с котомкой за плечами, долго пролистывал книги, считал мелкие деньги, вынув их из узелка. Выбрав «Пути Благословения» Рериха, прочитал вслух несколько строк и сказал:

– Читаешь толстые книги, а в них – ничего, пустота. А тут – ни одного лишнего слова, каждая строка зажигает. Это настоящая книга!

Как бережно он держал купленные тоненькие книжечки. Сердечно благодарил! (…)

Три дня в Каракольской долине реяло Знамя Мира Рериха. Оно несло свои заряды света, напоминая о Великом Грядущем, о Красоте, Добре и Справедливости для всех народов Земли» [18].

И вновь читаем книгу отзывов…

«Понравились картины «Путь Духа» и «Труды Мадонны». Дай-то Бог нам всем выстоять в это время, когда всё рушится. Каждому пройти свой путь: не очерстветь, не огрубеть, не сломаться. Пусть Мадонна поможет подняться над злом».

«Очень трогательна и близка выставка тем, что, в основном, на картинах показаны наши горы, наша природа. Спасибо организаторам за то, что показали нам эту красоту, это величие».

«Большое искреннее спасибо вам за то, что в наши горы привезли луч искусства. Будьте здоровы и продолжайте ваше благородное дело. Вселяйте в души нынешнего поколения всё самое светлое, что есть на Земле!».

«Огромное спасибо организаторам выставки картин-репродукций Н. К. Рериха! Какую огромную, полезную, благородную работу делают эти люди!!! Я их встречаю на их пути по Горному Алтаю. Мне кажется, с картинами Н. К. Рериха проникает в наш Священный Алтай яркий свет надежды и уверенности в будущем, в наше трудное и тревожное время. Пусть сияние Света, озарения с картин великого художника доходит до всех! Спасибо!» И. Ортонулов, заслуженный художник РФ [19].

«Здесь, на Алтае, среди прекрасных синих гор и сердечных людей мы ещё раз почувствовали справедливость слов Святослава Николаевича Рериха: «Духовное возрождение нашей Родины придёт из Сибири. Алтай и Сибирь – великие магниты для дружбы и сотрудничества России с Азией. Они несут в себе огромные силы и возможности» [20].

 

Мемориальный Дом-Музей Н. К. Рериха – Усадьба В. С. Атаманова.

Село Верхний Уймон. Республика Алтай.

 

…Давно уже работает в селе Верхний Уймон и привлекает множество людей Музей Н. К. Рериха в Усадьбе Вахромея Семёновича Атаманова, с которым в 1926 году у Рериха сложилась сердечная дружба… Усадьба реставрировалась больше десяти лет на народные средства силами Сибирского Рериховского Общества и многих добровольцев со всей страны и из-за рубежа…

 

Но вспомним начало – как в тяжелейшие 90-е годы Наталия Дмитриевна Спирина, всем известная своей подвижнической деятельностью, посвятившая свою жизнь несению людям Света Учения Жизни, напутствовала первую выставку Рериха на Алтае.

 

Алтай, воскресай!

Воскресай, Алтай!

Пробуждай свои силы,

Свой дух, Алтай!

Земля тебя ждёт,

И Небо зовёт,

Звезда поведёт

Вперёд –

на Восход [21].

 

(6 апреля 1996 г.)

 

29 июня 2014 г.

Новосибирск

 

 

Примечания:

*Зайсан – озеро среди отрогов хребтов Южного Алтая, Тарбагатая и Саура.

**Аюши-хан – царь ойротов, при котором в начале XVII века часть ойротов откочевала из Джунгарии к нижнему течению Волги, где они стали именоваться калмыками.

***Садур – (от санскритского слова «сутры») – так в алтайской песне о Белом Бурхане называется священная книга жизнеописания Будды.

 

1. Цит. по Жукова Н., Снегирёва Н. Мы идём к истокам Мудрости… // Перед Восходом, № 8, 1996. С.6.

2. Там же.

3. Рерих Н. К. Алтай-Гималаи. III. Пир-Панджал. (1925).

4. Там же.

5. Жукова Н. Весть Благословенного Ойрота. // Перед Восходом, № 6, 1996. С.2.

6. Маточкин Е. П. «Знамёна Востока» Н. К. Рериха. // Князева В. П. Кузнецова И. Н. Маточкин Е. П. Рерих: Пророчества. Самара, 2004.

7. Рудзитис Р. Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. // Рихард Рудзитис. Минск, 2009. С. 170.

8. Спирина Н. Д. Капли. (Сборник стихов).

9. Ларичев В. Е., Маточкин Е. П. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993. С. 69.

10. Рерих Н. К. Алтай-Гималаи. IV. Ладак. (1925).

11. Рерих Н. К. Сердце Азии.

12. Сары-Сэп Казынчаков. Культурно-исторический очерк об алтайцах. // Сибирские огни, 1922. // Гребенщиков Г. Алтай – жемчужина Сибири. http://grebensch.narod.ru/pearl08.htm

13. Ермолина Г., Кушнаренко-Суртаева В. Бурханизм. http://www.lomonosov.org/article/burkhanism.htm

14. Ларичев В. Е., Маточкин Е. П. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993. С. 92.

15. Рерих Н. К. Алтай-Гималаи. V. Алтай. (1926).

16. Рерих Н. К. Алтай-Гималаи.( 24 апреля 1926 г.) IX. Карашар-Джунгария. (1926).

17. Жукова Н., Снегирёва Н. Мы идём к истокам Мудрости… // Перед Восходом, № 8, 1996. С.6.

18. Жукова Н., Горянский С. Знамя Мира над Эл-Ойыном. // Перед Восходом, № 1, 1997. С.10.

19. Жукова Н., Снегирёва Н. Мы идём к истокам Мудрости… // Перед Восходом, № 8, 1996. С.6.

20. Там же.

21. Спирина Н. Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).

22. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов http://gallery.facets.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№62 дата публикации: 01.06.2015