Назад на обложку

 

Виктор Агранович

 

Скрипка в джазе

Я ждал этой встречи полжизни… Ещё в 80-х, когда преподавал в знаменитой джазовой школе «Москворечье», я помню, как на концертах вслушивался в колдовство, которое творил Давид Голощекин на скрипке, играя «Звёздную пыль» (STARDUST)…

Я прекрасно помню, как зал цепенел, а потом взрывался бешеными аплодисментами, когда затихало эхо последней ноты, сыгранной смычком Мастера.

И вот мы сидим с ним, друг напротив друга, я слушаю эмоциональный рассказ маэстро о пройденном в джазе пути. Мы говорим о скрипке, и он, этот блестящий джазовый скрипач вдруг сообщает мне, что скрипка… не джазовый инструмент!!!

Это было откровение Мастера, и походило на жалобу коллеге по цеху (я - джазовый виолончелист…). И как мне понятны эти слова! Ведь для того, чтобы извлечь из смычкового инструмента первый «джазовый звук», надо не только «выпиливать смычком по дереву» по 12 часов в день, но и… перестроить полностью мозги: отречься от академических стереотипов, которым учат в музыкальной школе, потом в училище, а потом и в консерватории! Голощекин жаловался, что «нет скрипачей»! И правда, во всём мире известных джазовых скрипачей можно по пальцам пересчитать. Это Стефан Граппелли, Свенд Асмуссен, Джо Венути, Стафф Смит, Жан-Люк Понти, Дидье Локвуд… и, конечно, Давид Голощекин! Мы видим, что их количество несравнимо с количеством «звёздных» американских и европейских музыкантов, играющих на других - «джазовых» инструментах. Я был поражён, когда узнал, что Давид Семёнович лично знаком с Дидье Локвудом, игра которого всегда была для меня, как для виолончелиста, образцом «фирменного джаза». Да и кого Голощекин не знает? С кем он не играл? Он играл с самим Диззи Гиллеспи - легендой американского джаза!

А он всё продолжал «жаловаться»: «Ко мне толпами приходят хорошие классические скрипачи и утверждают, что играют джаз, но все они - бледная тень все того же Граппелли, только значительно хуже! Они не знают гармонии!..»

…Я понимаю, что он имеет ввиду, поддакиваю, вспоминаю свою собственную «виолончельную судьбу»… Когда меня спрашивают, почему на скрипках и виолончелях не играют джаз, я всегда отвечаю: есть две причины!

Одна из них, - что это технически наисложнейшие инструменты. Для сравнения - достаточно года три «подуть» в саксофон, и вы уже можете прилично заиграть! Со скрипкой дело обстоит не так! Чтобы научиться профессионально играть на скрипке, надо сначала учиться в музыкальной школе, потом в училище, потом в консерватории. Короче - вынь да положь лет 15 на музыкальное образование! А к этом времени Вам уже за 25!.. Но главное не в этом. Парадокс состоит в том, что человек, получивший хорошее «скрипичное» образование, абсолютно беспомощен в джазе, и вся его «инструментальная мощь» всего лишь иллюзия, мешающая ему освоить джаз! При этом немногие из скрипачей понимают, что джаз - это такая «бездна», которую не перепрыгнуть «сходу», и никакое классическое образование тут не поможет, наоборот: академические стереотипы страшно мешают, приходится начинать всё «с нуля», как в первом классе музыкальной школы. А это ещё 10-15 лет обучения, и старость не за горами! Поэтому немногие способны встать на этот тернистый путь с туманными перспективами. А перспективы самые безрадостные. Представьте: Вы - талантливый выпускник консерватории, лауреат многочисленных конкурсов, с трудом заняли место скрипача за первым пультом престижного симфонического оркестра, а это означает, что и оклад у Вас приличный, но… Вы мечтаете о джазе… Что же Вас ждёт? Карьера ресторанного «лабуха», вместо престижных международных поездок с оркестром? Ведь джазовый музыкант свободен, как птица, и его жизнь подобна птичьей: здесь поиграл, там поиграл, ни постоянной работы, ни семьи (семья требует стабильной зарплаты!). Тут есть, о чём задуматься, не каждый решится на такой «гражданский подвиг»! Мне захотелось рассказать Давиду Семёновичу об одном человеке, который… решился!

Это мой ученик Константин Ильицкий. Прекрасный профессиональный скрипач, очень талантливый, с большим опытом сольной концертной работы, он перешагнул «опасную черту» от классики к джазу, и занялся джазом серьёзно, когда ему уже было за 30! С нуля! За три года, благодаря титаническому труду, он прилично изучил джазовый язык, играет теперь с лучшими московскими джазменами, да что долго рассказывать, когда можно увидеть и услышать: осенью в Москве и Петербурге состоится серия концертов ансамбля “VIOLIN JAZZ BAND”, руководит которым скрипач Константин Ильицкий. Программа будет посвящена современным джазовым корифеям: Чику Кориа, Жану Люку Понти и др., вы оцените уровень его мастерства!

 

Сайт автора: www.granicenter.ru

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№54 дата публикации: 07.06.2013