Владимир Деревянко
О человеке разумном и неразумном,
развивающемся и недоразвитом
Цикл: «Философские аспекты человековедения»
Введение
В настоящей статье, являющейся одним из итогов более, чем двадцатилетней работы автора в области человековедения, приводятся результаты осмысления разносторонней информации о человеке как развивающейся сущности с огромным потенциалом возможностей, далеко не всегда используемых. В 1-й главе рассматриваются основные характеристики человека и особенности его существования, позволяющие не только реалистично судить о его сущности, но и в достаточной степени для гуманитарной науки подойти к её определению. Во 2-й главе анализируются и синтезируются составляющие его сущность тело и дух, инстинкты и разум. В 3-й главе рассматриваются некоторые особенности развития разума человека, показаны существенные моменты развития ребёнка и некоторых из известных зарубежных методик развития детей, кратко излагается оригинальная технология обучения учащихся профессора В. И. Жохова. В 4-й главе с позиций человековедения анализируются особенности современного человека и его социума, приводятся рекомендации по повышению разумности людей и обсуждаются перспективы развития человечества.
1. О человеке разумном и особенностях его существования
1.1. Краткое описание человека
Чтобы лаконично, в главном, описать человека, стоит отметить его внешнее сходство с млекопитающими – приматами, которое дополняется подобием живорождения и теплокровности, чётким расчленением позвоночника на отделы и наличием диафрагмы, развитием нервной системы и альвеолярным строением лёгких, разделением кругов кровообращения и четырёхкамерным сердцем, развитием кожных желёз (сальных и потовых) и подкожной мускулатуры... Основные различия состоят прежде всего в прямохождении человека и наличии речи, в изготовлении орудий труда и их использовании, создании произведений искусства и нравственных деяниях, которые, впрочем, присутствуют, а точнее будет сказать, развиты неодинаково у всех людей. Если метаболизм и взаимодействие с окружающим миром на рефлекторно-инстинктивном уровне схожи у человека и животных, то, благодаря значительно более совершенной психике, человек способен к отражению мира и себя и регуляции (рационализации) своих действий.
Необходимо заметить, что эта способность в значительной степени потенциальна у людей, жизненные ценности и устремления которых состоят отнюдь не в рационализации их взаимодействия с окружающим миром, а в обогащении и достижении более высокого положения в социуме, из чего вытекает масса проблем их существования... На этом фоне из внимания людей ускользают необходимость и польза регулярной тренировки тела (органов и мышц) и разума для их нормального развития и функционирования, без чего имеет место их примитивизация и даже деградация. Как следствие этого, люди в большей степени повёрнуты во вне, а не к себе, с чем, по-видимому, связана ещё одна их особенность-характеристика – неопределённость сущности человека и связанных с ней оснований и свойств, зная которые, можно было бы выстраивать рациональное, природосообразное поведение. Какова же сущность человека?
1.2. Генетические и фенотипические особенности людей
Человек представляет собой многоклеточный организм, каждая из примерно 100 триллионов клеток которого содержит полный фонд генетического материала (около 28 тысяч генов). Геном человека представляет собой совокупность всех генов и меженных последовательностей нуклеотидов, носителем которых является ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота, располагающаяся в ядре клетки и представляющая собой длинную молекулу, состоящую из структурных элементов – нуклеотидов. Имеется 4 их вида: аденин, тимин, гуанин и цитозин, которые составляют цепочки ДНК. В одной молекуле ДНК имеется две цепочки нуклеотидов, расположенные между собой определённым образом и спирально закрученные друг вокруг друга. Активно используемые организмом молекулы ДНК, благодаря спирализации укорачиваются в 5-6 раз, редко используемые подвергаются суперспирализации и укорачиваются в 25-30 раз.
Известно, что в каждой эукариотической (содержащей ядро) клетке молекула ДНК есть ещё и в митохондриях-органеллах в количестве от нескольких сот до 1 – 2 тысяч и занимающих 10 – 20% их объёма. Геном разбит на 46 пар молекул ДНК, называемых хромосомами. Каждая из 23 пар хромосом (22 аутосом – одинаковых для мужчин и женщин плюс одна половая хромосома – Х и Y: у женщин – ХХ, у мужчин – ХY) несёт строго определённый набор генов, предопределяющих некоторые признаки и содержит отдельную двухнитевую молекулу ДНК, размер самой большой из которых – хромосомы 1 (их нумеруют по размеру) – 250 миллионов пар нуклеотидов, а в самой маленькой – 47 млн. Суммарная длина всех 46 молекул ДНК в одной клетке приблизительно равна 2 м, они содержат около 3,2 млрд пар нуклеотидов. Общая длина ДНК во всех клетках человеческого тела в тысячу раз превышает расстояние от Земли до Солнца, составляя около 150 млрд км.
Совокупность генов, локализованных в хромосомах, определяет наследственную основу организма или его генотип. В процессе развития под влиянием внутренних и внешних факторов человек приобретает свойства и признаки, отражающие мутации или изменения генов и формирующих его новую характеристику – фенотип. То есть фенотип определяется взаимодействием генотипа с условиями среды, в которых происходит его развитие. В результате, люди отличаются рядом гено- и фенотипических особенностей адаптивного (географического), историко-популяционного (этнического), социально-экономического характера. Из этого следует, что развитие (онтогенез) человека детерминируется не только внутренней программой – генотипом, но и корректируется под воздействием внешней среды, не всегда благотворным для человека. Изучение генотипа во взаимодействии с внешней средой позволяет приблизиться не только к лучшему пониманию его онтогенеза и антропогенеза, находящим своё отражение в составе и структуре генома, но и к определению его сущности.
Необходимо заметить, что до настоящего времени ни генотипическому компоненту не уделяется должного внимания, в частности, с точки зрения подбора оптимальных пар для рождения более совершенного потомства или профессиональной ориентации человека, ни фенотипическому, о котором можно судить, например, по количеству преступников. По некоторым данным в РФ лишь менее 3% людей выбрали себе профессию в соответствии с генотипом, у остальных работа входит в противоречие с индивидуальными особенностями и чревата срывом адаптации и переходом в болезни. Подобное, как и многое другое, связанное с генотипом и фенотипом, характерно и для других стран, давая основания думать о недостаточности развития генетики и тесно связанных с ней медицины, философской антропологии и педагогики на фоне открывшихся с расшифровкой генома человека новых колоссальных возможностей.
1.3. Релевантные особенности развития и функционирования тела и психики человека
Большое сходство строения тела и функционирования организма и психики человека в инстинктивном поведении с приматами и другими животными позволяет использовать их для установления важнейших особенностей развития и существования (И. П. Павлов, И. И. Мечников...) и испытания на них новых лекарственных и других средств, необходимых для человека. Вместе с тем, нельзя не отметить превосходства многих животных над большинством людей в силе и ловкости, обонянии и других особенностях, например, ультразвуковой локации летучих мышей и дельфинов плюс такие возможности последних, как умение отключать половину своего мозга на время, чтобы отдыхать бодрствуя или направлять поток крови от конечностей к сердцу и мозгу при глубоких (до 550 м) погружениях...
Но и люди способны на многое при целенаправленных тренировках как в физическом, так и психическом отношениях, однако, далеко не все сознают такую необходимость и обеспечивают оптимальную нагрузку мышц и мозга для нормального развития и совершенствования (от противного – прекращения деградации), позволяя говорить о разноуровневости и недостаточности в целом развития людей, приводящих к примитивизации индивидуального поведения и межличностных отношений.
Имея большой потенциал возможностей организма и психики, люди способны контролировать свои инстинкты и скрывать их, а организация их жизни намного сложнее поражающего воображение сверхорганизма муравьиных или пчелиных семей, подразумевая общественное воспитание, образование и труд, включая творческий, экономические и правовые отношения, разве, что людям не хватает столь же высокой дисциплины насекомых. Ни одна популяция животных не достигла таких численности, не имеет столь высоких адаптационных возможностей и не оказывает такого мощного воздействия на окружающую среду, как человек. Ни одно даже самое развитое животное, например, приматы, не способно иметь, не говоря о том, чтобы произвести, такое количество орудий труда – средств производства, образования и воспитания, лечения и исследований, транспорта и связи, как человек.
Только человек способен к познанию мира и себя, преодолению притяжения Земли и освоению космоса, и только у человека имеются проблемы во всём, чем бы он не занимался, в экономике и социальных отношениях, образовании и науке, в том числе гуманитарной, здравоохранении и взаимодействии с природой... Последнее наводит на мысль о несовершенстве человека, побуждая к размышлению о его причинах и их преодолении.
2. Тело и дух, инстинкты и разум человека во взаимодействии
2.1. Тело и дух – различия и единство
Человек – сложная система, состоящая из многих систем и подсистем – костно-мышечной и кожи, органов пищеварения и дыхания, сердечно-сосудистой и систем кроветворения и кровообращения, эндокринной и иммунной систем, лимфатической и репродуктивной систем, наконец, центральной и периферической нервных систем. Центральную нервную систему (ЦНС) образуют спинной и головной мозг, которые выполняют две важнейших задачи –- обеспечивают связь и согласование функций отдельных органов и систем и осуществляют связь организма с внешней средой, обеспечивая приспособление человека к внешней среде. Важное место в деятельности ЦНС занимают безусловные (врождённые), например, реакция на прикосновение к горячему, и условные (приобретённые) рефлексы, как реакция на изменение окружающей среды. Сложные безусловные рефлексы, такие, как самосохранение или продолжение рода, называются инстинктами.
Человек, будучи млекопитающим, и чем он моложе, тем в большей степени, живёт прежде всего своим телом, в котором, как бы сами собой происходят метаболизм и формирование жизненной энергии. Внешним выражением этого процесса являются, например, порождённые инстинктивными ощущениями чувства голода или насыщения, переходящие в желания. Последние для животного являются побуждением к действию и практически в той же степени это свойственно молодым людям от рождения до зрелости, хотя с возрастом по мере развития, впрочем, в разной степени у людей формируется способность к анализу своих ощущений и желаний и осознанию их необходимости и пользы.
Чем более разумны – необходимы и полезны будут желания и действия каждого человека для него самого, социума и природы, тем более позитивным будет результат его деятельности, способствуя улучшению вида и балансированию взаимодействия с природой. Такой контекст позволяет лучше понимать природу тела и духа человека и осознать значение его разума. Очевидно, человек материален и основа его сущности тело – самоорганизующийся и управляемый иерархический организм, включает и психику, которая в разной степени, в зависимости от её развития способна контролировать состояние тела, саму себя и действия человека. По-видимому, человека следует рассматривать как систему относительно самостоятельных и взаимозависимых подсистем тела и психики, соединённых для решения жизненных задач, определяемых его разумом, которая и определяет его биосоциальную сущность.
2.2. Инстинкты и чувства, мысли и разум человека
Антропогенез и эволюция сделали человека таким, каков он есть, млекопитающим с инстинктами и ощущениями, чувствами и разумом, потребностями и действиями для решения задач существования. Инстинкты как сложные безусловные рефлексы передаются по наследству, формируясь естественным образом долго и постепенно. Они как бы автоматически включаются при возникновении некоторой ситуации, воздействуя на человека через эмоции. Далеко не каждый человек способен не подчиниться им, – для этого у него должны быть большие жизненный опыт и воля, высоко развиты интеллект и рефлексия. Реальная картина поведения человека при инстинктивной реакции усложняется наличием в его сознании как бы двух "Я" и переплетением инстинктивных, иногда нескольких и даже противоречивых программ для одного и того же случая, возникших в разное время, и рассудочных мотивов.
Последние, потенциально будучи оптимальнее по возможному эффекту, действуют медленнее и уступают инстинктивным в процессе принятия решений человеком. Однако, при определённых обстоятельствах: натренированности разума и тела, наличии заученных схем оптимальных действий в разных ситуациях и необходимых морально-волевых качеств люди могут действовать более осмысленно и эффективно, подавляя и преодолевая опасное или негативное воздействие инстинкта. Впрочем, таких людей немного по нескольким причинам: их тело и разум должны непрерывно развиваться и тренироваться в решении задач нарастающей сложности, а вместе с этим должны формироваться необходимые волевые качества и практические навыки действий в сложных ситуациях. Если этого не происходит, а таких случаев немало, как неработающие мышцы не развиваются, так начинается, если не деградация мышления, то его примитивизация...
То есть, чтобы человек действовал рационально, развивался и совершенствовался, его тело и разум должны трудиться для решения основных задач существования – самосохранения, продолжения рода и улучшения вида. При этом важнейшими критериями разумности действий человека являются необходимость и польза познания и оптимальной реализации его сущности во взаимодействии с людьми и природой.
2.3. Телесное и разумное начала во взаимодействии
Для нормального функционирования организма и психики человека необходимы жизненные ресурсы. Потребности несовершеннолетних людей обеспечивают их родители, при отсутствии которых это делает государство. Метаболизм, формирование жизненной энергии и самовоспроизводство происходят как бы сами собой, позволяя рассматривать тело, как преобразователь веществ и материальный носитель-основу телесной и психической составляющих жизни человека. Идеалистическое толкование тела человека, как бренной субстанции, одухотворяемой душой, которую Бог вселяет в него после рождения, увы, может быть оспорено, например, в случае эффекта "Маугли", который возникает при попадании ребёнка в животную среду, после чего он никогда не достигнет уровня духовно развитого человека.
Многие органы и системы тела действуют автономно и слаженно, но не настолько, чтобы это происходило всегда и независимо от внешних условий существования, – при их неблагоприятности включается ЦНС и её высший орган – мозг для управления сложной системой тела по осуществлению жизненной необходимости адаптации к изменяющимся внешним условиям, обеспечения ресурсами и нормализации функций и отправлений организма.
Человек может существовать в самых невероятных условиях, при этом сколь ни был тренирован и защищён его организм, имеющий кроме ЦНС и периферической нервной системы ещё несколько анатомо-функциональных систем, всё их многообразие должно быть объединено на некоторой рациональной основе, сопрягаемой с его сущностью... И такой основой являются осознаваемые разумом и осуществляемые телом жизненная необходимость познания и оптимальной реализации сущности человека для достижения высшей пользы улучшения вида!
3. Разумное начало человека – возникновение и развитие.
Можно ли развивать разум человека?
3.1. Развитие разума человека
Начиная с момента зачатия и до 3-х лет ребёнок, как это ни покажется странным, проделывает половину пути в развитии своего интеллекта. При этом успешность развития его умственных способностей зависит от многих факторов – позитивной генетической комплементарности родителей, здоровья и настроения матери во время беременности, влияния вредных факторов на мать и плод, питания и психологического климата, окружающего беременную женщину и ребёнка и, особенно, достаточности внимания!, которое уделяют родные и близкие развитию малыша.
Впрочем, это не означает того, что человек уже рождается разумным, – если врождённые рефлексы включаются сразу в момент рождения, то механизм разумности должен быть инициирован осмысленной информацией, иначе говоря, внешним разумом и в течение довольно короткого промежутка времени после рождения. Вероятно, период, в течение которого можно пробудить сознание человека, не превышает нескольких месяцев ибо уже к 6 месяцам мозг человека достигает 50% своего взрослого объёма, а к 3-м годам – 80%. Позднее начинать общение с ребёнком и его развитие, вспомним книгу М. Ибука «После трёх уже поздно».
То есть можно говорить о том, что человеком разумным не рождаются, а постепенно становятся в развивающем и доброжелательном человеческом окружении, – за что уже на 1-ом месяце ребёнок может отблагодарить своих близких первой улыбкой. На 2-м месяце ребёнок реагирует на звуки и цвет, на 3-м – появляется «комплекс оживления» и своеобразная речевая активность – гуление. К 4-му месяцу ребёнок без труда следит за движениями взрослых, узнаёт маму, находит взглядом источник звука, смеётся. Побуждая его ползти, при выкладывании игрушки перед ним, формируется интерес к новому... С 9-ти месяцев поведение ребёнка существенно меняется – он начинает понимать речь взрослого, своё имя и слова-действия "будем кушать", "будем спать", пытается повторять слова, сказанные взрослым. В случае хорошо развитых подражательных реакций ребёнка можно учить более сложному – творчеству, подобно тому, как это делается в группах раннего развития.
Грудной период малыша очень важен, закладывая основу психологического здоровья и развития интеллекта на всю жизнь, в благоприятных условиях реализуя 20% его врождённых задатков. Постепенно начинается и социализация человека, в процессе которой ребёнок начинает соотносить себя с другими людьми. Что же с остальными 80% задатков? А у кого как... К сожалению, об этом иногда говорят, но мало кому приходит в голову делать так, чтобы каждый человек реализовал себя, если не на 100%, то максимально возможно, и, тем более, оценивать уровень реализации врождённых задатков интеллекта, особенно у лиц, принимающих ответственные решения...
3.2. О возможности целенаправленного развития и совершенствования разума человека
Выше мы слегка коснулись воспитания и развития грудных детей, но не менее важными для их развития являются и последующие годы, в течение которых далеко не всем детям уделяется необходимое внимание и выбираются наиболее эффективные педагогические средства. Вместе с тем, известно и то, что немало детей по прихоти родителей живут в очень тяжёлом режиме – ходят на занятия по иностранному языку и в спортивные секции, на занятия по музыке, живописи и танцам, и ещё куда-нибудь... Придя домой, дети падают от усталости и уверенно идут навстречу соматическим заболеваниям, неврозам и потере желания учиться. Далеко не всем ясно, что ребёнок должен расти в системе адекватных требований, без прямого обучения, иначе говоря, без насилия и, что самое важное, каждый в своём темпе и в активном психофизическом режиме.
Есть данные, что более 80% современных детей, имеющих врождённые способности и высокий креативный потенциал, теряют их полностью или частично уже в начальной школе. Сторонники раннего развития детей: М. Монтессори, Г. Доман, М. Ибука и др. полагают, что это происходит ещё раньше – до 3 – 4-х лет, предлагая оригинальные методики духовного и физического развития, которые показали великолепные результаты... Так, система Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и поддержании его естественной радости от обучения. Её учебный материал ориентирован на чувственное восприятие ребенка и изначально был рассчитан на детей с отставанием в развитии.
Глен Доман – американский врач, занимался лечением детей с интеллектуальными нарушениями. Их учили читать, показывая карточки со словами, написанными крупным, красным шрифтом, произнося их громко вслух. Весь урок занимал 5 – 10 секунд, но таких уроков было несколько десятков в день. Спустя некоторое время после начала обучения эти дети по весу, росту, окружности головы и грудной клетки превосходили обычных детей, а выздоравливая, легко осваивали беглое чтение, математику, становились эрудитами и вместе с тем, были прекрасно развиты физически. Применяя эту методику со здоровыми детьми, Г. Доман считал, что такая учеба эффективна в период роста и развития мозга, то есть, до 7 – 7,5 лет, но особенно в первые три года. Ему вторит Масару Ибука, директор организации «Обучение талантов в Мацумото (Япония)»: «то, что дети усваивают без особых усилий в 2 – 3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся». По его мнению, дети выучивают играючи то, что взрослые осваивают с трудом, потому следует изменить не содержание, а способы обучения ребёнка.
Многие специалисты приходят к выводу о том, что человек имеет колоссальные резервные возможности и гигантские потенции так называемого, нормального человеческого мозга, которые нуждаются в развитии, волевой стимуляции и возможностях реализации для того, чтобы творить очень талантливые и даже гениальные дела. Также можно говорить и об очевидно недостаточном научном знании человека и процесса формирования и развития его психофизических возможностей от зарождения до зрелости и далее...
3.3. Можно ли и как развивать разум человека?
В материале, приведённом выше, было показаны некоторые существенные моменты развития ребёнка и известных методик развития детей. Подобных методик и педагогических практик накоплено немало, к упомянутым выше можно было бы добавить сделанное Я. А. Коменским и К. Ушинским, В. Сухомлинским и А. Дистервегом, другими педагогами, но целенаправленным и продолжительным, практическим развитием и совершенствованием разума, как, впрочем, и тела человека от его зарождения до наступления зрелости, к сожалению, занимаются недостаточно... Есть отдельные и весьма оригинальные примеры эффективного воспитания и обучения детей, школьников и студентов, в частности, система профессора В. И. Жохова из Челябинского ГУ, основанная на двуполушарном способе мышления, благодаря которому обеспечивается так называемый эффект «объёмного видения» каждой темы и понятия и появляется возможность строить «многомерные» модели действий с логической и образной составляющей.
Для достижения педагогического результата в течение урока и поддержания высокоэмоционального познавательного настроя детей используется принцип нелинейного метапредметного образования и мульмедийный способ подачи информации. Специальный подбор тем, видов и последовательностей упражнений обусловливает «зонную» активизацию коры головного мозга с постоянным переходом с одной зоны на другую, – в результате повышается порог утомляемости при наличии трёх потоков информации: визуальной, аудиальной и кинестетической. На уроках математики происходит 20 – 25 переключений с одного вида деятельности на другой, русского языка – 15 – 20. По системе В. Жохова в целях творческой самореализации допускается свобода движения, слова и выражения эмоций.
Поразительны результаты: например, – реализация естественных языка и грамотности уже во 2-м классе, на уровне бытового общения освоение трёх разных языков – по одному во 2, 3, 4-м классах. В целом система В. Жохова способствуют формированию расширенного сознания в отличие от узкопотребительского, стимулируемого окружающей средой. Обучение с использованием технологии В. И. Жохова возможно с первого класса до университета, но наиболее важным считается начальный период или период адаптации начинающих. Эту технологию уже несколько лет успешно используют более ста учителей начальных школ на территории Челябинской и других областей, в том числе, нескольких школах Москвы и Московской области.
Можно было бы привести и другие весьма эффективные и любопытные методики, но среди них нет такой, которая делала бы действия учащихся общеполезными и осознанными, обеспечивала самостоятельное постоянно-непрерывное развитие и совершенствование тела и психики, нацеливала на эффективное и полноценное решение задач существования, без которых затруднены социальный прогресс и улучшение жизни всех! Эту задачу сформулировало и обосновало человековедение – к краткому изложению решения которой мы и переходим.
Если с самого рождения видеть в ребёнке человека с развивающейся сущностью, которая реализуется в двух ресурсно-энергетических контурах (человек-природа и организм человека) и трёх (индивидуальная, социальная и общечеловеческая) сферах жизни, то давая ли пищу и сладости, лаская и журя своё чадо, надо максимально способствовать тому, чтобы он вёл себя природосообразно, иначе говоря, делал то, что жизненно необходимо, и развивался с максимальной пользой для себя и других.
Подразумеваются – рационализация обмена веществ и информации с окружающим миром, нормализация жизненных ритмов и циклов, обеспечение нормы двигательной активности и укрепление духа и тела, непрерывные развитие и совершенствование самого и продолжение рода в единении с людьми и природой. Тогда ни родителям, ни обществу, ни ему самому не придётся сомневаться в успешности его настоящего и будущего потому, что всё, что он ни делает будет необходимо и полезно для него и других ибо адекватно его сущности!
И вот, если посмотреть на современную жизнь под таким углом зрения, станет ясно, – то, чему сейчас учат детей и чем занимаются взрослые, не вполне способствует улучшению жизни. И это – кардинальная проблема, связанная с общим уровнем развития людей и их разума, которая является помехой адекватному восприятию логики природосообразности. Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, заметим, чему бы и как бы хорошо ни учили детей, – достижению их действительной, а не формальной зрелости, закрепляемой в Аттестате, не уделяется должного внимания.
То же следует сказать и о недостатках физического развития, более того, реально немало детей заканчивают школу с потерей здоровья. Ещё заметим, что и с психическим здоровьем и развитием интеллекта выпускников всех уровней – ситуация далеко не блестящая... А слабая профессиональная ориентация и нередко отсутствующая гражданская позиция, безразличное отношение к своему здоровью и развитию, наконец, эгоистичное отношение к себе, другим и природе, далёкое от стремления сделать лучше всем!.. Увы, люди веками живут с этим, Богом ли, или кем-то ещё данным, но, даже если кому-то это и не нравится, весьма трудно преодолеть эту негативную инерцию жизни...
4. Человековедение о человеке, развивающемся и недоразвитом
4.1. О человеке разумном и неразумном, современном
Несмотря на видимое многообразие, устремления людей прежде всего подчинены выживанию или обеспечению их жизни ресурсами и энергией, без которых всё прочее не имеет смысла. Только обеспечив нормальное самосохранение и естественно связанное с ним самовоспроизводство, можно думать об улучшении условий существования, развитии и других задачах, при этом для нормального существования человек должен самореализоваться в социуме для получения необходимых жизненных ресурсов. В отличие от животных люди должны не только добыть или найти свою пищу, но произвести её, как и многое другое, обеспечивая своё расширенное воспроизводство.
Благодаря разуму, им это удаётся лучше любых животных, которые лишь адаптируются к условиям среды, – производительные силы человечества столь велики и их воздействие на природу так сильно, что нередко нарушается экологический баланс веществ и энергии, чреватый серьезными последствиями для всего живого на Земле. Вспоминая о метаболизме и неразрывной связи человека с природой, было бы естественным сознавать и нейтрализовать эту опасность, но в силу несовершенства людей и социальных отношений, она, как Дамоклов меч, висит над людьми, взывая к их разуму...
Коль скоро человек социален, естественно соотносить его индивидуальные устремления с интересами социума и находить компромиссы в отношениях с другими людьми. Однако, люди неодинаково развиты и трудолюбивы, как и по-разному относятся к общественным обязанностям, – в результате возникают серьёзные проблемы: не все люди вырабатывают необходимую норму воспроизводства, а некоторые берут или имеют больше, чем заработали... Наконец, и это самое важное, людям недостаёт разума, чтобы вполне это осознать и оптимально организовать. Как следствие, денормализуются обмен веществ человека и его природно-социальные взаимодействия и противоестественно смещаются жизненные акценты...
Но что является критерием истины, о которой А. де Сент-Экзюпери писал: «Истина человека – это то, что делает его человеком», и насколько её воплощают научные представления и образы искусства, нравственно-религиозные установления и государственно-правовые нормы? Наверное, настолько, насколько рационально люди решают задачи своего существования или попросту счастливы... Что же касается критериев оптимальности индивидуальных действий и взаимодействий людей, то на этот счёт пока нет единого мнения, как нет и однозначного и общезначимого понимания человека и его сущности, которая их и предопределяет. По-видимому, необходимы усилия для самопознания людей и рационализации их действий в социуме и природе сообразно сущности.
Каковы возможности рационализации действий человека в мире людей и природы?
Сколь ни велика и непреоборима сила инстинктов людей, но свои действия они так или иначе осмысливают и сознают. Последнее является важнейшим фактором позитивной эволюции человечества, который медленно, но верно способствует улучшению людей и их жизни. Впрочем, не все и в разной степени рефлексируют свои действия в социуме и природе и они в массе своей оставляют желать лучшего, предполагая активизацию и развитие разума людей для осознания своей сущности и выражающих её жизненной необходимости и высшей пользы.
Действуя разумно или сообразно сущности, человек потенциально способен со временем найти оптимум своих желаний, интересов и действий и рационализировать своё положение в мире людей и природы. Рассматривая структуру важнейших процессов, составляющих жизненную необходимость под углом зрения его сущности и высшей пользы улучшения вида, наше человековедение выделяет четыре уровня развития человека и социума: примитивный, корыстно-хозяйственный, организованный и совершенный (См. В. И. Деревянко «Основы человековедения», 9-я ред. Глава 3, раздел 3.1.3). Каждому из них соответствуют определённые цели развития, представления о жизненной необходимости и высшей пользе и степени их осуществления и достижения, формы и уровни самоорганизации человека и организации социума, способы производства и использования жизненных ресурсов и энергии, в конечном счёте выражающие различные степени разумности человека.
Человековедение, как наука о познании и рациональной реализации сущности утверждает, – уже сейчас для человека, в большинстве своём находящемся на корыстно-хозяйственном уровне развития, можно немало сделать для повышения рациональности и организованности жизни, и это предполагает отнюдь не революционные перевороты или военные действия, а более природосообразное воспитание и образование. Ниже приводятся два важнейших механизма-процедуры формирования индивидуального жизненного цикла и индивидуального хозяйства жизни, реализующих информационно-логическую основу рациональной педагогики.
4.2. Что надо делать для повышения разумности людей?
Прежде всего с раннего возраста развивать интеллект как способность человека мыслить всё лучше и совершеннее, используя для этого приведённые выше или иные методики и технологии. Затем по мере общего развития заниматься самопознанием для выявления своих способностей и наклонностей, заложенных в геноме и, развивая их, думать и действовать сообразно сущности в русле жизненной необходимости, ориентируясь на высшие ценности или пользу улучшения вида! Это и многое другое отражено в системе природосообразного поведения, разработанной человековедением. Она весьма сложна и предполагает высокую ответственность, заинтересованность и готовность родителей, педагогов и детей и их усилия для максимальной реализации своего генетического потенциала, чтобы, вспоминая И. Ньютона, «встать на плечи гигантов-предшественников» и идти вперёд к новым свершениям!
Для этого в каждый момент своей жизни человек должен знать, желать и действовать сообразно сущности во всех её ипостасях – индивидуальной, социальной и общечеловеческой для улучшения вида. Процесс самоорганизации человека в контексте реализации природосообразного поведения неодномоментен и представляет собой последовательность процессов закладки и начального определения его рациональной информационно-логической основы родителями и воспитателями, постепенного освоения ребёнком, углубления и оптимизации процедур формирования индивидуального жизненного цикла (ИЖЦ) и индивидуального хозяйства жизни (ИХЖ).
В самом общем виде задача механизма-процедуры организации ИЖЦ состоит в оказании помощи человеку в осознании себя, своих возможностей и смысла своего существования в мире людей и природы, а задача механизма-процедуры формирования ИХЖ – в оптимальных самовоспроизводстве и самореализации. То есть процедура формирования ИЖЦ преследует осознание и реализацию стратегических и смысловых целей существования человека, высшим выражением которых является рациональная самоорганизация для наилучшего общезначимого самовыражения, а процедура формирования ИХЖ – осуществление конкретных оперативных и исполнительных целей самореализации и рационализации производства и использования жизненных ресурсов и энергии в социуме и природе.
Обе процедуры представляют собой шестиблочные информационно-логические структуры, работая с которыми человек будет постепенно осознавать себя, свои возможности и задачи в мире и последовательно, всё более оптимально их реализовать. Являясь по своему предназначению и принципу рационализационными процедурами, при регулярном обращении к ним в процессе воспитания и образования они будут способствовать лучшему пониманию и реализации сущности человека и задач его существования, делая его разумнее!
Не вдаваясь в детали работы с процедурами формирования стратегических и оперативных целей и задач существования человека, которые подробно освещены в упомянутых выше «Основах человековедения", 9-й ред. (глава 5, раздел 5.2.3), попытаемся выделить главное не только в них, но и во всей системе природосообразного поведения, частью которой они являются, а именно: найти оптимальное соотношение между желаниями и необходимостью человека, его внутренними и внешними ресурсами и энергией, между частным и общим, индивидуальным, социальным и общечеловеческим, реализуемое посредством рациональных самоорганизации и самореализации, организации социума и производства и использования жизненных ресурсов и энергии.
Важнейшими и принципиальными задачами организации ИЖЦ являются – обеспечение его максимальной продолжительности и функциональной полноты. Чем дальше способен видеть себя во времени, пространстве и социуме человек, тем более значительные цели и задачи он способен ставить и реализовать. Максимальная полнота подразумевает не только решение задачи самосохранения и продолжения рода, реализуемые и животными, но и эффективное развитие и совершенствование, в том числе, разума человека для решения задачи улучшения вида, благодаря которой он способен подняться над естественным отбором и разумно позитивно эволюционировать, улучшая свою жизнь!
Главная задача процедуры организации ИХЖ – оказание помощи человеку в рационализации процесса самореализации и производства и использования жизненных ресурсов и энергии, минимизации проблем взаимодействия с социумом и природой. Она предоставляет возможность видеть и рационализировать материальные процессы его жизни как микроэкономический объект со своими интересами и ресурсами, задачами и результатами во взаимодействии с хозяйствами других людей по разумным (способствующим достижению высшей пользы улучшения вида) правилам. Как и в случае ИЖЦ, использованию процедуры организации ИХЖ человека надо учить с детства, при этом она включает его организм и психику во взаимодействии между собой и с окружающим миром людей и природы, рассматривая человека как неотъемлемую часть природно-социального континуума, который жизненно необходимо сохранять в рационально-сбалансированном состоянии.
Следует заметить, что упомянутые процедуры, не исчерпывая всего арсенала системы природосообразного поведения, в свою очередь предполагают использование вспомогательных средств, которые особенно желательны в детско-юношеском возрасте, при наличии индивидуально-наследственных либо патологических особенностей поведения или негативных внешних воздействий. К их числу прежде всего относятся – внешний процессинг разума, своеобразный многофункциональный органайзер – вычислительная система, связанная с организмом и внешней средой существования человека, помогающая в принятии рациональных решений, которая может быть реализована на основе современных смартфонов или планшетов, домашний информационно-программный комплекс, дополняющий и расширяющий внешний процессинг, и комплекс развития и нормализации жизнедеятельности человека, которые будут способствовать более эффективному достижению целей природосообразного воспитания и образования.
4.3. О перспективах развития человечества
Размышляя о перспективах развития человечества, хотелось бы надеяться, что развитие человека и его социоприродных отношений будет сопровождаться развитием его разума, который поможет ему сознавать себя индивидуумом со своим генокодом и органической частью общества и природы и стремиться ко всё более рациональной системной организации и интеграции всех сторон жизни. В этом случае можно говорить о высокой вероятности значительных, способных поразить воображение, перемен в человеке и его жизни, особенно тех её сторон, которые теперь настолько проблематичны, что многим представляются раз и навсегда данными и неизменными. При этом, люди могут решить свои проблемы довольно скоро /в историческом масштабе/ по нескольким причинам и следствиям: 1) из-за нарастания критической массы проблем, 2) осознания людьми своей социальности и необходимости общих усилий в решений проблем и общечеловеческих задач, 3) изменения жизненной ориентации-ценностей людей по мере их развития и повышения интеллектуально-духовного потенциала.
Однако, возможна и другая, менее радужная перспектива, если исходить из представления о будущем человечества как логическом продолжении настоящего, весьма проблемного, как и формирующие его люди. При этом самое существенное в характеристике современных людей – их большие различия, как в развитии – физическом, интеллектуальном и нравственном, так и в мировоззрении и социально-имущественном положении, которые разделяют их, препятствуя созданию единого, справедливого и развитого сообщества. Примечательно, что эти различия не волнуют людей в такой степени, насколько это важно и для нормализации индивидуальной и социальной жизни и для реализации крупных общечеловеческих проектов, например, обеспечения населения земли продовольствием, решения энергетических, транспортных и экологических проблем, освоения космоса.
Причина этого – в господствующей жизненной ориентации людей на обогащение и власть. Естественно, на основе частной собственности из разноразвитых людей, нельзя построить привлекательное для большинства и прочное здание лучшей жизни – социально-экономическую систему или сообщество людей, народов, человечества, которое будет обеспечивать оптимальное решение задач существования каждого человека и улучшение его вида. То есть, чтобы иметь лучшее будущее, необходимо сделать людей более совершенными в массе, а это непростая задача, предполагающая целенаправленные и немалые усилия по развитию и воспитанию людей. Последнее затрудняется не только иной ценностной ориентацией людей, но и отсутствием единства в определении сущности человека, без которого его жизнь не может быть вполне осмыслена, а будущее достаточно определено...
И тем не менее, развитие средств коммуникации и связи способствует улучшению информационной обеспеченности людей и созданию единого и свободного информационного пространства. Индивидуальные и социальные проблемы, производственно-транспортные и природные катастрофы, преступность и терроризм – побуждают людей доискиваться до корней-причин происходящего и постепенно устранять их, совершенствуя индивидуальную и социальную жизнь, а глобальные проблемы и задачи, – такие, как необходимость улучшения состояния окружающей среды и снижения негативного эффекта природных катаклизмов, выравнивания уровня жизни разных стран на земле и демилитаризация жизни, позитивного развития человечества и освоения космоса, требуют соединения средств и усилий многих, способствуя сближению людей и природы.
Если человек задумается о своей не просто пользе, а о высшей пользе, то придёт к мысли об общем благе или о жизни в гармонии с людьми и природой. Оптимизируя свои взаимодействия, люди получат значительные преимущества – не надо будет уделять столько времени и сил тому, что сейчас обеспечивает выживание и самосохранение, – улучшая организацию жизни, производство, распределение и использование жизненных ресурсов, можно будет значительно повысить уровень жизни и постепенно решить многие проблемы – индивидуальные и социальные, международные и экологические.
За счёт рационализации жизни сократится время необходимого труда и решения бытовых задач, – люди смогут уделять больше времени своим здоровью и развитию, самореализации и самовыражению. Это позволит оптимизировать не только ресурсы и энергию, но и пространство жизни людей, сделав доступным для каждого комфортное и функциональное жильё в экологически чистых и доступных для всех местах на Земле. Минимизация личного имущества и увеличение доли средств общего пользования, позволят существенно сократить объём используемых ресурсов и улучшить состояние окружающей среды, повысить индивидуальный жизненный потенциал и накапливать внутреннюю энергию разума, развития и совершенствования, которая лежит в основе позитивной видовой самореализации, воплощающей высшую пользу человека!
18.11.2015
Упоминаемые в тексте "Основы человековедения" и другие работы автора можно найти на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru/
Ваши комментарии к этой статье
№64 дата публикации: 09.12.2015