Назад на обложку

 

А. Алехин,

учитель рисования,

член комиссии по эстетическому воспитанию детей

при правлении Союза художников СССР

 

Рисуем цветы

Опубликовано: Журнал «Юный художник», № 1, 1984.

 

Дорогие юные художники! Многие из вас откликнулись на очередное «домашнее задание» и прислали в редакцию журнала работы, посвящённые цветам.

Глядя, с каким увлечением, с каким пристальным вниманием вы запечатлели полевые, лесные и садовые цветы, мы радовались: ведь так писать и рисовать могут лишь добрые, искренние, сердечные ребята. Жаль только, что в нашей почте оказалось маловато этюдов, выполненных на пленэре.

 

Ольга Попова, 12 лет. Розы. Акварель

 

Если же оценивать профессиональную грамотность ваших акварелей, гуашей, рисунков, их художественные достоинства, то, отдав должное лучшим (а это был бы длинный перечень фамилий и даже целых коллективов школ и студий), отметим и характерные недостатки.

Во-первых, немало натюрмортов, случайно скомпонованных на листе бумаги: цветам тесно, они словно задыхаются в пределах формата. Или, наоборот, неоправданно мелки по отношению к окружающему пространству.

Раз уж мы заговорили о композиции, то следует отметить, что в некоторых работах она решается стандартно – цветы расположены в самом центре картинной плоскости; это вызывает ощущение нарочитости, однообразия.

 

Наталья Сидорова. 14 лет. Натюрморт. Гуашь

 

В ряде натюрмортов и цветы, и сосуд, в который они поставлены, и другие предметы изображены одинаково старательно, с мельчайшими деталями, с перечислением подробностей орнаментики вазы, кувшина или глиняного горшка, случайных предметов окружения.

В итоге всё вроде бы хорошо, да цветы не волнуют, не привлекают внимания, потому что написаны или нарисованы без предпочтительного к ним интереса.

 

Юля Сивец. 12 лет. Роза. Тушь

 

Если уж вы посвятили цветам, допустим, акварель, то они должны стать её композиционным центром. Этот центр не обязательно совпадает с геометрическим, выделяется размерами, чёткостью проработки форм, цвета, характерных деталей.

Встречаются работы, в которых отсутствует фон, отчего изображения цветов находятся, как говорят художники, не «в среде», кажутся наклеенными на бумагу.

В других случаях фон есть, но написан такими дисгармонично-яркими красками, что цветы прямо-таки растворяются, исчезают в нём. Нередко фон лишь намечен как нечто формальное, не играющее большой роли, – своеобразное дополнение, не органичное, не связанное с пространством.

Между тем фон не только даёт конкретное представление о том, где находятся цветы – в помещении, на открытом воздухе, рядом с какими-либо вещами, но и позволяет показать глубину пространства, воздушную среду, выявить объём, передать игру светотени, подчеркнуть материальность или, наоборот, прозрачность, невесомость нежных растений.

Лучше, если фон не подобран искусственно, а является естественной средой «обитания» цветов.

 

Жанна Кобзунова. 13 лет. Лилии. Акварель

 

Домашнее задание вы выполнили самыми разными материалами. Однако и об этом мы не раз уже говорили, не увлекайтесь фломастерами, поскольку они дают линии, лишённые гибкости, живости, красоты. Да и цвет фломастеров условен, резок. Для изображения цветов они не подходят. Куда лучше самый обычный графитный карандаш, цветные карандаши, тушь, перо, не говоря уже об акварели, темпере, пастели, масле.

Любые ошибки естественны и устранимы. Гораздо хуже, когда натюрморт срисован с журнальной репродукции или почтовой открытки – такие работы, к сожалению, мы тоже получаем. Тот, кто этим занимается, обманывает себя.

 

Теймураз Козырев. 15 лет.

Натюрморт с цветами и персиками. Карандаш

 

Прежде всего – и это следует запомнить на всю жизнь – надо учиться у живой природы, подходить к любому заданию творчески, самостоятельно пытаться решать сложные задачи композиции, перспективы, светотени, цвета.

На каком-то этапе обучения можно и даже нужно копировать произведения больших мастеров, но не ради подражания их манере, а для знакомства с профессиональной художнической «кухней», для постижения чисто ремесленных основ мастерства, совершенствования в той или иной технике.

Сегодня мы публикуем несколько удачных, на наш взгляд, работ. Ну а в одном из ближайших номеров обязательно продолжим разговор об изображении цветов.

 

Олег Распутный. 16 лет.

Натюрморт с цветами. Акварель

Наталья Мосейко. 14 лет.

Ноготки. Гуашь

 

Андрей Коляда. 14 лет.

Ваза с цветами. Акварель

Ирина Клочан. 15 лет.

Глоксиния. Акварель

 

Источник текста: Сайт «Художественная культура в публикациях Александра Даниловича Алехина»

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№96 дата публикации: 01.12.2023