Назад на обложку

 

А. Марианис

 

Тайна Великого Плана

По материалам книги А. Марианис «Рерих. Мистерия жизни и творчества»

(готовится к печати в издательстве «ЭКСМО»)

 

 

Великий План

В этом году исполняется 80 лет со времени проведения второй крупной научно-исследовательской экспедиции[1] , осуществлённой членами семьи Рерихов, Маньчжурской экспедиции (1934–1935). Ею руководил Н. К. Рерих, заместителем которого был Ю. Н. Рерих.

После опубликования дневниковых записей Рерихов, освещающих в том числе и разнообразные задачи их экспедиций по странам Азии, в исследованиях и публицистике появились самые разные трактовки и оценки основных целей экспедиционной деятельности Рерихов. Первым исследователем-рериховедом, обратившим внимание на то, что Центрально-азиатская и Маньчжурская экспедиции Рерихов имели не только научно-художественные, но и общественные, и идеологические цели, стал доктор исторических наук В. А. Росов. В своём исследовании «Николай Рерих. Вестник Звенигорода»[2] он подробно рассмотрел многие обстоятельства Центрально-азиатской (1925–1928) и Маньчжурской (1934–1935) экспедиций Рерихов. В этой работе автор привёл большое количество интересных фактов, освещающих различные стороны экспедиционной работы Н. К. Рериха, и обнародовал множество ранее неизвестных документов из архивов США, что является несомненным достоинством его исследования. Но в этой же работе В. А. Росов сделал, на наш взгляд, ряд совершенно необоснованных и неправомерных выводов об отдельных сторонах деятельности художника. Это касается, прежде всего, главной цели Центрально-азиатской и Маньчжурской экспедиций Рерихов, имевшей, по мысли В. А. Росова, геополитическую направленность. В книгах В. А. Росова, в частности, утверждается, что цель экспедиций Рерихов состояла в создании нового монголо-сибирского государства (оно должно было объединить Сибирь с азиатскими странами, в первую очередь, с Монголией), называвшегося также в дневниках Рерихов Союзом Востока и Новой страной. Создание такого государства, по мысли В. А. Росова, было названо в записях Рерихов Великим Планом.

Подчеркнём сразу же, что, ссылаясь в этой статье на отдельные данные исследования В. А. Росова, мы ни в коей мере не разделяем высказанные им взгляды относительно сути Великого Плана. И деятельность Н. К. Рериха во время обеих его экспедиций, и содержание Великого Плана невозможно понять без детального изучения дневников семьи Рерих. Между тем, зная, что конкретно говорится по поводу Великого Плана в первоисточниках – дневниковых записях Рерихов – невозможно согласиться с той трактовкой этого понятия, которая даётся в книгах В. А. Росова.

Понятием «Великого Плана» в дневниках Рерихов обозначался исключительно дальновидный и смелый план идейных и социально-культурных преобразований в России и в странах Востока, разработанный духовными Учителями Рерихов, Махатмами. Учитель М. во время бесед с Рерихами в основном называл эти преобразования просто Планом, иногда – Нашим Планом или Планом Владык; реже – Великим планом, Планом Общего Блага, Мировым планом и Космическим планом. Этот План преследовал, как мы увидим далее, цели духовного и культурного характера, хотя определённые этапы его осуществления предполагали решение экономических, идейно-политических и дипломатических задач.

Отдельные намёки относительно будущего Плана Учитель давал Рерихам, начиная с 20-х годов, когда они ещё жили в Америке. Скорее всего, подробные сведения насчёт содержания Плана художник и его жена получили во время встречи с Учителями, произошедшей в 1924 году в Дарджилинге. Тогда же стало ясно, что один из самых сложных и опасных этапов Плана Махатм Рерихам предстояло выполнить во время Центрально-азиатской экспедиции 1925–1928 годов. Помимо научных и художественных целей экспедиции, Рерихи должны были принести руководителям России, Монголии и Тибета послания Махатм и их советы по преодолению наиболее серьёзных проблем в развитии этих стран.

В чём же состоял Великий план и как он отразился в деятельности семьи Рерих во время их научно-исследовательских экспедиций?

Подчеркнём, что в дневниковых записях Рерихов нигде не сказано, что создание Союза Востока является основной целью Мирового плана, хотя важность подобного объединения стран и подчёркивается. Но вместе с тем сообщения Учителя М. ясно говорят о том, что именно было главной целью Плана Махатм: «Чую, как можно шествие[3] обратить в возвещение шествия Нового мира. От ламы и до ламы, от князя и до князя пойдём до самой Белухи»[4] .

«Поговорим о Моей Росс[ийской] Азии. Хочу идти через Сибирь не потому, что был Сергием[5] , но так завершится особый круг. На местах древнейшей Культуры снова загорится Свет Духа. Люди совершенно отвергают явление магнетизма мест, но закон Космических Кругов неизбежен. Эти завершения дают равновесие, которое, при нарушении основ планеты, особенно необходимо. Таким порядком, Наш План есть исцеление планеты[6] , потому тёмные так неистовствуют. Конечно, многие люди не поймут, почему движение в Азии может иметь особое значение, они скажут – и без того эти места обитаемы. Но дело [не] в телесной обитаемости, но сущность – во внесении духовных основ. Уже эти древние основы пробуждались в древности, и теперь снова осознанное понятие Иерархии войдет в жизнь.

Итак, Наш План вовсе не только в благосостоянии народов, но для водворения равновесия планеты. Не случайно люди вспоминают о старых пророчествах, об изменении небосклона. Нарушение равновесия, действительно, вызовет многие троякие манифестации. Не только могут быть зримы новые небесные тела, но сам химизм Светил может измениться и, конечно, поражающе подействует на обитателей Земли. Итак, в то время, когда люди утешаются базарами и ярмарками, уже готовятся грозные события. Потому так неотложно нужно твердить о Живой Этике. Ведь Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой»[7] .

Это свидетельство самого Учителя М. говорит о том, что Великий план простирался далеко за рамки сиюминутной политической конъюнктуры. Создание Союза Востока было лишь одним этапом осуществления Плана, но не более.

Подчеркнём, что смысл Великого Плана невозможно понять, не имея представления об учении Махатм о космической эволюции Земли и человечества. Весь План Махатм базировался на знаниях о смене космических циклов в истории планеты, которыми обладали Учители Шамбалы (и которые неизвестны современной официальной науке), а целью Плана было, как говорится в сообщении Махатмы М., «водворение равновесия планеты». Последнее же достижимо лишь за счёт повышения уровня духовного развития всего человечества, как следует из записей дневника Рерихов.

Прокомментируем совсем кратко, в тезисном порядке, приведённую выше цитату из сообщения Учителя М. с точки зрения учения Агни-Йоги. Рассмотрим цитату по частям:

«Поговорим о Моей Росс[ийской] Азии. Хочу идти через Сибирь не потому, что был Сергием[8] , но так завершится особый круг».

Российской Азией Учитель называл наиболее важную в духовном смысле азиатскую часть России, то есть Сибирь и Алтай. Россия была дорога Махатме М. потому, что в одном из прошлых воплощений Он был Преподобным Сергием Радонежским – строителем русской духовной культуры, одним из самых почитаемых в народе святых. В Учении Агни-Йоги говорится, что мысли великих святых не уничтожаются со временем. Они создают в тонкоматериальном пространстве планеты (Тонком мире) резервуар благодатной психической энергии, которая позитивно влияет на сознание живущих в данном месте людей, не только оберегая их от бед, но и ускоряя их духовное развитие. Далее:

«На местах древнейшей Культуры снова загорится Свет Духа. Люди совершенно отвергают явление магнетизма мест, но закон Космических Кругов неизбежен. Эти завершения дают равновесие, которое, при нарушении основ планеты, особенно необходимо».

Космическими Кругами в учениях Махатм называются космические циклы развития планеты – огромные по длительности периоды времени, исчисляющиеся сотнями тысяч или даже миллионами лет (что, конечно, не совпадает с современными научными теориями). Магнетизм мест складывается не только из природных воздействий, но и из энерго-информационных наслоений в пространстве, вечно хранящего в себе все творческие идеи, когда-то появившиеся в сознании мыслителей ушедших цивилизаций, живших в древние эпохи. Подобные наслоения Тейяр де Шарден назвал ноосферой[9] .

Обратимся ещё раз к словам Махатмы М.: «Хочу идти через Сибирь не потому, что был Сергием, но так завершится особый круг».

Завершение особого круга в данном контексте означает, что в новом космическом цикле посланники Учителя придут на те же места планеты, которые уже были «намагнетизированы» ушедшими цивилизациями. То есть речь идёт о местах с богатыми информационными наслоениями. Если посланники Учителя вновь принесут в эти места те же великие духовные идеи, которые уже направляли духовную эволюцию прежних народов, живших там (возможно, сотни тысяч лет назад), то произойдёт «завершение круга» в смысле многократного усиления духовного потенциала этих мест. Не случайно чуть позже в сообщении Учителя поясняется: «Конечно, многие люди не поймут, почему движение в Азии может иметь особое значение, они скажут – и без того эти места обитаемы. Но дело [не] в телесной обитаемости, но сущность – во внесении духовных основ. Уже эти древние основы пробуждались в древности, и теперь снова осознанное понятие Иерархии[10] войдёт в жизнь».

Какие народы населяли Сибирь в прошлых космических циклах? Мы этого не знаем, но в учении Махатм даются намёки на то, что Сибирь и Алтай представляют собой земли, некогда обитаемые высокоразвитыми цивилизациями, оставившими в Тонком мире (Акаше, или ноосфере) богатые культурные наслоения. «Группа Сибирских островов может изобличить во лжи эту удобную теорию[11] . Область, сейчас закованная в оковы вечной зимы и не обитаемая человеком, самым хрупким из животных, некогда имела, как скоро будет доказано, не только тропический климат – что ваша наука знает и не оспаривает, – но и была местонахождением древнейшей цивилизации четвёртой расы...» – говорится в «Письмах Махатм»[12] .

В цитате из «Писем Махатм» речь идёт о Крайнем севере, но, судя по сообщению Учителя М., местонахождение ушедшей цивилизации наверняка простиралось до территорий нынешних Алтая и Сибири.

Далее в цитате из сообщения Махатмы М. говорится: «Эти завершения дают равновесие, которое, при нарушении основ планеты, особенно необходимо». Нарушениями основ планеты в Учении Агни-Йоги считается бедственное не только в экологическом, но и в тонкоэнергетическом плане состояние Земли. Более подробно об учении Махатм, связанном с данной проблемой, говорится в нашей книге «2012: Апокалипсис от А до Я»[13] . Согласно учению Агни-Йоги, чувства и мысли человека энергетичны и представляют собой особый, неизвестный современной науке, тип энергии, называемый психической энергией. В силу этого обстоятельства негативные мысли и чувства людей – злоба, зависть, алчность, желание кому-то навредить – насыщают астральное (или тонкоматериальное) пространство планеты разрушительными, отрицательными энергиями. Напротив, позитивные чувства и мысли, свойственные высокодуховным людям – доброта, любовь, дружелюбие – вносят в ауру планеты положительную и гармоничную энергетику. Если бы уровень духовного развития большинства обитателей Земли был достаточно высоким, то сознание людей не было бы охвачено негативными чувствами и мыслями и, соответственно, не заражало бы отрицательной энергетикой ни их собственные биополя, ни ауру планеты. Но низкий уровень духовности большинства населения планеты обусловливает и низкий уровень мышления.

Эгоистичные чувства и мысли людей порождают в астральном пространстве Земли целые конгломераты разрушительных энергий. Тем самым люди вредят не только своему собственному здоровью, но и отравляют негативно заряженной психической энергией тонкоматериальное поле всей планеты. Это обстоятельство создаёт угрозу самому существованию планеты и человечества, так как негативная психическая энергия влияет на состояние природных стихий, нарушая их естественное равновесие. Это провоцирует всевозможные стихийные бедствия – тайфуны, ураганы, засухи, наводнения, лесные пожары, землетрясения и тому подобное. Особенно опасно нарушение равновесия стихии подземного огня, грозящее активизацией сейсмических процессов, и, соответственно, опасными землетрясениями и извержениями вулканов. В Учении Агни-Йоги говорится, что сильные землетрясения и извержения вулканов способны вызвать глобальный катаклизм такой силы, что само существование планеты может оказаться под угрозой.

Ситуация усугубляется тем, что ХХ столетие явилось временем смены космических циклов планеты, а подобные природные перемены сопровождаются приходом в ауру Земли из Космоса новых мощных энергий. В результате образуется несоответствие между высоковибрационными космическими энергиями и низковибрационными отложениями отрицательной энергетики, порождённой в астральном пространстве негативными мыслями и чувствами многих поколений людей. Это несоответствие создаёт реальную опасность для существования планеты, о чём в письмах Е. И. Рерих говорится: «Помните, в Учении сказано, что “сама судьба планеты в руках человека”, также, [что] “человек устраивает землетрясения”. Берите это дословно. Ибо, именно, низкие мысли и устремления человечества не только на Земле, но и в низших слоях Тонкого мира создали ту страшную удушающую атмосферу вокруг Земли, которая способствует соединению огня пространства с подземным огнём. Лишь огненные, чистые духи могут разряжать эту атмосферу, являясь как бы громоотводами. Потому так опасна Эпоха Огня, которая, неся очищение, несёт и страшные бедствия, именно, уничтожение целых заражённых местностей подземным огнём и также усиление эпидемий, противостоять которым смогут лишь те, кто успел достаточно очистить свою ауру и ассимилировать пространственный огонь. Вот почему так неотложно нужно проводить в жизнь основы Живой Этики и чистотою помыслов и поступков трансмутировать свои энергии»[14] .

Соответственно, слова Махатмы М. «Эти завершения дают равновесие, которое, при нарушении основ планеты, особенно необходимо» как раз относятся к повышению уровня духовности населения планеты. Именно гармоничные и высокодуховные чувства, эмоции и мысли людей способны стать «разрядителями» негативных астральных энергий, порождаемых психическими проявлениями духовно неразвитой части социума.

Далее в сообщении Учителя сказано: «Таким порядком, Наш План есть исцеление планеты, потому тёмные так неистовствуют».

Исцеление планеты – именно это и является главной целью Плана Владык, и этот План, как мы видим, преследует сугубо духовные цели. Все же остальные задачи, которые ставил перед Рерихами Учитель, в том числе и содействие формированию Союза Востока, были для Учителей не самоцелью, а всего лишь отдельными средствами, способными создать условия для быстрейшего осуществления всего Плана.

Впрочем, судя по всему, и исцеление планеты являлось не конечной целью Великого Плана, а лишь ближайшим его отрезком для той эпохи, в которую жили Рерихи. Позднее ученик Рерихов Борис Николаевич Абрамов стал принимать от Учителя М. по каналам Тонкого мира тексты, в которых были даны уникальные комментарии на основные положения Учения Агни-Йоги. После ухода из жизни своих земных учителей, Рерихов, Абрамов принимал записи и от них тоже. В одном из фрагментов этих записей Борис Абрамов записал строки, в которых горизонты Великого Плана раскрыты во всей его космической необъятности: «Всё обречено на то, чтобы уйти в прошлое. Но, когда Мы Забрасываем дальние якоря, перебрасывается как бы мост через время и будущее становится перед сознанием вне быстротекущего времени. Будущее стоит перед Нами, становясь как бы прошлым и в то же время сохраняя устойчивость и не погружаясь в невозвратное. Как луч маяка ведёт корабли среди бури и тьму, хотя сам маяк остаётся на месте, так и будущее ведёт человечество вперёд, не поглощаясь прошедшим. Великий План Эволюции человечества Определён Нами на такое огромное будущее, что быстротекущая преходимость обычности ему не грозит уничтожением. Сколько миллионов лет ещё протечёт, прежде чем седьмая раса завершит свой земной цикл. Но раса седьмая – это ещё далеко не конец, за ней идёт следующий круг, и снова семь рас, а за ними опять новый круг. Конца нет. Великий План намечает будущее, которое не имеет конца. И ваша планета со всеми её кругами – только лишь временная ступень в бесконечной цепи миров в Беспредельности сущей»[15] .

Но вернёмся к тем ближайшим для нашего времени ступеням Плана, для которых работали Рерихи. В целом среди главных задач Мирового плана, осуществление которого – при постоянной поддержке Учителя, естественно – было доверено Махатмами Рерихам, можно выделить три основных области, или направления. Каждая из этих областей предполагала особые средства осуществления конкретных задач.

1.  Широкая духовно-просветительская работа. Основными средствами осуществления этой задачи стали, во-первых, создание нового философского учения Агни-Йоги и его распространение, а во-вторых, масштабное культурное строительство и просветительская деятельность, целью которых было привлечение внимания общества к культуре и искусству как средствам духовного прогресса, наиболее доступным всем людям планеты.

2.  Задачи эзотерического характера, содержание и смысл которых мы можем постичь лишь до известной степени. К таковым относятся, в частности, обладание Рерихами Камнем Чинтамани и осуществление Еленой Ивановной Рерих уникального духовного эксперимента – так называемого «Огненного Опыта». Оба эти обстоятельства, по утверждению Учителя М., имели определяющее значение для ускорения эволюционных процессов на всей планете.

3.  Задачи общественного и идеологического характера, выполнение которых предполагало непосредственные контакты с правящей элитой разных стран с целью побудить их совершить те или иные прогрессивные идейно-политические преобразования в своих странах.

В дополнение к этому Н. К. Рериху приходилось решать ещё и задачи финансово-организационного характера, связанные с функционированием различных культурных учреждений (Мастер-институт объединённых искусств, музей Рериха, художественный центр «Корона Мунди», издательства «Алатас» и «Агни-Йога пресс», институт гималайских исследований «Урусвати» и прочих) и деловых организаций (корпорация «Белуха», «Ур», «Канзас» и других).

Как мы видим, конкретные задачи, стоявшие перед Рерихами в ходе выполнения отдельных этапов Великого плана, касались самых разных областей деятельности. Но ни одной из них нельзя приписывать самодостаточное значение – они были лишь средствами осуществления главной цели Махатм – ускорения духовной эволюции социума. И опубликование нового философского учения, и культурная деятельность Рерихов, и их обращения к правительствам разных стран, и содействие формированию Союза Востока, и предпринимательская деятельность – всё это было лишь средствами реализации отдельных этапов единого Великого Плана.

На наш взгляд, приоритетными среди них (то есть главными средствами реализации Плана), были первая и вторая области задач. Не случайно Учитель М. выдвинул концепцию развития искусства не как средства развлечения, а как средства массовой духовной эволюции. Охрана культуры, эстетическое и этическое воспитание молодёжи – всё это рассматривалось Учителями в контексте основной задачи, состоявшей в поднятии уровня духовного развития общества.

Что касается Учения Агни-Йоги, то его значение столь велико потому, что в нём всему миру были переданы уникальные знания, способные помочь людям во всеоружии встретить трудное время природных перемен, сопровождающих смену космических циклов. Кроме того, знания о духовной природе человека и Космоса, содержащиеся в этом учении, являются основой нового мировоззрения и, как следствия, новой научной парадигмы, способной преодолеть тенденциозность нынешней, узко-материалистической парадигмы и помочь науке будущего создать объективную картину мира. (Отметим, что многие литературные работы, в частности, научно-популярные эссе Николая Рериха, основаны именно на идеях Агни-Йоги).

Относительно второй области задач мы не будем говорить в силу её специфичности. Обратимся теперь к рассмотрению третьей области задач, стоявших перед Рерихами в ходе осуществления Плана Махатм. В соответствии с этим Планом посланники Учителей Востока должны были приехать в Москву, Монголию и Тибет и передать правительствам этих стран послание от Учителей Востока. Объём данной статьи не позволяет нам рассмотреть выполнение миссии Рерихов во всей её полноте; рассмотрим отдельный этап этой миссии – обращение Н. К. Рериха к правительству Советской России.

 

 

«Исправить путь общины»

В 1919 году Рерихи уехали из революционной России с чувством горечи и негодования на действия большевистских властей. Тем не менее, в 1926 году художник вновь приехал в Москву, чтобы встретиться с руководством коммунистического правительства страны для бесед. Значило ли это, что отношение Рериха к большевикам изменилось? Едва ли. Обращение Рериха к кремлёвским руководителям было вызвано только необходимостью осуществления отдельных этапов Плана Учителей. Одно из сообщений Учителя, в котором говорилось о важности миссии, выполняемой Рерихами в Москве, ясно говорит о том, что послужило причиной разработки Великого Плана и что составляло его главную цель: «Особо важно красиво пройти по России. Вестниками идите в воскресшую страну. Явите подвиг жизни. <...> Только вы знаете Пл[ан] Брат[ства].Только вы усмотрели возможность гибели Земли[16] . Только вы можете идти в красное жерло. Только вы можете исправить путь общины»[17] .

Судя по дальнейшим дневниковым записям Рерихов, Учитель М., а значит, и Рерихи были явно невысокого мнения о советских руководителях и социальных порядках, установленных ими в России. «Учитель советует принять облик коммунистов. Говорите о Ленине и М[оскве], не поминая дефектов М[осквы]»[18] ;

«Ячейка мелких междуразделенцев, называющих себя коммунистами, думает о вас. Русские не могут понять путь ваш. Не будем ожидать этого от них. Построим путь ваш так, чтобы каждая фаза представляла легенду[19] », – говорится в дневниковых записях Рерихов. После выполнения Рерихами их миссии в Москве Учитель назвал руководство страны и вовсе «гнездом безумия[20] », как мы увидим далее.

Поручение Махатм, которое должны были выполнить Рерихи в Москве, включало в себя три основных задачи. Во-первых, Николай Рерих должен был передать руководству Советского Союза предупреждение Учителей относительно неверного внутриполитического курса, избранного кремлёвскими руководителями, что неминуемо вело к возникновению сложнейших проблем в историческом будущем всей страны. Речь шла о несостоятельности попытки строительства социализма насильственными методами, без учёта духовно-нравственной готовности народа к переходу на социалистический уклад жизни.

Во-вторых, Н. К. Рериху предстояло передать руководству страны грандиозный по своему идейному значению план Махатм, связанный с формированием союза народов Востока, в котором, помимо России, должны были принять участие Монголия, Тибет, а в дальнейшем и другие страны Азии.

В-третьих, Рерихи должны были получить согласие советского правительства на организацию на Алтае корпорации «Белуха» – финансируемого американскими инвесторами предпринимательского центра. Вместе с корпорацией на Алтае планировалось создать культурный центр, который положил бы начало созданию в будущем целого города – Звенигорода, или Города Знания, как его называл Махатма Мориа.

Была и ещё одна причина, по которой Рерихам следовало посетить Россию, и особенно земли Сибири и Алтая – причина, так сказать, эзотерического характера. Она состояла в том, что Камень Чинтамани, врученный художнику и его жене, по решению Учителей должен был побывать на территории Советского Союза и оказать на российские земли своё благотворное энергетическое воздействие. «Шествие Камня по границам земель подобно шествию древних магнитов около городов и государств. Путь считайте от Индии, от мест Будды. Ур[усвати], широк путь на А[лтай], явленный как дорога священная из Индии»[21] , – это сообщение Учителя как раз предваряло Его слова о том, что Рерихам надлежит готовиться к поездке в Россию.

Остановимся теперь на рассмотрении основных задач Рерихов в России подробнее. Первая из них – принести правительству Советского Союза предупреждение Махатм о недопустимости строительства социализма директивными методами – была, пожалуй, наиболее сложной и опасной задачей. Это предупреждение посылалось руководству страны согласно древней традиции, по которой гималайское Братство духовных Учителей каждое столетие передавало руководству какой-либо страны, находящейся в особо сложной, кризисной исторической ситуации, свой совет относительно выбора дальнейших путей развития или предупреждение против ошибочных решений, ведущих к разрушительным последствиям. Как следует из сообщений Учителя М., записанных в дневниках Рерихов, и из писем Е. И. Рерих, подобные предупреждения получали король Франции Людовик XVI незадолго до Великой французской революции, королева Великобритании Виктория, король Швеции Карл ХII и многие другие правители западных стран.

Уже после осуществления Рерихами их сложной и опасной миссии в Москве Учитель М. передал: «Учитель должен сказать вам, достигшим границы московских клещей. Столетие каждое Мы предупреждаем человечество. <...> Мы можем сказать, что вы совершили наиболее опасное поручение, перед которым Моё обращение к Виктории[22] и обращение Сен-Жермена к Людовику[23] совершенно безопасны. Но вы ехали в гнездо безумия и привезли провозвестие, подвергаясь неслыханной опасности. Мы не знаем, кто бы принял подобное поручение»[24] .

Направляя Рерихов в Москву, Учитель предупреждал их, что переговоры с советским руководством должны быть выдержаны в предельно дипломатической форме – только так можно было попытаться донести до Кремля смысл посылаемого Махатмами предупреждения (не говоря уже о том, чтобы добиться от советского руководства разрешения на ведение предпринимательской и культурной деятельности на Алтае). К дипломатическим мерам вынужден был прибегнуть и сам Махатма Мориа, выбирая формы передачи кремлёвским стратегам своего послания. «Сегодня решаю, можно ли уступить Учение священное как учение коммунизма, – сообщал Учитель Рерихам. – Надо теперь готовиться к России, где нужно применить высшую меру формулы «Господом Твоим». Только «да» на все нелепости, лишь постепенно вложите своё содержание. Славные орехи получатся, когда в чужую оболочку вложите своё ядро[25] », – говорится в дневниках Рерихов.

Формула «Господом Твоим», упомянутая в сообщении Учителя, выражала высшую степень терпимости к мировоззрению собеседников людей, готовность говорить с ними, так сказать, на их языке и идти на компромиссы ради достижения большой цели. Только такой подход был возможен в то время при переговорах с советским руководством – и даже он не гарантировал художнику и его спутникам полной безопасности.

Очевидно, именно в соответствии с принципом «Господом Твоим» Рерихами было привезено в Москву письмо Махатм, текст которого имел форму одобрения многих преобразований, совершённых советской властью в России, а также ларец с гималайской землёй для возложения её на могилу Ленина.

Однако главное послание Махатм, которое Рерих передал членам советского правительства, заключалось, конечно, не в тексте этого письма. Это послание-предупреждение художник передал членам политической верхушки страны в устных беседах. В какой именно форме во время этих встреч прозвучало предупреждение Учителей Востока, мы не знаем. По всей видимости, то, что говорил Рерих кремлёвским руководителям – или, во всяком случае, нечто подобное этому – вскоре было изложено в книге «Община», опубликованной Рерихами в 1927 году в Урге[26] и вошедшей в серию Агни-Йоги. Вот несколько цитат-предвидений из этой книги, очень точно выразивших и суть построенного в стране казарменного социализма, и его самое страшное порождение – сталинскую диктатуру: «...непристойно для водителя переменить направление на обратное»[27] ;

«Из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую»[28] ;

«Скажут: «Мы для общины отказались от радостей. Ответьте: «Какая кладбищенская ваша община, если она на постном масле. Как слезливо унылы лишения! Как облизываются они на запретные лакомства!»[29] ;

«Никто не может утвердиться одними бездушными приказами. Насилие есть пережиток»[30] .

В. А. Росов считает, что предупреждение Махатм, адресованное советскому правительству, было изложено Рерихом не только в устной, но и в письменной форме. По словам исследователя, «Было и второе письмо Махатм, которое адресовалось лично Чичерину. До сих пор о его существовании вообще ничего не известно. Даже от глаз исследователей оно оказалось надёжно упрятанным в хранилищах МИДа»[31] .

Как бы то ни было, ни предупреждение, ни советы Махатм не были восприняты членами советского правительства. Но древняя традиция гималайского Братства адептов была соблюдена – историческое предупреждение было передано. В книге «Надземное» из серии «Агни Йога», в 1938 году составленной Е. И. Рерих из текстов, переданных ей Учителем, говорится: «Невежды утверждают, что Мы начинаем революции и смуты. Но мы много раз пытались предупредить и предотвратить убийства и разрушения. <...> Наш долг предупредить народы. Также не понято Наше предупреждение Москве[32] . Люди не скоро вспомнят и сопоставят действительность. Можно назвать много исторических фактов из жизни разных стран»[33] .

Предупреждение Махатм пришло в страну как нельзя более вовремя – у России ещё была альтернатива сталинской диктатуре, поскольку тиран ещё не утвердился у власти окончательно и бесповоротно. Но руководство страны не услышало предупреждения, не поняло его – и через несколько лет после этого идея свободы, равенства и братства обернулась тиранией, ГУЛАГом, расстрелами и пытками ни в чём не повинных людей, тотальным обманом всего населения страны. «Из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна» – это пророчество осуществилось в полной мере.

Впоследствии Махатма М. не раз подчёркивал, что, передавая это предупреждение, Его посланники рисковали жизнью. В дневниках Рерихов имеются следующие сообщения Учителя М. по поводу миссии, выполненной Рерихами в Москве: «Настоящее мужество состоит в том, чтоб принести Моё письмо самым страшным людям. Нельзя выразить, около каких опасностей прошли в М[оскве]. Малейшее сомнение или содрогание могло принести разрушения. Я потому просил понять серьёзность момента. <...> Считаю результат М[осквы] важным исторически»[34] .

 

 

Союз Востока и идея единства мира

Рассмотрим теперь основные моменты второй важной задачи Н. К. Рериха в Москве, состоявшей в передаче советским руководителям предложения Махатм о формировании Союза Востока. Как мы видели, главный План Учителей касался чисто духовной сферы явлений. Создание предпосылок для духовного прогресса человечества и благодаря этому спасение Земли от глобальной катастрофы – вот что было главной ставкой этого Плана. Какое же отношение к этой задаче могло иметь формирование Союза народов Востока?

Прежде, чем мы обратимся к рассмотрению этой темы, сделаем небольшой экскурс в историю. В одной из своих бесед с Е. И. Рерих Учитель раскрыл ей имевшие место в прошлом аналогичные планы Махатм, также предусматривающие создание союзов нескольких государств. Этим планам, увы, так и не суждено было осуществиться. Причиной неудач был «человеческий фактор»: исторические деятели, действия которых Братство пыталось использовать для создания единого культурного пространства в Европе и Азии, не обладали нужным духовным потенциалом.

Учители Востока всегда считали войну великим бедствием и позором человечества. В Агни-Йоге не раз говорится о том, что войны, принося бедствия тысячам людей, тем самым вызывают ускоренное накопление в ауре Земли негативной энергетики, а это, в свою очередь, ещё больше нарушает равновесие природных стихий на планете. Однако остановить войны волевым порядком Адепты Шамбалы не могут в связи с космическими законами кармы и свободы воли, не дающими Учителям права вмешиваться в действия людей. Единственное, что могли делать Махатмы во время некоторых военных кампаний на планете – это пытаться использовать их для создания предпосылок последующего единения стран, охваченных военными действиями. Подобные попытки были возможны, конечно, если военные действия возглавлялись достаточно мудрыми полководцами и правителями, способными не только к завоевательной, но и к мирной созидательной деятельности. Самая ранняя попытка создания единого культурного пространства между разными государствами (и даже континентами) была приурочена Братством к завоеваниям Александра Македонского. Затем аналогичный план имел место во время завоевательных походов Наполеона. (В Индии правителем, объединявшим разрозненные отдельные княжества страны в единое государство путём военных действий, был полководец Акбар.) Чтобы направить процесс в нужном русле и создать канал духовной связи с Братством, обоим великим полководцам был передан Учителями тот же самый фрагмент Камня Чинтамани, который в ХХ веке был вручен Рерихам. Однако оба воителя совершили одну и ту же ошибку: отдав Камень своим возлюбленным на хранение (по традиции Камень должны были хранить любимые женщины тех деятелей, которым он передавался), они затем так или иначе расставались с дамами своего сердца. В результате энергетический потенциал Камня переставал вносить в их деятельность позитивное начало, и они начинали совершать ошибки, которые пресекали их лучшие возможности.

Как говорил Е. И. Рерих Учитель в одной из бесед, «Наполеон всецело найден Сен-Жерменом. <...> Правда, многие из Братства не верили, как можно войною вносить объединение, но Мы все должны были признать, что сама личность Наполеона, усиленная Камнем, символизировала в себе поглощение всех деталей.

Вы уже знаете, что явление Камня всегда сопряжено с женским началом. Наполеон, по совету злобных сил, сам погасил звезду свою. Камень опять побыл у иезуитов, ибо заслонилась общая задача. Камень был принесён Наполеону в Марселе неизвестным лицом, и он подарил его Жозефине. План уже был разбит, когда Наполеон безумно устремился на Россию, ибо он не должен был затронуть Азию.

Напомню о другом плане – Объединении Азии с Европою. Когда Александр Македонский начал дело великое, он тем же путём, отослав возлюбленную Мелиссу, нарушил кору судьбы. Оба – Наполеон и Александр Македонский имели предсказание о Камне, но человеческая природа затемняет ясность задачи. Правда, они отдавали его (Камень) с лучшим чувством возлюбленным, но потом теряли связь, затемнённые звериными вспышками»[35] .

С какой целью духовные Учители Шамбалы стремились к объединению стран и созданию между ними общего культурного пространства? Ответ на этот вопрос ясен: подобное единение стран многократно ускорило бы эволюционные процессы в них самих, а затем и во всём мире, и, конечно, раз и навсегда прекратило бы последующие войны между данными государствами. Если бы уже во времена Наполеона возникло некое подобие Евросоюза, страны Европы перестали бы воевать друг с другом, и человечеству удалось бы избегнуть ужасов и Первой, и Второй мировых войн.

Таким образом, идея социально-культурного объединения многих стран как предтеча современной глобализации родилась за долгие века до нашего времени, и не где-нибудь, а в гималайской обители мудрецов Востока. Единый мир без границ, без разделения, без взаимного непонимания и войн, «одно стадо и один пастырь» в духовном смысле этого понятия – вот что было истоком этих исторических попыток Учителей.

Следующей попыткой Братства содействовать объединению стран, на этот раз в Азии и в мирное время, стала идея Союза Востока. Предложить создание такого Союза правительствам России, Монголии и Тибета (в дальнейшем предполагалось расширение состава этого Союза) было доверено Н. К. Рериху, причём чете Рерихов был передан сокровенный талисман гималайского Братства, Камень Чинтамани.

Учитель М. отметил, что данная цель так или иначе должна была повлиять на социально-политическую ситуацию в мире: «Обращение к нар[одам] А[зии] должно дать толчок сознанию И[ндии], и потому необходимо вам не затрагивать А[нглию]. Не ваше дело громить Европу, вы работаете на Союз А[зии], и последствия всего, что лежит западнее Урала, вас не интересует. Нужно очень запомнить это построение. Таким путём ваше построение неожиданно вонзается в мировую политику. Призыв к мирному кооперативному союзу явится для милитаризма поражением. Скажите – А[зия] давно отягощала внимание Е[вропы] и, не желая того, создавала трения между евр[опейскими] державами. Желая мировое всеобщее преуспеяние, А[зия] устремляется к мирному просвещению на основе достоинства личности. Каждый просвещённый человек будет радоваться мирным строительствам А[зии]»[36] .

 

 

Новая идеология

Конечно, союз России со странами Востока не мог осуществиться без корректировки того идейного и социально-политического курса, которому следовало советское руководство и ошибочность которого видели Учителя. Помимо отказа от построения социализма директивными методами (то есть от насильственного запрещения частной собственности и прочих принципов казарменного коммунизма), Махатмы призывали советское руководство изменить свою позицию по отношению к религии. Как известно, религия с древности принизывала всю жизнь народов Азии, и при формировании союза России со странами Азии надо было учитывать это обстоятельство. Поэтому Учителя призывали правительство России официально признать тождество философского учения буддизма – господствующей религии Монголии и Тибета – с идейными принципами коммунизма. Речь шла, конечно, не о том, чтобы объединить деградировавшую в Тибете под гнётом суеверий, пережитков и обрядности буддийскую религию (что не раз отмечали и Махатма М., и Н. К. Рерих) с учением коммунизма, а о том, чтобы признать философское учение буддизма не противоречащим идейным принципам коммунизма. Это построило бы надёжные дипломатические и культурные мосты между социалистической Россией и буддийскими Монголией и Тибетом.

В одной из бесед Махатма М. сообщил Рериху, что в своё время Ленин, думая о перспективе распространения коммунистических идей в странах Востока, также избрал основой для этого религию, учитывая восточный менталитет. Но благодаря той же основе – то есть религии – можно было решить ещё одну задачу огромной важности – объединить разрозненные народы Азии, что существенно ускорило бы ее социально-политическое развитие.

Как сообщал Махатма Рерихам, «Явлю очень важное – вчера запомнили о связи коммунизма с именем Майтрейи, сегодня должны усвоить, как Ф[уяма] должен отвечать на вопросы о занятии миром религии. Спросят: «Почему связываете вы религии с коммунизмом?» Ф[уяма] скажет: «Исполняю желание Ильича, или Ленина». Правда будет сохранена, ибо Ильич мучительно искал человека, который мог бы связать религии с коммунизмом. Было ясно, что духовные лица не пригодны для этой задачи. В то же время – псевдонаучный язык интеллигенции навсегда отрывал её от духовных понятий. Народники в силу безобразных предрассудков утеряли даже возможность мыслить о конъюнктуре духовности. Между тем, без вопросов религии невозможно превратить мир спекуляции в мир понимания[37] . Ленин это знал, потому можно назвать его, чтоб связать вашу работу с течением дел в Р[оссии]. Уместно и убедительно сказать, что Махатмы Востока держатся такого же мнения, и вы положили все ваши средства на приближение к этим вопросам, без правильного решения которых коммунизм вечно будет пугалом. Враги коммунизма будут лишены почвы, когда две самые многочисленные религии станут на защиту Общего Блага. Ваше значение будет пропорционально духовности»[38] .

Под двумя самыми многочисленными религиями имеются в виду буддизм и христианство. Забегая вперёд, отметим, что Махатмы не только призывали страну Советов проявить толерантность к буддизму, но и упрекали большевиков в том, что они, фактически, загнали религию в России в подполье и заменили её безбожием. В дневниковых записях Рерихов есть такие строки:

«Что озн[ачает]: <...> «Всё погибло»? – Погиб коммунизм, ибо они восстали  против  Сергия[39] »[40].

«Нужно понять, что безбожие не может быть оплотом. Настало время, когда Сергий явит силу строительства русского и соседей»[41] .

Подобная оценка значения религии в жизни народа основывалась на учении Махатм о психической энергии человечества и её влиянии на состояние планеты. Вот характерное высказывание Учителя М. на эту тему: «Теперь нужно не забыть, что энергия, излучаемая человечеством, нужна для правильного движения планеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляет заградительную сеть[42] , и тем нарушает равновесие многих светил. Волны вибраций изменяются, и планета теряет часть самозащиты, так человечество само распоряжается судьбою своею. Когда же наступает разрушительный период так называемого безбожия, тогда масса энергии, обычно посылаемая в верхние слои, разбивается и становится  материалом  коричневого  газа[43] . <...>

Человечество не хочет понять силу своих излучений. Оно твердит смутно о подобии Божьем, но не понимает единства энергии всех миров. Установление хотя бы слабого объединения энергии  уже  является  защитным  доспехом  планеты»[44] .

Таким образом, религию Махатмы считали основой для духовно-нравственного совершенствования народных масс. Правда, при этом Махатмы отмечали, что практически все религии за долгие эпохи своего существования были искажены служителями церкви, приспособившими их для защиты интересов правящих классов. Но как бы то ни было, безбожие Учителя считали худшим злом, чем следование религиям, даже затемнённым предрассудками – при условии, конечно, что таковые не вели к религиозным войнам и конфликтам.

Вопрос очищения религий, то есть распространения в народе правильного понимания истинных гуманистических принципов, лежащих в их основе, поднимался Учителем не раз в связи с проблемами будущей духовной эволюции планеты. Отметим, что при организации на Алтае корпорации «Белуха» и строительстве Города Знания Учители планировали создание Храма Единой религии, где присутствовали бы священные предметы и образы, относящиеся ко всем мировым религиям. Мирное сожительство всех религий под крышей единого храма отвечало и внутреннему принципу устройства гималайской общины Учителей, где в едином коллективе работали люди разных стран и разных вероисповеданий. Столь толерантное отношение к разным религиям было характерной чертой мировоззрения Учителей, что, собственно, и отразилось в принципе «Господом Твоим». Учителя Востока считали, что все мировые религии учат людей одним и тем же духовно-нравственным принципам и потому между людьми не должно быть никакой вражды на религиозной почве.

Попробуем теперь выяснить, что получили бы коммунисты и чего добились бы Махатмы, если бы Их план идеологических преобразований в Советском Союзе был принят. Конечно, руководители страны Советов могли видеть только два положительных следствия принятия такого предложения: во-первых, укрепление своих позиций в странах Востока, беспрепятственное распространение в Азии коммунистических идей и успешное противостояние английскому колониальному режиму. Во-вторых, было ясно, что если бы Россия стала членом Союза Востока, ей была бы обеспечена поддержка стран Азии в случае внешней агрессии или каких-либо внутренних затруднений.

Разумеется, советские лидеры не могли предвидеть будущее целых стран на много десятилетий вперёд, как это делали Махатмы. А какие позитивные последствия создания Союза Востока прогнозировали Учителя? Махатмы предвидели Вторую мировую войну и стремились к созданию союза азиатских стран потому, что если бы Россия была его участницей, гитлеровская Германия не стала бы нападать на неё, так как ей пришлось бы воевать не с одним государством, а с целым блоком стран.

Рекомендуемый Учителями отказ от директивных методов строительства социализма в стране мог бы спасти Россию от казарменного социализма, а затем и от сталинского тоталитаризма. Н. К. Рерих наверняка говорил с советскими руководителями и о необходимости смягчения насаждаемой ими идеологии, отличающейся крайней нетерпимостью в отношении религии, церкви и даже мирового религиозно-философского наследия.

Признание руководством страны идейной близости буддийской философии (не буддийской религии, которой следовали народные массы Востока, а именно философии буддизма) к коммунистической идеологии вызвало бы в стране интерес к восточной философской мысли, что позитивно сказалось бы на духовной жизни России. Что касается восточных стран, то такой поворот событий способствовал бы обновлению, то есть очищению в странах Востока буддийской религии, во многих местах утратившей изначально высокие принципы учения Будды, о чём Махатма М. не раз говорил Рерихам. Кроме того, на Востоке наверняка стали бы изучать идейные принципы коммунизма (не казарменного, складывающегося в ту эпоху в Советском Союзе, а подлинного). Это повысило бы политическое самосознание народов Востока и способствовало бы их стремлению создать в своих странах более прогрессивные общественные отношения. (Напомним, что капиталистические отношения, развивавшиеся на Востоке в те годы, не походили на современный западный капитализм – формы эксплуатации народных масс в ту эпоху были самыми жёсткими.)

Махатмы также были заинтересованы в ослаблении английского колониального влияния в странах Востока и, возможно, надеялись, что создание союза России со странами Востока активизирует национально-освободительное движение в этих странах и ускорит падение колониализма.

Наконец, формирование общего культурного пространства между Россией и странами Востока обогатило бы всех участников Восточного союза в культурном отношении. Всё это способствовало бы ускоренному развитию этих стран и укреплению взаимопонимания и дружбы между народами.

Но, увы – всем этим позитивным изменениям не суждено было сбыться: большевистское правительство страны не приняло предложений духовных Учителей Востока.

 

 

«Белуха» и Звенигород

Ещё один пункт Плана Махатм, о котором Рерих говорил во время его встреч с членами советского правительства, касается организации корпорации «Белуха» на Алтае. Основание этой корпорации, конечно, было тесно связано с планами создания Союза Востока, о котором говорится в сообщениях Учителя М. Создание предпринимательского и культурного центра на Алтае помогло бы Рерихам решить многие задачи, связанные с ведением широкой культурной работы и в Сибири, и среди других народов Азии. Ведь только многолетняя работа могла сформировать между народами Сибири и Востока нужные деловые и культурные связи, которые должны были составить основание будущего союза этих стран.

Можно с большой долей уверенности полагать, что идея создания корпорации «Белуха» на Алтае также была дана Рерихам Учителями. Уже во время своей поездки из Дарджилинга в Европу и затем в Нью-Йорк Н. К. Рерих познакомил с этой идеей своих американских сотрудников, и те приступили к разработке устава новой корпорации. 17 ноября 1924 года «Белуха» была официально учреждена. Корпорацией должен был управлять тот же совет директоров, который руководил всеми учреждениями Рерихов в Нью-Йорке. Спустя три года, в 1927 году, была учреждена ещё одна корпорация – «Ур», аналогичная по своим задачам «Белухе». Разница между ними была лишь в месте расположения: «Белуху» предполагалось основать в районе горы Белуха, а «Ур[45] » должна была действовать в Туве. Масштаб деятельности «Белухи» был самым широким – разведка и добыча полезных ископаемых на Алтае и в Сибири, разнообразная промышленная и сельскохозяйственная деятельность, строительство путей сообщения и даже электростанций. Немаловажным пунктом устава корпорации было создание культурного центра, при котором предполагалась широкая культурно-просветительская деятельность, открытие образовательных центров в различных районах Алтая, центров социальной помощи населению и другие виды деятельности.

Всё это говорит о том, что корпорация «Белуха» могла бы быть полезной России не только как основание для будущего формирования культурного единения азиатских народов, или Союза Востока. Планируемая в «Белухе» хозяйственная деятельность осуществлялась бы, конечно, не на принципах казарменного социализма с его «уравниловкой» и запретом частной собственности, а на основе кооперативного хозяйства, при котором присутствует материальная заинтересованность работников в результатах труда. Это могло бы стать для руководителей страны Советов живым примером гораздо более эффективных способов организации промышленного и сельскохозяйственного производства, в противовес тому, что происходило в СССР и вдобавок планировалось сделать в ходе коллективизации.

О культурно-просветительской деятельности, которую должна была вести корпорация, следует сказать особо. На Алтае решено было основать не просто культурный центр, а целый город – Звенигород. В этом городе Махатмы планировали создать университет с особой программой обучения и Храм единой религии. По сути дела, этот культурный центр должен был действовать на тех же идейных принципах, на которых была основана сама Шамбала как духовное Братство народов всего мира. Можно предположить, что в университете Звенигорода не была бы насаждаема вульгарно-материалистическая парадигма науки, и изучение научных дисциплин дополнялось бы ознакомлением учащихся с основами духовной философии Востока. К работе в университете предполагалось привлечь лучших русских профессоров, эмигрировавших из России после революции и живших на Западе и в Харбине. Кроме того, в Звенигороде планировалось организовать научный центр с лабораторией: «Указания об университете в Зв[енигороде]. <...> Укажу, как строить лабораторию в Зв[енигороде] при университете. Вижу целый город»[46] , – сообщал Рерихам Учитель М.

А Храм единой религии, возведение которого планировалось Учителем на Алтае, должен был продемонстрировать всему миру такое же понимание проблемы религий, которое пытался привить своим современникам ещё великий император Индии Акбар – мирное сосуществование всех религий в едином Храме, абсолютную терпимость и уважение к чужой вере. Как уже говорилось, подобное отношение к религиям имело место и в гималайской обители Махатм. Таким образом (как практически всегда в организационной деятельности Рерихов) основание корпорации на Алтае преследовало сразу несколько немаловажных целей.

Однако в те годы осуществить задуманное не удалось, чему наверняка было как минимум две причины. Одна из причин отсрочки работ по началу «Белухи» была связана, судя по дневниковым записям Рерихов, с нехваткой средств. Финансист рериховских учреждений Луис Леви-Хорш допустил просчёт при строительстве небоскреба, или Мастер-билдинга, в котором планировалось разместить основные культурные учреждения Рерихов. Небоскрёб строился с 1925 по 1929 годы. Вначале в нём планировалось 24 этажа; Хорш распорядился увеличить количество этажей до 29, тем самым значительно превысив смету. Из-за этого значительно выросла сумма затрат на строительство и возникли серьёзные проблемы, о которых будет сказано в дальнейшем. Видимо, трудное экономическое положение рериховских учреждений не позволило Рерихам начать непосредственные работы по организации корпорации в 1926–1927 годах, как планировалось вначале. Вот фрагменты записей бесед с Учителем из дневников Рерихов: «Тучи лишь сами избрали. На деле столько возможностей имеете. <...> Конечно, за ошибки надо платить. <...> Могли не получить (Дом[47] ). «Белуха» на столе,  можно  взять  в  любое  время.

–  Выслать  ли  требуемый  задаток?  –  Нет.

Конечно, сейчас не поднять, ведь «Белуха» в двадцать раз больше Дома. Главное, нужно научиться на  Доме»[48] ;

«“Белуха” дана, можно взять её в каждую минуту. Нужно различать трудности от неумения. Трудности связаны с высоким путём, но неумение  навязано  явлением  незоркости»[49] .

Однако представляется, что главной причиной отказа от создания корпорации на Алтае стали всё-таки не финансовые трудности, а позиция советского руководства по отношению к предложениям Учителей, переданным Н. К. Рерихом. В 1926 году в дневниках Рерихов появилась запись следующей беседы с Учителем: «Учитель думает спрашивать вас о Р[оссии]. Укажите, нужно ли теперь же строить Зв[енигород] или пока иметь ст[анцию] на Гим[алаях]? Место Зв[енигорода] найдено и можно его охранить. Но если р[усские] непристойны, то не лучше ли прежде убрать нужных негодяев? Наша обязанность дать Р[оссии] возможность, но ловить всех р[усских] клопов Мы не должны. Наша обязанность, чтобы Пл[ан] не пострадал, но его внешние условия должны быть жизненны»[50] .

В сообщениях Махатмы М., вошедших в первое, ургинское издание книги «Община» (1927 г.), говорилось: «Мои предложения не приходят в спокойный час. Костёр может быть раздут или потушен. Мы не любим глухое ухо. Истинный коммунист гибок, подвижен, понятлив и смел. Именно Ленин охватил бы пришедшую минуту Азии. Где же ученики? Жду, Жду, иначе не пройдёте»[51] .

Увы, ожидания Учителей не оправдались. Настоящих учеников у Ленина не оказалось, а его сподвижники не были ни гибкими, ни понятливыми, ни подвижными. Большевистское правительство страны проигнорировало предупреждения Учителей и не ввело спасительные для страны реформы. Учитель оценил положение в Москве следующим образом: «Надо, надо осветить положение – жестокий развал. Главное, не знают, как приняться, и боятся новых движений. Нет людей, нет мужества, нет знания. Шаблонная политика зарыла все возможности»[52] ;

Более того, судя по сообщениям Учителя, большевистские власти посчитали Н. К. Рериха опасным для насаждаемой ими идеологии: «Считают Ф[уяму] виновным в нравственном учении, которое темнит существующий строй»[53] ;

«Р[усские] являют неприличие. <...>Р[усские] удумали Ф[уяму] ущемить. Р[усские] удумали явить Ф[уяму] опасным существующему строю. Р[усские] удумали сбыть Ф[уяму] с пути. Р[усские] удумали руль попортить. Чую, Учитель не по плечу р[усским]»[54] .

Когда окончательно стало ясно, что кремлёвские стратеги оказались неспособными понять послание духовных деятелей Востока, План претерпел изменения: Учитель решил создать город Знания, как центр единения народов Азии, не на Алтае, а в Гималаях.

«Луч Мой негодует поведению родины. Усмотрим новые возможности. Подберём оружие с полей сражения. <...> Т[ибет] должен сделаться новым фактором мира. Родина не в силах ответить миру. Пусть вместо людей скажут слово горы»[55] ;

Ещё в 1926 году Махатма М. говорил, что Город Знания может быть построен сначала в Гималаях. Как говорилось далее в сообщениях дневника, «После храма на Г[ималаях] придёт ступень храма на Ал[тае]»[56] .

Касаясь выполненной Рерихами в Москве миссии, Учитель отметил, что она была исключительно опасна для них (очевидно, в силу внутриполитической обстановки в стране), и сказал: «Мы лучше пересадим всю «Б[елуху]» на Г[ималаи], нежели будем подвергать вас вторично такой опасности»[57] .

Относительно дальнейших планов Махатма сообщал: «Считаю, удастся расширение Плана, чтоб тридцать первый год кончился бы для вас на Гималаях, чтоб лишь тридцать шестой связал бы вас с А[лтаем]. Всё получается значительнее, и Союз А[зии] получает лучшее значение с Гим[алаями]. Место Зв[енигорода] вполне охранено»[58] .

Таким образом, организацию делового и культурного центра на Алтае решено было отложить на будущее.

Забегая вперёд, отметим, что последующие политические события в Советском Союзе, связанные с утверждением у власти Сталина, показали, что план организации деловой корпорации и Города Знаний на Алтае сделался неосуществимым. Но даже такой поворот событий не означал для Учителей отказа от попытки создания в Азии вблизи российских границ крупного культурного центра с надёжным экономическим базисом. Подобный центр всё равно нужен был Махатмам для ведения культурно-просветительской работы, которая в будущем содействовала бы формированию Союза Востока, или Штатов Азии, как ещё называл этот союз Учитель. Экономической основой для этого центра должен был стать подобный проекту «Белуха» новый промышленно-сельскохозяйственный кооператив, но теперь уже не на Алтае, а на территории Харбина или Внутренней Монголии. Непосредственная работа по созданию нового делового и культурного предприятия была начата Н. К. Рерихом по призыву Учителя в 1934–1935 годах, во время его Маньчжурской экспедиции, события которой будут рассмотрены нами в отдельной статье.

 

 

Примечания:

[1] Помимо двух основных научно-исследовательских экспедиций Рерихов по странам Азии, они совершили несколько экспедиций по различным областям Индии и долине Кулу. – Прим. авт.

[2] Росов В. А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План. СПб.: Алетейя, 2002. Книга II: Новая Страна. М.: Ариаварта-Пресс, 2004.

[3] Имеется в виду экспедиция Рерихов по странам Азии. – Прим. авт.

[4] Записи Учения Живой Этики. Т.7. Запись от 18.02.26.

[5] Имеется в виду одно из прошлых воплощений Махатмы Мориа – Святой Сергий Радонежский. – Прим. авт.

[6] Здесь и далее выделено мной. – А.М.

[7] Записи Учения Живой Этики. Т.13. Запись от 23.07.33.

[8] Имеется в виду одно из прошлых воплощений Махатмы Мориа – Святой Сергий Радонежский. – Прим. авт.

[9] Понятие ноосферы использовал и академик В. И. Вернадский, но он вкладывал в него несколько иное содержание. – Прим. авт.

[10] Иерархией в Агни-Йоге называется организация Высших сил Космоса, под которыми в философском учении Махатм понимаются духовные Учители, а в экзотерических религиях – боги. – Прим. авт.

[11] Речь идёт о современных научных теориях происхождения человечества и развития цивилизации. – Прим. авт.

[12] Письма Махатм. М.: ЭКСМО, 2012. Письмо № 93.

[13] Марианис А. 2012: Апокалипсис от А до Я. М., 2012.

[14] Рерих Е. И. Из письма от 23.06.34.

[15] Грани Агни Йоги. Т. 10 (1966 г.), 706.

[16] Выделено мной. – Авт.

[17] Записи Учения Живой Этики. Т. 6. Запись от 09.01.26.

[18] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 17.04.27.

[19] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 03.06.27.

[20] Высокий путь, т. 1. Запись от 24.04.1927.

[21] Записи Учения Живой Этики. Т. 7. Запись от 27.03.26.

[22] Речь идёт о предупреждении, переданном Махатмой М. британской королеве Виктории (1819–1901). – Прим. авт.

[23] Имеются исторические свидетельства (в частности, изложенные в мемуарах современницы Людовика графини д’Адемар) о том, что Сен-Жермен (бывший посланником и одним из Учителей Белого Братства) предупреждал короля о том, что если правительство Франции не прибегнет к немедленным социально-экономическим реформам, призванным облегчить положение беднейших слоев общества, это приведёт к восстанию и свержению королевской власти). – Прим. авт.

[24] Высокий путь, т. 1. Запись от 24.04.27.

[25] Записи Учения Живой Этики. Т. 7. Запись от 27.03.26.

[26] Урга – старое название столицы Монголии Улан-Батора. – Прим. авт.

[27] Община, 161.

[28] Община, 219.

[29] Община, 263.

[30] Община, 268.

[31] Росов В. А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План. СПб.: Алетейя, 2002.

[32] Выделено мной. – Авт.

[33] Надземное, 6.

[34] Записи Учения Живой Этики. Т.7. Запись от 18.07.26.

[35] Рерих Е. И. У порога Нового Мира. С...

[36] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 24.07.27.

[37] Здесь и далее выделено мной. – Авт.

[38] Записи Учения Живой Этики. Т.6. Запись от 01.07.25.

[39] Речь идёт о Преподобном Сергии Радонежском. – Прим. авт.

[40] Записи Учения Живой Этики. Т. 13. Запись от 12.03.33.

[41] Записи Учения Живой Этики. Т. 13. Запись от 20.06.33.

[42] Заградительной сетью в Учении Агни-Йоги называется особая тонкоматериальная структура, защищающая планету от негативных влияний из астральных сфер. – Прим. авт.

[43] Коричневым газом в Агни-Йоге назывались негативные астральные энергии, разрушительно воздействующие на планету и сознание людей. – Прим. авт.

[44] Записи Учения Живой Этики. Т. 13. Запись от 29.07.33.

[45] Имя «Урянхай» носило древнее монгольское племя времен Чингис-Хана, затем это название распространилось на другие этнические группы, жившие в том числе и в Туве. Но помимо этого, как сообщал Учитель, «Ур» было корнем многих слов в восточных языках, обозначавших все, связанное с истиной и Светом, то есть с духовным началом. – Прим. авт.

[46] Записи Учения Живой Этики. Т.5. Запись от 13.10.24.

[47] Имеется в виду небоскрёб, или Мастер-билдинг. – Прим. авт.

[48] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 16.08.28.

[49] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 24.08.28.

[50] Записи Учения Живой Этики. Т.7. Запись от 31.10.26.

[51] Община (1927 г., Урга), 2.V.3.

[52] Записи Учения Живой Этики. Т. 7. Запись от 15.10.26.

[53] Записи Учения Живой Этики. Т. 7. Запись от 18.10.26.

[54] Записи Учения Живой Этики. Т. 7. Запись от 19.10.26.

[55] Записи Учения Живой Этики. Т. 7. Запись от 16.10.26.

[56] Записи Учения Живой Этики. Т.8. Запись от 30.03.27.

[57] Высокий путь, т. 1. Запись от 24.04.1927.

[58] Записи Учения Живой Этики. Т.8. Запись от 05.08.27.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№63 дата публикации: 01.09.2015