Александр Херсонов

 

Великий Князь Московский Дмитрий Иванович Донской

Не тщись покорять чуждое племя, но противоборствуй всякому, кто твоё племя поработить тщится!.. Аще немощен возрастом, но аз реку: сними ярмо басурманское с земли Русской, Димитрий. И еже един ремень того ярма порвёшь, благо ти будет. И преемству своему закажи остатние ремни рвать. Вольный народ силён; угнетённый – день ото дня слабее становится!..

Дмитрий Донской

 

Знаменательное соседство

Фото автора. 70-е годы

 

В конце 70-х годов прошлого века волею судьбы автор оставил стезю школьного учителя и неожиданно поступил на работу в орденоносное НИИ технической химии, вошёл под своды высокой науки и влился в многотысячный коллектив НПЛО «Союз». Работа на ВПК тех лет считалась престижной и уважаемой. К тому же это были молодые, лучшие годы жизни. Но речь пойдёт о другом.

Дело в том, что НИХТИ территориально располагался по соседству с исторической реликвией России – Николо-Угрешским монастырём, что находится в г. Дзержинском Московской области. Приезжая на работу, в течение 20 лет я проходил мимо древнейших стен, свидетелей великих исторических событий. Крепостных стен, сооружённых в 1380 по воле Великого Князя Московского Дмитрия.

В атеистические времена монастырь находился в полном запустении и небрежении, вид имел самый неприглядный. Достаточно сказать, что на территории монастыря размещались теплицы, куда нас, инженеров, иногда посылали на сельхоз работы. В зданиях монастыря размешалась фотография, медучреждение, гостиница. Но жизнь брала своё и, мало-помалу, монастырь стал оживать, начался ремонт зданий, преображалась территория, всё, не имевшее отношение к религиозной жизни убиралось.

 

Креста на вас нет…

Наступил день, когда с высоты третьего этажа, где размещалась одна из комнат лаборатории, я увидел в окно удивительную картину: над обновленным позолотой куполом монастыря кружит вертолёт, а на самом куполе копошатся верхолазы, происходит установка креста. Огромный, но издалека кажущийся маленьким, крест то приближался к куполу, то отдалялся от него, в то время, как верхолазы пытались удержать крест и направить в приготовленное место. На фоне синевы неба движущийся и сверкающий на солнце золочёный крест представлял завораживающее зрелище. Полчаса упорной и сноровистой работы, и крест, наконец, вознёсся над куполом.

 

На фото слева купол без креста, справа с установленным крестом

 

…В минуты водружения креста я не мог знать, что религиозная картина – явление для меня знаковое, что тема Николо-Угрешского монастыря спустя много лет воскреснет и продолжится, войдёт в творческую жизнь.

 

Непростое название

Разумеется, я заинтересовался притягательным названием монастыря: почему «Николо», почему «Угрешский»? И в ответ услышал то ли легенду, то ли быль Древней Руси. В 1380 году на этом самом месте, перед тем как отправиться на битву с войском Мамая, стояли войска Великого князя Дмитрия Донского. И вот в ночь перед битвой князю снится сон, в котором является икона святого Николы Чудотворца и сообщает радостную весть: войска Мамая будут разбиты и победа будет за русским войском.

Эта весть согрела, «угрела» душу воеводы, придала уверенность в победе, вселила новые силы. Так и случилось. Враг был разбит, победа осталась за Великим Московским княжеством. Благодарный князь Дмитрий повелел на месте явления чудодейственной иконы возвести монастырь, который со временем стал называться «Николо-Угрешским».

 

Современный вид Николо-Угрешского монастыря

 

В энциклопедии читаем следующее: «Нико́ло-Угре́шский монасты́рь – ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, основан в конце XIV века. Находится на площади Святителя Николая в подмосковном городе Дзержинском. Монастырь основан в 1380 году Великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию, именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой благоверный князь произнёс: «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским».

 

Великий Князь Московский Дмитрий Иванович Донской

 

Многострадальна и величественна история Николо-Угрешского монастыря, однако перейдём к теме повествования.

Википедия. «Дми́трий Ива́нович (др.-рус. Дмитрей Ивановичь (12 октября 1350, Москва – 19 мая 1389, там же), прозванный Донским за победу в Куликовской битве – князь Московский (с 1359 года), великий князь Владимирский и князь Новгородский (с 1363 года). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены, княгини Александры Ивановны.

В правление князя Дмитрия Донского Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Великое княжество Владимирское стало наследственной собственностью московских князей, хотя при этом из-под его влияния ушли Тверское и Смоленское княжества. Были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой. Также был построен белокаменный Московский Кремль. Жизнеописание князя и сведения о его правлении подробно изложены в анонимном памятнике литературы XIV века «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского».

 

Преподобный Сергий Радонежский благословляет

святого благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Художник А. Кившенко

 

Однако удастся ли обнаружить в микрокосме рождения Дмитрия Донского предпосылки выдающихся побед и успехов в объединении русских земель?

Рождение происходит в знаке «Стрелец» с характерной особенностью: на Моменте рождения отметился Нисходящий лунный узел, подчёркивая необычную индивидуальность рождённого. Картина-символ такова: «В старой северной деревне человек вырубает кусок льда в замёрзшем пруду, чтобы использовать его летом». Этот человек – будущий Дмитрий Донской. Почему в старой деревне? Почему именно в северной? Образ «старой деревни» – образ Руси середины XIV века.

 

Микрокосм символического рождения Дмитрия Донского

 

Указание на Север, указание на врождённую духовность будущего Великого князя. В картине символ означает предусмотрительное использование природных ресурсов для обеспечения будущих человеческих потребностей. Таким образом, Дмитрий обнаруживает ценность предусматривания будущих потребностей Руси, ключевое слово деятельности – запасание впрок. Что и явилось предпосылкой для Московского княжества стать одним из главных центров объединения русских земель. Как говорится, «каким родился, таким и пригодился».

 

А что на этот счёт скажут историки?

С. М. Соловьев: «В 1389 г. умер великий князь московский Димитрий, ещё только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец Димитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой, решительной. Заслуга Димитрия состояла в том, что он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Лучшим доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности Димитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя, особого, украшено написанного жития его... Важные следствия деятельности Димитрия обнаруживаются в его духовном завещании; в нём встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовёт своей отчиной. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля».

 

Перейдём к рассмотрению Управителя жизни и судьбы Юпитера. Планета находится во «Льве», в Доме «Наследство» стабильно и гармонично поддержанная Марсом, Сатурном и Плутоном (трины). Отсюда следует убеждённость, что Дмитрий проявит стремление к развитию, оптимизм и самоуверенность, выгоды получит через наследства и общие финансы. Обнаружено предположение о склонности к «работе в фирме похоронных принадлежностей», а также в «совете по налоговым вопросам», возможность стать «финансовым посредником».

Если вдуматься, то это соответствует действительности: в первом случае участие Дмитрия Донского в многочисленных кровопролитных битвах, во втором случае, в общении с ханами Золотой орды по «финансовым вопросам», кому, какую и в каком количестве платить дань… Картина-символ Юпитера представляет «Любительский церковный хор поёт религиозные гимны». И тут попадаем в самую точку, поскольку символ означает ощущение совместности, объединяющее людей в служении коллективному идеалу. Символ выражает идеализированную совместность. Таким образом, на жизненном пути Дмитрия Донского поддерживало чувство совместности с народом.

 

В. О. Ключевский: «Димитрий Донской далеко выдался вперёд из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников. Молодость (умер 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырёхсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнившая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского, и летопись с заметным подъёмом духа говорит о нём, что он был «крепок и мужествен и взором дивен зело». Биограф-современник отметил и другие, мирные качества Димитрия – набожность, семейные добродетели, прибавив: «...аще книгам не учен сый добре, но духовные книги в сердце своем имяше».

Следует отметить, что в рабочем микрокосме рождения Дмитрия на положение Юпитера приходится дата разрыва с митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном, после чего следует двухлетний период заключения договоров Дмитрием Донским, ЧТ «Суд» (38) (см. ниже). Показателен символ картины Дома «Наследство», означающий необходимость преодолеть подчинение моде в морали. Таким образом, Дмитрию Донскому предстояло создать собственную мораль, собственное отношение к жизни на Руси.

В микрокосме привлекает внимание факт попадания даты Куликовской битвы на «Злую фортуну» («Крест судьбы») и положение Чёрной Луны. Первый факт указывает на то, что Куликовская битва явилась для Дмитрия Донского тяжёлым испытанием. Второй факт на период самовыражения, усиления контактности, независимости и коренного изменения.

 

Рабочий вариант микрокосма рождения Дмитрия Донского.

 

Кстати, в чём именно заключается «коренное изменение» судьбы Дмитрия Донского? ЧТ «Коренное изменение» (67) соседствует с ЧТ «Коммерция и коммуникация» и означает способность распознавать интегрирующий Принцип в сердцевине всего существования и отдавать ему должное. В индивидуальном смысле этот принцип – Самость. Иными словами, Дмитрий Донскойначинает ощущать присутствие духовного объединяющего фактора, внутренняя преданность начинает поляризовать сознание.

Солнце рождения соседствует с ЧТ «Сотрудничество» (28), что указывает на то, что «жизненная энергия» князя будет нуждаться в сотрудничестве. При этом символ картины Солнца обнаруживает сознание, способное превзойти конфликты и давления личной жизни, а символ картины ЧТ «Сотрудничество», означает понимание, что на любом уровне существования ты не одинок, что есть некая «общность» – видимая или не видимая, – поддерживающая твои усилия.

Символ картины «Карьера и Профессия», равнозначный «Славе и Репутации», означает фундаментальное человеческое стремление расширить социальный горизонт, узнать о результатах коллективных усилий и новых способах жизни. При этом«Профессия» находится в «Скорпионе», что предполагает проявление силы воли и ярких эмоциональных импульсов.

В важнейшей сфере отмечаем союз пары ЧТ «Удача» (5) и «Любовь» (8), что воспринимается как «удача в карьере благодаря поддержанию высокой репутации».

Обратимся к Дому «Место жительства» Дмитрия Донского, к Московскому Кремлю, к «духовному и материальному наследству» (IV). Здесь обнаруживаем ЧТ «Счастье» (Колесо Фортуны), по соседству с ЧТ «Порезы» (30) и «Мошенничество (47). В чём же видится трудное счастье Дмитрия Донского, судя по всему, доставшееся в наследство от семьи? Картина-символ любопытна: «Утиный пруд и выводок утят», что следует воспринимать, как понимание естественных границ. Психоаналитик поясняет: «Чтобы жить в повседневном мире, нужен мир и внутренняя удовлетворённость своей сущностной судьбой». В этом, по-видимому, и заключалось счастье жизни и судьбы Дмитрия Донского.

Символ картины Дома «Философия и Религия» (IX) обнаруживает полную власть личности в моменты требующие решения, а символ картины Дома «Вхождение в отношения с обществом» открывает готовность принять последствия отказа следовать автократическим паттернам агрессивного общества.

 

И в заключение

Читаем: «Дмитрий Донской, как один из любимых национальных героев, всегда почитался Русской Православной Церковью (РПЦ). В годы Великой Отечественной войны его имя носила танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии в 1944 году на пожертвования верующих и переданная Красной армии. В 1988 году РПЦ причислила Дмитрия Донского к лику святых. В 2004 году РПЦ был учреждён Орден святого благоверного Великого князя Димитрия Донского трёх степеней. Им награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, внёсшие вклад в развитие взаимодействия между РПЦ и Российской армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим».

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№90 дата публикации: 01.06.2022