ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №102 / Лето 2025

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Файнлейб

 

Бесстрастие не есть бессердечие и безразличие

…лишь будущее освобождается от страстей. Из него рождается деятельное бесстрастие. Обычно люди упрекают за это понятие, смешивая его с самостью…

Братство, ч.1, 285

 

Название статьи и эпиграф к ней заимствованы из параграфа Учения Жизни, указанного под эпиграфом. Ниже приводится полностью текст этого параграфа. В этом параграфе, а также во всех других параграфах, представленных ниже, текст, связанный с озаглавленной тематикой, выделен курсивом автором публикации.

 

«Бесстрастие не есть бессердечие и безразличие. Когда люди читают исторические хроники, они не раздражаются, ибо эти записи принадлежат далёкому прошлому, но опыт жизни научает, что почти все получаемые сообщения тоже относятся уже к прошлому. Также опыт подсказывает, что будущее может устремлять мысли вне раздражения и потрясения. Так лишь будущее освобождается от страстей. Из него рождается деятельное бесстрастие. Обычно люди упрекают за это понятие, смешивая его с самостью. Но, скорее, можно отнести его к справедливости, и только будущее, не засоренное мутью недавнего прошлого, может позволить умыслить разумно».

 

Посмотрим, как отражена в Гранях Агни Йоги озаглавленная тематика. Для её ясного понимания требуется полное воспроизведене представляемого контекста.

 

Грани Агни Йоги

1958 г. 300. (Май 10). «Имеет значение не карма сама по себе, а отношение к ней человека. Тяжесть или лёгкость её обуславливаются не кармой, а отношением к ней, реакцией на неё со стороны несущего её. Сама карма далеко не всегда в руках её носителя, но реакция на те или иные кармические явления всецело зависит от него самого, никто не сможет сказать, как именно будет реагировать человек на кармические удары и как он должен это делать, ибо во власти воли утвердить характер желаемой реакции. Одному и тому же явлению, идущему извне, можно радоваться или проливать из-за него слёзы, то есть уявить сознание в сфере полюсности чувства. Но правильным отношением со стороны того, кто овладел своей кармой, будет отсутствие всякой реакции, то есть бесстрастие. Ёлка одинакова и зимою, и летом, – ибо не реагирует никак на перемену погоды. Так же и победивший себя не реагирует никак на внешние явления кармы, усилием воли заставляя себя выйти из железных рамок необходимости двойственной полюсности чувств, идущих от одного полюса уявления себя к противоположному, заключает сознание в круг безысходности, выхода из которого нет до тех пор, пока сознание мечется от одного полюса эволюционных реакций к другому. Внешнее явление часто не зависит от воли человека, особенно, если оно уже совершилось, но реакция на него – в руках человека. Можно представить себе, как на любое явление сознание будет реагировать так, как воля захочет того, и можно представление это сделать действительностью, то есть утвердить в жизни. Человек и так относится к тем или иным событиям своей жизни так или иначе только потому, что бессознательно когда-то раньше или в данный момент решил относиться именно так. Ему и в голову не приходит мысль, что относиться можно к нему совершенно иначе и именно так, как прикажет воля. Близкий друг обманул и предал – как это хорошо, каким прекрасным уроком это послужит на будущее, как обострит зоркость и распознавание ликов, как полезен обман. Так рассуждает и мыслит тот, кто карму свою решил победить. Можно просто себе приказать относиться к любым явлениям жизни не так, как раньше, но совершенно наоборот или согласно указу воли. Сперва научается победитель управлять полюсами реакции своей на явления внешнего мира, избирая по воле любой, а потом уже, изъяв сознание из полюсов и утвердив его в центре, являть бесстрашие духа, то есть бесполюсное, лишённое двойственности, отношение к жизни. Радуясь сегодня одному, тем самым обрекаем себя на слёзы, когда наступает неизбежный момент утверждения противоположного полюса земной, временной, радости. Радость близости верного друга равна остроте горя при потере его или уходе его из жизни. Подход к овладению кармой будет заключаться в том, чтобы, встречая волны жизни, научиться реагировать на них, то есть встречать их так, как того хочет воля. Процесс извне перенести внутрь, в лабораторию своего микрокосма, создавать или творить желаемую реакцию. Это возможно вполне, тем более в данном случае воля не посягает ни на что внешнее, а лишь не отвечает на вибрацию, порождаемую сознанием в своих оболочках. Возможности для этих опытов жизнь даёт без конца, с утра и до вечера каждодневно. Столько огорчений, неприятностей, тяжких и лёгких ударов судьбы, что следует уже давно понять, что далее так продолжаться не может, ибо не выдержит сердце. Восприимчивость и чувствительность обострены и будут ещё утончаться, и выход из круга безысходности в том, чтобы остановить беспрестанные качания сознания от одного полюса к другому. Их надо остановить во что бы то ни стало. Иначе они расшатают весь аппарат. Утвердив волю неуявлением эмоций на полюсах и наложив на них серебряную узду духа, можно начать утверждать бесстрастие, то есть равновесие, уже не колеблемое волнами внешних явлений. Посмотрите на то, что вас отягощало вчера и притягивало сознание к полюсам, лишало равновесия духа. И сегодня сознание своё, удерживая его в центральной точке равновесия, не устремляйте ни к одному из полюсов. Если это трудно в начале, попытайтесь радоваться тому, что вчера огорчало, с тем, чтобы завтра не радоваться, не огорчаться. Для подбодрения Скажу, что карма тотчас же оставит, как только воля восторжествует над двойственной природой данного явления, то есть его победит в себе. Недавний опыт показал, как тяжёлая и скучная работа приказом воли сделана была интересной, увлекательной, радость дающей. Так можно поступать во всём. Но это вначале. Цена обретения бесстрастия и равновесия полного, когда сознанию отдаётся непреложный приказ уже более не уявляться на полюсах в вибрациях своих оболочек. В качаниях аритмических от слёз к смеху, от симпатии к антипатии, от осуждения к похвале и от уявления всех прочих чувств к чувствам противоположным проходит жизнь человека. Но ученик, вступивший на путь Архата, должен собой овладеть и утвердить равновесие духа, выражающееся в бесстрастии полном. Как трудно удержаться от этих качаний, когда кругом шатается всё, и хаос неуравновесия раздирает сознание окружающих. Трудно, но нужно. И безысходность, которая обычного человека ввергает в отчаяние, будущему Архату непреложностью станет ручательства новой победы, ибо иного решения, как победить, быть уже больше не может. Метания по полюсам, обостряясь всё сильнее и сильнее, окажутся фатальными для не сумевшего управить собой духа. Итак, победа сейчас является уже обязательством воли, иного решения нет. Задача текущего дня: реакции свои на волне внешних явлений утверждать волей, волей определять их характер и волею их пресекать, вызывая в сознании реализацию чувств, противоположных обычным и испытываемым ранее. Это будет первой ступенью к бесстрастию духа по равновесию и спокойствию».

 

1952 г. 271. «Три плана Космоса, и на каждом свои энергии, до высочайших. Высшие могут проявляться на низших планах, но не наоборот. В этом слабость зла и его ограниченность – недоступны вершины. Энергии могут сочетаться по соответствию и односущности, как бы притягиваясь. На плане низших энергий зло притягивается. Но закон очень сложен. Вот почему мысль, заряженная астральной энергией, слаба, во много раз слабее мысли чистой, то есть лишённой элементов низшего плана. Из двух сознаний побеждает всегда то, мысли которого лишены камического начала. Потому храните спокойствие. Победителем будь всегда. Принцип бесстрастия – в мысли. Огонь сердца не есть астрал, то есть эмоции. Нельзя смешивать антиподы. В случае столкновения с неистовствующими двуногими соблюди равновесие во что бы то ни стало. «Никто не устоит против равновесия». Теперь понял тайну мощи равновесия. Зазвучать в унисон с беснующимся астралом другого человека, значит, потерять всё. Храните равновесие любою ценой. Стоит потрудиться. Разящий Луч посылается с улыбкой, так же и стрелы врагам. Спокойствие – оружие Света. Бесстрастие – дитя равновесия. Но его надо понять. В основе его любовь, но не ненависть. Опыты с применением равновесия установи точно и научно. Это уже область чистой психотехники, а жизнь – чудеснейшая лаборатория. Если раздражившийся человек подобен шелухе, то устоявший в равновесии – адаманту. Камень Дал, дабы ты стал воистину Камнем. К сказанному о том, чтобы не спорить и не возражать, но лишь мыслить по-своему, Добавлю: и при этом хранить мощь равновесия. Потерявший его открыт врагу и беззащитен, как воин без щита, оружия и кольчуги. Но пока крепки щит равновесия, броня бесстрастия и спокойствия – оружие непобедимо и защита непрободаема. Я силу Дал силу закона понять, то есть применить. Очень важно постичь сущность и смысл получаемого знания. Понявший ценность евангельского сокровища Царствия Света уже не променяет его ни на что. Понявший закон не промедлит приложить. Так рука, держащая рычаг закона, крепнет. «Зачем хранить равновесие?» – вопиет невежество. Ответим: “Чтобы не стать пустой оболочкой и живым мертвецом хотя бы на мгновение. Много их ходит по лику Земли”».

 

1953 г. 40. «Учитель Наблюдает за мыслетворчеством ученика. Каждая мысль имеет форму. Сознание окружено теми формами, которые для него являются обычными, или теми, которые произвели на него особенно сильное и глубокое впечатление. По этим отпечаткам на пластической массе стихийной материи и Читает Учитель мир мысленного творчества ученика, как открытую книгу. Конечно, отпечатков в сознании окружающего не избежать, но безобразия избегать можно, не останавливая на нём внимания и не позволяя сознанию сосредоточиваться на нём. Можно разрешать сознанию звучать глубоко и полно на мыслеформы высшего порядка, усиливая этим их сущность, и уменьшать яркость нежелательных, не давая им пищи. Каждая мысленная форма живёт и вибрирует за счёт жизненной силы их создателя. Микрокосм соединяется, словно шлангом, или пуповиной, или соединительной нитью, с каждой мысленной формой, по которой утекает из него огненная сила. Мысли-вампиры, или лярвы, губительны тем, что высасывают из своего породителя его жизненную силу в зависимости от степени одержания ими подпавшего под их власть сознания. Получается рабство у своей собственной мысли или у мысли, залетевшей извне, но нашедшей в приютившем её сознании питательную почву для своего существования. Мысли промышляют существованием, но за счёт тех, кто их встречает как гостеприимный хозяин. Сочетаясь с подобными же ублюдками их хозяина, силу, пожирающую психическую энергию, приобретают двойную. Важно дать себе ясный отчёт, кого и что питаем своими излучениями. Видеть этих ублюдков, присосавшихся и висящих на ауре, – зрелище не из приятных. Как черви, высасывают они жизненные соки организма. И часто бледные и истощённые лица людей не от болезней, но от своры отрицательных мыслей. Профилактика мысли – явление насущного порядка. Оберечь своё сознание от своры вампиров надо. Можно представить себе жертву, окружённую стаей этих хищников, в Мире Тонком, не могущую защититься от них. Большинство людей на Земле являются жертвами своих собственных и чужих мыслей. И хуже всего то, что никто даже не отдаёт себе в этом отчёта. Думают все, и все порождают, но что и как?!! Часто эти формы, насыщенные эманациями и субстанцией астральной материи, грубо материальны в своём строении и особенно сильно тянут сознание вниз. Сфера чистого, освобождённого от астральных частичек ментала порождает мысль, уже лишённую тяжести низшего слоя сознания. Решение интереснейшей алгебраической задачи и явление азартной карточной игры дают серию мыслей разного порядка – ментального и камического. Одни питают интеллект, другие – астральное тело, одни поглощают ментальную энергию, другие – астральную. Астральные эмоции особенно изнашивают организм, и не столько силою астрального явления, допущенного сознанием, то есть поступка или действия, сколько мыслью астрально-эмоциональной. Снова приходим к явлению вибрирующих оболочек. Астрал во всех его видах и уявлениях должен быть обуздан, иначе нет продвижения. Можно совершить два одинаковых действия: в одно вложить всю силу неиствующего астрала, из другого астральное начало изъять полностью и исчерпывающе. С внешней стороны в обоих случаях можно даже и не уявить видимых знаков, и действия будут со стороны казаться как бы одинаковыми, но какова же и сколь же велика будет эта разница, если рассматривать Данное явление из Тонкого Мира. Потому культура действия должна войти в жизнь как утверждение профилактики жизни микрокосма. Дисциплину духа поймём как дисциплину мысли и чувств и как обуздание деятельности всех оболочек. Власть утверждается твёрдой рукой, сурово и решительно. Не может быть никакой пощады к пожирателям сил духа. Вступаем на ступень практического бесстрастия, когда уявления астрального порядка в жизни дня исключаются полностью. Действия как таковые остаются по видимости теми же, но астральное начало из них извлекается полностью. При отправлении действия всё, что от астрала, отделяется мысленно и отбрасывается, как отбрасываются сор и посторонние примеси из первосортного зерна. Всё делается так же, как и раньше, но без тиранической власти астрала. Допускается и дозволяется всё, но камическое страстное начало полностью и целиком из процесса устраняется. Всё то же, но без астрала: и слова, и чувства, и мысли, и поступки, и движения, словом, вся сущность уявления жизни микрокосма идёт на более высоком плане вибрационной шкалы. Так три луча утверждаются в действии. Так власть над тремя планами трёх сфер действием утверждаем. Ты и Я, который в тебе».

 

1953 г. 42. «Состояние полной физической неподвижности трудно необычайно. Оно показывает степень овладения материей физического плана. Состояние полной неподвижности и замирания астрального тела означает власть над астралом. Приведение к молчанию ума и остановка мышления, вернее, мысли, есть овладение менталом. Овладение тремя сферами и приведение к молчанию функций всех трёх проводников по воле их носителя, духа, есть утверждение своей власти над ними, над каждым из трёх и над всеми тремя. Можно провести опыт активности астрального тела при полной неподвижности тела физического или ментального тела – при молчании астрального и неподвижности физического. Каждый опыт очень интересен сам по себе. Можно последовательно выключать любой из проводников и соединять их попарно или же дозволять сознанию действовать исключительно только в одном из них. Так можно произнести слова при полном бесстрастии чувства и тела: тело неподвижно, лицо бесстрастно, в голосе полное отсутствие чувства. Голос звучит, слово говорится, но физическое и астральное начала из него изъяты. Конечно, голосовые связки должны действовать, и рот шевелиться, и язык двигаться, но не о них речь, а о полном молчании всего остального, непосредственно с процессом не связанного. Можно говорить, задыхаясь от волнения, махая руками и ногами и дёргаясь всем телом. Имеется в виду антипод подобного явления, когда необузданность заменяется утверждением контроля и власти. Можно производить действия, поочередно убирая из них какое-либо начало: либо физическое, либо астральное, либо ментальное. Так, например, при сосредоточении на Лике и приведении к молчанию ментального тела движение частиц ментала прекращается и Моя мысль, не затемнённая движением ментальной оболочки её носителя, выявится во всей своей полноте. Затухание движения в астральном теле позволяет полнее выразиться даже собственному ментальному телу. Умение владеть своими чувствами и оболочками открывает перед учеником поле неожиданных возможностей, которые в иных условиях проявиться не могут. Одно обуздание астрала с помощью интеллекта хорошо, но не есть ещё решение вопроса, ибо интеллект ограничен своей сферой. Но это же условие при наличии духовности открывает врата в область сознательного проявления на всех трёх планах. При всяких условиях жизни возможна эта утончённая и глубокая работа над своим микрокосмом и в своём микрокосме. Работа интереснейшая и требующая большой изощрённости. Воля, верховный фактор сознания, вступает в свои царственные права и утверждает господство своё над тремя проводниками, тремя телами и материей их и, как следствие, над трёхпланной материей микрокосма внутри его и материей трёх планов вовне: власть над материей физической, власть над материей астральной и власть над материей ментальной. Степень власти Архата достигнута, и утвердивший её становится Архатом. Огненная воля, жидкий огонь, достигает степени особой напряжённости, прежде чем явление утверждения власти может свершиться. И, достигнув этой степени напряжённости, огонь воли достигает степени явной светимости, порождая луч света в микрокосме утверждающегося. Тайна луча, незримого физически, в Тонком Мире являет своё утверждение в виде лучей, исходящих из носителя их. Открывающиеся центры дают им свою особую и индивидуальную окраску. Утвердивший свою власть над своим астральным телом и подчинивший его материю своей воле имеет власть над астральным телом всякого человека, ибо астральные вибрации другого так же легко и свободно подчиняются воле победителя, как подчиняется ему и его собственный астрал. И обуздавший свою мысль и установивший над ней своё господство так же легко, как над своей собственной, проявляет свою власть и над мыслью чужого микрокосма. Ибо тот побеждает всё, кто самого себя сумеет победить. Путь к власти ясен и прост и доступен при любых обстоятельствах, но необходима твёрдая решимость идти до конца к намеченной цели. Венец Архата трудом достигается. И никто, кроме самого победителя, не может его надеть на себя».

 

1953 г. 58. «Уравновешивающее действие психической энергии сказывается в том, что Огонь высший тушит низшее пламя. Огонь действует на огонь. Огню высшему подчиняются огни низшие. И жизнь можно рассматривать как поле действия огней, или битву огней. Шкала огненных энергий столь широка и велика, что не может быть охвачена умом человеческим. Но если понять, что огонь лежит в основе всего, то Вселенная приобретает облик огненный, ибо огонь – это всё. Огонь – стихия вездесущая. Нельзя того сказать ни о земле, ни о воде, ни о воздухе в их земных или высших аспектах. Но огонь – везде и во всём. Поэтому воздействие на явления производится при помощи Огненной энергии, которая проникает всё. Если явление пронизать огнём мысли и придать ему желаемую форму, то в конечном результате явление примет форму предуказанную. Всё зависит от степени высоты и утончённости огненной энергии, вложенной в данное явление. Почему не всё подчиняется человеческой воле? Воле подчиняется всё, но всё зависит от степени высоты воли и её огненного потенциала. Шкала воли человека, начиная от воли обывателя, до воли Архата, Владыки и воли (Пламенного) Логоса – велика. Прилагая масштаб Беспредельности, можно сказать: беспредельно может быть развиваем и возрастать огненный потенциал воли. Архат развитие огненной воли своего духа берёт в свои руки сознательно. Воля легко поддаётся сознательному развитию, или совершенствованию и утончению своей мощи. Говорилось об утверждении власти, но без утверждения огненной воли о какой власти можно говорить? Неисчерпаемость огненного потенциала духа надо осознать. И, прежде всего, из всякого волевого действия надо изъять камическое, или астральное, начало. Это первая ступень утверждения воли. Где неистовствует астрал, не ищите уявления воли. Мысль, заряженная астральной материей и её вибрациями, слабее мысли бесстрастной. В этом надо искать решение волевых дел человеческих. Жизнь планетная человечества есть равнодействующая человеческих воль. Как лава, течёт свободная воля людей. Мы лишь Даём ей направление, подготовляя русло эволюции. Я Великое огненное волевое действо Совершил внутри Себя, не посягая на мир вовне и не подавляя его. И Великое действо, совершенное внутри, в сфере Моего Микрокосма, когда Я не Поднял Руки Своей в защиту Себя (хотя и Мог), как действие огненной воли победило мир. Так истинное волевое действие происходит внутри орбиты духа, не подавляя ничего и ничьей воли вовне и, будучи тайным, и скрытым, и сокровенным, последствия, и следствия, и результаты имеет великие. Значит, для мощи действия требуется условие сокровенности и поляризации сознания на нужной волне. Если войти в беснующуюся толпу и, подняв руку, утвердить внутри явление высочайшего, непоколебимого, бесстрастного спокойствия, то зверь толпы будет укрощён почти мгновенно. Не надо ни слов, ни увещеваний. Скала огненного спокойствия духа, внутри утверждённая, следствие воздействия на астральные вихри толпы даст явное. Это и есть требуемая поляризация своего сознания, исключающая необходимость прямого внешнего воздействия. Надо учиться действовать молча. Надо учиться действовать в молчании. Надо понять, что молчание двигает и повелевает, и что мощь действия может быть явлена лишь только в молчании. Истинное действие всегда совершается в молчании. Надо понять введение принципа молчания во все действия. Из двух действующих сознаний одинаковой силы побеждает то, которое применило явление молчания в действии. Скрыто явление произрастания семени, или явление зарождения. Раскройте зерно – и погибнет оно от внешних воздействий. В тишине молчания растёт огненная мощь. Молчаливое действие силу имеет. Бесстрастие действия есть сокрытие процесса его от нейтрализующих воздействий внешнего мира. Молчание, великое Молчание – кто постиг его тайну! Отсюда – принцип Сокровенности в действии. Отсюда – Тайна Наших решений. Отсюда – крылья растущей мощи Архата. Охраним сокровенность действия. Уметь молчать – свойство Архата. Уметь действовать в молчании – сила его. Скрыты от мира истоки огненных явлений. Тайна молчания, молчаливого огненного действия, есть мистерия жизни. В Молчании Я Победил мир».

 

1953 г. 59. (Фев. 4). «”А Я вам Говорю: не противьтесь злому и ударившему тебя по правой щеке подставь левую”. И эти слова Мои также не поняли люди, ибо нелегко примирить в сознании пары противоположностей. Синтез понимания утрачен. И как примирить непротивление с бичом и изгнанием торгующих из храма и суровыми обличениями гробов окрашенных. Но в жизни ученика наступает момент, когда растущая мощь духа испытывается на том, что удары, извне наносимые по обуздываемым оболочкам, должны остаться без ответа. В защиту низшего «я» рука не должна быть поднята, ибо малое «я» убирается с арены жизни. И низшая беснующаяся оболочка, восстающая всем существом своим против явной и горькой несправедливости, приводится к молчанию волею духа. Как обуздать три низших? Как смирить ярость астрала? Как подчинить низшее, животное, себя утверждающее «я»? Сколько духовной силы требуется, чтобы волну земного явления, потрясающую яро все три, встретить в спокойствии бесстрастия утверждённой власти над вибрациями и колебаниями низшей материи астрального, физического и ментального тел. По старой тысячелетней лунной привычке зверь внутри готов зарычать и, оскалив зубы, броситься на обидчика и растерзать его, утолив свою ярость. Но серебряная узда духа уже сверкает на всех чувствах ученика. Момент могучего духовного напряжения всех сил, момент борьбы, и – обузданные, подчинившиеся оболочки приведены к молчанию, и победное царственное спокойствие духа, высшего «Я» утверждаемого, являет свою мощь. И князь мира сего, нанёсший удар через слугу своего, вольного или невольного, не имеет уже ничего в сознании победителя. А он, себя победивший, принявший волну тьмы в щит своего духа и нейтрализовавший и потушивший её, рычаг явления берёт в свои руки, и уже он, победитель, но не нанесший удар, поступает как хочет, ибо победивший себя есть победитель и властелин явления, которое он победил в духе. Встретить волну неистовствующей тьмы в молчании духа при полном нерушимом спокойствии оболочек и не дать им реагировать на её удар, – значит, победить не только себя, но и всю силу противодействующего явления. Вся сила зла тут же и исчерпывается, и нанёсший удар оказывается распростёртым на земле, во власти победителя. Но люди предпочли принять Слово Моё буквально, и сделать из себя ничтожество, и превратиться в согбенных непротивленцев, и предоставить саду своему и саду земному зарастать беспрепятственно бурьяном. О победе духа, об утверждении мощи, о власти над низшим Говорил Владыка. И люди исказили и это, как искажают всё, данное Учителем. Завет, силу духа утверждающий, низвели к явлению, порождающему ничтожество духа и космические отбросы непротивленцев. Но ступень смирения трёх должна быть пройдена. Но ступень высшей защиты духа и высшей фазы борьбы должна быть утверждена, но должен научиться человек явлению бесстрастия и качество бесстрастия в духе своём утвердить поверх трёх. Ведь любители буквального толкования могут пойти дальше и начать утверждать, что Учитель Призывал к ненависти и Указывал «возненавидеть» близких своих. Духом и в духе надо понимать творящее слово Владыки. И тогда удар, нанесённый по молчащим оболочкам, будет ударом огненного меча духа по нанесшему его. Не может устоять тьма против удара Света, ибо Свет не наносит ударов, но луч его рассеивает и уничтожает тьму, сжигая её. Потому неодолим удар меча духа, удар луча Света, на тьму устремлённого. Непобедим Свет, и тьма ему ничего противопоставить не может. Но прежде, чем меч Света может быть поднят, низшие оболочки духа, носители мрака, должны быть обузданы, приведены к молчанию и очищены огнём духа носителя огненного меча. Потому Говорю: “Не противьтесь злому всяко, но в духе и духом”».

 

1953 г. 66. (Фев. 8). «Как часто Имя Учителя, произнесённое с верою, тотчас же создаёт мост связи. И по нему идёт нужная помощь. Но великое доверие требуется. Без доверия нет помощи. Без доверия нет ничего. На доверии к Руке Водящей зиждется основа взаимоотношений Учителя и ученика. Казалось бы, столько дано и столько явлено, но нужного отношения к даваемому всё ещё нет. Почему? Всё из-за того же недостатка доверия. Надо утвердить полноту доверия неумалённого. Если близок Владыка, если установлена связь видимыми и невидимыми путями, то и доверие, никакими предпосылками не ограниченное, пусть явит силу свою. Говорю о безграничном доверии. Только из него родится неуклонное следование Указу и стремление к уявлению Воли Высшей. Есть две воли. Воля Моя и воля твоя. Обычно у людей их направления прямо противоположны. А так как Мы никогда не Посягаем на свободную волю человека, то человек при своей воле и остаётся. Но ведь о слиянии воль говорится. Слияние Воли Моей и воли ученика означает, что две индивидуальные воли устремлены к одному, ввысь, и к одной и той же цели. Наша цель – Моя и твоя – слить сознание твоё с твоей Индивидуальностью, с твоим высшим «Я», и сделать его не выразителем тенденций и импульсов неочищенных низших оболочек, но – светоносного зерна духа, непреходящего и бессмертного. И мы идём к той цели поверх накипи жизни и поверх накипи жизней, которые были раньше (которые были до). Но грязную пену наслоений надо сознательно убирать. Владыка не судья, но Друг, и Отец, и Заступник. Лучший Друг, и самый близкий, и любящий Отец, заботливый и близкий. Пора бы уже незримость Мою сделать ярчайшей реальностью. Сын Мой, когда же поймёшь ты, что дойти ко Мне можно лишь верхним путём. Ничто не может изменить любви Моей и заботы, но низом не дойти к намеченной цели. Потому тропинки неубедительности и несоответствия надо сократить. Теряется много драгоценного времени. А оно не ждёт. Ибо сроки подходят великие. И встретить их надо во всеоружии своей духовной силы и на высоте. Моя Рука с тобою, но – с устремлённым ко Мне. Сочетай в понимании твоём устремление со свободой воли и пойми, что без добровольной полноустремлённости ко Мне не может быть слияния воль. А без этого слияния воля твоя мощи своего потенциала усилить и поднять не сможет. Мощь воли твоей возрастает по мере, степени, глубине и полноте слияния с волей Владыки. Устремись к слиянию с волей Моей. Сам устремись, по воле своей, но всею силою духа. Не Могу нарушить закона, но Жду устремившегося и радостно Встречаю. Каждое твоё устремление ко Мне, мысль и чувство заботливо Оберегаю как семя будущих нахождений. Ты Мне посылаешь мысль, устремлённую в будущее, а Я её Утверждаю, если она от Света, с тем чтобы вернуть тебе удесятерённой и возросшей в силе своей и отягощённой дарами Моего духа, ибо Сказал, что лучшие мысли твои, как зёрна, согреты Нами. Потому помни и знай, что мысли Земли и от суеты дня, Нами не утверждаемые, идут своим обычным путём и обычно же изживаются, но мысли твои, которые от Света, Нашу заботу имеют. Удели им особое внимание и теплоту сердца. Раздели мысли твои надвое: Мне посылаемые, Мною утверждаемые и одобряемые и сыну Моему пристойные, которых можно ни перед кем не устыдиться, и мысли от оболочек, обычные, земные, от тела и слабостей его и неизжитых импульсов прошлого. Их устыдись пред светом своим, в тебе побеждающем тьму. Конечно, Луч победит, конечно, свершится указанное Мною преображение твоё, но свободная воля твоя, мощно направленная к слиянию с Моей, неслыханно и необычайно убыстрит процесс трансмутации. Сын Мой, идут сроки великие. Ты нужен Мне, ибо в Планах Моих. Облегчи заботу Мою о тебе разумением своим. Пусть формула «Желание Моё – закон твой» станет жизнью уявления пути твоего восхождения к Башне, в которой Жду тебя уже давно. Я Жду! Готовый каждое мгновение ответствовать на всё лучшее, что ты устремляешь ко Мне. В древних храмах был обычай приносить дары Высшему. Жду приношения даров твоего духа Мне, твоему Владыке. Приношение каждодневное, и постоянное, и непрерываемое ценилось особенно. Каждая мысль от Света и каждая мысль, направленная к преображению твоему, будут принята Владыкой как дар Ему, тебя призвавшему на великое дело. Время величие миссии своей осознать. Для посланника одеяние требуется соответствующее. Ныне надо позаботиться об одеждах духа, посланному приличествующих. Утверди качества: спокойствие, равновесие, бесстрастие, торжественность, устремлённость, зоркость, сдержанность, молчаливость, непрестанность предстояния и преданность и любовь безграничные. Пойми, что без Меня ты ничто. Но со Мною ты то, чем хочешь быть в своих самых смелых, в самых дерзновеннейших мечтах и устремлениях. Ибо твою мечту о свете своём, в будущем и будущим утверждаемом, Понесу Я Сам на крыльях счастья к Престолу Владычицы Мира. Ибо дети Мои – дети Её. Мы – сыны Превышней, от её Луча. В Свете Моем её Свет увидишь. От самой высокой вершины пойдёшь к Вершине высочайшей. Вершина Хранительницы снегов – далёкая цель твоя. И Её, на Земле Лик Владычицы олицетворяющую, не забудь. Матерь твою не забывай, ибо на подвиг благословит и пошлёт тебя Она, Матерь. Рукоположение на подвиг – акт величайшего значения. И когда будешь мыслить о слиянии с волей Моей, знай, что высшая степень слияния явлена Матерью твоей. Воистину, Она и Я – одно. И ты, сын Наш, будь с Нами воедино. Слиянием трёх воль, Ручаюсь, и победишь, и достигнешь, и преодолеешь всё. Нет ничего, не может быть ничего, чего бы не преодолела воля твоя, с Моей и Матери твоей слитая. Помни: в Нас сила твоя, опора и мощь. И знай, что победе твоей и Победе Нашей Ручательство Света Даю».

 

1953 г. 68. (Фев. 9). «Жизнь ценна лишь даваемым ею опытом. Опыт нужен для познавания. Потому будем ценить всякий опыт. Было бы большой ошибкой ценить опыт лишь приятный и удачный. Ценен всякий опыт, если результаты его учитываются правильно. Не сам факт важен, но выводы, из него извлечённые. И часто горький опыт нужнее и полезней сладчайшего. Опыт даст щиту и крепость, и умение с ним обращаться. Даже форма щита выработана опытом и навыком. Битва породила явление щита. Некоторые считают недостойным, позорным и унизительным наружно уявлять эмоции и не допускают и не дозволяют чувствам показываться на поверхности. Эмоциональность считается явлением позорным. Какие же чувства скрываются и что почитается недопустимым? Мужество, спокойствие, сдержанность, бесстрастие, твёрдость? Нет, эти эмоции, или чувства, не только не сдерживаются, но, наоборот, всемерно утверждаются. Но раздражительность, злоба, огорчения, страх, трусость, застенчивость, уныние, слёзы, нетерпение и прочие, им подобные, считаются эмоциями, унижающими человеческое достоинство. Достаточно человеку проявить явно и бурно, положим, раздражение, как ему становится и стыдно, и неловко, словно он сделал что-то очень некрасивое или обокрал сам себя и унизил и как бы опозорил. Ощущение совершенно правильное. Ибо в сфере невидимого человек сжёг своё огненное одеяние и остался нагим и сирым на всеобщее посмешище и поношение. Процесс невидим, но следствия его явны и на ощущениях и переживаниях допустившего подобную вспышку, и на отношении окружающих, которые так же явно или презирают, или осуждают, или просто перестают считаться с рабом своих несдерживаемых чувств и эмоций. Опыт жизни учит, что вспышки астрала оплачиваются такой дорогой ценой и потерями, что об искоренении их стоит подумать. Но главный вред в другом. Они нарушают гармонично-ритмическую деятельность микрокосма и ослабляют заградительную сеть в той или иной степени, они оставляют крепость незащищённой и на милость окружающих, а также и тёмных, злобствующих из Тонкого Мира. Если бы люди осознали страшный вред, наносимый ими самим себе несдержанными, несдерживаемыми и необузданными чувствами и эмоциями, они ужаснулись бы разрушениям, причиняемым этими вспышками их собственному микрокосму. Как сад плодоносный после страшного урагана: разметано, поломано и опустошено то, что создавалось такими трудами и длительными усилиями. Сметено мгновенно одной необузданной вспышкой. При некоторых эмоциях, особенно при раздражении, процесс восхождения прерывается и сознание стремительно летит вниз с достигнутой им ступени. Потому лучше потерять всё, поступиться всем, лишиться всего, нежели допустить опустошение сокровищницы. Опыт ценен тем, что на малом он может предостеречь нас от великих ошибок. Будем ценить всякий опыт, а вспышек астральных – особенно. Так уявления астрала убираются твёрдой рукой и безжалостной. Слишком дорога цена за каждое попустительство. Можно создать перед собой яркий образец астральной неуравновешенности с унынием, навязчивостью, жалобами, нытьём, обидчивостью, раздражением, умилением, трусливостью и прочими отрицательными свойствами и, смотря на него, образ человеческий в рабстве своём безысходном утерявший, сказать себе: «Не спущусь до этого скотского состояния во имя жизни и Света, во имя достоинства человеческого, не спущусь! Никогда! Ни за что!» Довольно векового рабства и унижения. Позорного и унизительного рабства у своего астрала. Лунный паяц, ничтожество, свет угашающее, жалкое подобие человека жить не должно. Убийцу духа надо убить. Малые чувства земные, свет духа убивающие, вред приносят огромный; чем мельче, меньше и ничтожнее они, тем сильнее вред, ими приносимый. Мал скорпион, но укус смертелен. Мала змейка, но ядовита. Силою духа надо ополчиться на них, столько горя и вреда приносящих. Надо осознать сущность вреда причиняемого и цену уплачиваемую. Можно сказать одно и то же слово, но по-разному. Можно сказать его сильно, спокойно и бесстрастно, а можно сказать, будучи раздираемым внутренними эмоциями до потери облика человеческого. Не в слове или поступке дело, но состоянии действующего аппарата. И если дозволено всё, то лишь при условии овладения всем».

 

1953 г. 222. (Апр. 18). «Сознание Архата есть центр средоточия, или круг, через который проходят формы физического, тонкого и мысленного мира. Его задача – линзу сознания, или кристалл сознания, сохранить во всей чистоте так, чтобы волны текущей через неё материи не затрагивали существа Камня. Бесстрастие, равновесие и спокойствие – основа призматического зрения. Плоскости трёх – грани призмы. Призматическое зрение, прежде всего, есть зрение трёхсферное, или зрение духа. Каждое явление в природе имеет свою форму. Эти формы относятся к одному из трёх планов. Физическим зрением мы видим лишь физическую форму явления, но не видим формы астральной уныния, гнева или любви, или запаха розы, не видим форм наших чувств, равно как и мыслей. Лишь в снах мелькают перед сознанием обрывки Невидимого Мира. Для Архата формы двух Невидимых Планов так же реальны, как и видимого. Потому пробуждается сознание его к явлениям всех трёх. Сперва улавливаются лишь проблески. Потом восприятия приобретают стройность и законченность, и сознание свободно живёт на всех трёх планах. Границы плотного соприкасаются с астралом, и мир астральный – с ментальным, и последний границами своими подходит и сливается с Миром Огненным. Но все миры – один в другом, и разделение по сознанию. Зоркость нужна, чтобы усмотреть тонкие проявления. Много их кругом. Постепенно они будут входить в сознание, не нарушая его равновесия. Сознание надо настроить на ключе ожиданности необычного и чудесного, ибо разрушителен шок неожиданности, или удивления, или нервной спазмы, вздергивающей сознание в пароксизме восторженности. Все эти явления – враги равновесия, холодного, сдержанного и спокойного. Потому тяжки удары плотных условий, ибо цель их – утвердить равновесие, не колеблемое ничем, и полную независимость кристалла сознания, или зеркала сознания, от явлений, в нём преломляемых или в нём отражающихся. Потому не устанем в утверждении спокойствия нерушимого. Спокойствие среди покоя – не заслуга. Спокойствие каменного или грубо неподвижного сознания – не достижение. Достижение – это спокойствие среди бури утончённого и остро чувствующего сознания. Не будем сетовать на трудность условий и тягости жизни. Они выковывают броню духа. Каковы бы ни были трудности, спокойствие утвердить надо, твёрдо памятуя, что при всех условиях Охраню.

Также Сказал, что надо понять веру как непреложность знания. Заповеданное свершается, и сроки пришли. Почему пелена Майи заслоняет действительность? Сердце должно чуять течение жизни и трепетать радостью близкого ожидания. Тяжесть неуверенности надо отбросить, ибо близко всё. Не Могу выявить течения открыто, ибо много врагов. Верь Владыке и знакам даваемым. Видение правильно: изба подметена чисто, и принарядилась хозяйка пригожая и ждёт давно желанных гостей. Правильно и другое видение: силою Владыки держишься над пучиною жизни, а за тебя – близкие. Знакам надо явить внимание особое. Звонки слышанные – знаки предупреждения, и слова указывают на перемену свершившуюся. Подтверждение не замедлит. Приучайся воспринимать, не вторгаясь мыслью в ленту восприятия. Нелегко отделить мысли свои от мыслей Учителя, но для этого-то и требуется слияние сознаний, чтобы потоки их шли, сливаясь, в одном направлении. К тому и даются вехи. Получив импульс в виде начальной, или первой, мысли, сознание устремляется по данному направлению, притягивая магнитом своим нужные элементы из ауры Учителя. Конечно, процесс требует напряжения самоотверженности. Ибо своё – от Земли, Владыкино – от мира Его. Не смущайся возможностью вторжения своих мыслей. Со временем они отсеются. Да и вред их не так велик, ибо гармонируют с мыслью Учителя в пределах дозволенного. В этом ценность Записей. Отклонений нет. Сын Мой, кристальную чистоту мысли Моей даёшь по заданию и в степени, указуемой Мною. Важно передать мысль. Форма её играет второстепенную роль. Дал примеры различной степени кристаллизации твоим сознанием Моей мысли. Ибо читать Записи будут разные сознания и надо дать нечто усвояемое для каждого. Потому не смущайся даваемой формой, усилив лишь сущность слияния и Общения».

 

1953 г. 233. (Апр. 24). «Сын Мой, не будем считать дни, когда перед нами Вечность. Надо научиться жить в Вечности. Это и есть Мир Мой. Сознание всегда чего-либо хочет для себя, для земного себя, и в основу своих бесконечных желаний полагает себя. Вечность и личность – два несовместимых понятия. Безмолвный Свидетель внутри ничего не хочет. Он лишь смотрит. Все мерки человеческие и имена к Нему неприложимы. Пройдут эти годы, а за ними многие-многие сотни и тысячи лет, и уйдут в безвозвратное. И лёгкие, и трудные будут. Где же найти силы пройти их все? В Нём, Молчаливо Смотрящем. Он, давший начало всему, Тайну в себе заключает. Чтобы её постичь или хотя бы приблизиться к ней, сознание своё надо оторвать от внешних явлений и сосредоточить на Нём. Бесстрастный Рекордер внутри, не знающий ни радости, ни горя, ни молодости, ни старости, ни желаний, ни всего того, что переживают три, бесстрастно запечатлевает всё, не вибрируя сам преходящими чувствованиями. И сознание, к Нему устремлённое, может начать постигать величие вечного спокойствия. Ведь не беспокоимся о прошлогоднем снеге. Всё происходящее вокруг снегу вчерашнего дня подобно. Стает и ничего не оставит после себя. Зачем приковывать сознание к мельканиям дней и ночей? Что бы ни случилось вовне, даже самое страшное и ужасное, Он, Молчаливо Смотрящий, так же бесстрастно будет взирать на час трудный, как уже когда-то взирал на тысячи подобных часов, безвозвратно канувших в прошлое. Пусть оболочки приучаются выражать собою хотя бы малейшую часть его Тайны бесстрастия Вечности. Сферы страстей – сферы человеческие, а также и сферы чувств и мыслей земных. В Его царстве, царстве вечного спокойствия, в царстве безмолвия, нет ничего из того, чем живут три. Гнёт трёх надо сбросить, в какой бы форме ни проявлялось подчинение сознания их власти. Не всё ли равно, как будет это или как будет то, когда от «этого» или «того» даже и воспоминания не останется? Ведь и (много) сорок лет тому назад в этот самый день сознание чем-то мучилось и что-то переживало, а ныне даже памяти не осталось о том, что его так властно и попусту захватывало. Надо освободить сознание от власти настоящего, ибо не настоящее страшно, но власть его над сознанием, власть временная и призрачная и не оправдываемая ничем. Передай власть над собой Ему, Безмолвному непреходящему, пребывающему вечно в тебе, неизменному и неземному. Где день вчерашний и забота его? Где его радости и печали? Смотри на день текущий как на прошлое, уходящее невозвратно в царство забвения. А люди могут думать, делать и поступать так, как хотят, ибо они не знают. Архат постигает тайну спирали жизни и сознание своё поднимает над ней, приведя его к центру, или стержню её, когда внешние обороты стержня затронуты уже быть не могут. На известной ступени сознание уже не может отдавать себя во власть настоящего и на растерзание людям, ибо чувствительность его настолько возросла, что оно просто не выдержит. Потому нити, привязывающие его к явлениям настоящего, обрубаются, пока не достигнет оно ступени сознания сверхличного.

Потерпи ещё немного. Оформлено твоё будущее. Радость идёт. Не мудро утратить надежду перед самым концом».

 

1953 г. 234. (Апр. 25). «Не иссякнет голос Владыки. Но и он подчинён закону ритма и звучит волнами. Нельзя требовать его постоянного и одинакового напряжения. Помимо этого есть много условий, влияющих на характер передачи. Но голос Учителя лучше всего слушать в горах, где нет той плотности атмосферы и нет той насыщенности её мыслями людей. Чем пустыннее местность, тем легче и лучше восприятие. Скопища людские убийственно действуют на приёмники, ибо, будучи открыты, должны они вобрать и преодолеть много земного яда, что иногда становится не под силу. Подвигом Называем служение в гуще людской. И Записи – подвиг. Глубина и значение его не осознаются, ибо надо не только преодолеть и потушить напряжение сферы окружающей, но и удержать сознание на высоте гребня волны преодоления. Всё, что вокруг, каждая встреча, каждый взгляд, каждое прикосновение размагничивают магнит огненный и берёт часть его силы. От контакта с людьми в условиях города уклониться порой невозможно. Потому степень напряжения требуется сверхчеловеческая. Люди, бессознательно чувствуя силу огненного магнита, стремятся притянуться к нему и урвать часть его силы всеми способами. Потому дозор требуется совершенно исключительный. Но даже и он не всегда ограждает. Значит, изолированность свою надо усилить до предела сил человеческих. Надо убрать себя из окружающего. Надо бесстрастие явить непрободаемое. Надо прекратить обсуждение тягости настоящего часа и, изъяв мысль из настоящего, устремить её в будущее. В нём можно видеть себя в желаемых условиях. Его рамки не ограничены безысходностью того, что вокруг. Будущее не связано железными цепями кармы настоящего. В нём корень свободы. Карме подчиняется всё. Вне кармы нет явлений. Но степень, характер и напряжение кармы можно менять, заменяя более плотное более тонким. Бремя жизни надо нести смиренно, то есть смирив астрал и не давая ему властвовать над сознанием. Паяца надо потушить. Улыбками и ужимками не пройти. Надо возрасти духом на всё идущее против носителя Камня, самую сущность окружающего надо в себе преодолеть».

 

1953 г. 265. (Май 16). «Желайте действовать в спокойствии, зная, что Наш родник сочится в вас непрестанно. Действовать в молчании, значит, действовать духом. Многие понимают действие в движении рук или языка. Но безмолвны и недвижны вовне великие действия и незримы. Движение в зримости есть лишь отражение движения незримого. И так во всём. Мысль есть тоже движение в материи. Но безмолвен и недвижен Молчаливый Свидетель среди бесчисленных движений. Недвижен Он, породивший движение. Безмолвен Он, давший голос всему, даже камню. Тайну безмолвия надо понять. Тайну движения вокруг единой оси, или единого центра в любом явлении надо постичь. Два противоположных полюса единой вещи во всяком явлении зиждется на неподвижном по отношению к ним центре равновесия. Великое спокойствие царит в центральной точке циклона, сила которого так же основана на проявлении энергий полярных. Следовательно, во всяком явлении можно обрести это спокойствие, если сознание передвинуть к его центру. Быть на периферии – это значит подвергать себя воздействию энергий, проявляющихся на полюсах. Так спасение от людских радостей или горя не в радости или горе, но в точке равновесия, их породившей. Состояние бесстрастия, когда в сознание не допускается ни того ни другого, избавляет дух от необходимости вкушать плоды противоположных явлений. Так формула «Не привязывайтесь ни к чему, и вам нечего будет терять» есть формула, утверждающая центральную точку бесстрастия, или равновесия. Любая эмоция или чувство, допускаемые в сознание, обуславливают их противоположный аспект, ибо нарушенное равновесие в микрокосме должно утвердить их противоположный полюс для восстановления выведенных из состояния равновесия энергий. Всё проявленное двойственно. Уничтожая один из полюсов явления, тем самым уничтожаем и другой. Если изъять из сферы микрокосма уявление личных радостей и довольства, то и личные огорчения и недовольства уйдут, лишённые возможности проявления. И только тогда можно начать утверждать в себе полюсность явлений сверхличных. Страдание за мир или радость надземная, достигая орбиты планеты, даст круг сознания космический. И лишь при личном бесстрастии можно вместить размах чувств планетного порядка. Но при всех условиях о центре, утверждающем явление вещи единой, забывать не следует, ибо поверх всего и над всем – Он, Безмолвный, молчаливо стоящий в центре. Лучше быть созерцающим, но не переживающим, ибо переживания и эмоции лишают возможности видеть и заслоняют сущность явления миражем личных эмоций. Астрал, вибрирующий в полюсности явлений различных, надо всё же привести к молчанию, дабы за пеленой непрестанных эмоций и движений, в нём происходящих, обрести центр равновесия сознания. Сознание человека до краёв наполнено мелкими радостями, огорчениями и неприятностями беспрерывными. Поток суеты надо остановить, надо выйти из него и освободить сознание, которое, подобно белке в колесе, скачет с одного полюса явления на другой. Чем дальше от центра, тем больше круг, тем сильнее противоположение, и наоборот. Полюсность трудных условий уже породила полюс противоположный, и сознанию придётся проходить и через него, ибо непреложен закон полюсности. Но и сложен чрезвычайно. Отягощение внешнее поднимает чашу весов духа, и чем отягощение сильнее, тем выше подъём. Не в заоблачных высях утешение, но в непреложности и силе закона. Не посмертное утешение, но знание принципов равновесия. Так утвердим равновесие как основу жизни и восхождения духа, в материи сущего».

 

1953 г. 285. (Май 29). «Проблема старости решена в Твердыне. И однако умерли и умрут все тела, облекавшие и ныне облекающие Учителей Знания. Ибо в мире проявленных форм каждая форма ограничена тем или иным циклом времени. Недостаточно одной веры в бессмертие формы. Животные не знают о смерти и всё-таки умирают. Нельзя думать, что лишь вера в неизбежность смерти тела её привлекает или вера в болезни. Законы одинаковы во всём. Умирают миры и родятся. Цель – уявить вечность и непрерывность жизни в цепи преходящих форм. Смерть формы неизбежна, но растянуть рамки закона можно и можно продлить с помощью йоги срок существования временной формы, то есть в данном случае – физического тела. Бессмертие духа заключается в достижении степени непрерываемого сознания во всех оболочках, а также и вне трёх низших. Но вопрос идёт об удлинении срока службы физического тела и победе над старостью. Пути к решению этой задачи указать можно. Проблема насущная и в некоторых деталях своих нужная для осознания её людьми. Можно сделать попытку хотя бы один день или даже час провести, выключив сознание из своей астральной оболочки, то есть без всяких эмоций, то есть в полном нерушимом равновесии и бесстрастии. Уявление астрального начала изнашивает физическую оболочку больше всего. Также изнашивает её не труд и не работа, но отягощение ею и недовольство и дикие условия труда. Труд радостный, или огненный, поднимает жизненность и омолаживает тело. Дух юн. Состояние осознания вечной юности духа, о которой прикровенно и, будучи непонятыми, говорили алхимики, не допускает в сферу микрокосма флюидов разложения. Есть два порядка мыслей. Есть мысли смерти, мысли разрушения и разложения, мысли, сопровождаемые ими, и мысли строения и созидания, мысли конструктивные, мысли жизни, жизнь дающие, мысли – жизнедатели. Одни несут с собой вибрации смерти, другие – жизни. Йогический путь победы над старостью допускал лишь мысли второго порядка, но без его нарушения, то есть при соблюдении полного нерушимого равновесия принятой формы выражения сознания. Это и есть состояние сознания Архата. Эликсир вечной молодости есть огненный напиток, пульсирующий энергией светоносных мыслей. Если элементы смерти и разложения отсутствуют в атомах – строителях всякой формы, то именно астрал является оплотом и фундаментом процесса явления старости. В Архате астрал умирает. Степени архатства различны. Архатство степени Владыки владеет ключом. Животная пища вредна тем, что она насыщена животным флюидом низшего астрала, особенно кровь. Флюиды разложения особенно ядоносны. Пожиратели трупов, напитывая сущность свою этими флюидами, особенно подвержены процессу разложения, даже заживо. Вопрос пищи важен. Чистая пища чиста отсутствием в ней астральной материи. Но даже в растительной пище опасен момент, когда началось её разложение. Введение в организм разлагающейся пищи абсолютно недопустимо. Диета Архата особенно строга. Очищение кишечника необходимо в тех же целях. Надо вывести из организма частицы разлагающейся в нём пищи. Кишечник должен быть чист всегда. Какие скопления разлагающихся веществ – остатков пищи – носят в себе люди, годами отравляясь ядами – продуктами разложения!!! Омертвевшие клеточки покрывают тело, мешая доступу праны. Эти клеточки тоже разлагаются, причём это разложение сопровождается запахом разложения явным. Эти отбросы с поверхности тела надо удалять ежедневно и даже дважды в день. Тело должно быть чистым, поры открыты, тело должно свободно дышать. Чем? Отравленной атмосферой городов, или ядами, выдыхаемыми людьми, или слизью сгущённой и насыщенной страстями и эмоциями сферы? Только в природе, только вдали от людей, только на высотах достижимы нужные условия. Насущен и вопрос одежды. Вредна одежда людская по форме и материалам. Одежда ни в коем случае не должна нарушать естественного кровообращения тела. Много болезней от несоблюдения этого условия. Во-вторых, хороша белая чистая шерсть и льняное полотно, тоже белое. Одежды жителей современных городов не отвечают принципу сохранения жизненности. Чёрный цвет одежды убийственен. Одежды, не пропускающие света, вредны безусловно. Отчего столько болезней? Древняя Греция вопрос одеяния разрешила правильно. Нудизм не есть разрешение вопроса, ибо прямые лучи Солнца могут быть (ядовиты и) очень вредны для организма. Дыхание, или умелое пользование праной – тоже одно из важных условий. И, наконец, ярая необходимость труда напряжённого. Труд любимый, труд светоносный, труд ради труда и творчества – жизнедатель, поддерживающий огненный поток энергии. При соблюдении этих условий огонь жизни чист и не даёт копоти и вредных продуктов горения, и ядовитых газов. Организм очищается от флюида разложения. И бодрая и цветущая старость обеспечена. Таков намечаемый путь. Но утончая и усиливая указываемые условия, процессы постарения тела можно совершенно остановить на одном и том же уровне обмена веществ. Вот здесь-то приложение Огненной Йоги и становится неизбежным».

 

1953 г. 329. (Июнь 21). «Знаки свершений следуют за свершившим, составляя его психическое окружение. Но если они не порабощают сознание и не подчиняют его своей власти, то не создаются линии силовых притяжений, приковывающие его к созданным формам, как каторжник прикован к своей тачке. О психической свободе говорится от власти внешнего над душой человека, внешнего, ставшего внутренним. Говорится о психической свободе человека от власти над его душой внешнего (то есть внешних обстоятельств), ставших внутренними (то есть вошедшими в его внутренний мир через сознание). Три реки текут через сознание, преломляясь в его сфере и становясь его достоянием, составляющим после сознания явления часть содержания микрокосма, как бы постоянно крутится фильм жизни, переходя из внешнего мира в мир внутренний и уходя в прошлое, в архивы памяти. Некоторые отрезки его дороги сознанию, и оно держится за них, вызывая их из прошлого. Некоторые не вспоминаются никогда, но все они остаются внутри, невидимо воздействуя на своего обладателя сущностью своею и энергиями полученного опыта. Фильма данного воплощения кармически поставлена в известные рамки неизбежности, в пределах которых человек имеет какую-то долю, или степень, свободы. Из рамок кармы выйти нельзя. Нельзя стать из негра белым, из блондина – брюнетом, но свобода, которую можно искать и добиваться и которая ничем не ограничена, заключается в свободе духа, не связанного силами трёх и явлениями, в царстве трёх происходящими. Многие ошибочно пытаются найти свободу в мире физическом, астральном или ментальном. Конечно, степени свободы, предоставляемой каждым из них, различны. Велика свобода астрального мира и почти безгранична – ментального, но все они всё же связаны сознанием. И в астрале сознание может быть самоввержено ещё в более горшую темницу, чем на Земле, будучи замкнуто в безвыходный круг астрально сильных и подчинивших сознание образов, созданных на Земле. Узниками самовольными, самовверженными Зовём их. Если свобода духа и свобода в духе не достигнута на Земле над тремя – нет никакой свободы. Потому ищите освобождения от вещей окружающих, от вещей совершаемых и дел, творимых в духе. Ищите ныне. Бесстрастие велико и значительно тем, что, не создавая нитей связи с фильмой жизни, проходящей перед сознанием, освобождает дух от власти трёх. Говорю: можешь свершать всё, но в духе оставаясь бесстрастно свободным, не привязанным к тому, что течёт мимо сознания. Вот что значит быть вне потока. Потому два поступка, совершённые рабом и свободным, ткут одному цепи, другому – ковёр-самолёт. Веду к истинной свободе. Хочу освободить дух от власти трёх тюремщиков: от власти плоти, от власти астрала, от власти мысли. Все три существуют для того, чтобы подчиняться и быть в полной власти воли духа человеческого, а не наоборот, как это обычно бывает. Над тремя лежит область свободы, и дух, над ними поднявшийся, обретает её. В царстве духа – свобода. И это царство – внутри человека, овладевшего своими оболочками, проводниками, связующими с каждым из трёх. Бесстрастие, равновесие и спокойствие есть рамки уявления свободы, или рамки, в которых может уявляться свобода. Утверждая их, свободу свою утверждаем. Давая возможность повторного опыта в вещах неизжитых и непобежденных в сознании, Хочу сознание освободить от их власти, дабы увидел возросший дух их пустую оболочку, ради которой не стоит жертвовать своей свободой. От многого можно освободиться, пройдя через него. Но это путь для сильных духов, слабые будут затянуты астральными вихрями, и не освобождение получится, но ещё худшее порабощение. Многие эмоции, все эмоции астрала: страх, раздражение, угодливость, недовольство, уныние и прочие суть формы порабощения сознания астральным потоком и вихрями, в нём происходящими. Каждый вихрь – звено цепи, сковывающей свободу духа человека. Страх уявляющий рабство своё уявляет. Мужество уявляющий свободу свою уявляет, ибо качества суть ступени свободы над властью энергий одного из трех миров. Архат – владыка трёх, тремя лучами свободу духа своего утвердивший. Луч – символ свободы. Огонь, породивший луч, есть энергия, освободившая сознание от всех видов рабства. Огонь мужества освобождает от тирании страха. Белый, холодный, сияющий пламень бесстрастия освобождает сознание от вихрей астральных, в рабстве у которых пребывает двуногое сознание. Зову к свободе духа. Зову к утверждению качеств, кующих доспех духа, освобождённого от всякого рабства. Даю условия и опыт жизни, плоды которых свободу духа приносят. Не в царских палатах, не в чековых книжках, не в золоте, не в том или этом, но в духе свобода. Лучше в тяжких земных условиях, будучи ограниченным всем и во всём, сковать пламенный панцирь свободы, нежели, имея полную свободу в делах земных, пребывать безысходным рабом земного окружения и земных условий. Ставя в безвыходные земные условия, выход в безграничную область свободы духа Оставляю открытым. И ступени ограничений Делаю ступенями свободы. Победа обещана. Всё служит тому, чтобы Мною предуказанное свершилось. К тому Веду. Насыщаю свершением желаемого и подлежащего изжитию для освобождения от него. Дар, Мною приносимый любимому ученику, есть высший дар свободы духа. Спокойствие есть венец духа. Почему именно спокойствие? Почему не какие другие качества? Не потому ли, что спокойствие есть высшая форма уявления свободы духа? Именно спокойствие увенчивает дух свободой и властью над тремя».

 

1953 г. 330. (Июнь 23). «Освободив сознание от власти трёх и три луча утвердив, можно углублять знания беспрепятственно. Ибо врата познавания открыты и сейчас, но груз, висящий над сознанием, мешает взмахнуть крыльями. Земные притяжения страшны не сами по себе, но тем, что не дают сознанию вырваться из сферы земной в область пространственной жизни. Так дома ожидает полученное наследство, но наследник предпочитает сидеть в добровольной темнице, убогий и нищий. Потому Учитель Является освободителем, крылья духу дающим для дальних полётов. Труднее всего освободить мысль и освободиться от мыслей. Так называемые навязчивые образы есть не что иное, как мысли, проникнувшие в сознание или им порождённые, которые продолжают занимать магнитное поле фокуса сознания после того, как они выполнили своё назначение и стали уже более не нужны. Воля, породившая мысль или её допустившая, может и должна уметь фокус сознания быстро переносить на другой предмет, не позволяя прежним образам притягивать к себе сознание. Требуется тренировка и навык. Результаты не замедлят. Надо только знать, что легче породить мысль, нежели от неё освободиться. Но на мысль порождённую надо тоже возрасти духом. Над мыслью дана власть, которая требует осознания и применения. Победа, достигнутая в этой области, значительна тем, что, овладев своей мыслью и подчинив мысль воле, человек может так же легко и властно распоряжаться и мыслями других людей, как и своими собственными. Власть, над собой утверждённая, автоматически распространяется на другие сознания, этой власти не утвердившие. Отсюда – универсальность формулы «Тот побеждает всё, кто самого себя сумеет победить». Некоторые ищут власти над людьми и мирами вне себя другими путями, но другого пути нет. Царь, имеющий всё, может быть рабом всего и всех и нищим в духе, а нищий – властелином и владыкой духом и в духе. Не внешнее, но внутреннее определяет ступень власти, ибо власть – в духе. Конечно, власть над мыслью определяет и власть над сферами астральными и земными, ибо мысль первее. Дикарь перед радиоаппаратом или роялем будет стоять, не зная, что с ними делать, и ценнейшая книга останется запечатанной. Прежде чем уметь, надо знать. Клавиатуру и октавы огненных энергий мысли можно изучить и можно научиться пользоваться ею, как пианист – роялем. Тогда феномены мысли могут стать столь же естественными и доступными явлениями, как энергии звуков музыкальной шкалы, ибо имеют те же октавы, тона и полутона и те же законы проявления, но несколькими ступенями выше. Первое и основное условие сильной мысли заключается в том, что она должна быть лишена эмоционального начала. Многие думают, что страстная мысль сильнее, но это неверно. Холодная бесстрастная мысль принадлежит к сфере более высокой и потому властвует над мыслью, заряженной астральными флюидами. Сильная огненная мысль не есть мысль эмоциональная, и огонь сердца не есть астральный огонь низшей оболочки. Чувства и эмоции суть явления разного порядка. Человек, сбросивший цепи астральной оболочки и освободившийся от своего астрала на Земле ли или после смерти, сохраняет все свои высшие чувства. Он может любить и наслаждаться природой, красками и цветами без участия в этом процессе низшего астрального тела, которое на данной ступени эволюции просто не нужно, как не нужен астральный мир – это промежуточное состояние со всеми его нагромождениями. Выше и выше устремляется полёт духа. Мысль безличная сильнее мысли личной, ибо вторая тесно связана всё с тем же астралом. Мысль точная, ярко оформленная, сильнее мысли бесформенной, и мысль последующая легче и ближе сознанию мысли предшествовавшей, ибо венчает мышление последняя мысль. Личная мысль слаба тем, что обретается она около личности, имея малую сферу воздействия и лишь на родственное ей сознание. Пространственная мысль сверхличная может покорить массы, если она достаточно кристаллизована. Так снова приходим к бесстрастию как условию, порождающему надэмоциональную мысль, сущность надастрального плана. Надо учиться, надо изъять астральное начало из поступков, слов и мыслей. Поступки, слова и мысли должны стать бесстрастно спокойными, и только тогда эти рамки выражения внутреннего огня, эти формы, смогут удержать в себе качество огня высшего напряжения, не ослабленного и умалённого примесями астральных флюидов».

 

Представляется целесообразным кратко резюмировать вышеизложенный материал, используя принятую лексику и определяя бесстрастие, как:

1. Явление, которое не есть бессердечие и безразличие, но, скорее, можно отнести его к справедливости.

2. Отсутствие всякой реакции на действия кармы. Выход из рамок необходимости двойственной полюсности чувств.

3. Равновесие (дитя равновесия) уже не колебаемое волнами внешних явлений, без уявления эмоций на полюсах.

4. Принцип, проявляемый в мыслях. Из двух сознаний побеждает всегда то, мысли которого лишены камического начала.

5. Уявление астрального порядка в жизни для исключения полюсности – ступень практического бесстрастия.

6. Произношение слов в полном бесстрастии чувств и тела: тело неподвижно, лицо бесстрастно, в голосе полное отсутствие чувств. Голос звучит, слова говорят, но физическое и астральное начало из него изъяты.

7. Возможность воздействия на беснующуюся толпу и, когда подняв руку, утвердив внутри явление величественного, непоколебимого, бесстрашного спокойствия, то зверь толпы будут укрощён почти мгновенно. Не надо ни слова, ни увещевания. Скала огненного спокойствия духа, внутри утверждённая, следствие воздействия на астральные вихри толпы даст явное. Надо учиться действовать молча.

8. Основа призматического зрения вместе с равновесием и спокойствием. Плоскости трёх – грани призмы. Призматическое зрение, прежде всего, есть зрение трёхсферное, или зрение духа.

9. Свойство, которым обладает Безмолвный Рекордер, находящийся внутри и не знающий ни радости, ни горя, ни молодости, ни старости, ни желаний. Более подробно о Безмолвном Свидетеле представлено в публикации [1].

10. Непрободаемое качество. Надо прекратить обсуждение тяготы настоящего часа и, изъяв мысль из настоящего, устремить её в будущее.

11. Центральная точка, где утверждено положение: «Не привязывайтесь ни к чему, и вам нечего будет терять».

12. Рамки уявления свободы, вместе с равновесием и спокойствием.

13. Состояние, когда поступки, слова и мысли человека должны стать бесстрастно спокойными.

14.Условие, порождающее надэмоциональную мысль, сущность надастрального плана. Надо учиться, надо изъять астральное начало из поступков, слов и мыслей.

 

Приложим максимально все свои духовные силы для того, чтобы овладеть бесстрастием – этим очень важным человеческим качеством.

 

 

Литература:

1. А. Файнлейб. Высшее, что есть в человеке – Безмолвный Свидетель. Журнал «Грани Эпохи» № 91 / Осень 2022, http://www.facets.ru/index.htm?issue=91&article=9110

 

Подготовил:

Александр Файнлейб.

Израиль, май 2024 г.

 

 


№102 дата публикации: 01.06.2025

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020