ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Файнлейб

 

Учение Храма о войне и мире

…абсолютный мир между нациями на длительное время невозможен до тех пор, пока вся субстанция-материя этого плана не будет поднята до более высоких вибраций, а на это потребуются многие тысячелетия…

Наставление 174

 

Базисные положения Учения Храма изложены в статье автора под названием: «Учение Храма в публикации МЦР» [1], что позволяет узнать причину обнародования Наставлений этого Учения и уже на первом этапе ознакомления быть значительно лучше подготовленным к пониманию содержания материалов, представленных в них.

 

Вопросам «Войны и мира» в вышеназванной публикации посвящены четыре Наставлений под следующими названиями:

– Наставление 174 – «Мир на земле»;

– Наставление 188 – «Война и мир»;

– Наставление 193 – «Почему расточительство является злом»;

– Наставление 217 – «Муки мира».

 

Ниже представлены все эти Наставления.

 

Наставление 174 [2]

«Хотя это и совершенно естественно, что идея мира на Земле с течением времени должна завоёвывать всё большее число приверженцев и что влияние Мессианского цикла становится всё сильнее, всё же абсолютный мир между нациями на длительное время невозможен до тех пор, пока вся субстанция-материя этого плана не будет поднята до более высоких вибраций, а на это потребуются многие тысячелетия.

Когда вы примете в расчёт тот факт, что сами клетки физического тела могут быть антагонистичны друг другу, что происходит постоянная борьба между элементальными силами, действующими на физическом плане, когда вы осознаёте, что всё это главным образом обязано действию законов Притяжения и Отталкивания и проистекающей отсюда силе трения, рождающейся на многих уровнях материи, формирующей эту планету, тогда вам станет ясно, что должна произойти огромная перемена в самом строении материи, прежде чем будет возможно наступление царства мира на Земле, или что человек должен развиться до такой степени, чтобы обрести власть над силами природы и таким образом быть способным уменьшить трение.

Наблюдая массовое убийство людей, происходящее сейчас, в XX столетии, а также выпущенные на свободу в результате злобы, ненависти и мщения дьявольские силы, кажется, что осталось весьма мало надежд на какую-либо радикальную перемену в ближайшем будущем.

Несмотря на то, что вся материя и сила в такой степени подчинены циклическому закону, что никакая сколько-нибудь существенная перемена в строении материи не может произойти вне положенного ей цикла, всё же одно из самых больших препятствий для более скорой перемены заключается в невежестве масс, которые не верят в то, что такая перемена возможна, а потому и не делают никакого усилия, чтобы эти изменения осуществить.

Человек создавал и продолжает создавать своё собственное окружение гораздо более конкретно, нежели это обычно понимается. Он ответствен за все эпидемии, голод и прочие опустошающие Землю бедствия. Он определяет колорит природы и атмосферные условия своего мира. Иными словами, человек создал свой мир таким, каков этот мир есть, путём приложения всемогущественных энергий Воли, Желания и Ума, и лишь он один может его изменить. Пока человек не осознает этого факта и не заставит свою силу мыслетворчества, подкреплённую волей, трудиться в должном направлении, силы вырождения и упадка будут всё так же держать его в своей власти и бог войны по-прежнему будет править этим миром. В настоящее время все энергии человека направлены на работу в области грубой материи его малого мира, преходящего по самой своей природе и порождающего такие условия, которые делают войну человека с человеком неизбежной.

Если бы между разными нациями, которые находятся сегодня в состоянии войны, был провозглашён мир, то он продержался бы весьма недолго. Стихийные силы, вызванные современным кровопролитием, не исчезают с убийством. Будучи призваны к действию, они должны израсходовать данную им энергию. В Мессианский цикл их действия управляются Владыками Кармы в большей степени, нежели когда-либо. Они должны служить определённой цели, а именно очищению Земли, насколько её возможно очистить в это особое время – и таким образом поднять её вибрационный пульс. И это происходит в результате страдания, устремления и раскаяния человечества, что делает возможным пришествие такой Великой Души, как Та, которая уже приближается к пределам ауры Земли. Однако мысль о том, что с этим Приходом на Землю снизойдёт абсолютный мир, ошибочна. Тот мир, что может наступить, может быть лишь временным и относительным, ибо, как уже сказано ранее, вся грубая материя планеты должна измениться путём поднятия её вибраций до наивысшей точки, прежде чем на Земле сможет воцариться прочный мир.

В Писании сказано, что на Небесах произошла война между Ангелами Бога, и Михаил и его Ангелы были низвергнуты с Небес. Те ангелы воплотились в людей. И что же ещё это может означать, как не тот, имевший место антагонизм между Великими Созидательными Силами Вселенной, что был вызван трением, то есть следствием действия законов Притяжения и Отталкивания? Это ясно показывает, что действие указанных законов не только ответственно за воинственные состояния в природе и человеке на физическом плане, но что подобные же положения утверждаются в определённые периоды эволюции и в трёх высших состояниях материи.

Однако это не должно разочаровывать устремлённого к миру, ибо каждое такое усилие понемногу приближает к этой цели. И чем продолжительнее цикл мира, тем мощнее силы, которые принесут желаемые постоянные следствия».

 

Наставление 188 [3]

«Шаг за шагом, через невероятные мучения и страдания, человеческая раса эволюционирует, приближаясь к той ступени, когда она уже более не будет допускать отнятия человеческой жизни. И как конечный результат такой эволюции изменятся все уровни материи, составляющие физический план. Но эти изменения не могут завершиться в течение манифестации Пятой расы. Все космические возможности должны сначала возникнуть в уме расы как идеалы. Идеалы всеобщего мира, свободы, любви и гармонии, сформировавшиеся в сознании наиболее развитых её представителей, будут доведены до конца лишь в последующих веках. В наше время, как и во все предыдущие века, конечным результатом жизни и учений Сынов Мудрости являются всё те высшие идеалы, каких только может достигнуть человечество, и эти учения всегда даются сначала группе избранных неофитов, или учеников, за век до того, как станет возможным проявить на физическом плане те идеалы, что будут выработаны в результате напряжённых усилий такой группы. В сравнении с другими Мессианский цикл отличается более ускоренным ростом и даже осуществлением высших идеалов, что мы сейчас и наблюдаем, ибо в то время как, с одной стороны, происходит резкое возрастание того, что обычно именуется злом, то, с другой стороны, имеет место соответственный рост усилий утвердить добродетель и справедливость во всех сферах жизни. Идеал установления прочного мира между всеми народами Земли, который все активнее завоевывает наиболее прогрессивные умы, является результатом учений одной-единственной группы учеников в течение последнего Мессианского цикла. Однако мир не может быть достигнут до тех пор, пока не будут исполнены веления кармического закона, то есть не будет изжита карма, сотворённая как отрицанием этих учений воплощёнными в то время массами, так и их поношением в последующие века.

Следует помнить, что, поскольку различные расы и подрасы могут частично перекрывать друг друга, то же самое происходит и с кармическим законом. Относительно говоря, лишь небольшая доля расовой или национальной кармы полностью искупается в течение того цикла, в котором она зародилась. Результаты как хорошей, так и плохой расовой и национальной кармы, создаваемой в нынешней войне, частично перейдут на некоторые из первых подрас Шестой расы, чтобы быть полностью искупленными её Третьей и Четвёртой подрасами, когда наступит другой Мессианский цикл и на человечество падёт вся неизжитая карма предыдущих рас. И тогда под испытующими силами той высшей точки развития, какой только может достигнуть раса, произойдёт последнее испытание человечества перед обретением им своего Божественного Наследства – Мастерства. Однако возможность избежать действия кармы в настоящем цикле не должна служить для высокоразвитого человека побудительной причиной к тому, чтобы ввязываться в нынешнюю бойню. Вступая в ряды её участников, он должен, если только это возможно, иметь более высокий мотив, нежели желание избежать кармы. Оправдывать войну одной нации с другой, или же человека с человеком, можно лишь в том случае, когда от этого зависят жизнь и безопасность, собственная или чья-то другая, и мотивом является ЗАЩИТА.

Ещё не так давно большую часть негативной кармы, за которую теперь расплачивается настоящая раса, можно было погасить иными способами, нежели те, что ускорили современный мировой кризис. Но люди не слушали и не повиновались предписаниям – нет, скорее, мольбам Посвящённых и Пророков Великой Белой Ложи, звучавшим в предыдущие столетия, а также в тот цикл, который закончился в 1898 году, не оставив кармическому закону иной альтернативы, кроме той, что достигла кульминационной точки в охватившей сегодня весь мир борьбе. Но это не означает, что с высшей духовной точки зрения, с которой дух и материя едины, война всегда оправданна и справедлива. Неофит Белой Ложи должен быть осторожен, он должен чётко различать, когда он говорит о своей собственной позиции, а когда – о позиции Храма Человечества. Принимает ли он активное или же пассивное участие в войне, его действия как отдельной личности должны определяться мотивом и долгом, без учёта конечных результатов его поступка. И если он убеждён, что жизнь и безопасность его народа или другой, изобилующей расами человечества нации под угрозой и его долг принять активное участие в их защите, то его нельзя считать изменяющим принципу, так же как нельзя считать изменником своей расы человека, который видит свой долг в ином направлении. Один человек может быть более великим – в духовном смысле, – чем другой, именно из-за чистоты и бескорыстия своего мотива и тех жертв, которые он, быть может, призван принести. Именно ради своего высшего «Я» должен он устоять или, наоборот, пасть. Но каково бы ни было его личное действие или мотив, побуждающий к действию или же к бездействию, он не имеет права создавать путаницу в основном вопросе, заявляя, что то общество, частью которого он является, общество, основанное на принципе братства независимо от национальности или каких-либо убеждений, не может считаться абсолютно справедливым, если оно не одобряет мотивов его действия или же, в зависимости от случая, бездействия. Он совершенно прав со своей точки зрения, обусловленной тем мотивом, которым он руководствовался; общество же право с точки зрения единого общемирового принципа. Существует глубокая пропасть между общемировым и личным, и поистине мудр тот человек, который может заполнить её тем, что правильно и справедливо с точки зрения духа.

В силу огромной ответственности, принимаемой на себя в вопросе отдачи проводника, связывающего воплощённое эго с миром материи, пытаясь оправдать то, что для его сознания является духовным принципом, мыслящая сущность – человек – должен быть очень внимателен и осторожен. Иначе мыслеволны других людей с такой силой атакуют его мышление, что его обращение к своему высшему «Я» будет, скорее, вопросом какой-нибудь другой личности (или личностей), нежели собственным, а полученный ответ – непосредственно в словах или же через впечатление – будет в большей степени относиться к тем, кто повлиял на его ум.

Возможность такого влияния во многом зависит от единства человеческой расы, ибо чем ближе к духовным планам, тем более ощутимым становится для души единство расы. Поэтому ответственность человека, добровольно подчиняющегося влиянию других, когда должно быть принято какое-то важное решение, так же велика, как и ответственность того, кто направляет некие мыслеволны, чтобы повлиять на это решение. К примеру, мыслеволны собрания, в случае суда за убийство, могут гораздо сильнее повлиять на вердикт судьи и приговор суда присяжных, чем все свидетельские показания. Негативное состояние, в которое и судья, и суд присяжных неизбежно впадут в результате долгого напряжения, откроет врата для такого влияния. А если к тому же между двумя людьми существует ток взаимного воздействия, то опасность допущения противозаконного влияния возрастает. Поэтому, когда принимается какое-либо важное решение, требуется быть весьма осторожным».

 

Наставление 193 [4]

«Среди заповедей, данных Иеговой евреям, есть следующая: «Не убий». Обычно считают, что она относится лишь к убийству человека человеком, но о более далеко идущих последствиях отнятия жизни в других формах большинство людей на земле едва ли, а то и вовсе и не задумываются. Но тот факт, что каждая молекула материи есть сознательная жизнь на пути эволюции, заставляет задуматься над отнятием жизни даже у животного, растения и минерала. Однако, если эти существа приносятся в жертву, чтобы дать питание высшим формам жизни, то они получают импульс к дальнейшему росту в результате их близкого контакта и соединения с иными иерархиями меньших жизней, которые уже поднялись в другие царства природы, – тех жизней, что стали основной субстанцией крови и ткани в результате их вынужденной жертвы. Поскольку эти меньшие жизни приносятся в жертву по необходимости, для роста и развития человека, а также для меньших жизней, то карма такого действия изживается. Взаимозависимость обеих форм жизни устанавливается Божественным Законом. Но когда человек убивает и расточает такие жизни по своей небрежности и беспечности или же жестокости и эгоизму – каким бы путём они ни попали в его руки, – этим он совершает грех, который может быть приравнен к убийству.

Неудивительно, что на всех языках существует так много простых народных пословиц и поговорок о подобном расточительстве. И хотя весьма вероятно, что суровый урок за расточительство, полученный в какой-нибудь период жизни, дойдёт до самого сердца расточителя с сокрушительной силой, сама душа вопиёт, предостерегая каждого чувствительного человека, когда сталкивается с расточительством в любой форме; и, как правило, разум воздерживается от подобного деяния, разве только человек всё ещё не развит настолько, чтобы услышать этот голос, или слишком долго подавлял его и потому тот на него более не действует. Такой человек не способен осознать, что излишней тратой какого-то пищевого материала, который мог бы служить для поддержания жизни, он вынужден сам или же побуждает других за счёт приобретения продуктов уничтожать бесчисленные малые жизни, которые могли бы спокойно расти. Таким образом он является ответственным за совершение преступления против Божественного Закона. Бесполезно оправдываться, что он не несёт ответственности за отнятие тех жизней сверх необходимой меры и что эти продукты всё равно лежали бы неиспользованными на рынке, если бы он их не купил, ибо это неправда.

Закон спроса и предложения позаботился бы обо всём, если бы человек жил в единстве с природой и позволял этому закону нормально функционировать. Но человек презрел все законы и сам создал поработившие его неестественные условия.

Единство жизни, взаимодействие и взаимозависимость всех существ находятся за пределами понимания человека среднего сознания. Когда кровь жизни, или жизненное вещество, освобождается при убийстве животных или при сборе зерна и других форм растительной жизни, а полученные таким образом пищевые продукты превращаются во вкусную пищу при помощи огня или других средств, то обычно считают, что жизнь животного или растения окончена. Но тот факт, что при этом высвободились элементальные жизни и различные их иерархии были соединены вместе огнём, вызывает и естественный результат – протест этих огненных жизней. Именно их воздействие на тело и ум человека приносит кармическое следствие в виде болезни или, быть может, служит орудием для поражения бедностью и нуждой, которые также являются следствием расточительства.

Вышеупомянутые законы применимы также к сознательному расточительству духовных и умственных сил, являющихся более концентрированной материей. Человек несёт ответственность за уничтожение как высших, так и низших форм элементальной жизни. Сказано, что человек должен давать отчёт за каждое праздное слово, так почему же он не должен отвечать и за любое другое расточительство?

Примите это наставление близко к сердцу, изучите его во всех отношениях и подумайте, насколько Мои выводы логичны и справедливы».

 

Наставление 217 [5]

«Душа мира содрогается ныне в тяжких мучениях, и ни одно человеческое существо из многих множеств его обитателей не избежит следствий этих родовых мук. Духовные силы Любви и Ненависти выстраиваются друг против друга, вступая в битву за своё главенство. Массы людей, подобно стае бешеных от голода волков, поднимаются против тех, кого они считают имущими классами. Незнание главных причин своих страданий и бедствий, ощущение несправедливости и предательства со стороны тех, кому они верили, заставляет многих доведённых до отчаяния людей кусать, как волк, даже ту руку, которая могла бы дать им пищу. Теперь они уже не могут отличить друга от врага, ибо слишком часто бывали обмануты.

С другой стороны, невежество богатых и власть имущих в ином отношении во многих случаях привело к тому, что они не замечают знаков приближения неизбежной реакции со стороны ими же освобождённых сил. Опыты прошлых веков были забыты, а их глаза слишком долго не замечали знаков и знамений нынешней эры.

Если бы Я только мог сделать так, чтобы Мой голос услышали во всех уголках мира, Я прокричал бы каждой человеческой душе: «О, сын человеческий, пожалей брата, стоящего рядом с тобой, ибо он есть брат твой, даже если он из тех, кто хочет убить тебя; ибо он не ведает, что творит. Он пойман в сети, расставленные демонами ненависти, так же, как пойман и ты. Он так же, как и ты, лишь орудие в руках врагов всеобъемлющей Любви. Если бы вы только могли представить себе то отчаяние раскаяния, которое охватит вас обоих, когда на другой стороне жизненного потока с ваших глаз спадёт пелена и разум каждого из вас просветлится полным осознанием братства, то вы бы поняли, для какой цели использовали вас обоих Братья Тьмы. Ибо для чего же ещё требуется сеять семена ненависти в сердцах людей разъединённого мира, как не для того, чтобы отвратить людей от веры в Бога и любви к Нему, чтобы обратить их к неверию и любви ко злу?»

В сердце каждого человека живёт Ангел. Ах, дети Мои, прислушивайтесь к голосу этого Ангела, когда он просит вас проявлять милосердие к своему брату-человеку, какие бы обиды тот тебе ни наносил. Лишь поступая так, ты будешь в состоянии встретить его исполненный мукой взгляд, когда смерть поставит вас на одну черту. Причинённые им обиды, когда ты посмотришь на них с высот жизни, покажутся тебе такими ничтожными в сравнении с теми обидами, что причинил ему ты. И помни: брат, против которого ты согрешил сильнее всего, будет первым, кого увидят твои открывшиеся глаза, когда стопы твои коснутся преисподней. Дни воздаяния не за горами. Сделайте же свои собственные сердца чистыми – и вам нечего будет бояться».

 

Литература:

[1] А. Файнлейб. Учение Храма в публикации МЦР. Журнал «Грани Эпохи», N 94, Лето 2023,

http://www.facets.ru/index.htm?issue=94&article=9411

[2] Учение Храма / пер. с англ. – М.: МЦР, 2001. Ч.2, стр.91–92.

[3] Там же, стр.120–122.

[4] Там же, стр. 128–129.

[5] Там же, стр. 169–170.

 

Подготовил:

Александр Файнлейб.

Израиль, январь 2023 г.

 

 


№100 дата публикации: 03.12.2024

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020