ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Икона Андрея Рублёва «Троица»
История реставрации в 1918-1919 г.

От автора

Когда астролог, а лучше сказать биолог космоса, приступает к исследованию выбранного объекта (явления), то в первую очередь задаётся вопросом: будут ли обнаруженные тайные знания соответствовать особенности изучаемого объекта? Найдётся ли соответствие между содержанием тайного знания и характером объекта? Произойдёт ли ожидаемая идентификация? Это самое главное. Опыт автора показывает, что ожидаемое, как правило, происходит и недоумённых вопросов не вызывает. Правда, в разной степени. Впрочем, многое зависит от чувствознания исследователя. Случается, что соответствие явно не выражено и тогда приходится всецело полагаться на интуицию.

 

Икона «Троица» 1904 год

 

В данном случае объектом исследования является всемирно известная икона «Троица» находящаяся на реставрации в начале ХХ века. Таким образом, автор вправе ожидать обнаружение тайного знания, имеющего прямое отношение к религии и искусству.

 

Часть первая. Начало реставрации

Символический микрокосм начала реставрации иконы в 1918 г.

 

Исследование начнём с содержания картин-символов градусов вершин, наиболее выразительных Домов микрокосма. Какие картины-символы откроются на этот раз? Итак, приступаем.

 

Реставраторы – люди верные

Содержание картины-символа градуса Момента (дня) начала реставрации (её характер): «Седой человек, держа крест перед собою, идёт по мостовой, выложенной мозаичными панелями».

Символ указывает на истинно религиозного человека, чья карьера будет преисполнена различными случайностями, подобно мозаичной панели, выложенной из кусочков различного цвета. Жизнь в миру не обходится без опасностей – моральных или физических, но этот человек не из тех, кто рождён под пятою страха. Он смотрит за пределы обычного времени и несёт свой крест. Это символ Верности.

В этом случае никаких сомнительных вопросов не возникает, поскольку обнаруженное выше, безусловно относится к тем, кто реставрирует икону Андрея Рублёва. Кто же этот человек или группа специалистов?

Читаем: «Граф Юрий Александрович Олсуфьев – русский искусствовед, реставратор и музейный деятель, духовный сын оптинского старца преподобного Анатолия (Потапова). Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1902-м году женился на Софье Владимировне Глебовой и поселился в родовом имении – в усадьбе Буйцы Тульской губернии, где широко занимался благотворительностью, построил детский приют и школу». Жизнь выдающегося человека трагически оборвалась в 1938 году.

Далее: «Как только икона попала опять в иконостас Троицкого собора, она достаточно быстро заново потемнела, и пришлось её раскрывать вновь. В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов. А так же Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). Реставрационные работы велись с 28 ноября 1918 года по 2 января 1919 года».

Кроме того, согласно психоаналитика Дэйна Радьяра Момент начала реставрации представляет картина-символ «Дезертир из морского флота». Символ означает самореализацию индивидуума в критическом отверждении социального статуса, который стал невыносим.

Как понимать столь многозначительный символ? Символ, на первый взгляд, ни к религии, ни к искусству отношение не имеет. Между тем, имеет отношение к происходящему. В картине-символе отражена общественно-политическая обстановка революционной России, в которой начиналась работа с иконой «Троица». Происходило это в атмосфере разгула атеизма, сознательного разрушения жизни церкви. Это и есть критическое отвержение социального статуса. Это и есть невыносимость обстановки, в которой начиналась работа с иконой «под пятой страха». Но главное заключается в том, что реставраторы смотрят за пределы обычного времени и несут свой крест проявляя самореализацию.

Читаем: «В 1929 году икона Андрея Рублёва «Троица» из Загорского историко-художественного музея-заповедника (Сергиево-Посадский музей) поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Взамен 500-летнего оригинала в иконостас был помещён список, сделанный Николаем Барановым. Окончательно она была раскрыта в Третьяковской галерее Барановым».

Итак, и в этом случае идентификация объекта и происходящего полностью соответствуют действительности. Далее можно уверенно полагаться на подлинность тайного знания в отношении микрокосмом события.

 

Сердце, способное помочь развитию других

Началом реставрации картины управляет Сатурн, представленный картиной-символом «Человек, карабкаясь по лестнице, помогает другим, взбирающимся позади него. На вершине фигура, с лицом, прикрытым вуалью, протягивает ему венок из звёзд».

Символ указывает на того, кто располагает достаточной силой, чтобы развиваться самому, и обладает сердцем, способным помочь развитию других. Судьба такого человека – идти вверх. Именно его сочувствующая и справедливая душа заслуживает венка победителя, а каждый добрый поступок, сделанный этим человеком ради борющихся и страдающих, приносит ему дары, присоединяя славу небес к ожидающим его земным наградам. Это символ Вознаграждения. Как видим, и этот тезис имеет отношение к работе реставраторов, начинающих работу рад картиной.

Но кем является на вершине фигура, с лицом, прикрытым вуалью? Та, которая, в качестве вознаграждения протягивает реставраторам венок из звёзд»? Это, безусловно, изображённая в 1924 году на картине Н.К. Рериха Матерь Мира.

 

Эксперт высокого чина

Заглянем мысленно в мастерскую, где начинается реставрация иконы «Троица» и познакомится с содержанием картины-символа Дома «Местожительство», иными словами мастерская: «Рука, держащая документ с изображением короны и королевской печати».

Символ указывает на эксперта, судью или на того, кто достигнет высокого чина и положения в обществе. Ему доверят деликатную и ответственную работу. На своём веку, который будет длиться дольше, чем средняя человеческая жизнь, такой человек насладится высоким покровительством и значительными привилегиями. Это символ Правосудия.

Как видим, и в этом случае происходит полная «узнаваемость» происходящего. В качестве эксперта выступают реставраторы, которые получат в обществе признание. Работа над иконой «Троица» определена как деликатная и ответственная. Лучше не скажешь.

 

 

Люди милосердия

Весьма любопытно, с какими желаниями и дружескими привязанностями начинают работу реставраторы. С какими же? Познакомится с содержанием картины-символа соответствующего Дома (V): «Красивая женщина раздаёт хлеб толпе голодающих. Позади неё в дымке белого света Высший Разум водружает ей на голову корону, сделанную из неизвестного прозрачного металла».

Символ указывает на того, кто считает милосердие высочайшей из добродетелей, – душевное милосердие, милосердные помыслы, благие дела. Когда великодушный поступок совершён, когда милостыня роздана для нужд других и во имя облегчения страданий других, когда в слове и деле присутствует подлинное бескорыстие, – тогда мистическая корона, омытая священным светом, занимает своё место на голове. Это символ Славы.

Произошла ли в этом случае полная идентификация? Несомненно. Работа реставраторов, по сути, милосердна и делается во имя облегчения страданий других. И, безусловно, заслуживает славы.

 

Искусство? Как же без него!

В начале исследования автор предполагал найти указание тайного знания на присутствие в работе реставраторов искусства. И нашёл! В картине-символе Дома «Повседневная работа» (VI).

В этом случае обнаруживается картина-символ «Художник за мольбертом расположился на замечательной лесной полянке. Заходит Солнце, и загадочные тени неземной красы опускаются повсюду».

Символ указывает на очень упорного человека, наделённого артистическим талантом. Поэзия формы и цвета находит в нём мистический отклик. Ему очень нравится тишина, и простая сельская жизнь позволит черпать его душе так много вдохновения и покоя. Такой человек не ищет бессмертия, ибо для него это уже не ново. Он проникает взглядом в самую суть вечных путей, вкушая от их нерушимости и великолепия. Это символ Возвышенности.

Как видим, речь идёт о художниках реставраторах (прямым тестом), которые в повседневности готовы к упорной работе и делают это артистически, и что важно, с мистическим откликом.

 

Натуры религиозные

По-своему интересен Дом «Утраты и несчастные случаи» (VIII) c появившейся картиной-символом: «Женщина в тёмно-синей одежде входит в монастырь; её голова высоко поднята, руки напряжены – она внимательно слушает не особенно красивого рыцаря, предлагающего ей цветы и фрукты».

Символ указывает на тонкую, очень чувствительную и религиозную натуру, настроенную на самопожертвование. Такому человеку будет даровано земное богатство, однако только в середине своей жизни он по-настоящему поймёт, как никчёмна мирская роскошь и насколько бессильна она удовлетворить томление духа. Это символ Отречения.

Можно ли считать, что и в этом случае произошла идентификация происходящего? Безусловно. Поскольку отражается тема религии, а реставраторы представляются чувствительными и религиозными натурами. Причём, как и отмечалась ранее, натуры самопожертвования. Более того, символическая женщина в тёмно-синей одежде изображена (и не одна) в центре иконы. Заметим так же, что в композиции иконы три ангела протягивают пальцы правых рук к ЧАШЕ, согласно легенде принадлежавшей Иисусу Христу, тем самым устанавливая родство с Господом Богом. Причём, делается это двуперстием в соответствии с церковной реформой Никона, что даёт ответ на правомерность проводимых реформ.

Однако, что может означатьтезис только в середине своей жизни он по-настоящему поймёт, как никчёмна мирская роскошь?Предполагаемый ответ на этот удивительный и непраздный вопрос впереди.

…Итак, автор подошёл к интригующему моменту исследования, к рассмотрению содержания картины-символа вершины Дома «Наука, Философия и Религия» (IX). Проявится ли в этом Доме происходящее и как именно проявится? Картина-символ такова: «Балерина, только что сошедшая со сцены, разговаривает с несколькими мужчинами, которые льстят ей».

Символ указывает на личность, для которой удовольствия могут таить в себе опасность. Эмоции такого человека сильны и нелегко поддаются контролю, а его потребности и увлечения требуют немедленного исполнения. Он любит изящество в движении, искусстве, звуке – всё это приводит его в волнение и вызывает восторг. Этот человек пытается контролировать и влиять на других, но, в конечном счёте, он может обмануть самого себя. Пусть он будет осторожен. Это символ Пылкости.

Кто же этот не в меру пылкий человек?Тот, что пытается контролировать и влиять на других? Возникает вопрос: не перекликается ли означенный тезис с тезисом только в середине своей жизни он по-настоящему поймёт, как никчёмна мирская роскошь?

Читаем: «Когда Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 году, в некоторых местах он до него не дошёл), и сам реставратор, и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение.

«Вместо тёмных, «дымных» тонов тёмно-оливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед поражёнными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности – первой половины XV века». В 1919 году «Троица» впервые предстала в нынешнем (узнаваемом) виде».

 

 

Итак, занимаясь делами, связанными с религией, реставраторы представляются натурами эмоциональными, сильными, пылкими и взволнованными. Изящество в движении связанное с искусством вызывает у них восторг. И даже потрясение, о чём имеется свидетельство «и сам реставратор, и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение».

А как понимать тезис удовольствия могут таить в себе опасность. О чём может идти речь? Вероятно, об удовольствии перемещения картины в желаемые, но ненадлежащие для хранения иконы места. Места, которые могут оказаться опасными. Именно так!

Читаем: «В мае 2007 года «Троицу» вывозили в здание ГТГ на Крымском Валу на выставку «Европа – Россия – Европа». После этого, несмотря на то, что перемещение происходило в пределах Садового кольца, проблемный кусок доски сместился, и его пришлось укреплять.

Опасности могли последовать и далее: «10 ноября 2008 года было проведено заседание расширенного реставрационного совета, на котором обсуждалось состояние сохранности иконы, и на котором был поставлен вопрос о возможности укрепления основы иконы. На этом Совете было принято решение, что ни в коем случае не следует вмешиваться в устоявшееся, стабильное состояние памятника. На обороте было решено поставить маячки для наблюдения за состоянием основы.

17 ноября состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 ноября старший научный сотрудник галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. Перемещение иконы в Лавру, её пребывание в течение трёх дней в микроклимате собора, среди свечей, ладана и верующих, а потом транспортировка обратно в галерею, по мнению музейных специалистов, могло уничтожить её».

Подробности общественного сражения за сохранность иконы «Троица» читайте во второй части исследования.

 

 

Часть вторая. История иконы «Троица» по окончанию реставрации

Тайная судьба иконы в ХХ и ХХI веке

В этой части объектом исследования космобиолога является икона «Троица» на момент последнего дня реставрации. Это означает, что первоначальный вид иконы в значительной степени был восстановлен. И в этом случае, автор ожидает обнаружение тайного знания, безусловно, связанного с вопросами религии и искусства. И, разумеется, открытие особенности судьбы иконы в советский и постсоветский период, иными словами в период СССР и РФ.

 

Кто они, преданные люди?

Содержание градуса Момента окончания реставрации определяется картиной-символом: «Сердце, возвышающееся на вершине голой скалы, торчащей прямо из океана; белые морские птицы, летящие стаей в форме полумесяца, быстро приближаются к нему с востока».

Символ указывает на человека, способного на огромные жертвы, отдающего себя целиком своему делу, не ожидая наград. Он часто будет одинок, и ему постоянно будут угрожать жизненные бури и штормы. В конечном счёте, он достигнет мудрости и богатства, и вторая половина жизни такого человека окажется многообещающей. Это символ Преданности.

 

Символический микрокосм начала реставрации иконы «Троица»

 

Возникает вопрос: кем являются люди, способные на огромные жертвы и отдающего себя целиком своему делу, не ожидая наград? Ответ однозначен: это реставраторы, закончившие восстановление иконы. Очевидно и то, что жизнь иконы не будет спокойной, угрозы существованию иконы произойдут, и её судьба явится многообещающей. Однако почему же «Троица» зачастую будет одинока? И это при общем внимании и почитании народом? Парадоксально? Ответ впереди.

 

Миссия «Троицы» – вершить и являть мощь

Картина-символ вершины Дома «Способ жизненного самовыражения» (III) такова: «Рука, протянутая с небес, держит огромный свиток, на котором светится пентаграмма».

Символ указывает на личность значительной оккультной силы, чья миссия – вершить и являть мощь. Этому человеку следует делать то, что ему предписано Судьбой, независимо от того, насколько сильно ему могут противостоять. Такому человеку будет бессмысленно позволять себе втягиваться в азартные игры и финансовые интриги нашего общества, так же как и идти на поводу у низших проявлений материальной жизни. Это символ Эфирного Мира.

И опять речь идёт о спасителях «Троицы», о реставраторах, которым Судьбой предписало делать всё для спасения иконы, несмотря на сильные противостояния. И опять звучит мотив опасности, которая поджидает «Троицу». В таком случае правомерен вопрос: кто и почему будет распоряжаться судьбой «Троицы» в новые времена? А главное, как распоряжаться? Есть мнение…

В. Л. Янин: «Троица» является выдающимся памятником культуры, общенациональным достоянием, с которым должны знакомиться люди всех воззрений, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Выдающиеся памятники культуры принято хранить не в храмах, где их видит узкий круг прихожан, а в общедоступных музеях».

 

Лицо иконы приоткрывается

Картина-символ Дома «Место жительство» иконы, а это Россия, несколько успокаивает: «Девушки, украшенные венками из полевых цветов, танцуют на зелёной лужайке».

Символ указывает на радостного человека со светлой душой и дружелюбным характером, чья мечта распространять счастье и чувство удовлетворения везде, где бы он ни был. Такой человек будет популярен и очень любим. Он пришёл в мир с посланием жизни, любви, надежды и намерением, не поддающимся искушению и греху. Это символ Простоты.

Читаем: «C 1997 года ежегодно на День Святой Троицы икону («очень бережно, на руках» – по словам хранительницы) переносят в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине. Намерение возвратить «Троицу» Рублёва Русской православной церкви впервые возникло у Бориса Ельцина. Академик Валентин Янин при содействии тогдашнего министра культуры Юрия Мелентьева добился приёма у Ельцина и убедил его отказаться от возврата иконы.

...На праздник Троицы 2009 года после активного обсуждения в прессе и письма Президенту, подписанного многими деятелями культуры и простыми гражданами, а также, скорее всего, под влиянием других факторов (так, 5 декабря 2008 года умер Патриарх), икона оставалась в ГТГ и, как обычно, была перемещена в церковь при музее, откуда позже благополучно была доставлена обратно на своё место в экспозиции».

 

В состоянии духовной борьбы

Дом «Приданого и Наследства» (VIII) обновлённой иконы содержит картину-символ: «Разрушенный водопадом замок; рядом с ним – обнажённая женщина, она протягивает виноградную гроздь старому мыслителю, который изучает манускрипт, сидя на камне».

Символ указывает на романтика, любящего и тянущегося к философским идеям прошлых дней – там он подлинный мастер. Множество сил ведут свои игры вокруг него, и попытки отвлечь этого человека от его подсознательных мыслей, касающихся праздности, сумасбродства и мимолетных земных благ, будут предприняты обоими мирами. Не раз этот человек испытает потрясения, но воля его достаточно крепка, чтобы не поддаться искушению страсти. Взамен он выплеснет в мир эликсир жизни, с тем, чтобы все достойные его могли бы его пить. Это символ Духовной Борьбы.

Итак, «Троица» и её реставраторы ведут духовную борьбу с опасной действительностью. Тезис открывается многозначительный и информативный. Икона «тянется» к идеям прошлых дней, заметим, благодаря умелой реставрации. Но вокруг иконы, вероятно, развернутся события, далёкие от религиозной сущности иконы. Это сумасбродная праздность и мимолётные блага. Причём угроза исходит от обоих миров, земного и надземного, астрального мира. «Троица» испытает потрясения, но воля достаточно крепка, чтобы не поддаться искушению страстей.

Читаем: «16 июля 2022 «Троицу» Андрея Рублёва вывезли из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Икону предоставили для богослужений, несмотря на протесты реставраторов. Икону поместили в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры на время торжественных мероприятий в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского, запланированных на 17 и 18 июля..

Запрос о выдаче иконы от РПЦ поступил в музей заранее. 24 мая в Третьяковской галерее прошёл расширенный реставрационный совет, который постановил, что вывозить икону опасно из-за её хрупкого состояния и невозможности обеспечить в соборе необходимые климатические условия. Однако 12 июля Министерство культуры РФ прислало в музей разрешение на выдачу иконы «в исключительном порядке».

 

Товарищеская помощь

Итак, речь зашла о жизненной борьбе «Троицы», заметим духовной борьбе, следовательно, необходимо обнаружить картину-символ Дома «Повседневность и преодоление трудностей буден» (VI). Открывается следующая картина-символ: «Две руки под цветочным венком пожимают одна другую».

Символ указывает на поэтичного, талантливого и ориентированного на науку человека, который преуспевает благодаря бескорыстной помощи своих друзей. Да и сам он уравновешен и правдив. Он испытывает неприязнь к ссорам и беспокойной обстановке. В отношениях с другими людьми такой человек внимателен, и на него можно положиться, так как он способен хранить тайну. Это символ Товарищеских Отношений.

Кем же является, поэтичный, талантливый и ориентированный на науку человек? Это, безусловно, реставратор, ведущий жизненную борьбу за сохранение «Троицы». Благополучный, благодаря бескорыстной помощи своих друзей. Пока благополучный. Ему претят ссоры и интриги вокруг иконы, претят досужие разговоры. И всё же…

Читаем: «14 июля заместитель директора Третьяковки Ринат Шагапов подписал приказ о перевозке иконы в Сергиев Посад. 13 июля около 20 сотрудников Третьяковской галереи направили руководителям музея докладную записку, где написали, что ситуация «фактически является должностным преступлением». По некоторым данным, условия содержания иконы в соборе не соответствовали музейным в части влажности и температуры, в связи, с чем после возвращения в галерею она полгода проведёт под наблюдением специалистов и только потом будет возвращена в постоянную экспозицию. В конце сентября 2022 года прессе стал известен протокол заседания реставрационного совета Третьяковской галереи, состоявшегося 8 сентября, из которого следует, что после отправки в Троице-Сергиеву лавру на иконе нашли 61 существенное изменение. Подобные изменения «нуждаются в срочной консервации». Согласно вердикту экспертов, последствия неправильного хранения иконы «серьёзны и могут угрожать существованию древнего и хрупкого памятника».

 

Предназначенность держать удар

Итак, Дом «Вхождения в человеческие отношения» (XI). Что на этот раз покажет картина-символ? Картина такова: «Атлет набрасывает на столб большое стальное кольцо, не обращая внимания на злобную собаку, которая лает на него».

Символ указывает на активного и деятельного человека, который преуспевает в избранной им сфере, благодаря своей врождённой энергии и поддержке Судьбы. Он решителен и готов встретиться с врагами и оппонентами. На его жизненном пути будет немало опасностей, и ему не раз придётся принять нелёгкий вызов. Однако этот человек находится под таинственным покровительством, и до тех пор, пока его намерения не будут связаны с завистью и критикой окружающих, с ним всё будет благополучно. Это символ Умения Держать Удар.

О ком может идти речь? Вероятно, о хранителях «Троицы», которые готовы встретиться с врагами и оппонентами, принять нелёгкий вызов.

Читаем: «14 июля заместитель директора Третьяковки Ринат Шагапов подписал приказ о перевозке иконы в Сергиев Посад. 13 июля около 20 сотрудников Третьяковской галереи направили руководителям музея докладную записку, где написали, что ситуация «фактически является должностным преступлением». По некоторым данным, условия содержания иконы в соборе не соответствовали музейным в части влажности и температуры, в связи, с чем после возвращения в галерею она полгода проведёт под наблюдением специалистов и только потом будет возвращена в постоянную экспозицию. В конце сентября 2022 года прессе стал известен протокол заседания реставрационного совета Третьяковской галереи, состоявшегося 8 сентября, из которого следует, что после отправки в Троице-Сергиеву лавру на иконе нашли 61 существенное изменение. Подобные изменения «нуждаются в срочной консервации». Согласно вердикту экспертов, последствия неправильного хранения иконы «серьёзны и могут угрожать существованию древнего и хрупкого памятника». В начале декабря 2022 года икона была возвращена в постоянную экспозицию Третьяковской галереи».

И последнее. Обратимся к картине-символу Дома «Лишения, страдания, заточения» обновлённой иконы. Перед нами «Три ярких огня, сияющие над тремя холмами треугольной формы, над ними – скрещённые мечи, парящие в воздухе».

Символ указывает на человека со склонностью к мистике и стремящегося преобразовать себя. Невидимые силы могут оказать на него такое влияние, в результате которого он должен будет выполнить на земле определённую работу, но он не вполне сознаёт предназначенную ему роль. Кроме сильной воли, этот человек наделен умственным способностями, силой и храбростью, и поэтому всё, что он захочет сделать, он обязательно сделает. Ему никогда не следует позволять гипнотизировать себя или вводить себя в транс, и он не должен отдаваться во власть другого человека, неважно – физическую или ментальную. Это символ Предназначения.

И опять-таки речь идёт о реставраторах, выполняющих работу под влиянием невидимых сил. Они обязаны выполнить работу, и они её выполнили. Но избежали ли опасности посторонних влияний? Сумели не поддаться указаниям власть имущих? Читатель знает ответ на этот вопрос. Однако обратимся к фактам.

 

«Троица» приносится в жертву? Передача РПЦ (2023).

Читаем: «5 мая Министерство культуры России прислало в Третьяковскую галерею запрос на выдачу иконы в Троице-Сергиеву лавру на праздник Троицы 4 июня. 15 мая на сайте Московского патриархата было заявлено, что президент России Владимир Путин принял решение о возвращении иконы Русской православной церкви».

 

В Храме Христа Спасителя

 

Сообщалось, что образ будет выставлен в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в течение года, а затем займёт место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В тот же день был собран расширенный реставрационный совет галереи, который по итогу заседания опубликовал заявление, где указал на плохое состояние иконы, сильно ухудшившееся в результате её расконсервации в 2022 году и сделал вывод о невозможности её вывоза за пределы музея на праздник Троицы 4 июня.

16 мая Министерство культуры заявило, что «икона, являющаяся частью государственного музейного фонда Российской Федерации, будет передана Русской православной церкви на долгосрочное ответственное хранение». После годичного пребывания в храме Христа Спасителя иконе запланирована реставрация, по окончании которой её задумано переместить в Троице-Сергиеву лавру на постоянной основе. Эти новости вызвали протест в реставрационном и искусствоведческом сообществе, в обществе развернулись споры сторонников и противников передачи. Историки искусства, музейные специалисты и реставраторы предупреждают, что хрупкая средневековая икона может пострадать без специальных условий хранения, возвращение иконы Церкви приведёт к полной гибели ветхого произведения. «В результате этих непродуманных действий икона погибнет. Это единственный результат. Просто погибнет. И вам будут показывать муляж», заявил заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствоведения Лев Лившиц, входящий в расширенный реставрационный совет при Третьяковской галерее.

26 мая по заявлениям Дмитрия Пескова и Министерства культуры, икона должна была быть выставлена в храме Христа Спасителя на две недели вместо изначально запланированного года, после чего её планируют направить на реставрацию и консервацию.

 

 

В тот же день указом патриарха протоиерей Леонид Калинин был освобождён от всех должностей, в том числе председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, а также запрещён в служении. В указе патриарха уточнялось, что освобождение от должности было связано с воспрепятствованием принесению иконы в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя.

 

Икона в Храме Христа Спасителя 5 июня 2023 года

Вечером 3 июня икона была перевезена в храм Христа Спасителя, несмотря на запрет реставраторов на её перемещение, где её разместили в витрине без климатической капсулы, при передаче иконы патриарх Кирилл сообщил, что икона пробудет в храме год. Однако в тот же вечер пресс-служба Третьяковской галереи опубликовала информацию о том, что согласно договору икона должна вернуться в музей не позднее 19 июня 2023 года. Согласно заявлению пресс-службы Министерства культуры после этого икона будет отправлена на плановую реставрацию.

После этого патриарх сменил формулировку и заявил об «определённом времени» нахождения иконы в храме. 9 июня министр культуры РФ Ольга Любимова сказала, что икону после пребывания в храме отправят на годичную реставрацию, причём не в Третьяковскую галерею, а в Центр им. И. Грабаря. 18 июня было сообщено, что икона пробудет в храме до 19 июля.

Политические эксперты тем временем рассматривают жест президента России по передаче иконы РПЦ как политический, вызванный сложной ситуацией в СВО РФ с Украиной, в качестве благодарности за поддержку РПЦ вторжения на Украину. Так, по мнению доктора богословия и исследователя РПЦ Регины Эльснер, Путин заинтересован в том, чтобы Церковь была на его стороне, чтобы показать, что он уважает Церковь, и что СВО не только его персональная, но имеет под собой высокую метафизическую миссию России, которую он старается исполнить.

12 июля 2023 года патриарх Кирилл и министр культуры России Ольга Любимова подписали договор между Третьяковской галереей и Троице-Сергиевой лаврой о передаче в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре иконы Святой Троицы. Однако после передачи РПЦ в безвозмездное пользование икона останется в музейном фонде РФ.

7 января 2024 года стало известно, что икона будет находиться в храме Христа Спасителя до праздника Троицы (23 июня), после чего её перевезут в Троице-Сергиеву лавру.

 

 


№98 дата публикации: 01.06.2024

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020