этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025
Александр Херсонов
К 120-летию со дня рождения
Изучаю уникальную книгу – дневник ближайшей помощницы Е. И. Рерих Зинаиды Григорьевны Фосдик (1) и в записи от 8.12.1922 обнаруживаю следующее: «Дукельский, Данилов, Радьяр– проникают через Святослава и всё время сидят в их доме. Имеют очень плохое влияние на Святослава, Е. И. прямо больна от их присутствия, до того на неё действует их аура».
О том, кем являлась для Е. И. Рерих сотрудница З. Г. Фосдик и можно ли вполне доверять её дневнику, будем судить по следующему письму в адрес В. Л. Дудко: «Уже 27 лет я знаю мою Зиночку и люблю её нежно, всем сердцем. Полюбите её и Вы, родная! Людей познают в горе, и вот Зиночка прошла и через это испытание, и в горе она поднялась на большую высоту. В нашем общем горе и в нашем личном она выказала необыкновенную чуткость, преданность и любовь. Она – Страж Верный! Так назвал её Великий Владыка». 10.11.1948 г.
Кем являлись Дукельский и Данилов автору неизвестно, но вот Радьяр? Имя автору знакомое. Более того, имя, с которым приходится общаться ежедневно. Подумалось, уж не тот ли это психоаналитик из США Дэйн Радьяр, астрологическими идеями которого пользуются во всём мире? В том числе, и автор этих строк, поскольку книга Радьяра «Астрологическая мандала» прочно утвердилась на рабочем столе.
Вообще-то говоря, «Радьяр» наверняка, не фамилия, у которой могут быть однофамильцы. «Радьяр» является творческим псевдонимом, причём взятым с умыслом редкого свойства. Псевдоним явно указывает на необычные пристрастия владельца, а такое бывает с творческими людьми. Какие же? В переводе с санскрита «радьяр» означает «активист», то есть человек действия, энергии, созидатель. И, надо сказать, псевдоним как нельзя лучше подходит тому, кто посещал Святослава Рериха. Предлагается и другой вариант понимания псевдонима. Имя «Радьяр» могло возникнуть от имени ведийского бога Рудра. Согласитесь, маловероятно, что могут существовать два человека присвоившие себе подобное имя. Из этого следует, что, находясь в1922 году с родителями в США, Святослав Рерих был хорошо знаком и встречался на квартире отца с Дейном Радьяром, в то время больше художником и музыкантом, но в последствии знаменитым психоаналитиком и астрологом. Кстати, не без основания можно предположить, что и С. Н. увлёкся астрологией под влиянием именно Дэйна Радьяра.
Всем хорошо известно, что С. Н. составлял гороскопы на членов семьи, о чём оставила записи Е. И. Рерих. Кстати, гармоничный аспект Солнца и Урана в микрокосме рождения С. Н. предполагает «открытость для мира, популярность, интерес к оккультизму и астрологии» (см. работу автора «Рерихи и астрологи»).
С жизнью и творчеством С. Н. читатели, наверняка, знакомы, а вот с биографией знаменитого «в узких кругах» Дейна Радьяра вряд ли. Попробуем восполнить этот пробел. Но вначале зададим вопрос: возможно ли в принципе, чтобы состоялось означенное знакомство? И, если возможно, ответить на вопрос, что именно могло подвигнуть будущего художника и мыслителя Святослава Рериха к неординарному общению с астрологом и психоаналитиком Дейном Радьяром?
Обратимся к малоизвестной широкому читателю биографии Дэйна Радьяра (настоящее имя Даниэль Шенневьер).
«Родился 23 марта 1895 года в Париже. В возрасте 16 лет окончил Сорбонну, став бакалавром философии. Посещал музыкальные курсы Парижской консерватории. В 18 лет, вдохновлённый Ф. Ницше и О. Шпенглером, написал книгу о Клоде Дебюсси. В то же время начал писать музыку. Писал рецензии для местного журнала, короткое время работал секретарём у Огюста Родена, общался в артистической среде. Философские исследования привели Даниэля к выводу, что бытие носит циклический характер. Радьяр полагал, что западная цивилизация находилась на осенней стадии увядания, а себя считал её порождением, «семенем», которому необходимо прорасти на новой и плодородной культурной почве. По этой причине в возрасте 21 года отправился в «Новый Мир», Америку, с целью самореализации. В ноябре 1916 года Радьяр, получил небольшое денежное наследство и приехал в Нью-Йорк. Его оркестровые аранжировки и оригинальные композиции были исполнены в Метрополитен-опера. Это был абстрактный синтез танцевальных движений, поэзии, музыки, геометрических форм, цветов и запахов. С 1917 по 1919 год проживал в Нью-Йорке и Филадельфии, а также Канаде, где издал томик своих стихотворений и открыл для себя музыку А. Н. Скрябина. В январе 1920 года переехал в Калифорнию, где играл эпизодические роли в театре и кино, писал статьи на различные темы, открыл магазин восточных товаров».
Как видим, взятый впоследствии псевдоним «Активист» вполне оправдан и как нельзя лучше соответствовал натуре и характеру Даниэля Шенневьера. Но вернёмся к биографии.
«В 1922 году выиграл приз в 1000 долларов на написание оркестровой работы для Филармонического оркестра Лос-Анжелеса. В то же время Радьяр встретил Сасаки Роши, одного из первых японских учителей дзэн в Америке, который заинтересовал его изучением восточной философии и оккультизма. Тогда же Данниэль Шенневьер взял себе псевдоним Радьяр… Его дальнейший интерес к Востоку активизировался приобщением к теософии и теософскому обществу, с которыми он познакомился, когда в 1920 году его попросили написать музыку для представления в штаб-квартире общества».
Из дневниковой записи З. Г. Фосдик следует, что к концу 1922 года (возможно, несколько раньше) относятся встречи Д. Р. со С. Н., которые, по-видимому, проходили в Калифорнии. На какой «почве» могли встретиться и познакомиться известный композитор и молодой художник? Скорее всего, на выставке картин Н. К. Рериха, триумфально проходившей в то время в Калифорнии, выставке, привлекавшей всеобщее внимание. Из сказанного следует, что в семью Рерихов Даниэль Шенневьер явился, представившись новоиспечённым «Радьяром», что, собственно, и отразила в дневниковой записи З. Г. Фосдик. Отсюда вытекает и другое: вероятно, ко времени знакомства со Святославом Рерихом, Дэйн Радьяр находится в начале пути изучения восточной философии, оккультизма и астрологии.
Но вернёмся к биографии.«Радьяр сыграл заметную роль в истории американского модернизма, движения в классической музыке 1920-х годов. С 1922 года Радьяр – член Международной гильдии композиторов, с 1925 – «Нового музыкального общества» Г. Коуэлла. Немало концертировал по Калифорнии и не только, исполняя свои фортепианные произведения (как вариант, С. Н. мог познакомиться с Радьяром, привлечённый его композиторским искусством, – А. Х.). Радьяр также писал статьи и книги по музыке. В 1926 году Радьяр стал гражданином США. К 1931 году из-за личных обстоятельств, проблем, обусловленных Великой Депрессией, Радьяр фактически прекратил музыкальную деятельность. С 1931 года жил в Санта-Фе (Нью-Мексико) и Калифорнии, где и провёл большую часть своей жизни. В те же годы состоялось его знакомство с астрологом Марком Эдмундом Джонсом, который углубил интерес Радьяра к астрологии и передал ему откопированные на мимеографе лекции».
Заметим, те самые лекции, которые со временем воплотятся в замечательную книгу «Астрологическая мандала».
Читаем: «Постигая астрологию, Радьяр изучал психологические труды К. Г. Юнга и обдумывал объединение астрологии и аналитической психологии. К 1933 году он уже ежемесячно писал статьи для астрологических журналов и в 1936 году подготовил монументальный труд «Астрология личности». С 1930-х годов Радьяр посвящал значительную часть своего времени астрологии, и большинство из его почти пятидесяти книг и сотен статей посвящено астрологии. Предложенный Радьяром в книге подход к психологической интерпретации гороскопов принят многими практикующими астрологами».
На этом закончим рассмотрение богатой на события творческой биографии талантливого человека, приходом которого в 1922 году с товарищами на квартиру была обеспокоена Е. И. Рерих. Остаётся заключить, что Дэйн Радьяр умер в почтенном возрасте 90 лет 13 сентября 1985 года в Сан-Франциско, Калифорния, США.
Теперь обратимся к краткой биографии С. Н. Рериха. «Родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих. Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества Поощрения Художеств, проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями. С 1913-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии Карла Мая, именно там он получил первые уроки рисования. С 1916-го по 1918 год он вместе с семьёй живёт в Финляндии, где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца. С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру. Продолжая занятия живописью, участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь». Николай Рерих так оценил живопись своего сына. В 1920 году семья Н. К. Рериха по приглашению директора Чикагского института искусств приезжает в США, где организуется большое выставочное турне по 30 городам США».
Заметим, 1920 год знаменателен тем, что Е. И. Рерих начинает общение с Великим Учителем и закладывает основы УЖЭ. В конце 1923 года семья Н. К. Рериха направляется в Индию.
«В США Святослав Рерих продолжает архитектурное образование, сначала в школе Колумбийского университета на архитектурном отделении, где после окончания получает степень бакалавра, а затем Гарвардского университета, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В это же время занимается живописью, книжной иллюстрацией и графикой».
Как видим, увлечённость Святослава Рериха музыкальным искусством в биографии не отражена и это склоняет к выводу, что познакомился Святослав Рерих с Дэйном Радьяром, вероятнее всего, на триумфальной выставке картин Н. К. Рериха.
Итак, приходим к выводу: 19-летний Святослав Рерих, приехавший с семьёй в США, вполне мог познакомиться с более опытным 28-летним «Активистом» и вести с ним «горячие» споры на интересующие композитора и художника философские темы. Более того, Святослав Николаевич вполне мог оказаться под влиянием старшего и опытного «активиста», чему, вероятно, противилась Е. И. Рерих. Причин тому предполагается несколько. Во-первых, гости были «незваными» и Е. И. не могла сосредоточиться в присутствии посторонних и шумных молодых людей, находилась в атмосфере отсутствия тишины и покоя, что отвлекало, затрудняло общение с Великим Учителем. Собственно, об этом и рассказывает дневниковая запись З. Г. Фосдик.
Литература:
1. З. Г. Фосдик «Мои учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922 – 1934», Москва, «Сфера», 2002.
№98 дата публикации: 01.06.2024
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020