ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Файнлейб

 

Учение Храма о любви

…но только речь идёт о той Любви, которая всё отдаёт, а не о той, которая всё тянет к себе, ибо,как это ни парадоксально, отречение равносильно обладанию.

Наставление 46.

 

Базисные положения Учения Храма изложены в статье автора под названием: «Учение Храма в публикации МЦР» [1], что позволяет узнать причину обнародования Наставлений этого Учения и уже на первом этапе ознакомления быть значительно лучше подготовленным к пониманию содержания материалов, представленных в них.

Различным, но очень важным вопросам любви, в вышеназванной публикации посвящены восемь Наставлений под следующими названиями:

– Наставление 16 – «Бескорыстная любовь»;

– Наставление 18 – «Субстанция-сила любви»;

– Наставление 36 – «Божественная любовь»;

– Наставление 46 – «Апофеоз любви»;

– Наставление 66 – «Планы отражения»;

– Наставление 116 – «Что такое любовь?»;

– Наставление 118 – «Место мощи»;

– Наставление 175 – «Высшая любовь».

Ниже представлены все эти Наставления.

 

Наставление 16 [2]

«Если Храм не может быть убежищем для преследуемых, местом отдохновения для усталых, кровом для бездомных, то он не исполнит своей миссии, равно как и любое учреждение или общество, основанное Учителями или людьми. Он должен стать звеном между человеком и великой Иерархией, управляющей Вселенной, – в противном случае он будет более чем бесполезен. В поисках научного знания неверующий искатель подходит к той точке, где действие материальной силы исчерпывается, и перед ним открывается неизмеримая пропасть. Подобные поиски почти во всех случаях кончаются желанием достичь личной славы или материального благополучия и богатства.

Волна пессимизма, ныне захлестнувшая землю, осквернила и разрушила те высшие идеалы, лишь с помощью которых человек может поднять свою высшую природу до того уровня, где становится возможным постижение духовной Истины. Душа человека с каждым днём всё более и более ощущает потребность в той пище, которая одна только и может поддержать и помочь. Но в своём безудержном желании утолить этот голод человек по невежеству отбрасывает ту духовную пищу, что прежде удовлетворяла его и давала жизнь; и это вместо того чтобы, придерживаясь её, ожидать следующего открытия Небесных Врат, происходящего в определённые периоды времени, после чего получить такую пищу, которая навеки сделает этот голод невозможным, – пищу бескорыстной любви ко всему человеческому роду.

Любовь является единственным проводником, через который наши глаза видят ясно и безошибочно. Ненависть обезображивает, преувеличивает или преуменьшает. Страсть ослепляет. Истинная же любовь широко открывает врата души и позволяет любящему силою распознавания видеть всё непривлекательное и некрасивое так же хорошо, как всё чистое и прекрасное, чтобы правильно отделить преходящее от вечного в жизни любимого и дать всему правильную оценку. Но – увы! – эта истинная любовь так мало понята, скрываясь под названиями различных так называемых атрибутов. В некоторых умах она представляется сложной картиной – запредельной, блистающей небесной красотой и истиной, но при окончательном рассмотрении оказывается не чем иным, как жертвенным Служением. Тот, кто достиг мощи такой любви, не сделает из неё повода для фамильярных отношений или вторжения в обстоятельства жизни любимого. Такая любовь предписывает смирение истинного Служения, где бы и когда оно ни представилось. Она многострадальна, терпелива и верна. Хотя она и радуется, если знает, что её оценили и ответили взаимностью, но это признание не является для неё необходимым.

Процесс восхождения до высот такой бескорыстной любви не поддаётся ни осмыслению, ни описанию. Агония души, как непременная часть этих одиноких высот, которую должен пережить каждый неофит великой Мистерии; слепая борьба с демонами, преграждающими ему путь; уничтожение тех своих жалких, неугомонных элементалов себялюбия, что вечно взывают из самых глубин их мучений: «Дай, дай, дай», – всё это он должен не только встретить лицом к лицу и не только отречься, но и убить с холодной, бесстрастной расчётливостью, чтобы освободить место для своего высшего бескорыстного «Я», ибо законы пространства неумолимы.

Сегодняшний день, как бы он ни был грандиозен и наполнен, поднимается над мёртвым прошлым дня вчерашнего. Прошедшие годы – всего лишь нескончаемая череда трупов. Настоящее – вот всё, что мы можем знать о жизни, всё, что по праву принадлежит нам.

Вечная борьба непроявленного в стремлении открыть врата жизни и пройти через них посредством манифестации ложится на нас бременем кажущейся жестокости. Это истощает наши жизненные силы, убеляет сединою наши волосы и, в конце концов, приводит к берегу, а затем и по ту сторону реки смерти. Мы должны умирать, чтобы позволить жизни иметь более совершенное выражение; но, когда всё сказано, эта жизнь, в цельности своей, есть наша собственность. Как «завтра» и «вчера» есть лишь эпизоды в цикле времен, так и «я был» нашего прошлого «я» и «я буду» нашего вновь воплощающегося «я» есть лишь выражение вечного «Я есмь»».

 

Наставление 18 [3]

«Пробуждённой душе достаточно лишь одного взгляда на напряженные лица мужчин и женщин, приближающихся к середине жизненного пути или уже прошедших её в этом стремительном, суетном, напористом веке, чтобы распознать то горе, то душевное волнение и сердечную пустоту, что скрыты за этими искажёнными, морщинистыми лицами, с которых глядят беспокойные, духовно-голодные глаза, бросающие украдкой подозрительные взгляды или же полные невыплаканных слёз, а плотно сжатые губы, окаймлённые глубокими складками решимости или отчаяния, рассказывают свою собственную печальную историю. Сердца, кажущиеся простому наблюдателю жестокими и огрубевшими, были такими не всегда. Но сейчас они задыхаются в ярости ежедневной битвы за жизнь, к которой их принуждают собственные желания и амбиции или пыл свирепой конкуренции и соперничества, поглотившего всякое представление о законах справедливости и равенства; или, что ещё хуже, они жаждут приобрести мощь, которую, по их мнению, может дать только золото. Они уже не способны увидеть, что существует лишь один ответ на все насущные вопросы нашего времени, одно решение проблем, касающихся труда и капитала, масс и классов, и это – Любовь.

Наблюдая жестокий с виду естественный закон, многие не замечают скрытой за ним любви. В изучении и использовании великих сил и явлений природы психоанализ, похоже, признаёт лишь одно решение – чистую, действующую без разбора, непобедимую силу, а также возможность использовать её в личных целях. Как раса, мы отбрасываем от себя всё то, что придаёт жизни истинную цену, то, ради чего только и стоит жить, – веру в любовь, нас окружающую, доверие – и, что ещё хуже, мы не верим в возможность безличной, бескорыстной любви.

Но так ли уж необходимо верить в какого-то личного Бога, созданного на том же плане и потому в некотором смысле столь же ограниченного, как и сам человек, для того чтобы понять идею Божественной Любви, – этого великого океана духовной любви, в котором живут, движутся и имеют бытие бесчисленные тысячи тех, кто стал подобным Богу, самые формы которых созданы из субстанции любви? Уже одного этого осознания достаточно, чтобы вострепетало самое холодное сердце, никогда не испытавшее чувства бескорыстной любви.

В одной из заповедей, данных евреям Иеговой, есть такое изречение: «И люби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всею крепостию твоею». Неужели вы не способны увидеть, что секрет этого требования кроется вовсе не в жажде Иеговы подобной любви, но в том факте, что любовь существенна для самой жизни каждого человека данной расы?

Секрет того, что именуется «ментальным лечением», заключается вовсе не в ментальных способностях целителя, которые являются лишь инструментом в его руках. Способность к исцелению лежит в субстанции любви. Человек без любви не более чем мёртвая вещь.

Вы можете видеть этот процесс, наблюдая действие простой световой дуги, когда положительный и отрицательный ток достаточно сближены друг с другом посредством такого проводника, как углерод. Пламя перекидывается от одного полюса к другому за неуловимо малый промежуток времени. Когда негативная энергия человеческой души приведена в соприкосновение с позитивной энергией духовной любви посредством проводника веры, тогда происходят подобные же явления.

Мы не рассматриваем сейчас явления общеизвестной любви на физическом плане, хотя и за нею стоит тот же закон. Такая любовь может быть адекватно описана лишь как половое влечение, ибо она есть негативный полюс позитивной, или духовной, любви, которая одна только совершенно бескорыстна. Любовь матери к своему ребёнку вызывает у неё нежность и ко всем другим детям, следовательно, такая любовь более соответствует духовному чувству.

Когда от позитивного полюса Беспредельной Любви пламя перекидывается к негативному полюсу опустошённого сердца, сделавшегося восприимчивым к ней через страдание и устремление, такое сердце впоследствии всегда сможет услышать вопль и заметить страдание любого другого опустошённого сердца рядом с собою. И оно уже не будет знать ни отдыха, ни покоя, пока не поможет пробудить необходимую энергию для облегчения страданий других сердец.

Учёный ради собственного удовлетворения, путём размышлений и рассуждений, может постулировать утверждение, что четвёртое измерение пространства есть необходимость и, следовательно, оно существует. Но в действительности он и понятия не имеет об этом четвёртом измерении, пока не вступит в его пределы. Точно так же и стремление доказать кому-либо существование и реальность Беспредельной Любви будет безнадёжной задачей, уже не говоря о попытке объяснить, что она способна наполнить жизнь тех, кто открылся ей. Это даже ещё труднее, потому что является одной из удивительных и сладостных тайн, существующих между Богом и человеком, которую не передать словами, ибо ни один человеческий язык не имеет ни слов, ни названий для её выражения. Вы можете видеть малую долю её сияния и великолепия в чудесном закате Солнца; вы можете уловить звучание её глубокой гармонии в какой-нибудь ноте, в раскатах волн великого океана, а намёк о её покое и тишине – на застывшем лице вашего умершего друга, которого вы только что проводили в ожидании воскресения. И когда откроются ваши внутренние чувства, и удивительная и прекрасная реальность вспыхнет видением в вашей душе, вы, наконец, поймёте, что ничего другого не остаётся, ибо Бог есть Любовь и все вещи сотворены из Любви. Как чудесная песнь жаворонка на лугу, что взвивается ввысь, разрезая воздух и наполняя его трепетом, пробуждает звучание вибраций, которые действуют на эфир – основу воздуха – и даруют форму ожидающим этого атомам более высокого плана жизни, которым надлежит проявиться в форме, так и песнь устремлённой души, рассекая беспредельный океан Любви, создаёт условия для проявления высшего состояния её собственной субстанции: духовной формы, через которую может изливать своё сияние сознание Бога или Ангела».

 

Наставление 36 [4]

«Какую ценность может представлять собою теорема Евклида для учёного, испытывающего мучительную боль из-за сломанной кости? Какую ценность имеет трактат о строении материи или о строении аурических центров и действующих через них токах силы для жаждущей души ученика, чья жизнь есть одно лишь страстное стремление к божественной любви и признанию? Не то, чтобы такой ученик был бы не способен усвоить и оценить предложенного ему знания, но та великая пропасть, которая благодаря такому устремлению пролегла между его умом и сердцем, стала на какое-то время непроходимой. Для его сознания необходимость соединиться с высшим «Я» стала бесконечно важнее, нежели потребность в ментальной пище. Его душа требует пищи гораздо сильнее, чем ум. И сколь бы ни было для него ценно такое знание в другое время, в период высшей устремлённости оно не только не имеет значения, но даже и вредно.

Для людей этого мира приближается период реакции, вызванной чрезмерным усердием в интеллектуальных занятиях. Материализм и прочие «измы», очнувшиеся от своего краткого сна немногим более четверти века назад, уже прошли верстовой столб средины пути и в своей предсмертной агонии вновь пробуждают неугасимую жажду и голод по справедливости, по Божественной Любви и «Отцовскому Лику». Они будут подавлять её, как только могут, сопротивляться ей или стараться удовлетворить эту нужду материальной или ментальной пищей, но души людей будут ещё настойчивее взывать день за днём, пока, наконец, само небо не наполнится этими призывами и их просьба не получит ответа и исполнения, ибо мы должны желать чего-либо одного больше всех остальных вещей, вместе взятых, и с готовностью пожертвовать всем этим ради главного, прежде чем сможем просить о нём с силой, достаточной для его исполнения.

Неудовлетворённость материальными вещами для делового человека становится, в конце концов, устрашающей. Вечно суживающийся горизонт среднего учёного-материалиста, в конце концов, приводит его душу в такое состояние, что она, так сказать, сплющивается между переплётами фолиантов. Для такой неудовлетворённой души может существовать лишь длина и ширина – но нет глубины, придающей всему объём, нет пространства, где всё живущее могло бы развиваться, расцветать и наполняться красотою, радостью, довольством. И когда, наконец, будет рассказана вся длинная-предлинная история проявленной жизни, то будет ли там что-либо ещё, достойное устремления, кроме того, что ведёт нас к одной цели, – к воссоединению с великим Отцом-Матерью Жизнью, который возлюбил нас в бытии и поддерживал в нашей надежде когда-нибудь «увидеть Бога лицом к лицу»? Кстати говоря, эта мистическая фраза символически означает воссоединение материи и духа.

Остерегайтесь уничтожить веру даже самого смиренного и уничиженного создания, живущего в поклонении идеальному Богу, является ли этот Бог творением его мысли или же кого-то другого, ибо с утратой этой веры он потеряет и силу любви – на годы, а, быть может, и на века.

Немало насмешек над возможностью любви человека к духовному принципу позволяют себе мудрые мира сего. С таким же успехом могут они насмехаться и над Великим Законом, управляющим круговоротом воды между землёй, небом и морем, ибо, истинно, закон тяготения не может притянуть ни единой капли к небу или к земле, а также с неба и земли к какому-либо ручейку, затем к реке и, наконец, к океану с большей силой, нежели Любовь Бога пробуждает и притягивает к себе любовь человека.

В стремительно приближающиеся дни испытаний, которые навлекла и продолжает навлекать на себя человеческая раса, в дни, когда голоса Справедливости, Милосердия и Прощения более не будут слышны на земле, когда будет властвовать одна лишь сила и рука каждого человека будет направлена против его собрата, спасительной силой – этой единственной живой реальностью, которая сохранит землю и воду и обережёт семя для нового человечества, – будет любовь к Богу, дремлющая сейчас в сердцах большинства человечества. Любовь эта очнётся от долгого сна в результате перенесённых людьми страданий, а проснувшись, разглядит свой собственный лик – мощный и прекрасный – в лице каждого создания и каждой вещи, словно в зеркале.

Так ли уж важно, как вы назовёте это – Богом, Любовью, Притяжением, Тяготением, Законом, или Жизнью? Все эти имена заключены в одном Имени; все слова – в единственном Слове. Это Слово не произносимо смертным, и ни единая буква ни единого слова не может быть добавлена к этому Имени до тех пор, пока последняя проявленная вещь не станет ещё раз первой, пока челюсти змия не сомкнутся крепко на его хвосте.

Не судите вашего соседа как ханжу и лицемера только потому, что его действия не всегда соответствуют произносимым им словам, особенно если порою он обращается к Любви Бога в своём сердце. Он может быть лжецом, вором, прелюбодеем и вообще всем тем, что мир называет злом: однако при этом в его сердце может пробуждаться эта удивительная, дотоле спящая сила, которая просто ещё не имела достаточно времени изменить его низшую природу. Вы ведь не стали бы отрицать или резко критиковать заявление электрика, если бы он сказал вам, что некая динамо-машина может вырабатывать определённое напряжение. Если бы вы были достаточно заинтересованы, вы бы просто дали ему возможность доказать своё утверждение и помогли бы создать условия, в которых он смог бы произвести это напряжение и сделать его таким образом ощутимым для вашего сознания. Возможно, действия вашего соседа ещё весьма далеки от силы той любви, которую способно демонстрировать человеческое динамо, но уже сам факт постепенного вхождения этой силы в его сознание доказывает возможность её пробуждения, ибо всё, что возникает в вашем воображении, уже реально существует для вас на каком-либо плане бытия.

Великое вопиющее зло настоящего века заключается в кажущейся невозможности объединения в одну действенную организацию различных обществ, работающих ради одной цели. В каждом таком обществе неизбежно проявляются силы Иуды или Фомы, которые предают и сомневаются и, в конце концов, разрушают. Именно благодаря такому процессу и воздвигаются барьеры между этим обществом и всеми остальными. Различные национальные церкви мира, а также многие религиозные и общественные организации сохраняют и поддерживают определённые формы, обряды, а также некоторые другие признаки вечной истины, и если бы все они могли объединиться хотя бы на одном неоспоримом принципе, история мира изменилась бы в мгновение ока. Но работа Разъединителя продолжается и, в конце концов, приведёт к такому безумию, когда люди будут слепо крушить всех и всё, что только попадётся им на глаза. Когда этот период пройдёт, наступит другой, о котором Я уже говорил, – придёт время, когда голод сердца (голод по Богу) будет преобладать над всеми другими желаниями, и тогда Бог снова сможет говорить с человеком в Безмолвии».

 

Наставление 46 [5]

2К прискорбию моему, но всё же не к отчаянию, то тут, то там Я вижу, как какое-либо дитя Храма погружается в трясину уныния, выпуская из рук штурвал корабля жизни, шатаясь под нелёгким грузом, возложенным на себя по неведению, грузом, слишком тяжёлым для любого человеческого существа, – и всё оттого, что человек на время утратил способность к восприятию Божественной энергии, единственной, что могла бы устремить его к постижению божественных и совершенных замыслов, являющихся наследием каждого сына Живого Бога, тех замыслов, в которых воплощены силы, повелевающие и движением солнц в пространстве, и устремлением паука плести своё тончайшее обиталище.

С первым же пробуждением человеческой души к постижению своей божественности и к познанию характера той субстанции, в которой она обрела форму, просыпаются и кармические результаты её предыдущих жизней, идущие по линии чувственных удовольствий, вызывая в ней ужас и отвращение. Временами этот ужас погружает её в пучину страха; страха, что она согрешила слишком сильно, чтобы надеяться на искупление; страха от бессилия сокрушить обступивших её демонов. И, наконец, в отчаянии она решает создать идеал и стремиться к нему методом исключения. Она выбирает в себе наиболее очевидный недостаток и рьяно принимается за его искоренение. На какое-то время ей удаётся подавить этот недостаток или, вернее, затолкнуть его в глубины своего аурического тела, но едва эта трудная задача выполнена, как до её сознания доходит, что иная форма того же самого порока или другой, не менее ненавистный недостаток занимает его место. Тогда душа начинает понимать, что существует гораздо более глубоко укоренившаяся причина её неудачи – что-то неправильное в самом сердце её бытия. Должно быть, сама субстанция, в которой она воплощена и из которой образована, вибрирует не в унисон с сердцем Великой Сверхдуши. Обескураженная бессилием уничтожить своих мучителей, она решает прибегнуть к иному способу, который, как ей кажется, будет безошибочным. И вот она делает усилия победить эти элементарные силы, поднимая их к более высоким вибрациям. И может статься, что там, где сейчас проявляется жажда власти и положения в обществе, сила воли обратит её на столь же сильное стремление к возвышенным и праведным вещам. Она посвящает весь избыток своей энергии для преуспеяния в какой-либо религиозной или общегуманной цели и некоторое время верит, что, наконец-то, обрела покой осуществления, но настаёт день, и она вдруг прозревает, что это всё та же, лишь чуть изменённая жажда власти, другая разновидность того же алчного желания, и теперь это чудище с головой гидры крепко держит её в своих когтях. Тогда наступает период полного уныния и отчаяния. Тяжело ступая, с поникшей головой, бредёт она сквозь мрачную, обступившую её со всех сторон пустыню. И не видит она конца своему труду, и не знает надежды. Но вот однажды она соприкасается с другой душою, погрузившейся в какую-нибудь трясину зла ещё глубже, и данное ей самим Богом сострадание отзывается на обращенный к ней зов. И как спадает с плеч грязная накидка, так спадают с её сознания оцепенение, безнадёжность и отчаяние. Она протягивает руку помощи страдающему брату, и в этот момент в её собственном сознании, прямо от Христовой Звезды Эроса, вспыхивает луч света, которым освещена вся Вселенная, – Самоотверженная Любовь. Любовь, которая отбрасывает всякий страх и побуждает к добрым делам; Любовь, что порождает мир, радость и счастье даже в страданиях, тревогах и волнениях физической жизни; Любовь, что входит прямо в самое сердце вещей и изливается оттуда, полная благословения для всех, кто открывает ей свои сердца.

Явным свидетельством пробуждения Любви в человеческой душе будет появление непреодолимого желания отдать и себя и всё, чем она владеет, на благо всех. И только тогда, когда мы способны отдать всего себя Любви, мы можем обрести жизнь во всей её полноте. Но – увы! – самообольщённые ищут не там. Они направляются на поиски источника мудрости, воды которого есть брызги этой Любви, с уже готовыми представлениями не только о том, из чего Она состоит, но и о том, где её следует искать, – и не находят ничего, кроме чада алчного желания, которое вскоре затемняет все остальные их чувства и, в конце концов, оставляет их сердца вдесятеро более голодными, чем они были в начале исканий. Часто, о, как часто вы слышали слова: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». И тут Я настоятельно прошу приложить все ваши силы к тому, чтобы правильно понять всё то, что заключено в этом выражении, – всё то, что оно означает для вас лично. Прежде всего, это совершенная вера, бескорыстная любовь и доверие. Ведь только тогда, когда на действия ребёнка стараются повлиять старшие, он выбирает путь, противоположный тому, по которому идёт так называемый грешник. Для Любви все люди равны. Она ничего не берёт и даёт всё. С расцветом этой могущественной силы в нашем сердце она начинает убедительно говорить через наши глаза. Мощью интуиции Любовь притягивает к нам мудрость и силу, которых мы не можем достичь никаким иным способом; она бросает наши грязные лохмотья самооправдания в огонь, восходящий из сердца великого Храма Жизни, и заново одевает нас в незапятнанные одежды, сотканные из нитей, что лежат, свернувшись, в каплях пота, выжатого из наших мук в тот момент, когда мы находимся в самом средоточии центрального пламени, где рано или поздно должен стоять каждый ученик Великой Белой Ложи, пока он не очистится.

Ах, дети Мои, ничто другое из нашего существования не идёт в счёт, кроме Любви. «Если вы не любите вашего брата, которого вы видите», – если брата, обманувшего вас в делах, вы не любите так же, как и брата, ставшего вам опорой в тяжёлый час; а сестру, предавшую вас и ваше доверие, – так же, как и ту, которая была вашим вдохновением; если вы не любите своих братьев, идущих сейчас по тёмной стороне жизненного пути, – не всегда по своей воле, но нередко оттого, что вы же или вам подобные оттолкнули их от солнечной стороны, – если вы не можете любить их, нуждающихся в вашей любви больше, нежели остальные, то «как же вы можете любить Бога, которого не видели»? Бога, в котором эти, ныне ненавидимые, «живут, движутся и имеют своё бытие»?

Пока вы в гневе и отвращении отворачиваете свои лица от самых низких тварей, которым дарована жизнь; пока вы склоняете, или соблазняете, поступать таким же образом другое человеческое существо, до тех пор засовы врат, которые отделяют вас от вашего достояния, остаются недвижимыми, а вы всё так же продолжаете брести на ощупь в полной тьме.

Слова «Не судите, да не судимы будете» были сказаны вам в такой же степени, как и тем другим частицам божественного, которые, находясь в свете Духовного Солнца, стремились рассеять окружающие их густые тучи. Но этот свет был сфокусирован на экране их жизней с такой силой, что на время они лишились способности справедливого суждения благодаря зажжённым таким образом огням. Но с вами дело обстоит иначе. Вы так долго находились в лучах этого Солнца, что его свет вошёл в ваше сознание и наделил силой самообладания, воздержания от осуждения и даяния любви там, где в ней нуждается слабый или заблуждающийся брат.

Возвратитесь ко мне, дети Мои, бредущие вдалеке, окольными путями, проложенными безверием, осуждением и отсутствием Любви; вернитесь, пока не настало то время, когда вы не сможете более услышать Моего голоса и видеть Мою протянутую руку. Откройте ваши сердца той божественной любви, которая, как в зеркале, отражает наше единство. Помните, что грех вашего брата – это ваш грех, слабость вашей сестры – ваша слабость. Помните, что подобно тому, как Великий Учитель не может обрести покоя, пока не соберёт воедино всех овец, Ему принадлежащих, так же и вы не сможете обрести принадлежащего вам достояния, пока не одарите любовью сердца, которые являются частью вашего сердца. Не выпуская руки Моей, вместе со Мною ищите ваших заблудших собратьев и окружайте их любовью, которая есть апофеоз всего, – любовью, побеждающей всё, даже саму смерть.

Когда звуки произносимых вами слов достигают невидимых царств; когда свет от зажжённых вами огней проникает далеко за пределы земного видения, эти звуки и свет возвращаются к той форме энергии, неотъемлемой частью которой они являются, и могут быть вызваны теми, кто приобрёл силу обращаться с этими формами энергии, – не обязательно в виде повторения произнесённых слов или таких же вспышек света, а в виде элементарных воплощений, подчиняющихся контролю. Подобным же образом мысли любви, сострадания и преданности, бьющие ключом в человеческом сердце, распространяются гораздо дальше, чем полагают их породители, и сливаются с родственными им силами в духовных царствах. И они также подчиняются призыву и приходят, как ангельские гости, к тем, кто приготовил для них обиталище.

Тем же, кто на всё написанное или сказанное с целью пробудить человека к осознанию мощи Любви смотрит как на нечто ненужное и банальное, как на бесполезную трату времени, которое лучше посвятить какой-либо материальной выгоде, Я отвечу: даже с самой практичной точки зрения развитие силы Любви принесёт достижение всего, что они так высоко ценят, ибо, бесспорно, Любовь является наиболее могущественной формой энергии во Вселенной. Тот, кто приобрёл способность любить, имеет в своём распоряжении и все меньшие формы силы; но только речь идёт о той Любви, которая всё отдаёт, а не о той, которая всё тянет к себе, ибо, как это ни парадоксально, отречение равносильно обладанию».

 

Наставление 66 [6]

«Я прихожу к заключению, что многие из недавно принятых учеников Тайноведения сталкиваются с кажущимся непреодолимым затруднением в своих попытках согласовать положения более поздних наставлений с утверждениями, выдвинутыми ранее. Во многих случаях причина этого затруднения заключается в неполном охвате предмета in toto или в недостаточно полном представлении о жизненной важности законов, управляющих Отражением, а также о характере субстанций, участвующих в этом процессе.

Прежде чем прокомментировать этот вопрос, Я хочу выделить одно положение, которое вам следует хорошо запомнить. Из семи планов манифестации три высших непостижимы и неизменны, насколько это касается любых возможных исчислений времени или умственных способностей человека. Поэтому, пытаясь понять планы, или состояния сознания, законы и всё, что имеет к ним отношение, вы сохраните немало драгоценного времени и умственных сил, если до поры до времени ограничите ваши усилия изучением четырёх низших, отражённых планов.

Законы, управляющие энергией отражения, неизменны. Под действием этих законов, с помощью тех же самых сил, через которые и посредством которых физическая форма отражается на полированной поверхности, потенциальная энергия трёх более высоких планов – духовная жизнь – отражается сначала в Акаше, затем в эфирном и, наконец, в плотном, или материальном, плане. Подобно тому как Акаша имеет три главных подраздела, так и эфирный и материальный планы делятся на три основных раздела. Подразделы материального плана – Вода, Воздух и Земля, подразделы эфирного – Свет, Тепло и Звук. Эфир науки и настоящий эфир – проводник электрической энергии – являются позитивным и негативным аспектами единой однородной субстанции. Три подраздела Акаши в просторечии называются Высшим Астральным планом, или планом Души, планом Девачана и планом Нирваны; три высших Огня, от которых все огненные силы первоначально эманируют, развиваются и в которые, в конце концов, возвращаются.

Четвёртый из семи планов, считая сверху или снизу, есть комбинация трех подразделов Акаши. Это великое двойное космическое зеркало, ибо данный план неизменно получает обратно все его собственные отражения, по мере того, как выполняется их миссия на низших планах, и трансмутирует их. Это есть план Христа в действии, «в коем все вещи пребывают и кем все вещи сотворены». Подобно тому как для отражения тела или отбрасывания тени на материальном плане необходим свет Солнца или какого-то иного источника света, так и высшая форма света – энергия – необходима для отражения потенциальностей Акашических планов на более низких планах, или состояниях, материи. Этот свет тождествен с духовной любовью – Любовью Христа. И подобно тому как для отбрасывания тени одним предметом на другой ему необходимо заслонить свет Солнца, так и Свету Христа – Любви – должна быть поставлена преграда, он должен быть прерван в своём течении, отрезан от сердца человека, чтобы проявилось действие зла, то есть была отброшена негативная ментальная, астральная тень на душу. Заметьте, тот же самый свет необходим и в том и в другом случае. И лишь та цель, ради которой этот свет применяется, и определяет план его действия, то есть будет ли он проявлен как добро или же как зло. Точно так же и беспрепятственное проявление человеческой любви или же её пресечение, как описано выше, решает – будет ли она благословением или же проклятием для принимающего и дающего её.

Обычному человеку трудно мыслить о любви как об определённой форме энергии, которую можно использовать во благо или же злоупотребить ею в зависимости от силы и устремления человеческой воли и которая столь же несомненно, как и научно, подобно любой известной человеку форме электричества, подчиняется определённому своду законов.

Некоторые из учеников полагают, что так называемая половая любовь не имеет никакого отношения к любви духовной, к любви Христа, или что одна любовь является антитезой другой. Но это ещё одно серьёзное заблуждение, ибо именно прерывание, пресечение тока духовной любви слепой страстью и создаёт тень, именуемую половой любовью (страстью). И то, что подлежит искоренению для поднятия вибраций человека, есть ни в коем случае не любовь, но именно страсть, и её следует возвышать.

Божественная Любовь, Созидательная Энергия в действии, будучи отражённой в эфирном плане, становится активным принципом Тяготения.

Видимое Солнце часто считается источником тепла и света, но на самом деле оно, подобно вогнутому зеркалу, перехватывает и собирает эфирные вибрации звука, тепла и света и отбрасывает их на восприимчивую оболочку, или ауру, Земли и других планет своей эволюционной цепи. Соответствие между подобным воздействием космических сил друг на друга и влиянием одного человека на другого – абсолютное, так как магнитные излучения какой-либо одной ауры неизменно отражаются на аурах остальных посредством действия того же великого Космического света. И когда этому свету преграждают путь враждебные эманации, тогда то, что должно было быть возвышающей духовной силой, устремляющей к добру, становится и для посылающего и для получателя разрушительным и смертоносным фактором, или тенью, которая стоит на пути этого света и через которую каждая сторона вынуждена смотреть на другую. В результате там, где должны были быть гармония и сила, возникает трение и ненависть.

Другой момент, который вы должны как следует уяснить и запомнить, – это факт обращения всех отражённых форм или сил, когда они отбрасываются на ауру Земли. Вы замечали, что, глядя на своё отражение в зеркале, вы не можете увидеть вашу собственную спину без помощи другого зеркала. Точно так же вы не можете видеть целостное «Я» другого индивидуума, наблюдая лишь его отражённый образ в вашем собственном сознании, если не прибегнете к помощи другого отражателя, а именно светлой и чистой энергии Любви Христа. Она даёт такое сильное отражение, что позволяет вам воспринимать внутреннее «я» другого так же ясно и чётко, как и его внешнюю форму.

Неспособность усвоить эти великие истины и породила, к несчастью, так много непонимания мотивов, мыслей и поступков других людей. Как только вы замечаете в ком-то определённую черту характера или качество, которое не согласуется с вашим образом мышления, у вас тотчас возникает чувство отвращения или ненависти, и, в конце концов, рождается осуждение. Тем самым прерывается ток света и отбрасываются глубокие тени, омрачающие ваш ум, напрочь лишая вас способности видеть, что та самая черта, которую вы осудили в другом, вполне готова проявиться в вас самих, – это и является настоящей причиной вашего неприятия этого качества, или черты характера в вашем собрате. Иными словами, прежде чем вы осмелитесь судить вашего брата или сестру, вы должны очистить собственный ум так, чтобы быть уверенным, что отражения, отбрасываемые на нём Божественной Любовью, не будут заслоняться созданными вами тенями. Только тогда вы сможете стать истинным отражателем Божественных вибраций.

Человек сполна платит за каждую благоприятную возможность, что предлагает ему жизнь, причём ни на йоту, ни на чуточку не меньше истинной ценности этой возможности. Чем больше его требования, чем большую силу и энергию вкладывает он в них, тем больше будет и цена, которую в полной соизмеримости с предоставленной возможностью потребует закон. Если бы человек задумался над этим, то был бы более осмотрителен в своих непомерных требованиях, когда он не желает или не может заплатить за них нужную цену.

Объясняя причины и следствия Отражения, Я хотел бы обратить ваше внимание на предыдущие наставления о Централизации. Непослушание законам Централизации главным образом ответственно за те беспорядочные условия, что существуют ныне на всех путях человеческих устремлений.

Стало уже общим местом считать, что отрицание фактора власти в религиозной, социальной или материальной жизни, по тем или иным основаниям (которые в действительности являются лишь предметом полемики), есть самый подходящий и эффективный путь для достижения лучших условий жизни.

Убийство нелюбимого короля, злобные нападки на моральные и физические качества менее влиятельного правителя или председателя какого-либо общества, которые, воздействуя на общественное мнение, приводят в результате к ниспровержению этого лица «во имя добра» (заслуживает он того или нет), а то и просто из эгоистических соображений, – эти и другие подобные поступки находят полное оправдание, а их ближайшие следствия нередко кажутся оправдывающими такое действие. Однако, если принять во внимание все совокупное воздействие подобных поступков на тех индивидуумов, которые в них вовлечены, то подобные рассуждения окажутся весьма ошибочными. Ибо вне зависимости от того, насколько слаба или могущественна может быть эта линия жизни, нисходящая через религиозные, национальные, социальные или родственные группы людей, преследующие цель их нормального развития эволюционные силы могут действовать лишь через одну эту линию, насколько это касается данного естественного раздела жизни, и если ей причинить вред, то пострадают все.

Неспособность осознать эту истину порождает весьма плачевные условия, существующие ныне в деловом и социальном мире.

В центральной клетке (ядре) любого организма никогда не может возникнуть условия, враждебного интересам других его составных частей, если последние успешно поддерживали и подкрепляли это ядро в его положении и обязанностях; ибо это противоречит всем законам роста и проявления. Если это ядро недостаточно сильно и жизнеспособно для претворения эволюционных сил, оно было бы уничтожено при рождении. Если же оно вырождается впоследствии, то это происходит из-за недостатка поддержки на материальном плане жизни.

Люди не могут пригласить в какой-либо управляющий орган того руководителя, который намного опережает их в некоторых других направлениях, и всё оттого, что человеческое общество имеет тенденцию пренебрегать или же уничтожать всё, что оно не способно понять и оценить. И та же мощь, которая делает центральную клетку проводником для передачи эволюционных импульсов, делает её также и непонятной, а потому обреченной на отторжение подавляющим большинством. Следовательно, вместо поддержки и подкрепления она, образно говоря, изымается, побивается и выбрасывается, то есть фактически становится отверженным Сыном, или Жертвой.

Если это положение вещей осознано, то становится очевидной настоятельная необходимость централизованных усилий, если члены Храма собираются когда-либо образовать ядро, через которое Ложа сможет общаться с миром и наставлять его в коренных преобразованиях существующих методов управления и жизни в целом».

 

Наставление 116 [7]

«Утверждая, что любовь зависит от уважения, вы совсем не знаете и никогда не сможете узнать, что такое любовь и за счёт чего она существует, пока ради любви не склонится ваша собственная голова, а ваша собственная душа не будет втоптана в грязь и осуждена на презрение общества. И до тех пор не понять вам и того, почему мужчины и женщины полагали себя на костёр самопрезрения и самоосуждения, совершая проступки, за которые они осудили бы других; проступки и дела, которые – они знали – должны предстать перед судом их собственной души, – и всё это ради любви.

Чтобы понять это, вам следует иметь некоторое представление о силах, действующих внутри и вокруг вас; также вам следует знать кое-что и о малых жизнях, составляющих эти силы, – достаточно могущественных, чтобы покорить всё, кроме воли вашего духа.

Как правило, человек совершенно не осознаёт, что многими своими поступками ставит себя в зависимость от множества совершенно определённых подклассов жизни, – тех подклассов, каждая отдельная единица которых есть такая же реальность и даже индивидуальность, как и любое другое создание в царстве природы. Неведение о проявлении своих собственных созидательных сил во внутренних царствах жизни часто отдаёт человека на милость его собственных творений.

Непризнание этого факта лишает человека способности управлять такими сущностями. Его презрение к тому, что он считает предрассудками прошлых веков, его абсолютная вера в достижения современной науки являются для него огромным препятствием и помехой. Ему не понять, что древние, предприняв изучение жизни от той точки, которой современная наука едва достигла, довели свои исследования до таких сфер жизни, к которым современные учёные едва приблизились в своих открытиях. Древние обнаружили, что то, что мы теперь называем степенями силы и энергии, является определёнными видами разумной жизни с их собственным управлением и законами и что эти бесконечно малые жизни неразрывно связаны со всеми другими большими и малыми разрядами жизни.

Многие признаются, что электрический разряд оказывает на них особое воздействие – или угнетающее, или возбуждающее – в зависимости от обстоятельств. Но скажите человеку, что его ощущения обязаны непосредственному контакту с бесчисленными огненными жизнями – с элементалами, которые присутствуют при каждой вспышке огня, при каждом, отчасти видимом, мерцающем образовании на небе, – с этими сознательными созданиями, непрестанно атакующими его нервы, отнимающими или же дающими ту или иную порцию огненных сил, которые являются их естественной основой, – скажите ему всё это, и вы вызовете лишь скептическую улыбку у своего слушателя.

Наверное, вам случалось видеть огромные стаи птиц-разрушителей, что налетают на сады и поля, полностью опустошая их; или вреднейших насекомых, поражающих, подобно чуме, огромные участки земли, уничтожая любую зелень. И хотя опустошения, производимые миллиардами негативных огненных элементалов в человеческой расе или нации, не так заметны нашему глазу, всё же результаты их налёта до некоторой степени сходны. Он неизбежно приводит к большой потере физической и нервной силы у отдельных единиц этой расы. Противодействующая сила человеческой воли и ума в значительной степени избавляет от влияния этих малых жизней, однако при этом всегда происходит определённая потеря нервной силы, которая должна быть впоследствии восполнена, иначе жертва окажется беззащитной перед какой-либо иной враждебной силой.

Эти малые жизни являются солдатами всего лишь одной шеренги среди бесчисленных легионов, вовлечённых в великую битву жизни. Их не следует ни бояться, ни презирать, но нужно просто удерживать на их собственном фланге боевой линии.

Они так же, как и человек, подчинены универсальным законам и подвержены тем же влияниям. Они безответственны и, следовательно, бездушны и подчиняются воле и мышлению высших порядков жизни. Они являются причиной многих эпидемий. Иногда они оказывают ужасное давление на нервы и серое вещество мозга по осознанной или неосознанной злой воле какого-либо лица. И так как всё это истинная правда, то не стоят ли они того, чтобы заняться их изучением и попытаться защитить себя, поскольку такая защита возможна?

И это возвращает Меня к началу Моего повествования. Чем выше какой-либо атрибут или энергия находятся на шкале жизни, тем более мощными, как в добре, так и во зле, они являются. И негативный аспект любви на этой шкале вызывает самые жестокие, самые слепо безрассудные, эгоистичные и разрушительные из элементальных огненных жизней.

Позитивный аспект этого же атрибута представляет собою обратное во всех отношениях. Малые жизни, которые проявляются в результате действия позитивного аспекта любви, обладают твёрдостью воли, способностью к различению и бескорыстием. И что бы ни представлял собою объект, возбудивший в сердце человека позитивный аспект этого качества, будет ли это вещь или живое существо, происходит непрерывная бомбардировка этими малыми жизнями и, следовательно, постоянное увеличение силы и мощи тех качеств, которые особенно активны в малых жизнях позитивного аспекта этого атрибута, и тогда воля и ум низшего человека укрощаются и сдерживаются.

Такой человек не может освободиться от своей зависимости от этой вещи или персоны, даже если бы и хотел, по той причине, что ни характер, ни качества, ни недостатки этого объекта, как бы ни был он плох, не могут повлиять на ход вещей.

Когда сила, заключённая в этих малых жизнях и активизирующая их, истощается от времени либо благодаря действию пробудившейся духовной воли, и душа освобождается от этой рабской зависимости, мощь позитивного аспекта великого Принципа Любви переносится от одного ко многим. И тогда эгоистичное удовлетворение, радовавшее до сих пор преданностью одному объекту, перерастает свои границы и увеличивается в тысячи раз.

И вот тогда пробудившаяся душа познаёт, что такое настоящая Любовь».

 

Наставление 118 [8]

«В эти дни, о которых древние мудрецы говорили как о «последних потоках», изливается духовная сила, которая, как никогда ещё в истории нынешнего века, орошает души озарённых светом и даже у эгоистичного человека пробуждает мысли о духовной основе жизни, взывая к тому, что можно назвать сердечной стороной человеческой жизни.

Это сила Христа, сила Любви – преобразующая, созидательная, универсальная огненная сила, посылаемая из Сердца Бога, Святого Духа, которая всегда предшествует Пришествию Великого Аватара, для того чтобы подготовить народы земли к Его приходу. Эта огромная сила по-разному действует на разных людей, согласно их природе и способности к проявлению возбуждаемых ею качеств и желаний. На некоторых она действует как призыв к объединению народов для протеста против несправедливости; на других – как глас «вопиющего в пустыне», повелевающий им «искать нищих, хромых и слепых» телом и душою. К третьим она приходит вместе с мощью Великого Целителя, выводящего их из рабства через страдания и боль. К тем немногим, кто может уловить тот еле слышный шёпот «ищи внутри себя», что приходит из центральной точки её притягательного движения, и кто повинуется ему, она приходит как побуждение к сверхчеловеческому усилию обрести то, что он ищет. И именно на таких людях сосредоточивается, на таких расходуется эта сила, ибо в другие века они смогут передать её другим расам. Те, иные, могут забыть о ней во время напряжённого испытания и несчастий, которые неизбежно лягут на плечи мира при пробуждении низшего полюса той же самой силы, поскольку низший полюс всякой силы и формы энергии – духовной или материальной, – непременно должен пробудиться, когда противоположный полюс израсходовал свою мощь; но только не «те немногие», к которым Я обращаюсь сейчас, ибо лишь они смогут найти зерно тех истин, о которых Я говорю.

Каждый атом материи имеет свою духовную основу. И лишь духовный человек, с чистыми мыслями, самоотверженный и всевмещающий – только такой человек может объединить свою сознательную индивидуальность с духовной основой материи. Заключённый таким образом союз приносит в дальнейшем и плод этого единства – созидательную, преобразующую и раскрывающую мощь.

Наблюдая за ростом человека, растения или кристалла, вы видите постоянные перемены: расщепление массы материи, молекулы за молекулой.

Вы наблюдаете возникновение новой жизни из, казалось бы, мёртвого семени или корня, и эта великая тайна потрясает и ставит вас в тупик. Вы не можете заметить того, что очевидно для великого Провидца, – тесную связь духовной основы зерна или корня с окружающим и пронизывающим его Мировым духом; новый союз отдельной жизни с жизнью универсальной; взаимодействие личной любви с Любовью Космической; осенение отдельного луча света великим Духовным Солнцем. Вы можете видеть лишь результаты этих процессов, если только вы не являетесь «одним из немногих» – одним из упомянутых Мною Провидцев.

Если вы не один из тех, то, созерцая чудеса того, что называется духовным или ментальным лечением, удивительные демонстрации психических феноменов, таинственные проявления гипнотизма, месмеризма и физической науки, вы можете довольствоваться обычными их разъяснениями. Но вы не сможете постичь подлинную сущность всех этих кажущихся тайн до тех пор, пока не достигнете состояния мудрости. Но, дети Мои, вы никогда не достигнете этого состояния, если будете привязаны к одним только материальным вещам или к земным созданиям и не выпустите их из рук.

Окружность не может соприкоснуться с центральной точкой круга; ей надлежит разрушиться и быть поглощённой атом за атомом, прежде чем она сможет заглянуть в означенные этой точкой глубины – в те глубины, где в совершенном самоотверженном единстве существует основной источник Желания, Воли, Решимости и Преданности – Божественная Любовь, которая приводит в движение таящиеся в уме созидательные силы; силы, которые могут создать атом, человека и целый мир, согласно их божественному прототипу.

Подобное не только ищет, но и находит подобное, и только Любовь может найти Любовь.

Я не могу сказать вам, да и никто другой не скажет, как вызвать в себе Любовь. Я могу лишь указать, как подготовиться к её приходу, однако обычный человек, а то и ученик подумает, что это слишком трудно, и в то же время он будет применять столь же трудные методы для достижения куда менее значимых результатов.

Он будет жертвовать собою и теми, кто любит его; он отдаст пищу, одежду и даже саму жизнь в поисках каких-то материальных вещей; он будет усердствовать в тренировках, доказывая своё физическое превосходство, что более жестоко отзовётся на его физическом теле, нежели те способы, на которые Я указывал.

Он будет насиловать свой ум, пока не закружится голова и не истощится нервная сила, пока он не впадёт в старческий маразм. И всё это для того, чтобы выполнить какой-то план, который он считает великим делом, тогда как половина тех же усилий в правильном направлении дала бы ему тело Геркулеса, ум Юпитера и долголетие Мафусаила.

Те же старания и усилия, те же жертвы, обусловленные мотивом пробуждающегося в его душе ответа на ту духовную Любовь, что всегда взывает о допущении и объединении, дали бы ему бесконечно больше, нежели может постигнуть его ум.

Точно так же, как конструктивные силы природы образуют материальные формы посредством расширения и приумножения, формируются созидательные и конструктивные силы сами по себе. Как клетки крови разрушаются и вновь заменяются другими, причём в большем количестве, повинуясь действию законов физики, так и мельчайшие созидательные силы убывают, уменьшаются, а затем нарастают и вновь увеличиваются под действием высших законов на духовные основы их мельчайших жизней. Из мёртвой формы снова и снова возрождается новая жизнь, и так происходит повсюду.

Из мёртвых и разрушающихся клеток ваших тел могут возникнуть новые, живые клетки посредством усиления и приумножения мельчайших созидательных сил, образуя новую кровь, новую ткань и новые тела, если вами устанавливается этот божественный союз между Любовью вашей собственной души и Любовью Вселенской, которая её окружает и пронизывает».

 

Наставление 175 [9]

«Ax, мужья и жёны этого беспокойного, безумного века, этой эры, в которой все вещи так быстро распадаются и изменяются; эры, в которой не может быть никакой стабильности, никакого равновесия ни в религиозной, ни в социальной, ни в политической или семейной жизни, если только оно не создаётся и не поддерживается суровой выдержкой, божественным терпением и прежде всего упорным проведением через всю нить жизни чувства долга ради ещё не развившихся и ещё не рождённых детей, которым суждено невыразимо страдать, если их родители поддаются воздействию тех разрушительных сил, что проносятся сейчас по всей земной сфере! Где найти того, кто может сказать вам об этом с достаточной мощью? Где найти слова, достаточно убедительные по своей проникновенности и весомости, чтобы привлечь ваше внимание и глубоко запасть в ваши души, пробудить доселе дремлющую силу и устремить к цели, что так необходимо для вашего спасения и для спасения той расы, к которой вы принадлежите?

Современные методы воспитания и образования привили большинству из вас, мужчин, всепоглощающее устремление к какой-нибудь одной цели, которое, в конце концов, заканчивается одним из двух: либо истощённой жизненной силой и расшатанными нервами со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде нетерпения, самопотворства и равнодушия; либо превращением во флегматичное, самодовольное, тупое существо наподобие какого-нибудь травоядного животного. Эти методы оказали ничуть не меньшее влияние и на женщину, сделав из неё беспокойное, физически не подходящее для супружеских отношений существо, – чувствительное, слишком идеалистичное, непрактичное, полное страстного желания реализации каких-то несбыточных идеалов. И, как правило, и мужчины, и женщины либо не в состоянии услышать, либо эгоистично равнодушны к исходящему друг от друга воплю о помощи и поддержке, понимании и сочувствии.

Никакое третье лицо не может помочь установить гармонию между мужчиной и женщиной, достигшими подобного состояния полной неудовлетворённости, ибо они даже и не примут такой услуги. Их собственное самолюбование или идеалистические иллюзии затуманивают их рассудок такими чарами, что сама возможность прислушаться к опыту кого-то другого, чтобы извлечь из него пользу для себя, кажется им унижением. Поэтому они предпочитают искать силу и поддержку в собственной душе, чтобы попытаться устоять, когда волны досады, разочарования, неудовлетворённой страсти и стремления заливают их, если только они не были достаточно благоразумны, чтобы с неусыпной заботой и вниманием нежно лелеять ту искру истинной любви, что соединила их в начале супружеской жизни, взирая на эту любовь как на драгоценный камень, который можно повредить грубым обращением. Эта драгоценность требует оправы в виде некоторого обоюдного внимания, постоянного напоминания о своём существовании и хрупкой природе, а также частого омовения в чистой воде духовного общения.

Ах, мужчины и женщины! Что ещё в беспредельном Космосе, кроме бескорыстной и преданной любви жены или мужа, может дать вам силы примириться с ужасающей реальностью, что быть смертным – это значит беспрестанно страдать; страдать и в радости и в печали; страдать неизбывно и непрерывно? И даже во сне – этом близнеце смерти – не находить полного прекращения страдания, кроме тех часов крайнего отрицания жизни настоящего момента, которое буквально уничтожает её. Таков закон смертной жизни, и ни один человек не может избежать его приговора, пока не одержит победы над смертной жизнью при помощи пламени, разгоревшегося от той единственной искры, что была перенесена в сердца мужчины и женщины из сердца Бога в час их единения и согласия. И тогда может быть получено окончательное освобождение от страдания, ибо исполнить закон может лишь одна любовь – любовь, основанная на взаимном уважении и поддерживаемая обоюдным терпением.

Довольно странно, что большинство людей никак не поймут, что новые жизненные токи никогда не приводятся в движение путём насилия или нарушения закона.

Очень часто, сами того не желая, мужчины и женщины с головой погружаются в заботы и обязанности повседневной жизни и поэтому или слишком устают, или становятся равнодушными друг к другу, либо, принимая это как должное, обращаются друг с другом так, как склонны обращаться с людьми одного с ними пола, забывая о том, что установление супружеских отношений между мужчиной и женщиной приводит к созреванию в душе каждого из них зародыша, который лишь потенциально заложен в душах одиноких мужчин или женщин, – тех отношений, которые уже превышают физический план и действуют на плане души. Подумайте об этом, если хотите, чтобы ангел Гармонии появился и прочно поселился у вашего домашнего очага.

Мужчина должен осознать эти факты, с тем чтобы не позволить материальным условиям и обстоятельствам уничтожить в нём женские качества, помогающие ему понять природу женщины, с которой он вступил в брак, и таким образом дать ей ту пищу, которую её душа жаждет получить от него, чтобы жить и расти.

Женщина же должна осознать тот факт, что для неё в равной степени необходимо развивать мужские качества души и тем самым обрести способность понимать характер борьбы за своё главенство на материальном плане, укоренившейся в мужском аспекте жизни. В противном случае она не сможет понять характера воздействия этой борьбы на более утончённую сторону естества мужчины, с которым она вступила в брак, и, насколько это в её силах, помочь ему уравновесить обе эти стороны его природы.

Девять из десяти печальных разногласий, возникающих между супругами, происходят вследствие полного незнания природы основных различий между мужским и женским полом. И если не прилагается серьёзных усилий к тому, чтобы рассеять подобное невежество, то почти не остаётся надежды на достижение взаимопонимания, за исключением тех случаев, где имеет место истинный, настоящий брак.

Женщина мучительно бьётся за постоянное проявление утончённых качеств её идеального мужа, тех качеств, которые, как она полагает, являются частью натуры того мужчины, с которым она вступила в брак. Мужчина же выражает (или подавляет) недовольство по поводу непонимания женщиной тех причин, что стоят за его неспособностью ответить на предъявляемые к утончённым сторонам его природы требования в то время, когда вся его энергия направлена на какую-нибудь необходимую – для него – материальную борьбу.

Если счастье женщины зависит от постоянно выказываемых знаков любви к ней, а также интереса к её занятиям, а счастье мужчины – от разумного понимания его недостатков и трудностей, то нет никакой надежды на прекращение их семейных неурядиц. Обе стороны должны будут прийти к обсуждению и принятию кодекса взаимного уважения и внимания к правам и привилегиям друг друга, прежде чем может быть создана общая почва для понимания.

Вы, конечно же, понимаете, что Я не обсуждаю сейчас те печальные случаи, когда один из супругов или оба они потеряли всякое уважение и почитание по отношению к божественным и человеческим законам, когда жизнь одного становится адом из-за поступков другого, и их корабль жизни несёт прямо на скалы. Я указываю лишь некоторые из причин, погубившие так много жизней, которые могли бы быть пройдены при обстоятельствах, позволяющих заплатить некоторую часть плохой кармы и получить возможность найти дополняющие их половинки в другом жизненном цикле при гораздо меньших усилиях, нежели это было бы возможно при существующих обстоятельствах, отягощенных дурной кармой

Пока мужчина или женщина твёрдо придерживаются мысли, что не исполнение долга, а личное счастье на физическом плане является конечной целью жизни, то все шансы на счастье разлетаются, как птицы по ветру; тогда как исполнение долга принесло бы по меньшей мере мир душе, а также осознание реальности идеала, к которому они стремятся, но который, возможно, на этом плане ещё не существует».

 

Литература:

1. А. Файнлейб. Учение Храма в публикации МЦР. Журнал «Грани Эпохи», № 94, Лето 2023,

http://www.facets.ru/index.htm?issue=94&article=9411

2. Учение Храма / пер. с англ. – М.МЦР, 2001. Ч.1, стр.49-50.

3. Там же, стр.52-54.

4. Там же, стр.84-85.

5. Там же, стр.105-108.

6. Там же, стр.151-154.

7. Там же, стр.262-263.

8. Там же, стр.265-267.

9. Учение Храма / пер. с англ. – М.МЦР, 2001. Ч.2, стр.92-93.

 

Подготовил:

Александр Файнлейб.

Израиль, ноябрь 2022 г.

 

 


№98 дата публикации: 01.06.2024

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020