ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025

Читателям Содержание Архив Выход

Валентина Дудко

 

Самоотречение

Опубликовано: газета «Свет», США, 1945 г.

 

Валентина Дудко

 

Сознательное смирение, строгий контроль над страстями, – это, собственно, и есть самоотречение. Многие считают самоотречение искусственным аскетизмом, но это не так. Можно всему радоваться, но радоваться мудро. Мало кто думает над разницей между мудрой радостью и животной, чувственной тягой к наслаждениям. Радость – благородное, чистое чувство, в нём нет спазматических страстных желаний. Можно радоваться и красивому здоровому телу, и природе, и искусству, нисколько не греша против чистоты тела и духа.

В понятии радости отсутствует элемент низменного и плотского самоуслаждения. – Пока нет корыстных желаний, зависти, соревнования – радость человека ничем не омрачена. Как скоро появляется потребность насладиться, человек теряет мир и чистую радостную душу. Наслаждения тянут вниз, радость возносит вверх. Наслаждения неизменно несут за собою страдания, – чистая радость приносит ясность мыслей и душевный мир.

Почему же, несмотря на явные преимущества бескорыстной радости, мы все находимся в таком жутком рабстве у наслаждений? Прежде всего, потому, что это легко. Путь самоотречения тяжёл и требует много сил. Путь самоуслаждения и плотских удовольствий очень соблазнителен и заразителен. Ведь мы оказываем огромное влияние друг на друга своим поведением, словами, мыслями и желаниями. А доминирующее большинство людей считает, что жизнь на то и дана, чтобы извлечь из неё как можно больше наслаждений. Именно наслаждений. Не радостей, не знания, не красоты, а лишь чувственных удовольствий… Люди думают, что отдавшись влечению страстей, они удовлетворятся и найдут счастье. Как капризный ребёнок человек требует исполнения своих желаний. И чем эгоистичнее желания, тем, увы, больше ударов и разочарования.

Одному подай роскошь. – «Ах, ах, что за прозябанье, живёшь без всяких удовольствий. Вот бы мне деньги, закатил бы я, показал бы, как нужно жить!» А дайте такому деньги, – получается ещё большие аппетиты, ещё пущий уход от душевного мира, от радости.

Другому нужны сильные ощущения. «Эх, пропадает молодость! На что, спрашивается, красота дана?! Мне бы наслаждаться, как в сказках, а вместо Ивана Царевича у меня скучнейший Иван Иванович! – тоска!.. Получив же Ивана Царевича или свою Василису Прекрасную, эти страстные ненасытные люди часто жгут себя с обоих концов, часто попадают в труднейшие обстоятельства и, конечно, очень далеко отбрасываются от истинного мира и радости.

Третьим нужна слава, четвертым власть… Желания эгоистичные, грубые мутят голову, обволакивают сердце паутиной и всё дальше и дальше уводят человека и человечество от мира, радости, счастья.

И только небольшая горсточка людей отряхивается от этого дурмана: не хочу, не поддамся!

Можно не поддаться дурману страстей и должно. Для этого нужна большая борьба с самим собой, неминуемы соблазны и даже падения, но, избравши путь борьбы, нужно бороться до конца. Бороться с низкими инстинктами, с нездоровыми тенденциями, с общепринятыми мнениями, с суевериями, со страхом, с похотью, с жадностью…

Человек, живущий вожделениями, не поймёт такой борьбы и с усмешкой спросит: «Да зачем, простите, себя мучить?! Живите в своё удовольствие!»

Милый человек, гораздо больше мучений от твоих «удовольствий», чем от суровой самодисциплины и самоотречения!

Многие спросят: «Ну, а дальше что? Отказ от низменных страстей, равнодушие к богатству и любовным приключениям и т.д., и т.д., – что, собственно, все эти отречения могут принести?»

Прежде всего – расширение сознания, душевный мир, гармонию, умение радостно и смело пройти эту жизнь и постигнуть срытые её тайны.

Чем чище и бескорыстнее человек, тем больше радости он может принести другим людям. Самые великие люди жили для того, чтобы внести в жизнь гармонию, для того, чтобы служить людям. Таким образом, самодисциплина, работа над собой, самоотречение – это только средство для того, чтобы достойно служить людям. Ибо пока человек не победил своего эгоизма, своих вожделений и страхов, как может он вызвать улыбку на лице страждущих, как может убедить других в возможности бескорыстного Счастья?

Величайшие люди были смиреннейшими слугами человечества. Господство над собой неизменно ведёт к служению другим. Желание господства над другими создаёт жуткие цепи и рабство у своих страстей.

 

 

Приложение

Письмо Н. К. Рериха В. Л. Дудко от 20 октября 1945 г.

Дорогая наша сотрудница,

Спасибо, большое спасибо за Вашу прекрасную статью «Сокровенное». Радостно видеть, как Вы быстро совершенствуетесь, овладеваете ясным, доброжелательным изложением. Уже писал я Зине – какая полезнейшая книга составится из Ваших статей.

Поистине – в добрый путь! Е.И. так рада видеть, как в каждой статье Ваше дарование растёт. Именно теперь людское сознание помутилось, и зёрна добротворчества нужны, как никогда. В последних статьях мне приходится напоминать: «Армагеддон войны окончен, но теперь человечеству предстоит Армагеддон Культуры – ещё более трудный». Все заветы добра должны быть усвоены. Молодое поколение должно воспитываться в осознании истинного восхождения. Или «вперёд» или «назад» – нет середины.

Если придётся ехать в Прагу, в Злату Прагу, посмотрите на это передвижение как на восхождение. Новые люди! Центр славянства! Сближение ветвей единого всеславянского древа.

Наверно, в Праге найдётся газета, где Вы будете продолжать писать, да и в Америку пошлёте – добрые нити надо хранить. Конечно, увидите Русский Музей в Збраславском Замке около Праги. Встретитесь с Булгаковым – передайте ему мой сердечный привет. Не возобновилась ли его переписка с нашими друзьями-рижанами? Когда встретите министра Яна Масарика, привет ему от нас всех. Жив ли Лосский? В московском журнале «Славяне» (Декабрь № 12, 1944) был мой записной лист, – в нём я поминал добром Злату Прагу. Конечно, и с посольством нашим Вы будете встречаться. И это хорошо. Вы найдёте чуткие слова не в споре, а в душевном касании. Без сомнения, Вы встретите много русских – ведь там теперь смежная граница. Обо всём встреченном нам напишите. Посылаю вырезку из здешнего Чехословацкого бюро и статью Руфины Хилл, – может быть, она теперь в Праге. Не будет ли там Игорь Грабарь? – всё это полезный материал.

К моему 70-летию из Лондона Масарик прислал дружескую телеграмму с приглашением в Прагу. О Златой Праге всегда сердечно вспоминаю. Так и Вы смотрите на Прагу как на продвижение.

Поблагодарите от нас Вашего мужа за его доброе отношение к моему покойному брату. Ведь об их жизни в Москве мы ничего не знаем, да и о болезни имели лишь краткую телеграмму. И теперь никаких вестей. Конечно, почта очень плоха, и мирное время её не улучшает. Вот проскочило через Америку одно письмо Грабаря, и опять молчание.

Итак, в добрый путь! Шлём Вам наши лучшие мысли. Привет Вашему мужу и Мише.

Сердечно...

20 октября 1945 г.

 

 


№98 дата публикации: 01.06.2024

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020