этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025
Валентина Дудко
Опубликовано: газета «Свет», США, 1945 г.
Валентина Дудко
Сознательное смирение, строгий контроль над страстями, – это, собственно, и есть самоотречение. Многие считают самоотречение искусственным аскетизмом, но это не так. Можно всему радоваться, но радоваться мудро. Мало кто думает над разницей между мудрой радостью и животной, чувственной тягой к наслаждениям. Радость – благородное, чистое чувство, в нём нет спазматических страстных желаний. Можно радоваться и красивому здоровому телу, и природе, и искусству, нисколько не греша против чистоты тела и духа.
В понятии радости отсутствует элемент низменного и плотского самоуслаждения. – Пока нет корыстных желаний, зависти, соревнования – радость человека ничем не омрачена. Как скоро появляется потребность насладиться, человек теряет мир и чистую радостную душу. Наслаждения тянут вниз, радость возносит вверх. Наслаждения неизменно несут за собою страдания, – чистая радость приносит ясность мыслей и душевный мир.
Почему же, несмотря на явные преимущества бескорыстной радости, мы все находимся в таком жутком рабстве у наслаждений? Прежде всего, потому, что это легко. Путь самоотречения тяжёл и требует много сил. Путь самоуслаждения и плотских удовольствий очень соблазнителен и заразителен. Ведь мы оказываем огромное влияние друг на друга своим поведением, словами, мыслями и желаниями. А доминирующее большинство людей считает, что жизнь на то и дана, чтобы извлечь из неё как можно больше наслаждений. Именно наслаждений. Не радостей, не знания, не красоты, а лишь чувственных удовольствий… Люди думают, что отдавшись влечению страстей, они удовлетворятся и найдут счастье. Как капризный ребёнок человек требует исполнения своих желаний. И чем эгоистичнее желания, тем, увы, больше ударов и разочарования.
Одному подай роскошь. – «Ах, ах, что за прозябанье, живёшь без всяких удовольствий. Вот бы мне деньги, закатил бы я, показал бы, как нужно жить!» А дайте такому деньги, – получается ещё большие аппетиты, ещё пущий уход от душевного мира, от радости.
Другому нужны сильные ощущения. «Эх, пропадает молодость! На что, спрашивается, красота дана?! Мне бы наслаждаться, как в сказках, а вместо Ивана Царевича у меня скучнейший Иван Иванович! – тоска!.. Получив же Ивана Царевича или свою Василису Прекрасную, эти страстные ненасытные люди часто жгут себя с обоих концов, часто попадают в труднейшие обстоятельства и, конечно, очень далеко отбрасываются от истинного мира и радости.
Третьим нужна слава, четвертым власть… Желания эгоистичные, грубые мутят голову, обволакивают сердце паутиной и всё дальше и дальше уводят человека и человечество от мира, радости, счастья.
И только небольшая горсточка людей отряхивается от этого дурмана: не хочу, не поддамся!
Можно не поддаться дурману страстей и должно. Для этого нужна большая борьба с самим собой, неминуемы соблазны и даже падения, но, избравши путь борьбы, нужно бороться до конца. Бороться с низкими инстинктами, с нездоровыми тенденциями, с общепринятыми мнениями, с суевериями, со страхом, с похотью, с жадностью…
Человек, живущий вожделениями, не поймёт такой борьбы и с усмешкой спросит: «Да зачем, простите, себя мучить?! Живите в своё удовольствие!»
Милый человек, гораздо больше мучений от твоих «удовольствий», чем от суровой самодисциплины и самоотречения!
Многие спросят: «Ну, а дальше что? Отказ от низменных страстей, равнодушие к богатству и любовным приключениям и т.д., и т.д., – что, собственно, все эти отречения могут принести?»
Прежде всего – расширение сознания, душевный мир, гармонию, умение радостно и смело пройти эту жизнь и постигнуть срытые её тайны.
Чем чище и бескорыстнее человек, тем больше радости он может принести другим людям. Самые великие люди жили для того, чтобы внести в жизнь гармонию, для того, чтобы служить людям. Таким образом, самодисциплина, работа над собой, самоотречение – это только средство для того, чтобы достойно служить людям. Ибо пока человек не победил своего эгоизма, своих вожделений и страхов, как может он вызвать улыбку на лице страждущих, как может убедить других в возможности бескорыстного Счастья?
Величайшие люди были смиреннейшими слугами человечества. Господство над собой неизменно ведёт к служению другим. Желание господства над другими создаёт жуткие цепи и рабство у своих страстей.
Дорогая наша сотрудница,
Спасибо, большое спасибо за Вашу прекрасную статью «Сокровенное». Радостно видеть, как Вы быстро совершенствуетесь, овладеваете ясным, доброжелательным изложением. Уже писал я Зине – какая полезнейшая книга составится из Ваших статей.
Поистине – в добрый путь! Е.И. так рада видеть, как в каждой статье Ваше дарование растёт. Именно теперь людское сознание помутилось, и зёрна добротворчества нужны, как никогда. В последних статьях мне приходится напоминать: «Армагеддон войны окончен, но теперь человечеству предстоит Армагеддон Культуры – ещё более трудный». Все заветы добра должны быть усвоены. Молодое поколение должно воспитываться в осознании истинного восхождения. Или «вперёд» или «назад» – нет середины.
Если придётся ехать в Прагу, в Злату Прагу, посмотрите на это передвижение как на восхождение. Новые люди! Центр славянства! Сближение ветвей единого всеславянского древа.
Наверно, в Праге найдётся газета, где Вы будете продолжать писать, да и в Америку пошлёте – добрые нити надо хранить. Конечно, увидите Русский Музей в Збраславском Замке около Праги. Встретитесь с Булгаковым – передайте ему мой сердечный привет. Не возобновилась ли его переписка с нашими друзьями-рижанами? Когда встретите министра Яна Масарика, привет ему от нас всех. Жив ли Лосский? В московском журнале «Славяне» (Декабрь № 12, 1944) был мой записной лист, – в нём я поминал добром Злату Прагу. Конечно, и с посольством нашим Вы будете встречаться. И это хорошо. Вы найдёте чуткие слова не в споре, а в душевном касании. Без сомнения, Вы встретите много русских – ведь там теперь смежная граница. Обо всём встреченном нам напишите. Посылаю вырезку из здешнего Чехословацкого бюро и статью Руфины Хилл, – может быть, она теперь в Праге. Не будет ли там Игорь Грабарь? – всё это полезный материал.
К моему 70-летию из Лондона Масарик прислал дружескую телеграмму с приглашением в Прагу. О Златой Праге всегда сердечно вспоминаю. Так и Вы смотрите на Прагу как на продвижение.
Поблагодарите от нас Вашего мужа за его доброе отношение к моему покойному брату. Ведь об их жизни в Москве мы ничего не знаем, да и о болезни имели лишь краткую телеграмму. И теперь никаких вестей. Конечно, почта очень плоха, и мирное время её не улучшает. Вот проскочило через Америку одно письмо Грабаря, и опять молчание.
Итак, в добрый путь! Шлём Вам наши лучшие мысли. Привет Вашему мужу и Мише.
Сердечно...
20 октября 1945 г.
№98 дата публикации: 01.06.2024
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020