ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №97 / Весна 2024

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Астрохимия* в исследовании микрокосма выхода первого тома «Тайной доктрины»

«Я лишь составил букет из лучших восточных цветов и не привнёс от себя ничего, кроме ниточки, связывающей их». Сможет ли хоть кто-то из моих помощников сказать, что я не заплатила полной цены за ниточку?

Е. П. Блаватская, цитируя в «Тайной доктрине»

Монтеня, ТД 1, стр. 46.

 

Потому и Говорю: утомляйте Меня, нагружайте Меня всеми тягостями мира. Не утомлюся, не Отойду в утомлении, ибо не Знаю, что есть утомление. Изгоняю это. И Прошу вас, утомляйте Меня, иначе не дойти в сад прекрасный.

«Учение Живой Этики»,

Листы сада Мории», Апрель 8.

 

От автора

Феномен неожиданности

Приступая к работе, не подумалось о том, что же собственно следует ожидать в результате исследования. Изучается рождение уникальной книги, причём с привлечением тайного знания. Казалось бы, следовало ожидать раскрытия содержания книги, именуемой «Тайна доктрина» (ТД). Наисложнейшего содержания. Но каким образом может открыться подобное содержание? В какой форме и в каком виде?

Любые фантазии здесь бессильны, да и неуместны. Когда работа над содержанием микрокосма была закончена, открылось нечто неожиданное. Вернее, «неожиданное» стало открываться сразу же по мере знакомства с содержанием микрокосма.

Автор открыл не содержание книги, а «лицо» автора, хорошо узнаваемую историю жизни Е. П. Блаватской, натура и характер которой повсеместно и настойчиво проявлялась в исследовании. Непостижимым образом открывались хорошо известные черты жизни и судьбы «Упасики», этим именем называли Блаватскую в Индии.

Как объяснить неожиданный результат? Конечно, книга, рождённая исключительным автором, обязана нести отпечаток личности автора, своеобразие почерка, «лица не общее выражение». И вовсе не удивительно, что в попытке извлечь знания «ТД», неизбежно возникает образ автора. Хотя, по словам Блаватской, «ничего этого я не изобрела, а только провозгласила, как была научена». Выходит, микрокосм обнаруживает некий собирательный образ?

Ведь мы же не удивляемся, когда в новорождённом ребёнке явственно проступают черты счастливой матери, считаем это естественным.

Как оказалось, благодаря открывшемуся знанию о Блаватской, представляется возможность проникнуть и в содержание книги. Чему, собственно, нашлось объяснение в третьем фундаментальном принципе «Тайной доктрины».

 

Элвин Кун: «Идентичность и фундаментальное единство всех индивидуальных душ со вселенской Сверхдушой, микрокосма с макрокосмом. История индивидуальной, или персонифицированной, души, таким образом, неизбежно копирует жизнь вселенной, представляя собой паломничество через материальные и духовные миры согласно законам кармы и перевоплощения. Отсюда вытекает необходимость «погружения в материю» до самых низких и наиболее инертных форм и обратного восхождения к бестелесному состоянию».

 

В раздумьях над обнаруженной неожиданностью пришла идея: а что если найденную закономерность проверить на выходе в свет собственной книги? Обнаружу ли я, автор книги, в микрокосме даты «подписания в печать» книги «Звездные тайны России», черты собственной жизни и судьбы? Идея оказалась плодотворной. Эффект, наблюдаемый в работе над микрокосмом выхода «ТД» повторился.

 

*Астрохимия – определение, которым Е. И. Рерих в «Космологических записях» именует «астрологию».

 

Тайная доктрина

Википедия: «Та́йная доктри́на, си́нтез нау́ки, рели́гии и филосо́фии» (англ. TheSecretDoctrine, theSynthesisofScience, ReligionandPhilosophy)главноесочинениеЕленыПетровныБлаватской втрёхтомах. Первоначально книга была издана в двух томах в 1888 году, третий том был опубликован после смерти писательницы в 1897 году.

Основу «Тайной доктрины» составляют стансы, переведённые из сокровенной «Книги Дзиан» с комментариями и пояснениями автора. Также в книге подробно рассматривается фундаментальная символика, используемая великими религиями и мифологиями мира. В первом томе речь идёт об образовании Вселенной.

Второй том рассматривает происхождение и эволюцию человека. Третий том содержит истории некоторых известных оккультистов. Перевод на русский язык с английского оригинала выполнен Еленой Рерих (первая половина 1930-х годов). Французские теософы издают сжатую версию «Тайной доктрины» Е. П. Блаватской.

…Автор утверждает, что Вселенная создаётся и направляется изнутри наружу. Как вверху, так и внизу, как на небе, так и на земле, и человек, микрокосм и миниатюрная копия макрокосма, есть живое свидетельство этому вселенскому закону и образу его действий».

 

Из воспоминания помощников Блаватской Арчибальда и Бертрана Кэйли:

«Вместо того чтобы сделать первый том, как она намеревалась, историей некоторых великих оккультистов, мы посоветовали ей последовать естественному порядку изложения. Начать с эволюции космоса, от неё перейти к эволюции человека, а затем, в третьем томе, заняться исторической частью, разобрав жизнь великих оккультистов, и, наконец, рассказать о практическом оккультизме в четвёртом томе. Этот план мы изложили перед Блаватской, и она его должным образом утвердила».

 

Е. И. Рерих: «Е. П. Блаватская была духом исключительно мощным и высоким, и стала жертвой невежества окружающих её людей. Ярые убили её своим недоверием и преследованиями и не дали ей закончить её миссию. Она не смогла написать Третий Том, который облегчил бы путь и следующим носителям Знания. Она должна была поведать миру о Борьбе Сил Света с Силами Тьмы, о наступающем уже Армагеддоне, также осветить деятельность Князя мира сего. Именно могла написать о нём, ибо не была связана никакой личной кармой с ним, и он не мог вредить ей непосредственно. Том этот не состоялся, но он был так нужен тогда» (3).

 

Итак, в первом томе речь идёт об образовании Вселенной. Удастся ли автору исследования микрокосма рождения книги неким образом обнаружить направленность содержания? Рассмотрим особенность структуры микрокосма первого тома «ТД».

Для начала отметим особое, «отстранённое» положение Высших планет микрокосма вкупе с Чёрной Луной.

 

Что есть космическая «праща»?

Обнаруженное положение планет в микрокосме, в общем и целом напоминает автору классическую фигуру планет Джонса, называемую «Праща». Смысл фигуры планет «праща» заключается в том, что энергии большинства планет микрокосма «выстреливают» в одну точку, в данном случае в «соединение» Плутона и Нептуна.

В теории читаем: «Обладатель «Пращи» предельно сконцентрирован на одном деле и живёт, вкладывая в него все свои силы. Такие люди целеустремлённы и динамичны, могут быть невероятно упорными в достижении своей цели, ради которой могут пожертвовать очень многим. Однако внезапная потеря цели может быть для них фатальной. Среди представителей этой фигуры много пророков, вождей, религиозных лидеров, фанатиков. Аспект оппозиции создает напряжённость, недовольство текущей жизнью и желание изменить её в соответствии с собственным мировоззрением».

Соотносится ли теория с личностью автора «ТД» и содержанием самой книги? Как видим, более чем!

В другом источнике о «знаковом» соединении Нептуна и Плутона читаем: «У высокоразвитых типов это знак духовной миссии, передачи людям нового, более высокого сознания. Это обновление людей служением, чтобы добиться обновления всего живого, это космическая любовь, выразить которую можно только забыв себя, поставив свою волю на службу человечеству» (1, стр.87).

 

Символический микрокосм выхода в свет первого тома «Тайной доктрины»

 

Надо ли говорить, что высокоразвитым типом в данном случае определяется автор книги, Елена Петровна Блаватская, которую «космос» подвиг на написание первого тома «ТД»? Что же предлагает человечеству факт «соединения» Плутона и Нептуна?

Читаем: «Это время изменения в поведении человеческого общества в связи с религией, философией и месте человека во Вселенной в силу сознания. Поворотный момент для движения вверх, гибели науки, культур, социальных институтов… Гибель устаревших взглядов может оказать на общество разлагающее влияние, обеспокоить и запутать поколение» (1, стр. 87).

 

 

Часть 1. Обзоры градусов планет микрокосма.

Блаватскую предостерегают

Обзор Момента рождения книги в 8 градусе «Козерога» представляет картину-символ: «Женщина смотрит на пустую, колыбель с чувством глубокой печали; рядом с ней в ореоле яркого света видна фигура ребёнка, который изо всех сил старается развеять мрачную атмосферу её грусти и тоски».

Кем является символическая женщина? Разумеется, Блаватской. Творческая «колыбель» автора пуста, поскольку книга вышла к читателю. Но отчего глубоко опечалена Блаватская? Книга находится рядом с автором, в ореоле яркого света, следовательно, излучает тайные знания, однако радости не приносит. По какой причине?

Мало того, символ указывает на «человека, которому придётся очень многое пережить в своей жизни. Он сильно пострадает, если пренебрежёт определёнными знаниями, которые бы избавили его от горестей, если бы он воспользовался ими. Этот человек должен попытаться осознать, что чем сильнее проявляется печаль, тем труднее распознать истину, и чем сильнее сгущается мрак, тем больше опасность, в которую он может попасть2.

Это символПредостережения.

 

Махатма Кут Хуми в одном из писем А. П. Синнетту заметил, что «Разоблачённую Изиду» следовало бы переписать заново: «Разве Вы не видите, что всё, что Вы находите в «Изиде», чуть обрисовано, едва набросано – ничего завершённого или полностью раскрытого. Ладно, время настало, но где работники для такой огромной задачи

 

Опасный талант сочинителя

Обзор градуса Сатурна, как управителя судьбы книги, открывает картину-символ «Скрипка и смычок, лежащие на нотах».

Заметим, эта же картина-символ позднее проявится и во втором томе, что говорит о преемственности, о единой судьбе первого и второго тома.

Символ указывает на человека тонкого и гармоничного, мастера одного из общепризнанных искусств, обладающего прекрасными душевными качествами. Он талантлив как сочинитель и применяет свои способности в музыке или в какой-нибудь родственной сфере творчества.

Это символ Утончённости.

 

Обзор градуса Марса, воздействие энергии которого активно отмечено на Моменте рождения книги, представляет картину-символ: «Арфа с порванными струнами, над ней – сердитое лицо».

Как видим, перед нами не лучший символ рождения книги и её автора.

На этот раз символ указывает на способную личность, чья карьера будет преисполнена ошибок, трудностей и опасностей. Имея несколько эксцентричный характер, такой человек будет вовлекаться в дела и споры, от которых он ничего не выиграет. Это культурный и воспитанный человек, тонко разбирающийся в сердечных делах и ценящий красоту во всех её разнообразных формах. Но если этот человек захочет сыграть – пусть он вначале настроит свою арфу. Это символ Опасности.

 

Заметим, что у выхода второго тома «ТД» планета Марс будет располагаться не на Моменте рождения, а в Доме «Вхождение в общественные отношения» и иметь иное содержание.

 

Прирождённый ученый роста и накопления опыта

Обзор градуса Юпитера обнаруживает картину-символ: «Большой металлический шар, в котором видны яркие цветные отражения».

Символ указывает на высокий интеллектуальный уровень. Этот человек – прирождённый учёный, добивающийся известности и признания. Он будет способен пролить свет на многие непонятные вопросы современной науки и решить немало сложных проблем, что принесёт ему уважение и признание его трудов. Ему доступны высокие уровни духовности, и он будет разделять взгляды одной из эзотерических школ или использовать нетрадиционные знания.

Это символ Роста.

 

Обзор градуса Венеры представляет картину-символ: «Горящая нефтяная скважина, в которую люди заливают большое количество воды».

Символ указывает на человека, интеллект которого богат и разнообразен, но отличается рассеянностью и неорганизованностью. Такой человек наделён некоторыми выдающимися качествами и прекрасными интеллектуальными возможностями, однако слаб в методах их практического применения. Тем не менее, этот человек обладает мудростью и способен управлять другими, что он и будет делать с притягательной целеустремлённостью и твёрдым намерением.

Это символ Накопления Опыта.

 

 

Часть 2. Ключевые фрагменты микрокосма книги и её автора.

 

Фрагмент первый. «Трудное счастье Блаватской»

Рождение книги происходит в знаке земли «Козерог» под девизом «Я – концентрирую!» И это понятно: в книге следовало сконцентрировать и осмыслить обширные знания по науке, философии и религии, придать новому учению универсальный, всеобъемлющий характер.

«ТД» направлялась Блаватской Великими Учителями, при этом Блаватская являлась передаточным звеном, проводником универсального знания, конечным звеном уникального эксперимента и вся ответственность, конечно же, лежала на ней. Однако в работе над книгой Блаватской помогалимногие.

 

Махатма Мория

Махатма Кут Хуми

 

Рабочий вариант микрокосма рождения первого тома «Тайной доктрины»

 

Вот что пишет об этом Блаватская в статье «Мои книги»: «В случае с «Тайной доктриной» около полудюжины теософов работали над редактированием, помогая организовать материал, исправить несовершенный английский и подготовить книгу к печати.

Но ни один из них, с первого до последнего, никогда не станет претендовать на фундаментальную доктрину, философские заключения и учения.

Ничего этого я не изобрела, а только провозгласила, как была научена; или, цитируя в «Тайной доктрине» Монтеня (ТД 1, стр. 46): «Я лишь составил букет из лучших восточных цветов и не привнёс от себя ничего, кроме ниточки, связывающей их». Сможет ли хоть кто-то из моих помощников сказать, что я не заплатила полной цены за ниточку?»

 

Передача Махатмами тайного знания продолжилась и повторилась спустя 30 лет. На этот раз высокая честь явиться «принимающей» стороной была предоставлена Е. И. Рерих.

Как было отмечено ранее, при выходе первого тома особенное значение имела энергия Марса в соседстве с чувствительной точкой (ЧТ) «Коммерция и коммуникация» (26). Что так же наводит на мысль, что «ТД» является трудом многих людей.

 

Картина-символ Марса: «Закутанный покрывалом пророк говорит, охваченный Божьей Силой».

Понятно, что в данном случае символическим пророком является Блаватская. При том, что символ означает откровение духовного значения и цели в сердцевине любой жизненной ситуации (2, стр.190).

Отсюда следует, что «ТД» имеет универсальное значение, книга приложима к «любой жизненной ситуации».

Из переписки Е. И. Рерих: «…В надлежащие, определённые сроки для обновления сознания человечества и внесения новой ступени Учения Великое Братство избирает одну или двух личностей, как было с Е. П. Блаватской» (4).

 

Что касается Момента рождения книги, то обнаруживается картина-символ «В залитом Солнцем доме домашняя птица весело поёт».

Прекрасный, оптимистичный символ, означающий полное счастье, которое идеалы и паттерны хорошо установленной культуры приносят тем, кто служит ей безоглядно (1. стр.190). Отсюда вывод:Блаватская служит идеалам безоглядно и в этом должна быть счастлива. Однако в чём конкретно заключается «счастье» Блаватской? Ознакомимся с содержанием картины-символа ЧТ «Счастье».

На картине изображено: «Два человека играют в шахматы». Один из них, безусловно, Блаватская. Кем является второй игрок? Видимо, это читатель книги. Кто победит в решающей партии? При том, что символ означает трансцендентную ритуализацию конфликта и речь идёт о межличностном взаимодействии (2, стр.174).

Судя по присутствию рядом ЧТ «Успех» (74), победа, в конечном счёте, останется за автором «Тайной доктрины». Но это, судя по всему, случится в неопределённом будущем. Это и будут настоящее, личное «счастье» Блаватской, хотя до него, ох как далеко.

 

Фрагмент второй. «Свидетельство повреждения в сотрудничестве».

Фрагмент представляет Дом «Естественные желания» (V дом), связанный с вопросами «наследства» (VIII). В доме «хозяйничают» энергии Плутона и Нептуна, которые находятся в оппозиции Юпитеру и Венере при свидетельстве «Чёрной Луны». При этом выясняется, что «Сотрудничество находится в Повреждении» (28, 31).

 

Рассматриваемый Дом является ключевым, о важности планет которого говорилось в самом начале. Энергии Нептуна и Плутона формируют сильную потребность в признании и находят удовлетворение в творческом самовыражении, возможном вдохновении свыше, а ребёнок, (каковым представляется книга), вероятно, рождается волевым, талантливым, даже гениальным.

Негатив оппозиции планет может порождать в Блаватской желание повелевать окружением, проявлять настойчивость и излишнюю строгость в отношении друзей. Что подтверждается тезисом чувствительных точек (ЧТ) «Сотрудничество находится в Повреждении».

 

Определимся с картинами-символами высших планет. Нептун представляет удивительную картину-символ: «Лодка со стеклянным дном, сквозь которую видны чудеса подводного мира».

Символ открывает обнаружение подсознательных энергий и глубинных психических структур. Однимсловом, не предвзятый исследователь, в лице Блаватской, обнаруживает новые измерения реальности.

Что касается Плутона, то в этом случае идиллия предыдущей картины меняется на нечто противоположное: «Революционный журнал требует действий».

При этом речь может идти о взрывной тенденции подавляемых чувств и глубинных эмоций. Могли подобные тенденции проявляться Блаватской? Безусловно. Имеется пояснение психоаналитика: «Единственная цель действий – достижение того, что находится за пределами установленных форм» (2, стр.79).

 

Чёрная Луна: за и против

Каковой видится роль «Чёрной Луны» в Доме «Естественные желания»и передачи людям нового, более высокого сознания? Не являлась ли Чёрная Луна помехой творчеству Блаватской? Поскольку рядом с Чёрной Луной отмечена «Злая фортуна», ЧТ «Сотрудничество» (28) и «Повреждения» (31).

Чёрная Луна ближе к Нептуну, а это предполагает в прошлой жизни проблему религиозного характера, возможный контакт с иллюзиями. Отсюда следует, что в новом воплощении требуется измениться, поправить карму.

Читаем: «В пятом доме Чёрная Луна символизирует взаимосвязь между творческим самовыражением личности и групповой деятельностью, при этом искажает творческие проявления человека, влияет на его желание быть замеченным и оценённым в обществе».

Однако присутствие Чёрной Луны предполагает и определённую пользу: она усиливает религиозность и творческие способности, углубляет духовность, усиливает чувство власти и лидерства. При этом сильных дух возрождает новые возможности и человек становится первопроходцем.

И это похоже на правду, поскольку картина-символ Чёрной Луны символизирует утверждение социального статуса, указывает на завершение индивидуальных усилий, что возможно лишь в опоре на цепь духовных предшественников.

 

Фрагмент третий. «Оккультизм в качестве убийцы».

Рассмотрим содержание Дома «Признание в обществе, контактность, договоры, явные враги» (VII).

Рождением книги управляет Сатурн при гармоничной поддержке энергии Урана. Сатурн, окружён серией ЧТ со следующим смысловым содержанием: «Коренное изменение, благодаря Порезам и убийству Оккультизмом» (67, 30, 20, 15). И это серьёзная заявка в отношении «признания в обществе» Блаватской.

Вместе с тем, Сатурн представляет мирную картину-символ: «Индейцы, исполняющие ритуал поклонения Солнцу». Что должно означать возвращение к прославлению природных энергий.

Положение возвышенного Сатурна предполагает потребность в уважении и признании, стремление контролировать ближайшее окружение, чувство ответственности и справедливости, уравновешенные и продолжительные отношения, надёжные, заслуживающие уважения работники.

Тем самым формируется ситуация благоприятная для практического воплощения оригинальных идей (Уран). Перед нами символ истинной свободы и возможностей, вытекающих из самодисциплины и сознания долга, сотрудничества с надёжными и искренними друзьями, способность к систематизации и комбинации мыслей.

И всё это вполне может иметь отношение к работе Блаватской над «ТД».

 

Фрагмент четвёртый. «Когда эмоции зашкаливают».

Эту часть микрокосма представляет Дом «Приданое, наследство, утраты и депрессии» (VIII).

В Доме незавидное место занимает Луна, испытывая как позитивные, так и негативные влияния энергий планет. Луна далеко не безразлична к происходящему, чувствительна к словам и реакциям близких людей. Отсюда следует предположение, что Блаватская крайне болезненно воспринимала критику в свой адрес. Кроме того, проявляла чувствительность к невидимым силам, к парапсихологии, поэтому эмоции, под воздействием Марса, могли зашкаливать, заставлять выйти из равновесия.

Любопытно, что Луна соседствует с дуэтом ЧТ, которые являют тезис «Профессия Обманчива» (13, 35).

Таковой, видимо, и представлялась деятельность Блаватской для тех, кто знакомился с Первым томом «ТД». Вместе с тем от Луны, благодаря влиянию энергий высших планет, следует ожидать проявление ясновидения, интуитивных озарений относительно судеб людей и будущего, интерес к оккультизму, способность обновлять себя и окружение, чувства держать под контролем воли и выражать с необыкновенной силой, инстинктивно создавать силу мыслей, накопленных волей и энергией.

 

Фрагмент пятый. «Невидимые помощники».

Эту часть микрокосма представляет Дом «Умственные и духовные интересы, наука, философия и религия» (IX).

Дом, где на вершине единолично располагается и распоряжается Уран.

В обнаруженной комнате, скорее, символической кухне, «варятся» универсальные знания, порождаются и высказываются передовые мысли, представляется высшее образование, прогрессивные взгляды на воспитание, отход от ортодоксальных религиозных взглядов, проводятся занятия астрологией, телепатией и оккультными науками. Это и есть невидимые помощники авторов «Тайной доктрины»!

 

Из переписки Е. И. Рерих: «Дух Блаватской имел многовековые накопления знания, и потому она могла собрать «Тайную Доктрину» и принести миру подтверждение и знание, утерянное о существовании Великого Братства» (5).

Примечательно, что положение Урана отмечено ЧТ «Фатальность» (2). Здесь же проступают зримые черты автора книги: страсть к путешествиям, необходимость в смене впечатлений и приключений, когда пленяют тайны давно прошедшего, дальних миров, будущего планет.

При этом становится возможен дар предвидения будущих неизбежных изменений в пользу более гуманного общественного строя. Отсюда же следует вывод: первую книгу «ТД» собирал философ, автор по астрологии и оккультизму. Разумеется, особый интерес представляет картина-символ Урана. Что же заключено в картине и её символе?

В первый момент картина обескураживает: «Шайка разбойников в бегах». Это если понимать картину буквально, в обычных, земных условиях. Но напомним, что перед нами символ! Символ чего? Символ протеста против дисгармонии социальных привилегий, с чем, по сути, не трудно согласиться.

Особенно после пояснения психоаналитика: «В одиночку индивидуум не может произвести реальных изменений в социальном сознании, нужно сформулировать группу, выразить групповой протест (1, стр.153).

Чем, собственно, Блаватская и занималась. По сути, на это и было направлено содержание первой книги. Это групповой, научный и философский протест против невежества и заблуждений мира. Причём, как было установлено групповой протест фатальный.

 

Фрагмент шестой. «Человек нестандартного ума».

Фрагмент представляет Дом «Карьеры и профессии», он же Дом «Славы и репутации» (Х). Здесь, как обычно в символическом микрокосме, вблизи МС помещается Солнце и Меркурий. Заметим, что положение Солнца соотносится с ЧТ «Мать» (3), а Меркурий с ЧТ «Дети». Представленная ситуация даётся для размышления и построения предположений…

Обзор градуса Солнца обнаруживает картину-символ «Вращающаяся звезда, сверкающая множеством ярких цветов, между которыми видны яркие полутона».

Символ указывает на человека, способного воспринимать тонкие оттенки, переводить на понятный язык и воспроизводить самые разнообразные идеи и мнения, принадлежащие, в основном, тем учениям и философиям, которые близки ему. Он наделён нестандартным умом, но вполне благоразумен и старается не осуждать, а, скорее, просвещать других людей. Этот человек может много путешествовать, однако деньги «сами не лезут к нему в карман», и ещё ему необходимо избегать любого риска. Его богатство – это он сам. Это символ Распознавания.

Как не согласиться с картиной-символом: богатства Блаватской – это сама Блаватская.

 

Фрагмент седьмой. «Склонность к попыткам самооправдания».

На очереди фрагмент микрокосма Дом «Вхождение в общественные отношения, замыслы, надежды, исполнение желаний».

На вершине Дома, располагается ЧТ «Счастье» (Колесо Фортуны), что говори само за себя. Символ картины «Счастье» представляет трансцендентную ритуализацию конфликта, когда выявляются реальности межличностного взаимодействия (2, стр.174).

При этом «Счастье» Блаватской «Обезглавливается» (34), находится в состоянии «Беды» (33). Причина? Причина заключается в «Образовании и воспитании» (10), когда эмоции и аффекты управляются подсознательными силами, когда сами себе вредят в общественной жизни и творчестве. Это весьма чувствительная сфера, поскольку содержит множество ЧТ, проявленных в знаке познания «Стрелец», где «правят бал» энергии Юпитера и Венеры.

Положение указанных планет предполагает руководство идеалами и духовными принципами, связи через групповую деятельность, много друзей среди мужского пола и людей искусства, пристрастие к философии и религии, поездкам и чужим культурам, когда задумываются о благоденствии человечества.

«Союз» энергий Юпитера и Венеры оказывает обществу необходимую помощь, жертвует деньги для целей религии, проявляет талант в искусстве в связи с религиозными представлениями.

Однако имеется существенное «но», момент, требующий специального рассмотрения. Дело в том, что теория в этом случае предполагает вероятность нездоровой сексуальной жизни. Разумеется, речь идёт о творческой жизни, а не физиологическим влечениям человека.

Для пояснения рассмотрим содержание ЧТ «Сексуальное влечение», имеющее отношение к творческому написанию книги (72). В таком случае, символ картины обнаруживает попытку самооправдания.

В чём же видится вероятная попытка Блаватской оправдаться перед обществом? Оказывается, в неизбежности колебаний и конфликтующих мотивах. Что, согласимся, вполне естественно в положении творчества Блаватской. Это то, что касается энергий Венеры.

Добавляют негатива в отношения с обществом и энергии Юпитера, предположительно склоняющие к религиозной мании величия, когда представления веры искажены, когда ощущают себя избранниками в духовном плане, стремятся к религиозному паломничеству.

Что в жизни общества неизбежно «Завершается Осуждением» (16, 38).

 

Из переписки Е. И. Рерих: «Вспомним и нашу много оклеветанную Елену Петровну Блаватскую, пробывшую три года в одном из Ашрамов Тибета, принесшую великое знание, и светлую Весть о Великих Махатмах. Если бы не злоба и зависть окружающих её, то она написала бы ещё два тома «Тайной Доктрины», в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей. Но люди предпочли убить её, и труд остался незаконченным (6).

 

В заключении вернёмся к положению Солнца, определяющего жизненную энергию автора книги. Надо ли удивляться тому, что положение Солнца совпадает с ЧТ «Споры» (10)? При том, что «ТД» действительно вызвала массу споров, мнений и разногласий. Нет, конечно. Поскольку этим отмечена проявленная закономерность.

Остаётся добавить, что картина-символ Солнца означает «Товарищеский ужин, собирающий старых друзей». Символ указывает на обертоны человеческих отношений, основанных на общности работы или опыта (2, стр.163).

Заметим, обертоны отношений, которые неизбежно приводили к спорам и разногласиям как соавторов «ТД», так и тех, кто изучал великую книгу.

 

 

Литература:

1. Френсис Сакоян, Льюс Экер «Большой учебник астрологии», Москва, 1991.

2. Дейн Радьяр «Астрологическая мандала», Москва, Сампо, 2006.

3. Письмо Е. И. Рерих А. М. Асееву, 17.02.34, т. 2, стр. 24.

4. Письмо Е. И. Рерих В. Л. Дудко. 21.11.53, т. 9, стр. 336-337.

5. Письмо Е. И. Рерих З. Г. Фосдик и Д. Фосдику, 27.08.49, т. 8, стр. 250.

6. Письмо Е. И. Рерих Ф. А. Буцену, 25.03.35, т. 3, стр. 154.

 

 


№93 дата публикации: 05.03.2023

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020