ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №97 / Весна 2024

Читателям Содержание Архив Выход

А. Д. Алехин

 

Уметь видеть

Заметки о художественном воспитании

Опубликовано: газета «Советская Россия» от 16 сентября 1970 г.

 

В годы Великой Отечественной войны бойцы, побывавшие в Третьяковской галерее, говорили, что картины Саврасова, Шишкина, Левитана рождали в них новые силы, укрепляли любовь к Родине и ненависть к врагу. Родные, малые пейзажи России, запечатлённые художниками, звали на подвиг.

Без природы, без любви к ней душа человека грубеет, лишается многих незаменимых достоинств. Вот почему мы считаем необходимым говорить о проблемах художественного воспитания. Это большое и трудное, государственного значения дело. Оно начинается с воспитания художественного вкуса и кончается формированием патриотических чувств. Оно призвано развивать в человеке творческие начала, делать его художником в широком смысле слова, умеющим красивое отличать от пошлого и бесцветного в искусстве, в быту, в жизни.

Широко открытыми глазами смотрит ребёнок на мир, а самым первым и самым доступным видом творчества становится для него рисование... Рисование укрепляет любовь к природе и людям, развивает творческие начала и художественный вкус, образное мышление, любознательность, открывает все краски солнечного спектра, богатство форм и линий. Изобразительное искусство даёт понимание и чувство ритма, гармонии, композиционной собранности, выразительности – всего того, что так необходимо для любого искусства: наконец, совершенствует умение анализировать в синтезировать, без чего не обойтись ни поэту, ни математику.

А между тем дела у нас с художественным воспитанием средствами изобразительного искусства обстоят далеко не блестяще. Не достаёт пока учителей рисования и черчения с высшим образованием.

Но и эти учителя занимаются с детьми, уже достигшими десятилетнего возраста. То есть довольно поздно. И не седьмой, а теперь уже, к сожалению, шестой класс – последний в котором школьники занимаются изобразительным искусством. Как же научить их фактически за три года хотя бы грамотно рисовать?! Говорят: пусть этим занимаются родители, соседи, детский сад...

Кстати, о детских садах. Мне приходилось бывать там на занятиях изобразительным искусством. Ребятишки обычно рисуют с увлечением, с радостью... И воспитатели – хорошие, добрые люди. Но как могут руководить они творческой деятельностью малышей, если сами не специалисты в этой области? За редким исключением они учат либо не так, как надо, либо совсем не учат.

А ведь если учить, то учить хорошо. Только условий для этого пока мало. В самом деле, можно ли продуктивно работать, встречаясь со своими воспитанниками всего раз в неделю, да в то лишь на сорок пять минут? Если в классе тридцать учеников, то много ли внимания можно уделить каждому? А часовая нагрузка у преподавателя рисования такова, что он вынужден вести уроки в нескольких школах. Кроме того, ему обычно вменяют в обязанность (на общественных началах) оформительскую работу, качество которой нередко беспокоит дирекцию больше, чем продуктивность даваемых им уроков. Впрочем, за такое отношение к урокам рисования дирекцию особенно и не упрекнёшь: этот предмет считается чуть ли не баловством, а оценки по нему, не влияющие на общую картину успеваемости учащихся, – лишь условными.

Нет учебников по рисованию, если не брать в расчёт нескольких, изданных как экспериментальные мизерными тиражами. Нет наглядных пособий, грампластинок с записями бесед по изобразительному искусству в комплекте с диапозитивами, учебных телеуроков, кинофильмов. Впрочем, поговорите с любым педагогом-художником, и он вам ещё долго будет перечислять то, чего нет и что должно было бы быть. Главное же, чего нет, – это широкого общественного мнения о важности художественного воспитания.

Картина получается неутешительная. Приведу ряд фактов на примере Ростовской области. Здесь 2549 школ. «Учителей рисования готовит художественно-педагогический факультет художественного училища, выпуская ежегодно по 15 человек. Но и они распределяются не только в Ростовскую область, хотя там специалисты такого профиля – «музейная редкость». Художественное училище помешается в здании, непригодном для занятий. Общежития нет. Педагоги училища – энтузиасты, труженики, проработавшие десять и более лет, но никаких материальных стимулов или поощрений они не имеют, как и нормальных условий для творческой работы. В том же доме приютилась художественная школа. На всю огромную Ростовскую область, кроме неё, есть ещё одна – в Таганроге. (А музыкальных, хоть и их мало, – всё-таки – 49). Я зашёл в художественную школу.

– Одарённых ребят в области тысячи, но больше 125 из них мы принять не в силах. У нас нет оборудования, станков, негде хранить глину, натюрмортный фонд, рисунки, – с горечью говорил мне директор школы П. П. Ковалёв.

Всем тем хорошим, чего мы достигли в области художественного воспитания, мы обязаны главным образом энтузиазму отдельных педагогов, художников, методистов. Они накопили большой опыт работы с детьми, подростками, молодёжью. Но поделиться этим опытом им весьма трудно, потому что нет объединяющего и координирующего их усилия методического центра.

Чтобы решить задачи всеобщего художественного воспитания, нужны решительные и радикальные меры. Художественное воспитание – для всех, для нашей жизни. Пусть каждый станет способным видеть все краски мира, человеком, не мыслящим существования без прекрасного в искусстве, в природе, во всём, что его окружает.

 

Источник текста: Сайт «Художественная культура в публикациях Александра Даниловича Алехина»

 

 


№92 дата публикации: 01.12.2022

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020