ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №97 / Весна 2024

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Лука пишет икону Божьей матери

Продолжаем тему «Влахернская» икона Божьей матери»,

см. А. Удачин. Из хроники жизни чудотворных икон Божией Матери.

 

Итак, версия автора такова: после мученической смерти Богочеловека в 29 году, Лука, как верный и преданный ученик, пишет (вернее, лепит) изображение матери Марии с младенцем Христом. Тем самым увековечивает образ любимого Учителя, после чего дарит иконопись матери Христа.

Таким образом, рождается, обладающая мощной чудодейственной силой первоначальная икона «Божьей матери». Этой же чудодейственной силой обладал и сам Лука, напитавшийся духовной энергией во время общения с Учителем. После чего духовная энергия во время работы перешла на Икону. Но имеется вопрос: для чего Лука в качестве исходного материала выбрал воскомастику, а не обычные краски? Возможно, с целью придать Иконе выпуклое, рельефное изображение, сделать более выразительной. Представить Мать Марию «как живую».

 

Википедия: «Влахе́рнская ико́на Бо́жией Ма́тери (греч. Θεοτόκος των Βλαχερνών), или Влахернетисса (греч. Βλαχερνίτισσα) – почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Выполнена в редкой технике воскомастики и относится к иконописному типу Одигитрия.

Икона почитается у верующих чудотворной, празднование в её честь совершается: 2 (15) июля (в праздник Ризоположения), 7 (20) июля и в субботу Акафиста (в субботу пятой седмицы Великого поста).

 

Повторим сказанное ранее. Вначале Икона находилась по месту создания, недалеко от Иерусалима, затем перенесена в Иерусалим. Возможно, в построенный и освящённый в 335 году Храм Христа Спасителя. В течение 100 лет, до 439 года, Икона находилась в Храме. Позже по месту нахождения назвалась «Влахернской».

В данной работе задача автора заключается в том, что бы познакомиться с Иконой не только внешне, но и внутренне. Познать невидимую сторону Иконы, её тайное содержание. Как же подступиться к решению нелёгкой задачи?

 

 

Подход первый

Выявление внутреннего содержания «Влахернской» иконы Божьей Матери

Итак, необходимо определиться с символическим микрокосмом рождения иконы Божьей Матери. Из общих соображений подумалось о том, что следует выявить наиболее подходящую планетарную ситуацию в Космосе, которая бы благоприятствовала написанию Иконы. Определить решительный «толчок» Космоса, энергию планет, склонившую Луку к написанию Иконы.

 

Теоретические предпосылки

После многочисленных попыток выявить наиболее подходящую планетарную ситуацию на 30 год автор в качестве даты «рождения» Иконы выбрал 17 июня, микрокосм этой даты представлен ниже.

Приступая к рассмотрению содержания микрокосма, прежде всего, следовало обратить внимание на состояние Дома «Религия и философия» (IX дом). В важнейшем для целей исследования Доме находятся три планеты, причём Венера на вершине Дома, а Луна в соединении с Лунным узлом. Это существенно.

Первое положение определяет любовь к религии и философии, второе – указывает на возможность сделать людей счастливыми, проявить щедрость и религиозность. Это хорошее кармическое влияние, вызванное любовью к ближним, готовностью помочь в прошлой жизни.

Как видим, начало удачное и вполне могло бы иметь отношение к евангелисту Луке и его работе над Иконой. Далее.

 

Юпитер определяет характер сотрудничества, возможность проявить чистый творческий дух, обновить духовные вопросы и тем самым принести счастье и благополучие. Это так же весьма существенно.

Особенно важно то обстоятельство, что Юпитер, совместно с высшими планетами, входит в состав так называемого «Космического щита», при этом формируя вдохновенный интерес к религии, возможность неожиданного счастья, обусловленного кармой.

В возможности неожиданного счастья автору представляется неожиданная идея Луки взяться за создание иконы Божьей Матери.

В этом случае у Луки развиваются необыкновенные духовные силы обновления как физического, так и психического, когда вдохновению придаётся конкретное выражение, когда жизнь и окружение меняется на благо общества.

Но что означает придать конкретное выражение вдохновению? А то и означает, что Лука вдохновенно пишет икону Божьей матери…

 

Символический микрокосм начала написания Лукой первой иконы Божьей матери

 

 

Словом, в «подобранном» автором варианте микрокосма на 17 июня 30 года имеются основания считать дату информативной и относящейся к началу написания чудотворной Иконы. В данном случае не обнаруживается не только существенных, но и любых иных «нестыковок» и противоречий, не соответствующих происходящему событию. На что же указывает составленный микрокосм, каково его внутреннее содержание?

Рождение Иконы происходит в знаке «Дева», знаке упорного, каждодневного мастерского труда с тщательным учётом мельчайшие деталей. Что, заметим, как раз и реализуется при кропотливом написании Иконы. Примечательно, что структура микрокосма, содержит не один, а два «Космических щита» (планеты в равностороннем треугольнике), наглядно представленных в структуре не теоретического, а рабочего варианта микрокосма (см. ниже).

Картина-символ Момента начала написания Иконы называется «Мэри и её маленький ягнёнок». Символ, по сути, представляет образ иконописца Луки с необходимостью сохранять трепетную и чистую простоту в сердцевине своего бытия при столкновении с множеством испытаний существования.

Момент рождения Иконы поддержан гармоничными воздействиями энергий Луны, Венеры и Нептуна. Из чего следует предположить: Икона создана благодаря тонким ощущениям, в сочувствии и интуиции понимать настроения окружающих, необычна и таинственна, легко завоёвывает доверие, как бы излучает волшебство, воспринимается с должной чувствительностью, в способности к искусству выражена гармонично и обречена на популярность.

Обзор градуса Момента рождения Иконы обнаруживает картину: «Человек, у которого из центра лба исходят потоки ослепительного белого света, идёт по огненной аллее, в конце которой виднеются дивные луга, цветы и деревья, купающиеся в ярком солнечном сиянии».

Эта удивительная и замечательная картина – символ, как нельзя лучше соответствует началу работы над Иконой, указывает на эмоциональную, верующую и искреннюю натуру, старающуюся одной лишь любовью делать то, что другие пытаются сделать с помощью силы. Наделённый сильной волей этот человек способен сдерживать и подчинять всех демонов, которые покушаются на него; так происходит благодаря возвышенной природе его духа, так как он получает поддержку и вдохновение из тайных источников.

Понятно, что всё обнаруженное вполне могло бы иметь имеет отношение к иконописцу Луке. Далее.

Такой человек столкнётся с трудностями и испытаниями, кажущимися непреодолимыми, но он знает, что преодолеет их, – и он, действительно, преодолевает их все, так как они были посланы ему, с тем, чтобы он понял, что такое земная жизнь и какой она может стать.

Перед нами открывается символ Преодоления, похоже, также имеющий отношение к жизни и судьбе евангелиста Луки.

Однако, почему в микрокосме речь заходит о преодолении? Что именно необходимо преодолеть Луке? Дело в том, что работа над Иконой, вероятнее всего, происходит с большими трудностями, поскольку на Момент рождения Иконы неблагоприятно влияют напряжённые энергии Солнца и Меркурия. Это означает, что Лука вынужден, обязан преодолеть возникшие трудности, чтобы проявить себя в творчестве, индивидуальности, самовыражении, в то время, как мысли реализуются с препятствиями.

При этом картина-символ Солнца и Меркурия представляет рост духовных творческих процессов, когда подчёркивается творческая интеграция, что имеет отношение к Дому «Карьера и профессия» (МС).

Обзор градуса Солнца и Меркурия представляет картину: «Холм треугольной формы, с одной стороны Солнце освещает ровные дорожки и прекрасные растения, другая сторона – уныла и мрачна».

В этом случае символ обозначает человека, которому следует хорошенько потрудиться в первой половине жизни, когда удача окажется на его стороне. В это время он сможет реализовать свои самые счастливые и плодотворные замыслы. Последняя часть жизни ничего не предвещает такому человеку. Его бытие – это путь странной и таинственной души, по которому следует двигаться с осторожностью. Он будет любить всё тонкое и изящное, особенно в молодости.

Это символ Испытания.

Однако не идёт ли в символе речь о судьбоносном испытании, через которое суждено пройти евангелисту Луке? Весьма похоже.

При этом не забудем, что речь идёт о художественном творчестве, о написании выразительной Иконы, призванной привлечь внимание к Богочеловеку и способствовать распространению Учения Христа.

Имеются ли в микрокосме указания на эту особенность? На религиозное творчество, несомненно. В микрокосме, как было замечено, просматриваются два «Космических щита» и, таким образом, начало работы над Иконой получает как бы двойную защиту Космоса.

Далее. Положение возвышенного Сатурна в Доме «Религия» (IX) означает проявление чувства ответственности и справедливости. С этим чувством и приступает Лука к работе. При этом картина-символ Сатурна открывает страстную реакцию на глубоко прочувствованный новый опыт, желание обратить в свою веру.

Возникает вопрос, какой именно глубоко прочувствованный новый опыт приобрёл Лука к моменту написания Иконы? О чём может идти речь?

Вариант один, другого не существует. Речь идёт об опыте общения Луки с Богочеловеком, об опыте жизни и смерти Христа и затем о Его чудесном воскрешении.

Дому «Религия» принадлежат так же Луна и Венера с серией благотворных аспектов со стороны Марса и Нептуна. И это обещает многое! Видимо, именно здесь раскроется суть происходящего события, написание иконы Богородицы с младенцем.

 

Рабочий вариант микрокосма написания иконы Божьей Матери

 

 

Особое значение в данном случае будет иметь соединение Луны и Восходящего Лунного узла. Недаром здесь же сосредоточены три ЧТ, формирующие тезис «Перемена внезапной удачи в профессии» (25, 75, 13).

Картина-символ Луны указывает на способность человека подняться в сознании и чувствах над биологическими ограничениями, зрелая вовлечённость в новые возможности опыта.

Картина-символ Венеры обнаруживает «Палец, указывающий на строчку в открытой книге», из чего следует научение распознавать, что твои культура и религия значат для твоей личности.

Обзор градусаЛуны являет картину: «Женщина смотрит на хрустальный шар, в котором видны несвязные картины».

Символ картины представляет человека, обладающего некоторыми экстрасенсорными способностями, но который из-за недостатка целенаправленного обучения и практики испытывает трудности в понимании подлинной ценности и назначения получаемых им посланий. Долгие и кропотливые занятия принесут ему вознаграждение. Но этого может оказаться мало. Здесь от такого человека потребуется самопожертвование. Это символ Неорганизованности.

Может ли в означенном тезисе идти речь о Луке? Может. Во-первых, вряд ли Лука, общаясь с Учителем, имел постоянное и целенаправленное обучение экстрасенсорным способностям. Скорее всего, это происходило спонтанно, по ходу общения с Христом. Отчего впоследствии могли возникнуть трудности в понимании назначения получаемых посланий. Вероятнее всего, Лука учился экстрасенсорным способностям неосознанно, от случая к случаю.

Такова картина происходящего, обстоятельств создания Иконы, в которой узнаются «черты» самой Иконы, обстановка в которой сознавалась Икона, а так же судьба иконописца Луки.

 

 

Подход второй

Выявление внутреннего содержания иконы Божьей Матери

Но приведённый способ не единственный, с помощью которого возможно обнаружить символический микрокосм создания иконы Богоматери.

Если первый вариант создавался интуитивно, основываясь на теоретических возможностях, на обнаружении наиболее благоприятной ситуации, которую мог бы предоставить Космос, то второй вариант опирается на «краеугольный камень», на реальную символическую дату, определённую ходом религиозного развития. Дату хорошо известную и повсеместно распространённую, назначенную практикой религиозной жизни.

Эта дата – 15 июля. День, принятый для повсеместного ежегодного Праздника иконы Божьей Матери.

Можно ли с полным доверием относиться к символизму «назначенной» даты? Критерий будет всё тот же. Можно, если построенный на эту дату микрокосмос не выявит противоречий, не заронит и тени сомнения в существе исследуемого события.

 

Символический микрокосм даты Праздника иконы Божьей Матери

 

 

Итак, представляется вторая возможность, исследуя микрокосм, определить внутреннюю сущность Иконы, её назначение, а возможно, и последующую судьбу. Словом, всё то, что мы относим к понятию «Влахернская» чудотворная икона Божьей матери.

Прежде всего, отметим важное обстоятельство: обе даты, и «теоретическая», и дата Праздника Иконы расположены вблизи друг от друга. При этом вторая дата 15 июля является как бы продолжением первой даты 17 июня. Это наводит на мысль, что первую дату можно условно принять за начало написания Иконы, а вторую дату считать близкой к концу создания Иконы.

Во втором варианте работа над Иконой начинается в знаке «Весы», в стихии воздух, и как бы знаменует поиск Лукой некоего равновесия.

Момент рождения Иконы имеет картину-символ «Два человека под арестом». Символ понимается как разрушение конструктивного отношения между индивидуумом и обществом и его ожидаемый результат.

Кем же являются арестованные «два человека»?

Это Учитель Иисус Христос и его ученик, иконописец Лука. Символ обнаруживает отношение большей части общества к Луке, написавшем «крамольную» Икону, воспринимаемую, как неслыханный вызов.

Вызов тем, кто послал Христа на казнь, кто кричал «Распни его!»

В этой части любопытен комментарий психоаналитика Дэйна Радьяра. Комментарий, который, на взгляд автора, полностью относится к иконописцу Луке: «Можно видеть способность индивидуума пойти на социальный риск ради выражения своих убеждений или глубочайших желаний. И быть готовым принять последствия».

Что, собственно и произошло. Лука, взявшись писать Икону с изображением Матери и Младенца, впоследствии казнённого как «смутьяна», действительно, пошёл на «социальный риск». В этом видится духовный подвиг иконописца Луки. Удивительно, но это же обстоятельство повторяется в картине-символе Венеры, как управителя микрокосма. По сути, в картине-символе представлена судьба Иконы.

Картина такова: «Дети катаются на замёрзшем деревенском пруду».

В мирной бытовой картине зима символизирует тьму и ограничения, навязанные живому холодом. При этом символ указывает на использование неблагоприятных условий для развития характера и трансцендентной установки по отношению к окружающему. Это важно!

Отсюда следует, что гонители Христа, создавая невыносимые условия жизни последователям Учителя, в частности, Апостолу Луке, тем самым способствовали развитию характера и укреплению духа.

В комментарии психоаналитика это означает: человек преодолевает энтропию универсального процесса существования. Это триумф человека над энтропией.

 

Рабочий вариант микрокосма создания иконы Божьей Матери,
основанный на дате Праздника иконы

 

 

…Можно было бы и дальше входить в подробности изучения строения микрокосма, «утонуть» в массиве информации, но автор сделает иначе.

А именно: определит как «сработают» чувствительные точки (ЧТ) микрокосма. Какую выявят информацию? Соотнесётся ли полученная информация с предметом исследования? Это важно и этого будет вполне достаточно. Таким образом, получим возможность убедиться в необходимости и значении ЧТ микрокосма (показаны красными точками).

 

Икона Божьей Матери в картинах-символах чувствительных точек (ЧТ) микрокосма

У Момента рождения Иконы обнаруживается серия ЧТ, формирующих тезис: «Судьба в опасности расстройств и разногласий в случае «женитьбы» (14, 36, 63, 58).

Дом «Религия и философия» чувствителен к «Внезапной удаче, которая несёт убийственные перемены» (75, 20, 25).

Весьма чувствительна сфера «Славы и репутации» Иконы (МС), в которой находим «Конфликт движимой собственности» (12, 66), «Братья и сёстры в образовании и воспитании» (4, 10), «Брак-партнёрство между друзьями» (59, 48).

Сфера «Вхождение в общественные отношения» (XI дом) сопровождается ЧТ «Высшее образование в ущерб детям-мальчикам» (49,51,57).

Здесь же находится ЧТ «Счастье».

Каким же видится счастье чудотворной Иконы, созданной Лукой? Оно отражается в картине-символе «Чёрные и белые дети, счастливо играющие вместе».

Отсюда следует: Икона Божьей Матери счастлива преодолением социокультурных предрассудков. Истинно духовным продвижением «Божьего Дитя». Когда между детьми устанавливается характер братства.

ЧТ «Слава и Репутация» (11) имеет символом существующую у всех форм жизни тенденцию имитировать высшие формы как стимул к росту. О чём идёт речь?

Обратимся к комментарию психоаналитика: «Существенно во всех первых попытках развития сознания и продолжения роста посредством связи с тем, кто уже достиг более высокого эволюционного или ментального уровня».

В этом и заключается процесс духовного роста, когда молящийся перед Иконой подражает Христу, тем самым приносит Учителю присягу.

Например, ЧТ «Отец», она же «Фатальность» (2). Какое отношение это может иметь к иконе Божьей Матери? При условии, что символ означает: взрывная энергия долго подавляющего содержания подсознания.

Это может явиться впечатляющим катарсисом, когда всё должно быть освобождено в душе, ищущей преображения. Не это ли и происходит во время проникновенного обращения к иконе Божьей Матери?

Любопытно содержание ЧТ «Любовь» (8), когда, согласно Христу, следует «возлюбить ближнего как самого себя». Показательно, что ЧТ «Любовь» находится на вершине Дома «Лишения и страдания» и при этом имеет картину-символ «Королевский герб, украшенный драгоценными камнями».

Замечательный символ, означающий удостоверение аристократического статуса, на каком бы уровне не выражала себя «знатность» в культурных странах. Отсюда следует, что любовь Христа – любовь аристократа, аристократа духа. Эта же «Любовь» отражается в иконе Божьей Матери.

 

 


№92 дата публикации: 01.12.2022

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020