этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025
Александр Удачин
Однажды автор этих строк сидел в кабинете за письменным столом и почувствовал, что… висящая над столом полка, набитая тяжёлыми книгами, вот-вот рухнет вниз.
Под полкой, в прочной раме, благословляя на всё доброе братом Борисом, висела икона апостолов Петра и Павла.
На раме слева остались следы большой вмятины
В какой-то момент машинально протянул руку и убрал лежащие на столе под полкой ценные вещи. В следующую секунду тяжеленная полка рухнула вниз. Рухнула и снесла со стены икону, ударившись одним из концов о прочную раму.
Таким образом, икона в толстой раме оказалась преградой между полкой и беззащитно протянутой рукой. Икона-подарок, безусловно, ослабила страшный удар и, благодаря «божеской защите», автор этих строк избежал перелома руки и отделался всего лишь сильным ушибом.
Википедия: «Чудотворная икона – в Православной и Католической церквях иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).
Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. В основном это иконы Богородицы.
Предание считает первой чудотворной иконой Мандилион (Спас Нерукотворный) – плат с изображением Иисуса Христа, которое появилось на нём, после того как он отёр им своё лицо...Плат был послан эдесскому царю Авгарю, который исцелился через него от проказы.
В православной традиции, по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, который, написав икону Богородицы, принёс её Деве Марии, и та сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут»..
Лука́ – апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов.
Родился Антакья (Антиохия, Турция). Умер в марте 84 г., Фивы, Беотия, Греция.
Считается, что написал две иконы Божьей матери.
Икону, названную Влахернской, и икону, названную Владимирской.
Версия автора такова. После мученической смерти в 29 году Учителя Иисуса Христа, а затем его чудесного воскресения, евангелист Лука решает написать икону, на которой изображает Божью мать и младенца Христа. Возможно, это произошло уже на следующий 30 год. Делает это из страстного желания увековечить молодые годы богоматери и рождённого богочеловека. С какой целью? С целью привлечь к иконе всеобщее внимание и тем самым способствовать распространению Учения Христа.
Лука прожил долгую жизнь (84 года), закончил данный человеку природой цикл естественного развития. Написал первые иконы Божией Матери.
По преданию, икона Божьей Матери «Владимирская» (на схеме № 2) написанана доске стола, за которым обедал Иисус с матерью.
Первая икона Луки называлась «Влахернской». Почему «Влахернской»? Потому что находилась в храме города Влахерны, в храме, построенном в честь Богородицы.
Читаем: «Исторически «иконой Луки» считается тип Богоматери Одигитрии – на нём Христос правой рукой благословляет, в левой держит свиток или книгу, представая как пастырь и Спаситель.
Богоматерь поддерживает его левой рукой, она сидит спокойно и развёрнута к предстоящим, являя... собой образ Церкви. Образ, написанный Лукой, первоначально находился в его родном городе Антиохии, затем был перенесён в Иерусалим, а оттуда в 439 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II, принесла его в Константинополь и подарила сестре мужа – Пульхерии».
30 год. Дата предположительного написания чудотворной иконы евангелистом Лукой.
325 год. Никейский собор.
330 год. Перенос столицы из Рима в Константинополь.
335 год. Перенос Иконы Луки после освящения в Храм Христа Спасителя в Иерусалиме.
337 год. Смерть императора Константина.
439 год. Отправка Иконы в Константинополь (Стамбул) на защиту города от многочисленных угроз нападения.
2 июля 458 года. Перенос реликвии в храм в Влахернах. Храм построен в честь Богородицы патриархом Геннадием.
626 г. (авары), 677 г. (персы), 717 г. (арабы), 860 г. (русы) – даты спасения Влахернской иконой Константинополя от захватчиков (см. приложение).
18 июня 860 года. Дата спасения Константинополя от набега русов.
1453 год. Дата окончательного падение Константинополя.
1653 год. Отправка иконы в Москву с посольством Стамбула царю Алексею Михайловичу. 26 октября Икона евангелиста Луки помещается в Успенский собор Кремля.
«Владимирская» икона и её список
Следующая икона Луки названа «Владимирской». Название закрепилось потому, что икона сдержалась в Успенском соборе г. Владимира. Иконографический тип «Умиление». Находится в Москве, в храме Святителя Николая в Толмачах.
Предположительно, икона написана евангелистом Лукой (в Антиохии? в Иерусалиме?).
401–450. Икона перенесена в Константинополь.
1130 г. Икона отправлена в Киев в подарок князю Мстиславу Владимировичу.
1158–1160. Икона находилась в Успенском соборе г. Владимира.
1164. Икона участвовала в войне Андрея Боголюбского против волжских булгар.
1395 г. Икона перенесена в Москву (сретенье, встреча иконы) для защиты города от Тамерлана. Сретенский монастырь.
1408. Икона избавляла Москву от ордынского эмира Едигея.
1471. Икона принимала участие в походе Ивана Третьего на Новгород (моление).
1480. Икона возвратилась в Москву окончательно.В год освобождения Руси от монголо-татар.
1552 и 1563 годы. Икона помогала Ивану Грозному перед походами на Казань и Полоцк (моление).
21 февраля 1598 года. Икону принесли на молитву Борису Годунову, в помощь обретения царского трона.
Выделенные автором даты представляют интерес для составления и изучения микрокосмов событий.
По-видимому, икона написана в период окончательного падения Константинополя неизвестным автором-иконописцем в период 1350–1450 годов. Возможно, как раз по причине падения великого города. Затем икона исчезла и спустя сто лет обнаружилась в г. Казани, отчего и получила название Казанской.
Произошло это 21 июля 1579 года. Явление Иконы Богородицы народу Казани. На месте явления иконы по указу Ивана IV (Грозного) построен Богородицкий девичий монастырь, куда икона и была перенесена. И сразу же была признана чудотворной.
З0 октября 1612 года. Молитва перед иконой Казанской Божьей Матери Дмитрия Пожарского (во сне архимандриту явился Сергий Радонежский и предсказал победу над захватчиками). Изгнание поляков из Москвы.
6 июля 1709 (21 июля). Казанская Икона принимает участие в Полтавской битве. Молитва Петра Великого.
8 августа 1812 года Казанская Икона принимает участие в войне России против Наполеона. Молитва М. И. Кутузова.
21 июля 1941. Вероятное проявление Иконы в год нападения немецких фашистов на СССР.
Годы | Нападавшие | Защитники | Использованные силы | Результат для захватчиков |
193–196 | Септимий Север | Pescennius Niger | Морская и сухопутная | Успешная |
324 | Константин Великий | Licinius | Морская и сухопутная | Успешная |
378 | Готы | Византийская империя | Земля | Неудачная. Икона в храме Христа Спасителя (335г.) |
626 | Паннонские авары Сасанидская империя | Византийская империя | Морская и сухопутная | Неудачная. Икона в Константинополе (458 г.) |
654 | Халифат Рашидуна | Византийская империя | Морская и сухопутная | Неудачная |
669 | Омейяды | Византийская империя | Морская и сухопутная | Неудачная |
674–678 | Омейяды | Византийская империя | Морская и сухопутная | Неудачная |
715 | Opsician Тема | Анастасий II | Морская и сухопутная | Успешная (???) |
717–718 | Омейяды | Византийская империя | Морская и сухопутная | Неудачная |
813 | Первая Болгарская империя | Византийская империя | Земля | Неудачная |
821–822 | Фома Славянин | Михаил II | Морская и сухопутная | Неудачная |
860 | Русский Каганат | Византийская империя | Морская и сухопутная | Неудачная |
907 | Киевская Русь | Византийская империя | Морская и сухопутная | Неудачная |
913 | Первая Болгарская империя | Византийская империя | Земля | Неудачная |
921 | Первая Болгарская империя | Византийская империя | Земля | Неудачная |
923 | Земля | Неудачная | ||
941 | Киевская Русь | Византийская империя | Морская и сухопутная | Неудачная |
1047 | Лео Торникиос | Константин IX Мономах | Земля | Неудачная |
1203 | Крестоносцы | Византийская империя | Морская и сухопутная | Успешная (???) |
1235–1236 | Никейская империя Вторая Болгарская империя | Латинская империя Герцогство Архипелага | Морская и сухопутная | Неудачная |
1260 | Никейская империя | Латинская империя | Морская и сухопутная | Неудачная |
1376 | Земля | Успешная | ||
1391 | Османская империя | Византийская империя | Морская и сухопутная | Осада снята |
1394–1402 | Османская империя | Византийская империя | Морская и сухопутная | Осада снята |
1411 | Musa Çelebi | Византийская империя | Земля | Осада снята |
1422 | Османская империя | Византийская империя | Земля | Осада снята |
1453 | Османская империя | Византийская империя | Морская и сухопутная | Успешная. Окончательное падение Константинополя. Икона не помогла. |
Из представленной таблицы-хроники оборонительных войн Константинополя, следует, что в период с 378 по 1260 годы, на протяжении тысячи лет благодаря тому, что в столице Византии содержалась Влахернская чудотворная икона Божьей матери, стены Константинополя представлялись для врага неприступными. В период окончательного падения Константинополя 1350–1450 годы, Икона, вероятно, оказалась не в силах защитить Византию. Или не пожелала этого делать (поскольку в этом не было смысла). После чего была отправлена на Святую гору Афон.
В 1653 года (май–июнь???) икона была направлена в Москву с посольством Стамбула царю Алексею Михайловичу. Встречена в Москве 26 октября 1653 года
№91 дата публикации: 17.10.2022
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020