этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025
А. Поздняков
Опубликовано: «Алтай туристический», сентябрь 1983 г.
Сибирский маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов проходил через Алтай, а местом своей работы они выбрали село Верх-Уймон. Поэтому туристический маршрут № 317 к подножию горы Белухи, проходящий по тем же местам, получил имя Николая Константиновича Рериха. Местами, правда, путь следования экспедиции и туристический маршрут несколько не совпадают, но не в этом суть. К этому маршруту появился повышенный интерес, вызванный желанием увидеть то, что интересовало Рериха и его коллег на Алтае, что они увидели, запечатлели.
О задачах своей экспедиции Н. К. Рерих писал: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».
Археологические памятники в Горном Алтае,
интересовавшие Н. К. Рериха
Один из самых древнейших путей на Алтае, по которому двигались разные народы в самые отдалённые исторические эпохи, проходил вдоль рек Чуи и Катуни. Но экспедиция не пошла этим путём. И пока исследователям творчества Н. К. Рериха не ясны причины, заставившие его выбрать другой маршрут, но переселения народов интересовали его в первую очередь. Он писал: «Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребения, уставленные большими камнями, так называемы чудские могилы, надписи на скалах – всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу».
Территория Горного Алтая и его население в историческом процессе были тесно связаны с историей развития Центральной Азии. По словам Рериха, «Алтай – середина Азии».
Считая Азию колыбелью человечества, Рерих приходит к выводу о расселении людей из Внутренней Азии, о многовековом восточном влиянии на Русь, оказавшимся более действенным, чем западное. К такому убеждению он приходит, сопоставляя археологический материал, исследуя наскальные изображения, собирая этнографические данные, изучая культуру, искусство, религию разных народов.
Археологические памятники в Горном Алтае,
интересовавшие Н. К. Рериха
В своих высказываниях Н. К. Рерих был не одинок. Многие исследователи на основании различных изысканий пришли к тому же мнению.
Справедливость слов, высказанных Рерихом, что через наскальные изображения протягивают друг другу руку, находит подтверждение в современных исследованиях советских и американских учёных.
Пребыванию экспедиции Рериха на Алтае посвящена интересная статья барнаульского художника, исследователя художественного наследия Николая и Святослава Рерихов Л. Цесюлевича в книге «Н. К. Рерих. Жизнь и творчество».
Николай Константинович Рерих очень любил Алтай и, находясь в нашем крае в августе 1926 года всего 12 дней, он с раннего утра до позднего вечера неутомимо трудился. Он намерен был обязательно вернуться на Алтай, но этому не суждено было случиться.
Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)
№91 дата публикации: 01.09.2022
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020