ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №97 / Весна 2024

Читателям Содержание Архив Выход

Алехин А. Д.

 

Первые крупицы опыта

(газета «Московский художник» 06 марта 1965 г.)

 

Не так давно я пришёл в школу № 56. Первые же уроки меня поразили: у ребят полное отсутствие знаний элементарных основ изобразительной грамоты, самостоятельности, фантазии. Многие, особенно старшеклассники, давно потеряли интерес к рисованию. А по общим показателям школа считается лучшей в районе.

Что делать, как вести занятия? Надо сказать, мне повезло хотя бы уже в том, что администрация, понимая важность эстетического воспитания, во всём идёт мне навстречу. А это не всегда случается в школах.

Самое главное, по моему мнению, – не столько учить, сколько пробуждать интерес к искусству, создавать творческую атмосферу. Тогда и учить будет легко. Добиться этого мне не всегда удаётся: в каждом классе встречаются два-три бездельника, портящих всё дело. Но я стремлюсь сразу же привить уважение к изобразительному искусству, поставить уроки рисования и искусствознания в один ряд с другими.

 

«На катке». Н. Шоссирева, 13 лет

 

Приходится много сил уделять борьбе со стремлением копировать, срисовывать, подражать, с пассивностью, и, порой, равнодушием. Умышленно делаю упор на работе над композицией, чтобы расшевелить фантазию, особенно у семиклассников. Стоит одному что-либо придумать, как моментально это становится достоянием соседей, а то и всего класса.

И работу над композицией, и рисование с натуры необходимо связывать с жизнью, с событиями и предметами, хорошо ребятам знакомыми. Так, например, прежде, чем предложить ученикам тему «Зимний город», иду с ними на улицу, где они наблюдают пешеходов, транспорт, особенности линейной и воздушной перспективы, краски.

Натюрморт часто не ставлю, а предлагаю готовый: часть парты с принадлежностями для рисования, окно с растениями, уголок мастерской или часть «живого уголка».

Нередко полагают, что дать ребёнку хорошие краски – всё равно, что их выбросить. Может быть, поэтому ученическая акварель, которую продают в магазинах, похожа на скверную гуашь. Гуашь же купить трудно, так же как и хорошие мягкие кисти.

А ведь детям особенно необходимы самые яркие и красивые краски, мелки, пастель, самые удобные принадлежности для рисования: они должны почувствовать силу изобразительных средств. Если же с ранних лет приучать детей к серости, что с ними будет в зрелые годы?

Аппликацию, витраж, мозаику и другие виды художественной деятельности я стремлюсь вводить на уроках и в кружке. Жаль только, что за 45 минут в неделю многого не сделаешь.

Я убедился в своё время на личном опыте, до какой степени теряется творческая активность учащихся, если их заставлять часто рисовать гипсы и муляжи. Они тянутся ко всему натуральному, естественному. Живого кролика изображают с большим удовольствием и гораздо успешней, чем его застывшее чучело.

Радостно бывает открыть способного ученика – такие бывают в каждом классе, – не знающего иногда даже своих возможностей. Да и кто ему может сказать об этом, если первых четыре школьных года его обучали рисованию люди, абсолютно не подходящие для этого, художественно неграмотные.

Иногда же, наоборот, приходится встречать маленьких самоуверенных «гениев».

Помню, пришёл ко мне в изостудию Дома пионеров, которой я несколько лет руководил, ученик одной из школ Фрунзенского района. Меня уже предупредили: это – «вундеркинд».

В облике ученика 3-го класса было что-то взрослое, какая-то самостоятельность, уверенность в себе. Его рисунки, все выполненные с натуры, поражали недетским чувством цвета и формы.

– Ты хорошо, Ваня, рисуешь с натуры, – сказал я. – А попробуй сочинить что-нибудь сам, какую-нибудь сценку, композицию на любую тему.

Сидит Ваня за мольбертом, ничего не может придумать. Очень осторожно, чтобы не задеть его самолюбия, я стал говорить, что надо развивать фантазию, стараться больше рисовать по представлению, работать над композицией, наблюдать и запоминать окружающую жизнь.

Когда, выйдя на минуту из студии, я вернулся, ни мальчика, ни его папки с рисунками не увидел. Больше он не приходил.

Не знаю, была ли моя оплошность в том, что он, обидевшись, ушёл, но главная вина на тех, кто его захваливал, кто вбил ему в голову самомнение, мысль о «таланте».

Много раз я убеждался в том, что о способностях по первым рисункам не всегда можно верно судить. Сколько раз «бездарные» потом становились одарёнными.

И наоборот: как ни печально, способные паренёк или девушка вдруг останавливаются в своём развитии. А это самое ужасное. Нередко такое происходит потому, что педагог не считается с творческой индивидуальностью ребёнка.

– У Вас все ученики работают под Матисса, – говорю я одной учительнице.

– А я к этому стремлюсь, – отвечает она тоном, не терпящим возражений.

Смотришь на довольно красочные работы её воспитанников и думаешь: неужели они столь одинаково видят мир? И разве только художнику-профессионалу необходима своя, творческая индивидуальность? И не поэтому ли у некоторых профессионалов так её мало, что со школьной скамьи она у них вытравлена?

Как привить любовь к искусству, как пробить брешь в стене, построенной из равнодушия и, порой, неискренности? Как вызвать ребят на откровенность, на равноправный спор с учителем? Именно на равноправный, такой, чтобы они не чувствовали себя учениками, находящимися под угрозой двойки.

Для этого, на мой взгляд, надо быть с ними самому абсолютно искренним, не навязывать им насильно знаний, а убеждать в их необходимости, рассказывать самую суть, но в живой и занимательной форме.

На практике у меня это не всегда получается, но когда получается, я вижу, что идти надо именно по такому пути.

Сейчас, на втором этапе, мы перешли к изучению истории искусств. Причём я заостряю внимание учащихся только на некоторых, наиболее ярких моментах того или иного периода, стараясь это делать как можно образней и красочней, с тем чтобы сами ребята более глубоко и полно занялись изучением искусства самостоятельно.

 

«Ругаются». Оля Войтенко, 6 лет

 

Именно к самостоятельности следует приучать детей, стремиться сохранять и развивать всю свежесть их восприятия, способствовать формированию у них активного отношения к жизни во всех её проявлениях, воспитывать святую любовь к искусству.

Все педагоги, все деятели искусства должны внести свою лепту в это благородное дело.

 

Источник текста: Сайт «Художественная культура в публикациях Александра Даниловича Алехина»

 

 


№89 дата публикации: 02.03.2022

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020