ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №97 / Весна 2024

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Святой Николай Чудотворец в борьбе с арианством

Чудотворец Николай,

Ты во всём нам помогай!

Мы зажжём свечу на счастье,

Чтоб минуло нас ненастье!

Присказка

 

Википедия: «Никола́й Чудотво́рец, – Николай Уго́дник; Николай Мирлики́йский; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαοςсвятой Николай; около 270 года, Патара, Ликия – около 345 года, Миры, Ликия) – святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских(Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе – покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей. Изображается как с митрой на голове, символом его епископства, так и без неё».

К периоду 307–324 гг. относится епископство святителя Николая в Мире (современный город Демре, провинция Анталия в Турции), а годом позже, произошло чрезвычайное событие в жизни церкви – Собор в Никее, призванное указать путь дальнейшего развития христианства. Любопытна история возведения святого Николая в ранг архиепископа.

Достойное жилище Святого Духа.

Из жизнеописания: «Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся».

Из мирян в епископы?

Википедия: «Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. В IV веке такое назначение было возможным»..

Обратимся к описанию жизни святого Николая, которое открывает интригующий момент, связанный с Никейским собором: «Он боролся с язычеством, в частности, ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире. Он также ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства».

Было или не было?

Продолжим: Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Θησαυρός» («Сокровище») излагает сказание, согласно которому во время Никейского (Первого Вселенского) собора (325) святитель Николай дал пощёчину своему оппоненту Арию. Однако Пётр де Наталибус пишет, что Николай ударил не самого Ария, а одного из его последователей. Факта заушения Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии святого, написанном Симеоном Метафрастом в X веке, но в нём отмечается, что святой Николай был на Никейском соборе и «решительно восстал против ереси Ария». В русской агиографии описание пощёчины появляется лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским, также приводится в тексте Минеи для 6 декабря.

 

Никейский собор

 

«Эта история впервые появилась 1000 лет спустя (в XIV веке), после Никейского собора. Существует серьёзные сомнения, был ли Николай участником собора, так как ни один епископ (из числа присутствующих на соборе) не упоминает его. Профессор церковной истории В. В. Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». При этом профессор протоиерей В. Цыпин считает, что, так как в наиболее достоверных документах упоминаются имена лишь некоторых отцов Никейского собора, то не следует принимать этот аргумент всерьёз и не доверять церковному преданию. По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, утверждение о пощечине Арию «не может быть признано истинным, прежде всего, потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Ливерий Воронов на основании анализа лексики церковных песнопений подтверждает, что святой Николай назвал Ария «безумствующим богохульником».

Два принципиальных вопроса.

В связи с разночтениями предстоит ответить на два важных вопроса. Вопрос первый: «Являлся ли архиепископ Миры святой Николай участником Никейского собора»? Вопрос второй: «И если являлся, то мог ли в силу особенности характера, принародно дать пощёчину идеологическому противнику? Будем иметь в виду утверждение, что суд над архиепископом Николаем всё таки состоялся. Удастся ли?

Казалось бы, спустя 1700 лет ответить на событийные вопросы церковной жизни невозможно. Но, оказывается, для космобиологии возможно и это!

Начнем с рождения.

 

Символический микрокосм рождения святителя Николая

 

Символическое рождение происходит в знаке «Рак», судьбой управляет Луна, Солнце находится в «Рыбах».

Жизнь и судьба святителя Николая в обзоре градусов планет рождения.

Обратим внимание на наиболее важные, выделенные автором места обзора, поскольку они встречаются и при дальнейшем исследовании.

Будет популярен и очень любим, при этом дерзок и храбр.

Обзор Момента рождения указывает на радостного человека со светлой душой и дружелюбным характером, чья мечта – распространять счастье и чувство удовлетворения везде, где бы он ни был. Такой человек будет популярен, и очень любим. Он пришёл в мир с посланием жизни, любви, надежды и намерением, не поддающимся искушению и греху. Это символ Простоты.

Обзор Солнца указывает на несколько нервного человека, быстрого и непоседливого, наделённого активным и импульсивным темпераментом, полного энергии и целеустремлённого. Он дерзок и храбр, и его жизнь не останется в стороне от приключений. Этот человек никогда не будет нуждаться, и всегда будет занимать безопасное общественное положение. Происшествия в его жизни случаются внезапно и далеко не всегда предсказуемы. Это символ Неожиданности.

Из жизнеописания: «Просили его защитить оклеветанных трёх мужей из их города, которые, в отсутствии епископа Николая, были осуждены на смерть правителем Евстафием. Тогда святитель в сопровождении воевод отправился спасать осуждённых. Достигнув места казни, он увидел, что осуждённые мужи уже преклонились к земле и ожидали удара меча палача. Тогда святитель Николай вырвал меч из рук палача и освободил осуждённых».

Обзор Луны указывает на человека мягкого и романтичного, который столкнётся со многими проблемами, тревогами, превратностями Судьбы и несбывшимися надеждами. Однако он принимает всё это лицом к лицу и не способен опуститься до подлости ради комфортного существования. Это символ Согласия.

Найдёт применение в социальной среде.

Обзор Юпитера указывает на амбиционного человека с характером горделивым и порывистым. Он пытается возвыситься, стремясь к известности и славе. Такой человек прекрасно понимает человеческую душу, её силы и слабости, и он может найти себе применение в социальной среде или просто быть полезным своей родине. Это символ Возвышения.

Обзор Марса указывает на двойственную личность, образованную и талантливую, которая приобретает хорошую репутацию благодаря своим делам. Такой человек обладает значительной ментальной энергией и волей, сочетающейся с импульсивностью, что ведёт либо к творчеству, либо к разрушительным последствиям. Излишняя поспешность этого человека может заставлять его делать ошибки, вызывающие неудовлетворённость и угрожающие судом. Это символ Воодушевлённости.

Из жизнеописания: «Будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть. В другом случае, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь».

Обзор Венеры указывает на очень упорного человека, придерживающегося своих идей с такой стойкостью, что это вызывает уважение окружающих его людей. Его интересы направлены на материальный мир, и он, будет нести свой крест, не протестуя. Этот человек не отступит, какое бы сильное давление на него ни оказывали, и сумеет отобрать венок победителя из рук своего врага.Это символ Соперничества.

В роли заботливого родителя.

Рождение в «Раке» предопределяет занятия «семейными делами», положение заботливого родителя, интуитивно вовлечённого в переживания, чрезмерную чувствительность к людям, но страстность в чувствах, выражаемых в драматической форме.

Спросим: не потому ли святителя Николая в народе называют Угодником? Желающим угодить всем нуждающимся? Особенно, когда в том появляется крайняя необходимость. Например, помочь великому Московскому князю Дмитрию Ивановичу, идущему на битву с татарами.

В состоянии аффекта и при желании делать добро.

Луна в тесной связи с Марсом, определяет возникновение сильных эмоций рождающих большую энергию, возможность действовать в состоянии аффекта, опасность забыть благоразумие и осторожность.

Дружба Луны с Юпитером смягчает ситуацию потенциального конфликта, указывая на сострадание и великодушие, желание делать добро, что предполагает хорошую карму.

Чрезвычайно чувствительное рождение.

Обратим внимание на тот факт, что у Момента рождения «скучились» шесть чувствительных точек (ЧТ), расшифровка которых обнаруживает тезисы: «Опасность убивающей планеты» (63, 52), «Внезапная удача в отношении детей» (5, 75), «Конфликт с друзьями» (12, 48).

И опять вопрос: не по этой ли причине ниже выявляется тезис «Убийство брака-партнёрства»? Это важное обстоятельство, к которому вернёмся позже. В этой части вспоминается утверждение, что на Западе святитель Николай считается покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.

 

Рабочий микрокосм символического рождения Николая Чудотворца

 

Луна находится «на пороге» Дома «Лишения и страдания» (XII дом) и так же весьма восприимчива к ЧТ, определяющим тезисы: «Любовь к профессии в расстройствах и разногласиях» (8, 13, 36) и «Убийство брака-партнёрства» (29, 59). В этом случае предполагается служение религии и воспитанию, когда имеется опасность развития комплекса мессии.

Гармония Луны и Сатурна сдерживает сильные эмоции, даёт трезвость рассудку и добросовестность, возможно наследие высокого положения. И здесь уместно вспомнить историю обретения мирянином Николаем должности архимандрита с помощью дяди епископа.

Сатурн сдерживает импульсивность Марса, а Марс преодолевает страхи Сатурна, от этого происходит двойная выгода, предполагается спартанский образ жизни.

Обратимся к содержанию Нептуна, существенно повлиявшего на момент рождения. Каким же образом? Возможно, пробудив интуитивные и медиальные способности, поступки, основанные на бессознательной интуиции, на углубленном понимании действительности.

Картина-символ Нептуна указывает на ревностные упражнения ради полного выявления идеала. Причём Нептун «дружит» с Восходящим Лунным узлом, а это даёт настрой на общепринятые нормы.

Опасность взрывных чувств.

Однако, помимо отмеченного, имеется и другая опасность. Она исходит от оппозиции Луны и Плутона, способная взорвать чувства, особенно когда речь идёт о спорах по наследству внутри «семьи».

Отметим исторический факт: ровно такая же ситуация возникла на Никейском соборе в ожесточенном споре христиан с арианами, когда архиепископ Николай, якобы, дал пощёчину противнику. Однако дал пощёчину не якобы, а на самом деле. Поскольку взрыв чувств у архимандрита Николая, вероятнее всего, имел место. Реальность конфликта находим в том факте, что положение Плутона в микрокосме приходится на год проведения Никейского собора и сопровождается ЧТ «Фатальность» (2). Причём Плутон противостоит Марсу, а это у высокоразвитыхрасценивается как проверка в пути развития. Пощёчина чудотворца и явилась проверкой в пути развития. Безусловной и убедительной проверкой.

Независимое подтверждение.

Более того, имеется и другой доказательный документ космобиологии. Это микрокосм жизни архиепископа Николая в 325 году, в год Никейского собора. Собор проходил в июне месяце, и этот период представлен в микрокосме как период «Лишений и Страданий», сопряжённый с тремя ЧТ, определяющими тезис: «Внезапная удача перемены в сотрудничестве» (28, 25, 76, 26). Что позволяет сделать вывод: собор для архиепископа Николая явил благополучие, поскольку чудотворец выдержал проверку в пути развития. Хотя формально и был осуждён за «рукоприкладство». Итак, исследование биологией космоса приходит к важному выводу: Архиепископ чудотворец Николай присутствовал на Никейском соборе и «отвесил оплеуху» представителю арианства.

Сознательно принять ограничения.

Обратимся к картинам-символам планет и домов микрокосма рождения. Картина-символ Луны указывает на «стремление к прединтеллектуальному состоянию сознания, возвращение к источнику».

Картина-символ Марса предполагает «обнаружение подсознательных энергий и глубинных психических структур».

Картина-символ Солнца рождения выявляет необходимость принять сознательно ограничения для своей личности, что бы сконцентрировать энергию и жить централизованной и полной жизнью.

Речь идёт о том, что архиепископ Николай обязан научиться сознательно, управлять «взрывным» характером.

Кстати, картина-символ Солнца архиепископа Николая в год Никейского собора выявляет способность души вмешиваться в жизнь личности и вызывать катарсис.

 

Это важнейшее свидетельство того, что в 1380 году душа святого Николая действительно явилась во сне Дмитрию Донскому и вызвала у великого князя катарсис, что способствовало победе русского оружия.

 

Картина-символ Дома «Сотрудничество» определяет «преодоление страха и его награду».

Картина-символ Дома «Наследство» указывает на «способность великих человеческих дел сохраняться намного дольше, чем жизнь деятеля».

Картина-символ Дома «Философия и Религия» выявляет «конструктивное использование трудного прошлого опыта, как примера для тех, кто ещё борется со своими страстями».

Картина-символ Дома «Славы и Репутации» открывает «потребность донести до уровня повседневного существования ясное понимание того, что проявилось в великом опыте необычного».

 

Приключения мощей святителя Николая.

Из жизнеописания: «Сразу после смерти тело святителя стало мироточить, и стало объектом паломничества. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века – церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до 1087 года, – до похищения их итальянцами из города Бари. Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барийцев, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года. Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно.

…9 мая корабли подошли к Бари, где радостная весть об этом уже облетела весь город. Аббат бенедиктинского монастыря Илия, в отсутствие в тот день первых лиц города, решил судьбу реликвии, а позже стал её хранителем. Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь Святого Стефана, находившуюся неподалёку от моря.

Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год Илией была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II. Ныне это Базилика Святого Николая, где и сейчас хранятся мощи святителя».

 

Почитание на Руси.

«На Руси в XI веке почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия».

 

 


№89 дата публикации: 02.03.2022

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020