этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025
Александр Херсонов
«Он не был типичным, он был исключением в истории русской церкви. Именно поэтому туда стремились представители культуры. В этот монастырь, в удивительный центр стремились люди».
Из выступления протоирея отца Александра Меня
«Два пути понимания христианства»
25 января 1989 года. ДК МЗАЛ
О притягательной силе монастыря «Оптина пустынь» (ОП) автор наслышан ещё в советские времена. Авторитет ОП на карте религиозной России был и остаётся велик и несомненен. В атеистические годы удивительное явление прошло мимо сознания, поскольку велико было скептическое отношение к религии. Но видимо, всему своё время. Готовя публикацию о протоирее РПЦ отце Александре Мене, решил ознакомиться с его проповедью «Два пути понимания христианства». Прослушал проповедь ипонял, что неожиданно намечается новая перспективная тема исследования – «Оптина пустынь».
Итак, зададим вопрос: что же необычного с точки зрения космобиологии заключено в монастыре ОП, который по отношению РПЦ стоит особняком, имеет мнение отличное от принятого, по-своему отвечает на спорные вопросы Православия? Суть понятой мной проповеди отца Александра Меня заключается в том, что РПЦ сосредоточена на внутренней жизни, на себе «любимой» и является «вещью в себе» (эндотермична). В то время, как усилия ОП устремлены во вне, наружу, к жизни общества, к проблемам верующих (экзотермична). Благодаря чему возник авторский интерес к изучению исторического феномена монастыря «Оптина пустынь».
Из Википедии: «Введе́нская О́птина пу́стынь – ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от Козельска Калужской области, в Калужской епархии. Монастырь находится на расстоянии 4 км на северо-восток от Козельска: дорога пересекает реку Жиздру и идёт вдоль монастырской рощи. В 1832–1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В 2 км от монастыря, на том же берегу Жиздры, расположена станция Тупик. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм – собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере – церковь во имя Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной, на юге – церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1811 году, на востоке – церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери».
ОП – место в Калужской области, близь города Козельска – явление необычной духовной силы. Однако сила духа возникла не сразу, складывалось по крупицам, начиняя с XIV и по XIX век включительно. Пять столетий насчитывает история монастыря, чтобы к началу 1809 года явить признаки зрелого духовного состояния, которое развивается и сегодня.
Ознакомившись с историей возникновения и развития ОП, автор нашёл целесообразным в качестве даты исследования выбрать поворотный момент в развитии, а именно 18 января 1809 года. Это был знаменательный день, когда «по просьбе игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30 насельников (вместе с настоятелем»).
Читаем: « В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились пустынники – люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России».
Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.
При игумене Моисее обитель Оптинская цвела такой высокой нравственностью, что каждый мальчик послушник был, как старец. Я видел там, в полном смысле слова земных ангелов и небесных жителей. Что это было за примерное благочиние, послушание, терпение, смиренномудрие, кротость, смирение! Оптина была школой для российского монашества.
С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв сопровождал Ф. М. Достоевского в поездке в Оптину после тяжёлой драмы – смерти сына писателя в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни».
Рассматривая особенности строения микрокосма «ОП», замечаем благотворную связь планет дома «Работа и Будни» (VI дом) с домом «Вхождение в общественные отношения» (XI дом). При этом Марс стоит обособленно, связи с планетами не имеет. Следовательно, деятельность монастыря отличается смиренностью, лишена диктата и узкого направления энергии.
Как видим, в космической «плоти» ОП подчёркнут факт «Вхождения в общественные отношения» в религиозном знаке «Рыбы», поскольку в этой сфере действуют одновременно четыре планеты: Юпитер, Плутон, Венера и Луна. Причём Юпитер (социальная планета) «дружит» с Плутоном и обе благотворно поддержаны влиянием Урана. Этот факт подчёркивает, что ОП «благодаря нетрадиционным взглядам, настроена действовать по своему усмотрению», что в известной проповеди подчеркнул отец Александр Мень. Здесь же видится источник «необычайных возможностей развития» ОП.
В положении Юпитера проявлено особое сочувствие и сопереживание обездоленным, желание укрепить человека в любви, мудрости и воли, интуитивно воспринимать духовную плоскость бытия. Духовное понимание ОП может быть более универсальным, чем у ортодоксов. Не в этом ли и заключён «секрет» особого пути ОП? В том, что монахи ОП «задумываются о благоденствии человечества, имеют многих друзей и взаимно помогают друг другу».
Обращает внимание возвышенный Сатурн в знаке «Стрелец», сблизившийся с Нептуном в сфере «Сотрудничество» (VII дом). Сатурн требует ответственности и справедливости, серьёзного занятия религией, исполнения строгого морального кодекса, интеллектуального устремления к поиску истины. Всего того, что подчас не достаёт РПЦ. Однако, не всё в житие ОП благостно...
Негативные аспекты Сатурна могут напомнить о проблемах, связанных с прошлым опытом, об одиночестве, о невзгодах прошедших столетий. Для ОП важно заставить себя отказаться от прошлого, поскольку отсюда возникают трудности в отношениях, недостаток веры в себя.
Нептун указывает на кармические связи в партнёрстве, глубокое понимание других, интуитивное восприятие ближнего, когда в отношениях на первом плане стоят духовные ценности. Однако следует проявлять осторожность в выборе друзей. Возможны и депрессии.
Уран указывает на необычайные методы услуг, дружеские отношения со всеми, неожиданные шансы в профессии и неожиданные изменения в социальных отношениях окружения, готовность к динамике быстрых перемен.
В унисон обнаруженной информации звучат «Обзоры градусов» планет микрокосма ОП.
Момент рождения: «Отважна, решительна, может осмелиться на многое, с годами прогрессирует, обретает опыт и становится известной».
Карьера и профессия: «Охраняет, заботится о человечестве, воплощает практическое под влиянием той силы, что направила на Землю для защиты слабых».
Дом «Сотрудничество»: «Являет идеалы истинной справедливости, беспристрастна и великодушна, её судьба – распространять духовные знания».
Солнце: «Умение держать удар».
Луна: «Неожиданность успеха».
Плутон: «В работе видит молитву, считает благородным любой труд, проявляет демократичность и непринуждённость».
Юпитер: «Цель видит в распространении знания».
Нептун: «Встретит зависть и ненависть».
Сатурн: «Старание ведёт к промахам, тяготам и ссорам».
Сегодняшняя жизнь ОП лишена покоя и самолюбования. Впрочем, так было и раньше. Повсеместно проявляются сильные желания и чувства, несгибаемость воли, возможно и агрессивность «в отношении чужих денег в общем фонде». Как и раньше приходится отстаивать свои убеждения в предпочтении тишины и замкнутости, испытывая большое влияние подсознания, утверждая сильные философские и религиозные взгляды. Было бы ошибкой со стороны ОП выставлять себя напоказ, что как раз и не делается. И по-прежнему велико желание задавать тон в вопросах права, религии, философии и образования. Плохими помощниками в этом может явиться проявление сарказма, не дипломатичности в выражениях, жалобы и бесцеремонное стремление к свободе. Именно отсюда берут начало ссоры и конфликты. Таковы выводы, следующие из строения микрокосма ОП образца 2020 года.
Высокая духовность Оптиной пустыни доказана явлением мощной ауры, природным феноменом, который фиксируется фотоснимками из Космоса. И это бесспорный факт, которому противопоставить нечего.
Мощное свечение над местом расположения Оптиной пустыни. Фото из космоса.
Обратите внимание на то, что план-схема Оптиной пустыни состоит из трёх взаимосвязанных территорий. Монастырь состоит из двух почти одинаковых квадратных действующих (активных) площадей, разделённых между собой меньшего размера садом-парком.
В первой, нижней части, размещены собор и три храма. Во второй, верхней части – два храма. Два белых пятна на фото из космоса – это как раз и есть духовная аура двух «храмовых» территорий монастыря. Тёмный промежуток между белыми пятнами соответствует расположению сада-парка, который лишён духовного излучения.
№83 дата публикации: 03.10.2020
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020