Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Ковалева

 

За фасадом Нью-Йоркской драмы Рерихов

Оборотни

В июле этого года исполнилась 85-ая годовщина одного из самых драматических событий в истории мирового Рериховского движения. В 1935 году трое из ближайших американских сотрудников Рерихов – Луис Хорш, его жена Нетти Хорш и Эстер Лихтман – предали дело Учителей, встав на путь разрушения всех культурных учреждений, основанных Рерихами и их последователями. Главным действующим лицом в этом предательстве выступил бывший инвестор Рерихов Луис Хорш. Путём преступных махинаций с ценными бумагами он захватил в свои руки все материальные ценности учреждений, принадлежащих Рерихам и их сотрудникам в Нью-Йорке. Работа этих учреждений была вскоре прекращена, а содержащиеся в них художественные экспонаты распроданы на аукционах.

Это страшное предательство стало темой многочисленных публикаций [1]. Однако помимо факторов, очевидных для всех, драма Рерихов и их последователей в Нью-Йорке имела в своей основе субъективную духовно-психологическую подоплеку, известную далеко не всем. Её тоже стоит коснуться, чтобы понять истоки страшного предательства, совершённого тремя из бывших доверенных сотрудников Рерихов.

Вскоре после подписания в Белом доме Пакта Рериха, в конце апреля 1935 года Луис Хорш и Эстер Лихтман отправились в совместную поездку в Северную Европу. Цели этой поездки были довольно туманны. Официально было объявлено, что поездка служила деловым интересам Хорша. Но в письмах Е. И. Рерих сотрудникам, написанным в тот период, говорилось: «Так значит, Логван и Ояна поехали по банковским делам, и, как они пишут мне конфиденциально, они решили немного отдохнуть в северных странах, где они ещё ни разу не были» [2].

Вскоре же после возвращения из Европы в июле 1935 года Хорш созвал на собрание всех членов Совета директоров музея, то есть внутренний круг сотрудников Рерихов, и объявил им, что прекращает сотрудничество с Рерихами. Более того, по решению Хорша Рерихи и оставшиеся верными им сотрудники были не только отстранены от управления созданными ими же учреждениями, но и лишены принадлежащих им долей собственности, или шер [3], на всё имущество данных учреждений и доходы от их деятельности.

Тогда-то и выяснилось, что Хорш проделал потрясающую по наглости махинацию с ценными бумагами самих Рерихов и их ближайших сотрудников, членов Совета директоров музея – Зинаиды и Мориса Лихтманов, Софьи Шафран и Франсис Грант. Все принадлежащие им акции-паи он переписал на имя своей жены Нетти Хорш. Супруга бизнесмена, получившая столько помощи и поддержки от Рерихов и их Учителя во время трудных обстоятельств своей жизни, без колебаний встала на сторону зарвавшегося мужа и Эстер Лихтман, несмотря на письмо-предупреждение, посланное ей Еленой Ивановной. В переписке с Рерихами оставшиеся верными Учителям сотрудники стали называть тройку предателей «трио».

 

Н. К. Рерих с будущими предателями – супругами Хорш

 

Зинаида Фосдик с возмущением вспоминала: «…Хорш и его сообщники при содействии своих адвокатов подготовили новые, подложные документы, удостоверяющие, что музей с 1006 картинами Рериха, Институт [объединённых искусств] и «Корона Мунди» со всем их имуществом, русскими иконами, ценнейшими коллекциями тибетских танка и священных книг, принадлежат Хоршу» [4].

Но это было ещё не всё. Понимая, что обманутые ими Рерихи и их сотрудники будут бороться со столь наглым грабежом, махинаторы ухитрились ещё до начала захвата всех учреждений оклеветать Рерихов в глазах сильных мира сего – президента Рузвельта и Генри Уоллеса, и привлечь их на свою сторону. Это в конечном счёте и помогло грабителям выиграть судебный процесс, начатый против них защитниками музея Рериха. Э. Лихтман и Хорш заблаговременно убедили Рузвельта в том, что Николай Рерих неверно повёл дела, связанные с организацией кооперативного движения в Монголии, и к тому же вмешивался в политику от имени американского правительства.

Кроме того, предатели заявили Уоллесу и президенту, что Учитель Мориа лишил Елену и Николая Рерихов доверия и передал функции общения с Ним и управления рериховскими учреждениями им самим, то есть Эстер Лихтман и Луису Хоршу. «Мадам Рерих», по словам предателей, утратила связь с Учителем, передававшим через неё сообщения президенту, и новым посредником в передаче сообщений от Него Рузвельту якобы стала Эстер Лихтман. А вместо всемирно известного художника и общественного деятеля – Николая Рериха – все дела основанных им культурных учреждений теперь должен будет вести Луис Хорш.

Как ни странно, и Уоллес, и Рузвельт всему этому поверили. Или сделали вид, что поверили, в силу определённых выгод, которые сулили им дальнейшие отношения с Хоршем, намеревавшимся использовать идею Рериха по организации кооператива в Монголии в совсем других целях.

Ограбление Рерихов и их сотрудников было тщательно подготовлено Хоршем. Боясь приезда Н. К. Рериха в Америку и его личного участия в судебном процессе, Хорш отправил в налоговые органы США лживый донос о том, что художник якобы не заплатил налоги с некоторых сумм, выданных ему через банк. На самом же деле средства, на которые Хорш ссылался в своём доносе, предназначались для проведения экспедиции, а согласно законодательству США, суммы, перечисляемые на проведение экспедиций и иных исследований, не подлежали налогообложению. Кроме того, по давней договоренности с Рерихом Хорш, как бизнесмен, хорошо знающий законы своей страны, выполнял роль его доверенного в финансовых делах – именно он и перечислял всегда налоги со всех доходов Н. К. Рериха, получаемых за продажи его картин, книг и тому подобного.

Составляя этот клеветнический донос, Хорш хорошо знал, что делал: согласно законам США человек, обвиняемый в неуплате налогов, по приезде в страну мог быть немедленно арестован и заключён под стражу. Об этом Хорш специально проинформировал Рериха в адресованном ему письме. Выплатить же сумму якобы неуплаченных им налогов в то время художник никак не смог бы, поскольку из-за грабежа Хорша вся семья Рерихов лишилась средств, принадлежащих ей от деятельности учреждений.

Такова была «благодарность» людей, некогда считавших себя духовными учениками Рерихов, за всё, полученное ими.

 

 

Лже-сивилла

Надо отметить, что помимо банальной непорядочности, толкнувшей Эстер Лихтман и Луиса Хорша на предательство и ограбление Рерихов, в этой грязной истории была и определённая, так сказать, оккультная подоплека, особую роль в которой суждено было сыграть именно Эстер Лихтман. Эта не в меру честолюбивая дама вообразила, что, обладая ясновидением, сама может телепатически общаться с Учителем, и объявила себя новым посредником в получении Его наставлений – вместо Елены Рерих. В своих амбициях Эстер Лихтман вознеслась на явно не соответствующую ей высоту, отпала от охраняющего её Луча Учителя – и тут же стала добычей иерофанта тёмных сил, активно ищущего потенциальных предателей среди последователей Рерихов. Её низкий духовный уровень в сочетании с особым психологическим складом, а именно – медиумичностью (на что обращала внимание Е. И. Рерих) – сделали своё дело, и бывшая горячая поклонница Учителей впала в состояние, называемое в Агни-Йоге, как и в народе, одержанием.

Она действительно начала слышать некий голос, дающий ей определённые указания, но этот голос принадлежал не Учителю Мориа, а Его антиподу – иерофанту сил зла, которого Рерихи называли Конрадом. Именно этот инфернальный персонаж и явился источником безумных идей Эстер Лихтман. Его разрушительное энергетическое воздействие стало передаваться через одержимую всем, с кем она общалась: сначала Хоршу, а затем Уоллесу и Рузвельту.

 

Эстер Лихтман в Наггаре с Н. К. Рерихом

 

Учитель М. и Елена Ивановна с самого начала предательских действий Эстер Лихтман знали, кто стоит за её поступками. Елена Ивановна писала сотрудникам: «Знаю я, откуда происходят указания, передаваемые Другу. Имя этого руководителя страшное, Вы, родные, знаете его, оно не раз упоминалось, и он уже не раз посещал, ибо доступ ему не был закрыт. (…) Истинно можно сказать, что враг свил себе гнездо в центре дел. Да, и честолюбие и властолюбие – страшные бичи, погубившие столько лучших начинаний и гигантов низвергнувшие в бездну» [5].

Сорвавшись в бездну, Лихтман утянула за собой и Хорша. Вдвоём они решили, что должны сами руководить всеми делами рериховских учреждений вместо их непосредственных учителей, Рерихов. Хорш, одержимый жаждой обогащения, видимо, давно мечтал прибрать к рукам все материальные ценности и доходы от рериховских культурных учреждений в Нью-Йорке, а Эстер Лихтман, «вдохновлённая» Конрадом, подтолкнула его к осуществлению этой идеи. Подобное порабощение сознания людей разрушительными силами астрального плана, к сожалению, не редкость. В учении Агни-Йоги было дано подробное объяснение психологических механизмов и оккультных основ этого страшного явления.

При слове «одержание» большинство людей обычно представляют себе тех, кого в церковной традиции именуют бесноватыми. Но на самом деле феномен одержания гораздо разнообразнее по формам и сущности своего проявления. Лишь самые грубые и примитивные ступени одержания проявляются в бесноватости, или неадекватности, очевидной для окружающих. Наиболее опасные тёмные сущности владеют сознанием порабощённого ими человека так, что окружающие даже не догадываются о том, что тот одержим и его сознанием управляет одержатель – засевшая в его тонком теле негативная сущность астрального плана. Одержимые люди по своей психической сущности близки к описываемым в легендах зомби, покорно выполняющим любые приказания своих хозяев-колдунов. Все понятия о здравом смысле, чести, совести и тому подобных вещах покидают сознание человека, ставшего жертвой одержателя.

Мало того – одержание представляет собой исключительно заразное явление. Воздействие одержателя передаётся через ауру одержимого им человека на других людей, прежде всего, на его ближайшее окружение. И если окружающие не обладают достаточно высоким духовно-нравственным уровнем, чтобы сопротивляться этому негативному воздействию, то происходит их индуцирование, или заражение негативной энергией одержателя. В итоге у индуцированного тоже развивается одержание; контроль над его сознанием присваивает себе, как правило, тот же самый одержатель.

Именно это – индуцирование одержанием – произошло с коллегой Эстер Лихтман, Луисом Хоршем. Подчеркнём, что во внешней, организационной, стороне предательства не Лихтман, а именно Хорш – человек, осуществлявший финансовое управление всеми рериховскими учреждениями – сыграл главную роль. Почему Хорш не смог сопротивляться негативному психическому воздействию, под властью которого находилась Лихтман?

Помимо жадности и властолюбия Хорша, был ещё один фактор, сыгравший роль своеобразного «контрольного выстрела» в его духовном падении, вслед за которым последовало предательство. Разрушительное психическое воздействие одержимой дамы на бизнесмена было существенно усилено личными обстоятельствами их отношений: во время поездки в северные страны или незадолго до этого Эстер Лихтман вступила в интимную связь с Хоршем. В итоге бывший финансист Рерихов оказался полностью порабощённым одержимой.

В дальнейшем Нетти Хорш, конечно, узнала о связи своего мужа с Эстер Лихтман, но, по всей видимости, этот факт её не слишком покоробил. Во всяком случае, она с готовностью встала на сторону мужа и его любовницы, предав тем самым Рерихов, хотя Елена Ивановна и предупредила её специальным письмом об истинных причинах странной перемены, произошедшей с Эстер Лихтман, а затем и с Хоршем.

Николай Константинович в одном из своих очерков, в котором говорилось о разрушении предателями культурных учреждений Рерихов в Нью-Йорке, писал: «…нельзя же допустить, чтобы один гангстер с двумя своими супругами мог обокрасть ближайших сотрудников, обокрасть нацию и глумиться над общественным мнением» [6].

Что подтолкнуло Эстер Лихтман к тому, чтобы стать «второй супругой» Хорша, мужа её, казалось бы, лучшей подруги, Нетти Хорш – личное стремление предательницы подчинить бизнесмена своему влиянию или воля её тёмного «вдохновителя», неизвестно. Но ясно другое: эта связь существенно упростила Конраду задачу психического порабощения Хорша, ставшего его главным козырем в разрушении дела Рерихов в США.

«Конечно, такое предательство возможно лишь при одержании, – отмечала Елена Ивановна. – И одержание в данном случае очень мощное, ибо именно сам противник Великого Владыки нашёл врата, ему открытые. Наши верные сотрудники пишут, что на предателей стало страшно смотреть, так они физически изменились. Чуткие люди, встречающиеся с ними, заболевают. (…) Разложение сопутствует каждому одержанию» [7].

Так, дававшиеся Эстер Лихтман и Луису Хоршу много лет назад пророческие предупреждения об их падении в бездну сбылись. И именно одержание – страшное состояние, о котором немало сказано в учении Агни-Йоги, – стало отправным пунктом этого духовного падения.

 

 

Закон свободы воли

Елена Рерих предчувствовала готовящееся предательство задолго до начала драмы. В письмах сотрудникам она писала: «Между прочим, интересно отметить, что ещё в [19]31-м году, во время пребывания здесь белокурой [8], я, без всякой видимой или очевидной причины к тому, так остро почуяла предательство, совершаемое апостатами, что у меня случился сильнейший сердечный припадок, а затем в видении я увидела гигантского тигра, сидящего на высокой скале; в зубах он держал тело Леви [9], которое безжизненно свесилось по обеим сторонам его чудовищной пасти» [10].

В своих письмах Елена Ивановна ответила и на вопросы о том, почему всё-таки это страшное по своим последствиям предательство было допущено Махатмой М., который уже с 1922 года предвидел вероятность подобного финала, о чём и предупреждал Рерихов в своих сообщениях. «Предательство было допущено Вел[иким] Вл[адыкой], ибо больше всего Силы Света чтут свободу воли», – писала Елена Ивановна. Если силы зла никогда не считались со свободой воли человека, то для эволюционных, светлых, сил свобода воли каждой личности являлась священной.

Силы Света, о которых упоминала Елена Ивановна, видели и возможность победы над злом: достаточно было справедливого судебного процесса по делу Хорша, чтобы вернуть захваченные предателями культурные учреждения их законным собственникам.

Но, увы, на деле всё произошло по-другому. Бездарные адвокаты, а главное – отсутствие единства среди защитников музея Рериха и нежелание некоторых из них следовать советам Учителя в конечном итоге послужили на пользу врагам…

В заключение остаётся лишь отметить, что награбленное добро не принесло предателям счастья и признания окружающих. Использовав свою пассию для захвата чужой собственности, Хорш вскоре забыл о ней. Эстер Лихтман одиноко жила в своём доме в Коннектикуте, пока с ней не случилось то, что можно посчитать частичным кармическим воздаянием: на неё рухнул тяжелый книжный шкаф, после чего она стала полным инвалидом [11]. Она умерла в начале 1980-х годов в доме престарелых, одинокая и всеми забытая.

Интересно, что ещё в 1936 году, в одном из пророческих снов, Елене Рерих была показана грядущая судьба её бывшей сотрудницы, превратившейся в предательницу. Об этом сне она писала друзьям: «Хочу ещё привести Вам свой символический сон в ночь на 28 янв[аря]. Широкий простор, стоит большое светлое здание – Музей Рериха, но не похожий на Нью-Йоркский. К нему ведёт широкая лестница. У самой двери стою я, внизу на площадке перед зданием моя кузина В. Брэдфорд (во всех снах она символ предательства, ибо такою была в жизни), она смотрит в сторону и говорит: "Смотри, какая туча пыли и песку несётся на Музей!" Я смотрю в указанном направлении и вижу, что небо слилось с землёю в одну серую грязную массу отбросов, и спокойно вхожу вовнутрь здания, закрываю стеклянную дверь и продолжаю наблюдать за надвигающейся тучей.

Не прошло и нескольких секунд, как вихрь налетел и с невероятной силой закружил; предательница, которая осталась снаружи, была поднята с земли, и вихрь, втянув её, начал буквально ломать её, ибо голова её почти соприкасалась с пятками; я слышала страшный крик её, и затем она с силою была выброшена в близлежащую чёрную землю на острые камни, где и осталась лежать без движения, как бездыханная.

Интересно отметить, что [во сне] волосы у предательницы стали белокурыми и она изменила свой облик» [12].

Таким образом, символический сон Елены Ивановны сбылся с удивительной точностью.

Главный виновник нью-йоркской драмы, Луис Хорш, несмотря на все свои богатства, тоже едва ли мог назвать себя счастливым, похоронив сына, которого мечтал видеть наследником своих дел. Сын Хоршей Фрэнк связался с преступными кругами и в начале 1970-х годов был убит в подвале того самого Мастер-билдинга, который его отец некогда захватил преступным путём. Хорши прожили долгую жизнь, последние годы которой престарелая Нетти Хорш провела в состоянии полного слабоумия. По рассказам американских последователей Рерихов, дочь Хоршей Ориола даже не приехала на похороны матери. Так закончилась жизнь людей, не оценивших великих духовных богатств, дававшихся им в руки самой Судьбой, и решивших заменить их богатствами материальными, к тому же добытыми преступным способом.

 

(По материалам книги Н. Ковалевой «Елена Рерих. Заклятие огня». М.: Эксмо, 2020.)

 

Примечания

1.А. Херсонов. «Предательства не было». http://www.facets.ru/index.htm?article=8016

2. Рерих Е. И. Из письма от 03.05.35.

3. От английского share – доля, пай.

4. Фосдик З. Г. Музей Рериха в Нью-Йорке // Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах. М., 2014. С. 74-75.

5. Рерих Е. И. Из письма от 02.08.35.

6. Рерих Н. К. Америка. 30.01.1940. // Рерих Н. К. Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

7. Рерих Е. И. Из письма от 18.11.35.

8. В переписке с Рерихами их сотрудники стали называть Эстер Лихтман «белокурой», а Нетти Хорш – «чёрной» (она была брюнеткой).

9. В переписке тех лет Рерихи их сотрудники нередко называли Хорша по его второй фамилии – Леви.

10. Рерих Е. И. Из письма от 17.05.37.

11. Тульская А. Послесловие // Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах.

12. Рерих Е. И. Из письма от 04.11.36.

 

 


№83 дата публикации: 16.09.2020

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020