Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Возвращение Дмитрия Пожарского

Мистика – не мистика, но нечто мистическое усматривается.

 

От автора

В 80-м номере журнала «Грани Эпохи» читатель ознакомился с основательной и многосложной работой, посвящённой подвигу воеводы Дмитрия Пожарского, поднявшего русский народ на освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков. Казалось бы, всё, тема исчерпана. Но не тут то было. В начале 2020 года автор совершил туристическую поездку в славный город Суздаль, где неожиданно для себя встретился …с героем публикации. Вернее, с бюстом Дмитрия Пожарского, сооружённым перед входом в Спасо-Евфимеев монастырь, где нашёл последний приют народный герой. И это было только начало...

 

Внешний вид крепостных стен Спасо-Евфимеева монастыря

 

Центральной частью монастыря является Спасо-Преображенский собор, рядом с которым и похоронен прославленный воевода (5).

 

 

Изучая схему размещения построек, прежде всего определил место захоронения и памятника-часовни Дмитрия Пожарского (№ 6,7).

 

 

И новая приятная неожиданность. Направляясь к месту священного захоронения, оказался окружён чарующими звуками чудесного перезвона колоколов.

 

Спасо-Преображенский собор

 

Выяснилось, что подобные духовные «концерты» происходят в начале каждого часа и мне дважды удалось насладиться символическим «приветом» от героя-воеводы. При желании в сопровождении гида можно было подняться на колокольню и «вживую» посмотреть нелёгкую профессиональную работу звонаря.

 

Место родовой усыпальницы князей Пожарских

 

Мавзолей Дмитрия Пожарского

 

Спас Вседержитель. 1867–1869

 

Мозаичная икона с фронтона Мавзолея Пожарского. Художник М. Хмелевский по рисунку академика А. Бейдельмана.

 

Внутренние стены Спасо-Преображенского собора

содержат уникальные фресковые росписи Гурия Никитина (1689 г)

 

Разглядывая росписи стен и пытаясь угадать сюжеты изображений, прихожу к выводу, что понимаю лишь один сюжет: в правом нижнем углу изображена картина побития грешницы камнями…

 

Рака Преподобного Евфимия Суздальского

 

Но за что предоставлена высокая честь Евфимию Суздальскому (1316–1404), если его именем называли грандиозное монастырское сооружение? Не трудно догадаться, что Преподобный Евфимий являлся основателем и первым настоятелем Спасо-Преображенского собора, вокруг которого разросся величественный монастырь. Следует заметить, что Евфимий собеседовал с Сергием Радонежским и являлся пострижеником святителя Дионисия.

 

 

Но вернёмся к герою повествования, князю Дмитрию Пожарскому.

 

Закладной камень из мавзолея Дмитрия Пожарского. 1863 г.

 

 

Однако перейдём к делам ратным.

 

Из грамоты Д. Трубецкого и Д. Пожарского в Ярёнск воеводе Янову в октябре 1612 года

 

Карта похода Минина и Пожарского в 1612 году

 

 

Примитивное вооружение и отсутствие надёжной защиты требовало большего личного мужества и стойкости ратников.

 

 

В последний день

В последний день пребывания в Суздале, когда до отъезда оставалось считанные часы, неожиданно для себя принял решение обойти окрестности вокруг места проживания. Бродяжничая, разглядел вдали еле различимое скульптурное сооружение. А подойдя поближе, обнаружил памятник, посвящённый съёмочной группе кинофильма «Андрей Рублёв».

Википедия: «Андре́й Рублёв (около 1360 – 17 октября 1428, Москва) – наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных».

Кинофильм «Андрей Рублёв» (первоначальное название «Страсти по Андрею») был снят Андреем Тарковским в 1962 году.

 

 

Так, между двумя историческими явлениями русского духа, связанными с именем «Андрей Рублёв», нашло законное место духовное явление с именем «Дмитрий Пожарский». Временная цепочка выглядит примерно так: 1420 год – 1620 год – 1960 год.

Но вернёмся к мысли автора о мистической подоплёке поездки в Суздаль и связанных с этим событиях. Надо признаться, в Суздале для меня имеется мощный человеческий духовный фактор. И, тем не менее, мог ли я не поехать в 2020 году в Суздаль? Мог бы. Поскольку о поездке в Суздаль до 2020 года даже и не думал. Однако поехал. Древний город словно «позвал» в дорогу, неощутимо напомнил о себе, «притянул» духовным магнитом к историческим стенам. И, как оказалось, «притянул» ко временам Дмитрия Пожарского. Конечно, нет ничего удивительного, а тем более мистического в том, что фильм «Андрей Рублёв» снимался именно в Суздале. Это естественно и вполне объяснимо.

 

 

Удивительно другое. Как и чем объяснить, что перед тем, как покинуть суздальские места, неведомая сила повернула ноги к едва различимой издалека скульптурной композиции? Напомнила о гениальном иконописце «Андрее Рублёве» и не менее гениальном кинорежиссёре Андрее Тарковском. Мысленно заставила уйти от времён Дмитрия Пожарского на 200 лет вглубь русской истории. Во времена Андрея Рублёва, в историю борьбы русского духа, обозначив три узловых момента её развития.

 

Фотографии автора.

 

 


№82 дата публикации: 28.06.2020

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020