Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Калуцкий,

член Союза писателей РФ

 

Ордынский выход

Как только в Поосколье встали реки – помчались по ледяным дорогам ханские гонцы.

Денгы, рус, давай. Хлеб давай. Кони давай. Девкы давай.

Малчики давай в ханское войско.

Привычное дело. Не случайно его назвали игом. Вот и в том году к зиме подготовили в Осколе ежегодный ханский выход – пять сотен русских мальчиков двенадцати лет от роду. Их собирали по всей Северской земле всё лето. Отнимали у родителей. Не ханские люди отнимали, – свои, курского князя гридни. Брали детей безжалостно, матерей плетьми били, отрывая от чад. Селянке Волице руку сломали, разнимая её с сыном Жданком.

Свирепствовали, чаете? Ох, и не говорите. Но это всё ж легче, как если к сроку не соберут нужное число. Тогда уже татары сами придут. И возьмут детей всемеро.

Так что не грешите на князя.

Вот так и в том году. Детский лагерь на Убле к зиме превратился в обжитый городок. Старались русские люди хоть напоследок облегчить жизнь детей. Ворота сюда были открыты для любых подношений. Да многих мальчиков до самого срока оскольчане разбирали по своим семьям. И часто там их встречали несчастные матери, пришедшие за сыновьями до самого лагеря. Там, в гостях у горожан, и Волица обнимала одной рукой своего Жданка.

И все ждали страшного часа отправки.

И в том году ждали.

Но что-то у ханских властей пошло не так. То ли в самой Орде замятня вышла, то ли другие дела отвлекли, а только к Введению во Храм Пресвятой Богородицы – в обычный для отправки детей день, – вместо конвоя прискакал в Оскол одинокий ханский гонец в огненной лисьей шапке. По виду русский. Из этой шапки и достал он для князя грамоту. А там было указано князю Великим Ханом самому доставить детей в Сарай. И прибавлено, само собой, что за доставку князь отвечает собственной головой.

Гонца в огненной шапке подпоили и допытались, что в Орде сейчас не до славянских мальчиков. Там-де чингизиды друг другу глотки рвут. И гонец даже не уверен, что за время его отсутствия там уже не поменялась власть. Но де есть там темник Бекбулат с отборным войском, и тот темник наказал ему, ханскому гонцу, лично сопровождать славянский выход и с князем вести мальчиков не в Сарай, к ханской ставке, а к нему, темнику Бекбулату, на Сарыч. А на ханскую грамоту наплевать.

Задумался князь Изяслав. Пока готовили обоз, пока прощались с детьми, пока сердобольные женщины совали мальчикам за пазуху горячие караваи – всё думал князь.

И двинулся ордынский выход вниз по Осколу. Плач и стон стоял в городе, и долго ещё дети слышали его и плакали сами, глядя на сизые соломенные дымы, что столбом подпирали серое небо над невидимым уже городом.

Гонцу не давали трезветь. Едва он поднимал тяжёлую голову от розвальней, как ему тут же совали под нос баклажку. Он отхлебывал, мутно оглядывал берега рек, которые проплывали мимо, и опять засыпал. Через неделю только выглянул ещё раз и изумился. Ехали по реке, а по обе стороны её лежал огромный город с церквами и каменными домами.

– Сарай Бату? – изумился гонец. – А где мечети?

Ему опять поднесли баклажку, и гонец опять заснул.

Но как-то ночью – от мороза ли, от чего иного – но отрезвел гонец. Глянул – а под санями не снег, а прошлогодняя трава. Незнакомая степь кругом, не татарская. Схватил гонец огненную шапку, отвязал от розвальней своего коня – и только торопливый топот копыт раздался по округе.

Ушёл гонец.

Князь на ходу очнулся от этого топота, поднял руку. Остановил обоз, хотел отправить погоню за гонцом. Но гридни сказали: не поймаем. Татарский конь свежий, а наши притомлены. Да и что он знает, пропивший всю дорогу?

И обоз пошёл дальше. Всё больше реками, иногда тяжело делая санным поездом по прошлогодним травам конный волок между рукавами и протоками.

Детей берегли. Обозные дядьки и горячие кулеши варили вовремя, и даже на привалах учили мальчиков грамоте. Да те и сами понимали, что от послушания зависит – выживут ли они. Попутно к обозу прибивались разные бродячего люда охотники. Княжеская охрана их отгоняла, но те часто успевали что-нибудь украсть. А уже ближе к концу похода едва отбились от цыганского набега. Ну – как едва? Четырёх коней прямо из обоза увели, подрезав сбрую, да косяк в двенадцать голов из сменных лошадей отогнали. Настоящий бой был. На Варвары нагнала обоз страшная глотошная. Начали дети задыхаться. Да приблудный колдун-хворолеп её окоротил: дал детям попить тёмного настоя, – мор и отстал.

Вот так – потрепанный, но целый, княжеский поезд втянулся в русский город Берлад.

Вы видели карту средневековой Руси? Где Орда – и где Берлад. А раз видели, то понимаете, что князь Изяслав вывел мальчиков в прямо противоположенную от Орды сторону. Не на Волгу, а к устью Дуная.

В Берлад.

А из Берлада выдачи нету.

На это и рассчитывал князь.

Разговор о Берладе – другая тема. Нам же о нём сейчас достаточно знать хотя бы то, что пять сотен русских мальчиков пополнили не ордынский воинский корпус, а численность русского княжества на Дунае. Княжества, независимого от Орды.

Здесь, в Берладе, среди знатных людей, был и сын князя Изяслава – Фёдор. Давно, лет тридцать назад, Изяслав сам выгнал Фёдора из Курска, не оставив ему удела. И с тех пор изгой Фёдор обосновался в Берладе.

Теперь он принял от отца всё конопатое воинство. И тут Жданко первый раз на своей памяти заснул крепко и безбоязненно.

А Изяслав вернулся в Курск. Он надеялся, что замятня в Орде отобьёт у неё охоту брать дань мальчиками.

И в том году требования от Великого Хана не поступило.

И все успокоились.

Но как только стал Оскол и другие реки, на Северскую Русь обрушилась Бекбулатова рать. Она не приступала к городам, она не штурмовала крепости. Ока прошлась по крестьянской Ойкумене, и действовала исключительно выборочно.

Татары секли всех мальчиков, выросших до стремени. Особенно там свирепствовал один, с виду свой – пьяный, в огненной лисьей шапке. Кто его видели, говорили, что такой русский хуже татарина...

 

 


№82 дата публикации: 08.06.2020

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020