Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Алексей Сеев

 

О современном понимании главных целей Теософского Общества

С момента основания Теософского Общества в 1875 году прошло около 145 лет. Махатма К. Х. писал мистеру А. П. Синнету в письме № 2 от 19 октября 1880 года, что «главная цель Теософского Общества не столько удовлетворять индивидуальные устремления, сколько служить человечеству вообще». Как известно, для вступления в Теософское общество кандидат должен соглашаться с Уставом ТО и разделять три главных цели ТО, которые были сформулированы в фундаментальном труде Елены Петровны Блаватской «Ключ к Теософии». С момента основания ТО формирование и редактирование его целей прошло некоторую эволюцию на протяжении 21 года. В 1896 году Генеральный Совет Теософского Общества утвердил его цели в конечном уточнённом варианте. Также Генеральным Советом ТО было принято несколько новых резолюций о Всемирном братстве, Свободе мысли, Независимости общества. На мой взгляд, будет полезным для каждого теософа снова более внимательно посмотреть на каждую из трёх главных целей и подумать об особенностях их понимания и осуществления на современном этапе.

 

1. Сегодня Первой целью ТО является: «Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различия рас, вероисповеданий, пола, кастовой принадлежности и цвета кожи». В резолюции о Всемирном братстве Генеральный совет ТО заявил, что «любая форма расизма, политика или действия, основанные на дискриминации, ради выгоды одних и в ущерб другим, противоречат основной сути и целям Общества». В резолюции о свободе мысли было ещё раз подчёркнуто, что «признание трёх целей Общества есть единственное условие членства». В резолюции о независимости общества подчёркивается, что «Всемирное Братство и Мудрость не имеют определения и безграничны», и «каждый член Общества имеет полную свободу мысли и действия».

Возникает вопрос, с кого именно должно образовываться такое ядро, если речь идёт о Всеобщем Братстве Человечества. Например, протоны, как положительно заряженные частицы в ядре атома, создают соответствующее магнитное поле, которое держит на своих орбитах определённое число отрицательно заряженных частиц – электронов. Линда Оливейра (Президент Национальной секции Австралии, экс-вице-президент ТО, Адьяр) на панели вопросов ежегодной 143-ей Международной Конвенции ТО в января 2019 года сравнила современное положение Теософского Общества с малой рыбой в большом пруду.

 

Линда Оливейра

 

В резолюции о независимости общества указывается, что «сотрудничая с другими организациями, чьи цели и деятельность это позволяют, Теософское общество является и должно оставаться абсолютно независимым от них». То есть, фактически все духовно развитые личности на Земле, которые осознают необходимость служения человечеству вообще, должны стать неотъемлемой частью такого ядра Всеобщего Братства Человечества без различия рас, вероисповеданий, пола, кастовой принадлежности и цвета кожи. По сути каждый формальный член Теософского Общества ещё не стал такой духовно развитой личностью, а только пытается, стремится достичь такой цели в своей земной жизни.

С другой стороны, лидеры Теософского Общества осознают, что для создания соответствующей стимулирующей духовной среды в смысле формирования и проявления потенциального ядра – магнита Всеобщего Братства Человечества могут быть использованы различные средства духовной направленности. Среди них можно назвать: налаживание межконфессионального диалога, организация круглых столов, форумов духовного развития, проведение конференций теософского направления с участием других теософских и близких к ним духовных групп, обществ, общественных объединений; содействие внедрению в жизнь полезных духовных программ (например, курса секулярной этики Е.С. Далай-Ламы XIV) и др. Нужно иметь в виду, что от применения каждым сознательным теософом искусства создания взаимоотношений, приобретённых качеств благородного человека, проявления живой секулярной этики, ведения конструктивного диалога и собственного этического примера в жизни, разумного соотношения внешней и внутренней работы будет зависеть многое в реализации этой цели на практике.

Из «Писем Махатм» мы понимаем, что Иерархия Света существует. Силы Света – иерархические по своей природе. Сегодня Учителя находятся на субъективных планах бытия. Служение Иерархии Света – не принуждение, а свободное желание человека, теософа в том числе. Считаю, что Иерархия Света сознательно и постепенно формирует ядро Братства для будущей шестой расы Человечества сначала на ментальном и высших астральных планах бытия. В этом смысле очень важна внутренняя сознательная работа всех действительных по сути теософов, духовно развитых личностей, пытающихся осознанно находиться на разных субъективных начальных и средних ступенях Иерархии Света. Это положение созвучно с исследованиями Курта Лиланда, учёного, члена Национального секции США и другими источниками. Высший План формируется Учителями на внутренних планах бытия и затем поэтапно инспирируется в наш физический мир через подготовленных личностей, которые добровольно и сознательно берут на себя выполнение частицы этого Великого Плана духовной трансформации всего Человечества.

Таким образом, индивидуальная само-трансформационная работа и проведение открытых групповых трансформационных программ теософской направленности напрямую относится к осуществлению первой главной цели Теософского Общества. Винсент Хао Чин младший (экс-президент Национальной секции Филиппин, член Генерального Совета ТО) в своём докладе в августе 2018 года на Всемирном теософском конгрессе предложил теософам разработать собственную простую и эффективную медитативную систему на примере известной Випассаны, которая существует в разных традициях и методы которой применяются в современной практической психологии.

 

Винсент Хао Чин

 

Можно добавить, что в мире на сегодня есть некоторые наработки по синтезу духовных медитативных практик, в том числе методов Випассаны. Но подобная теософская практика должна учитывать теософскую концепцию строения человека, рекомендации Е. П. Блаватской, практические советы из «Инструкций для учеников внутренней группы», другие новые источники. Такая работа в некоторой степени стоит на стыке всех трёх главных целей Теософского Общества.

На заседании Генерального Совета ТО в Международном теософском центре Наарден в июле 2018 года была принята резолюция о миссии, которая звучит в переводе на русский так: «Служить человечеству культивированием всё более глубокого понимания и осуществления Изначальной мудрости, духовного само-преобразования и Единства всей Жизни». Мне кажется, что эти слова включают все вышеупомянутое и призывают каждого сознательного теософа к уравновешенному приложению внутренних и внешних усилий на пути практического воплощения первой главной цели Теософского Общества.

 

2. Второй целью ТО в изложении Е. П. Блаватской («Ключ к Теософии») является следующее: «Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, а именно, относящихся к браманистской, буддийской и зороастрийской философиям». В редакции от 1896 года Генерального Совета ТО мы читаем: «Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки».

В XX веке человечеству были предоставлены новые духовные учения, такие как «Храм Человечества» Учителя Иллариона (через учеников У. К. Джаджа Франчиа ла Дью и У. Дауэра и при участии Махатм М. и К. Х.), «Агни Йога» или «Живая Этика» (Махатма М. через Елену и Николая Рериха), учение Джиду Кришнамурти, «Четвёртый путь» Георгия Гурджиева и Петра Успенского, книги Алисы Бейли (из которых, как считается, начало развиваться современное направление Нью-Эйдж) и некоторые другие. Но до сих пор не сделан теософский сравнительно-объективный анализ этих направлений и их книг. Кстати, после «Братства религий» Анни Безант, на мой взгляд, до сих пор нет сильной и серьёзной работы такого уровня в пределах теософского направления и среди современных теософов мира в том числе. Кажется, что ТО изучает очень ограниченный перечень литературы и не включает в занятия труды других духовных лидеров согласно второй цели ТО.

Одни говорят, что теософию можно сравнить с корнями и стволом дерева, где ветви – это другие учения. Другие высказываются, что на восходящей дуге происходит объединение наук, религий, языков, философии и т.д.

В этом веке зарождается единое философско-религиозно-научное видение мира, новая парадигма и новое мировоззрение. Махачохан в своём письме утверждал, что именно Теософское Общество будет краеугольным камнем основы будущих религий человечества. Теософы должны начать в рамках второй цели ТО объективно исследовать в своих собственных работах и объединять все основные религиозно-философско-научные идеи. Человечество всегда ожидает мессию. Но сегодня мы сами вместе и каждый сознательный человек в отдельности являемся той группой служителей Света, на которых лежит ответственность за всё человечество. Е.С. Далай-Лама XIV постоянно говорит о том, что каждый человек должен взять на себя посильную долю ответственности за весь мир.

Теософия – ступень Нового Мировоззрения. Существующие религиозные учения все представлены на единой основе вневременной Мудрости и отличаются только окраской прежних утверждений в соответствии с уровнем развития народа, к которому они обращались. Все учения имеют выразительную тождественную основу и представлены, как моральные кодексы и лучшие правила для применения их в жизни. Новое Мировоззрение формируется как самое высокое в своей чистоте и единстве Бытие, что может быть воспринято обновленным современным человеком. Разнообразие Носителей всех Учений отличается только в силу расовых и народных различий и уровня развития сознания в стране, в которой Носитель был рождён и принёс утвержденные Основы. В большинстве случаев этот Носитель был один и тот же Великий Дух, но воплощённый в разных обликах в соответствии с потребностями и условиями страны и народа, в котором Он должен был проявляться.

Подход к большинству учений, которые были распространены среди человечества в ХХ веке, должен быть другим, поскольку главные из них давались фактически отдельными Махатмами через своих учеников в русле синтеза науки, религии и философии, который был провозглашён Еленой Петровной Блаватской в своём фундаментальном труде «Тайная Доктрина». Позиция относительно игнорирования, не исследования и не сравнения положений новых главных учений ХХ века означает, на мой взгляд, о сознательном невыполнении второй цели ТО и подобна попытке обрезания отдельных новых главных ветвей со ствола теософского древа. Например, как можно не изучать и замалчивать «Теогенезис», которое дано в направлении «Храм Человечества» и содержит третью часть Станц Дзиан с комментариями Учителя Ракоци.

Разумный объективный подход в практическом осуществлении второй главной цели ТО со стороны каждого сознательного члена даст новый импульс для развития ТО на современном этапе и позволит установить более гармоничные, взаимно уважительные, этические отношения с другими общинами, обществами, сообществами о создании или проявления магнита ядра Всеобщего Братства Человечества, то есть первой главной цели ТО.

 

3. Третьей целью ТО в изложении Е. П. Блаватской («Ключ к Теософии») является следующее: «Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и особенно психические и духовные способности, скрытые в человеке». В редакции от 1896 года Генерального Совета ТО мы читаем: «Исследовать необъяснимые законы природы и скрытые силы человека».

Прежде всего, в рамках этой цели предполагается тесное сотрудничество между теософами и учёными, а также инициация со стороны ТО проведения некоторых исследований в различных близких отраслях собственными силами, через теософов-учёных и в совместных проектах. В Киеве была попытка исследований ауры человека и его излучений под воздействием минералов и в зависимости от астрологических обстоятельств. В Одессе проводилась научная экспедиция по исследованиям геомагнитных зон и аномального объекта. В Днепре ежегодно проходят научно-практические конференции по направлению научно-философских исследований аспектов теософии, что более соответствует второй цели ТО.

К примеру, в Киеве работают два постоянных семинара «Внутренняя работа» и «Наука и Теософия». Именно в рамках семинара «Внутренняя работа» важен обмен внутренним опытом, собственных наработок по прохождению некоторых стадий внутреннего пути, применение методов само-трансформационной работы, групповых медитаций. Осуществление синтеза такого внутреннего практического опыта и его соотношение с теософским или духовным путём, на мой взгляд, является одним из главных приоритетов в русле третьей цели ТО на сегодня. Предметом рассмотрения на заседаниях семинара «Наука и Теософия» становятся разнообразные современные научные исследования на стыке интересов Науки и Теософии. Хорошим фактором является становление в Украине научной школы медицинской валеологии (саналогия), учредителями которой стали доктор медицинских наук Апанасенко Г. Л. и Попова Л. А. Медицинская валеология начинает уделять внимание и применять в своей работе высшие аспекты сознания человека.

 

Л. А. Попова

 

Заслуживают всяческого внимания оригинальные исследования талантливых творческих теософов в продолжение развития истин Тайной Доктрины. В книге «Живая Вселенная» Натальей Стайковой (Бухарест, Румыния) была предпринята первая попытка, на основе эмбриологии, показать верность доктрины о развитии планеты в семеричной цепи.

В разрезе осуществления третьей цели могут проводиться теоретико-практические исследования аспектов медитации, состояний сознания в различных стадиях сна, методов повышения осознанности, трансформационных практик (в том числе холодинамики), выявление медиумических и навязчивых состояний, средств их коррекции, очистки ауры, психогигиены, работы с различными видами памяти, преодоление духовного кризиса, также составление теософского сборника практических указаний для улучшения перехода сознания человека в иной мир и тому подобное.

Как уже говорилось выше по отношению к первой цели, разработка теософской практической системы медитативной практики фактически лежит в плоскости третьей цели, но касается различных аспектов всех трех целей ТО.

Махатма К. Х. писал мистеру А. П. Синнету в письме № 12 от 20 февраля 1881 года, «что нынешняя нарастающая волна феноменов с её различными воздействиями на человеческое мышление и чувства превращает возобновление теософических исследований в неотложную необходимость». В 121 письме к Лондонской Ложе ТО от 7 декабря 1883 года Махатма К. Х. говорит: «Единственная цель, к которой следует стремиться, заключается в улучшении состояния человека посредством распространения истины сообразно различным ступеням его развития и той страны, где он живёт и к которой он принадлежит».

 

 


№82 дата публикации: 08.06.2020

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020