Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Встречи Блаватской и Рерихов
с Махатмами

Величавость Его Облика, который казался мне олицетворением мощи и мысли, внушала мне восторг и страх. Я находился лицом к лицу с Махатмою Гималаев, и Он не был мифом или же созданием воображения медиума, как сказали бы скептики.

Рамасвамир, индус

 

Часть 1. Был такой случай

Из письма Е. И. Рерих Р. Я. Рудзитису от 24 мая 1938 года:

«Следует не забыть и «Путь в Шамбалу» Грюнведеля. Также разрешено поместить и встречу с Махатмой, описанную Клодом Брэгдоном (архитектором и писателем) в его книжечке «Episodes from an Unwritten History». «Брэгдон приводит выдержки из письма одного индуса по имени Рамасвамир к своему другу, в котором он описывает свою встречу с Гималайским Махатмою. Индус этот решил идти в Тибет и найти Махатму или же погибнуть в поисках. Не сказав никому ни слова о своём намерении, имея лишь несколько рупий в кошельке и вместо оружия – посох странника, один и пешком, он отправился в это опасное путешествие, ибо Тибет был и есть ещё «запретная страна». Но он преуспел. После многих трудностей и смертельных опасностей недалеко от тибетской границы он был встречен одиноким Всадником, который оказался Тем, Кого он искал. Так он описывает эту встречу: «Когда Он приблизился ко мне, Он остановил коня. Я взглянул на него и тотчас же узнал. Я находился перед ликом Махатмы, моего высокочтимого Гуру, которого я раньше видел в Его тонком теле. В тот же миг я простёрся перед Ним. Я поднялся по Его приказу, и, смотря на Него, я совершенно забылся в созерцании Его лика, который я так хорошо знал... Я не мог ничего сказать, радость и почитание лишили меня языка. Величавость Его Облика, который казался мне олицетворением мощи и мысли, внушала мне восторг и страх. Я находился лицом к лицу с Махатмою Гималаев, и Он не был мифом или же созданием воображения медиума, как сказали бы скептики. Это не было ночным сновидением, ибо время было между девятью и десятью часами утра. Солнце сияло и было молчаливым свидетелем происходящего. Я вижу Его перед собою, и Он говорит со мною с добротою и мягкостью. Мог ли я ожидать большего? Избыток счастья сделал меня немым, и прошло некоторое время, прежде чем я смог произнести несколько слов, будучи ободренным Его благостными словами...».

«И теперь, когда я видел Махатму во плоти, – заключает он свое письмо, – и слышал Его голос, пусть никто не осмелится сказать мне, что Братья не существуют. Теперь будь что будет, но никакая месть врагов, никакая смерть не могут меня устрашить, ибо я знаю то, что знаю» (1).

 

 

Часть 2. Встреча Е.П.Блаватской с Махатмой М.

Из письма Е. И. Рерих: «Кхандала – прелестное место, и оно замечательно тем, что здесь находятся древнейшие Буддийские пещеры, так называемые «Karla caves», репликой которых является Аджанта; но мои сыновья говорят, что главная пещера со ступою ещё интереснее, нежели в Аджанте. Для нас это место знаменательно и дорого тем, что здесь Блаватская встретила Махатму М., когда она с несколькими спутниками предприняла путешествие в эти пещеры из Бомбея. Тогда ещё почти никто не слыхал об их существовании и не было никаких дорог, никаких облегчений на пути, приходилось идти пешком и карабкаться почти на отвесную скалу. Но путники дошли и были вознаграждены Видением Махатмы М., который приветствовал Блаватскую у входа в пещеру и после краткой беседы с нею скрылся из виду, после этого Блаватская вошла в пещеру и тоже исчезла в ней. Спутники обыскали всю пещеру[1], но тщетно, тогда они решили поставить палатки около пещеры и провести всю ночь в бдении. На рассвете Махатма М. снова появился из неожиданного скрытого прохода вместе с Блаватской и обратился к спутникам её с приветственными и ободряющими словами. Так поведал нам эту необыкновенную манифестацию один индус-теософ, который приезжал к нам вместе со Светиком и его женой. Между прочим, он сказал, что описание этой замечательной манифестации можно найти во втором томе «Дневника Олькотта»[2]. Когда я услышала о таком явлении, место это озарилось для меня ярким лучом надземной красоты, и я поняла, почему Великий Владыка привёл нас сюда (2).

Е. И. Рерих о встрече Блаватской с Махатмами упоминает в книге «У порога нового мира»: «Во время пребывания в Лондоне, после встречи с Великими Учителями, после Их близкого подхода начался ряд замечательных явлений» (5, стр.70).

Из книги Уильяма Куан Джаджа «Океан теософии»: «Это был период мрака и тишины, период испытания. Елена Петровна тоже прошла подобный период, о котором она говорила и писала: «Долгие годы я думала, что Учитель совсем оставил меня». В Лондоне она видела своего Учителя в физическом теле, сопровождавшего в качестве официального лица какого‑то индийского принца. Во время встречи в Гайд‑парке Учитель сказал, что она должна поехать в Тибет. Он не предложил никакой помощи и не дал совета, как найти путь в эту страну, куда ей следует идти, когда она там окажется. Намеренно оставленная без поддержки, она достигла всего после неоднократных неудач и нескольких лет поисков».

Автор книги о Блаватской Александр Сенкевич по поводу встречи с Махатмами пишет: «Существует ещё одна версия, откуда появились в жизни Елены Петровны Учителя. Полагают, что она познакомилась с несколькими непальскими принцами, приехавшими на Всемирную промышленную выставку. С двумя из них она особенно подружилась, их-то она и называет в дальнейшем Морией и Кут Хуми.

И далее: «Елена Петровна утверждала, что неоднократно общалась в Лондоне с Учителем Морией. Он рассказывал ей о грандиозных планах по изменению человечества в лучшую сторону и дал понять, что путь будут тернистым».

Блаватская утверждала, что Махатма Мориа с детства являлся ей в снах и видениях, и что 12 августа 1851 года, в день её двадцатилетия, в Гайд-парке (Лондон) состоялась их первая встреча.

Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передаёт подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи» (3, стр.154-155.).

 

 

«Она часто видела рядом с собой астральный образ»

Из «Воспоминания о Е. П. Блаватской» графини Вахмейстер: «В детстве своём она часто видела рядом с собой астральный образ, который всегда появлялся ей в минуты опасности, чтобы спасти её в критические моменты. Е. П. Б. привыкла считать его своим ангелом-хранителем и чувствовала, что всегда находится под Его охраной и водительством. Однажды, во время одной из прогулок (по Лондону), которые она обычно совершала в одиночестве, она с большим удивлением увидела в группе индийцев того, который являлся ей ранее в астрале. Первым её импульсом было – броситься к нему и заговорить с ним, но он дал ей знак не двигаться, и она осталась стоять, остолбеневшая, пока вся группа не прошла мимо.

На следующий день она пошла в Гайд-парк, чтобы там наедине спокойно подумать о происшедшем. Подняв глаза, она увидала приближающуюся к ней ту же фигуру. И тогда Учитель сказал ей, что он приехал в Лондон с индийскими принцами для выполнения какого-то важного задания и захотел её встретить, так как ему необходимо её сотрудничество в некоем начинании. Затем он рассказал ей о Теософическом обществе и сообщил ей, что желал бы видеть её основательницей. Вкратце он поведал ей о всех трудностях, которые ей придётся преодолеть, и сказал, что до этого ей надо будет провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этого очень трудного дела».

Вообще говоря, о встречи Блаватской и Рерихов с Учителями имеется немало упоминаний. Оно и понятно: не обратить внимание на столь грандиозное событие просто невозможно.

 

 

Часть 3. На помощь приходит астрология

Итак, день первой встречи Е. П. Блаватской с Махатмой М, он же день её двадцатилетия, Лондон, 12 августа 1851 года. Составим символический гороскоп выдающегося события и рассмотрим его особенности.

Даже неопытному астрологу сразу же бросится в глаза равнобедренный гармоничный треугольник планет Солнце – Юпитер – Марс. Причём, нацеленный не куда-нибудь, а на сферу карьеры и профессии. Знаменательной Встречей управляет Марс (рождение в Скорпионе), за которым стоит «активность ума и острота мышления, а так же сильные желания и чувства, причём имеется указание «на хорошую карму, который заработали в прошлых жизнях, служа людям». За Встречей стоят «философские и гуманитарные импульсы, энергичная помощь ближним, расширение амбиций, поездки и приключения, тяга к религиозным задачам» (Марс – Юпитер) (8, стр.108).

Одного этого достаточно, чтобы идентифицировать событие: да, гороскоп может иметь отношение к Встрече Блаватской и Махатмы М.

Упомянем положение Нептуна, благотворно влияющего на момент Встречи, указывающего на «сильную эмоциональную связь с семьёй кармического происхождения» (8, стр.61). Что за «семья»? Это человечество.

Вопрос Сотрудничества (VII дом) «окружили» и решают три планеты: Сатурн, Уран, Плутон. Сатурн предполагает «серьёзного зрелого партнёра, стремящегося к карьере, указывает на чувство ответственности и справедливости в общественных делах». В «серьёзном и зрелом партнёре» угадывается Махатма М.

 

 

Имеется «намёк» на то, что, видимо, это «брак поздний», то есть Встречу было бы желательно организовать раньше, да, видимо, не было возможности (8, стр.53). Имеется и такая характеристика: «высокоразвитые личности, способные многое дать миру». И это вполне можно было бы отнести на счёт Махатмы М. (8, стр.86). Что касается содержания Урана, то указывается, что «Встреча заключается неожиданно и происходит при необычных обстоятельствах», с чем можно вполне согласиться (8, стр.58).Причём, согласно положению Плутона, «Встреча-партнёрство резко меняет жизнь» (8, стр.65). Естественно, жизнь Е. П. Блаватской. Любопытен и такой штрих: оказывается, Блаватская «притягивается волевым и доминирующим партнёром с оккультными наклонностями». Нетрудно догадаться, что таким «партнёром, опять-таки, является Махатма М.

Как видим, идентификация Встречи оценивается на 100%.

Полюбопытствуем в отношении содержания ключевых чувствительных точек гороскопа-символа. Точка «Судьбы» в 14 градусе Рыб указывает на «использование разумности и метальной тонкости для защиты от бурь и испытаний». Кого же собираются защищать от бурь и испытаний? Ответ явствует из следующего замечания: «Ненужный риск не дозволен Посвящённому, чтобы не вводить Братство в ненужные опасности» (9, стр.225). Итак, защита необходима посвящённой Блаватской, дабы «не вводить Братство в ненужные опасности». Такова «Судьба» знаменательной Встречи.

«Слава и Репутация». Встречи в 4 градусе Козерога заключается в картине-символе «Группа людей, снаряжающих каноэ перед путешествием по воде». Итак, «Репутация» Встречи связана с «группой людей», которые «способны использовать естественные ресурсы и искусность для достижения групповых целей». Естественно, групповых целей человечества. Видимо, под «группой людей» понимается Белое Братство, представляемое Махатмой М.

 

 

Часть 4. Встреча Рерихов с Махатмами в лондонском Гайд-парке 24 марта 1920 года

Из книги П. Ф. Беликов. «Рерих. Опыт духовной биографии»: «Мы знаем по многим источникам и намёкам, что в Лондоне произошла первая встреча на физическом плане Рериха с одним из Учителей. Подробности встречи нам неизвестны. Следует предположить, что она была неожиданной и короткой». Там же следует уточнение: «Встреча Рерихов с Махатмой М. состоялась в Гайд-парке в Лондоне (4, стр.165.).

Л. В. Шапошникова в статье «Учителя» так же отмечает Встречу Рерихов с двумя Учителями – Махатмой М. и Кут Хуми.

З. Г. Фосдик со слов Е. И.Рерих подробно записала о Встрече в дневнике: «Затем она говорила о встрече Учителей в Лондоне, когда толпа расступилась и она увидела Их и поразилась открытой улыбкой ей М. К. Х. и даже обиделась на это. Придя домой, сказала, что, по её мнению, – это Учителя, ибо они такие необыкновенные, но над ней дома смеялись. Они были (в Лондоне) в марте, затем уезжали, в ноябре были опять и тогда (1920 г.) она Их видела. Они приезжали специально их видеть» (6, стр.316).

Историк В. А. Росов описывает подробности знаменательной Встречи в книге «Вестник Звенигорода» (книга первая): «Весной 1920 в Лондоне года Рерихи встретились с Учителями, Махатмами Морией и Кут Хуми, прибывшими из Индии в составе военной делегации. …Махатмы были реальными личностями, в Лондоне они проживали в общежитии для высших чинов индийской армии, а в Дарджилинге до сих пор стоит старых храм, где в 1924 году произошла ещё одна высокая встреча» (7, стр.16).

Таким образом, Встреча Рерихов происходила не с одним, а с двумя Махатмами.

 

Рассмотрим содержание гороскопа-символа Встречи Рерихов с Учителями.

И на этот раз замечаем безусловную особенность гороскопа-символа, а именно, стабильную нацеленность гармоничного равностороннего треугольника (Венера, Уран) – Плутон – Марс на сферу философии и религии IX дом. А так же равностороннего треугольника (Плутон – Сатурн – Марс) на сферу «разума, духовности и обстоятельств дружбы (III дом). Встречей управляет Луна, указывая на «сильную потребность в дружбе и коллективной деятельности». Причём дружба предполагается через «семейные связи», что соотносится с участием в дружбе с Махатмами четырёх членов семьи Н.К.Рериха, у которого «хорошо организована семейная жизнь, а в семье прекрасное взаимопонимание» Луна – Меркурий (9, стр. 27).

 

 

Обращает на себя внимание соединение Венеры и Урана, направленное на сферу религии, за которым стоит некий «неожиданный соблазн». Соблазн,неожиданно привлекающий Рерихов. Возможно, речь идёт о предложении религиозного характера, в котором «принцип любви находит наивысшие развитие и прямо указывается, что знакомство с партнёром происходит через религию». Что характерно,при этом затрагиваются разные народы, расы и религии (9, стр.37). Знаменательно и то, что при этом предлагается «отход от ортодоксальных религиозных взглядов и связь с оккультными науками» (9, стр.58).

В характере Встречи, вероятно, проявляется воображение в сфере философии и религии, участие в мистических культах (Юпитер-Нептун). Сильный Марс, в качестве способности к высокому учительству и работе с подрастающими поколениями, способен «привести к высочайшим вершинам духовных успехов» (9, стр.41).А так же проявить «умение использовать оккультные силы на благо людей» (9, стр.109).

Обратимся к некоторым характерным картинам-символам Дэйна Радьяра, имеющим к Встрече отношение.

Картина Солнца в 4 градуса Овна: «Двое любящих на уединённой прогулке». Нетрудно догадаться, что любящие – это Рерихи и Махатмы. И прогулка действительно «уединённая». За картиной-символом стоит «поляризация энергий, необходимая для выполнения жизненных функций». Представляется поляризация энергии Реихов под воздействием энергии Махатм «для выполнения жизненных функций», что может потребовать «временный уход от обыденной действительности, то есть быть «процессом уединённым» (1, стр.48).

Момент высокого Сотрудничества просматривается в картине: «Большой птичник». Психоаналитик усматривает, что «душа, которая способная освоиться с духовными ценностями, радуется им. В этой ситуации Рерихи «подводятся к групповому владению космическими энергиями», а также к «яснослышанию, как способности точно откликаться на множество внутренних голосов».

Общественная значимость Встречи отмечена картиной: «Медицинская сестра из Красного Креста». Речь идёт о «сострадании, связывающем всех людей».

Радьяр пишет: «Это идёт дальше, чем воображение и вера в будущее, дальше праздника Рождества; это шаг в темноту ради того, чтобы принести жизнь и любовь тем, кто испытывает муки и лишения». Происходит «посвящение себя человечеству».

 

 

Литература:

1. Письма Е. И. Рерих, т. 6, № 54.

2. Письма Е. И.Рерих, т.8, №19.

3. А. Сенкевич. Блаватская, ЖЗЛ, Москва, Молодая Гвардия, 2010.

4. П. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2011.

5. Е. И. Рерих. У порога нового мира. МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2007.

6. З. Г. Фосдик. Мои учителя. М.: Сфера, 2002.

7. В. А. Росов. Вестник Звенигорода, книга первая. Алетейя, Санкт-Петербург, 2002.

8. Сакоян Экер. Бльшой учебник по астрологии. М.: 1991.

9. Дейн Радьяр. Астрологическая мандала. М.: Сампо, 2006.

 

Примечания:

[1] Сверху написан вариант: все пещеры.

[2] Olkott H. S.Old Diary Leaves. Vol. 1-2. London, 1892.

 

 


№78 дата публикации: 01.06.2019

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020