Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Калуцкий,

член Союза писателей РФ

 

Отрывной листок

14 сентября (1 сентября по старому стилю) – индикт, церковное новолетие. Начало 7626 года от Сотворения Мира...

Помню, как в 1977 году, в своей районной газете, мы готовились освещать 60-летие Великого Октября. Тогда редактор Праведников преподнёс мне урок грамотности, и я запомнил урок на всю жизнь.

Нет, касалось это меня не напрямую. Тогда ещё были живы участники революции и Гражданской войны, и в посёлке Красногвардейском оставалось несколько ветеранов – сплошь Почётных вечных сидельцев в президиумах. И вот один из них завис в кабинете Праведникова и делился воспоминаниями. И все свои революционные похождения подкреплял документами – вырезками из газет, грамотами и мандатами. А когда верный ленинец ушёл, Праведников указал мне на оставленные им бумаги и коротко бросил:

– Всё ложь.

Я не понял. Как же так! Вот Мандат, вот подписи. Печать, дата.

Анатолий Алексеевич выбрал из вороха бумаг несколько и заметил:

– Вот эти якобы документы создали славу и сладкую жизнь нашему ветерану. Посмотрите – ничего не замечаете?

Я посмотрел. Что я там мог заметить? Овеянные революцией документы. А Праведников указал на дату:

– Видите? Мандат подписан Менжинским 2-м февраля, приказ СНК о назначении комиссаром по продовольствию – 6-м числом! Вот – выписка на выделение квартиры в Кремле – 11-м февраля! Видите – тут почти все бумаги датированы первой половиной февраля 1918 года?

– Ну и что? – я опять ничего не понимаю.

Праведников с сожалением глянул на меня и махнул рукой:

– Ступайте. Занимайтесь своим делом.

Я так и ушёл, ничего не понял. А в газете вышли воспоминания ветерана. Очевидно, что Праведников не стал раздувать скандала или, как я тогда подумал, сам согласился, что документы у ветерана – подлинные.

Но меня занозило. Подсознательно я ко всем бумагам февраля 1918 года стал относиться с подозрением.

Надо помнить, что это были за годы – семидесятые. Архивы содержались под семью замками. Мы тогда с лектором райкома партии Александром Тихоновичем Харыбиным время от времени работали в Государственном Архиве Воронежской области (ГАВО), вели переписку с Центральным Архивом Древних Актов (ЦГАДА), пытались восстановить историю старинного Бирюча. Всё это делалось вопреки воле партийного начальства. Тогда однозначно велено было считать дореволюционное прошлое нашего города тёмным м забитым, а Бирюч – крайним захолустьем империи. Именно тогда мы собрали сведения по застройке города, по архитектурным стилям зданий, по их владельцам. Но всё это добыть оставалось делом трудным, а многие сведения вообще хранились в Партийном Архиве. Туда не было доступа даже у лектора райкома. С какими-то невероятными трудностями "допуск 21", как назвал его сам счастливец, получил разрешение работать в Воронежском Партархиве заместитель председателя райисполкома Александр Степанович Бережной. Да и он, посетив хранилище несколько раз, разочарованно развёл руками:

– Там всё засекречено!

Хотя что-то Степанович из партийного Архива вынес. Это позволило ему написать первую для нашего города по-настоящему краеведческую книгу "Частица России".

...Так вот об уроке грамотности. Я перелопачивал архивные залежи, но нигде не было документов, датированных первой половиной февраля 1918 года. И, возможно, очень долго не знал бы, в чём тут дело. Кабы не встреча со священником – настоятелем Свято-Митрофановского храма в тогдашнем Красногвардейском, отцом Пётром (Слюсаревым). Во-первых – меня страшно поразило, что живёт этот святой человек по другому календарю. По церковному.

Трудно было просто осознать, что в России действую сразу два летосчисления.

А во-вторых – как-то в разговоре отец Пётр обмолвился, что в 1918 году в светском календаре...не было чисел от 1 до 14!

Я, собственно, почему всё это вспомнил? Именно 100 лет назад, 24 января 1918 года, Совет Народных Комиссаров утвердил "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря".

В тот год люди, заснувшие 31 января, проснулись 14 февраля! Получилось, что год 1918 оказался самым коротким в истории государства.

И тут мне стало понятно отношение редактора Праведникова к документам ветерана! Это же надо было придумать! Взять тот же Мандат. Выполнен вполне достоверно. А проверить подлинность невозможно! Попробуйте поискать приказ Менжинского от 2-го февраля 1918 года. Не найдете! И всякий проверяющий будете сетовать на себя, на свою неспособность найти несуществующий день.

То есть – документы ветерана есть, а возможность проверить их подлинность отсутствует напрочь. И Праведников это знал!

Почему он не поднял шума? Да по кочану. Сверить-то бумаги революционера всё равно не по чем, а подвергнуть сомнению его честность накануне юбилея Октября – это всё равно, что усомниться в самом Октябре. Вот редактор и промолчал. Отсюда и его почти презрение ко мне, дремучем в знании даже совсем недалёкого прошлого многострадальной Родины.

Но уже после встречи с о. Петром я вплотную занялся историей русского календаря.

Вот скажите мне – когда Святой Владимир принимал для Руси Крещение – какой год стоял в Киеве?

Только не говорите мне – 988.

Это по нынешнему летосчислению он такой. По календарю с поправками Совнаркома.

А на Руси тогда было много календарей. Сколько племенных земель – столько и календарей. В русских землях тогда исповедовалась религия бон (или сабон) – многобожие по традиции Вед.

Тут отдельная история.

А вот земля полян, где располагался Киев, ещё со времён Гостомысла приняла Римский календарь. Потому, что по нему было проще налаживать межгосударственные связи.

Что это за календарь?

Это летосчисление, введённое императором Юлием Цезарем. По нему начало летосчисления велось от Сотворения Мира (или От Адама), и Новый Год приходился на 1 марта.

Тогдашние учёные подсчитали, что Адам жил что-то около 5 тысяч лет назад.

И по этому календарю Крещение Руси состоялось в 6486 году.

Кстати – знаете, в чём главное мировоззренческое отличие нас от наших праотцов из старых календарей? Наши праотцы жили ощущением Конца Света, который ожидался в 7000-м году.

Тогдашняя цивилизация ощущала приближение последних времён и Страшного суда. В русском языке до самого XVI-го века не было глаголов будущего времени. Будущего не ожидалось. Поэтому все устремления человечества шли на то, чтобы успеть очиститься, снять грехи с душ...

...в отличие от нас. Считающих, что перед нами открыто пространство и время без границ. Греши – не хочу.

Но я отвлёкся.

Так вот – Владимир ввёл подвластные земли в пространство европейского календаря. Правда, когда Киевская митрополия, во времена татарщины, переместилась во Владимир, новый Год на Руси стали отмечать 1 сентября. Как то предписывал Номоканон, переданный митрополиту из Болгарии. И так мы жили до времён самого Петра Первого. Хотя Европа к тому времени уже ушла от счисления лет по юлианскому образцу. В Европе действовал уже Григорианский календарь.

Дело в том, что астрономам уже в Средневековье стало трудно согласовать календарь с ходом солнца. Каждый год, накапливая лишние секунды при вращении, всё убегал от календаря. И тогда ученые монахи Скалигер и Петавиус преподнесли Папе Римскому Григорию XIII свои расчёты. И убедили, что от Юлианского календаря надо отказаться. Тем более убедили, что новый календарь предложили назвать Григорианским.

Григорий согласился, и издал свою буллу на сей счёт. А поскольку Европейские государи были почти сплошь католики – они, что называется, взяли под козырёк.

Это случилось в 1582 году. Тогда разница между юлианским и григорианским календарем составляла 10 дней, а потому по всей Европе сразу после 4 октября наступило...

...правильно! 14 октября. И если вы сегодня обнаружите хоть один европейский документ, датированный, скажем, 7 октября 1582 года, знайте – фальшивка. Это тогдашние революционеры поработали.

А что собой представлял Григорианский календарь?

Он уже полностью соответствовал христианским представлениям о мире. Во-первых – Новый Год перенесли с 1 сентября на 1 января – к дате Рождества Христова. Во-вторых – весь календарь жёстко привязывался к Празднику Пасхи.

Тут тоже отдельный разговор. Нам же важно, что не все в Европе взяли под козырёк в ответ на буллу Григория. Православная Россия осталась при юлианском календаре.

Вот так, враскорячку с Европой, мы и жили до самого 1700-го года. Представляете – как неудобно было вести международную политику? У них в европах – семнадцатый век, а у нас – восьмое тысячелетие!

Вот Пётр своим Указом с 1 января 1700 года и ввёл в России Григорианский календарь. Впервые Новый Год велено было отмечать пьянкой и фейерверками именно 1 января.

Но Россия не была бы Россией, если бы и тут не поступила по-своему. Приняв новый, григорианский календарь, Россия оставила нумерацию дней от прежнего, юлианского. То есть – разница в числах между Европой и Россией сохранялась сначала в 10 дней, а к 1918 году набежало уже 14 дней.

Но при этом внутренний календарь русской православной церкви по сей день остаётся юлианским! То есть – наша церковь и нынче ведёт свой отсчёт не от Рождества Христова, а от Сотворения Мира, от Адама! И Новый год церковь отмечает не в январе, а 1 сентября. Посмотрите в любой православный календарь хотя бы нынешнего года, и вы увидите, что я прав.

И год нынче в Православной России не 2018, а 7526.

На дворе в православной России 76-й век!

Хотя 24 января 1918 года светская Россия полностью приняла Григорианский календарь.

...Вот какие страсти скрывались за косым взглядом моего редактора на документы революции. Оказывается – простая дата на листе бумаги запросто может похерить и сам документ, и рóссказни ветерана, и наши косные знания о времени и о себе...

 

 


№76 дата публикации: 10.12.2018

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020