Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Письмо Елены Ивановны Рерих
к Екатерине Петровне Инге

12.01.1940

Дорогая и родная Е[катерина] П[етровна], с большой радостью читала Ваши письма к молодёжи и надеюсь, что Вы будете их продолжать писать. Н.К. был весьма огорчён тем, что Вы неправильно истолковали его письмо. Он никогда не запрещал Вам писать, наоборот, только поощрял. В чём дело? Как могло произойти такое обидное недоразумение? Пожалуйста, дорогая Е[катерина] П[етровна], продолжайте писать и посылать, куда возможно, Ваши полезные и светлые весточки. Теперь отвечу на поставленные Вами вопросы и надеюсь, что это письмо не затеряется в пути. Условия почты в связи с событиями стали особенными. Много времени уходит на прочтение писем цензором, но печатанное на машинке читается легко и поэтому надеюсь, что мой ответ скоро достигнет Ваших берегов.

Конечно, нельзя утверждать, что «карма, или закон причин и следствий, касается лишь всего происходящего внутри кругов, а эволюция относится, так сказать, к внешнему совершенствованию форм». Всё Мироздание с его бесчисленными и бесконечными проявлениями держится законом сцепления, или законом причин и следствий. Нет такого процесса (или действия) в природе, который не затрагивал бы оба полюса, как внутренний так и внешний. Эволюция, будучи основным законом Мироздания в процессе роста и расширения причин и следствий, охватывает всё сущее, видимое и невидимое. Но так как закон проявления происходит из невидимого в видимое, или изнутри наружу, то, конечно, внутренняя эволюция порождает внешнюю, а не наоборот. Конечно, в процессе развития все проявления взаимоутруждаются или взаимодействуют, но при этом всегда сохраняется первенствующее значение внутреннего импульса. Итак, внешние формы эволюционируют под влиянием внутреннего импульса.

Несомненно, что те земляне, которые сильно отстали в своей эволюции от остального человечества, будут после положенного срока для нашей Земли перенесены потоком космического притяжения на планету низшего развития. Но также несомненно, что среди таких землян будут представители всех рас и народов. И так как ступени деградации так же многочисленны, как и ступени восхождения, то эти души окажутся на новой планете по закону соответствия, или притяжения, в различных условиях. Одни начнут с низших форм жизни и будут постепенно развивать и готовить вместилища для себя и для своих более счастливых сопутчиков, другие же будут выжидать для своего проявления подходящие им формы. В связи с этим перечтите в «Тайной Доктрине» процесс заселения нашей Земли и переселения на неё наших лунных праотцев.

Приводимая Вами фраза: «Непринятием учения Христа евреи исключили себя из духовной эволюции» принадлежит не мне, а моему корреспонденту, на письмо которого я и отвечала. Фраза эта была поставлена мною в кавычках. Дальнейшие строки в этом моём письме не ограничивают приведённое утверждение одним народом, но прилагают его и к другому случаю в общечеловеческой истории и поясняют, как отказ от Учения Света, неизменно приносимого Вел[икими] Уч[ителями] на границе смены эпохи, отяжеляет судьбу, или карму народа. Ведь каждый Вел[икий] Учитель указывает следующую, или грядущую, ступень эволюции и, конечно, народ неприятием её отказывается от сужденного продвижения или планомерной эволюции. Так Христос приносил очищение древнего Учения и боролся с возрастающим лицемерием фарисеев и поклонением золотому тельцу, и те, которые отвергли приносимое Им Провозвестие новой ступени эволюции, обрекли себя и всех связанных с ними кармою на тяжкий путь. Груз золота особенно тяжек. Но среди евреев, как и среди каждого народа, исповедующего иную веру, есть достойнейшие люди и которые больше служат Заветам Христа, нежели многие называющие себя христианами, и, конечно, они продолжают свою духовную эволюцию. Итак, исключение из духовной эволюции в приводимом Вами утверждении следует понять, как добровольный отказ или исключение себя из определённого цикла эволюции или как временную задержку в духовном продвижении. Но если существует бесконечная эволюция, то должна существовать и такая же инволюция, потому в этом последнем процессе можно дойти до такого состояния разложения, которое, как космический сор, может поступить лишь в переработку при новом круговращении Великой Матери Природы.

Теперь вопрос: все ли евреи несут карму за содеянное их народностью великое злодеяние? Как народность в её целом, несомненно, они её несут, но в разной степени для отдельных индивидуумов, так же как и каждый другой народ, совершивший то или иное преступление против эволюции. Некоторые народности, в том числе и евреи, держатся обособленно в силу многих причин как на Земле, так и в Тонком Мире, и потому перевоплощаются в своей же среде. Именно это последнее обстоятельство может чрезвычайно усилять в силу атавизма некоторые национальные черты, которые и куют общую карму народа.

В пояснение привожу из «Надземного» §504. «У[русвати] знает, насколько своеобразно касается карма целых стран. Можно себе представить, как смешиваются кармы: личная, родовая и народная. Вы увидите страны, как бы несущие на себе какое-то проклятие. История этих стран может дать некоторую разгадку, но могут быть причины, не вошедшие на страницы истории. Спросят — неужели несправедливость, совершённая в отношении одного человека, может отразиться на целой стране? Может, тем более, что многие воплощаются в одном народе. Все такие обстоятельства увеличивают ответственность человечества. Телесные особенности передаются на многие поколения, тем печальнее, что люди не думают, что могут передаваться и все кармические признаки. У[русвати] права, полагая, что лучше воплощаться в разных народностях, но и это соображение нужно усвоить, иначе в Тонком Мире человек пытается замкнуться среди сородичей и тем лишает себя новых испытаний...»

Итак, главная беда в том, что никто не хочет полностью осознать, что начало или корень всех бедствий, всякого зла в мире есть НЕВЕЖЕСТВО. Как сказано, ад есть невежество. И поэтому убийство носителей Света и отвергание приносимых ими ступеней эволюции есть ввергание себя и своих близких во тьму или в ад жестокосердия человеческого невежества. Нет большего преступления, как невежество. Если честно и вдумчиво проследить историю эволюции человечества, то увидим, что именно ограничения и преследования свободного познавания и делали возможными все жестокие восстания.

Приводимое Вами речение: «несть бо ни эллин, ни иудей» следует понять как подтверждение, что все люди едины в своём происхождении и лишь степень прилежания к Божественному Началу или погружения в земное отмечает их эволюцию. Деление человечества может быть лишь по этим двум видам, все же остальные человеческие разграничения принадлежат к земным преходящим формам.

Следующий параграф из «Надземного» поясняет великую взаимодействующую кармическую связь между людьми. «§596. У[русвати] знает, что каждое человеческое общение порождает следствие для всех участников. Следует повторять это всем людям, ибо большинство вообще не понимают, о чём идёт речь, и даже просвещенные люди думают, что предполагается какое-то важное действие, а привычный обиход не имеет касания к сказанному. Нужно подчеркнуть, что мы говорим о каждом действии, независимо от его размера. Могут сказать: «Неужели домашний обиход может иметь глубокий смысл? Именно может. Постоянно говорят о несчастных безвинно страдающих, но посмотрим в корень быта и найдём множество причин, порождающих несчастье. Могут быть прямые и косвенные причины. Может человек страдать по вине другого, но какая-то связь следствий должна быть. Простой семейный быт разве не порождает множество следствий? Семья забыта и часто служит злейшим рассадником вражды. Могут ли такие порождения происходить бесследно? К тому же они обычно прикреплены к одному месту и тем усиливают размножение губительных бактерий. И такие людские рассадники являются опасными врагами счастья человеческого. Но также не забудем многолюдные учреждения, где гнездится человеконенавистничество. Так, люди должны помнить свой долг и не заражать пространство. У Нас имеются аппараты, которые показывают заражение пространства. Правители зовут решать дела мира, но основа раздоров вовсе не в неудачном приказе, но в каждодневном быту народа. Мыслитель говорил: «Не Архонты объявляют войну, но каждый гражданин таит её в своём доме».

Кто-то раз сказал, что ведать и вести политику страны могут лишь специалисты, но на это один очень умный человек возразил: «Но беда в том, что невозможно ограничить или определить, где начинаются и кончаются пределы политики. Каждый гражданин страны вольно или невольно только и делает, что творит политику. Потому самая лучшая мера для улучшения всякой политики — это начать с правильного воспитания и образования народа в духе дружелюбия и неограниченного познавания».

Так карма охватывает и поясняет все деяния человеческие.

На Ваш вопрос, приходит ли человек на Землю с определённой задачею, могу ответить, что каждый дух имеет определённое задание с момента зарождения его человеческого сознания, именно задание самоусовершенствования. Но кроме того, каждая продвинувшаяся душа сама или по указанию Сил Света избирает себе определённое воплощение и задание, согласно её желаниям и устремлению. И размеры этого задания определяются самим выполнителем в полном соответствии с его способностями и силою устремления. Конечно, у большинства человечества даже желания настолько слабо оформлены, что они рождаются, влекомые лишь кармическим притяжением и забыв и о своём основном задании совершенствования.

Вас смущает фраза: «Мы искали тысячелетия, прежде чем нашли дух...», но мне кажется, что эта фраза в оригинале звучит иначе. Насколько припоминаю, смысл этой фразы тот, что Вл[адык]и должны были ждать долгое время, прежде чем Они нашли подходящий физический организм среди западной народности для той великой миссии, которую они должны были вручить воплощающемуся в него ученику и собрату. Ведь организм Е.П.Бл[аватской] был совершенно исключительный, и всё же и он мало соответствовал высоте духа, в нём воплощённого, отсюда и её болезни, и временами некоторое неравновесие, которое невежды и враги ее старались всячески раздуть для умаления этой большой души. Несомненно, Е.П.Бл[аватская] именно тысячелетия работала с Силами Света и всегда находилась под Их Лучом и именно она должна была принести «Тайную Доктрину» и дать новый сдвиг сознанию человечества. Многие века работала она в этом направлении, и по праву настал её черёд принять «чашу».

Что же касается до предопределения и предуказания, то эти понятия, хотя и вытекают из закона причин и следствий, но они не имеют точного соответствия с нашими календарскими числами. Срок космический, срок действительный мало соответствует нашим установленным срокам или числам, и потому время некоторых предуказанных событий может варьироваться иногда даже на целое столетие. Необходимо иметь в виду свободную волю человечества и то огромное значение, которое она имеет в замедлении, ускорении и всяких других изменениях сужденных или предуказанных событий. Именно сужденное не означает нечто, что должно непременно произойти. Люди думают, что раз суждено, значит так и будет. Но на самом деле сужденное означает, что космические сочетания будут благоприятствовать выполнению тех или иных заданий и событий, но свободная воля человечества может внести много изменений при выполнении. В Космосе всё живёт и движется, каждый момент вносит своё изменение. Потому если какая-то причина породила определённый ряд следствий, который может быть суммирован из Надземных Миров как то или иное мировое событие, то всё же детали его и время его наступления могут претерпевать некоторые колебания; если было бы иначе, то весь мир был бы просто автоматом, и никакое развитие сознания не было бы возможно. Рада была ответить на вопросы хотя бы в размерах письма. Через некоторое время попытаюсь послать ещё несколько параграфов из «Надземного», может быть, они дойдут до Вас.

Шлю Вам привет сердца.

Очень прошу Вас, дорогая Е[катерина] П[етровна], передать Б[орису] Н[иколаевичу], чтобы он продолжал записывать все свои духовные переживания и всякие ощущения в связи с событиями. Также, если услышанное им внутренним или духовным слухом отвечает добру, пусть доверяет, ибо добро есть единое мерило во всем. Очень люблю его письма и жалею, что столько затруднений с почтовыми сообщениями. Если мало пишу, то зато много о всех близких думаю. Посылаю ему и его милой жене мужество и спокойствие. Тучи пройдут. Переживём трудные дни, радость впереди. При суждениях о происходящем следует всегда помнить, что очевидность не есть действительность, именно очевидность есть исказитель действительности. А сейчас при сложности мирового положения можно очень ошибиться при скором суждении. Сейчас особенно приложима пословица «человек предполагает, а Бог располагает». Особенно стало трудно с газетными сообщениями, столько в них противоречивых сведений. Можно вспомнить слова одного умного читателя таких газет: «Хотя это и было написано в газетах, но оказалось верным». Итак, пусть все устремляются в светлое будущее, устремление это соткёт и крылья, чтобы перенести через все препятствия. Но устремляясь в будущее, приложим все усилия, чтобы из опыта настоящего накопить как можно больше нам полезного. Нет такого положения, которое не научило бы нас многому. Часто нам необходимо научиться терпению, этому великому качеству, недостаток которого губил многие светлые начинания. Нетерпеливому человеку не может быть доверено строительство. В духовном же делании, в ученичестве, терпение полагается как основа преуспеяния. Родные наши, переживем тяжкое время, конец Армагеддона, в мужественном терпении. По древнейшим писаниям конец его падает на сорок второй год. Конечно, нельзя ожидать немедленного и повсеместного улучшения, ибо следствия порождённых причин ещё будут протекать, но над некоторыми странами тучи уже будут редеть. Дорогая Маргарита Иосифовна, Вам сердечное спасибо за Ваши милые весточки. Они всегда приносят верное суждение и, кроме того, в них чувствуется и Ваша духовная бодрость. Храните это незаменимое качество. Мечтаю увидеть Вас и всех милых содружников. Шлю всем близким друзьям самые сердечные мысли и мою радость, что они укрепляют дух свой на чудесных книгах.

 

 


№76 дата публикации: 10.12.2018

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020