Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Н. Ковалева

Сиккимские тайны Рерихов

 

Тайная встреча

Одной из самых таинственных страниц в жизни Елены и Николая Рерихов было, безусловно, их общение с духовными Учителями Востока. Известно, что у Е. И. Рерих оно в основном осуществлялось по каналам Тонкого мира. Но что касается встреч Рерихов с Учителями на физическом плане бытия, в реальной жизни, то на сей счёт в рериховедении, похоже, больше предположений и догадок, чем фактов. Достоверно известно лишь то, что нежданная мимолетная встреча с Махатмами Мориа и Кут-Хуми произошла у Елены Ивановны в Лондоне в 1920 году. А встречались ли они со своим основным духовным Наставником, Учителем Мориа, во время путешествий по Востоку? Посещали ли они главный Ашрам Шамбалы? Эти вопросы и по сей день остаются открытыми.

Немало загадок в этой связи связано с пребыванием семьи Рерихов в Дарджилинге в 1923–1924 годах. Большинство рериховедов считают, что именно там в 1923 году имела место встреча Рерихов с Учителем Мориа в земных условиях, и Махатму сопровождал во время этой встречи сотрудник Белого Братства Джуал Кул[1]. Такие данные приводил биограф семьи Рерихов П. Ф. Беликов. В своей книге «Рерих. Опыт духовной биографии» Беликов писал: «В Сиккиме состоялась встреча с Учителем и сопровождавшим Его Джул-Кулом. Произошла она в окрестностях Дарджилинга, в храме, с которого сделана фотография. Место это довольно людное»[2].

Далее П. Ф. Беликов цитировал фрагмент из книги «Надземное», в котором говорилось о встречах Махатм с их учениками и сотрудниками из внешнего мира в обычных земных условиях: «Мы не уходим из жизни, когда Мы появлялись, Мы не отличались от остальных обывателей. Вы сами можете свидетельствовать, что Джуал Кул, когда появился встретить Вас, не отличался от лам. Урусвати немедленно почуяла необычность, но явление могло быть отнесено и к настоятелю монастыря»[3].

Мнение о том, что Рерихи встречались с Учителем М. в Дарджилинге, широко распространено. На данное обстоятельство ссылаются авторы многих книг и статей, однако есть и альтернативные мнения. Так, А. Люфт в одной из своих статей[4] высказал точку зрения о том, что в Дарджилинге Рерихи так и не увиделись с Махатмой М., а встреча с Джуал Кулом, упоминаемая в «Надземном», имела мимолётный характер.

Что же представляла собой эта встреча?

Однажды во время поездки по окрестностям Дарджилинга Рерихи встретили необычного ламу в колоритном одеянии. Н. К. Рерих в книге «Шамбала» так писал об этом случае: «Мы четверо после полудня ехали в моторе по горной дороге. Вдруг наш шофёр замедлил ход. Мы увидали на узком месте портшез, несомый четырьмя людьми в серых одеждах. В носилках сидел лама с длинными чёрными волосами и необычной для лам чёрной бородкой. На голове была корона, и красное с жёлтым одеяние было необыкновенно чисто. Портшез поравнялся с нами, и лама, улыбаясь, несколько раз кивнул нам головою. Мы проехали и долго вспоминали прекрасного ламу. Затем мы пытались встретить его. Но каково же было наше изумление, когда местные ламы сообщили нам, что такого ламы не существует. Что в портшезе носят лишь Далай-Ламу, Таши-Ламу и высоких покойников. Что корона надевается лишь во храме. При этом мы шептали: “Наверное, мы видели ламу из Шамбалы”»[5].

По мнению А. Люфта, эта мимолётная встреча и была тем самым появлением Джуал Кула перед Рерихами, о котором говорится в «Надземном»; следовательно, Джуал Кул не сопровождал в тот момент Учителя М., как полагал П. Ф. Беликов, а был один.

Но можно ли отсюда сделать вывод о том, что, живя в тех местах, Рерихи так и не увиделись со своим Учителем, Махатмой М., в обычных земных условиях? На наш взгляд, нельзя. Почему не предположить, что они встретились с Учителем М. в другое время и в другом месте, но намеренно не написали об этом в своих дневниковых записях, сохранив эту встречу в тайне по указанию самого Учителя?

Да и памятная встреча с загадочным ламой на горной дороге порождает много вопросов. В «Надземном» говорится: «…Джул-Кул, когда появился встретить Вас, не отличался от лам». Однако впоследствии выяснилось, что загадочный лама как раз-таки существенно отличался от обычных лам, чем и обратил на себя внимание Рерихов. А местный житель, которому Рерихи описали загадочного ламу, заявил, что во всём краю такого ламы не существует. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а был ли необычный лама, встретившийся Рерихам, именно Джуал Кулом? Или это был другой сотрудник гималайского Братства?

Непонятен и смысл этой как бы случайной встречи. Мы говорим «как бы», потому что Махатмы, как известно, случайно никому не показываются, тем более в таком колоритном одеянии. Зачем же сотрудник Братства – будь то Джуал Кул или ещё кто-либо – показался Рерихам по дороге? Чтобы лишний раз продемонстрировать им, что Махатмы – не вымысел и не сущности иного плана бытия, а реальные люди во плоти и крови? Может быть и так. Но не исключено, что у неё было и какое-то иное назначение, о котором мы не знаем и о котором намеренно не написали в своих литературных работах и дневниковых записях Рерихи.

 

Почему это могло быть реальностью

Вполне возможно, что в те годы встреча с Учителями именно в земных условиях уже не нужна была Рерихам для получения от Них информации, поскольку к тому времени Рерихи уже наладили постоянный духовно-телепатический контакт с Ними. Но это вовсе не значит, что русские путешественники не хотели и не надеялись увидеть своих Учителей воочию. Дневниковые записи Рерихов как раз говорят о том, что они давно мечтали встретиться с Учителем в обычных земных условиях, на физическом плане. Как мы помним, подобная попытка встречи с Учителем имела место ещё в США, когда Рерихи находились в Аризоне, но в тот момент встреча не состоялась в силу каких-то внешних причин. Елена Ивановна очень жалела и о том, что её первая встреча с Учителями в Лондоне оказалась мимолётной, и о том, что обещанная встреча в Аризоне так и не состоялась. В её дневнике появилась запись диалога с Махатмой М. по поводу той несостоявшейся встречи: «– Что воспрепятствовало М. М. проявиться в Нью-Мексико?

– Внешние обстоятельства. У Нас столько работы сейчас. (…)

Мужественно пройди и не распаляй сердце. Не жалей. Пойми»[6].

Судя по последним строкам, Учитель знал, насколько сильным было желание его ученицы и сотрудницы увидеть Его в земных условиях, а не только во время общения в Тонком мире.

Н. К. Рерих тоже мечтал о встрече с Учителем, и в его книге «Алтай – Гималаи» есть характерная фраза, говорящая о том, что именно для Рерихов было основной целью приезда в Индию. Делясь впечатлениями обо всём, увиденным путешественниками в Индии, художник писал: «А где же те, ради которых вы приехали в Индию? Те не сидят на базарах и не ходят в шествиях. И в жилища их вы не попадёте без их желания. Да правда ли они есть? Не пишут ли только о них досужие писатели для необыкновенности? Есть, есть и они. И есть их знание и умение. И в этом изощрении человеческих качеств возносится вся человеческая сущность, и никакая проказа не отвратит вас от Индии»[7].

Махатма М. прекрасно знал обо всех чувствах и желаниях своих сотрудников. Так неужели Он не захотел бы пойти им навстречу? Тем более, что в Дарджилинге присутствовали все необходимые условия для осуществления давней мечты Рерихов. Местность была малонаселённой и горной, в округе было немало старинных монастырей и уединённых природных уголков, где можно было провести тайную встречу, а совсем недалеко от Дарджилинга находился Сикким, место, исторически связанное с деятельностью Махатм. Н. К. Рерих отмечал: «В самом Сиккиме находился один из Ашрамов Махатм. В Сикким Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. (…) Конечно, сейчас Махатмы оставили Сикким. Но они были здесь»[8].

Добавим, что в тех же краях, в Сиккиме, Е. П. Блаватская в 1881 году встречалась с Учителем М. в монастыре Гум. Так неужели Махатмы не смогли бы устроить такую встречу и для Рерихов?

Подчеркнём, что мы имеем в виду встречу Рерихов с Махатмами в естественной земной обстановке, а не в Тонком мире или в результате так называемых материализаций. В теософской литературе довольно часто упоминается способность Великих Учителей материализоваться и появляться в физическом теле в любой точке земного шара. В работах последователей Е. П. Блаватской приводятся свидетельства о том, что Махатма М. не раз появлялся таким образом в её доме. Во время одного из таких появлений Он спас ей жизнь, когда врачи считали её умирающей.

 

«Сами выйдем навстречу»

Кое-кто из исследователей, считающих, что в Сиккиме Рерихи так не повстречались с Махатмами, основывают своё мнение на том, что в дневниках Е. И. Рерих якобы не говорится о такой встрече. Но с таким мнением едва ли можно согласиться. Хорошо известно, что о наиболее сокровенных событиях и беседах с Учителем Е. Рерих либо вообще не писала в своём дневнике, либо упоминала об этом в предельно краткой и несколько завуалированной форме, полунамёками. Смысл подобных записей надо ещё суметь понять. Именно в такой форме и содержится в дневнике Е. И. Рерих запись, позволяющая с абсолютной уверенностью говорить о том, что Махатмы планировали личную встречу с Рерихами именно в 1924 году в Сиккиме. Вот этот фрагмент: «Урусвати, Фуяма, идите, как в видении сказано – ждать будем на снегу. Явление надо пояснить. Ч. поведёт вас до явления линии Нашего снега и укажет направление, ибо дойти надо самим – обычай. Сами выйдем навстречу»[9].

Характерно, что путь к этому тайному убежищу был показан Елене Ивановне в видении. Поясним немного это краткое, но весьма ёмкое по смыслу сообщение. В теософской литературе говорится, что тех, кому было позволено посетить Ашрам Шамбалы, сопровождал к обители Махатм проводник. Но при этом в Белом Братстве издавна существовал обычай, по которому последний, ближайший к Ашраму отрезок пути посетитель должен был пройти самостоятельно (проводник лишь указывал ему направление). Этот обычай, видимо, символизировал добровольность прихода потенциальных сотрудников в Ашрам Шамбалы, а также необходимость самостоятельных достижений на пути в легендарную обитель. Вот об этом и говорится в данной записи.

Обращает на себя внимание и дата получения этого загадочного сообщения Учителя – 12 февраля – это же день рождения Е. И. Рерих! Не было ли обещание встречи, давно ожидаемой Рерихами, духовным подарком Махатмы М. своей любимой ученице и сотруднице?

Уже через три дня после получения этого сообщения Рерихи предприняли поездку в Сикким, которая продолжалась с 15 по 24 февраля 1924 года. Вполне возможно, что тайная встреча Рерихов с Учителями произошла именно в эти дни.

Интересно, что имя проводника, который должен был довести Рерихов до «явления линии нашего снега», начиналось на букву «Ч» (в записи дневника оно даётся как Ч.). Тут поневоле возникает ассоциация с тибетским именем Чунда – так звали проводника Е. П. Блаватской, приведшего её в тайную обитель Шамбалы. Встреча Елены Блаватской с этим проводником запечатлена на картине Н. К. Рериха «Вестник».

Также можно предположить (опять-таки, как один из вариантов), что первоначальные планы Учителя изменились, и вместо проводника «Ч.» Рерихов встретил Джуал Кул и проводил их до «линии снега», а затем указал направление к некоему тайному месту, до которого они должны были дойти сами, без провожатого. Не о такой ли встрече с Джуал Кулом говорится в «Надземном»?

Каким мог оказаться путь к этой тайной обители в горах и что она собой представляла – можно лишь догадываться. Может быть, это был небольшой монастырь, храм или даже часовня, находящиеся в уединённом месте, далеко от селений, а может быть, местом встречи стало и нечто необычное вроде скрытого от непосвящённых подземного святилища. Особенности тайных обителей гималайских Адептов (как бы романтически это ни выглядело) можно представить себе благодаря картинам Н. К. Рериха. На нескольких его полотнах изображены полускрытые отверстия в горах, ведущие в подземные ходы, относительно использования которых можно строить немало догадок.

Н. К. Рерих. «Лик Гималаев». 1934.
(слева изображен вход в горную пещеру или подземный ход)

Обратите внимание на вход внутрь скалы, написанный на картине «Лик Гималаев» и являющийся, возможно, началом подземного хода. Среди тех, кому в прошлые столетия посчастливилось побывать в Ашрамах Белого Братства, вероятно, были и такие, кого вели туда по подземным лабиринтам посланные Архатами проводники.

Если отвлечься ненадолго от нашей основной темы и вспомнить о появлении перед Рерихами таинственного ламы в портшезе, то и тут есть над чем подумать в связи с существованием в Гималаях целой системы подземных ходов. Сотрудник Братства появился перед Рерихами в портшезе, переносимом людьми, а не верхом на коне, как обычно путешествовали в горах Махатмы. Значит, путь, который ему предстояло совершить, был недолгим. Местный житель сказал Рерихам, что лам, подобных тому, которого они видели, во всей округе не существует – значит, священнослужитель в столь колоритном облачении должен был появиться перед Рерихами на краткий момент и сразу же исчезнуть с глаз обывателей, чтобы не вызывать пристального внимания к себе со стороны местных жителей. Откуда же появился на горной дороге портшез с необычным ламой и куда он мог столь же быстро исчезнуть, чтобы не быть увиденным никем другим? Объяснить подобные перемещения можно лишь наличием в горах тайных подземных путей и убежищ.

Но вернёмся к сиккимским тайнам Рерихов. Вполне возможно, что планировавшаяся в 1924 году встреча Учителей с их русскими сотрудниками была не единственной, а лишь первой, произошедшей в Гималаях. И за первой краткой встречей могло последовать более длительное общение Рерихов с Учителями в условиях земного плана, а не только в видениях из Тонкого мира. Оно вполне могло состояться во время Центрально-Азиатской экспедиции. Намёк на то, что подобное событие имело место, мы видим на картине Н. К. Рериха «Сжигание тьмы», на которой художник символически изобразил себя, Е. И. Рерих и Ю. Н. Рериха среди Махатм.

На наш взгляд, ничего неправдоподобного в предположении о том, что Рерихи посещали Шамбалу, нет. Из теософской литературы известно, что, согласно традициям Белого Братства, в прежние эпохи Шамбалу посещали не более трёх человек в столетие, которых сами Учителя признавали достаточно подготовленными для этого. И если уж порой даже людям, не связанным с Братством, предоставлялась возможность побывать в легендарной обители (как это произошло с китайским учёным Лаодзином (или Лаоцзином), о чём упоминала в одном из писем Е. И. Рерих) – то неужели Учителя не могли даровать такую же возможность самым преданным и талантливым из своих сотрудников, каковыми были Рерихи?

Е. П. Блаватская в своё время открыто писала о том, что жила в обители Махатм три года, проходя необходимое обучение для выполнения своей миссии, и затем, уже работая «в миру», несколько раз приезжала в Тибет для встречи с Учителями. Правда, Рерихи жили в иную, более сложную и напряжённую эпоху, чем Блаватская – в эпоху Армагеддона; но и они, как посланники Учителей, также могли рано или поздно встретиться с Учителями и на земле, а не только в Тонком мире. А их долгие путешествия по самым труднодоступным районам Гималаев создавали прекрасную возможность для осуществления подобного визита в легендарную обитель.

Конечно, подчеркнём, что всё это – лишь догадки и предположения. К примеру, планировавшаяся в Сиккиме встреча Рерихов с Учителями могла из-за каких-либо внешних препятствий так и не осуществиться, подобно тому, как это произошло с намечавшейся встречей с Махатмой М. в Нью-Мексико.

И всё-таки – хотя вопрос о встречах Рерихов с Махатмами и останется для нас тайной навсегда – трудно себе представить, чтобы проведшие столько лет в Гималаях русские сотрудники Махатм ни разу не встретились с Ними в земных условиях, на физическом плане.

 

 

Примечания:

[1] Также Джул-Кул, англ. Djwal Khul или Djual Khul.

[2] Беликов П. Ф. «Рерих. Опыт духовной биографии». Новосибирск, 1991. С. 237.

[3] «Надземное», § 40.

[4] Люфт А. Джул Кул – фальшивый портрет в зале Учителей МЦР. http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/351-portrait-masters-icr

[5] Рерих Н. К. Шамбала.

[6] Записи Учения Живой Этики, том 5. Запись от 16.12.24.

[7] Рерих Н. К. Алтай – Гималаи.

[8] Рерих Н. К. Алтай – Гималаи.

[9] Высокий путь, т.1. Запись от 12.02.24.

 

 

 

 


№75 дата публикации: 10.10.2018

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020