Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

К вопросу создания книги
«Грани Агни Йоги»

Астрология станет наукою самой главной и высоко интересной. В будущем человечество будет руководствоваться Астрологическими данными во всей жизни. Разве не интересно следить за ходом Светил и новыми сочетаниями их и находить связь и соответствия их положений с пертурбациями на нашей планете?

Из письма Е. И. Рерих Б. Н. Абрамову, №30 от 18.09.53

 

Часть первая. Б. Н. Абрамов в образе «альбатроса»

Начало «Граням» было положено в Харбине 01.01.1951 года. Гороскоп – символ первых страниц будущей книги основывается на следующих астрологических реалиях : Солнце – 10 градусов знака «Козерог», Момент рождения – 3 градуса знака «Овен», Слава и Репутация – 2 градуса знака «Козерог».

Итак, ознакомимся с картиной-символом Солнца начала книги: «Альбатрос, берущий пищу из рук матроса» (10, стр. 191).

«Кто есть кто» применительно к рассматриваемой ситуации? Альбатрос, «скиталец морей» – это взявшийся за перо Б. Абрамов, соавтор начала духовной книги. Какую пищу берёт из рук «матроса» Б. Абрамов, делающий записи духовных текстов? Понятно какую. Духовную. Кого символизирует в картине «Матрос»? В образе Матроса выступает Владыка, руководящий написанием будущей книги. Таким образом, Б. Абрамов получает «духовную пищу из рук» Владыки, о чём прямо говорится в письме Е. И. Рерих: «Мой сын Борис может много укрепиться в своей способности улавливать Мысли В[еликого] Вл[адыки]. Для этого нужно мужество и терпение непреоборимое. Спасибо, родной, за переданное мне «Сообщение». Яро ношу его в сердце. Конечно, только очень близкий Дух мог это уловить. Свидетельство Ваше будет очень нужно, но, конечно, для далёкого будущего, когда будет понято Космическое Право во всей его красоте» (1).

 

Что касается расшифровки символа, то, по замечанию психоаналитика, речь идёт о «преодолении страха и его награде». В самом деле, для того, чтобы взяться за написание сложных духовных текстов, следует иметь смелость и мужество. Мужество преодолеть естественное состояние страха. И это не умозрительный тезис. Это реалии жизни Б. Абрамова, о которых имеем косвенное свидетельство Е. И. Рерих: «Но гоните, прежде всего, уныние, сомнение и подозрительность, все они из одного гнезда. Будьте мужественны, будьте тверды в своей вере, в доверии к Руке Водящей и Охраняющей Вас. Непоколебимое доверие есть уже сотрудничество с В[еликим] Вл[адыкой]. Сотрудничество это совершенно исключает всякий страх и сомнение» (2).

Об этом же читаем в следующем письме: «Но Вы, родные, знаете, какую разрушительную атмосферу создаёт страх вокруг нас и несёт её на далёкое расстояние. Но ведь Борис – воин! Значит, безрассудный страх не может иметь места в его сердце! Да и Учение требует, прежде всего, искоренения всякого страха. Значит, страх и его порождения изгоняются из нашего обихода».

О крайней необходимости преодоления страха записывает Б. Абрамов наставление Владыки на первых же страницах книги: «Нельзя звучать в унисон с тёмными воздействиями, в этом опасность. Ты сын Света. Непререкаемы устои Света. По Лучу получаешь. Всегда в Лучах Моей любви, заботы. Малодушие невместно. Особенно перед опасностью, которой нет. Вас она не касается. Ничто не коснётся без Меня. Уже нельзя колебаться» (3).

Итак, символ Солнца, как первый творческий шаг в написании книги, находит полное подтверждение жизнью. Что касается награды для Б. Абрамова, то, по мнению Е. И. Рерих, награда заключается в подлинной радости сердца. Высокую награду «Урусвати» обозначила в самом начале переписки с Б. Н. Абрамовым: «Чем труднее подвиг, тем радостнее на сердце истинного служителя Общего Блага» (4).

Таким образом, в начале записей «Граней Агни Йоги» психическая энергия соавтора Б. Абрамова должна направляться главным образом на преодоление возникающего страха.

Глубинный смысл написания первых страниц «записей» (АСЦ) представлена в следующей картине-символе: «Профиль человека, напоминающий изображение его страны» (10, стр.47). Психоаналитик усматривает в символе «поддерживающую силу Целого, поскольку индивидуум отождествляет себя с его Жизнью». И поясняет: «Это идея Аватара, сверхличной жизни и сознания, полностью отданного Божественной силе и управляемого ею».

Здесь можно безоговорочно принять тезис о «сверхличной жизни и сознания» Б. Абрамова, полностью отданного Божественной силе», а именно Владыке, диктующему текст будущей книги. Имеются и другие важные моменты. Вероятные моменты.

Момент первый: Б. Н. Абрамов отождествляет себя с жизнью Владыки. Момент второй: Б. Абрамов принимает «поддерживающую силу Целого», то есть, опять-таки, силу Владыки. Момент третий: Б. Н. Абрамов принимает идею Аватара. В обозначенном психоаналитиком разъяснении как нельзя лучше отражены взаимоотношения Б. Н. Абрамова и Владыки, который считает соавтора будущей книги своим сыном: «Сказано: «И твой сын Борис оявится и сыном Моим в труде для нового строительства» (5).

Итак, сила Целого – сила Владыки. Сила, которая поддерживает усилия Б. Абрамова в написании столь важной и необходимой книги. Индивидуум – Б. Абрамов, который, благодаря «родственным» связям с Владыкой, отождествляет себя с его жизнью. В результате происходит участие Б. Абрамова в объемлющей жизни, в которой следует понимать совокупность жизни земной и надземной.

Поднимем вопрос вероятной Славы и Репутации первых страниц «Граней». Картина-символ на первый взгляд может показаться довольно странной: «Три розовых окна в готической церкви, одно повреждено войной» (10, стр.188).

В этом случае приходится согласиться с тем, что в начальных записях «Граней» отражён аспект «необходимости понимания каждым, что нельзя насильственно употреблять коллективную власть, что это неизбежно приведёт к разрушению некоторых ценностей, обеспечивающих групповую интеграцию».

Таково мнение психоаналитика. Отклоняясь от темы исследования, заметим, что пренебрежение отмеченной необходимостью как раз и случилось с Советской властью, насильственно употребившей коллективную власть и приведшую СССР к катастрофе

Итак, начало записей «Граней» призывает «власть строить, вместо того, чтобы насильничать и разрушать».

Однако в начале «Граней» прямым текстом о недопустимости насилия властью не говорится. Зато много говорится об этом косвенно, говорится о Будущем, о необходимости строить будущее, что само по себе отрицает насилие, как непременное условие разрушения.

 

 

«Одобряем лишь то, что устремлено в будущее и что имеет корни в будущем, но не прошлом, старом, отжившем мире. В агонии мир ветхий.

…Живем не в настоящем и не в прошлом, но в будущем. Сыны Йоги – сыны будущего. Для Йоги в прошлом всё сожжено. Где они, все возможности, все достижения, вся Беспредельность? В будущем. Нет ничего. Есть Свет будущего. Им идите.

…Сонаследник будущего. Потому и Зовём в будущее, ибо там всё. Ни одно Учение не учит довольствоваться настоящим, но все устремляют в будущее. Будущее – это кладезь неисчерпаемых возможностей, канат спасения, маяк во тьме. Так вводится новое деление человечества: люди прошлого и люди будущего. Решает сознание, и устремляется сознание. Мало не жить в прошлом, надо учиться не жить в настоящем, а лишь в будущем и для будущего» (6).

 

 

Часть вторая. Окончание записей «Граней Агни Йоги». 5 сентября 1972 г, город Венёв.

Для целей исследования символического гороскопа имеем: Солнце – 13 градусов знака «Дева», Момент рождения – 16 градусов знака «Скорпион», Слава и Репутация – 6 градусов знака «Дева».

Картина-символ Солнца: «Влиятельный государственный деятель преодолевает состояние политической истерии» (10, стр.132).

О каком «влиятельном государственном деятеле, преодолевающем состояние политической истерии», может идти речь в символе?

Что касается земного плана и времени окончания записей «Граней» (СССР, 1972 год), то речь могла бы идти о влиятельном Генсеке Л. И. Брежневе. Напомню читателю, что в этом случае символ указывается на состояние жизненной и творческой энергии индивидуума. Понятие «политическая истерия» может трактоваться широко. Применительно к овладению духовными знаниями, это могла бы быть «истерия» возникшая в результате неудовлетворённости достигнутым.

 

 

В таком случае под указанное представление подойдёт указание из «Граней»: Овладению огнями Учу. Да! Да! Контроль над собою, и умение собою владеть, и зоркость, дозор и настороженность постоянная означают, что воля огнями уже управляет. Так малы действия дня, но под полным контролем сознания к овладению собою приводят. Сколь же плодоносен и восходящ может стать каждый день нашей жизни земной. И тогда жизненный путь человека превращается в лестницу жизни, огненными ступенями которой становится каждый день нашей жизни» (7).

Тем более, что: «Тёмные принимают ярое участие в нагромождении этих препятствий. Перед лицом окружающей тьмы утверждается путь ваш к Владыке. Много голосов отвлекает и много мешающих яро. Всё, что мешает, не нужно» (8).

Если вести речь о плане надземном, то в открывшемся символе в качестве «влиятельного государственного деятеля» предполагаем диктующего записи «Граней» Владыку, «государством» которого является Вселенная. Вряд ли обнаруженный символ относится к Б. Абрамову, поскольку влиятельность земного соавтора «Граней» могла проявиться лишь 20 лет спустя, после 1993 года, когда началась публикация книги…

Обратимся к витиеватому пояснению символа Дэйном Радьяром: «Сосредоточение коллективной потребности в порядке и структурной независимости в человеке, который воплощает удовлетворение этой потребности».

Перенесём трактовку символа на ситуацию написания «Граней». Итак, коллективная потребность общества заключается в независимом написании «Граней». Это первое. Второе, это независимость писания книги, которая носит структурный порядок. Это означает, что указанную независимость кто-то структурировал, привёл в определённый порядок. И этот «кто-то», судя по всему, и есть Владыка.

 

 

Истерика, с запахом мировой войны

Правительства ведущих стран мира в начале 70-х годов действительно находились в состоянии «политической истерии», ощущения безвыходного противоборства и стремления к разрушению. Решить наиважнейшую задачу преодоления тупика развития как раз, и были призваны готовящиеся «Грани Агни Йоги». Следует отметить, что процесс «преодоления политической истерии», на подсознательном, интуитивном уровне происходил и в умах ведущих политиков мира. И это происходило одновременно с написанием «Граней». Чему свидетельствуют мировые события того времени:

1972.05.26

В Москве между СССР и США подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны.

1973.07.03

Открытие в Хельсинки Совещания по безопасности.

1974.07.03

Визит Никсона в Москву – договор об ограничении подземных ядерных испытаний.

1975.08.01

В итоге десятилетней работы Хельсинкского совещания подписан Заключительный акт СБСЕ в Хельсинки.

 

Психоаналитик поясняет символ следующим образом: «Характер вождя всегда определяется потребностью, может быть бессознательной той агломерации людей, вести которых он призван судьбой. Со временем он будет почитаться как «божественный Отец» общества, которое он структурировал».

В переносе на ситуацию выхода «Граней», следуют важные выводы относительно личности и предназначения Б. Абрамова. Как общественный деятель, работа которого носила мировое значение, Б. Абрамов сформировался «бессознательной потребностью общества» проникнуться Новыми, столь необходимыми для будущего человечествами знаниями. Знаниями, которыми вооружил Б. Абрамова, а через него и человечество, Владыка.

1. Судьба Б. Н. Абрамова предполагала «вести людей за собой».

2. Усилиями соавтора «Граней Агни Йоги» общество в перспективе должно получить необходимую структуру, обеспечивающую желаемый порядок развития.

3. Предполагается, что в будущем Б. Абрамов обретёт звание «Божественного Отца».

4. В заключение анализа картины-символа психоаналитик пишет о персонаже, под которым угадывается лицо соавтора «Граней Агни Йоги»: «Перед нами персонаж, наделённый харизмой, неуловимой и таинственной силой, приходящей к человеку, открытому к планетарной эволюции». Отсюда следует безусловный вывод:Б. Н. Абрамов человек, открытый к планетарной эволюции.

Обратимся к выразительной картине-символу Момента окончания «Граней»: «Девичье лицо, расплывающееся в улыбке» (10, стр.166).

Есть чему радоваться, чему улыбаться! Великий труд закончен. Это замечательно, что 20-ти летний труд написания «Граней» увенчался символом «расплывающейся улыбки». Есть чему радоваться! А вот и перспектива влияние «Граней» на общество, обозначенная Дэйном Радьяром: «Жаркое стремление со стороны юных сердцем к новому опыту». Итак, «Грани Агни Йоги» будут изучаться юные сердцами как новый опыт. Причём предполагается, что это будет делаться с жарким стремлением, с лучащимся теплом чувства. Таким чувством, которое мы испытываем, читая окончания «Граней»: «Владыка сияющей мощи, Тебе приношу я, Великий, плоды устремлений моих, трудов, и борьбы, и усилий. В Тебе моё счастье, в Тебе мои надежды. Тобой моё сердце горит. Тебе отдаю я всё, всё, что имею, чтобы в Башне Ты Смог перелить все это в сияющий Камень, огнями горящий в груди. Сияющий Камень, Сокровища Камень, Тобою зажжённый, но мною носимый в пылающей Чаше в груди» (9).

Вопрос Славы и Репутации «Граней»… Неожиданно, серьёзная тема отражёна в детской картине-символе «Карусель» (10, стр.128). Определимся с внутренним содержанием картины-символа, настолько ли она проста, как кажется? Итак: «Первый опыт динамической интенсивности жизненных процессов и возможности использовать их для получения определённого эгоудовлетворения».

В дальнейшем комментарии Дэйна Радьяра читаем: «Карусель на этой стадии символизирует сознание цикличности и «подъёма-спуска» эмоциональной жизни… Символизм на этой стадии подразумевает любое циклическое высвобождение жизненной энергии, дающее возможность продемонстрировать какую-либо искусность или мастерство».

В итоге, вопрос Славы и Репутации «Граней» связывается с «опытом развивающегося сознания, «Ученика на пути», объективного подхода к жизненной силе». Разумеется, с опытом развивающегося сознания Б. Н. Абрамова в период создания выдающейся книги.

 

 

Литература

1. Письмо Е. И. Рерих, №30 от 18.09.53 г.

2. Письмо Е. И. Рерих № 26 от 6.05.53 г.

3. Запись Б. Абрамова от 2.01.52 г.

4. Письмо Е. И. Рерих № 2 от 28.01.37 г.

5. Письмо Е. И. Рерих №7 от 26.09.50 г.

6. Запись Б. Абрамова от 9.01.52 г.

7. Запись Б. Абрамова от 8.01.72 г.

8. Запись Б. Абрамова от 29.01.72 г.

9. Запись Б. Абрамова от 2.01.72 г.

10. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала. Москва: Сампо, 2006.

 

Контактный телефон автора по творческим вопросам: +7 (495) 485-31-98

 

 


№72 дата публикации: 01.12.2017

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020