Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

Сибирский путь

Майтрейя хочет всё ускорить.

Учение Живой Этики [1]

 

Будда-Майтрейя из коллекции З. Г. Фосдик.

Дар Новосибирскому Музею Н. К. Рериха от Президиума СО РАН

 

В январе 1929 года Елена Ивановна Рерих записала: «Сроки ускорят явление России. Рост её Я явлю. Я Россию подниму из пыли и мрака. (…)

Истинно, Сибирский путь» [2].

Несколько дней тому назад [статья написана в 1998 год, – Н. Ж.] пришло радостное известие Президиум Сибирского Отделения Российской Академии наук передал в дар будущему Музею Н. К. Рериха древнее изображение Будды-Майтрейи из горного хрусталя, подаренное в 1981 году Дому Учёных Новосибирского Академгородка Зинаидой Григорьевной Фосдик ближайшей сподвижницей Рерихов, участницей Центрально-Азиатской экспедиции, вице-президентом Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке.

 

В дарственном письме Зинаида Григорьевна писала:

«Уважаемые Друзья!

Много лет тому назад, в 1926 году, я и мой муж были участниками Средне-Азиатской Экспедиции, возглавляемой Николаем Константиновичем Рерихом и его женой, Еленой Ивановной.

Целью экспедиции было исследование Алтая, и Рерихи остановились в Верхнем Уймоне, где они провели больше месяца.

Мы жили также там, собирая нужные для экспедиции материалы.

Глубоко осталась в памяти ширь и красота Алтая, а также величие и значение Сибири для будущего, предсказанные Николаем Константиновичем.

Никогда не забуду этого счастливого периода в моей жизни.

В знак моей признательности посылаю Вам маленький дар – древнюю статую Будды из моей коллекции.

Заветы Великого Учителя будут охранять Ваш Дом, откуда шествуют Знание, Наука и мысли об охране Мира всего человечества.

С глубоким уважением,

З. Г. Фосдик» [3].

 

То, что строящийся Музей Н. К. Рериха в Новосибирске получил этот поистине бесценный дар, подтверждает выполнение великого Плана. Зинаида Григорьевна Фосдик, как и все Рерихи, ничего не делала случайно. Ей было Указано передать в Новосибирск изображение Майтрейи как символ великого будущего этого края.

Вспомним также, как на Алтае она записала в дневнике переданные Еленой Ивановной Слова Владыки о «Центре Моей страны» [4].

Нас часто спрашивают почему сейчас создаётся Музей Рериха в Новосибирске, были ли Указания на это строительство? На это ответим да, были.

Все, глубоко изучающие Учение Живой Этики и труды семьи Рерихов, знают, что Новая Россия, страна будущего, это Россия Азиатская, Сибирь, Алтай.

В беседах Ю. Н. Рериха с Р. Я. Рудзитисом в 1957 году слово «Алтай» упоминалось многократно. Юрий Николаевич утверждал: «Музей будет… на Алтае. (…) Разумеется, Город Будущего и Музей надлежит строить на «чистой земле». Нужно смотреть на Восток, а не на Запад» [5].

«В России многое происходит по Плану. Сбываются предсказания, хотя и не совсем так, как предусматривалось. Сейчас много говорят об Алтае, Сибири. «Новые люди на новом месте». …В Новосибирске усиливается филиал Академии наук. Если бы мне предложили ехать в Новосибирск, я охотно поехал бы», говорил Юрий Николаевич [6].

В том же году в письмах к Р. Я. Рудзитису Ю. Н. Рерих постоянно упоминает о Музее Рериха в Сибири. После большой выставки картин Николая Константиновича он пишет: «…Предстоит большой отбор вещей на Ленинград и Сибирь (Новосибирск)» [7]. И далее приводит «последнее решение Министерства: автономная экспозиция при Русском музее и Музей в Новосибирске» [8]. Оно не было выполнено.

В своих письмах Юрий Николаевич подчёркивал обязательное условие постоянной экспозиции картин отца. Так он писал по поводу одного музея: «…Если находящиеся у них на складе картины им не нужны, их возьмёт Музей имени Н[иколая] К[онстантиновича Рериха]» [9].

Как вспоминал художник Б. А. Смирнов-Русецкий, «Юрий Николаевич договаривался с директором Русского музея Пушкарёвым о том, что в музее будут созданы… залы с экспозицией картин Николая Константиновича. На этом основании Юрий Николаевич согласился предоставить Русскому музею часть переданных картин. Но не менее важным Юрий Николаевич считал передачу работ Николая Константиновича в Новосибирск. Ведь отец завещал свои картины именно Сибири и Алтаю.

И как же глубоко был огорчён и оскорблён Юрий Николаевич, когда узнал, что без его участия, явочным порядком, Пушкарёв забрал львиную долю картин Н. К. Рериха, оставив Новосибирской картинной галерее значительно меньшую… часть наследия Николая Константиновича» [10].

Однако План оставался неизменным. Подходили новые люди, создавались благоприятные условия… В 1974 году Павел Фёдорович Беликов писал Наталии Дмитриевне Спириной: «Деятельность Новосибирцев, активизации которой, конечно, способствовали и выставка, и организованные Вами вечера, несказанно радует сердце. Ведь всё то, что каких-нибудь полтора десятка лет тому назад отодвигалось в какие-то неопределённые дали, даёт о себе властно знать в нашем сегодня. «Зов» не только дан, но уже и услышан. И среди услышавших много молодых сердец, что особенно обнадёживает. Передать эстафету это было главным для нашего поколения. И вот это главное осуществляется вопреки совсем недавно препятствующей “очевидности”» [11].

«Пусть именно грандиозный музей станет магнитом, писал Павел Фёдорович, и пусть он вдохновляет на каждодневную, возможно, для большинства из нас самую трудную, но и самую необходимую работу» [12].

Некоторых смущает, что в официальных документах Святослав Николаевич Рерих о Сибири вообще не упоминал. Случайно ли? Может, не хотел привлекать внимание до срока?

В архиве Наталии Дмитриевны Спириной находится посланная ей в 1978 году П. Ф. Беликовым копия подробного плана Святослава Николаевича Рериха. В этом плане изложено создание будущего Алтайского Центра, основой которого будет «большой перспективный культурно-просветительский центр для работы широкого масштаба… в удобном месте, доступном для посещений, с хорошими транспортными связями», а также «в местах остановок Н. К. [Рериха] могут существовать музеи-мемориалы (например, в Верхнем Уймоне), которые структурно вольются в центр, как филиалы» [13].

 

Наступает время исполнения завещанного.

«Близится время завершения кровли.

Отнеситесь ко Храму священно,

и когда со Мною обойдёте Постройку,

Пошлём молитву Создателю Сущего,

И Явим по трудам и заслугам» [14].

 

В Записях Бориса Николаевича Абрамова одного из ближайших сотрудников Сил Света сказано:

«Выполняя дело Владыки, соединяемся с ним больше, нежели каким-нибудь другим путём. Мыслимо ли сейчас предаваться умилениям или погружаться в отвлечённое знание, когда Новый Мир ждёт трудов на его оформление. «Помогите строить…» Поспешив на призыв и прилагая всё умение и стремление своё, неминуемо придём к Владыке. Встретимся на постройке новой жизни.

Все прочие пути приближения ушли в прошлое, остался подвиг труда самозабвенного, принятие дела Его как своего дела, сотрудничество и объединение на общем деле. Нежелающий примкнуть к работе Владыки, и думающий приблизиться иными путями, жестоко обманывает себя. Нет другого пути. Не поклонники нужны, но сотрудники; не рабы, но сотрудники. Так же как Владыки хотят стать не Богами, но сотрудниками… Зов и отклик создают явление согласованности. Каждая попытка сотрудничества приближает, каждое уклонение от общего дела удаляет. Примите это практически и в жизни каждого дня и ночи.

Именно возможность работать на построение новой жизни даст и возможность приближения небывалую.

Жду сознательных сотрудников. Пусть камни приношений будут малы, не смущайтесь этим. Из малых разноцветных камней сложим прекрасную мозаику для украшения Моего храма. Приложу Руку Свою на помощь. Радостно строить новую жизнь и легко, когда знаете, что вместе строим.

Вместе» [15].

 

26 июля 1998 г.

Новосибирск, nzh@mail.ru

 

Примечания:

 

Жукова Н. В. «Сибирский путь» опубликовано в другой редакции: Журнал «Перед Восходом» № 8, 1998. С.1011.

 

1. Иерархия, 8.

2. Ариаварта. Начальный выпуск. СПб., 1996. С.132.

3. Рерих и Сибирь. (Сборник). Новосибирск, 1993. С.206.

4. Фосдик З. Г. Из дневника. Архив Н. Д. Спириной.

5. Свет Огня. Вып. № 34. Ноябрь 1990. Рига: Угунс. С.83.

6. Там же. С.84.

7. Воспоминания о Ю. Н. Рерихе. (Сборник). Новосибирск, 1994. С.98.

8. Там же.

9. Там же.

10. Смирнов-Русецкий Б. А. Семья Рерихов. Воспоминания. Одесса, 1997. С.7778.

11. Письмо П. Ф. Беликова к Н. Д. Спириной от 31 мая 1974 г. Архив Н. Д. Спириной.

12. Письмо П. Ф. Беликова к Н. Д. Спириной от 19.12.1974 г. Архив Н. Д. Спириной.

13. Архив Н. Д. Спириной.

14. Листы Сада Мории. Зов. 13 июля 1922.

15. Записи Б. Н. Абрамова. 15 мая 1952 г. Архив Н. Д. Спириной.

 

 


№72 дата публикации: 01.12.2017

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020