Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Опыт изучения книги «Агни Йога»
с помощью эзотерического знания

Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасаются к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений лишь утверждаются основы, прежде обнародованные. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь своих продолжателей.

Письма Е. И. Рерих, том 5, № 4.

 

 

Глава первая. Книга, оставшаяся сиротой

Чувствознание есть знание и опыт, накопленные в нашей чаше. Так называемая интуиция.

«Беспредельность», §363.

 

Первую книгу «Агни Йога» я купил в букинистическом магазине. Это была далеко не новая и, видимо, основательно прочитанная книга, с множеством карандашных пометок и даже кратких надписях на полях.

 

Книга из библиотеки автора

 

Судя по аккуратному, каллиграфическому почерку книга принадлежала женщине. Эта особенность привлекла моё внимание. Оказывается, с книгой работали! Книга несла духовную службу. И подумалось: не должен ли я, коль книга попала в мои руки, стать хозяином столь необычной «Агни Йоги»? Ведь ничто не происходит случайно! Я понял находку, как знак свыше. Решаю, книга войдёт в мою библиотеку. Несмотря на то, что в доме не приветствуется хранение старых книг… Признаюсь, возникает особое чувство, когда читаешь страницы духовной книги с пометками неведомого тебе читателя. Тем самым, как бы входишь в образ мыслей незнакомца, идёшь по следам духовного творчества. Это и занимательно и поучительно…

…Поначалу я недоумевал: как «поднялась рука» сдать духовное сокровище старьёвщику? Разве это не предательство? Предательство самого себя! Но по размышлению понял, что подобного быть не могло. Хозяйку и книгу разлучили обстоятельства. В результате книга оказалась невостребованной, попала в чужие руки, которые за ненадобностью сдали книгу букинисту. Хорошо, что не выбросили на помойку… Теперь «Агни Йога», испытанная творчеством и безразличием, служит автору этих строк.

 

 

Глава вторая. Начало рождения «Агни Йоги»

Если искать общее между написанием книги и рождением ребёнка, то момент, когда автор сел за стол и написал первую страницу, вероятно, следует считать «зачатием» книги. В отношении «Агни Йоги» это событие произошло в столице Франции 5 мая 1927 года. В полдень этого дня Солнце занимало положение 14 градусов знака «Телец», момент рождения – 16 градусов знака «Лев», Слава и Репутация (МС) – 2 градуса знака «Телец». На этот раз в качестве объекта исследования автором выбран второй важнейший показатель гороскопа, а именно, момент рождения. Предстоит обнаружить и рассмотреть картину-символ 16-го градуса знака «Лев».

Картина-символ указанного градуса такова: «Буря кончается, вся природа наслаждается сиянием солнца» (1, стр. 118).

Раздумывая над картиной, представленной ясновидящей психоаналитику, Дэйн Радьяр усмотрел в символе «волну жизни и любви после большого кризиса». Кроме того, обнаружил «сознание в наиболее вдохновляющие моменты радости. Предельный опыт» воспринимается на уровне самой жизни и преодоления многих её кризисов – радость и сила новых начинаний».

Известно, что книги УЖЭ писались под руководством Белого Братства в первую очередь для России, для Новой страны. В надежде на то, что именно России предстоит в будущем повести страны и народы по пути дальнейшего эволюционного развития. Однако о каком прошедшем большом кризисе России могла идти речь в 1927 году? О свержении царизма и свершившейся Великой Октябрьской революции? Об окончании кровопролитной Гражданской войны? О бескомпромиссной борьбе за высшую власть? Окончание судьбоносных для России исторических испытаний не могло не вызвать у народа наиболее вдохновляющих моментов радости. Энтузиазм, с которым рождённый советский народ начинал строить новую жизнь, не имел себе равных в истории. «Радость и сила новых начинаний» в строительстве социализма, не смотря на заблуждения, перегибы и жестокости, явилась действительно небывалая. Показательно, что накануне написания книги «Агни Йога», а именно летом 1926 года, Москву с секретной и чрезвычайно важной миссией Белого Братства посетил Н. К. Рерих. Посетил в сопровождении родных и близких сотрудников. Главная цель поездки в столицу СССР состояла в том, чтобы вручить правительству Новой России рекомендации по дальнейшему бесконфликтному развитию советского общества.

 

 

Но, видимо, всенародный накал радости и силы новых начинаний оказался столь высок, что прислушиваться к удивительным, а подчас «диковинным», на взгляд большевиков, путям развития у новой власти не было ни желания, ни возможности. Но главное, не было понимания сути необычных предложений. Эйфория народного энтузиазма и торжества скорых побед лишила вождей дальнозоркости и затмила разум. Встаёт вопрос: обнаружит ли исследование в начале тезисов «Агни Йоги» предсказанную символикой волну жизни и любви? А так же радость и силу новых начинаний? Раскроем «Агни Йогу». С первых страниц речь пойдёт о дерзновении, без которого невозможно поднять ни волну жизни и любви, ни радость и силу новых начинаний.

«Владыка, разреши предать огню лохмотья лживой обычности. Не ошибусь, поняв, что Тобою благословлена крылатая дерзновенность (п.11).

«Неужели лев потрясает рыком миры? Нет, это проснулось дерзновение, и раскрылся царственный лотос духа. Братья, сойдёмся в палате радости, цветок раскрылся, великое колесо воздвиглось. Радость Наша сойдёт на подземные миры и вознесётся к надземным братьям. Лучшую песнь поём дерзновению» (п.10).

«Хвала дерзновению проникла широко. Самые малые ученики обратились на путь исканий, и пришли к Нам с разбором их устремлений. Каждый принёс свои мечты: я разрушу все земные храмы, ибо истина не нуждается в стенах, я орошу все пустыни, я открою все тюрьмы, я уничтожу все мечи, я проведу все пути, я утру все слёзы, я обойду все земли, я напишу книгу человечества. Но самый маленький обратился к зажигающимся звёздам и сказал: «Здравствуйте, братья», – и в этом дерзании привета ушло его я. Утвердится в этом дерзании привета путь Вселенной» (п.12).

 

 

Глава 3. «Агни Йога» земного происхождения

Мало кто догадывается, что помимо надземной «Агни Йоги», данной человечеству благодаря трудам семьи Н. К. Рериха, существует «Агни Йога» исключительно земного происхождения, в создании которой приняли участие поэт и композитор. Земная «Агни Йога» под названием «Марш энтузиастов» впервые пришла к народам России в 1940 году, накануне грандиозной войны. Великую песню земной «Агни Йоги» создали поэт Анатолий Дактиль и композитор Исаак Дунаевский. И если представить изображение авторов «Агни Йоги» Белого Братства затруднительно, то изображение авторов земной «Агни Йоги» не только возможно, но и необходимо. Имя композитора Исаака Дунаевского известно всем, имя поэта Анатолия Дактиля известно не многим. Автор выдающегося текста земной «Агни Йоги» закончил жизненный путь в 1942 году. К народам Новой России песня волны жизни и любви, радости и силы новых начинаний пришла благодаря незабываемому, «огне йоговскому» голосу Любови Орловой в художественном фильме «Светлый путь».

 

  Поэт Анатолий Дактиль   Композитор Исаак Дунаевский

 

В те годы Новая Россия являла людей дерзновенных. Именно к ним обращалась и именно их восхваляла «Агни Йога» как надземная, так и земная в надежде на то, что таких людей станет больше.

 

«В буднях великих строек,

В весёлом грохоте, в огнях и звонах,

Здравствуй, страна героев,

Страна мечтателей, страна учёных!

Ты по степи, ты по лесу,

Ты к тропикам, ты к полюсу

Легла родимая, необозримая,

Несокрушимая моя.

Нам нет преград ни в море, ни на суше,

Нам не страшны ни льды, ни облака.

Пламя души своей, знамя страны своей

Мы пронесём через миры и века!

Нам ли стоять на месте!

В своих дерзаниях всегда мы правы.

Труд наш есть дело чести,

Есть дело доблести и подвиг славы.

К станку ли ты склоняешься,

В скалу ли прорубаешься,

Мечта прекрасная, ещё неясная,

Уже зовёт тебя вперёд.

Нам нет преград ни в море, ни на суше,

Нам не страшны ни льды, ни облака.

Пламя души своей, знамя страны своей

Мы пронесём через миры и века!

Создан наш мир на славу.

За годы сделаны дела столетий,

Счастье берём по праву,

И жарко любим, и поём, как дети.

И звёзды наши алые

Сверкают, небывалые,

Над всеми странами, над океанами

Осуществлённою мечтой.

Нам нет преград ни в море, ни на суше,

Нам не страшны ни льды, ни облака.

Пламя души своей, знамя страны своей

Мы пронесём через миры и века!»

 

 

Глава 4. Человек Агни Йоги

Одним из самых дерзновенных людей ХХ века в Новой России, а потому, безусловно, человеком Агни Йоги, являлся К. Э. Циолковский. В «Грёзах о земле и небе» пророк человечества предвидел наступление общинной жизни: «Можно вскоре ожидать наступления разумного и умеренного общественного устройства на земле, которое будет соответствовать его свойствам и его ограниченности. Наступит объединение, прекратятся вследствие этого войны, так как не с кем будет воевать…» (2, стр.287).

Увы, строки великого философа-космиста современные комментаторы книги, явно не знакомые с УЖЭ, отнесли к жанру социальной утопии… Но разве не утопией в начале ХХ века считали полёт человека на Луну? Однако «утопия» чудесным образом обратилась в реальность! Не прошло и полувека. Но это техника, скажете вы, а тут жизнь общества… С этим нельзя не согласиться. Сознание человека меняется много медленнее, чем меняются мыслительные способности. Не так скоро, но нечто подобное произойдёт и в общественной жизни. Да уже произошло! Фактом существования единого «Европейского союза»… Пока это тяжёлый, противоречивый, трагичный опыт. Но факт состоявшегося опыта подтверждает правоту К. Э. Циолковского. Изумительное прозрение «Монизма вселенной», откуда приводятся эти строки, впервые было опубликовано в 1925 году в Калуге самим К. Э. Циолковским. Заметим, что в это же время создавалась первая книга Учения Живой Этики. Таким образом, «отец космонавтики» предвосхитил появление духовного труда Белого Братства. Таковой явилась мощь человеческого гения! Хочется надеяться, что тезис об объединении стран и народов,предсказанный Циолковским и разработанный УЖЭ в книге «Община», более счастливо осуществится к концу XXI века или несколько позже.

В 1928 году К. Э. Циолковский опубликовал труд, в котором наделил Вселенную …волей. В очерке, который называется «Воля Вселенной», Агни Йог ХХ века принёс человечеству идеи нарождающегося Учения Живой Этики: «Ясно, что жизнь, разум и волю породила постепенно природа. Человек рождён Землёю, Земля – Солнцем, Солнце произошло от сгущения разреженной газообразной массы. Эта – от ещё более разреженной материи, например, от эфира. Итак, всё порождено Вселенной. Она – начало всех вещей, от неё всё зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной» (1, стр.308).

 

 

Глава пятая. «Новорождённый сразу же предостерёг…»

Итак, автором определена эзотерическая сущность начальной стадии написания книги «Агни Йога». Но каково будет тайнознание книги, законченной в Париже 11 мая 1929 года? Положение Солнца на полдень этого дня – 20 градусов знака «Телец», Момент рождения – 21 градус знака «Лев», Слава и Репутация (МС) – 8 градусов знака «Телец». Момент рождения книги, готовой выйти к читателю, открывается символом неожиданным: «Опьянённые цыплята ошеломлённо раскрывают крылья, пытаясь полететь» (1, стр.120).

 

 

О чём может идти речь в столь удивительной картине? Психоаналитик усматривает в символе картины «часто негативные и иногда смешные последствия первого соприкосновения с духовными учениями».

Дейн Радьяр пишет: «Символ представляет картину того, сколь неудовлетворительно многие ныне, особенно молодёжь, приходят к духовной реальности. Она может быть опьяняющей, расширяющей сознание, но для внутреннего раскрытия не хватает глубины и конструктивности. Можно говорить здесь об опасности преждевременного расширения сознания» (1, стр.120).

Прочитав эти строки, автор вновь задумался над историей приобретения «Агни Йоги» в букинистическом магазине… Может быть, хозяйка, сдав «Агни Йогу» букинисту, оказалась из «цыплят», о которых пишет психоаналитик? Человеком, соприкоснувшимся с духовной реальностью впервые, а главное, преждевременно? Случайно, ради любопытства? В таком случае попытка «взлететь» в атмосферу духовности не могла закончиться успехом… Хотя… Творческая, заинтересованная «проработка» книги не подтверждает предположение. Но что по этому поводу «скажет» окончание «Агни Йоги», заключительные страницы книги?

В конце книги много говорится об Иерархии. И, может быть, помимо прочего, с той целью, чтобы «открыть глаза цыплёнку» на то, что он не одинок на пути к духовному знанию, что впереди возвышаются мощные «маяки», которые новичку показывают дорогу. Что и не следует пугаться трудностям небывалой дороги, невозможности взлететь сразу… А трудности не просто возможны, неотвратимы: «Сопровождается рост сознания спазмами тоски, действительно, неизбежно (п.568). Между тем, по поводу восприятия «молодёжью» духовного знания читаем: «После четырнадцати лет психическая энергия пришла в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового, неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики. Правильный надзор над нервными центрами детей нужен для будущего» (п.539).

Опасны падения того, кто ищет Учения: «Даже ваши врачи утверждают, что при нервном подъёме сила удесятеряется, тем самым они признают психическую энергию. Но они добавляют, что нервные подъёмы кратковременны и влекут за собой упадок сил. Именно в этом Йога необходима, чтоб, увеличивая подъёмы, избавить от падений. Падения обусловлены не осознанием и не приложением психической энергии»(650).

«Что же делать с теми, кто отступают от Учения? Оставьте их, не насилуйте их воли. Может быть, волны жизни опять принесут их к вашему берегу» (п.624)

Применительно к картине-символу добавим: возможно, у каких-то «цыплят»-новичков, вступивших на путь поиска духовного блага, со временем пройдёт опьянение. Крылышки перестанут ошеломлённо раскрываться, обратятся в крылья и полёт к высотам духовности всё же состоится. Дай-то Бог!

 

 

Литература

1. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала. Москва: Сампо, 2006.

2. К. Э. Циолковский. Грёзы о земле и небе. Тула: Приокское книжное издательство, 1986.

 

 

Приложение 1. А ты записался в Агни-Йогу?

Нужно предупредить молодёжь о наступлении Йоги Жизни (п.158).

Считайте за счастье примкнуть к Йоге! (180).

«Агни-Йога»

 

От автора

К столь ответственной теме как «Агни-Йога», учение нарождающегося Будущего, следует подходить по-особому. Без скучного, отталкивающего академизма и демонстрации высоколобости, которая претит самой жизни. «Агни Йога» этого не заслуживает. Тема «Учения Огня», многим кажущаяся экзотической и загадочной, на самом деле таковой не является. Она давно витает в воздухе, просится в сознание современника, но по-прежнему находится вне внимания общественности. Хотя трудно сыскать другую тему, которая была бы больше приближена к Жизни, чем «Агни Йога». Учение Огня гениально, как сама Жизнь. И помня, что «простота необходимое условие гениальности», будем излагать положения «Агни-Йоги» предельно просто, насущно, жизненно, а значит, весело и радостно. В 1966 году незабвенный поколению автора В. В. Высоцкий написал песенку про Йогов, где были такие слова:

 

Я знаю, что у них секретов много.

Поговорить бы с йогом тет-на-тет!

Ведь даже яд не действует на йога –

На яды у него иммунитет.

 

И, действительно,вчитываясь в учение «Агни-Йога», убеждаемся что у приверженцев «Учения Огня» действительно выработан иммунитет на многое дрянное бытия человека: инертность, зазнайство, раздражение, клевету, невежество, предательство… Откроем энциклопедию и уточним современные представления об «Агни-Йоге».

«А́гни-йо́га, или Жива́я Э́тика – синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока. Создателями учения являются Николай и Елена Рерихи. Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924–1938 годах без указания автора».

Ну, что же, желание «поговорить с Йогом тет-на-тет» вполне осуществимо. Для этого достаточно раскрыть книгу «Агни-Йога».

 

 

По праву символизма или сотворение Агни йога по имени Адам

Теме «Учения Огня», символически могла бы соответствовать картина Микеланджело «Сотворение Адама», которую, памятуя заголовок статьи, можно было бы назвать:

 

«А ты записался в Агни Йогу»?

 

Из энциклопедии: «Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) – четвёртая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II».

Искусствовед Марина Хайкина комментирует картину следующим образом: «Во время полёта Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку. Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию.

…Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу. Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передаётся руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение – рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать – это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению».

Обратимся к комментарию психоаналитика Андрея Россохина: «Первое, что я здесь чувствую, – момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несётся навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся – и вялое тело родится, обретёт силу, жизнь, а в глазах Адама зажжётся огонь».

Итак, искусствовед и психоаналитик отметили в картине главное: рождение человека, благодаря возжжению в нём божественного огня. Огня, которое, только предстоит зажечь поколениям людей 6-й расы и таким образом стать полноправными Агни-йогами.

Но, может быть, уважаемый читатель, Вы уже находитесь на пути к Агни Йоге? Тогда соотнесите себя со следующими определениями «Учения Огня».

 

 

Тот, кто находится на пути к Агни Йоге

«Легко считает свои познания ничтожными».

«Редко помнит об отличиях своих, утверждённых людьми».

«Не принимает участия в ложных явлениях религии».

«Может не считать свой земной род, хотя и помня перевоплощения».

«Может каждый год возобновлять посев сада, улыбаясь буре, унёсшей прошлые труды».

«Кто утратил явление злословия».

«Кто положил напряжённые искания высшего, невидимого глазу».

«Кто отказался от общения со всеми предателями истины».

«Кто окружил себя чистым мышлением, дающим непобедимую ауру» ( п.182).

 

 

Нам отвечают и поясняют

«ПочемУ Йога названа Огненной?.. Где огонь, там признак совершенствования» (п.159).

Однако не во все периоды эволюционного развития человечество стремилось к совершенствованию. Были периоды инертности, застоя, а, возможно, и деградации. Поскольку Йоги, как Учения своего Времени, были различными. Какими же?

«Раджа Йога, Жнана Йога, Бзакти Йога – все они оберегаются от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего». Однако нам указывают и на преемственность Йоги: «Конечно, Агни-йог должен быть Жнана и Бхакти, и развитие сил духа делает его Раджа йогом. Как красива возможность отвечать задачам будущей эволюции, не отвергая завоеваний духа прошлого!» (п.161).

Далее: «В Йогах, кроме Хатха Йоги, все Йоги в своём достижении прекрасны. Было бы неразумно умалять одну из них» (п.193).

– «Агни-Йога создаётся на явлении огня, жизнедателя и создателя воли» (п.162).

– «Решивший познать Агни Йогу должен преобразить ею всю жизнь» (п.163).

– «Берегите огонь познания и берегите растущую мощь» (п.163).

Итак, каждый человек принадлежит к определённой Йоге. Разумеется, принадлежит относительно. Читателю представляется возможность отнести себя или знакомых к одной из упомянутых Йог.

«Нередко в ханже узнают уродство Бхакти-йога. В несносном атлете – Хатха-йога. В изувере – Раджа-йога, в лицемере – Жнана Йога. Но что же может быть выше принесения истинной Йоги, которая соединяет земное сознание с космическим всем пульсом!» (п.166).

– «Как огонь является всесвязующим началом, так Агни-Йога проникает всю жизнь» (п.169).

– «Можно сравнить Агни-Йогу со Звездою утра, которая возвещает близость света» (п.169).

 

 

Что должен и обязан Агни йог

– «Отрешиться от условности народностей…»

– «Отрешиться от однородности занятий».

– «Заметить родство кровное родством духовным» (п.171).

– «Быть благожелательным ко всем признакам эволюции».

– «Не иметь привычек, ибо они не более, как гниение жизни» (п.198).

– «Войти в жизнь незамеченным, не иметь кличек» (п.187).

– «Наблюдать и не терпеть наблюдения» (п.187).

– «Оценивать целесообразность происходящего кругом» (п.187).

– «Не отличаться от внешности жизни» (п.187).

– «Иметь немного вещей, но среди них не должно быть ненужных» (п.189).

– «Твёрдо знать качество вещей» (п.190).

– «Чтение знаков истины и неприменение их к жизни оценивается как невежество» (п.189).

– «Проходить мимо кажущегося несчастья, ибо ему ясны причины и следствия случая» (п.187).

«Мужественно признавать вред космических отбросов и разить почву лжи» (п.173).

– «Знать пространство и уметь принести народам пространственное слово» (п.202).

– «В обязанности Йога входит очищение истины, поэтому занятие Йогой есть просветление жизни» (п.178).

 

 

Что несвойственно Йогу

– «Двоемыслие».

– «Шептание на лиц, принадлежащих Братству, которое несёт последствия предательства» (п.173).

– «Не знание смерти, ибо пробуждённое сознание не знает перерыва бытия».

– «Ни на мгновение не прерывать служение истине» (п.175).

– «Безразличие и двоемыслие ведёт к гибели» (п.205).

 

 

Признаки йога

– «Йог не стар и не молод. Йог не стар, ибо он знает стезю постепенного восхождения. Он не молод, ибо сознаёт запас прежнего опыта».

– «Йог может проходить жизнь незамеченным».

– «Самое необычное явление вправляет в пределы обычности, ибо он знает, как целесообразна природа».

– «Йог может улыбаться речам слабоумия, но разит невежество» (п.180).

«Йог находится под постоянным испытанием своего учителя» (п.192).

 

 

Преимущества Агни йога

«Возможность сношения с Учителями». При этом «провод пространственный сообщает не только с несколькими Учителями, но и даёт возможность получать космические знания» (п. 184). Что, как мы знаем, произошло с Е. И. Рерих.

 

 

О цели Йога

«Цель Йога – наполнить пространство полезным утверждением и направить энергию всюду, где загрязнена истина».

 

А Вы ещё не вступили на путь Агни-Йоги? Поспешите. «Учение Огня» ждёт Вашего прихода. В этом найдёте и цель, и смысл жизни.

 

 

Приложение 2. «Афоризмы» будущего или жемчужины мысли Агни-Йоги

Считаю, можно читать Наши книги каждому. Не вижу, кто из идущих к Нам убоится.

Агни-Йога, п.84.

 

Из энциклопедии: «Афори́зм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») – оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем».

 

От составителя

Если следовать классическому определению, то жемчужины мысли «Учения Огня», призванного разрушить омертвелое прошлое и расчистить дорогу будущему, являются «афоризмами» лишь наполовину. В них действительно заключается «оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме». Но что касается второго признака,а именно, мысль «неоднократно воспроизводимая другими людьми», то это не соответствует действительности. И понятно почему. Обычные афоризмы произносятся людьми обычными и по злободневным поводам жизни. Например: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Или: «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».

Духовные афоризмы «Агни Йоги» представлены людьми высоко духовными, а таковых в нашем обществе «днём с огнём не найдёшь». Такие люди имеются, но их чрезвычайно мало. Вот почему афоризмам «Огня» предстоит будущее, и только в будущем они станут полноценными афоризмами. Но уже сегодня будущее духовных афоризмов следует приближать всеми силами.

Составитель афоризмов «Агни-Йоги» надеется, что знакомство читателя с «огненными» мыслями поможет ему из категории людей материальных перейти в категорию людей духовных. Однако подобный переход находится исключительно во власти самого читателя. В конце цитирования афоризма, обозначен номер параграфа, откуда позаимствована жемчужина мудрости.

 

1. Дерзайте! Но…не дерзите

«Явите дерзания» (49).

«Лучшую песню поём дерзновению» (10).

«Тьма не выносит дерзновения света» (11).

«Благословенны дерзания, прободающие тьму» ( 13).

 

2. О мысли

«Смысл общины в едином помысле о развитии мира» (29).

«Даже Архат не уничтожит следствия мысли и слова» (50).

«Нужно привыкнуть к сознанию, что всё сущее проникнуто мыслью» (80).

«Мысль, так же как и звук в магнитных волнах будет расти, и слова гром мысли будут не гиперболой».

«Степень пустынного льва особенно осуществляет мысли, поэтому надо быть особенно осторожными» (110).

«Не по приказу, не по гармонии, но молнией мысли соединяются сотрудники» (101).

«Сила мысли будет зовущим началом нового мира» (101).

«Думайте о мысли как о реальном факторе жизни» (101).

«Пусть люди блюдут мысль» (113).

«Мысль – есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли» (28).

«Только умейте мыслить об Общем Благе – и Мы всегда с вами» (122).

«Поверх человеческого мышления несётся мысль мира» (123).

«Главное, научиться мыслить наедине и помнить ответственность мышления» (340).

 

3. Дух и духовность

«Моё желание – охранить красоту духа» (9).

«Что уснувший дух пожелает, то проснувшийся получит» (113).

«В мире потеряно, счастье, ибо счастье в духе» (14).

«Необходимо различать возмущение духа от раздражения» (31).

«Устремляйте дух к неизвестному. Такое устремление даст новые формы мысли» (294).

«Конечно, цветы хороши, но лучше жизнь обращать в праздник духа, нежели посыпать цветы пылью будней» (304).

«Пламенный дух, ты сжигаешь заблуждения и пронзаешь тьму. Через всё ценим огонь духа» (309).

«Знание духа устремляется к известному течению по лучу рождения» (327).

 

4. Об Огне

«Огонь постоянно что-то уничтожает, что бы творить» (282).

«Не образование, не опытность, не дарование, но именно огонь чувствознания открывает прямой путь в Шамбалу» (282).

«Осознание можно понять как чувствознание» (127).

«Не аскеты, не изуверы, не суеверы, но знающие Огненную Йогу не покинут руля жизни. Правда, жертва их будут велика» (282).

«Древний символ огненной стены говорит об огне пространства. На Востоке знают об огненном воинстве, которое подымается перед новым веком».

«Огонь составляет сущность духа» (323).

«Не скрывайте устремления вашего, ибо огонь стремится вверх и лишь степень стремления укрепляет нашу связь» (336).

«Раскидывая сущность духа своего по всему миру, уподобляемся огню всепроникающему» (336).

«На смене расы огонь приближается, как струи очищения» (341).

 

5. Учение, учитель, ученик

«Поспешим осознать Учителя!» (76).

«Умейте внести Учение в каждую мысль» (98).

«Друзья, если хотите приблизиться к Нам, изберите Учителя на Земле и передайте ему руководство» (103).

«Когда будете передавать наше Учение, не кричите на площадях, но улыбнитесь приходящим» (76).

Ученик не должен быть одержимым, и Учитель поработителем» (43).

«Мысля о знании, осознайте Учителя. Истинно, почитание Учителя есть панацея даже от физических болезней» (94).

«Бездомие – есть необходимое свойство Учителя».

«Одиночество – лучший друг подвига» (121).

«Местопребывание имеет Учитель, но не место жительства» (27).

«Истинно, почитание Учителя есть панацея даже от физических болезней» (94).

«Не слушайте учителя, взимающего за Учение деньги» (93).

«Учение предполагает не только открытое сознание, но желание утвердить в себе степень приложения» (295).

«Учение есть указ жизни, приложенный к каждой потребности» (304).

«Могу доверить Учение лишь Урусвати без боязни, что оно будет искажено или умалено» (331).

«Ни один Учитель не считал свою работу конченой и заслуживающей награды» (332).

 

6. Старый и Новый мир

«Старый мир ютится во всех частях света, так же новый мир нарождается всюду все границ и условий» (55).

«Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках» (55).

«Старый мир отвергал Матерь Мира, новый начинает ощущать Её прекрасное покрывало» (55).

«Новая эра начинается среди грома и молнии. Что же вызовет явление грозы? Необычайная тупость» (277).

«Дыхание Матери Мира, гиганты, держащие ношу, и искупители, Чашу принявшие, эти три образа возникли около одного закона» (306).

«Когда указывается новая эра огня, значит нужно овладеть этой стихией» (341).

 

7. Калейдоскоп мыслей

«Клевета есть топливо костра подвига» (21).

«Велика целебная сила эманации благодарности» (31).

«Каждый награждаемый есть раб» (40).

«Спокойствие необходимо как медицинское условие» (41).

«Надо меньше поминать имена без неотложной нужды» (3).

«Клевета – факел дикарей, но в ночных переходах всякий огонь полезен» (21).

«Берегитесь лицемеров, особенно своекорыстных умников приготовляющих окрошку духа» (16).

«Каждое неприятельское сердце растит зерно пользы» (17).

«Разрушение денежных знаков освободит человечество от тисков, стесняющих зрение» (20).

«Свободный ум имеет право искать новый узор из неожиданных сочетаний» (20).

«Образы истины, которые называете идеями, властвуют над кармой мира» (122).

«Энергия и воля – властители кармы» (127).

«Неприступная карма может подлежать человеческому воздействию» (127).

«Воля рождается из опыта и внимания к феноменам бытия» (127).

«Рушение части скал открывает новые золотые руды» (58).

«Чем шире сознание, тем кратче формула. Для близких достаточно одного слова и одной буквы» (59).

«Хотя человек не любит наблюдать себя, но судит всегда от себя» (53).

«Комплекс знаний будет вратами к Иерархии» (94).

«Нигде не сказано, что йог дожжен быть телесно одинок, но духом одиночество неизбежно» (260).

«Каждый имеет своего врага. По врагу узнаём значение лица, как тень зависит от высоты предмета».

«Мало кто научается радоваться преодолению препятствий» (273).

 

 

Контактный телефон автора по творческим вопросам: +7 (495) 485-31-98

 

 


№71 дата публикации: 01.09.2017

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020