Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

Хранитель «Серебряной Долины»

С. Н. Рерих. Портрет профессора Николая Рериха

со скульптурой Гуга Чохана. 1937

 

…Сердце твердыня героя [1].

Учение Живой Этики

 

…Индияне чужбина,

а родная сестра России [2].

Н. К. Рерих

 

Один из самых значительных и прекрасных портретов своего Отца, созданных выдающимся живописцем XX века Святославом Николаевичем Рерихом, – это «Портрет профессора Николая Рериха со скульптурой Гуга Чохана» (1937).

Махариши – Великий Мудрец, – как называли в Индии Николая Константиновича, изображён рядом с древней каменной статуей всадника, на фоне сверкающих на солнце и зовущих ввысь снежных вершин Священных Гималаев. Великий мыслитель и гениальный русский художник запечатлён в простом домотканом одеянии, в чёрном плаще и шапочке, – так он выглядел на фотографиях 1930-х годов, когда Семья Рерихов после Центрально-Азиатской экспедиции поселилась на севере Индии, в горной долине Кулу. На портрете замечательно передан спокойный и полный величия Облик Николая Константиновича, его мудрый и проникновенный взор устремлён в будущее и проникает в самое сердце…

 

Н. К. Рерих в Кулу. 1930-е

 

Это полотно Святослава Рериха безупречно по композиции и глубоко символично: на первом плане – древнее каменное изваяние, изображённое так реалистично, что кажется, ощущаешь шероховатость серого камня, покрытого «пáтиной* времени»; на втором – величественная фигура художника и на третьем – уходящие ввысь сияющие громады гор, как символ Надземной высоты духа, Беспредельности познания и Высшей мудрости.

Наталия Дмитриевна Спирина (1911−2004) – выдающийся рериховед и духовный подвижник нашего времени – всегда подчёркивала, что «ничего случайного никто из Рерихов не рисовал» [3]. Поэтому обратим внимание на каменную скульптуру.

Секретарь Н. К. Рериха В. А. Шибаев вспоминал дом Рерихов в Кулу и сад вокруг, «…достопримечательностью которого был громадный гималайский кедр. Под этим великаном на низеньком постаменте стояла старинная каменная статуя всадника.

Её нашли неподалеку в поле и поначалу не придали особого значения. Однако оказалось, что это изображение одного из почитаемых покровителей здешних мест – …раджпурского раджи Гуги-Чохана. (…) Она пользовалась большой популярностью и привлекала паломников даже из дальних окрестностей» [4].

Николай Константинович любил фотографироваться под огромным гималайским кедром – деодаром – рядом с этой скульптурой, полной внутренней экспрессии, и запечатлел её на нескольких пейзажах долины Кулу. Русский художник точно передал облик старинного изваяния. Примерно в X−XI веках древний мастер вытесал из серого камня богатырского коня, украшенного гирляндами, на котором восседает воин. Хотя реальная статуя не велика по размеру – около 70 см в высоту, – она поражает монументальностью и величием, которые подчёркивает Николай Константинович на своих полотнах.

 

Н. К. Рерих. Девидар Нарсинга (Нарсингх и Гуга Чохан). 1932

 

На картинах Н. К. Рериха «Гуга Чохан» (1931, 1933, 1937), «Девидар [5] Нарсинга (Нарсингх [6] и Гуга Чохан)» (1932), «Кулута» (1936) образ каменного всадника на фоне заснеженных горных хребтов или цветущих деревьев звучит торжественной нотой, напоминая о героических подвигах далёкого прошлого Индии.

Местный жрец долины Кулу – гур – каждое утро украшал каменную статую цветами, возжигал благовония, выражая этим глубокое почитание древнего воителя, причисленного к Божествам.

Кто же этот чтимый народный герой? Он, – как писал Рерих, – «легендарный покровитель здешней древней страны Кулуты…» [7]. Известны «…целые эпосы подвигов во Благо» [8], сложенные народом и сохранившие до наших дней героические деяния Гуга Чохана.

 

* * *

Но прежде расскажем о прекрасной горной долине, где правил в древности благородный раджпутский князь. Там поселилась Семья Рерихов после экспедиции, там жил и творил Николай Константинович последние 19 лет своей жизни.

Н. К. Рерих писал: «Священная долина Кулу лежит, скрытая на границе Лахула и Тибета, образуя самую северную часть Пенджаба. (…) …Самые значительные имена и события собраны в этой благотворной долине. Она называется Серебряной Долиной. Зимой ли, когда снег искрится, или весной, когда все фруктовые деревья покрыты снежно-белыми цветами, долина одинаково хорошо заслуживает своё название» [9].

 

Долина Кулу, Индия

 

Долина Кулу (Kullu Valley) или, как называли её в древности – Кулута, – расположена на севере Индии, в западных отрогах Гималаев (штат Химачал-Прадеш).

Этот зелёный оазис протянулся вдоль стремительной горной реки Беас на 80 километров, достигая одного-двух километров в ширину. Высота долины над уровнем моря около двух тысяч метров, окружают её покрытые ледниками шеститысячные пики. На юге долина Кулу замкнута последним снежным Гималайским хребтом Дхаула-Дхаром, а на севере – Пир Панджалом. Долина простирается к северу от узкого и крутого ущелья Ларджи до подножья перевала Ротанг (3978 м) – врат в засушливые и бесплодные горы Лахуля и Ладакха (Малого Тибета).

Долина Кулу – не только самое красивое место Индии, но и одно из древнейших, заселённое много тысяч лет назад… Традиционное название долины – Кулантхапитха – упоминается в эпосе «Махабхарата» и средневековых пуранах («Вишну-пуране» и др.) и означает «конец обитаемого мира».

Согласно преданию, спасённый Богом Вишну во время всемирного потопа прародитель человечества отшельник Ману поселился здесь и сохранил священные книги – Веды, в которых содержались знания, данные людям Богами.

С древних времён в этих местах существовало самостоятельное раджпутское княжество, известное как Кулута. Считается, что оно было основано в I веке н.э. князем Бехангамани Палом. В те времена жители долины изнывали под гнётом жестоких горных тхакуров [10] Спити. Бехангамани… возглавил борьбу, начавшуюся в нынешнем посёлке Джагатсукх, и выпросил благословение у грозной Богини Хадимбы, что и позволило успешно завершить битву. С тех пор Хадимба стала покровительницей… князей Кулу. Старейший палеографический памятник долины – это монета, относящаяся к I-II векам н.э. Она имеет надпись: «Вирияса, правитель Кулуты» [11].

Далее долина Кулу упоминается в индийских исторических хрониках регулярно, «эти места отмечены индийскими пандитами, старыми тибетцами и известным китайским путешественником XVII столетия Сюань-цанем» [12], – отмечал Н. К. Рерих.

 

Н. К. Рерих. Этюд к картине «Кришна». Серия «Кулу». 1933

 

На протяжении четырнадцати веков в долине правила раджпутская династия Пал, столицей был Джагатсукх. Затем столицу перенесли в Наггар, а в середине XVII века – в город Кулу (Султанпур). С древности через долину шёл важнейший торговый путь, соединяющий Индийскую равнину реки Ганги и Центральную Азию.

«Вдоль реки Беас… проходил древний… путь из Индии… до самого Алтая», глубоко интересовавший Рериха, который тщательно изучал возможности «прямого общения России с Индией через Тибет в прошлом, настоящем и будущем». Он писал: «Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. (…) Пора русским учёным заглянуть в эти глубины…» «Много где можно найти следы всеславянства. Далеко ходили славяне. (…) Даже в нашей долине в Кулуте первый насельник был русский». Ведь старинное место Наггар «когда-то называли «малой Россией», это был центр культуры» [13].

Зелёная, цветущая долина Кулу, поистине, прекрасна! Здесь не бывает удушливой жары, климат умеренный, близкий к европейскому. Склоны гор покрыты сосновыми и кедровыми лесами, в том числе, деодарами – гималайскими кедрами, многим из которых сотни лет… Сверкает на солнце стремительный Беас, шумят, низвергаясь со скал, водопады… В XIX веке поселившиеся здесь английский капитан в отставке Р. С. Ли заложил первые фруктовые сады – саженцы яблонь, груш, слив и вишен были доставлены из Англии. С тех пор каждую весну облака цветущих деревьев – розовые, сиреневые, белоснежные, лиловые, золотистые – придают долине особое очарование…

 

Местных жителей называют «пахáри» – горцы. Это высококастовые землевладельцы-такуры и их арендаторы-крестьяне. Все они считают себя раджпутами.

И это подтвердил Святослав Николаевич Рерих, глубоко изучивший историю и искусство долины. Он встречал в старинных домах «…резные панели с изображением всадников-раджпутов… а также другие характерные детали. И это доказывает утверждение местных жителей о том, что они – раджпуты, нашедшие в этих нагорьях убежище от мусульманских нашествий» [14].

Раджпуты – это выходцы из провинции северной Индии Раджастхан, что означает «обитель или земля царей». Считается, что предки раджпутов – воинственные кочевники – много тысяч лет назад пришли в Индию из Азии. Здесь они, став оседлыми, влились в древнее сословие кшатриев – воинов и правителей. Поэтому предназначение (дхарма) раджпутов – править и сражаться. Испокон веков княжествами Индии управляли воинственные раджпутские раджи [15].

 

Н. К. Рерих. Гуга Чохан. 1937

 

«Раджпут почитает своего коня, свой меч и Солнце и больше слушает воинственные песни своих бардов, чем службы брахманов», – писал известный исследователь истории раджпутов англичанин Дж. Тод [16].

Согласно религии Индии, жизнь раджпутов – это постоянная жертвенность. Как воины они жертвуют своими жизнями в бою, как правители – понимают, что их жизнь им не принадлежит. Их главная задача – заботиться о благе других людей, чтобы они не страдали и ни в чём не знали нужды. От воинов зависят все – даже брахманы, не говоря уже о представителях остальных каст. Поэтому в индийском обществе было принято особенно уважать дающих защиту воинов – и не только их лично, но их занятия и потребности.

Образцом настоящего раджпутского героя считался тот, кто боролся против иноземцев, личную честь ставил выше всего; в борьбе за свободу проявлял жертвенность. Раджпутский герой был не привязан к богатству, отличался высокими моральными качествами; тот, кто обращался к нему за защитой, получал её.

Истинный раджпут презирал безнравственных людей, которые завидовали, предавались чувственным удовольствиям и забавам, обманывали и предавали друзей. Считается, что хотя низкие люди могли на какое-то время приобрести внешние признаки благополучия, они на самом деле проигрывали: нарушив свою дхарму и моральный кодекс чести, они разрушали свою душу. И если не они сами, хотя бы в будущих рождениях, то их потомки были обречены и на позор, и на большие страдания.

С точки зрения индуиста, будущее имеет не меньшую ценность, чем настоящее, потому что оно неизбежно, и каждый сам создаёт его [17].

Из всех народностей Индии воины Раджастхана выделяются гигантским ростом и стройностью, длинными волосами и бородой, украшенными драгоценностями тюрбанами и оружием. Путешествуя по Индии, Елена Петровна Блаватская так описывала их: «…Длинноволосые раджпуты с их прямыми, чисто греческими чертами лица, с разделённою на подбородке бородой, концы которой закручиваются за уши, в… тюрбане, состоящем из двадцати аршин белой тонкой кисеи, обкрученной верёвкой вокруг головы, в серьгах и ожерельях» [18].

 

Н. К. Рерих. Замок такуров. 1932

 

Не случайно раджпутов называют рыцарями Индии. На протяжении всей своей долгой истории они всегда являли пример воинского мужества и бесстрашия, стойкости и благородства, правдивости и преданности своим родным, друзьям и соратникам, пример высочайшего чувства чести и долга. Не было случая в истории Индии, чтобы раджпуты сдавались врагам, они сражаются до конца!

История Раджастхана уходит в глубину веков… Исследователи описали генеалогии некоторых раджпутских семейств, ведущие свои записи от 1000 до 2200 лет до н.э.

О раджпутских такурах Е. П. Блаватская писала: «Такуры почти все ведут свой род от Суръи (солнце) и потому называются сурьявансами, потомками солнца, в гордости не уступая никому. По их выражению: «земная грязь не может пристать к лучам солнца», то есть, к раджпутам; поэтому они не признают никакой касты, кроме браминов, отдавая почести лишь одним бардам, воспевающим их военные доблести, которыми они так справедливо гордятся. Англичане страшно боятся их и не решились их обезоружить, как другие народы Индии» [19].

«Такуры играют в Индии ту же роль, какую играли в Европе средневековые бароны феодальных времён. Номинально они подвластны… своим владетельным принцам… но de facto они ни от кого не зависят. Построенные на неприступных скалах, их замки, кроме явного затруднения добраться до них иначе как по одному человеку, гуськом, представляют ещё ту выгоду, что каждый из них сообщается с подземными ходами, тайна которых переходит лишь наследственно, от отца к сыну. Мы посетили два из таких подземных покоев; один из них способен поместить в своих обширных залах целую деревню. Одни йоги (кроме владельцев) и посвящённые адепты имеют свободный к ним доступ. Хорошо известно, что никакая пытка… не в состоянии заставить их выдать тайну» [20].

Раджпутские замки гармонично вписываются в окружающий пейзаж. «…Замки и крепости, дворцы в оправе гор и зелени или среди пустынных песчаных барханов смотрятся как драгоценные камни в эмалевой оправе… Здешние строители умели видеть ландшафт и организовывать пространство, насколько хватало взгляда. (…) Дворцы и крепости внешне имеют очень строгие и чёткие формы и конфигурации, с рядами арочных проёмов, с куполами и башенками-чхаттри. Пропорции очень изысканные. За прочными стенами внутри скрываются богатства и красота, изысканность обработки и украшений, недоступные праздному взгляду» [21].

 

Н. К. Рерих. Гундла. Жилище Такура. 1932

 

«Великолепие и роскошь при дворах раджпутских владений в ранние периоды истории несомненно были изумительны…» [22]. Не только несметные богатства хранятся в замках, но и старинные библиотеки – сокровищницы знаний.

Е. П. Блаватская отмечала: «Некоторые из этих наполненных драгоценными рукописями библиотек находятся во владении туземных принцев и подвластных им пагод; но большая часть в руках... такуров Раджпутаны, старинные, наследственные замки которых разбросаны по всему Раджастхану, как орлиные гнёзда, на вершинах скал. (…) Рукописи написаны на древнем и давно забытом языке, понятном лишь великому первосвященнику и его посвящённым библиотекарям. Один толстый фолиант считается до того священным и неприкосновенным, что он повешен на тяжёлой золотой цепи среди храма Чинтамуна в Джайсалмере (столице Раджпутанской пустыни)… Это сочинение известного в истории Сомадитьи Суру Ачарьи, великого первосвященника до мусульманского нашествия» [23].

Вспоминается, как судьбоносные встречи с царственными Раджпутами определили дальнейший путь жизни великих русских женщин-философов – Елены Петровны Блаватской и Елены Ивановны Рерих. Благородные и величественные Облики таинственных Индусов навсегда запечатлелись в их сердцах, и благодаря Им наше обнищавшее человечество получило Великое Знание, выводящее из тупика современной механической цивилизации, возвращающее людям забытые понятия нравственности, гуманизма, братства народов и взаимосвязи явлений жизни.

Раджпутские такуры много веков правили в долине Кулу. Недалеко от дома Рерихов, в местечке Наггар, были найдены 52 древние каменные плиты с барельефами правителей долины, которых обожествляли местные жители. И это было не случайно…

Так Е. П. Блаватская упоминает Раджпутскую династию Мориа: «Эта династия (...) началась с неких кшатриев (воинов) линии Шакья, состоявших в близком родстве с Гаутамой Буддой, которые, пройдя через Химават (Гималаи), «обнаружили восхитительную местность, хорошо орошаемую и расположенную среди леса величественных бо и других деревьев. Там они основали город, названный его владыками Шакья Мориа-Нагара». Имя же первого правителя из династии Мориа Нагари-Мориа» [24].

Не забудем, что в доме Рерихов в Наггаре, из комнаты Елены Ивановны открывается великолепный вид на снежный пик с двумя вершинами.

«Гора М»!

 

Долина Кулу. «Гора М» (Гирнар). Современное фото

 

Наталия Спирина

 

Незваный не найдёт и не войдёт,

Не опознает сокровенный вход.

Он не поймёт, как истина проста:

Лишь сердца стук в священные Врата

Услышан будет там, где сердце – ключ,

Горящее, звучащее на Луч [25].

 

* * *

Наблюдая разнообразные облики жителей различных районов Кулу, Николай Константинович Рерих отмечал: «Смешение древних раджпутов, сингхов с непальскими и монголоидными горцами дало очень индивидуальный тип, который также создал особую религию – комбинацию индуизма и буддизма» [26].

Кулу называют «Долиной Богов».

Возвышенно и поэтично описал её Н. К. Рерих: «В этом древнем месте имеется триста шестьдесят Богов. (…) Деобан, их священный лес, порос столетними деревьями. Ничто не может быть уничтожено в тишине охраняемой рощи. Даже леопарды, медведи и шакалы находятся в безопасности в этом обиталище Бога. Люди говорят, что некоторым из этих охраняемых деревьев более тысячи лет, а некоторым даже две тысячи. Кто просчитал их возраст? Кто знает их начало? И их конец не близок, так могучи необъятные стволы и корни. (…)

Тяжёлые валуны, камни, напоминающие огромные монументы, разбросаны по всем горным склонам Гималаев. Около храма видны останки каменных алтарей. Говорят, что здесь Боги встречаются во время весенних праздников. В темноте, внутри храма поднимается скала, омываемая доисторическим ручьем. Не здесь ли Ману составил первые заповеди для блага человечества? (…)

 

Н. К. Рерих. Гуга Чохан. 1931

 

Все эти места священные для трёхсот шестидесяти Богов славной долины Кулу или, как называли её древние, «Кулута» [27].

«Большинство каменных храмов долины относятся к XVII веку, когда правители пытались заменить… культ Богини-Матери и других местных Богов – Девата – безобидным поклонением Вишну, которое не требовало жертвоприношения животных» [28].

Кулу знаменита своими легендарными и историческими деятелями, о чём упоминает Н. К. Рерих: «В этих местах жили Риши и мудрецы Индии. Многие… исторические события связаны с этими нагорьями. Тут проходил Будда, и в своё время процветали десятки буддийских монастырей. Здесь… пещера Арджуны, здесь собирал Махабхарату Риши Виаса. Здесь и Виасакунд – место исполнения желаний» [29].

Здесь – «…все учителя и герои, кто мечом, а кто духом выигрывавшие великие битвы» [30]. «Здесь Акбар Великий, чья статуя находится в храме Маланы…» [31].

Считается, что герои «Махабхараты» братья Пандавы (пять сыновей царя Панду – Н.Ж.) трижды посещали долину и помимо военных подвигов научились выращивать рис на высоте 2000 метров над уровнем моря. Читаем в очерке Н. К. Рериха: «После великой войны, описанной в Махабхарате, Пандавы пришли в Наггар и выше храма Тхавы построили свой замок, остатки которого видны до сих пор» [32].

Об этом писал и Святослав Рерих: «Долина Кулу была, судя по всему, хорошо известна уже в ведические времена, и мы знаем немало имён великих духовных вождей, связанных с ней. Среди них Риши Вьяса и Васишта [33], а также Пандавы, которые предположительно имели прибежище в этих нагорьях и строили свои укрепления на вершинах холмов; практически каждая вершина холма имела свой собственный древний форт, и существует предание, что огромные сокровища правителей Кулу были захоронены во времена набегов в форте Манали» [34].

 

Н. К. Рерих. Храм Трипура Сундри. 1932

 

«В Наггаре, который является столицей Кулу в течение более тысячи лет, (примерно с IV–V века), всего сохранилось шесть больших и около дюжины малых святилищ. Согласно преданию, первоначальное их число было значительно выше» [35].

Прекрасен старинный храм в Наггаре, построенный из кедра в виде пагоды и посвящённый Богине Трипура Сундри – Богине-Матери Дурге, супруге Шивы, – «Прекраснейшей в трёх мирах». Его не раз изображал Н. К. Рерих на картинах: «Храм в Наггаре». Серия «Кулу». (1929); «Храм Трипура Сундри. Наггар. Кулу». (1932).

Святослав Рерих отмечал, что хотя храм датируется XV веком, «…возраст его первоначальной постройки гораздо больше. Вокруг него можно обнаружить скульптуры, которые восходят к периоду высокого художественного расцвета в Кулу в VIII–IX веках. Учитывая его расположение в Наггаре, который стал столицей Кулу в первые века нашей эры, во времена раджи Вишудха Пала или же раджи Уттама Пала, одиннадцатого и двенадцатого раджей Кулу, трудно не поверить преданию, которое относит основание храма к далёкому прошлому» [36].

Интересно наблюдение Святослава Рериха: «Ранние культы Кулу являются культами нагов [37], и некоторые из изображений определённо относятся к этому культу» [38].

Н. К. Рерих упоминает и другие древние храмы и святилища долины, которых здесь множество: «В Баджаура, около реки Беас, стоит храм, связанный с именем Гессер-Хана. Придя со стороны Ладака, великий герой настиг здесь своих врагов и победил их. На этой же реке Беас, называемой в истории Гипатосом, около Манди, остановился Александр Великий. Холм связан с именем завоевателя. На вершине холма лежат руины.

 

С. Н. Рерих. Кулу. Н/д

 

Здесь также по соседству находится знаменитое озеро Равалсар, место, где жил великий учитель Падма Самбхава. Тысячи пилигримов посещают это замечательное место, приходя из-за горных хребтов Тибета, Сиккима, Ладака и Лахула, где процветает буддизм. Из Кулу пришел известный проповедник буддизма Санта Ракшита. Установлено, что Кулу и Манди есть та священная земля Захор, которая так часто упоминается в древних хрониках. Здесь после преследования нечестивого короля Ландарма были спрятаны самые древние книги. Даже место этих захороненных сокровищ указано приблизительно.

В Наггаре показывают пещеру знаменитого духовного учителя Пахари Баба, который заставил жестокого раджу вести набожную жизнь. Это прекрасное тихое место, спрятавшееся среди густых деодаров и хвойных деревьев. Маленький звенящий ручей и птицы перекликаются друг с другом. Брамин охраняет священную пещеру, которая сейчас украшена храмом. Главным божеством этого храма является изображение, как называет его брамин, – Тараната. Он выносит изображение из храма, и в нём нельзя не узнать Татхагату, Готаму Будду – Учителя. Таким образом, индуизм горных пахáри смешался с его предшественником – буддизмом. В других храмах также можно увидеть, помимо Шивы, Кали и Вишну, изображения Будды, Майтрейи и Авалокитешвары. И все эти памятные изображения отражены в собрании трёхсот шестидесяти Риши, защитников и держателей этого благословенного края» [39].

 

Н.К.Рерих. Гуга Чохан. 1933

 

* * *

Но вернёмся к жизнеописанию Гуга Чохана (Guga Chauhan).

Раджпуты-индусы считают его своим родоначальником, но и мусульмане поклоняются ему. «История сохранила факты, что Гуга Чохан был раджпутским принцем, который в X веке создал государство в северной части Раджастхана, прилегающей к Пенджабу и Харьяне» [40]. Он был одним из первых раджпутских правителей долины Кулу и причислен к местным Божествам – Девата.

В Индии скульптурные и живописные изображения Гуга Чохана широко распространены. Почти в каждой деревне в Раджастхане есть святилище или небольшой храм, посвящённый ему. В его честь проводятся красочные праздники, а многочисленные легенды и сказания воспевают его подвиги.

Чохан (Чаухан) означает «Четырёхрукий». Древний раджпутский клан Чаухан, по преданию, был создан самим Брахмой из священного огня на горе Абу в Раджастхане.

Легенда гласит, что после того, как Парашурама, одно из воплощений Бога Вишну, легендарный брахман-воитель, который никогда не расставался с боевым топором, истребил кшатриев, на земле размножились зло и беспорядки. Вишвамитра, мудрец и наставник Рамы, пригласил Богов на гору Абу воссоздать кшатриев. Боги пришли, развели священный огонь, совершили очистительные обряды и приступили к делу.

Индра, Брахма и Рудра сотворили три клана.

Четвёртым приступил к акту творения Вишну. Он сделал подобную себе четырёхрукую фигурку, бросил её в огонь. Под пение мантр возник четырёхрукий воин, в каждой из рук он держал какое-нибудь оружие; его назвали Чаухан («Четырёхрукий»).

Эти герои были посланы Богами спасти страну от зол и преуспели в этом [41].

Древняя столица раджпутского княжества Марвар [42] была «…знаменита своей крепостью, ныне лежащей в руинах. Но до сих пор у подножия крепости сохранился знаменитый… Храм 300 миллионов индуистских Богов. На территории этого комплекса есть крытая галерея, примыкающая к нижней части скалы… В этом длинном зале стоят в ряд, как войско на марше, некогда раскрашенные скульптурные изображения раджпутских героев, раджей и их верных оруженосцев, высеченные в скале, размерами крупнее, чем в жизни, – на конях, в полном воинском облачении… Каждый раджпут вооружён пикой, мечом, круглым щитом, имеет лук и колчан со стрелами… Это галерея ушедших на небеса, в рай, воинов…

 

Гуга Джи Чаухан. Современная скульптура. Индия

 

Здесь же изображены Гуга Чаухан, великий раджпутский воин, и сорок семь его сыновей – все они погибли, защищая родину от мусульманских завоевателей [43].

Герои, отдавшие свои жизни в битвах, очень почитаются раджпутами. Из них главный – святой Гуга – Гуга-пир. Хотя «пир» («святой») –это мусульманский эпитет, Гуга был раджпут из клана Чаухан. Поэтому правильно называть его – Гуга-вир, то есть, Гуга-герой [44].

По преданию, Гуга Чохан родился в Раджастхане, в местечке Дадрева около 900 года н.э. Его отцом был раджа Джевар – раджпутский князь из клана Чаухан, а матерью – рани Бачал. Двенадцать лет у них не было детей, и рани Бачал молилась великому йогину Гуру Горакхнатху [45]. Гуру дал рани освящённую пищу «прасад» – плоды растения «гугал» и предсказал, что у неё родится сын по имени Гуга, который станет великим святым воином и героем.

Один плод рани съела сама, а другой отдала лошади. После этого она родила мальчика, а на княжеской конюшне появилась на свет голубая кобыла – смирная, как ягнёнок, но огненная на поле боя. Её назвали Джавадиа, и она стала боевой лошадью Гуга. С тех пор раджпуты называют так своих коней в честь Гуга Чохана.

Но прежде рани Бачал пришлось пережить немало бед и страданий. После благословения Горакхнатха, её завистливая сестра оклеветала рани, и её муж прогнал её. По пути в родительский дом запряжённый в повозку вол упал замертво, укушенный змеёй. Гуга, будучи ещё в утробе матери, посоветовал для его лечения листья нима (Azadirachta indica). Рани Бачал последовала совету сына, и вол ожил. Так начались многочисленные чудеса, совершённые Гуга.

 

Святой воин и подвижник Гуга Чохан

 

По преданию, тринадцать месяцев мать носила Гуга, так как он не хотел появиться на свет в доме её родителей. В конце концов, он явился во сне своему отцу и убедил его вернуть рани Бачал. В доме раджи Джевара родился Гуга и с пелёнок уже имел власть над змеями (нагами) [46]. По легенде, на ребёнка, лежащего в колыбели, напал царь нагов Такшак. Но смелый мальчик схватил его и задушил. После этого он стал невосприимчив к змеиному яду [47].

Предание повествует, что позже, когда отец его суженой отказался отдать ему в жёны свою дочь, Гуга Чохан отправился к царю нагов за поддержкой. Племянник змеиного царя Татиг-наг согласился помочь. Он отправился в Бенгалию, где жила наречённая Гуга, и укусил её. Девушка заболела. Тогда Татиг-наг принял облик Брамина, пришёл к её отцу и предложил вылечить её при условии, что она станет женой Гуга Чохана. Отец согласился, и девушка выздоровела. Но её отец назначил для бракосочетания седьмой день так, чтобы Гуга не успел приехать вовремя. Однако герой прилетел по воздуху на летающем корабле, созданным его Гуру Горакхнатхом, и свадьба состоялась [48]. Такие чудеса совершались в Индии более тысячи лет назад, в X веке!

 

В Индии Гуга Чохан почитается как справедливый правитель, отважный воин, а также великий йогин и духовный подвижник. Согласно легендам, он был учеником знаменитого йогина Горакхнатха, был посвящён в йогическую традицию натхов и совершил множество чудес [49]. Также его называют змеиным Богом, так как он победил войско нагов и теперь защищает своих последователей от змей. По другому преданию, Гуга стал святым и мог лечить от укусов змей, после того, как посетил святыни Мекки и Медины [50].

Поэтому в народной традиции Гуга Чохан изображается верхом на голубой лошади Джавадии, с коброй вокруг шеи. На нём ожерелья, серьги и богатый наряд знатного раджпутского раджи, в руках – копьё, над головой – сияющий нимб святого.

Считается, что последняя часть жизни Гуга Чохана прошла в долине Кулу, поскольку он был вынужден покинуть свою родину и поселиться в этих краях. Несмотря на своё благородное происхождение, он не гнушался никакой работой, даже самой тяжёлой. Люди смеялись над ним, но он любил их и помогал всем, чем мог.

 

Н. К. Рерих. Кулута. 1936

 

Став правителем Кулуты, Гуга Чохан прославился как бесстрашный воин в битвах с захватчиками-мусульманами. Считается, что его соратниками были его сестра [51] и товарищ по оружию, храбрый воин Нарсингх [52]. Когда на его княжество напали враги, Гуга, защищая свою землю, героически погиб вместе с сорока пятью сыновьями и шестьюдесятью племянниками. В этой битве Гуга Чохан стал особо почитаемым героем – джамджхаром [53]. Во время боя ему отрубили голову, но он продолжал биться ещё три дня. Пока кто-то не закричал: «Смотрите, он сражается без головы!» Когда затрубили победу, только тогда он упал [54].

Такие подвиги поражают наше воображение, но в истории раджпутов подобные свидетельства многочисленны! Раджпуты считают, что смерть через отсечение головы – унизительна и лишает погибшего воина чести. Обезглавленный джамджхар мстит врагам за себя сам, и таким образом преодолевает бесчестье. Такой воин, кроме того, являет особую раджпутскую доблесть [55].

 

Jai Guga Ji Veer!

Слава Герою!

 

Гуга Чохан погиб в воскресенье девятого числа, поэтому, когда на воскресенье выпадает девятое числа любого месяца и года, все раджпуты почитают святого воина.

По преданию, после смерти Гуга, чтобы утешить рыдающую жену, стал приходить к ней ночью в виде духа. Его мать увидела, что овдовевшая невестка надевает каждый вечер украшения, и у неё возникли подозрения. Однажды ночью мать застала Гуга, и он обещал ей, что выйдет живым из земли вместе с конём. Он просил мать сохранить его тайну. Но она проговорилась… Гуга и его конь, уже выходившие из земли, окаменели [56]! Так, по легенде, появились каменные конные статуи великого воина.

«…Память народа хранит имена героев и учителей» [57], – писал Н. К. Рерих. Благословенная Индия помнит и чтит своих героев.

Недавно индийский журналист, глубоко почитающий Гуга Чохана, приехал в Кулу поклониться ему. Узнав, что его каменное изваяние было найдено Рерихом случайно, он сказал, что святой воин сам пришёл к Николаю Рериху, потому что в прошлом они были тесно связаны [58].

Великий Раджпутский герой и сейчас верно хранит Священную долину, дом Рерихов и Институт «Урусвати» – «Свет Утренней Звезды»!

 

Наталия Спирина

Никаких условий,

никаких границ...

Подвиг безусловен,

воля – как гранит.

Преданное сердце

никогда не спит [59].

 

 

Завершим наш очерк сердечными словами признательности,

обращёнными Великим русским художником и Мудрецом Николаем Рерихом

к горячо любимой им Индии.

Присоединимся к ним и мы!

 

Н. К. Рерих у статуи Гуга Чохана. 1930-е годы. Кулу, Индия

 

«О, Бхарата, наипрекраснейшая, позволь мне послать Тебе мой сердцем прочувствованный восторг перед всем Твоим величием и вдохновением, которыми полны Твои древние города и храмы, Твои луга, священные реки и Гималаи» [60].

 

 

 

14 августа 2017 г. Новосибирск, nzh@mail.ru

 

Примечания:

* Пáтина (итал. pátina) – «налёт старины», изменение поверхности предметов со временем: потемнение, появление окисной плёнки на металлических изделиях и т.д.

1. Иерархия, 436.

2. Рерих Н. К. Из письма к В. Ф. Булгакову. 24 июня 1946 г. / Булгаков В. Ф. Н. К. Рерих в письмах из Индии (1936–1947) / Встречи с художниками. Л., 1969. С. 252–292: http://etikavomne.agni-age.net/letters/nkr09.htm

3. Цит. по: Юшкова Н. С. «Думы претворятся в явь…» Искусство и мировоззрение Н. К. Рериха: https://grani.agni-age.net/articles8/3404.htm

4. Цит. по: Беликов П. Ф. В Гималаях. / Н. К. Рерих. Жизнь и творчество: Сборник статей. М., 1978.

5. Девидар (деодар) – Cedrus deodara – кедр гималайский. Хвойное дерево, один из видов рода Кедр, произрастает в юго-восточной Азии, на северо-западе Гималаев, в горах Афганистана, Пакистана, Индии и Непала. Поднимается в горы до 3600 м, образует леса с елью, пихтой, сосной. Достигает высоты 50 м и более, с диаметром ствола до 3 м; живёт до 1000 лет, но в идеальных условиях деревья могут достигать и 3000 лет.

6. Нарсингх – легендарный воин и святой, покровитель долины Кулу. Его небольшое каменное изображение установлено на гималайском кедре – деодаре, растущем возле дома Рерихов в Кулу. Нарсингх считается соратником и сподвижником Гуги Чохана, в храмах их изваяния помещают рядом.

7. Рерих Н. К. Из письма к В. Ф. Булгакову. 17 февраля 1938 г. / Булгаков В. Ф. Н. К. Рерих в письмах из Индии (1936–1947) / Встречи с художниками. Л., 1969. С. 252–292: http://etikavomne.agni-age.net/letters/nkr09.htm

8. Рерих Н. К. Риши. 1932 / Рерих Н. К. Твердыня пламенная. Рига, 1991.

9. Рерих Н. К. Боги Кулуты / Рерих Н. К. Химават. Самара, 1995.

10. Тхакур (такур) – в Индии один из низших титулов в индусской феодальной иерархии, распространившийся с конца I-го тыс. н. э. Такурами могли быть землевладельцы из каст раджпутов и брахманов. В новое время такуры – одно из названий касты раджпутов.

11. Грановский А. Е. Кулу – долина Богов, или конец обитаемого мира: http://www.india.ru/how/guides/kulu/

12. Рерих Н. К. Боги Кулуты / Рерих Н. К. Химават. Самара, 1995.

13. Юшкова Н. С. «Думы претворятся в явь…» Искусство и мировоззрение Н. К. Рериха: https://grani.agni-age.net/articles8/3404.htm

14. Рерих С. Н. Заметки о долине Кулу. 1960-е. Из архива МЦР: http://lib.icr.su/node/1157

15. См.: Успенская Е. Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.

16. Tod D. Annals and antiquities of Rajast'han, or, the Central and Western Rajpoot states of India. 1 Vol. New Delhi, 1978. P. 57. (Repr.) / Цит. по: Успенская Е. Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.

17. Успенская Е. Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.

18. Блаватская Е. П. Из пещер и дебрей Индостана. М., 2004.

19. Там же.

20. Там же.

21. Успенская Е. Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.

22. Блаватская Е. П. Из пещер и дебрей Индостана. М., 2004.

23. Там же.

24. Блаватская Е. П. Пураны о династиях Мориа и Кутхуми: http://ru.teopedia.org/lib

25. Спирина Н. Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2010. С. 362.

26. Рерих Н. К. Боги Кулуты / Рерих Н. К. Химават. Самара, 1995.

27. Там же.

28. Грановский А. Е. Кулу – долина Богов, или конец обитаемого мира: http://www.india.ru/how/guides/kulu/

29. Рерих Н. К. Урусвати / Рерих Н. К. Листы Дневника. Т. 2. М., 1996.

30. Рерих Н.К. Боги Кулуты / Рерих Н.К. Химават. Самара, 1995.

31. Там же.

32. Там же.

33. Васишта – один из семи божественных мудрецов древности, которому приписывается 7-я книга Ригведы.

34. Рерих С. Н. Заметки о долине Кулу. 1960-е. Из архива МЦР: http://lib.icr.su/node/1157

35. Рерих С. Н. Храм Трипурасундарам в Наггаре / S.Roerich. Art in the Kulu Valley. The Roerich Museum, Naggar, Kulu, 1967. P. 5–19: http://lib.icr.su/node/1161

36. Там же.

37. Наги – полубоги со змеиным телом и человеческой головой, владетели подземного или водного мира; часто принимают человеческий образ и селятся среди людей.

38. Рерих С. Н. Заметки о долине Кулу. 1960-е. Из архива МЦР: http://lib.icr.su/node/1157

39. Рерих Н. К. Боги Кулуты / Рерих Н. К. Химават. Самара, 1995.

40. Gods and Guardians of the Kullu Valley: http://irmtkullu.com/objects-of-the-trust/gods-and-guardians-of-the-kullu-valley/

41. Успенская Е. Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.

42. Марвар – историческая область и одноимённое раджпутское княжество на юго-западе индийского штата Раджастхан. Главный город Джадхпур. Населяют Марвар раджпуты. В XIII веке в Джадхпуре была построена неприступная крепость Мехрангарх.

43. Успенская Е.Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.

44. Там же.

45. Горакхнатх – один из 84 Махасиддхов, основатель йоги и традиции натхов, в Индии считается воплощением Шивы и покровителем всех йогинов. Горакхнатх стал основателем ордена Аскетов, в который входили люди достигшие успеха в йогических практиках. Их нарекли сверхчеловеками или сиддхами и натхами.

46. Mornee Tramp. Goga-Marhi Temples of Morni: http://www.hillsofmorni.com/morni-hills/goga-marhi-temples-of-morni/

47. Abhijeet Rathore. Goga ji – а warrior or a God: https://aapnnochuru.wordpress.com/2015/05/31/goga-ji-a-warrior-or-a-god/

48. Mornee Tramp. Goga-Marhi Temples of Morni: http://www.hillsofmorni.com/morni-hills/goga-marhi-temples-of-morni/

49. Gods and Guardians of the Kullu Valley: http://irmtkullu.com/objects-of-the-trust/gods-and-guardians-of-the-kullu-valley/

50. Sharma D. C. Himachal, the land of nag devtas too!: http://www.tribuneindia.com/2001/20010721/windows/heritage.htm

51. Современным туристам и паломникам, приезжающим в дом Рерихов в Кулу, часто рассказывают, что знакомая нам по картинам Н. К. Рериха каменная статуя изображает не Гуга Чохана, а его сестру, которая сражалась вместе с ним. В качестве доказательства приводятся особенности костюма (юбка) и наличие украшений.

Позволим не согласиться с этой версией, так как опытный учёный-археолог Николай Константинович Рерих и выдающийся индолог и знаток Востока Юрий Николаевич Рерих не могли ошибиться при атрибуции этой скульптуры. У Святослава Николаевича Рериха, глубоко изучившего искусство долины Кулу, по поводу неё также не возникало сомнений – это раджпутский воитель Гуга Чохан.

Напомним, что в древности раджпутские раджи носили длинные кафтаны и множество украшений – большие серьги, несколько ожерелий и т.д. Причём, украшения играли роль оберегов – охранителей от бед и злых сил.

Подробнее о костюмах раджпутов см.: Успенская Е. Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.

52. Gods and Guardians of the Kullu Valley: http://irmtkullu.com/objects-of-the-trust/gods-and-guardians-of-the-kullu-valley/

53. Джамджхар – (от санскр. «бог смерти Яма» и «течь, струиться») – означает, по-видимому, неодномоментную смерть (Е. Н. Успенская).

54. Адамкова А. / Рерих. Дороги в Кулу: http://rideo.tv/video/5361/

55. Успенская Е. Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.

56. Sharma D. C. Himachal, the land of nag devtas too!: http://www.tribuneindia.com/2001/20010721/windows/heritage.htm

57. Рерих Н. К. Боги Кулуты / Рерих Н. К. Химават. Самара, 1995.

58. Musafir Travels Pvt. Guga, Guga Chohan and Roerich at Naggar: http://musafirtravelsprivatelimited.blogspot.ru/2014/09/guga-guga-chohan-and-roerich-at-naggar.html

59. Спирина Н. Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2010. С. 154.

60. Рерих С. Н. Николай Рерих – художник и провидец. Выступление С. Н. Рериха по индийскому радио к 90-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха 9 октября 1964 г.: http://lib.icr.su/node/762

61. Каталог картин Н. К. и С. Н. Рерихов: http://gallery.facets.ru/

 

 


№71 дата публикации: 01.09.2017

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020