Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

Испытание Культурой

 

Н. К. Рерих. 1930-е

 

9 октября – День рождения

Николая Константиновича Рериха (1874−1947)

День Культуры – День Почитания Света!

 

Николай Рерих мечтал о «Всемирном Дне Культуры, (…) когда сказания о лучших достижениях человечества… светлою вестью могут зажечь молодые сердца» [1].

В 1984 году, в Новосибирске, на IV Всесоюзных Рериховских Чтениях, организованных Сибирским Отделением Академии наук СССР, наш выдающийся поэт, рериховед, общественный и культурный деятель Наталия Дмитриевна Спирина (1911−2004) впервые предложила отмечать День рождения Н. К. Рериха 9 октября, как всенародный Праздник − День Культуры. Конференция поддержала эту инициативу. Но широко День Культуры стал праздноваться, начиная с 1990-х годов, когда в Сибири и на Урале развернуло свою просветительскую работу Сибирское Рериховское Общество.

И мы − сибиряки − гордимся, что эта традиция впервые началась в нашем городе − Новосибирске!

 

Н. К. Рерих. SanctaProtecrix (Святая Покровительница). 1933

 

***

В День Культуры − 9 октября − мы с признательностью и любовью вспоминаем не только Николая Константиновича Рериха и Его огромный вклад в духовную сокровищницу планеты, но всех выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов, поэтов, писателей, философов − творцов духовных ценностей, без которых не могли бы существовать ни отдельный человек, ни человечество в целом.

Известно, что шедевры Высокого Искусства являются конденсаторами огненной энергии духа. Эти духовные наслоения гениальных мастеров прошлого живут в их творениях многие тысячелетия, влияя на всех приходящих и на всё окружающее Пространство. Соприкасаясь с ними, чуткие сердца загораются радостью, вдохновением, оптимизмом и верой в лучшее будущее. Человек чувствует прилив новых сил. Если убрать с Земли все памятники Искусства и Зодчества, то планета погибнет.

 

В 1960-м году, в Новосибирской областной картинной галерее (НКГ) открылась постоянная выставка 60-ти картин Николая Константиновича Рериха. Эти картины были переданы по Завету Н. К. Рериха его сыном Юрием Николаевичем «городу близ Алтая». А годом ранее в Новосибирск из Харбина (Китай) прибыли по Указу Рерихов Борис Николаевич Абрамов и Наталия Дмитриевна Спирина с Высокой Миссией − пробуждать духовно народ России.

 

Произведения Н. К. Рериха в Новосибирском государственном

художественном музее. Новосибирск

 

Сокровища Искусства Николая Рериха стали насыщать Светом пространство Новой Страны. Но одних картин было недостаточно.

Многие ли умеют пользоваться Искусством для вдохновения и обновления сил? Немало тех, кто проходят мимо, не видя и не слыша… Поэтому так важна и нужна работа деятелей Культуры и истинного Просвещения − необходимо открывать глаза людей, особенно детей и молодёжи, на Прекрасное.

 

Николай Рерих призывал: «…Неутомимо мы должны, под благим знаком просвещения, вносить красоту и знание в широкие народные массы, вносить твёрдо и деятельно, помня, что сейчас предстоит не идеология… но именно дело...

Не слова, но дело. Мы должны помнить, что лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений духа. Но для этих простых основных усвоений, народ должен подвижнически выявить: взаимное благожелательство, единение и уважение к многообразным путям духовных поисков, к сотрудничеству.

Народ должен навсегда духовно оборониться от пошлости и дикости, должен из обломков и из самородков, с любовью найденных, слагать Кремль великой свободы, высокой красоты и глубокого знания.

Знаем, что эти пути красоты и знания особенно трудны сейчас. Знаем, что материальная сторона предательски овладела человечеством, но мы и не скрываем, что надо искать путь подвига» [2].

 

Итак, задача деятелей Культуры, по мысли Рериха, «вносить красоту и знание в широкие народные массы». Работа эта очень важная и благородная, но далеко не простая.

Расскажу немного о своём опыте работы на ниве Культуры. Знакомство с трудами Николая Константиновича Рериха, книгами Учения Живой Этики, вдохновляющий пример жизни и мудрые советы Наталии Дмитриевны Спириной, привели меня к осознанию своей жизненной задачи. В конце 1980-х годов, окончив Новосибирский государственный университет по специальности «геохимия» и поработав немного в научно-исследовательском институте, я пришла в Новосибирскую картинную галерею, в научно-просветительский отдел − нести «Свет искусства и знания» нашему народу. Сразу же поступила вновь учиться на факультет искусствоведения Уральского государственного университета (Екатеринбург), который окончила с красным дипломом.

 

Новосибирский государственный художественный музей (ранее

Новосибирская областная картинная галерея, бывшее здание Сибревкома).

Архитектор А. Д. Крячков. Новосибирск

 

Надо сказать, что в конце 1980-х − начале 1990-х годов Новосибирская областная картинная галерея (с 2004 года − Новосибирский государственный художественный музей), директором которой был тогда Юрий Алексеевич Воробьёв [3], несмотря на проблемы со старыми трубами, протекающей крышей и частые ремонты, проводила очень интересную и разнообразную работу. Многим новосибирцам памятны художественные выставки тех лет, которые привлекали весь город − очереди стояли на улице! Выставка «Шедевры пяти веков» из собрания А. Хаммера (США), на которой, среди многих шедевров живописи и графики, можно было увидеть рисунки Микеланджело; выставка «Запад. Запад. Запад» из коллекции Ф. Аншуца (США) − произведения художников США XIX−XX веков на темы «освоения» Западных просторов Северной Америки; выставка символических работ Ильи Глазунова; выставка кружевного шитья и костюмов из дворца-музея Павловска и многие другие…

В научно-просветительском отделе НКГ, где я работала и которым тогда руководила Татьяна Леонидовна Толкачёва, царила творческая атмосфера. Сотрудники сами готовили лекции, слайдпрограммы, музыкальные вечера со слайдами, которые проходили в прекрасном зале Картинной галереи и пользовались большой популярностью.

Довелось мне поработать вместе с искусствоведом, старшим научным сотрудником НКГ, Верой Яковлевной Кашкалда (1930−2009) [4] − ветераном Картинной галереи, стоявшей у её истоков и работавшей одно время главным хранителем фондов.

К произведениям Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов она относилась с большой любовью, изучала их, писала статьи и составляла буклеты, с энтузиазмом проводила многочисленные тематические экскурсии и выездные лекции. Вера Яковлевна неоднократно встречалась со Святославом Николаевичем Рерихом во время его приездов в Москву, переписывалась с его женой Девикой Рани Рерих, а также с Павлом Фёдоровичем Беликовым − выдающимся рериховедом, известным на всю страну. Позже его письма она передала Сибирскому Рериховскому Обществу; и я надеюсь, что скоро они будут опубликованы.

 

Краснозерский художественно-краеведческий музей,

п. Краснозерское, Новосибирская область

 

В то время научные сотрудники НКГ проводили много выездных лекций − и по городу, и в райцентрах Новосибирской области, поскольку Новосибирская картинная галерея была областной.

В райцентре Краснозерское с 1970-х годов работала Картинная галерея (сейчас − Краснозерский художественно-краеведческий музей), и туда нас − лекторов-искусствоведов НКГ − часто приглашали с рассказами и показами.

Также мы участвовали в работе агит-поездов и агит-теплоходов. (Они существуют и ныне, но сейчас агит-теплоходы привлекают внимание к экологической ситуации и организуют очистку от мусора островов Оби, а агит-поезда − напоминают о Великой Победе или агитируют за политические партии).

Агит-теплоход, на котором мне довелось работать в начале 1990-х годов, шёл вниз по Оби, на север, мимо Томска, Колпашева и далее; в его кают-компании были книги, журналы, шахматы и другие игры, внизу − небольшой кинозал с видеомагнитофоном и кассетами с разными фильмами. Обычно агит-теплоход возил коллективы певцов и танцоров, но в те весенние майские дни никого, кроме меня, на нём не было. Задача была − «приобщать к Культуре» экипажи теплоходов и грузовых барж, ходивших вверх и вниз по Оби.

 

Агит-теплоход на Оби

 

Не случайно Николай Константинович Рерих отмечал: «Знаем, что эти пути красоты и знания особенно трудны сейчас. Знаем, что материальная сторона предательски овладела человечеством, но мы и не скрываем, что надо искать путь подвига».

Действительно, работу лектора-просветителя в гуще народа нельзя назвать простой. Когда теплоход причаливал к очередной барже, и свободная от вахты команда приходила на его борт, то лекции по искусству мало привлекали рабочий люд. Мне приходилось уговаривать уставших от работы людей послушать и посмотреть. Порою приходилось сталкиваться с грубостью и насмешками. Но когда они начинали смотреть слайды картин Рериха и других художников, слушать пояснения − многим это нравилось, потом начинались вопросы, часто неожиданные и интересные…

Может быть, кто-то относился к такой работе формально, но мне, несмотря на все трудности, она очень нравилась. Я старалась донести до сердец самых разных и далёких от искусства людей вдохновенные Образы картин Рериха и других художников и была рада, когда простые люди откликались… Особенно благодарная публика − дети. На теплоходе было несколько подростков с рабочих окраин Новосибирска. Они всегда с удовольствием слушали беседы об искусстве и смотрели слайды. Некоторые впервые узнавали о живописи, об архитектуре, жадно впитывали всё на лету… Меня тогда поразила детская наблюдательность и талантливость − подметив на слайдах некоторые архитектурные детали, ребята потом с энтузиазмом «узнавали» их на зданиях, мимо которых проплывал теплоход и показывали мне…

«…Лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений духа», − писал Рерих.

Неизвестно, как повлияли занятия искусством на теплоходе на этих ребят, но светлые зёрна были заложены в сердца, и кто знает − какие они дали всходы…

 

Агит-поезд тоже запомнился. Была суровая сибирская зима. Организованный нашим обкомом КПСС (это был последний год его существования) агит-поезд вёз лекторов по разным областям знания, в том числе лектора-искусствоведа, по Новосибирской области, останавливался на узловых станциях и в районных центрах, и мы проводили лекции и беседы в школах и на предприятиях.

Эта зимняя поездка по сельским районам области дала много впечатлений. Работа была хорошо организована. Заранее о прибывающих лекторах извещались местные власти, которые распределяли их по разным предприятиям и встречали на машинах.

 

Зима. Новосибирская область

 

Когда поезд подошёл к станции Чаны, нас встретили представители райцентра Венгерово. Ещё 45 километров на машине по заснеженной дороге, − и я в местной школе. Директор был очень рад моему приезду, ведь вывести детей зимой в город, в музей, трудно − почти 500 километров до Новосибирска! А тут к ним прибыл искусствовед со слайдами! Все занятия были отменены, все классы, друг за другом, проходили через затёмнённую аудиторию, где целый день я проводила беседы об искусстве. И дети, и учителя были довольны, благодарили… Потом, на общем совещании, я получила благодарность от главы райкома партии.

Вспоминая то время, думаешь, − да, мы были тогда полны сил и энергии, горели энтузиазмом, работали без отдыха, не замечая житейских проблем… Погружение в активную творческую деятельность и Красоту отвлекало от нарастающих трудностей окружающей жизни…

В это же время развернуло свою работу Сибирское Рериховское Общество, где я активно участвовала, используя полученные в НКГ опыт и знания, продолжая вместе с другими нашими сотрудниками ездить со слайдпрограммами и выставками репродукций Рериха по городам России.

Конечно, эту выездную просветительскую деятельность направляла и поддерживала Наталия Дмитриевна Спирина − Основатель и Руководитель СибРО. Как она радовалась, когда вернувшись из поездок, мы рассказывали о том, как в других регионах нашей страны люди воспринимают Искусство Рериха и Его идеи. Наталия Дмитриевна всегда напоминала, что нужно предлагать слушателям писать свои впечатления в книгу отзывов, а также просила нас обязательно готовить статьи о поездках для журнала «Перед Восходом» (позже − «На Восходе», «Восход») где они потом и публиковались.

 

Н. К. Рерих. Мадонна Ориламма. 1932

 

***

Николай Рерих писал:

«Культураесть любовь к человеку. (…) Культураесть сердце» [5].

Мы все хотели бы, по выражению Рериха, «жить в стране великой Культуры». Но истинная Культура ещё только-только начинает входить в сознания и сердца народа. Необходимо пройти «испытание Культурой».

Знамя Мира, как Красный Крест Культуры, по мысли Рериха, охраняет памятники зодчества, музеи, библиотеки, школы…

Но Знамя Мира должно охранять и самих творцов Красоты и Знания.

Уважение к ним − Основа подлинной Культуры. Нашему народу надо научиться гордиться своими творческими деятелями не только после их смерти, но поддерживать и помогать им, пока они живы! Но слишком богат русский народ талантами и, может быть, поэтому так расточителен.

У творческих людей, конечно, есть недостатки. Так, А. С. Пушкин в стихотворении «Поэт» [6] писал:

 

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружён;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

 

Но лишь Божественный глагол

До слуха чуткого коснётся,

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл...

 

Поверх несовершенной личности уметь разглядеть духовные сокровища − признак истинной Культуры.

Много трагических страниц в истории России. В Кали-юге − Чёрной эпохе − невежество и косность восставали против носителей Света − лучших творцов безжалостно гнали и уничтожали.

«Поэтов тираны не понимают, когда понимают, тогда убивают» [7], − пронзительно и точно сказал Андрей Вознесенский.

Вспомним убитых А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова...

В 1921 году, в Петрограде, был расстрелян Николай Гумилёв, тогда же от истощения умер Александр Блок.

В 1930 году, в расцвете творчества, гибнет Владимир Маяковский.

В 1941-м от безысходности и одиночества умирает Марина Цветаева, − и друзья-поэты не помогли ей, хотя могли это сделать…

Немало было подобных трагедий. Потрясённый гибелью лучших русских творцов Максимилиан Волошин писал:

 

С каждым днём всё диче и всё глуше

Мертвенная цепенеет ночь.

Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:

Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.

 

Тёмен жребий русского поэта:

Неисповедимый рок ведёт

Пушкина под дуло пистолета,

Достоевского на эшафот.

 

Может быть, такой же жребий выну,

Горькая детоубийца − Русь!

И на дне твоих подвалов сгину,

Иль в кровавой луже поскользнусь,

Но твоей Голгофы не покину,

От твоих могил не отрекусь.

 

Доконает голод или злоба,

Но удел не выберу иной:

Умирать, так умирать с тобой,

И с тобой, как Лазарь, встать из гроба [8].

 

В наше время деятелей Культуры редко убивают физически, но используют другие, более изощрённые, способы борьбы с ними…

Далеко ходить не надо. Бывает, что невежество, гордыня, зависть приводят к замалчиванию творческих достижений коллег − полезные статьи, книги и фильмы отвергаются, имена стираются, свидетельства не принимаются, фотографии и аудио-плёнки подчищаются… Бывает, что годы активной Культурной деятельности просто замалчиваются − как бы не было их вовсе…

Но ещё страшнее, когда у всех на виду творцы и деятели Культуры, много лет самоотверженно трудившиеся для духовного возрождения народа, оказавшись в трудной ситуации, скитаются без жилья и работы, когда страдают их дети, когда люди тяжко болеют, просят о помощи, умирают… − но Культурные сообщества, будто, не видят и не слышат.

Тяжело «испытание Культурой»!

Убийство Моцарта не дало Сальери таланта. Умаляя и замалчивая других, сам не возвысишься…

Так было, но так не будет!

Новая Эпоха − Эпоха Сердца − уже наступила.

«Не слыть, а быть» − такой девиз Рериховскому Движению дал один прекрасный поэт… Воспитать в народе уважение к нашим талантам и передать его подрастающему поколению можно, только показав пример. И кому, как не нашим Рериховским Обществам, несущим народу Живую Этику, сделать это?

 

* * *

Не случайно отметил Н. К. Рерих, что Культурная работа во времена поклонения «золотому тельцу», − это подвиг! Радостно, что этот подвижнический труд приняли на себя многочисленные Рериховские Общества нашей страны! Несмотря на все несовершенства, на трудности и препятствия, Рериховское Движение России крепнет и набирает новые силы. Такого нигде в мире нет!

Не грозное оружие прославит Россию (хотя без него пока не обойтись), но творцы духовных ценностей − поэты, художники, музыканты, писатели, философы… И как апофеоз Культа-Ура − Почитания Света − Духовные Светочи и Подвижники. Благодаря им возродится Россия и поведёт за собой других.

Уверена, что скоро самоотверженную работу Рериховских Обществ страны будет на всех уровнях поддерживать наше Государство; ибо не может Государство, любящее свой народ, заботящееся о его благе, процветании, образовании и духовном росте не помогать современным подвижникам Культуры, сеющим «разумное, доброе и вечное» в самой гуще народной жизни.

 

С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха около камня с Чинтамани. 1934

 

Наш Светлый Вождь Культуры − Николай Константинович Рерих − напоминает:

 

Но чем же вызовете дух ваш?

Чем вскроете то, что у многих засыпано

обломками обихода? Твержу. Повторяю:

красотой искусства, глубиной знания» [9].

 

 

Андрей Юшков

 

Идущий за Мною не смотрит назад.

Грани Агни Йоги II, 280

Без Откровения Свыше народ необуздан...

Притчи Соломоновы. 29:18

 

«Идущий за Мною не смотрит назад» −

Он весь устремлён, его мысли −

в Грядущем,

Его не прельстить − «жить» одним лишь

насущным,

Он сердцем пылает, он духом крылат!

 

Без Высшего Смысла народ не сплотить −

Не станет ведущим лишь внешнее «благо»...

Великая Цель пробуждает отвагу −

Готовность за Правду и жизнь положить!

 

Так будь неотступен в посеве Добра −

Дерзай, вновь и вновь собирая всю волю,

И знай − на тобою возделанном поле

Для будущей Жатвы настанет пора! [10]

 

23 сентября 2016 г. Новосибирск, nzh@mail.ru

 

Примечания:

1.Рерих Н. К. Красный Крест Культуры / Рерих Н. К. О Вечном… М., 1991.

http://n-k-roerich.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st031.shtml

2. Рерих Н. К. Адамант / Рерих Н. К. О Вечном… М., 1991.

http://n-k-roerich.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st036.shtml

3. После Ю. А. Воробьёва директором НКГ стал кандидат искусствоведения Е. П. Маточкин. При нём деятельность Новосибирской картинной галереи стала ещё активней и плодотворней; был открыт Мемориальный Кабинет Н. К. Рериха; проходили интересные выставки, в том числе, выставка произведений Н. К. и С. Н. Рерихов из собрания Общественного Музея имени Н. К. Рериха при МЦР (Москва); в зале НКГ, помимо лектория по изобразительному искусству, выступали ведущие солисты Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, демонстрировались лучшие фильмы-оперы. В это время НКГ успешно сотрудничала с Сибирским Рериховским Обществом.

4. Подробнее о В. Я. Кашкалда см.: Рерихи: вершины духа и долины человеческих страстей

http://mirkultura.ru/avtoryi/v-ya-kashkalda/

5. Рерих Н. К. Культура − почитание Света / Рерих Н. К. О Вечном… М., 1991.

http://n-k-roerich.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st034.shtml

6. Пушкин А. С. Поэт. 1827.

http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-pushkin/stihi-pushkin10698.shtml

7. Вознесенский А. Анафема. Памяти Пабло Неруды.

http://profilib.com/chtenie/121192/andrey-voznesenskiy-vypusti-ptitsu-3.php

8. Волошин М. На дне преисподней. Из цикла «Усобица». Памяти А. Блока и Н. Гумилёва. 1922: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/voloshin139.html

9. Рерих Н. К. Адамант / Рерих Н. К. О Вечном… М., 1991.

http://n-k-roerich.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st036.shtml

10. Юшков А. П. «Идущий за Мною не смотрит назад»: http://sibro.ru/poetry/detail/16868

11. Каталог картин Н. К. и С. Н. Рерихов. http://gallery.facets.ru/

 

 


№71 дата публикации: 01.09.2017

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020