№76 / Зима 2018-2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Неожиданный взгляд на историю «Венёвских чтений»

К 120-летию со дня рождения Б. Н. Абрамова

 

 

От автора

Эволюция подарила человечеству многоликий язык общения и познания. Но вряд ли обычный гражданин догадывается, что существует иной, далеко не очевидный язык познания. И, может быть, более информативный, чем язык, данный от рождения. Это язык символов. Но не искусственных символов, придуманных человеком для лучшего понимания друг друга. Речь идёт о символах, не зависимых от человека, тех, что являются достоянием Космоса. Символов внеземного происхождения. Они-то и обнаруживают неразрывную связь земной жизни и жизни надземной. Однако столь «высокие» символы оказываются познаваемыми, и способны их выявить люди редкого дарования. В 1925 году в Сан-Диего ясновидящая Луиза Уиллер (фотография не найдена) решилась на эксперимент, проводимый Марком Джонсом. Астролог приготовил колоду из 360 карт, изобразив на каждой всего лишь знак Зодиака и цифру от 1 до 30. В течение нескольких часов Луиза разглядывала карты и в каждой карте «ясно видела» некие земные картины. Они же символы. Спустя годы, увиденные таким образом картины-символы переосмыслил астролог, философ и психоаналитик Дэйн Радьяр. Он-то и перевёл содержание символов на язык доступный пониманию человека. Таким образом под его авторством родилась книга, названная «Астрологическая мандала». Но поскольку нечто, рождённое на Земле, невольно несёт влияние определённых градусов небесной сферы, то можно сказать, это нечто представляет своеобразный набор картин- символов. Своего рода оригинальную картинную галерею «а ля космос», которую можно обнаружить посредством рассмотрения гороскопа рождения. Как и астрология, картины-символы являются универсальными, применимыми к осмыслению любого земного объекта или явления. Например, будь то спуск на воду атомохода, выход к читателю книги, объявление войны или рождение человека.

 

Марк Джонс             Дэйн Радьяр

 

Автор настоящего исследования поставил задачу обнаружить картины-символы первого Венёвского Чтения и предстоящего в 2017 году юбилейного XXI Абрамовского чтения. При этом исследование автора всецело опиралось на книгу Дэйна Радьяра «Астрологичекая мандала» (1).

 

 

Они были первыми…

Первые Чтения, посвящённые памяти Б. Н. Абрамова, состоялись 1 августа 1997 года в г. Венёв Тульской области, там, где прошли последние годы жизни последователя Е.И. и Н.К. Рерихов, и были написаны многочисленные главы «Граней Агни Йоги». В этот день Солнце занимало 9-й градус знака «Лев», Момент рождения – 12-й градус знака «Весы», Слава и репутация –17-й градус знака «Рак».

Картина-символ Солнца Чтений (не забудем, что в этом случае речь идёт о жизненной и творческой энергии, по сути, психической энергии), такова: «Стеклодувы, управляя своим дыханием, выдувают красивые вазы». В столь необычной картине первых Чтений речь идёт о том, что «в творческое действие необходимо ввести самые духовные и жизненные силы, чтобы породить значимые и прекрасные новые формы»(1, стр.114).

Отсюда следует вывод: если участники Чтений привнесут в мероприятие самые духовные и жизненные силы, то тем самым породят значимые и прекрасные новые формы». Заметим, сказано «необходимо внести», то есть на Первых Чтениях духовные и жизненные силы ещё не внесены, их только предстоит внести. Любопытно, как этот же аспект будет выражен на XXI Чтениях…

Картина-символ, представляющая Чтения по сути (АСЦ), неожиданна, как может быть неожиданным только символизм: «Шахтёры выходят на поверхность из глубокой угольной шахты». Кто же отражён символом в образе шахтёров? Участники Чтений. Что именно добывали из глубин «духовной» шахты собравшиеся? Столь необходимый «уголёк» эзотерических знаний, обильно осевший на «Гранях Агни Йоги». Говоря о «поэзии» духовного наполнения Чтений и неожиданного символа «добычи угля», как не вспомнить метафору В. В. Маяковского: «Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь, единого слова ради, тысячи тонн словесной руды».

 

Чтения в Венёве

 

А вот как увидел существо первых Чтений психоаналитик: «Потребность проводить на всё более глубоких уровнях поиск знания, сохраняющего огонь коллективного ума человечества» (1, стр.149). Резюме картине-символу первых Чтений таково: «Происходит извлечение, добывание». Понятно, что в данном случае извлечение, добывание духовных знаний.

Остаётся ознакомиться с картиной-символом Славы и Репутации первых Чтений. Картина-символ открывается поистине замечательна: «Росток, прорастающий из семени». И для данного случая вполне приемлема интерпретация картины-символа психоаналитиком: «Развитие многоуровневых потенций, исходящих из первоначального семени. Жизненное стремление актуализировать прирождённые потенции» (1, стр.102).

 

 

Что же в данном случае является семенем? Ответ очевиден: «Грани Агни Йоги» Б. Н. Абрамова. Из этого семени прорастает росток, то есть «многоуровневые духовные потенции» и стремление их актуализировать. Таким образом, благодаря первым Чтениям в г. Венёв собравшиеся участники растут духовно.

 

 

XXI Абрамовские чтения, 30.07.2017

Ознакомившись с содержанием картин-символов первых Чтений, посвящённых памяти Б. Н. Абрамова, проведём сравнительный анализ полученных изображений с картинами-символами предстоящих ХХI Чтений. Вначале составим символический гороскоп Чтений в год юбилея.

 

 

Для целей исследования имеем: Солнце в 7-м градусе знака «Лев», Момент рождения в 21-м градусе знака «Весы», Слава и Репутация в 29-м градусе знака «Рак».

Картина-символ Солнца поистине великолепна: «Созвездия ярко сияют на ночном небе». Согласно Дэйну Радьяру это означает, что в жизненной и творческой энергии юбилейных Чтений отражена «сила фундаментальных духовных ценностей, относящихся к общечеловеческому в человеке и ко всем архетипам»(1, стр.113).

Сравним: если в первоначальных Чтениях ещё только предстояло «в творческое действие ввести духовные и жизненные силы», то в Чтениях-2017 отмечается факт «заложенной силы фундаментальных духовных ценностей». Следовательно, путь Венёвских Чтений длиной в 20 лет пройден не напрасно. Главная цель достигнута! Фундамент духовности Чтениям заложен.

Характер юбилейных Чтений выражен жизнеутверждающей, праздной картиной: «Воскресная толпа, отдыхающая на пляже». Согласитесь, от картины-символа веет праздником радости. Но разве не праздник для участников Чтений предстоящее открытие в Венёве мемориальной доски памяти Б. Н. Абрамова и Музея его имени? Праздник. Праздник духа. Таковыми и явятся юбилейные Чтения. В юбилейный год по сравнению с первыми Чтениями наблюдаем разительные перемены, суть которых заключается в «оживляющем контакте с материнской силой природы и социальной совместимости»(1, стр.154).

Сравним: в первых Чтениях речь шла о «потребности проводить на всё более глубоких уровнях поиск знания». Однакоза прошедшие годы поиск знаний произведён в определённой мере. Теперь можно позволить немного отдохнуть и порадоваться достигнутым. На что и указывает картина-символ характера юбилейных чтений. Это «оживляющий контакт с материнской силой природы и социальной совместимости». Последнее, вданном случае, не что иное, как съезд и общения близких по духу сотрудников. И, наконец, предстоящая Слава и Репутация Юбилейных Чтений… В чём она будет заключаться? Какой смысл явится в обнаруженной картине?

Картина-символ воистину замечательна: «Греческая муза, взвешивающая новорождённых близнецов на золотых весах». Но как следует понимать картину? По мнению Дэйна Радьяра в картине-символе заложено «интуитивное сопоставление альтернативных возможностей». Автор выбрал в качестве греческой музы не случайно Уранию. Ознакомимся с той, что обещает взвесить новорождённых близнецов на золотых весах. Из энциклопедии: «Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами. Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса. Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз, связанных с разными видами искусств. Почему? Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом. Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании».

…По значимости трудов и мировосприятию Б. Н. Абрамов стоит в одном ряду с К. Э. Циолковским. Конечно, не сразу, но с годами такое понимание придёт и к власть имущим, и к общественности Тульской области. Подвижки есть. В Венёве открывается мемориальная доска и Музей, посвящённые жизни и деятельности Б. Н. Абрамова. Автора уникальной книги «Грани Агни Йоги», где утверждаются связи земные и космические. Безусловно, подвиг Б. Н. Абрамова, как и подвиг К. Э. Циолковского, получит всероссийское признание и памятник Б. Н. Абрамову в г. Венёв обязательно появится. Как в своё время в г. Москва появился памятник семье Н. К. Рериха, которого считал своим духовным отцом Б. Н. Абрамов.

 

Контактный телефон автора по творческим вопросам: +7 (495) 485-31-98

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№70 дата публикации: 01.07.2017