Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

К вопросу подписания Пакта Рериха
и его эзотерического осмысления

День 15 апреля следует справедливо назвать Днём Торжества Духа.

Е. И. Рерих, т.3, письмо №86

 

От автора

Два года назад, а именно 15 апреля 2015 года, исполнилось 80 юбилейных лет со дня подписания Пакта Рериха. В указанный день автор этих строк присутствовал на тожественном заседании в Государственном Музее Востока, посвящённом знаменательной дате и по этому случаю сделал памятную фотографию.

 

Круглый стол, посвящённый юбилею Пакта Рериха. 2015 г. Москва. Государственный Музей Востока. Фото автора

 

Однако, что стоит за сложными, а подчас и драматическими событиями, предшествовавшими заключению Пакта? Об этом краткий, и, конечно же, неполный рассказ, в котором наиболее значимым является эзотерическое осмысление выдающегося события мировой культуры. А также соотнесение реалий борьбы за поднятие Знамени Мира с символическими картинами эзотерического происхождения. Сможем ли мы разглядеть в представленных картинах-символах Торжество Духа, о котором пишет Е. И.Р ерих? Вот в чём вопрос! Какие доселе неизвестные, но предполагаемые «нюансы» проведения напряжённой работы по заключению Пакта мы обнаружим в картинах-символах? Это и есть самое главное. Итак, обозначим некоторые этапы в истории подготовки и заключения Пакта…

 

 

Весной 1935 года в Вашингтоне

Четыре года длилась напряжённая борьба семьи Рериха за признание «Пакта», начало распространения идей которого положили члены Королевской комиссии по охране памятников Бельгии. В 1931 году общими усилиями был основан Международный Союз за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира. В США прошёл международный праздник, посвящённый Знамени Мира, а в Европе Международная фотовыставка подлежащих охране памятников культуры. В тот же год Н. К. Рерих предложил создать «Всемирную Лигу культуры», поскольку «можно убить цивилизацию, но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна».

 

 

Три подхода

Важнейшими этапами в принятии «Пакта Рериха» явилось проведение трёх международных конференции (193–-1933 г).

В бельгийском городе Брюгге, известном историческими памятниками, с 13 по 15 сентября 1931 года прошла Первая Международная Конференция Пакта Рериха. В её работе приняли участие представители правительств более 20 государств и более 100 делегатов от многочисленных общественных, научных и культурных организаций. На конференции «обсуждался план пропаганды и официального продвижения идей Пакта по всему миру». Вторая Конференция Международного Союза за Пакт Рериха, проходила год спустя и так же в Брюгге (август 1932 г).

Е. И. Рерих тревожилась за успех второй конференции, что видно из письма от 22.06.1932 г: «Очень огорчилась сведениями о положении Пакта в Америке, неужели Америка не может поддержать великую идею, зародившуюся на её почве? Но так ничтожна просимая сумма! Все жалуются на обеднение страны, и тут же газеты приносят сведение, что в сберегательных кассах Америки лежат 28 биллионов! Но никто не выложит даже 10 центов на культурное дело. Страшно мышление человеческое! Мёртвый капитал есть самая страшная вещь! …Мне хочется спросить, всем ли сотрудникам ясна та невероятная огромная важность успеха Второй Конференции! …Неужели Америка изгонит Знамя из своей страны? Неужели она отклонит от себя эту великую честь? Всё ещё надеюсь, что просвещённый правитель поймёт всю созидательную красоту этого Знамени. Неужели Знамя будет поднято другими руками?» (Письма Е. И. Рерих, т.1, № 133).

Третья конференция прошла в ноябре 1933 года в Вашингтоне, собрав делегатов от 27 стран при 7 наблюдателях. Конференция утвердила Постоянный комитет Пакта, а Николай Константинович и Елена Ивановна были выбраны почётными президентами. Конференция рекомендовала правительствам всех государств поддержать Пакт Рериха.

Однако у идеи принятия Пакта были серьёзные противники. «В «Листах дневника» Н. К. Рериха находим: «Из Парижа пишут: «У нас был Раймонд Вейсс, который полностью подтвердил сведения о германском давлении на второстепенные государства в целях заставить их отклонить Пакт... Правда, нам приходилось слышать, что главным препятствием для некоторых государств было то, что идея Пакта исходила от русского...».

Прошли многие годы, но и сегодня всё, что предлагается русскими на международной арене, подвергается подозрению…

В связи с этим возникает вопрос: а как отнеслось осенью 1933 года к международному призыву присоединения к Пакту Советское правительство? Судя по всему, никак не отнеслось. СССР «приложил руку» к утверждению Пакта уже после Второй мировой войны, когда Европа и СССР потеряли значительную часть культурного наследия. И это было большой политической и дипломатической ошибкой Сталина и его правительства. Профессор М. Богуславский пишет: «В 1950 году Комитет Пакта Рериха направил Генеральному директору ЮНЕСКО копию Пакта со всей документацией по истории движения. В 1954 году ЮНЕСКО созвала международную конференцию, которая происходила в Гааге во Дворце мира с 21 апреля по 14 мая. В ней участвовали представители 56 государств, в том числе СССР, УССР, БССР, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии». Но вернёмся к моменту подписания Пакта Рериха. Ровно в полдень 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии президента Франклина Д. Рузвельта при участи представителей 20 стран Латинской Америки было подписано соглашение об охране сокровищ науки и искусства, памятников культуры. Обратимся к хронологическим записям Е. И. Рерих близким к дате заключения Пакта (3 том писем). К обнаруженным на тему заключения Пакта отрывкам писем проставим заголовки.

 

 

Перенос Конвенции

Из письма 31 от 27.02.35: «Хорошо, что Конвенция Вашингтонская перенесена с 14-го на 15 апреля. Астрологически день этот гораздо лучше и благоприятствует всем духовным начинаниям».

 

Пакт и …расположение светил

Из письма 63 от 5.04.35: «Пакт будет подписан в Белом Доме и Президент примет участие. Большое сердце поняло всё мировое значение этого Знамени, поняло и другое. Так и второе неотложное культурное задание осуществится. Оно уже готовится, но сейчас нужно переждать плохое сочетание Светил. Любители астрологии должны бы знать».

 

О дне духовного торжества

Из письма 86 от 8.05.35: «Вы знаете, что день 15 апреля прошёл очень торжественно. Подписание Пакта Рериха Северными Соединёнными Штатами и Южной Америкой совершилось в присутствии самого Президента в Белом Доме, причём сам Рузвельт и министр Уоллес, так же как и г-н Л. Хорш, говорили по радио».

 

 

Подписание Пакта Рериха.Полдень14 апреля 1935 года. Вашингтон

 

Торжество принятия пакта Рериха

Из письма 88 от 10.05.35: «Всё прошло под Благим Лучом. Конечно, присутствие самого Президента, тот факт, что он перенёс Ратификацию в свой Кабинет, ускорили присоединение всех Южных и Центральных Республик. Зина пишет: «Присутствовал весь дипломатический корпус Южной Америки, министры Уоллес, Корделл Холл, Директор и члены Пан-Американского Союза и Представитель Музея Рериха. Все они получили личное приглашение от Президента присутствовать на этом торжестве...» Также было интересно видеть секретаря Холла, который присутствовал при всей церемонии с самого начала и который, как нам передавали, сказал, «что никогда ещё все нации Южной и Центральной Америки, собравшиеся вместе для решения, не вынесли его так единодушно, как в этом акте!»

 

Казалось бы, желанная цель достигнута... Но не всё следовало воспринимать в радужном свете. Не зря мы указывали на то, что у подписания Пакта были влиятельные противники. Это было время прихода и утверждения во власти в Германии Адольфа Гитлера с маниакальной идеей мирового господства и пренебрежения Культурой, как таковой. С момента триумфа прошло три года и Е. И. Рерих, оценивая судьбу Пакта, пишет: «Дело Пакта и Знамени Мира тоже продвигается. На днях получили извещение, что Индусский исторический конгресс, состоявшийся в Аллахабаде, единогласно постановил присоединиться к Пакту Рериха. Такое же решение вынесли и два международных конгресса в Париже. А сегодня пришло новое сообщение, что старейшее Индусское литературное общество в Бенаресе на своём собрании 6 ноября 1938 г. высоко оценило проект Пакта Рериха и единогласно вынесло постановление о присоединении к Пакту Мира. В Шанхае местный комитет Пакта издал милую брошюрку о Пакте, так и Пакт двигается». А далее высказывается вовсе огорчительное: «Но в Америке, несмотря на то, что он был ратифицирован Сенатом, Пакт лежит без движения, а бывший председатель Вашингтонской Конференции отказался от него и дошёл до такой степени глупости, что писал частные письма некоторым представителям стран, принимавших участие в этой Конференции, о том, что он более не интересуется Пактом(16.11.38).

Как говорится, «в каждой бочке мёда ложка дёгтя». Пакт приняли и более им не интересуются. Не иначе как по закону борьбы и единства противоположностей. Преступная «забывчивость» происходила в то время, когда Европа стояла на пороге Мировой войны! Увы, многим тогда стало «не до культуры»… В результате настойчивые усилия Н. К. Рериха по спасению культурных ценностей мира оказались под смертельной угрозой. Но пора перейти к эзотерическому осмыслению дня, который назван Е. И. Рерих Днём Торжества Духа. Каковым видится выдающийся день в символизме развернувшихся картин?

 

 

Эзотерическое осмысление

Составим символический гороскоп на полдень Вашингтона 15 апреля 1935 года. Перед нами довольно напряжённый гороскоп (обилие красных линий), указывающий на то, что подписание Пакта проходило в непростой обстановке. Это же предполагает, что будущее Пакта – весьма тревожное…

Итак, для целей исследования имеем: Солнце в 25-м градусе знака Овен, Момент подписания Пакта в 5 градусе знака Лев, Репутация подписания Пакта в 23 градусе знака Овен, Сотрудничество в подписании Пакта в 5 градусе знака Водолей и Вхождение в Общественные отношения в 29 градусе знака Телец.

Картина-символ Солнца подписания Пакта, она же жизненная и творческая энергия за столом подписания важнейшего документа такова: «Возможность для человека приобретать опыт на двух уровнях бытия».

 

 

Разумеется, такая возможность предоставлена всем членам многочисленных делегаций, собравшихся в Белом Доме. Собравшиеся получили урок открытия новых потенциальностей, где были успешно затронуты «два уровня сознания». По этому поводу психоаналитик Дэйн Радьяр пишет: «Будь открытым. Имей возможность и желание формировать свой прозрачный ум в форму, открытую духовным свершениям. И ты сможешь испытать жизнь и силу на внутреннем плане, как и на внешнем». Но вот что любопытно: подписание Пакта Рериха «возвещает возможность нового шага эволюции – но лишь возможность. Индивидуум подвергается испытанию» (1, стр.59).

Итак, с подписанием Пакта Рериха появилась возможность нового шага эволюции. Всё верно, появилась. Но верно и то, что все подписанты Пакта подверглись испытанию. И как мы знаем, не все это испытание выдержали. Как, например, Председатель Вашингтонской конференции, вскоре «забывший» о своей подписи.

Картина-символ Момента подписания Пакта Рериха довольно сложная в «расшифровке». На картине мы видим: «Скалы, возвышающиеся над ущельем». Сама картина предельно понятна. А психоаналитическое содержание картины? «Структурирующая сила элементалий в длительном цикле планетарной эволюции» (1, стр.112). Как воспринимать картину в рассматриваемом контексте? Можно предположить, что делегации, которые собрались в Белом Доме подписать Пакт Рериха, приведены туда «благодаря длительному циклу планетарной эволюции». Подписание Пакта Рериха – не результат века и даже тысячелетия. Речь идёт о накоплении даже не эрами, а расами развития человечества. За столом президента Рузвельта в день подписания Пакта Рериха сознание подписантов «планетезировалось и обезличилось».

Определимся и с Репутацией, Славой подписанного Пакта Рериха. Картина-символ неожиданна: «Беременная женщина в лёгкой верхней одежде». На тот раз расшифровка картины предельно понятна, поскольку речь идёт о плодородии. И только. Новорождённым и является подписанный Пакт Рериха. Любопытно, кто в этом случае взял на себя роль Мужчины, и кем явилась воспринимающая Женщина, решившаяся на «внутреннее свершение»? (1, стр.58). Увы, о состоянии здоровья родившегося младенца символизм умалчивает…

Не менее интересна картина-символ Сотрудничества при подписании Пакта Рериха (VII дом), практически попадающая в «точку» события: «Совет предков подтверждает усилия молодого вождя». Кто же изображён на картине-символе? «Совет предков» – сидящие за столом подписания Пакта Рериха члены многочисленных делегаций. «Молодой вождь» – безусловно, Н. К. Рерих. Тот факт, что «совет предков» ставит свои подписи под Пактом Рериха и означает подтверждение усилий Н. К. Рериха. А вот как описывает ситуацию психоаналитик: «Корни прошлых действий, поддерживающие и дающие силу решению, принятому индивидуумом в критической ситуации». И это вполне понятно, поскольку «всё прошлое человечества стоит за любым индивидуальным усилием, в особенности во времена критических решений». Иными словами, «опора на предшественников даёт возможность Н. К. Рериху извлечь силу из самых глубоких корней» (1, 205).

И последнее. Картина-символ Вхождения Пакта Рериха в Общественные отношения (XI дом). Картины вполне бытовая: «Два сапожника, работающие за столом». Обратимся к комментарию психоаналитика: «Два сапожника» символизируют два опыта, обеспечивающих конкретные формы, облекающие и защищающие понимание». Речь идёт о «двойственности человеческого зрелого понимания». И тут мы видим с одной стороны опыт зрелого понимания Н. К. Рериха, а с другой стороны некий, возможно, недостаточно зрелый опыт человека, принимающего Пакт Рериха. Но иного быть не может, поскольку «ментальный процесс понимания и оценки подразумевает конфронтацию двух точек зрения: так ум обретает перспективу» (1, стр.75).

 

 

Литература

1. Дэйн Радьяр. «Астрологическая мандала». Москва: Сампо, 2006.

 

 


№69 дата публикации: 12.04.2017

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020