Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Луна трагических поэтов

Планета Луна, как ближайшая спутница Земли, связана с землянами «кровными узами». Иногда не в переносном, а в самом прямом смысле. Более того, в «Тайной доктрине» читаем: «Именно Луна играет самую большую и самую значительную роль как в образовании самой Земли, так и в населении её человеческими существами». Далее: «В действительности же Луна является спутником Земли лишь в одном отношении, именно, что физически Луна вращается вокруг Земли. Но во всех других случаях именно Земля есть спутник Луны, а не наоборот»*.

«Кровавые узы» Луны-матери и дочери-Земли отразил Поль Верлен в стихотворении «Козни Луны». Ночное светило, безусловно, «виновато» в гибели таких эмоционально-поэтических натур, как Гарсиа Лорка, Поль Верлен, Дмитрий Мережковский, Сергей Есенин.

 

 

«Ядовитое око»

О каких же «кознях» говорит читателю Поль Верлен в стихотворении о Луне? Вдумаемся в содержание исповедальных строк:

 

На мой лоб, что поник одиноко,

ибо сплю я вдали от тебя

полный месяц, меня невзлюбя,

устремил ядовитое око.*

 

На что жалуется поэт? На то, что «флюиды» Луны способны оказывать на работу мозга пагубное влияние? Толкать на непредсказуемые поступки? Именно на это. У Сергея Есенина имеется «лунное» стихотворение и тоже с пророческим и трагическим звучанием:

 

И Луны часы деревянные

прохрипят мой двенадцатый час.

 

Сколько обреченности звучит всего лишь в нескольких словах! Сколько недоброго предчувствия, понимания, что часы жизни, «запущенные» Луной, ею же будут и остановлены. Часы ненадёжные, «деревянные», не звонкого боя, а предсмертного хрипа, после которого простирается небытие…

В книге Бориса Соколова «Сергей Есенин. Красная нить судьбы», вышедшей в 2005 году, приводится ранее мне неизвестное стихотворение, указывающее на бессознательное, шокирующее отношение поэта к ночному светилу:

 

Всем вам спокойной ночи!

Отзвенела по траве сумерек зари коса…

Мне сегодня хочется очень

из окошка Луну обоссать.

 

Что за странное, больное, хулиганское желание? Чем мотивировано? Подспудным страхом перед Луной, ощущением того, что ночное светило явится виновницей бед поэта? Только этим и ничем иным. Иного объяснения не существует. Чуткие поэты нередко выступали в роли пророков в отношении собственной судьбы. Сергей Есенин был одним из них. Пророчество Есенина в отношении угрозы, которую несёт его жизни Луна, подтверждено космобиологическим исследованием автора о влиянии транзитных планет (и Луны, в частности) на микрокосм поэта в час его гибели.

Луна действительно оказала «убийственное» влияние на Есенина, помутила рассудок, толкнула на самоубийство. Луна является «пособницей» гибели С.Есенина, поскольку «внушила» поэту рассчитаться с жизнью собственными руками. Но надо признаться, что и сам поэт был недалёк от печального исхода, остро предчувствовал приближение смерти. Перед поездкой в Ленинград поэт признался бывшей жене Изрядновой: «Плохо себя чувствую, наверное, скоро умру…»

И в этом нет ничего нового и удивительного. Недаром Вильям Шекспир устами героя одной из пьес восклицал: «Это Луна во всём виновата!» Есть и другой вариант этой же темы: «Ничто не ново под Луной». В прощальной записке об этом напомнил живым и С. Есенин: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей…»

Планета Луна ничуть не изменила свой «характер» за прошедшие тысячелетия. Астрологи с незапамятных времён замечали, что Луна управляет поведением человека, его привычками, чувствами и эмоциями, жизнью на бытовом уровне. Лунно-земные связи хорошо изучены наукой селенобиологией, но продолжают таить немало тайн и загадок. Известно, что на дни полнолуния приходится пик самоубийств. Не это ли имеет в виду Поль Верлен, говоря о «полной Луне», как о «ядовитом оке»?

У выдающегося писателя, историка и филолога Дмитрия Мережковского, основателя Религиозно-философских Собраний в Санкт-Петербурге, проповедовавшего идею слияния язычества с христианством, имеется стихотворение «Зимний вечер» (1895), которое следует привести полностью:

 

О, бледная Луна над бледными полями!

Какая тишина – над зимними полями!

О, тусклая Луна с недобрыми очами…

Кругом – покой велик, к земле тростник поник,

Нагой сухой и тощий…

Луны проклятый лик исполнен злобной мощи…

К земле поник тростник больной сухой и тощий…

Вороны хриплый крик из голой слышен рощи.

А в небе – тишина, как в осквернённом храме…

Какая тишина над зимними полями!

Преступная Луна, ты ужасом полна

над яркими снегами.

 

И невольно возникает вопрос: «не причастна» ли планета Луна, как и в случае с Сергеем Есениным, к смерти «впечатлительного» поэта Дмитрия Мережковского?

 

 

«Ледяные, зеленые плоды»

Одной из главных и трагичных тем поэтического творчества испанского поэта Фредерика Гарсиа Лорки является тема «Луны-убийцы». И это, надо признать неожиданный образ, поскольку поэты, как правило, воспевают Луну, «спутницу и покровительницу влюблённых». Лунный свет для любящих считается привлекательным и эротичным. Одним словом, свет желанный… Но есть у Луны и иная сторона, в прямом смысле «тёмная сторона» лика.

Перечитывая томик стихотворений Ф. Лорки, нельзя не обратить внимания на то, что с каждым последующим упоминанием о Луне песня поэта становится всё более печальнее и безнадёжнее. Казалось бы, Ф. Лорка начинает с бездумного созерцания ночного светила («Молодая Луна»):

 

Срезая ночную речную рябь,

она на волне колеблется,

а молодая ветвь её

принимает за зеркальце.

 

Почти идиллия! Но в следующем стихотворении поэт принимается «гадать по Луне». Стихотворение называется «Если бы мог по Луне гадать я». И что же? Поэт описывает время, когда «звёзды собираются к лунному водопою». Лорка расстаётся с идиллией:

 

И кажусь я себе в эту пору

пустотою из звуков и боли,

обезумевшими часами,

что о прошлом поют поневоле.

 

Как видим, у Лорки случился тот же переход в настроении, что и у Сергея Есенина с его «хрипящими деревянными часами».

Отчего же поэта преследует навязчивое желание «разгадать Луну», постичь скрываемую космосом тайну? Не потому ли, что под влиянием лунного света «имя любимой звучит отдаленно, как еще никогда не звучало»? Поэт предчувствует, что в лунных флюидах сокрыта грозная сила, под влиянием которой имя любимой «дальше чем звёзды и печальней, чем дождь усталый».

Что именно нагадал Лорка «по Луне»? Оказывается, собственный печальный конец. И Луна оказывается причиной оборванной жизни:

 

Никто в ночь полнолуния не съел бы апельсина,

едят лишь ледяные, зелёные плоды.

 

Преувеличение? Вероятно. Но о своей судьбе сказано пророчески точно. По воспоминаниям свидетелей последних часов жизни поэта, Ф. Лорку в лунную ночь вели на расстрел жандармы. И Лорка действительно срывал с деревьев апельсины, однако, «золотые шары» не ел, а бросал в речные воды. «Ледяные, зелёные плоды» в ночь полной Луны обратились для поэта в безжалостные жандармские пули.

 

 

«Луна моя, скройся!»

В «Романсе о Луне, Луне» поэт представляет себя маленьким мальчиком, беседующим с Луною. И по странной прихоти просит: «Луна, Луна моя, скройся!»

На что Луна отвечает: «Не трогай мальчик, не трогай моей прохлады крахмальной». Поэт-мальчик гонит Луну прочь, но та его грозно предостерегает. Появляются спасительные цыгане. Однако поздно, слишком поздно!

 

Где-то сова закричала так безутешно и тонко!

За руку в тёмное небо Луна уводила ребёнка.

Вскрикнули в кузне цыгане, эхо пропало в чащах,

а ветры пели и пели за упокой уходящих.

 

Поэту хотелось бы увидеть в Луне «блестящую льдинку», но совершенно иной, фантастический, страшный образ рисуется в стихотворении «Луна и смерть»: «Зубы кости слоновой у Луны ущербной». Время «ущербной» Луны поэт назвал «кануном умиранья».

И ещё важное обстоятельство. Лорка отдавал себе отчёт в том, что жизнь его всецело зависит от «движения звёзд», поскольку философски связывал «цифры и звёзды»:

 

Вижу, движенья полны, цифры и звёзды по кругу

мчатся навстречу друг другу.

 

А как понимать следующие строки: «Луна мертва, Луна мертва, но воскресит её весна»? Образ мёртвой Луны – образ самой смерти, но из неё по мысли поэта рождается новая жизнь. По весне воскреснет бессмертный дух поэта…

 

 

«Эту землю усеют трупы»

Летом 1936 года в Испании разразилась гражданская война, начало которой положил военный переворот фашиста генерала Франко. Над демократами Испании нависла смертельная опасность. В те мятежные дни жизнь человека не стоила и гроша. Противников генерала Франко расстреливали тысячами без суда и следствия. Особую опасность для сторонников Франко представляли интеллигенты, которых «ставили к стенке» в первую очередь. Реальная опасность нависла и над поэтом Лоркой, который беспощадно сатирически бичевал жандармов и фашистов. Свою оценку творчеству поэта поставил в те дни и комендант восставшей Гранады: «Лорка нанёс новой власти больше вреда пером, чем иные пистолетом». Это был приговор и предупреждение одновременно. Пока предупреждение…

Что же следовало предпринять? Немедленно скрыться, уйти в подполье, затаиться до лучших времён. Но Лорка этого не сделал. Не сделал, умышлено, сознательно.

Поэт решил отдать свою жизнь, принести себя в жертву событиям. Причём подвел под решение философскую основу: «Мы, я имею в виду интеллигенцию, людей получивших образование и не знавших нужды, призваны принести жертвы». Итак, налицо комплекс вины, в результате которой жертвоприношение стало возможным. Зная о фактически вынесенном ему смертном приговоре, Лорка добровольно пошёл навстречу гибели…

16 июля 1936 года, ведомый непреодолимой силой, Лорка направляется в Гранаду, как некогда поэт Михаил Лермонтов направлялся в Пятигорск за пулей Мартынова.

Почему же стало возможным «жертвоприношение» Лорки именно в эти дни?

Известно, что человек по своей сути является биологической антенной, которая чутко улавливает «дыхание» космоса, особенно «флюиды» Луны и Солнца. Космобиология свидетельствует, что 19 июля 1936 года явилось полное солнечное затмение. Но не только Луна явилась причиной гибели поэта, оказав «сильное бессознательное влияние, заставившее потерять контакт с действительностью». Исследование показывает, что почти все транзитные планеты этих дней оказали негативное влияние на микрокосм Лорки.

Марс и Плутон явились виновниками «сильных инстинктов, неумения владеть собой, безрассудного стремления добиться своего, проявляя необычайную смелость, но, теряя самообладание». В результате чего вероятна насильственная смерть. Юпитер вызвал «избыток чувств в отношении людей, желание сделать для них невозможное». Сатурн спровоцировал «опасность одержимости, комплекс неполноценности, нереальный взгляд на события. Как магнитом притяжение тайных врагов и попадание в ловушку. Возник комплекс мученика, стремящегося заручиться симпатией людей, когда одиночество и жалость к себе ведёт к психозу».

 

Перед отъездом в Гранаду поэт передал другу на хранение черновики и письма со словами: «Если со мной что-нибудь случится, сожги». И пророчески добавил: «Эту землю усеют трупы». Жертвоприношение Лорки произошло на рассвете, в час, названный поэтом часом «ледяной Луны».

Это была символическая смерть. Лорка принял её сознательно и мужественно, точно так же, как и русский поэт Николай Гумилёв. Казнь произошла недалеко от местечка Виснар, у большого камня, возле ручья, который называли «источником слёз». Одновременно с ним в небытиё ушли два тореадора и старый учитель, вечные герои его стихотворений...

 

* Выделено автором.

 

 


№69 дата публикации: 01.03.2017

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020