этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025
Наталия Жукова
19 декабря – Никола Зимний –
Памятный День Святителя Николая Чудотворца
Святой Николай Можайский. Ярославская икона. XIX в.
Прииди на Русь и виждь, яко несть града, ни села,
идеже не беша чудеса многа умножена святаго Николы.
Русский книжник XI в.
Сердце, пылающее помощью, – Наше сердце [1].
В студёном снежном декабре – Праздник Николы Зимнего, и вновь сердце радостно стремится к Нему, неизменно близкому и особенно любимому на Руси…
В народе нашем святой Никола почитается, как добрый, милостивый и скорый заступник, покровитель путешествующих, избавитель пленных и невинно осуждённых.
В молитвах называют Его «скорый и сильный пред Богом во всяких бедах помощник», «питатель вдов и сирот», «град спасения всех», «побеждаемым помощь».
Никола – свой, родной, Он – наш, Он, зачастую, ближе всех… Ему доверяют,
Его любят… И тянутся к Нему, как дети к Отцу, делятся своими горькими мыслями, заботами и тяготами. А когда снова беду отведёт – в радости не забыть бы благодарить Его, и не словами только, а горячей волной сердца: «Помним и любим всегда!»
Но живущие неправедно справедливо опасаются Николу. Он – строгий, неподкупный, лжи не терпит, лицемеров на чистую воду выведет, с предателями суров. Народ наш вразумляет – хватит лениться и лгать, пьянствовать и ругаться, друг друга поедом есть, живите по совести, будьте добрее, помогайте ближним и дальним в трудную минуту, чтобы не на словах только, а на деле возрождалась душа народа. Увещевает по-хорошему – до поры до времени. Но когда надо, и меч подымет. Стоит за Правду!
* * *
С древности и по сей день на Руси святому Николе Угоднику посвящали многочисленные храмы и часовни. Его иконописные или резные изображения были и в церквах, и в домах, их ставили на перекрёстках дорог. И это было не случайно.
Намоленные иконы веками излучают незримые волны благодати, которые воздействуют благотворно на множества людей, умиротворяют души, смягчают жестокие нравы. О сокровенном значении икон говорится в «Гранях Агни Йоги»: «Иконы, священные Изображения и предметы имеют значение не сами по себе, но как посредствующие звенья, соединяющие сознание с Теми… к Кому… оно устремлено. Для объединения с Высшим сознанию надо на что-то опереться, за что-то ухватиться, через что-то подойти. (…) Конечно, и сами предметы эти необычны, постольку насыщены они наслоениями высших вибраций или мыслей духовного порядка. Даже светиться могут от пересыщенных наслоений такие предметы» [2].
В Москве, над вратами Никольской башни Московского Кремля помещён Образ Николы Можайского. Он был особо чтим на Руси, как защитник городов, покровитель князей и воинов. Икона или резная деревянная скульптура этого Святителя над вратами градов хранила их от вражьих набегов, бед и напастей.
Святитель Николай Можайский. Резная икона. XIX в.
Как возник этот Образ? Вспомним древнюю легенду. «Задумали татары напасть на Можайск. Тогда явилось дивное видение. В ободрение жителей Можайска и на страх врагам Святитель Николай показался в грозном виде, держа в одной руке меч, а в другой – храм. Неприятель так устрашён был этим видением, что снял осаду и бежал к удивлению и радости осаждённых жителей Можайска» [3].
С тех пор святого Николу Можайского так и принято изображать – в облачении епископа, с мечом в правой руке и храмом – в левой.
Никола Можайский. Деревянная скульптура. XIX в.
Обращается к Образу Николы Можайского и Николай Константинович Рерих. В 1920 году он пишет картину «Святой Николай».
Над светлой рекой, прихотливо текущей среди крутых холмов, на высоком красном яру – Святитель Николай. Он в епископском облачении, в белом омофоре* и митре**.
Это – Никола Можайский. Он поднял меч и храм – символ брани и защиты невинных. За Ним, на возвышенности, – град с величественным храмом, обнесённый крепостной стеной со сторожевыми башнями.
Н. К. Рерих. Святой Николай. 1920
Издалека по реке, в туманной дымке плывёт варяжская ладья с красным парусом. Но с чем бы ни пришли на Русь «заморские гости» – Никола всегда на дозоре. Охраняет мирный город от неприятельских набегов. И белые птицы парят на Ним.
* * *
И наше время полнится рассказами о дивной Помощи Святителя Николая. Множество трогательных историй присылают люди и редакции газет и порталов в канун Его Памятных Дней [4].
Сколько чудес! Никола помогает и детям, и взрослым, и в самых малых, обыденных делах, и важных вопросах. Хотя, кто может судить – где малое, где великое…
Читаем: вот святой Никола спас семью во время автомобильной аварии; вот послал девушке надёжного спутника жизни; вот помог получить хорошую работу; вот чудесным образом накормил голодного и бездомного человека; вот исцелил от болезни; вот охранил город от урагана; вот удержал отчаявшегося от самоубийства; вот помог женщине родить здорового ребёнка; вот вернул девочке пропажу; вот помог бросить курить; вот избавил от напрасного обвинения…
В наступающей Новой Эпохе, когда Высшие Силы небывало приблизились к людям, от нас Они ждут подражания – почитания в действии.
Не промедлит Никола. «Где нужда, там и помощь нужна». Во всех случаях нашей трудной и непредсказуемой жизни, когда мы от всего сердца просим Его: «Помоги!», приходит и помогает. Что бы мы делали без него? Но в ответ на помощь – ждёт, когда мы хоть немного уподобимся ему и поможем в нашей малой мере другим – своим близким, друзьям, бедным, старикам, больным… Сколько случаев бывает в жизни, когда можно помочь. Не можешь помочь руками или вещами – помоги мысленно.
«Мочь помочь – счастье» [5], – говорит Живая Этика – Учение Новой Эпохи. «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом, и в великом. Помощь есть стук в будущее. (...) Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь» [6].
Никола Можайский. Деревянная скульптура
в серебряном окладе, украшенном эмалью. XIX в.
В этот снежный радостный Праздник Николы Зимнего, когда он особенно близок, помним – он с нами всегда, когда мы сердцем с ним. Об этом – проникновенные стихи Наталии Дмитриевны Спириной.
Ты пребываешь всегда,
а не по праздникам только;
Значит и радость – всегда,
а не в редчайшие дни.
Лишь бы мы были с тобой
в мыслях, деяньях и чувствах –
И наша жизнь обернётся
праздником вечным тогда [7].
11 декабря 2015 г. Новосибирск
Примечания:
* Омофор – широкая белая лента с крестами, которую носят христианские епископы, как символ заблудившейся и найденной пастырем овцы.
** Ми́тра (др.-греч. μίτρα «повязка») – головной убор, часть богослужебного облачения в христианской церкви, символизирующая терновый венец, которым был коронован Спаситель. На митре по бокам помещаются маленькие иконы – Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху – Троицы или серафима.
1. Иерархия, 434.
2. Грани Агни Йоги V, 163.
3. Цит по: Жукова Н. «Заступник всех в бедах сущих» // Перед Восходом: Издание Сибирского Рериховского Общества. – Новосибирск, 1996. – № 1. – С. 3.
4. Современные чудеса Святителя Николая: www.pravoslavie.ru/61692.html
5. Листы Сада Мории. Зов. 15.10.1921.
6. Иерархия, 434.
7. Спирина Н. Д. Капли: Сборник стихов. – Новосибирск, 2010. – С. 301.
8. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов: http://gallery.facets.ru/
№68 дата публикации: 01.12.2016
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020