ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №97 / Весна 2024

Читателям Содержание Архив Выход

Составитель Александр Херсонов

 

Е. П. Блаватская в заметках Е. И. Рерих и её сотрудников

К 185-летию со дня рождения

 

«Я видел дальше других только потому,

что стоял на плечах гигантов».

Ньютон

 

«Отдельные голоса учёных не принимались в расчёт, а «оккультные» науки, несмотря на «Тайную Доктрину» Блаватской, продолжали рассматривать «посвящения» со всеми их человеческими аксессуарами на уровне уходящих в лету времён». (5, стр.294).

 

Из беседы с Владыкой. «Как можно приблизить Космические условия к возрасту, если раньше 50 лет никто к Нашей работе не приобщается. Есть инструменты, но созидательная работа Нашего Плана начинается позже. Разница в том, что Блаватская раньше сознавала резкую разницу личных поступков от руководства, но потом она объединила оба сознания в одном» (4, стр. 136).

 

«Неисповедимы Пути Господни, и победа, суждённая Иерархией Света, превысит наше воображение. Великий символ такой победы дан в исторических примерах. Так, победа Е. П. Блаватской, хотя и становится очевидной, ещё не может проявиться во всей своей силе, потому что размах этой победы должен соответствовать размаху принесённой ей вести. …Я горжусь, как и мадам Блаватская, что мы принадлежим Азии, – континенту чудес и великого героизма (1, письмо № 52).

 

«Большая радость была для меня получить Ваш чудесный очерк о Блаватской, да ещё с Вашей милой надписью. Сердечное спасибо за это внимание. Появление этой книги так своевременно, и можно ожидать, что она заложит основание новому пониманию нашей гениальной соотечественницы среди её же сородичей» (1, письмо № 11).

 

«Вы знаете, как мы чтим Блаватскую и её приемницу Безант» (5, стр.211).

 

«Для всех продвинутых сознаний, конечно, все книги Блаватскойкладезь, так же и «Письма Махатм», но необходимо знакомство с основами Восточной Философии» (4, стр.340).

 

«Очень люблю книжечку Синнета «Оккультный мир», жизнь и чудеса окружавшие Блаватскую. Эта книга была очень одобрена Мастером К.Х. Два тома дневника Олькотта дают описанин его встречи и работы с Блаватской и всех чудес, происходивших тогда» (4, стр. 341).

 

«…В случае Е. П. Блаватской Великие Учителя могли спасти и удлинить её жизнь, ибо она не закончила тогда свой основной труд, «Тайную Доктрину», но Они предпочли уявить её на уходе из-за благоприятных космических условий и некоторых нужных Им стечений земных обстоятельств и событий. Этот преждевременный уход дал ей возможность получить новое прекрасное тело, на этот раз мужское, и родиться в тот срок и в тех условиях, которые помогли ей или ему в физическом теле достичь Ашрама» (2, письмо № 121).

 

«…Вспомним о подвиге Е. П. Блаватской, которая на своём трудном пути являла именно пример полного доверия и верности. Её львиное сердце не знало ни страха, ни сомнений. Она мужественно несла своё поручение, и там, где ей было нечто не ясно, она шла так же твёрдо, ибо великая вера жила в её сердце. В «Надземном», в §135, сказано: «Даже в самые трудные минуты она устремлялась к Нам. Такая сила воли создавала вибрацию мощную. Никто и ничто не могло заставить её хотя бы косвенно осудить Учителя. И прямое несчастье не могло заставить её забыть о Братстве. Даже при кораблекрушении она твёрдо держала мысль о Братстве, и такая решимость усиливала вибрацию священную» (2, письмо № 9).

 

«Е.И. рассказывала про Блаватскую и её книгу «Из пешер и дебрей Индостана», из которой рассказала мне интересный эпизод её встречи и путешествия с М.М. который был под именем Гулаб-Лалл-Синга. Она опять сказала, что Блаватская, кроме Джаджа, не была никем понята, даже Олькоттом, и, в сущности, она боролась в одиночестве» (3, стр.136).

 

«Когда все нападали на Блаватскую, он (Синнет, – АИХ) её первый признал и писал о ней в своём журнале» (3, стр.179).

 

«Мы преклоняемся перед Е. П. Блаватской, этой мученицей, и всем сердцем принимаем всё принесённое ею, так же, как и «Тэмпль Тичингс», данные Учителем Илларионом через посредство Франчиа Ла Дью, но и об этом я уже писала.

...Но распознавание всегда и во всех Учениях полагалось в основу ученичества. И учение Е. П. Блаватской особенно настаивало на таком распознавании, которое заключается в огнях сердца. Итак, ещё раз скажу, что всё, связанное непосредственно с Е. П. Блаватской глубоко почитается нами. Снова и снова остаётся пожалеть, что, видимо, польские и русские теософы не знают не только полного собрания трудов Е. П. Блаватской, но не осведомлены и о всей истории теософического движения.

О книге Ледбитера «Учителя и Путь» я уже писала в моём письме к А. М. Асееву, выдержки из которого он поместил в своём журнале. Повторю ещё раз, что всё, что содержит в себе эта книга на основании записей Е. П. Блаватской, прекрасно, также, как и все выдержки, приводимые Ледбитером из буддийского «Ламрина» (2, письмо № 66).

 

«…На широту сознания и непредвзятость последователей Блаватской, вероятно, и расчитывали Рерихи. Но тут им пришлось разочароваться. Если сама Блаватская обладала этими качествами, то её последователи в лице руководителей Теософического общества больше всего были обеспокоены собственной иерархической градацией и сопровожлающей её пышной ритуальностью и им не было никакого дела до задач, стоявших перед Рерихом». (5, стр.214–216).

 

…Разница несомненно существовала. Выражалась она в том, что при почитании Блаватской и её трудов «агнийогическая» литература не признаёт такого же авторитета за всей теософской литературой» (5, стр.219).

 

«Живая Этика, считая истинным учение Блаватской, своих последователей учила , прежде всего, свободе познания (и теософы не пользовались среди них никаким преимуществом)» (5, стр. 220).

 

«Затем читала нам, что Упасика (духовное имя Блаватской, – АИХ) ушла, ибо был самый лучший момент для её нового воплощения, и М. всегда знает, когда лучше ученику уйти для новых благоприятных условий из этого мира (3 стр.314).

 

«Сегодня утром Н.К. говорил со мной о Блаватской и Олькотте. Малая капля его преданности и сознание и вера в Учителей его держали в благополучии всю жизнь, хотя он был во многом против Блаватской, даже губя её начинания и идя против них. Вот капля преданности!» (3, стр.370).

 

«Е.И. говорила, что Блаватская потому должна была воплотиться в последний раз в венгерского юношу, ибо у неё было больное астральное тело, а её надо было прийти в Братство в физическом теле, и для этого нужна была здоровая оболочка» (3, стр.372).

 

«…Беседа показала правоту Е.И. и одобрение её мысли Учителем. …Затем она говорит, что Блаватская писала, сама собирая материалы, прося своих друзей собирать источники, и под диктовку Учителей. Светик утверждает, что лишь Учителя написали «Тайную доктрину» (3, стр.384).

 

«Дух Блаватской имел многовековые накопления знания, и потому она могла собрать «Тайную доктрину» и принести миру подтверждение и знание утерянное о существовании Великого Братства (4, стр.350).

 

«Е.И. говорит, что Мастер Серапис, даже когда Блаватская сказала что-то , чего Мастер Серапис не говорил, не опроверг сказанное, ибо хотел увеличить её авторитет, который и так подрывался её же сотрудниками» (3, стр.412).

 

Из беседы с Владыкой. Е.И.Р:. «Мне казалось, что Блаватская в детстве была медиумисткой?

Владыка: «Мы её спасли. Упасика могла бы легче пройти путь, поборов медиумизм. Медиумизм – сложная страница».

ЕИР: «Как хотелось бы мне видеть свою работу , иметь больше видимых результатов?

Владыка: «Результаты видимых явлений Блаватской являли губительное следствие. Если весь Космический разум и чистый огонь невидимы, то как же дать духу это мощное напряжение ощутить! (4, стр.162).

 

«…Блаватская уже в своих прежних жизнях уявлялась на йогическом пути, но в этой жизни ей пришлось принять тело сильного медиума, ибо поручение её было работать среди большого числа людей, среди постояннго враждебного к ней отношения и окружения с дисгармоническими аурами и уявить чудеса для убеждения избранных в существовании иных законов Природы, в существовании знания высшего» (4, стр.350).

 

«Кхандала – прелестное мест, и оно замечательно тем, что здесь находятся древнейшие Буддийские пещеры… Для нас это место знаменательно и дорого тем, что здесь Блаватская встретила Махатму М., когда она с несколькими спутниками предприняла путешествие в эти пещеры из Бомбея (4, стр.321).

 

«… На рассвете Махатма М. снова появился из неожиданного скрытого прохода вместе с Блаватской и обратился к спутникам её с приветственными и обдряющими словами».

«Даже Е. П. Блаватская жила в долине, а не в Братстве, когда была у Мастеров» (3, стр. 287).

 

«Контакты Блаватской с Учителями М. и Джуал Кулом были для всех Рерихов неопровержимой истиной (5, стр.211).

 

Кого нашла Блаватская?

«Если бы несение Креста Культуры было легко, то и заслуги не было бы. Кого нашла Блаватская? Неужели Олькотта, который уявил столько злопамятства и зависти, допустив в своём дневнике неуместные и злобные замечания о ней, о ней, всё ему открывшей? Или Синнетта, типичного самомнительного англичанина, получившего так неизмеримо много от Великих Учителей за оказание им некоторой поддержки Блаватской и всё же оказавшего ей недоверие[1]? Неужели Безант, которая привлекла Ледбитера, этого чёрного гения Теософического движения? Или даже графиню Вахтмейстер, очевидицу многих доказательств заботы и доверия Великих Учителей к Е.П.Б., и всё же допустившую в мыслях, из-за наговоров негодяев, сомнение в непонятных для неё действиях Е.П.Б. – этого врождённого благородства, самоотверженности, бескорыстия и честности![2] Жалкие карлики! Немало ещё их, чей нравственный и умственный уровень настолько низок[3], что они не могут вместить в свои узкие рамки гениальную сущность Е.П.Б. Она им уявляется[4] как бы в вогнутом зеркале. Но такие жестокие искажения претерпевались всеми великими людьми[5], не говоря уже об искажённых Обликах Великих Учителей человечества. Остаётся одно утешение – нестираемость[6] рекордов Акаши, хранящих истинные лики великих[7] деятелей, их мысли и намерения. Кто сможет подняться на такие Высоты, прочтёт эти рекорды» (2, письмо № 197).

 

Блаватская как медиум.

«Ведь и Е. П. Блаватская была сильнейшим медиумом, но с помощью Великого Владыки она превозмогла в себе эту опасность и стала тем, что мы называем медиатором. Но всё же даже ей пришлось бороться с возвратами медиумизма. Но поручение её было настолько велико и трудно, что Великому Учителю пришлось избрать для этого особый медиумистичный организм, который облегчил бы ей миссию её и в то же время позволил бы находиться в окружении людей без страшной опасности огненного пожара и мучительной смерти. Почти никто не представляет себе той опасности и тягости, которые испытываются человеком с открытыми центрами среди дисгармонического окружения» (2, письмо № 198).

 

О выпадах на Блаватскую.

«Теперь о выпадах на Е.П.Б. Содержание её печатных трудов настолько превышает уровень обывателей и злопыхателей, что все нападки их не имеют значения. Кроме того, сами того не замечая, злопыхатели отдают ей дань высокого признания перечислением имён тех выдающихся учёных и философов, которые почитали её при её жизни, и описанием, как один из них даже умер, держа в руке её книгу «Голос Безмолвия». Возражать на такой пасквиль должны теософы. Но имеются ли среди [них] сейчас достойные и даровитые сотрудники? Теософическое Общество и сами теософы могут скончаться, но Свет, принесённый Е.П.Б., не может погаснуть, ибо он был зажжён от Великого Источника.

…Конечно, в своё время Е.П.Б. бесстрашно выступила на борьбу со всем католическим миром и ярко разоблачила его чудовищную мораль, которая так яро исповедуется и проводится в жизнь его вернейшими соратниками – иезуитами. В «Разоблаченной Изиде» имеются замечательные страницы истории католического мира с выдержками из подлинных документов. Полезно перечесть» (2, письмо № 203).

 

«О нападках на Е. П. Блаватскую слышала и не раз уже читала изрыгания злопыхателей. Но этой книги не знаю. Вероятно, это очередная попытка её ярых врагов дискредитировать эту великую личность ввиду усиления интереса к тайноведению. Можно почти наверное сказать, что этот пасквиль оплачен католическим миром. Ведь в своём труде «Разоблаченная Изида» Е.П. разоблачала не только Изиду, но прежде всего деятельность иезуитов и всего католического мира. Интересно перечесть эти главы, ибо она даёт полную документацию всех источников, откуда она черпала свою информацию. Очень советую ознакомиться с этим трудом, там приведено много интереснейших фактов и дано правильное освещение им» (2, письмо № 207).

 

Источники цитируемого.

1. Письма Е. И. Рерих, том 6.

2. Письма Е. И. Рерих, том 7.

3. З. Г. Фосдик «Мои учителя», Москва: «Сфера», 2002.

4. Е. И. Рерих «У порога нового мира», Москва: МЦР, Мастер-Банк, 2007.

5. П. Ф. Беликов «Рерих.Опыт духовной биографии», Москва: МЦР, Мастер-Банк, 2011.

 

 

Примечания:

[1] В другой редакции письма: получившего так неизмеримо много и всё же оказавшего недоверие.

[2] В другой редакции письма фраза дана следующим образом: Или даже графиню Вахмейстер, имевшую такие доказательства заботы и доверия Великих Учителей к Е.П.Б. и всё же допустившую в мыслях возможность жалкого вымогательства со стороны Е.П.Б. – этого врождённого благородства, бессребренности, честности и самоотверженности.

[3] В другой редакции письма: ещё низок.

[4] В другой редакции письма: которая уявляется им.

[5] В другой редакции письма: Но такое жестокое искажение претерпевали все великие люди.

[6] В другой редакции письма: именно нестираемость.

[7] В другой редакции письма: всех великих.

 

 


№67 дата публикации: 08.09.2016

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020