ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №97 / Весна 2024

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

«Явите дерзания»

О картине С. Н. Рериха «Иаков с Ангелом»

 

С. Н. Рерих. Иаков с Ангелом. 1943.

Национальная галерея иностранного искусства. София, Болгария

 

Спросят – кто дал вам право дерзать?

Скажите – дерзаем по праву эволюции. (…)

Нельзя указать сейчас другой путь.

Явите дерзания [1].

Агни Йога

 

В живописном творчестве выдающегося художника XX века Святослава Николаевича Рериха (1904−1993) особое место занимают произведения символические. В основе многих из них – библейские сюжеты, но в современном прочтении они открывают нам новые грани вечной жизни человеческого духа – его устремлений, исканий, борьбы и побед.

Одна из таких картин – «Иаков с Ангелом», – находится в Болгарии, она написана в 1943 году, в разгар Второй мировой войны.

Вспомним библейский сюжет. У Ветхозаветного патриарха Иакова был старший брат-близнец Исав. Ещё до рождения братьев было предсказано, что потомки старшего будут править страной. Будучи любимцем матери, Иаков, по её подсказке, хитростью добился от престарелого слепого отца благословения на первородство [2]. Так он стал родоначальником народа Израилева. Но всю дальнейшую жизнь был вынужден расплачиваться за свой обман. Возмездие неизбежно. Ему пришлось покинуть свой дом и много лет жить в изгнании.

Но Иаков был высоко духовным и добродетельным человеком, как-то во сне он увидел: «…Вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходятпо ней» [3]. Эта Лестница – символ Небесной Иерархии – стала называться «Лестницей Иакова».

Но вскоре у него случилась встреча с Ангелом наяву.

Когда Иаков уже готовился вступить во владение Святой землёй на правах первородства, его брат Исав, уже обещавший ранее его убить [4], направился к нему навстречу с войском. Устрашился Иаков и стал молиться. Ночью перед ним появился Некто – таинственный Ангел – Вестник Бога.

Библия повествует: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? оно чудно. И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце…» [5]

Это загадочное место в Библии толковалось множество раз. Считается, что виновному в обмане Иакову перед битвой с братом была дана возможность искупить свою вину, и Ангел – Посланник Бога – вышел бороться с ним. Но поскольку Иаков имел чистое сердце, не испугался, но нашёл в себе мужество и силы духа противостать судьбе, Бог Помог ему одолеть Ангела. И тот благословил его. Таким образом, Бог Простил ему обман, Признал его права на первородство и на Святую землю.

На картине Святослава Рериха «Иаков с Ангелом» (1943) – две слившиеся фигуры в яром накале борьбы, которая носит вселенский характер. Всё пространство наполнено движением… И земля, и небо, и дальние горы сливаются и кружатся в мощном порыве. Напряжение борьбы нарастает, вспыхивают серебряные, лиловые, тёмно-синие, розовые пространственные вихри, мерцают золотые всполохи могучих крыл Ангела, и в эпицентре боя – скорбное лицо Иакова… Он знает свою вину, но не сдаётся. В могучем обхвате человек держит Посланника Неба – и совершает невозможное – побеждает его!

Выдающийся рериховед Павел Фёдорович Беликов отмечал на картине «Вихрь света и тьмы, который способен перевернуть всё до основания и в самом человеке, и в окружающем его мире. Глядя на это полотно, невольно задаёшь вопрос: всегда ли мы правильно определяем границу между добром и злом в нас самих и в окружающем нас мире? Способны ли различить правду от лжи? Готовы ли к тому, чтобы не ошибиться на крутых поворотах истории и встать на правую сторону?» [6]

Языком вечных символов Святослав Рерих напоминает, что самая опасная борьба идёт в нас самих. И несмотря ни на что, нельзя сдаваться под ударами судьбы, ибо мощь пробуждённого духа преодолеет всё…

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «…Путь всё тот же – путь преодоления и господства. Препятствия, трудности и борьба, вызывая сознательное напряжение огненных энергий микрокосма, усиливают их по степени сил противодействующих. С ростом препятствий растут и силы. По врагу и меч. Осознание силы растущей правильно. Как бы ни было сильно нападение тёмное или натиск стихийных условий, надо именно ополчиться духом, вызывая из бездонной глубины своей к жизни и действию беспредельный неисчерпаемый потенциал могущества человеческого духа. Спящую мощь пробудить надо. (…) Можно, можно, можно черпать от силы внутреннего огня осознанного. В минуту особой трудности скажите себе: «Восстань, беспредельная сила, из глубины моей, могучая, всепреодолевающая, непобедимая, огненная». Молния духа от внутреннего огня рождается. Меч духа глубинным огнём сверкает. Микрокосм есть мир беспредельных, неисчерпаемых огненных возможностей. Но нужен волшебный огонь духа, чтобы осветить скрытые сокровища. (…) Я, Владыка Огня, на заре Огненной Эпохи сынов огня к овладению огнём Призываю» [7].

 

* * *

Но в 1970-е годы художник вновь обращается к этому сюжету и создаёт прекрасный лаконичный графический эскиз, на котором только две фигуры. Могучий Ангел с суровым ликом и взметнувшимися крыльями стальной хваткой держит Иакова и грозно наступает на него – тот, ослабевший, изнемогая, склоняется и падает на колено. Судьба неумолима… Удастся ли на этот раз удержать её?

 

С. Н. Рерих. Иаков с Ангелом. 1970-е.

Международный Центр-Музей им.Н. К. Рериха, Москва, Россия

 

 

Наталия Спирина

Всегда борьба. Всегда победа.

Иначе плен. Иначе смерть.

И должно трудности и беды

Своим огнём преодолеть.

Идти вперёд и не сдаваться,

И зная, что за нами Братство,

Мир новый строить и беречь [8].

 

20 июня 2016 г. Новосибирск

 

Примечания:

1. Агни Йога, 49.

2. Быт. 25:27−50.

3. Там же. 28:12.

4. Там же. 27:41.

5. Там же. 32:24–31.

6. Беликов П. Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М., 2004. С. 118.

7. Грани Агни Йоги 1953, 335.

8. Спирина Н. Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2010. С. 368.

9. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов. http://gallery.facets.ru/

 

 


№67 дата публикации: 01.09.2016

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020