Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Стыдно ли быть масоном?

«За» или «против»

На заданный вопрос, читатель, вероятно, философски ответит: «Смотря, каким масоном…» И в чём-то будет прав. В одной из первых публикаций о жизни и творчестве Н. К. Рериха автор этих строк упомянул, что художник являлся масоном. Только и всего. И вскоре получил гневную отповедь: «продвинутая» часть публики определила упоминание о масонстве художника, как «ложку дёгтя в бочке мёда» публикации. И в запале неистового неприятия масонства Н. К. Рериха прямо спросила: «Вы на кого работаете? На чью мельницу льёте воду, господин Херсонов?». Тогда я ответил, что «господином» никогда не был и вероятно уже никогда не буду. Всегда был и остаюсь «товарищем». А по поводу «мельницы» не нашёлся, что ответить, а потому отвечаю сейчас: «Действительно, «лью воду». И уже много лет. На мельницу «Познания истины»». В чём вижу основную задачу жизни. Любопытно, что обе противостоящие стороны приводили «железные» аргументы как в пользу того, что Н. К. Рерих был масоном, как и в пользу того, что художник никогда масоном не являлся. Нашумевший спор пятилетней давности раззадорил «познать истину» о сущности исторического явления, культурного, философского и политического феномена, каковым является масонство. Не так давно «ГЭ» отдали дань злободневной теме, опубликовав интересную работу Анны Марианис «Был ли Рерих масоном?» (№ 63-2015, http://grani.agni-age.net/index.htm?issue=65&article=6338). Но это всё в прошлом. И вот недавно подумалось: а что, если посмотреть на существо масонства «глазами астролога»? А именно «нарисовать» картины рождения наиболее значимых масонских событий «кистью» Сабианских символов Дэйна Радьяра. Любопытно, что мы разглядим в картинах-символах масонства? Как говорят в Одессе, «картину маслом» или невзрачную картинку «ни о чём»? Это и будет нашим ответом о сущности масонства со стороны тайнознания.

 

 

Начнём с России

Просмотрев исторические даты мирового масонства, прихожу к выводу, что лишь немногие события имеют потребные астрологу конкретные даты и места событий. 25 мая 1779 года Великая Ложа Санкт-Петербурга получила патент. Дата весьма значительная, на которую следует составить символический гороскоп.

 

 

Как обычно, откроем книгу Дэйна Радьяра «Астрологическая мандала» и найдём соответствующие обнаруженным градусам картины-символы. В гороскопе Солнце в 4 градусе знака «Близнецы», Момент рождения в 13 градусе знака «Дева», Слава и Репутация в 5 градусе знака «Близнецы». Картина-символ Солнца: «Падуб и омела вызывают воспоминания о Рождестве». Ключ к прочтению картины поясняет: «Стремление к прединтеллектуальному состоянию сознания». В этом видится «возрождение более глубоких ценностей и стремлений, которые были вытеснены в коллективное бессознательное». Вот что стоит за получением патента на работу Великой Ложи Санкт-Петербурга.

Далее. Картина-символ момента рождения: «Влиятельный государственный деятель преодолевает состояние политической истерии». Как видим картина ближе к событию и реальной жизни Санкт-Петербурга. Ключ к прочтению картины гласит: «Сосредоточение коллективной потребности в порядке и структурной независимости в человеке, который воплощает удовлетворение этой потребности». Любопытен комментарий Дэйна Радьяра (в данном случае о патенте): «Перед нами персонаж, наделённый харизмой, неуловимой и таинственной силой, приходящей к человеку, открытому к планетарной эволюции». Патент-харизма – неожиданный образ!И наконец, внушительная картина-символ Славы и Репутации обретения патента: «Революционный журнал требует действий». И здесь, мы словно входим в реальную действительность, поскольку патент в виде журнала действительно революционен и требует действий… А ключ к прочтению картины указывает на «взрывную тенденцию подавляемых чувств и глубинных эмоций» с целью… «достижения того, что находится за пределами установленных форм».

Ещё пример из масонской жизни Отечества. Согласно письму от 30 сентября 1815 года царь Александр Первый основал Великую Ложу «Астрея». Составим символический гороскоп на указанную дату и обнаружим Солнце в 6 градусе знака «Весы», Момент рождения в 1 градусе знака «Стрелец», и Славу и Репутацию в 9 градусе знака « Весы».

 

 

Картина-символ Солнца такова: «Человек следит за тем, как его идеалы принимают конкретную форму в его внутреннем видении». Как видим, в описании события картина натуральная, как сейчас принято говорить «один в один». А ключ к прочтению картины указывает на «необходимость ясно визуализировать мечты и идеалы, чтобы сделать их истинно эффективными». И это ответ на вопрос, для чего царю потребовалась Великая Ложа «Астрея». Картина-символ момента рождения: «Отставные ветераны армии собираются, чтобы вспомнить пережитое». И разве в очередной раз картина не «соответствует» духу рассматриваемого события? Безусловно, соответствует. А ключ к прочтению картины указывает на «желание напомнить о ценности борьбы, на которой основана цивилизация и групповые достижения». И в этом случае попадание «один в один» в ткань события. Картина-символ Славы и Репутации основания: «Три «старых мастера», висящих в картинной галерее на стене в особой комнате». В ключе к прочтению картины находим причину, которая вызвала основание Великой Ложи: «Необходимость вернуться к источнику во время запутанных поисков новых ценностей в хаотическом обществе». Не правда ли, уважаемый читатель, ситуация России 1815 года напоминает ситуацию России 2015 года? Это означает, что и ныне пора бы основывать «Великую Ложу» или иную организацию, не важно, как её назовём. Но которая вывела бы наконец Россию на путь истинного развития.

 

 

Усилия Парижа

Для понимания сущности масонства обратимся и к зарубежному опыту. 22 октября 1804 года Луи Бонапарт основал в Париже Великую Ложу, а 3 декабря произошло объединение нескольких Лож.

Справка. Шарль Луи́ Наполео́н Бонапа́рт (фр. Charles Louis Napoléon Bonaparte), именовавшийся Луи-Наполеон Бонапарт (Louis-Napoléon Bonaparte), позже Наполеон III (Napoléon III; 20 апреля 1808 – 9 января 1873) – первый президент Французской республики с 20 декабря 1848 по 1 декабря 1852, император французов с 1 декабря 1852 по 4 сентября 1870 (с 5 сентября 1870 по 19 марта 1871 находился в плену).

Племянник Наполеона I после ряда заговоров с целью захватить власть пришёл к ней мирным путём как президент республики (1848). Совершив переворот (1851) и устранив законодательную власть, путём «прямой демократии» (плебисцит) установил авторитарный полицейский режим и ещё через год провозгласил себя императором Второй империи. После десяти лет довольно жёсткого контроля Вторая империя, ставшая воплощением идеологии бонапартизма, перешла к некоторой демократизации (1860-е годы), что сопровождалось развитием французской экономики и промышленности. (Выделения автора).

Составим символический гороскоп на указанную дату и обнаружим Солнце в 29 градусе знака «Весы», Момент рождения в 1 градусе знака «Козерог», и Славу и Репутацию в 3 градусе знака «Скорпион».

 

 

Картина-символ Солнца и тут оказывается списанной с натуры: «Постоянные усилия человечества достичь знаний, передаваемых из поколения в поколение». Ключ к пониманию картины так же предельно ясен: «Глубокое чувство причастности социальному процессу, стремящемуся принести всем людям истину и великую Жизнь». Как говорится, яснее некуда. И вот как эту «ясность» комментирует Радьяр: «Присоединиться к другим в обширном процессе живой цивилизации – значит исполнить основное предназначение в человеческой стадии космической эволюции, стадии, характеризуемой сознательным участием». Картина-символ момента рождения: «Индейский вождь требует признания его власти на собрании племени». Понятно, что роль индейского вождя играет Луи Бонапарт, собрание племени – это собраннее ранее существующих Лож… Как же понимать толь экзотическую картину? Оказывается, просто: «Власть и ответственность, подразумеваемые требованием лидерства». Определимся соСлавой – Репутацией Луи Бонапарта в ситуации основания Ложи, которая представлена картиной-символом: «Группа строителей в маленькой деревне договаривается о помощи соседей». Согласитесь, забавно увидеть Париж в образе маленькой деревни… Но ключ к картине вполне понятен: «Чувство общности, проявляемое в объединении фундаментальных усилий». Итак, трансцендентное знание даёт нам вполне ясные представления и что такое масонство и кто такие масоны.

 

 

И усилия Лондона

В заключении обратимся к английскому опыту масонской жизни. Начну с последней значимой даты. 24 июня 1917 года общественность отметила 200-летие учреждения в Англии Великой Ложи. Стало быть, истоки масонства берут начало с 24 июня 1717 года. И это вторая значимая дата. Символический гороскоп, построенный на полдень Лондона 24 июня 1717 года, для целей исследования обнаруживает следующее: для картины-символа Солнца – 3 градуса знака «Рак», для картины-символа Момента рождения – 2 градуса знака «Весы», для картины-символа Славы и Репутации – 2 градуса знака «Рак».

 

 

Картина-символ Солнца: «Человек, закутанный в шерсть, ведёт лохматого оленя». Ключ к прочтению картины указывает: «Необходимость преодолеть косность и «холод» во время испытания на выносливость». Из комментария психоаналитика: «Фокусированный ум может стремиться избежать ограничений, направляясь к идеализированной цели». Судя по всему, в период основания Великой Ложи в Англии наступил период испытаний и проверки воли. Увы, картина далека от оптимизма Картина-символ Момента рождения: «Трансмутация плодов прошлого опыта в зёрна-реализации вечно творящего духа». Ключ к прочтению картины указывает: «Реполяризация внутренних энергий, ведущая к творческой централизации сознания». И далее: «Формальное совершенство преодолено теперь в процессе творческой централизации». Картина – символ Славы и Репутации: «Человек на ковре-самолёте парит над обширным пространством земли». Ключ к прочтению картины указывает: «Способность расширить сознание благодаря обретению устойчивой точки обзора на более высоком уровне». Таковым, по сути, явились особенности раннего основания Великой Ложи Лондона в 1717 году. Но каковым представлено празднование 200-летия деятельности Ложи в 1917 году? Под стать ли картина-символ отмечаемому празднику?

Картина-символ Солнца равнозначна картине-символу Славы и Репутации 1717 года: «Человек на ковре-самолёте парит над обширным пространством земли». И ключ к прочтению картины всё тот же: «Способность расширить сознание благодаря обретению устойчивой точки обзора на более высоком уровне». Удивительное постоянство на протяжении двух вековой деятельности. Не здесь ли в очередной раз проглядывает черта традиционного английского консерватизма? Картина-символ Момента рождения в 21 градусе знака «Дева»: «Женская (детская) баскетбольная команда». Ключ к прочтению картины поясняет: «Физкультура как средство привить чувство участия в коллективной культуре». По мнению психоаналитика здесь «подчёркивается определённый тип образовательной деятельности с культурными и эмоциональными обертонами».

И всё? И только? А где же собственно масонство? Где то, что мы называем духовностью, познанием истины, стремлением к просвещению, добру, благоденствию человечества? Этого нет и в помине. Есть, по сути, «физкультурный парад», демонстрация не духовной, а физической состоятельности англичан ХХ века… Вывод очевиден: к 1917 году Великая Ложа Лондона пришла к неутешительному юбилейному финалу.

 

 

Но, может быть, мы делаем слишком поспешные, а то и неправильные выводы? Любопытно, что на этот счёт «расскажет» картина – символ Славы и Репутации юбилейного собрания Великой Ложи Лондона… Открываем 18 градус знака «Близнецы» и читаем: «Два китайца разговаривают по-китайски в американском городе». Что же означает сия символика? Ключ к прочтению картины указывает: «Необходимость для ума сохранять независимость от физического окружения, чтобы сосредоточиться на собственных проблемах». Вот и всё! Ни больше и ни меньше. Оказывается, нет, не ошибаемся. Великая Ложа Лондона в 1917 году вероятнее всего увязла «в проблемах» из-за давления «физического окружения». Духовное и умственное состояние Великой Ложи Лондона находилось в опасной зависимости от людей, не имеющих к ней никакого отношения. И решить накопившиеся проблемы оказалось весьма не просто. В решении проблем следовало опереться на жизненную и творческую энергию Ложи, то есть, как и 200 лет назад, «расширить сознание благодаря обретению устойчивой точки обзора на более высоком уровне».

 

 


№66 дата публикации: 01.06.2016

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020