Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Михаил Петриченков,

г. Новосибирск

 

Реальность и Майя на смене Эпох

Доклад на VI международной научной конференции:

«Культура. Наука. Этика. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»

12 – 13 февраля 2016 г. Санкт-Петербург

http://forum.roerich.info/showthread.php?t=17812

 

Проблема объективного познания мира волнует людей с давних времён. Сначала люди полагались на свои органы физических чувств, затем появилась наука с её методологией и приборами, регистрирующими то, что недоступно человеческим чувствам. Это позволило сильно продвинуться в познании физического мира, но целый класс явлений недоступных ни физическим чувствам, ни существующим приборам незаметно выпал из серьёзного рассмотрения. Эти явления обычно относят к области метафизики и философии, т.е. к вещам как бы не очень серьёзным. Но на практике именно они определяют сейчас выбор пути дальнейшего развития нашей цивилизации вперёд к прогрессу или назад к варварству. Мы видим, как народы и страны вдруг начинают возвращаться в средневековье, а в поведении научно развитых стран не наблюдается элементарной логики. Из действий уходит и элементарная этика, разрушается сложившаяся система мирного сосуществования стран и народов, вновь всплывают забытые противоречия. Утрачивается понимание связи между действиями и их последствиями, например, вновь звучит мнение, что возможно выжить в атомной войне после нанесения первыми ядерного удара и раздаются призывы ударить первыми. При этом наука сильно специализировалась и уходит в узкий круг профессионалов, теряется её живая связь с обществом, из-за чего происходящее в мире воспринимается не синтетически, а фрагментарно, нет понимания уже происходящего цивилизационного разлома. Мышление даже в массе образованных людей ускоренными темпами возвращается к несознательному типу. В книге «Агни Йога» №545 сказано: «В несознательном мышлении есть одно поражающее свойство – чувствовать грядущее наоборот. Приближение чего-то ощущается, но извращённое сознание преломляет представление. Не стоит приводить примеры, когда люди радовались перед несчастьем и ликовали перед поражением. ...

Примеры нелепого поведения во время катастроф стали обычными, ибо направление мысли пошло по руслу нереальности».

В Рериховском Движении тоже проявились серьёзные проблемы: вместо масштабной помощи людям в осознании происходящего и объединении для преодоления разрушительных влияний и процессов основные силы в критический момент тратятся на выяснение отношений и восстановление нормального рабочего состояния. Конечно, есть и внешние воздействия, целенаправленно искажающие реальность, есть, так называемый злой умысел. За много столетий с помощью манипуляций и лжи сконструирована псевдореальность происходящего в России и мире.

Поэтому всем понимающим происходящее чрезвычайно важно обеспечить максимально объективное восприятие ситуации, без которого невозможно найти и удержаться на узкой тропе, ведущей в жизнь. Ведь необходимо сохранять не только собственное равновесие, целостность своего сознания, но и помогать ближним успешно преодолевать Эпоху перемен.

Для этого необходимо рассмотреть процесс восприятия мира человеческим сознанием и его особенности, которые позволяют манипулировать людьми, уводя их в сторону от намеченного пути Эволюции для успешного противостояния таким попыткам.

В восточных Учениях говорится об иллюзорности проявленного мира, о глобальной Майе. Что же такое Майя?

Если не вдаваться в тонкости метафизики о том, что иллюзией является вообще всё, что не Абсолют, то можно взять одно из общеизвестных значений этого термина, Майя – это иллюзия, т.е. нечто воспринимаемое чувствами и интерпретируемое сознанием как реально существующее, но не существующее в реальности более высокого порядка. Так, например, многие фокусы производят впечатление использования магии, но никаких сверхъестественных сил в них не используется. Небо сходится с землёй на горизонте, но если ехать к горизонту, то этого никогда не случается, то же и с рельсами.

Реальность – это то, что существует объективно, независимо от мнения наблюдателя, знания или незнания об этом и разных интерпретаций, если говорить языком науки. Объективная реальность изменяется – развивается по определённым законам, в частности, физическим.

Но с точки зрения Учения, Мироздание не ограничивается физическим миром и его законами, хотя он признаётся объективным, вероятно, потому, что он наиболее плотный из всех. Соответственно, он практически не подвержен влиянию обычного наблюдателя (в макромасштабах). Если же говорить о явлениях микромира элементарных частиц и атомов в квантовой механике, где наблюдатель влияет на наблюдаемые процессы, то можно отметить, что квантовая механика пока ограничена физическими методами получения информации о наблюдаемых объектах.

Ранее была упомянута реальность более высокого порядка, т.е. предлагается некая иерархия реальностей, в которой реальность более низкого порядка проверяется взглядом из реальности более высокого уровня, если она доступна или получением информации оттуда, например, от пребывающих в более высоких слоях Реальности, т.е. стоящих выше нас по лестнице Эволюции. Если проводить физическую аналогию, то можно привести пример двухмерного и трёхмерного пространств. Двумерные существа могут не подозревать, что живут, например, на одной грани куба или додекаэдра. Только выход в третье измерение позволяет увидеть это. Таким образом, вводится относительная шкала с промежуточными градациями взамен шкалы, в которой есть лишь Абсолют и всё остальное.

Речь идёт о том, что Вселенная всё же познаваема хотя бы потому, что построена мерой и числом и в ней действуют определённые законы: как физические, так и более высокого уровня. Разумные существа через свои чувства, наблюдения, эксперименты и их интерпретацию в сознании формируют картину мира. Да, она иллюзорна с точки зрения иллюзорности вообще всего проявленного, но относительно. Картина мира, которая формируется в сознании просвещенного учёного или любого культурно развитого человека иллюзорна в гораздо меньшей степени, чем в сознании дикаря или, например, пьяницы.

Интересно отметить, что носителем объективности является Дух, имеющий в потенциале всеведение и всезнание. Именно духовно-нравственное развитие приводит человека к возрастанию объективности восприятий. При этом на пике погружения Духа в материю, т.е. в объективный мир сознание находится на пике субъективности своих восприятий, т.к. развитый интеллект-рассудок подавляет более тонкие по своей природе духовные восприятия. А в пределе совершенного духовного развития сознание воспринимает всё абсолютно объективно, сливаясь с Абсолютом, но при этом, по-видимому, находится в максимально субъективном мире-состоянии. Так условные противоположности меняются местами в процессе Эволюции.

В Тайной Доктрине (Т.Д. Т.1 ст.1 шл.4) об этом говорится так: «Но только, когда мы достигнем абсолютного Сознания и сольём с ним наше сознание, только тогда будем мы освобождены от заблуждений, порождённых Майей».

А до тех пор каждый из нас будет иметь дело с Майей, поэтому необходимо понять, как мы можем действовать в каждый текущий момент на доступном нам уровне восприятий.

Так, мы видим сейчас на Украине и в других странах, что чувства и эмоции в основном побеждают доводы рассудка. Поэтому в первую очередь следует обратить внимание именно на поле чувств.

В книге «Сердце» говорится: «Каждое чувство порождает энергию. Взаимное чувство удесятеряет энергию. … Древние называли чувство кузницей мощи. Не правда ли, как величественно чувство взаимной любви? Не ниже стоит мощь взаимной признательности. Несокрушимо чувство героизма самоотверженного; так можно создать прекрасные башни и твердыни. Но откуда придёт согласованность? Не от рассудка, не от извилин мозга, но из сердца, от Света …» (С.278).

Далее, в Гранях Агни Йоги читаем: Г.А.Й.4.390 «Сердцу можно верить, если самость не затемняет его. ... Чистое сердце – великая сила. Перенесение бытия в мысль, а мысли – в сердце будет утверждением непрерываемого сознания. Ведь и сознание тоже переносится в сердце. Мозг обладает своими органами зрения, слуха и так далее, а сердце – своими. Только органы эти или чувства обладают способностью непосредственного восприятия или знания. Сердце просто знает и просто видит. Называем чувства эти чувствознанием. Аппарат чувствознания – сердце. … Пробуждением очищенного сердца можно назвать грядущую Эпоху преображения человечества. Не одно сердце само по себе поведёт человека к этой ступени преображения, но сердце, связанное с Иерархией. Через сердце имеете Свет».

Таким образом, текущая ситуация буквально подталкивает к духовному пробуждению, осознанию роли сердца и использованию сокровенных возможностей нашего духа, пребывающего в реальности более высокого порядка. Без этого сейчас не пройти через разлом между уходящим и будущим. Только выход в духовную реальность, пребывание в ней и соприкосновение с теми, кто находится там – даёт освобождение от иллюзий физического мира. Но для этого требуется, чтобы сознание было приведено к спокойствию и очищено от грубых элементов. Реальность должна отражаться в зеркале сознания неискажённой, для этого поверхность вод должна быть спокойной. Все положительные качества духа, особенно спокойствие, равновесие, сдержанность, торжественность, добрый глаз, терпение и терпимость и, главное, связь с Миром Духа, создают непроницаемый барьер от проникновения волн хаоса из окружающего мира в котором плач и скрежет зубовный. Сейчас всё в мире обострилось до предела, иллюзии могут обретать настолько большую силу, что будут восприниматься некоторыми как реальность. Поэтому стоит также проанализировать качества, которые делают сознание уязвимым, сужают и погружают его в иллюзии. Первым из них стоит невежество, особенно то, которое сопровождается частичным знанием. Невежество сопровождает троица качеств: самоуверенность, нетерпимость, гордыня и весь комплекс качеств самости-эгоизма.

Самоконтроль и самоанализ нужны для того, чтобы сохранять здравый смысл и свежий взгляд, чтобы вовремя распознавать внушения и манипуляции со стороны и рассеивать их. Так первым делом нужно проверять себя на отношении к вышеупомянутым негативным качествам: если отрицается их наличие в себе или они допускаются лишь чисто теоретически, значит страдает объективность, т.к. сейчас усиливаются даже почти изжитые, казалось бы, качества. Такой метод рекомендуется и профессиональными психологами. К. Юнг в послевоенном интервью 11 мая 1945 г. говорил: «Всякий человек, который утрачивает свою тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей. … [демонов – прим. авт.]» (http://gestaltterapija.lv/karl-gustav-yung-poslevoennye-psixicheskie-problemy-germanii/).

Но при всём нагнетении текущего времени следует помнить, что «Именно на пороге отчаяния и безысходности (кажущейся) можно быть близко к блистательной победе, близко, как никогда. Тяжкая очевидность и видимость могут скрывать новые достижения и новые возможности. Не в состоянии усмотреть глаз земной сложности роста духовного. Майя закрывает не только сияние будущего, но огненную радостную действительность настоящего. …» 11.48. (М.А.Й.)

«Явление победы над собою достигается пониманием того, что не победить нельзя и что победа должна быть добыта любою ценой. ...» – сказано в Гранях Агни Йоги 11.641.

 

 


№65 дата публикации: 01.03.2016

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020