Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Константин Елькин

 

Об эсхатологическом характере науки

1. Homo sapiens это несовершенная форма человека. Она конечна, т.е. смертна, в то время как космической сущностью человека является вечность и бесконечность. Современный человек это, скорее, разумное земное животное, чем человек, каким он должен быть, каким, в его идеальной форме, задумал Творец или Природа.

2. Человеческий род развивался в соответствие с законами естественной эволюции, которая шла методом проб и ошибок на протяжении 3,54 миллиардов лет, начиная с момента появления жизни на Земле. Однако сейчас у человека нет ни времени, ни желания быть объектом действия слепых сил случайного мутагенеза и естественного отбора. Если бы Земля и Солнце были вечными, а Вселенная стационарна, в естественном ходе истории не было бы ничего страшного для будущего человеческого рода. Но дело в том, что Вселенная нестабильна, это значит, что она нестационарна, параметры физической среды, в которой живёт человек, постоянно изменяются и эти изменения имеют катастрофический для всего сущего характер.

3. Современная человеческая форма является частью Солнечной системы, которая развивается по законам онтогенеза. В результате онтогенеза Солнца растёт его светимость, она увеличивается на 1 процент каждые 110 миллионов лет. В результате роста Солнечной светимости растёт средняя температура на поверхности Земли. Каждые 110 миллионов лет она увеличивается на 12 градуса по Кельвину, что приводит к росту парникового эффекта. Сейчас средняя температура на поверхности Земли равна чуть более 15 градусам Цельсия. Через 500 миллионов лет средняя температура на Земле превысит отметку, выше которой современная форма органической жизни на Земле станет невозможна. В результате роста средней температуры прекратится фотосинтез, и атмосфера в течение нескольких сотен лет лишится свободного кислорода. Ещё через некоторое время, в результате роста температуры, парниковый эффект значительно усилится и условия на поверхности Земли станут похожими на условия на поверхности Венеры. Сейчас на Венере средняя температура составляет 470 градусов Цельсия, атмосферное давление на поверхности планеты составляет 90 атмосфер, в атмосфере отсутствует свободный кислород, зато в избытке присутствует двуокись углерода и азот, и идут дожди из серной кислоты.

4. Для того, чтобы выжить, человеку будет необходимо покинуть Землю и приспособиться к жизни в открытом космосе. Для этого ему нужно приобрести способность жить в условиях невесомости и приспособиться к высокой радиации, пронизывающей космическое пространство. Полёты в космос показали, что земная форма человека не может жить в невесомости длительное время, в её организме начинаются паталогические изменения, которые неминуемо ведут её к смерти. По современным представлениям человек не сможет приобрести новую форму естественным путём, в ходе естественной эволюции, так как естественная эволюция представляет собою относительно медленный процесс стохастического приспособления вида к имеющимся условиям среды. Чтобы естественная эволюция смогла стать силой, способной превратить земную форму человека в космическую, нужно чтобы миллионы или миллиарды людей переселились в космос и положили началу нескольким десяткам или сотен поколений, в которых произойдут полезные для жизни в космосе мутации. Эти мутации должны быть отобраны эволюционным отбором, в результате чего появится новый вид – человек космический. Пока будет происходить эволюция земного человека в космического, люди будут испытывать страдания, болеть и умирать из-за неадаптированности организмов к изменившейся среде существования. Также с технической точки зрения задача переселения миллионов людей в космос для выведения там космической расы людей утопична. Поэтому человечество ставит перед собою задачу искусственной эволюции, сознательного целенаправленного процесса изменения человеческого вида, его биологии, с тем, чтобы в лабораторных условиях вывести форму человека, способную жить в условиях невесомости под постоянным действием космических лучей.

5. В поисках выхода из эволюционного тупика, куда человечество ведёт стихийная биологическая эволюция, человек обращается ко всем доступным источникам знания, с тем, чтобы найти заветный ключ к разгадке тайны жизни и бытия вообще. В своём стремлении к продолжению жизни человек подошёл к задаче объединения всего наличного знания в единое знание обо всём. По мысли человека в основании мира, в основании бытия находится один закон, один принцип, открытие которого сделает человека способным управлять ходом всех вещей во Вселенной. Поиск этого единого знания ведётся физикой – наукой, лежащей в основании всех наук о Вселенной и о бытии вообще. Физическая единая теория Всего должна раскрыть законы бытия всего сущего – от законов существования элементарных частиц, до законов функционирования человеческого разума и человеческого общества. Познание всех законов Природы откроет человеческому роду возможность жить свободно, ведь свобода это познанная необходимость. Жить свободно есть цель стремлений человека.

6. Обращаясь к истории человеческого сознания мы обнаруживаем, что единая теория Всего предвосхищена откровением о едином Боге. Подобно тому, как единый Бог является источником единого мира, единой Вселенной, так единый физический закон или начальный принцип Всего является источником физической Вселенной. Единый Бог это единый закон. Задачей единой теории Всего является описание этого закона, с тем чтобы из него можно было вывести все прочие физические, химические, биологические, психические, социальные и т.д. законы.

7. Становясь на позицию о единой природе сознания, мы приходим к выводу о единой природе познания. В детский период человеческого рода разум человека находился ещё в состоянии, не способном к критическому отношению к действительности. В те времена он мог создавать знание о вещах и о мире вещей, только интерпретируя всплывающие из подсознания образы в виде представлений о могущественных силах, имеющих произвольную власть над вещами. Такие силы разум назвал богами. Боги могли по произволу управлять вещами. Однако мысль о том, что мир един в своей основе, являющаяся сама по себе следствием единого мира, породила, в конце концов, мысль о едином Боге.

8. С развитием знаний о мире мифотворческий разум эволюционировал в критический разум. Критический разум создал науку, как способ вопрошания природы о её законах. Ответы природы составили свод знаний о природе (научные знания), которыми можно пользоваться в практической деятельности для решения частных задач. С развитием науки знания о мире становятся всё более обобщёнными, они охватывают всё более широкие области природы, но всё ещё не могут приобрести вид единого знания. Однако ещё до появления науки единство знания о мире было предвосхищено предшествующим разуму религиозным христианским сознанием. Заслугой христианского сознания является создание картины мира, в которой мир един, развивается эсхатологически (у мира есть конец, в конце которого произойдёт гибель богов и Вселенная перейдёт в новое качественное состояние), а человек несёт в себе частицу Творца этого мира и способен сам стать Богом. По глубине проникновения в мировую эволюционную структуру христианство на две тысячи лет предвосхитило научные представления человека об эволюционирующем мире. Если авраамическое божественное откровение открыло человеку истину о присутствииединого закона (Бога) во всём, то христианское откровение открыло человеку истину о присутствии единого любящего Бога во всём. Однако в силу неспособности к выведению нового знания на основе существующего религиозная форма разума имеет только целеполагающее значение. Подобно тому, как в христианском сознании любое движение в мире являет в себе промысел Божий, так и любое физическое движение являет в себе результат действия единого начального физического закона. Внимательное, с точки зрения эволюционной физики и биологии, изучение Ветхого и Нового завета, раскрывает нам эти книги как источники пророческого знания о законах природы и о будущем человека. С каждым новым открытием естественных наук мы находим в Библии всё больше пророческих описаний и прямых указаний о научных истинах, из разряда откровений перешедших в разряд научного знания.

9. Но, может быть, настала пора совсем отказаться от христианской метафизики? Этот вопрос ставится не впервые. Г. Лессинг в “Воспитании человеческого рода” (1780) писал: “Если в учении о едином Боге мы теперь можем обойтись без Ветхого Завета, а в учении о бессмертии души мы постепенно начинаем обходиться и без Нового Завета, то не может ли быть, что в Новом Завете есть ещё истины такого рода, которые нам надлежит восхищённо воспринимать, как откровение до той поры, пока разум не научит нас выводить их из других неоспоримых истин и связывать их с ними?” О каких истинах говорит Новый Завет? Главная истина Нового Завета заключается в том, что человеку суждена судьба богочеловека, богочеловек это конец эволюции человеческого рода. Конечно, речь не идёт о каждом индивиде. В Новом Завете речь идёт о человеческом роде. Человек есть род, живёт человеческий род, но живёт посредством каждого конкретного человека. Христос открывает истину о бессмертии человеческого рода, которое, вероятно, будет возможно посредством бессмертия индивидов, когда человек научится создавать свою бессмертную форму. Любящий Христос открывает человеческому роду истину о том, что хотя каждый когда-либо живший индивид является лишь средством к богочеловеку, но эта жертва не напрасна.

10. Бессмертная форма человеческого вида станет закономерным результатом эволюции человека. Эволюция человека имеет две стадии: биологическую и техническую. Биологическая эволюция человеческого вида движется в направлении роста его цефализации и разума, она сопровождается появлением науки и техники. В процессе эволюции, всё более приобретающей искусственный, целенаправленный, управляемый со стороны человека, его разума, характер,homo sapiens разделяется на два подвида: homo naturale и homo artificialis человека естественного и человека искусственного. Homo artificialis является результатом генной инженерии. Он является результатом биохимического конструирования по заранее составленному плану, имеет заранее предусмотренные характеристики, свойства, которые должны увеличить степень его жизнестойкости в определённых условиях, в определённой среде. Земной искусственный человек это пролог, первый шаг на пути человеческого рода к космическому человеку. Ведь научившись создавать людей с заранее предусмотренными свойствами, человечество сможет создавать людей, способных неограниченно долго жить и работать в условиях невесомости, под непрерывным воздействием космических частиц и лучей. По-видимому, космические люди будут происходить не от родителей, а создаваться в земных лабораториях, что приведёт к исчезновению полового разделения человека.

11. Половое размножение является фактором, способствующим эволюции биологического вида. Мутации происходят при половом размножении, и половой отбор является важнейшим фактором эволюционного отбора. Как же вид космического человека будет эволюционировать? С появлением разума, науки и техники надобность в естественной стихийной эволюции отпадает. Если раньше эволюция происходила стихийно, и приспособление вида носило мучительный характер долгого поиска оптимума, который шёл методом проб и ошибок, когда важнейшими факторами отбора были способность конкурировать за пищевые ресурсы, и за самок и самцов (половых партнёров), то с появлением разума и его инструментов в форме науки и техники необходимость в стихийной эволюции отпадает. Разум становится главным мутагенным фактором. С вмешательством разума в ход эволюционного процесса он принимает на себя роль источника мутаций. Теперь мутации будут происходить не случайно, стихийно, а сознательно и целенаправленно, исходя из предположений разума относительно полезности тех свойств, которые должен приобрести человек. Однако природная, естественная стихийная эволюция не исчезает. Она только смещается из сферы биологической в сферу разума. Теперь будут эволюционировать мысли, идеи, знания, техника. Ход их эволюции подчиняется тем же законам, в соответствие с которыми до их появления происходила биологическая эволюция. Однако с появлением разума и его производных – знаний, науки и техники они становятся из продуктов эволюции инструментами эволюции. Теперь биологический эволюционный процесс становится производным от когнитивного эволюционного процесса и определяется последним.

12. Можно ли создать полностью искусственного человека, искусственную разумную форму жизни, способную стремиться к бесконечному, любить и ненавидеть, радоваться и огорчаться, обладающую чувством собственного и чужого достоинства, способную понимать? Я полагаю, что человек может это сделать. Я исхожу из того, что любая материальная форма это вещь, а вещь есть только её свойства, которые являются результатом её внутренних и внешних отношений или связей. Внутренние отношения суть структура вещи, внешние – её включённость в структуру Вселенной. В основе отношений лежит смысл. Смысл начало всему и начало всего. Таким образом, конструирование искусственного человека должно начинаться со смысла. Каким смыслом должен обладать искусственный человек? Прежде всего, он должен заменить натурального человека там, где натуральный человек жить и работать не может. Во-вторых, искусственный человек должен продолжить процесс жизни, если жизнь натурального человека, по каким-либо причинам, станет невозможна. Второе, по сути, означает, что искусственный человек должен стать наследником натурального человека во Вселенной, когда натуральный человек исчезнет в результате конца Солнца.

13. Смыслом человека является его устремлённость в бесконечность, прежде всего в бесконечность времени и пространства. Человек хочет жить вечно и бесконечно, и при этом испытывать радость от жизни. Необходимым условием вечной жизни, доставляющей радость, но не страдание, является способность живущего властвовать над силами, оказывающими на живущего губительное действие. В основе всех этих сил лежит течение времени. Время это главный фактор, покоящийся в основании всех физических законов. Смыслом искусственного человека является преодоление времени, власть над временем. Так как только власть над чем-либо даёт свободу от этого чего-либо, то лишь власть над временем даёт свободу от времени.

14. Что даёт свободу от времени? Что наделяет нас властью над временем? Первое, что приходит на ум, это скорость. Скорость делает нас свободными во времени, но не от времени. Рост скорости наших действий позволяет нам совершить за промежуток времени больше действий и, соответственно, достигнуть больших результатов, если бы мы действовали медленно. Однако скорость действия есть лишь относительная величина, рост скорости не может превышать скорости распространения света в вакууме, и поэтому простое увеличение скорости действия, перемещений, не освобождает нас от течения времени. Время всё равно продолжит своё течение. Рост скорости позволяет только увеличить количество совершённых нами действий относительно среды, опередить течение процессов в среде, но не оставить их. Поэтому вторым шагом на пути овладения временем является управлением скоростью процессов, протекающих в среде. Замедляя течение этих процессов, мы замедляем течение времени в среде, но ещё не управляем временем. Время это причина всех изменений и для управления временем нам необходимо научиться управлять причинами изменений. Отсюда корни вопроса о начале всего, начале начал – что лежит в основе нашего мира, то и является причиной всех изменений, т.е. началом времени. Речь идёт о необходимости узнать первопричину и научиться управлять ею так, чтобы течение времени вокруг нас и в нас замедлилось до бесконечно малой величины, что и будет означать если не остановку времени, то его замедление до такой степени, когда наше Я будет ощущать своё пребывание во времени, в мире, в котором течение времени не ощущается, как вечность. Замедляя течение времени вокруг себя и в нашем теле, мы создаём для себя вечность, если научимся при этом чувствовать натуральное течение времени. Субъективно мы должны ощущать, что время идёт, но создать в физической среде такое течение времени, которое бы текло бесконечно медленно.

15. В действительности первый путь (п.14) не спасает нас от гибели мира, но только отодвигает его в бесконечно долгий промежуток времени. В условиях замедления течения времени замедляется его эволюция, т.е. мир не становится лучше, чем он есть. В мире, в котором время течёт медленно, зло не исчезнет, напротив, его исчезновение замедляется пропорционально замедлению времени. Мы можем наблюдать этот процесс на примере путинской России, в которой течение социального времени как будто остановилось. Но также ускорение течения времени само по себе приведёт лишь к ускорению конца мира. Поэтому Спасение не на пути замедления или увеличения скорости течения времени, а на пути опережения течения естественного времени или времени течения естественных процессов. Человек должен научиться действовать быстрее, чем идут естественные процессы во Вселенной. Человек должен опережать Вселенную в её естественном ходе. Процессы искусственной эволюции Вселенной должны опережать процессы её натуральной эволюции. Человек должен успеть создать новую искусственную Вселенную, прежде чем погибнет натуральная Вселенная. Мы совершаем полёт из прошлого в будущее, и мы не можем ни на миг остановиться. Ибо остановка будет означать падение в бездну небытия. Мы также не можем сделать остановку или замедлить ход своего полёта, ибо любая остановка вблизи центра тяготения к времени ведёт к падению в чёрную дыру небытия. Лишь увеличивая скорость своего движения мы отодвигаемся от этой чёрной дыры. Мы должны стремиться к бесконечно большой скорости, чтобы навсегда улететь от этой чёрной дыры и для этого мы должны набрать такую скорость эволюции, которая сделает невозможным наше падение в небытие. Для этого нам необходимо приложить к нашему космическому кораблю – к жизни, бесконечно большое количество энергии в бесконечно малый промежуток времени. В этой формуле – путь к Спасению. Мы должны абсолютно быстро (мгновенно) набрать бесконечно большую скорость эволюции. Лишь тогда мы охватим всю бесконечность Вселенной, вберём её в себя, сможем управлять всеми процессами во Вселенной в любой её части в реальном времени, что и будет означать власть над Вселенной, и, значит, свободу от неё.

16. Г. Лессинг в “Воспитании человеческого рода” пришёл к выводу о необходимости преобразования истин, данных Откровением, в истины разума. Он писал: “Пусть не говорят, что подобное мудрствование о тайнах религии недопустимо. Слово “тайна” означало в первые века христианства совсем не то, что мы понимаем под этим словом теперь; что же касается преобразования истин, данных Откровением, в истины разума, то это совершенно необходимо, если мы хотим оказать помощь человеческому роду. Когда эти истины были открыты, они, правда, не были ещё истинами разума; но открыты они были для того, чтобы стать таковыми. Они были как бы ответом на задачу, который учитель арифметики заранее сообщает своим ученикам, чтобы они в некоторой степени соотносили с ним своё решение. Если бы ученики удовлетворились знанием ответа, они никогда бы не научились решать задачи и не оправдали бы надежду доброго учителя, предоставившего им путеводную нить. И почему бы религии, пусть даже её историческая истинность, если угодно, вызывает сомнение, не дать нам лучшие и более точные понятия о божественной сущности, о нашей природе, о нашем отношении к Богу?..” Далее Г. Лессинг приходит к выводу о воспитании Богом человеческого рода, которое должно завершиться созданием нового вечного Евангелия, обещанного в книгах Нового Завета. Новое Евангелие должно содержать полную истину о мире, в соответствие с которой человек преобразует себя и Вселенную в Град Божий. Какой характер будет носить третий Завет? Будет ли он носить характер физических откровений о мире в виде единой физической теории Всего, данной нам в результате научного опыта или новое знание будет иметь непредставимый для современного человека характер? Если новое знание будет носить характер физических законов, какие физики станут авторами второго Евангелия? Какие труды могут положить начало третьему Завету?

 

 


№63 дата публикации: 01.09.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020