Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Деревянко

 

Земля и люди – грани существования и взаимодействия

 

Тематический цикл "Параллельные миры"

 

Введение

Планета Земля с её разнообразной природой и населяющие её растения, животные и люди представляют собой сложнейший комплекс, находящийся в непрерывном движении и взаимодействии его элементов. Несмотря на отсутствие белых пятен на карте Земли и огромный массив информации о её возникновении и строении, материках и океанах, флоре и фауне, человеке и человечестве, многое ещё остаётся непознанным и проблематичным. Особенно актуальны знания о природных процессах, прежде всего, геотектонических и атмосферных, с точки зрения опасного воздействия на людей и возможности их предупреждения, а также знания о человеке, недостаточность и неоднозначность которых актуализирует усиление и углубление процесса познания его сущности в контексте позитивного развития человечества. Последнее подразумевает целенаправленные исследования и практические действия в направлении развития разума человека, с помощью которого он не только лучше узнает природу и себя в ней, но и скорректирует жизненные цели и ориентиры на пути к исполнению предназначения, которое возложила на него природа.

 

 

1. Земля как космический объект и место возникновения и существования жизни.
О необходимости познания природы и человека во взаимодействии

1.1. Земля как материальный космический объект

 

По наиболее широко распространённой теории Большого взрыва Вселенная возникла около 13.7 миллиардов лет назад и состоит из сотен миллиардов галактик, в том числе нашей – Млечного пути. Одной из 200 миллиардов звёзд, составляющей нашу галактику,  является Солнце, которое возникло около 4.57 миллиарда лет назад путём гравитационного сжатия газопылевого облака, а планета Земля сформировалась на несколько десятков миллионов лет позже Солнца. Земля представляет собой металлический шар диаметром 12750 км, покрытый каменной оболочкой, который вращается вокруг своей оси и движется вокруг Солнца на среднем расстоянии 150 миллионов км со скоростью более 107 тысяч км в час или около 30 км/сек. 71% поверхности Земли приходится на Мировой океан, остальную часть занимают континенты и острова.

Наша планета имеет естественный спутник – Луну диаметром 3474 км, который обращается вокруг неё на среднем расстоянии 384 тысячи км, делая оборот примерно за 28 суток. Луна вращается вокруг своей оси, но всегда обращена к Земле одной и той же стороной, так как её вращение вокруг Земли и собственной оси синхронизированы. Луна не имеет магнитного поля, но оказывает на Землю гравитационное влияние, вызывая приливы и отливы, особенно сильные на восточных побережьях материков, например, в заливе Фанди в Канаде высота приливной волны достигает 18 метров. Луна является единственным астрономическим объектом вне Земли, на котором побывал человек. Земной шар состоит из твёрдого внутреннего ядра радиусом около 1300 км, предположительно состоящего из железа и никеля, и жидкого внешнего ядра радиусом 2200 км, являющегося источником магнитного поля. Между ядром и земной корой – литосферой располагается мощный вязкий слой, называемый мантией, покрывающий внешнее ядро, состав которого считается похожим на состав каменных метеоритов. Благодаря огромной энергии ядра и мантии, Земля удерживает океаны и атмосферу и воздействует на литосферу, которая имеет толщину от 5–10 км под океанами и 35–45 км под континентами, доходя до 70 км в горных странах. По разным данным земная кора разделена на 7–8 больших (Австралийскую, Антарктическую, Африканскую, Евразийскую, Индостанскую, Тихоокеанскую, Северо- и Южно-Американскую), десятки средних и сотни мелких подвижных тектонических плит, более 80% поверхности которых имеет вулканическое происхождение.

За последние сто лет сложилось представление о том, что горизонтальное движение плит происходит за счёт мантийных теплогравитационных течений – конвекции. Теория тектоники плит объясняет современные очертания континентов и их изменение во времени, возникновение землетрясений, вулканическую деятельность и процессы горообразования, по большей части приуроченные к границам плит. Тектоника плит земной коры сыграла в науках о Земле роль, сравнимую с гелиоцентрической концепцией в астрономии или открытием ДНК в генетике. Считается, что около 200 миллионов лет тому назад континенты Земли представляли собой единый материк Пангею, который затем разделился на несколько частей. Континенты – плиты земной коры движутся и теперь со скоростью нескольких дюймов в год, что примерно равно длине отрастания человеческого ногтя за этот же период и позволяет предположить, что через миллионы лет картина поверхности Земли может весьма сильно измениться.

 

 

1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле

 

Как в истории формирования нашей планеты немало загадок и спорных моментов, так и возникновение и развитие жизни на Земле также не имеет однозначного толкования, – накопленные данные и некоторые факты позволяют высказывать лишь более или менее обоснованные гипотезы. Считается, что ни теперь, ни в обозримом будущем наука не сможет дать ответ на вопрос, как выглядел самый первый организм, появившийся на Земле, – предок, от которого берут начало три основные ветви дерева жизни. Одна из ветвей – эукариоты, клетки которых имеют оформленное ядро, содержащее генетический материал и специализированные органеллы: митохондрии, вырабатывающие энергию, вакуоли и др. К ним относятся водоросли, грибы, растения, животные и человек. Вторая ветвь – это бактерии – прокариотные (доядерные) одноклеточные организмы, не имеющие выраженного ядра и органелл. И наконец, третья ветвь – одноклеточные археи или архебактерии, имеющие строение, подобное прокариотам, но с другой химической структурой.

Современные потомки этих трёх ветвей жизни и сегодня обитают в местах с высокой температурой, позволяя предположить, что вероятнее всего жизнь возникла около 4 млрд лет тому назад на дне океана вблизи горячих источников, извергающих богатые металлами и высокоэнергетическими веществами потоки. Взаимодействуя между собой и водой и вступая в разнообразные химические реакции, эти соединения дали начало простейшим формам жизни, которые, пройдя огромный и сложный путь развития, сформировали многообразие жизни на Земле. Наряду с этим высказывались гипотезы о возникновении жизни во льдах, в воде, вблизи вулканов или под воздействием грозовых электрических разрядов...

В настоящее время известны несколько концепций возникновения жизни на Земле, самая старая из которых и со временем всё менее значимая – религиозная – о сотворении мира Богом. Среди 5 научных наиболее известны: 1) абиотическая или возникновение живого из неживого (А. И. Опарин); 2) гипотеза "голобиоза" о протобионте или биоде, некоем доклеточном предке, начальных "жизнеспособных" структурах; 3) концепция "генобиоза", считающая реликтовым предком всех живых клеточных структур РНК; 4) концепция стационарного состояния жизни, которая существовала всегда и её начала не существует; 5) концепция панспермии, показывающая, что жизнь на Землю занесена из космоса.

Имеющиеся у науки данные позволяют говорить о том, что три четверти существования жизни на Земле были представлены исключительно микроорганизмами, пока не произошёл качественный скачок эволюции, приведший к появлению высокоорганизованных организмов, включая человека. Около 4 млрд лет тому назад загадочным образом возникла РНК, возможно, она образовалась из более простых органических молекул. 3,9 млрд лет назад появились одноклеточные организмы, которые, вероятно, выглядели, как современные бактерии и архебактерии. Около 2-х млрд лет назад возникли сложноорганизованные эукариотные клетки, составляющие все современные формы жизни от простейших до человека. Наконец, 1,2 млрд лет назад произошёл эволюционный взрыв, приведший к появлению полового размножения и высокоорганизованных форм жизни – растений и животных. В настоящее время известны примерно 400 тысяч растений и 1,5 миллиона видов животных, при этом считается, что это – лишь десятая часть видового многообразия жизни на Земле, которое ещё ждёт своего изучения...

 

 

1.3. О необходимости познания природы и человека во взаимодействии.

 

Приведённые сведения о неживой и живой природе Земли, которые могут быть значительно расширены, показывают, сколь продолжительным и сложным был процесс возникновения и формирования нашей планеты и её природы, в котором, в силу недостаточности научных данных и сложности изучаемых явлений, остаётся ещё много неясного и спорного. Вместе с тем, открываются проблемы антропогенного и планетарно-космического характера, например, ядерная и астероидная опасности, угрожающие существованию человечества и всего живого на Земле. С ростом численности населения планеты, увеличением масштабов его хозяйственной деятельности и её воздействием на окружающую среду нарушается баланс веществ и энергии, возникают серьёзные экологические проблемы. Геотектоника, порождающая землетрясения и вулканическую деятельность, атмосферные, океанические и другие природные процессы формируют огромный потенциал стихийных природных факторов, которые необходимо лучше познавать и контролировать для снижения их опасности для человека.

Многообразие, сложность и неотделимость природы и человека предполагают их цельное видение и глубокое изучение всех компонентов среды существования жизни на Земле в рамках частных и комплексных наук. Представляется логичным видеть науку о природе в целом – природоведение, которое послужило бы смысловым и методологическим базисом для других наук о природе и человеке, но оно существует лишь как предмет в начальной школе... В определённой степени задачи природоведения решает общее землеведение, изучающее среду существования человека, флоры и фауны. Однако, это прежде всего наука о наиболее важных физико-географических закономерностях Земли, которая интегрирует структуру, внутренние и внешние взаимосвязи, динамику функционирования литосферы и гидросферы, атмосферы и биосферы, составляющих географическую оболочку, в целостную систему, неотъемлемым и всё более многочисленным и активным элементом которой является человек.

Последнее делает актуальным и необходимым включение в комплекс природоведения науки о человеке и его социуме. Человековедение, как наука о наиболее общих и релевантных закономерностях существования человека и его социума во взаимодействии между собой и природой, естественно дополнит землеведение в создании цельного системного видения эволюции природы и человека как единой системы в контексте развития и совершенствования человечества на Земле и во Вселенной. Природоведение в составе землеведения и человековедения вместе с частными естественными и гуманитарными науками будет способствовать более эффективному познанию земной сути во всей полноте и взаимозависимости её многочисленных физических, растительно-животных, антропо-социальных, национально-экономических и глобальных проявлений.

Принципиальным моментом природоведения должно быть положение о человеке как высшем проявлении живой материи, одухотворяющем природу Земли, способном к самосовершенствованию и эффективному хозяйствованию в непротиворечивом и всё более безопасном взаимодействии с людьми и природой, постепенно формирующим расширяющуюся за пределы географической оболочки ноосферу.

 

 

2. Люди как живая материя и разумные существа – происхождение, существование и взаимодействие между собой и природой

2.1. О возникновении и несовершенстве человека

 

Ирландский священник Джеймс Ушер, скрупулёзно исследуя Библию, установил, что первые люди – Адам и Ева, были сотворены в 4004 году до Р.Х. Однако, современные антропологи, анализируя останки древнего человека в гроте Кро-Маньон во Франции и ряде других мест, в том числе, в селе Костёнки под Воронежем (радиоуглеродным и другими методами) пришли к выводу, что люди современного типа жили ещё за 40000 лет до Р.Х. По поводу времени происхождения человека на Земле в науке нет единого мнения, – наиболее распространённым считается факт, что около 2-х миллионов лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo). Кроме того, существовало несколько видов людей, большинство из которых вымерло, – к ним, в частности, относятся эректусы и неандертальцы. Важнейшими этапами антропогенеза, выделивших человека из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня и появление языка.

Как биологический вид человек имеет много общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами, геномы которых отличаются лишь на 5%, но имеет ряд специфических особенностей: прямохождение, высокоразвитый мозг, мышление и речь. Перечисленное не исчерпывает всех различий человека и животных, – благодаря разуму, человек познаёт и изменяет мир и себя, творит культуру и свою историю. Заняв высшую ступень развития жизни на Земле, человек стал доминирующим существом на планете, вовлекая в сферу своих интересов всё большие территории и природные ресурсы и воздействуя на природу как мощный антропогенный фактор. Нередко это воздействие имеет негативный характер, являясь отражением несовершенства человека, социально-экономических отношений и природопользования. Высокий потенциал человеческого разума позволяет надеяться на лучшее будущее, но также существует и вероятность мирового катаклизма, если люди не смогут преодолеть своего эгоизма и своекорыстия. Эти двойственность и неоднозначность человека можно связывать как с недостатками его развития (фенотипа), так и с особенностями происхождения (генотипа).

 

 

2.2. Человек – происхождение и развитие

 

Происхождение человека на Земле, как и определение его сущности, пока не имеют однозначного толкования из-за недостаточности данных, наличия разных версий и степени их обоснованности. Религиозная версия и пять научных концепций происхождения жизни на Земле, применимые к человеку, в последнее время дополнились концепцией инволюции человека от более совершенного пращура, ещё более усложнив гипотетическую картину его прошлого. Наверное, при наличии более полных и точных научных данных о происхождении человека можно было бы определённее судить и о нём самом, его сущности и закономерностях развития, но приходится исходить из того, что есть, и руководствоваться более обоснованными фактами и теориями.

Важным средством получения информации о происхождении и развитии человека служат данные антропологии и археологии, религии и истории. Однако, ни одна из этих сфер в отдельности, ни взятые вместе, не дают сколько-нибудь полного представления об этом. Так, антропология не имеет достаточных данных о том, чтобы описать непрерывно весь двухмиллионный период развития человека от австралопитека и потому можно не доверять существующей теории в целом, а археология удивляет находками останков древних людей ростом от 4-5 до 19 метров и необычных артефактов, наводя на мысли о существовании других, отличающихся от общепризнанных факторов развития человека, иных цивилизаций на Земле и пришельцев из космоса. Исторический письменный материал, сколь велик и разнообразен он не был, фактически охватывает около 7 тысяч лет, не везде имеется или сохранился из-за отсутствия письменности, книгопечатания и других неблагоприятных обстоятельств. В лучшем положении оказались религиозные документы, но их объективность и научная ценность нередко вызывают большие сомнения.

Человек прошёл долгий и трудный путь развития, борьбы за выживание в природе и за существование среди себе подобных. Сменилось несколько форм социально-экономического устройства, произошло множество войн, например, за период с 3600 года до нашей эры по 2008 год насчитано около пятнадцати тысяч жестоких войн, унёсших более 3-х миллиардов жизней, а без войн из этих 5608 лет прошло лишь 292 года. Только на Второй мировой войне погибло 60 миллионов человек. А сколько было кровопролитных восстаний, переворотов и революций?.. Представляется, что исторические уроки должны были бы помочь людям найти формулу справедливой жизни для всех, но пока что-то этому мешает...

На Земле, как и прежде, торжествует сила и действует правило: разделяй и властвуй, идёт борьба за ресурсы и рынки. Сильные мира сего, прежде всего в лице США, стремятся к мировому господству, провоцируя национальную и религиозную рознь и разжигая очаги напряжённости по всему миру. Увы, развитие экономики, науки и техники не сделали людей и их жизнь разумнее, справедливее, – по-прежнему льётся кровь невинных, небольшая кучка так называемых олигархов богатеет, миллионы и миллионы едва сводят концы с концами и царит закон джунглей: кто сильней, тот и съел... Как же это объяснить? Свойствами природы человека?.. Действием негативной животной инерции, вследствие того, что человек ещё находится в развитии и несовершенен? Или тем, многие люди в силу разных причин не реализуют свой психо-физический потенциал?..

 

 

2.3. О природе человека и закономерностях его существования. О человековедении

 

Выше отмечалось, что за последние 40 тысяч лет человек в своей сущности практически не изменился, что не означает, будто он – завершённое творение природы и всё в его жизни неизменно. Жизнь и он сам изменяются, – по тому же, сколько проблем всё это сопровождает, можно утверждать, что человек и его жизнь ещё очень несовершенны и исторический опыт побуждает искать их решение в нём самом и его сущности и разуме. Важнейшими моментами в понимании человека являются продолжительный цикл его развития от рождения до зрелости и животное происхождение, упоминая о котором в своих "Этюдах о природе человека", И. И. Мечников отмечает большое число дисгармоний, более сотни рудиментов в его организме и социальный инстинкт, который сформировался сравнительно недавно и проявляется в форме религиозной веры и патриотизма, общих интересов людей, их симпатий и солидарности, для реализации которых придётся изменить много современных обычаев и устремлений.

Впрочем, далеко не все с этим согласны и прежде всего представители разных философских направлений, имеющие многообразные, нередко неоднозначные, а порой и противоречивые представления о человеке и его сущности. Действительно, человек сложен и разнообразен: он млекопитающее и имеет разум, ему свойственны разные темпераменты и конституция тела, он принадлежит нескольким расам и многочисленным национальностям со своими языками, жизненным укладом и вероисповеданием. Люди отличаются полом, уровнем развития и родом занятий, мировоззрениями и убеждениями, жизненными интересами и нравственностью... С другой стороны, – несмотря на многие различия и противоречия, люди не только общаются, понимают друг друга и находят общий язык, но соединяются в браке и становятся партнёрами в делах и крупных предприятиях, в том числе, межнациональных и международных... Одни люди учат и лечат других, что было бы невозможно без того, что является общим – одинаковым или похожим, – того, что всех объединяет. По-видимому, объединяющее начало ещё недостаточно развито, вспомним И. Мечникова, или слабо развивается и нужны время и целенаправленные усилия, чтобы изменить людей к лучшему. Можно предположить, что одна из важнейших, если ни самая важная, причина многоообразия представлений о человеке и его неопределённости, как и несовершенства его жизни состоит в том, что люди в целом недостаточно и индивидуально неодинаково разумны, как и различны в выборе критериев жизненной необходимости и пользы своих желаний и действий, не говоря о неоднозначном видении высшей – общезначимой пользы. Получается, для того, чтобы решить проблему неопределённости человека и несовершенства жизни, людям надо подняться над их различиями и частным и пытаться сознавать и осуществлять жизненно необходимое, общезначимое или общеполезное? И сделать это возможно благодаря развивающемуся разуму, который позиционирует человека между его жизнью и её смыслом, сознавая и связывая их так или иначе, но, что безусловно важно в любом случае, – для человека имеет смысл то, что ему необходимо и полезно!

Что же людей объединяет? Обмен веществ, энергии и информации (1), ритмы и циклы жизни (2), инстинкты и желания, потребности и действия (3), единство тела и духа (4), разум, жизненная необходимость и польза (5), социальность, как имманентное сущности человека и формируемое качество (6), самовоспроизводство и самореализация в контексте самосохранения (7), развитие и продолжение рода /жизни/ (8), совершенствование человека и улучшение вида (9). Это и есть то самое – общее для всех людей, что определяет релевантные основания и свойства их сущности.

Три последние из них (7–9) являются и важнейшими задачами существования человека, определяющими смысловую основу его жизни! Познание и реализация оснований и свойств сущности составляют жизненную необходимость человека, а последнее 9-е – является и выражением его высшей пользы или, что одно и то же, высшим смыслом жизни! Перечисленное позволяет говорить не только о факте существования сущности человека, тем самым опровергая тех, кто считает, что её нет или что для её определения недостаточно данных, но и о его жизненных ценностях в зависимости от уровня развития разума.

Для низшего уровня характерно преобладание примитивного самосохранения и продолжения рода, для среднего – осознанное в той или иной мере самосохранение и продолжение рода в социуме и для высшего – сознаваемое разумом стремление к улучшению вида, как наилучшему самосохранению и продолжению рода! Приведённые выше рассуждения – самая суть человековедения, которое определяет человека, как живую и неотъемлемую часть природы, способную, но пока не вполне реализующую потенциал своего разума, к эффективному развитию и самосовершенствованию в гармоничном взаимодействии с людьми и природой на Земле и во Вселенной.

 

 

3. Проблемы взаимодействия людей между собой и природой и возможности их решения

3.1. Исторический процесс и жизненная необходимость людей

 

Человек является частью природы и развивается вместе с ней. Это утверждение приложимо прежде всего к материально-телесной основе человека, в то время, как его духовное, разумное начало относительно самостоятельно и индивидуально. Как было показано выше, разумность или осмысленность интересов, желаний и действий человека определяется степенью осознания его желаний в контексте жизненных необходимости и пользы и повышается по мере развития его разума. Рассматривая в таком плане человека со времени его происхождения до наших дней, можно увидеть историю человечества, как процесс постепенного изменения представлений о необходимости и пользе желаний и рационализации действий человека в его взаимодействии с людьми и природой для решения задач существования.

С древнейших времён до наших дней важнейшими для человека были выживание, самосохранение и продолжение рода, индивидуально выстраиваемые на инстинктивной основе и желаниях в меру разумности, а в группе, общине или социуме регулируемые иерархией отношений, на ранней стадии в основном посредством силы, а затем по мере развития и через правовые отношения. Увы, разум был и остаётся пока лишь дополнением силы для лучшего достижения целей людей, занимающих более высокое положение, чему подтверждением данные о войнах, приведённые выше. Впрочем, в процессе хозяйственной деятельности, основы жизни людей, и связанных с ней сферах значение разума повышается, способствуя постепенному его развитию. Мотивами повышения разумности всегда были развитие торговли и производительных сил, достижение максимальной экономической эффективности, развитие техники и научное познание мира и человека.

Научно-технический прогресс всё более ускоряется, но, будучи зависимым от экономики, естественно служит прежде всего ей и военно-промышленному комплексу. На этом фоне из поля зрения выпадают или выглядят менее значимыми развитие человека и состояние природы – среды его жизни. Отсюда же – недостаточность внимания к определению человека и его сущности, социальным и экологическим проблемам. Не смотря на то, что наука этим давно занимается и людям многое известно, рациональное решение проблем человека, общества и их взаимодействия с природой пока не реализуемо... Теперь, как и прежде, самое важное для людей, так сказать, их жизненная необходимость состоит в достижении частной и наибольшей выгоды и более высокого положения в социуме для получения максимума жизненных возможностей и удовольствий, что весьма похоже на происходящее в джунглях. Подобное характерно и для международных отношений, когда наиболее экономически развитые страны и, прежде всего США, стремятся к мировому господству.

К сожалению, в обществе потребления степень осознания происходящего в жизни человека, социальных отношениях и взаимодействии людей с природой оставляет желать лучшего, наводя на мысль о недостаточной их разумности или неверной ориентации и необходимости усилий по её повышению для пересмотра критериев жизненной необходимости и пользы и переосмысления желаний и действий в направлении более рациональных и общезначимых. Без этого будет продолжаться то, что формирует действительность с её несправедливостью и неравноправием людей и дисбалансом жизненных отправлений человека и отношений людей между собой и природой. По-видимому, именно это дало основания М. Нострадамусу предсказать всемирный апокалипсис, который сохраняет своё значение и теперь.

 

 

3.2. Особенности и проблемы существования и взаимодействия людей между собой и природой

 

По приблизительным расчётам к началу нашей эры население Земли составляло 230 млн человек, а рубеж в 1 млрд был достигнут примерно в 1800-м году. В 1960-м году численность населения Земли составила уже 3 млрд человек, в 1999-м – 6 млрд, а в настоящее время планету населяет около 7.2 млрд, среди которых есть немало высокоразвитых и цивилизованных народов, но ещё встречаются племена с первобытно-примитивными отношениями... Таковы, например, сентинельцы с острова Северный Сентинель между Индией и Тайландом, находящиеся неподалёку от них Андаманские и Никобарские племена, африканские Масаи, бразильские Пираха и живущее в лесах Папуа Новой Гвинеи, племя Караваи, обнаруженное лишь в 90-х годах ХХ века.

Что наиболее существенно в современной жизни на Земле? Большие различия в уровне жизни и возможностей людей и отчуждение между ними, как и самоотчуждение самих людей, подменяющих свои природные интересы, выражаемые в жизненных необходимости и пользе постоянной работы мышц и разума, без которых нет развития, и единения с людьми для улучшения жизни всех, частной выгодой и стремлением к превосходству над другими и удовольствиям. При этом, по данным ООН, более 5 млрд. человек (72%) проживает в странах со средним уровнем доходов, 1.1 млрд. (16%) – в странах с высокими доходами и около 800 млн. (12%) человек живёт в самых бедных странах, население которых растёт наиболее быстро... Больше всего наименее развитых стран находится в Африке (33) и Азии (14). Согласно прогнозам ООН, население Земли может достичь 8 млрд. человек в 2025-м году, а 9-ти млрд. – ещё через 18 лет. Для справки заметим, что численности в 1 млрд. человечество достигло за 50 тысяч лет своего существования.

Так складывается исторически, что не все становятся богатыми и образованными, не все реализуют свои способности и возможности, не все рождаются и живут здоровыми и счастливыми, не все становятся успешными и известными... Не всегда богатые заслуживают своё богатство или обретают его честно, не все учёные по праву называются таковыми, а те, кто не смог реализовать свои способности, так уж плохи... Увы, немало людей рождается с наследственными болезнями или предрасположенностями к ним, а то и тяжело больными, для лечения которых у государства нет необходимых средств и только некоторые из несчастных могут рассчитывать на помощь добрых людей... Наконец, лишь сравнительно небольшая часть людей получает известность и становится "звёздами", причём не всегда так называемая звёздность обеспечена истинными достоинствами, нередко для этого достаточно иметь сексапильные формы или стильную внешность, сняться в скандальном фильме или принять участие в нашумевшей телепередаче...

С одной стороны в происходящем с людьми есть своя логика, – лучших несправедливо уравнивать с худшими, с другой – в ней есть алогизм, – лучшие не хотят, чтобы худшие становились лучше. Есть и ещё один аспект – относительность: лучшие не всегда действительно лучшие, а худшие таковые не потому, что хуже изначально, а потому, что испытывают много помех в том, чтобы становиться лучше... В результате: неравноправие и несправедливость, разобщение и конфронтация, экологические проблемы и преступность, необеспеченная и небезопасная жизнь многих, практическое отсутствие социально-экономического и недостаточный уровень гуманитарности научно-технического прогресса. Можно говорить о высокой энтропии системы человечества и уповать на возможность её рационализации.

За этими парадоксами жизни людей сокрыто множество личных драм и трагедий, социальных потрясений и природных катаклизмов, которых могло не быть или которые можно было бы смягчить при других – более рациональных отношениях людей к себе, другим и природе. Последнее предполагает действия не только для себя и частной выгоды, но и для других и общей – высшей пользы, осознаваемой разумом. А с этим у людей, как и с пониманием самих себя, не всё ладно, – хочется надеяться, что через какое-то время им удастся осмыслить происходящее и, найдя главную причину, начать рационализировать свои действия и решать накопившиеся проблемы?..

 

 

3.3. О разуме и возможностях рационализации жизни человека на Земле

 

Интеллектуальные и духовные, профессиональные и спортивные достижения людей дают основания думать о высоком потенциале разума и тела человека, а повседневные реалии неравноправия и несправедливости, насилия и обмана одних, бедных и подчинённых, богатыми и властью, подводят к мысли о том, что сила и своекорыстие торжествуют над разумом, принуждая его прислуживать себе, способствуя консервации веками складывавшегося несовершенного, но выгодного для так называемых сильных мира жизнеустройства, в котором частное, в большинстве своём принадлежащее меньшинству, торжествует над общим или большинством...

Как известно, между частным и общим у людей существуют серьёзные противоречия, вместе с тем, если задуматься, они комплементарны или взаимодополняющи, – общее не может существовать без частного, индивидуального, из которого оно формируется, а частное уязвимо без общего, например, государственных и общественных институтов, защищающих его. То есть, можно говорить о том, что у людей есть частное, различающее их, и общее, объединяющее, как и предположить наличие таких свойств человеческой природы, которые находят своё выражение в необходимости индивидуализации самовыражения и самореализации человека, с одной стороны, и социализации хозяйственных отношений и коммуникации и сближения людей для решения общезначимых задач и реализации крупных международных проектов, – с другой.

В силу различий в развитии и разумности, определяющих различие интересов и действий людей, понимание этих вещей затруднено и неоднозначно... Одни акцентируют свободу воли и самовыражения или, как нечто сверхценное, частную собственность, для других важнее социальные ценности и общественная собственность... Разумеется, свобода человека во всех её проявлениях самоценна и это сопрягается с его сущностью, которая безусловно индивидуальна. Но в ней также есть и социальная составляющая, которая проявляется в форме общения или единения людей в совместном труде и решении общезначимых задач.

Будучи частью социума, человеку естественно стремиться не только к непротиворечивому, но оптимальному взаимодействию с ним, ибо в этом не только его необходимость, но и польза, которая выражается в более тесной коммуникации и рациональных организации, облегчении ресурсно-энергетического обеспечения его жизни и повышении уровня развития. При этом возможна и естественна обратная связь – организация жизни улучшается по мере увеличения объёма производства ресурсов и рационализации их использования и таким образом осуществляется двусторонний процесс развития человека, роста его жизненного и духовного потенциала и осознания и реализации индивидуальной и социальной составляющих его сущности. Впрочем, это теоретический посыл, тем не менее, представления о частном и общем в значительной степени формируют нравственно-смысловую основу жизненных ценностей человека, позиционируя его по отношению к жизненным ресурсам, природе и людям-обществу и определяя формы организации его индивидуальной и социальной жизни.

Хочется надеяться, и такова логика человеческого разума, что по мере самопознания и развития соотношение частного и общего будет изменяться в сознании людей сообразно их представлениям о необходимости и пользе, которые будут постепенно идеализироваться до высшей пользы. Не будет большой ошибкой предположение о том, что, какими себе человек представляет свои необходимость и пользу, цели и задачи жизни, такой в определённой степени является и организация социума. Говоря о связи между организацией индивидуальной жизни человека и организацией и политико-экономическими отношениями социума, необходимо подчеркнуть, что борьба за социальную справедливость и улучшение жизни людей в социуме без улучшения самого человека и его разностороннего развития не только неэффективна, но бессмысленна, ибо совершенствование организации социума и экономических отношений должна соответствовать задачам более совершенного человека!

Последнее подтверждает негативный опыт России ХХ века, показавший недопустимость насильственного изменения жизни и преждевременность выводов о загнивании капитализма, предполагая более сложный анализ сложившихся отношений между частным и общим, человеком и обществом, людьми и природой. Вместе с тем, растущие энергетические и продовольственные потребности развивающегося человечества, как и необходимость более глубокого изучения и освоения природы Земли и Вселенной побуждают к консолидации усилий всё большего числа людей и их более эффективному развитию для блага всех и каждого. В этом смысле небесполезен опыт современной России, трудно восстанавливающейся после социально-экономических экспериментов и потрясений в общем потоке развития человечества и его осмысление и рационализация в контексте познания и оптимальной реализации сущности человека для достижения высшей пользы улучшения его вида.

 

 

Заключение

В последнее время становится всё более актуальным представление о единстве Земли, её природы и человека, предполагающее комплексное изучение всех компонентов среды существования жизни на Земле в рамках единой науки – природоведения, которое послужило бы смысловым и методологическим базисом для других наук о природе и человеке. Принципиальным моментом природоведения должно быть положение о человеке, как высшем проявлении живой материи, способном, благодаря высокому потенциалу разума, к эффективному развитию и совершенствованию в гармонии с людьми и природой. Впрочем, пройдя большой путь развития и накопив немалые знания и опыт, человек пока не смог понять себя и найти формулу разумной и счастливой жизни.

Неравные возможности людей, отчуждение между ними и самоотчуждение самих людей, подменяющих свои жизненно важные интересы и пользу развития тела и духа, частной выгодой и стремлением к превосходству над другими, дают основания говорить о высокой энтропии системы человечества и уповать на возможность её снижения посредством разума человека. Для этого необходимо повысить недостаточную в целом и неодинаковую индивидуальную разумность людей, предопределяющую их различия в выборе критериев необходимости и пользы своих желаний и действий. Чтобы решить эту проблему, люди должны подняться над их различиями и пытаться сознавать и осуществлять жизненно необходимое, общезначимое или общеполезное, тренируя своё тело и развивая свой разум!

Хочется надеяться, что по мере развития и самопознания людей их представления о необходимости и пользе будут совершенствоваться до осознания и достижения высшей пользы улучшения вида. Говоря о возможности развития разума человека и связи его индивидуальной жизни и политико-экономическими отношениями социума, необходимо подчеркнуть, что улучшение жизни людей и организации социума предполагает улучшение самого человека, его поступательное развитие. В стремлении к совершенству – залог успешного развития человека, преодоления его самоотчуждения и единения с людьми и природой Земли и Вселенной для осуществления своего великого предназначения в познании и совершенствовании себя и мира!

24.08.2015

 

 


№63 дата публикации: 01.09.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020