Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

«Ещё я долго буду петь…»

Патриоту, философу и пророку С. А. Есенину исполняется 120 лет

 

От автора

Обращаясь к знаменитому собрату по перу, С. А. Есенин пророчествовал: «Но, обречённый на гоненье, ещё я долго буду петь, чтоб и моё степное пенье сумело бронзой прозвенеть». Написал, словно вспомнил пушкинское: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит». Предвижу, что иной читатель, не особо размышляя над строкой поэта, может заметить: «Выходит, ошибся поэт в прогнозе, коль через год после предсказания ушёл из жизни? Какой уж тут, «долго петь»! Ну что же… С обывательской точки зрения – да, ошибся. С точки зрения духовной, поэтической – не ошибся. Нет. Жив поэт. Жив и сегодня. И эти юбилейные строки о нём, о живом Сергее Есенине.

 

 

 

Что есть «патриот»?

Тема патриотизма, исчезнувшая в «лихие» 90-е годы из сознания россиян, в наши дни, обретает новое, сильное звучание. Что касается незабываемого 2014 года, то во время триумфа Зимней Олимпиады в Сочи автор ясно осознал, что живёт в великой стране. Воистину великой! Стране, которой можно и должно гордиться по самому высшему счёту. Пришло такое чувствознание… И, судя по всему, пришло ко многим россиянам. Между тем, следует признать, что, начиная с годов смуты и безвременья, выросло поколение россиян, не имеющее представление о слове «патриотизм». И наступающий славный юбилей народного поэта и патриота Сергея Есенина, хороший повод, чтобы вернуться к этому непростому, но жизненно необходимому понятию. Что же такое – «патриотизм»? Кого можно считать патриотом? И так ли необходим патриотизм в нашей жизни? Обратимся к энциклопедиям. Начнём со старины.

В словаре Даля читаем: «Патриот, патриотка – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отний, отчий, отчиный».

В современном Социологическом словаре значится: «Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) – англ. patriotism; нем. Patriotismus. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. «Патриотизм(греч patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа».

Как видим, чувство патриотизма – чувство интернациональное, свойственное всем народам, коль оно входит в языки разных народов. Но у каждого народа оно своё, специфическое. К слову, у американского народа примером истинного патриота, на мой взгляд, является всемирно известный поэт Уолт Уитмен. Патриот не только Америки, но и всего человечества. Чувство патриотизма у русского народа глубоко духовное, жертвенное, противоречивое, бессознательное и крайне эмоциональное. Чувство, проявляемое в народе открыто, ярко, а значит, отовсюду и всем заметное. Не патриотическое ли чувство исторической правоты Отечества перед лицом иных народов вело в бой русские полки? Вело к победе над врагом, не считаясь ни с какими потерями? Искреннее, сердечное признание в любви к Матушке России оставлено на века классиками литературы.

 

 

Поэтова любовь

Из стихотворного признания М. Ю. Лермонтова:

 

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой…

Но я люблю – за что, не знаю сам

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её подобные морям.

(«Родина»)

 

Итак, Лермонтов любил Россию «не подчиняясь рассудку странною любовью». У Н. Некрасова, в поэме «Кому на Руси жить хорошо», ярко утверждается упомянутый нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству. Но парадоксален поэт: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь».

У А. Блока иное представление о России:

 

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

 

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот – она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

 

И Лермонтов, и Некрасов, и Блок, и Есенин являлись безусловными патриотами Отчизны. Но зададим вопрос: на чём основан русский патриотизм? Ответ будет таков: на вере в лучшее, вернее сказать, на вере в великое будущее России. Вспомним знаменитое тютчевское: «В Россию можно только верить…» А что такое вера? Обратимся к Максиму Горькому: «Вера – не выдумка, ибо вера великое чувство и созидающее! А родится она от избытка в человеке жизненной силы его. Сила эта – огромная суть и всегда тревожит юный разум человеческий, пробуждая его к деянию» («Исповедь).

Замечательно, когда бессознательная вера со временем переходит в осознанную уверенность, в понимании того, что означает Россия для всего мира. Итак, по мнению Максима Горького, патриот – это жизнелюб, оптимист, человек с избытком жизненных сил, готовый отдать все силы на укрепление могущества Родины. И видящий в том цель своей жизни.

 

 

Патриот Сергей Есенин

Но был ли на самом деле патриотом России гражданин и поэт Сергей Есенин? Спросим иначе: любил ли Сергей Есенин родину, был ли «ревнителем её блага», готов ли был на жертвы и подвиги во имя её интересов? Одно дело пассивный, созерцательный патриотизм, который называется «квасным». Тот, что смотрит не вперёд, не в будущее, а назад, в прошлое России. И сожалеет о прошлом. И совсем иное дело патриотизм действенный, мобилизующий. Для поэта патриотизм осуществляется за рабочим столом, в творческом труде, в духовной наполненности, в отношении к Отчизне.

Для ответа на поставленные вопросы следует обратиться к документам, связанным с жизнью и творчеством С. Есенина. В первую очередь к творчеству. И конечно, к поступкам. Кому не памятны хрестоматийные строки: «…Не надо рая, дайте родину мою»?

 

«Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза...

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая

Дайте родину мою".

 

Сыновняя любовь к родной природе красной нитью проходит через всё поле поэзии С. Есенина, который «берёзке каждой ножку рад поцеловать…» Но это в чувстве, в слове? А в жизни, в поступках? Однажды Есенин написал: «В слове я не вру…» Это должно означать, что и на деле Есенин был патриотом России. В отношении к историческим, судьбоносным событиям. Годы 1918–1921 явились для С. Есенина годами преображения. Есенинский оптимизм и призыв к построению светлого будущего переполняет все стихотворения этого периода. Как, например, в стихотворении «Преображение»:

 

«Ей, россияне!

Ловцы вселенной,

Неводом зари зачерпнувшие небо,

Трубите в трубы».

 

Нет, не только « на словах», но и на деле любил Есенин Родину, обновлённую Советскую Россию, готовый «задрав штаны бежать за комсомолом». От гимна родной природе Есенин с энтузиазмом переходит к воспеванию новых, созидательных, подчас трагических перемен в Отечестве. Поэт сознательно принимал участие в увековечении памяти борцов революции, вместе со скульптором Конёнковым работал над памяткой доской жертвам революции.

 

«Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное...

И в чахоточном свете Луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны».

 

«Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли...

Мы радугу тебе – дугой,

Полярный круг – на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную».

 

Страстное желание Есенина исполнилось в ХХI веке. Россия сегодня действительно «вывозит земной шар» на колею партнёрства и сотрудничества народов, повсеместно проявляя мирные инициативы. И это современным недругам России явно не по нраву…

 

«Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И берёзам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь».

 

Первые революционные годы (особенно 1918 год) явились для Есенина годами душевного и духовного подъёма. Из воспоминаний поэта Петра Орешина: «Для Есенина эта весна и этот год были исключительно счастливым временем. О нём говорили на всех литературных перекрёстках». У Есенина рождаются выстраданные, оптимистические, глубоко продуманные стихи: «Капитан земли», «Гуляй-Поле», «Кантата», «1 мая», «Русь советская». Появляется и слово «преображение», которым он называет одно из стихотворений. Из стихотворения «1 мая»:

 

«…И, первый мой бокал вздымая,

Одним кивком

Я выпил в этот праздник мая

За Совнарком.

Второй бокал, чтоб так, не очень

Вдрезину лечь,

Я выпил гордо за рабочих

Под чью-то речь.

И третий мой бокал я выпил,

Как некий хан,

За то, чтоб не сгибалась в хрипе

Судьба крестьян.

Пей, сердце! Только не в упор ты,

Чтоб жизнь губя...

Вот потому я пил четвертый

Лишь за тебя».

 

Из письма С. Есенина А. Сахарову: «Что сказать мне Вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать – самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно... Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод... зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину". 1922 год, Европа.

 

 

Философ Сергей Есенин

О чём размышлял юный Есенин? Что занимало воображение начинающего поэта? Высокое или будничное? В 16 лет Есениным написано стихотворение «Звёзды»:

 

«Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звёздочки, звёздочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звёзды небесные,

Силу великую знания жгучего»?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звёзды небесные, звёзды далекие!

 

С. Есенин трижды приступал к учёбе. В 1909 году юный поэт, закончив начальную школу в Константиново, уехал поступать во «второклассную учительскую школу», поскольку родители мечтали видеть сына учителем. Школа располагалась в рязанском городке Спас-Клепики, где Есенин «крепко» подружился с А. Г. Панфиловым.

Из письма Сергея Есенина Грише Панфилову от 22 сентября 1913 года: «Дела мои не особенно веселят. Поступил в университет Шанявского на историко-философский отдел, но со средствами приходится скандалить. Не знаю, как буду держаться, а силы так мало. Я не знаю, что ты там засел в Клепиках, пора бы и вырваться на волю. Ужели тебя не гнетёт та удушливая атмосфера? Здесь хоть поговорить с кем можно и послушать есть чего. Пока думаю довольно с меня разводить эти мёртвые каракули. Скука невыносимая…»

 

Третье образование, как следует из письма, Есенин получал в Москве, учась в течение полутора лет на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени Л. Шанявского. Как видим, отошедший от родительской семьи и повзрослевший Есенин для дальнейшего обучения самостоятельно выбрал историю и философию. И это говорит о многом!

Из «философских» писем Сергея Есенина Григорию Панфилову: «Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды. (Осень 1912).

«Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны. (Осень 1912).

«Жизнь... Я не могу понять её назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно. [...] Да, однако, если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы всё-таки должны знать, зачем живём. [...] зачем она, жизнь? Зачем жить? На все её мелочные сны и стремления положен венок заблуждения, сплетённый из шиповника. Ужели так и невозможно разгадать? (1912–1913).

Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в проследовании любви к ближнему. (Осень 1914).

Но у Есенина бывали и другие настроения, и тогда поэт обходился без упоминаний о «нелепости жизни»:

 

«Как есть всё принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

…………………………………………

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев».

 

Известно, что всё познаётся в сравнении. Побывав за границей, в Европе и Америке, невольно сравнивая жизнь на родине и на чужбине, поэт-философ отметил огромное различие в жизненном укладе русского и европейских народов.

«Перед отъездом из Европы в Америку я вспомнил про "дым отечества", про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги, и стал ругать всех цепляющихся за "Русь", как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию... С того дня я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство» (1922–1923).

 

 

Пророк Сергей Есенин

Не ошибся поэт в предчувствии собственной судьбы.

 

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть».

 

«В слове я честен», – подчёркивал поэт. И действительно, когда Есенин не понимал сути происходящих событий, то находился в растерянности, в подавленности и не скрывал этого: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий». И тогдастихи Есенина наполнялись особенным трагизмом. Но у поэта случались периоды пророческих прозрений. В эти минуты Есенин, по-видимому, оказывался во власти ясновидения , а затем яснопонимания. В таком случае пророческие прозрения воплощались в удивительные строки:

«Новые в мире зачатья в отблеске алых зарниц… Спите любимые братья, мимо вас движется ратью к зорям вселенским народ». «Кантата».

 

 

Предчувствие Есениным наступления Новой Эры

Согласимся с тем, что приведённые строки написаны поэтом-пророком, поэтом-философом. Только теперь, спустя столетие, представляется в должной мере оценить глубину есенинского прозрения 1918 года. В тот переломный для судеб России год Есенин бессознательно заговорил о приходе Эры Водолея. О новом космо-энергетическом периоде развития человечества («новые в мире зачатья»). О наступлении «Агни-Йоги» («в отблеске алых зарниц»). О новом цикле в эволюционном развитии человечества длиною в 2600 лет. И эти прозрения повторяются во многих стихотворениях Есенина.

«Ещё никто не управлял планетой, и никому не пелась песнь моя, лишь только он с рукой своей воздетой, сказал, что мир единая семья». («Капитан земли»).

Эти строки были написаны в 1925 году. Сказано, как и многое, Есениным интуитивно, на бессознательном уровне. А по сути, сказано об «управлении планетой» новыми мощными энергиями Эры Водолея. Эры Нового Времени, грозно заявившей о себе в ХХ веке. Сказано о явлении космической энергии, призывавшей народы мира к объединению и построению «светлого будущего». Он – это В. И. Ульянов – Ленин, «буревестник» Нового Времени.

 

«Он скажет:

“Только тот пловец,

Кто, закалив

В бореньях душу,

Открыл для мира, наконец

Никем не виданную

Сушу”».

 

А что по сути?

«Никем не видимая суша» – это новые общечеловеческие ценности. Свобода, равенство и братство покинули лоно марксовой теории и в ХХ веке принялись, трагически-противоречиво, в боренье со старым, обретать плоть и кровь. Вначале в образовании Советской России, затем Советского Союза, затем мировой социалистической системы. В мировых общественно-политических процессах: образовании Лиги наций, затем ООН, военных союзах НАТО и Варшавского договора. Эти же процессы продолжаются и в ХХI веке: образованием Единой Европы, мировыми миграционными явлениям, религиозными конфликтами, обильным образованием общественных, экономических и политических союзов.

Из стихотворения «Ленин»:

 

«Я не пойму, какою силой

Сумел потрясть он шар земной?

Но он потряс...

Шуми и вей!

Крути свирепей, непогода,

Смывай с несчастного народа

Позор острогов и церквей».

 

И только теперь, много лет спустя, мы открыли для себя содержание силы, ведомый которой Ульянов-Ленин сумел «потрясть шар земной». Природа этой силы заключена, повторимся, в приходе на планету качественно новой энергии космического пространства…

Из «Руси советской»:

 

«Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

 

Какие-то пророчества философа С. Есенина сбылись, а каким-то пророчествам ещё только предстоит сбыться. Например, сбылось пророчество Есенина в отношении открытия Россией космической эры и первенства в освоении космического пространства. Повторим это историческое прозрение:

 

«Ей, россияне!

Ловцы вселенной,

Неводом зари зачерпнувшие небо,

Трубите в трубы».

 

Примечательно, что советский поэт Леонид Мартынов в заметках о Есенине отмечал «космизм» творчества поэта. Да, Есенин жил на земле, но его взгляд устремлялся в небо, проникал в глубины космоса. По пророчеству Есенина «человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности». Чувствознание Есенина определило Россию как страну глубоко духовную, несущую бремя таинственной, божественной миссии: «И вся ты смирна и ливан, волхвов потайственно волхвующих». Поэт называл Россию «предначертательницей». Но спросим себя, чего именно «предначертательницей»?Развития человечества? Будущего планеты Земля?

 

 

Пророчество на перспективу

Однако у Есенина имеется пророчество, которому, казалось бы, никогда не сбыться. Спустя столетие после ухода поэта на планете далеко «не прошла вражда племён, не исчезла ложь и грусть». Ошибся поэт? Нет, не ошибся. Это прогноз на перспективу. Это дело будущего. И по историческим меркам близкого будущего. И тому есть космобиологическое объяснение. Оно заключается в том, что существует инерция распространения энергии из космического пространства на планету Земля. Точно так же, как существует инерция ухода отработанной энергии прошлого. Глобальные космические процессы, вызвавшие мировые катаклизмы, занимали весь ХХ век. В силе они остаются и в XXI веке. А порой человеку кажется, что негативы развития общественно-политический и экономической жизни даже усиливаются. Но это не так. Эти явления обязаны пойти на спад. Согласно разработанной автором КЭМРЧ* противоречивые, антагонистические космоэнергетические влияния на планету Земля прекратятся лет через 100-120. И только тогда жизнь человечества войдёт в созидательное русло. Есть надежда, что к 2150 году человечество обретёт истинную «свободу, равенство, и братство», истинное партнёрство, к которому сегодня идёт тернистыми , а подчас и кровавыми путями.

 

*Космо-энергетичекая модель развития человечества.

 

 


№63 дата публикации: 01.09.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020